Главная страница
Навигация по странице:

  • Государственный строй в период правления Каролингов 230 Ãëàâà 3. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîé Çàïàäíîé Åâðîïû

  • 3.2.2. Право франков. Салическая правда

  • история государства и права. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд. Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.


    Скачать 1.86 Mb.
    НазваниеУчебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.
    Анкористория государства и права
    Дата28.11.2021
    Размер1.86 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд.pdf
    ТипУчебник
    #284876
    страница26 из 87
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   87
    229
    3.2. Ðàííåôåîäàëüíîå ãîñóäàðñòâî è ïðàâî ôðàíêîâ
    Величайшим событием в жизни Карла Великого стало
    Рождество 800 г., когда папа Лев III возложил на него корону Римской империи. В результате престиж франк- ского государства резко возрос, особенно относительно его главного соперника — Византийской империи. Карл Вели- кий провозгласил, что с его коронацией возродится слава
    Конное феодальное ополчение
    Народное ополчение
    Министериалы
    Пфальцграфы
    Реферандарий
    Канцлер
    Архикапеллан
    Тезаурарий
    Маршал
    Пограничные округа
    Округа
    (паги)
    Сотни
    Общины
    (марки)
    Церковные суды
    Судебные органы
    Сеньориальные суды
    Суды сотен
    Королевский совет
    «Майские поля»
    Судебные органы
    Королевский совет
    Король
    «Ассамблея всех франков»
    Военная организация
    Местное управление
    Рис. 17. Государственный строй в период правления
    Каролингов

    230
    Ãëàâà 3. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîé Çàïàäíîé Åâðîïû
    Римской империи. Карлу и поддерживающей его церкви коронация нужна была в качестве политико-идеологи- ческого средства укрепления королевской власти за счет атрибутов Римской империи.
    Еще задолго до коронации Карл стал называться хра- нителем «христианской империи». В 794 г. он созвал Все- ленский церковный собор, на котором объявил о важных изменениях в богословской доктрине и церковном праве.
    Борясь за «чистоту веры», он рассылал во все концы страны миссионеров, издавал капитулярии, предусматривавшие смертную казнь за оскорбление священников и христиан- ской веры.
    Карл видел свою основную задачу в том, чтобы «защи- тить святую церковь от язычников и неверных и укреплять ее изнутри путем глубокого познания католической веры».
    Защита веры и большое значение, которое он придавал образованию и культуре, стали лейтмотивом его прав ления.
    Усилению личной власти императора способствовал и проходивший в рассматриваемый период бурный про- цесс закрепощения крестьян. В условиях хищнического захвата земель в VIII—IX вв. король (император) выступал в качестве высшего сеньора, высшего распорядителя земли, закрепляя земельные владения духовных и светских феода- лов, общин, но неизменно за счет общин, в интересах круп- ного землевладения.
    Реальная власть Каролингов опиралась уже на иные силы, на их прямых вассалов, бенефициариев. Это были те социальные слои, которые находились под их непосред- ственным покровительством.
    Однако это не укрепило империю. Власть Каролингов становилась все более сеньориальной, частной, она «рас- таскивалась» местными владыками, графами, епископами.
    Не прекращалась междоусобная борьба.
    В руках Карла Великого оставалась лишь опреде- ленная часть общегосударственных полномочий. К ним по-прежнему относились «охрана мира», охрана границ, определенная координация действий центральной власти и вотчинных властей.
    Действенную силу имели капитулярии Карла. В одном из них указывалось, что император «как охранитель мира» должен пресекать «нарушение власти», обеспечивать «пра- вильный мир для церкви, вдов, сирот и слабых», уделять
    «особое внимание» наказанию «разбойников, убийц, пре-

    231
    3.2. Ðàííåôåîäàëüíîå ãîñóäàðñòâî è ïðàâî ôðàíêîâ
    любодеев и кровосмесителей», строго охранять «права церкви и ее имущество», «получать окончательное решение с помощью графов и судей на местах».
    К выполнению этих функций был приспособлен и импе- раторский аппарат управления. Совет, состоявший из выс- ших представителей духовной и светской знати, решал практически все дела, имеющие отношение к государству.
    Во главе местной администрации стояли графы, делив- шие власть с епископами. В пограничных графствах важ- ную роль играли военные начальники, следившие за безо- пасностью границ государства.
    У императора не было имперской бюрократии, у него не было даже столичного города. Управление осущест- влялось через рассеянный по империи административно- судебный аппарат «государевых посланцев», которые при- званы были проводить в жизнь королевские распоряжения.
    Это свидетельствовало о слабости и неэффективности цен- тральной власти, не имевшей опоры на местах.
    Государевы посланцы, состоявшие из одного светского и одного духовного лица, ежегодно объезжали округа, вклю- чающие несколько графств. В их компетенцию входило прежде всего наблюдение за управлением королевскими поместьями, за правильностью совершения религиозных обрядов, за королевскими судьями, рассмотрение апелля- ционных жалоб на решения местных судов по тяжким пре- ступлениям. Однако всего этого было явно недостаточно для управления страной.
    Значительное влияние на развитие франкского обще- ства оказывала армия. На ранних этапах развития фео- дального государства армия не отделялась от народа. Это было народное ополчение, принимавшее активное участие в политической жизни, еще строившееся на племенной основе. На военную организацию франков оказали влия- ние римские учреждения. Так, были введены гарнизонная служба, подчинение военных отрядов местным должност- ным лицам, назначение королем командиров-тысячников, сотников.
    По мере становления феодальных отношений в ополче- нии стали предводительствовать не только должностные лица короля, но и крупные землевладельцы-сеньоры. Впо- следствии военные отряды приводил с собой сеньор.
    Постепенно в империи франков сформировалось воен- ное сословие всадников (рыцарей), чьим единственным

    232
    Ãëàâà 3. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîé Çàïàäíîé Åâðîïû
    занятием была служба своему сеньору и война. Благодаря системе вассалитета рыцари были включены в систему лен- ного держания земли и тем самым — в систему управления.
    Военная служба стала неотделимой от земельной собствен- ности.
    В начале IX в. государство франков, хотя и находилось в зените своего могущества, охватывая территорию почти всей Западной Европы и не имея на своих границах про- тивника, равного ему по силам, уже несло в себе элементы приближающегося упадка и распада. Феодальная раздроб- ленность, отсутствие крепкой единой гражданской власти взамен военной подтачивали государственность франков.
    Между частями империи, под властью которой находились разные народы, не было прочных экономических и куль- турных связей.
    Претенденты на императорскую корону вели между собой яростную борьбу. Собравшиеся в Вердене в 843 г. внуки Карла Великого разделили империю на три части.
    Восточная часть перешла к Людовику Немецкому, запад- ная — Карлу Лысому. Среднефранкское королевство
    Северной Лотарингии — коридор между землями этих бра- тьев — и Северная Италия достались Лотарю.
    Верденскийдоговор положил начало самостоятельному существованию трех европейских государств: Франции,
    Германии и Италии.
    3.2.2. Право франков. Салическая правда
    Салическая правда отражает первоначальный этап феодализации и христианизации франкского обще- ства.
    А. Ю. Соломатин, российский историк
    государства и права
    Первые франкские кодификации права представляли собой записи обычного права. Наиболее известной среди них стала Салическая правда, составленная в 507—511 гг.
    Первоначальный ее текст не сохранился. В течение ряда веков этот судебник переписывался, дополнялся и изме- нялся. В результате сохранилось несколько его вари антов.
    Салическая правда не содержала систематически изло- женных правовых норм. Она характеризуется отсутствием

    233
    3.2. Ðàííåôåîäàëüíîå ãîñóäàðñòâî è ïðàâî ôðàíêîâ
    общих, абстрактных понятий, казуистичностью и форма- лизмом.
    Как и в других «варварских правдах», форма норм Сали- ческой правды была предметно-наглядной и соответство- вала конкретно-образному правосознанию франков, чуж- дых языку юридических абстракций.
    Обычаи, являвшиеся продуктом народного (общинного) творчества, основывались на таких понятиях, как честь, клятва, возмездие, примирение (и его цена), коллективная ответственность и пр.
    Для Салической правды свойственно также подробное описание различных процедур и ритуальных действий.
    Нарушение требований, относящихся к детально разрабо- танной процедуре, включающей в себя произнесение опре- деленных слов, использование предметов-символов (напри- мер, горсть земли при коллективной выплате вергельда, сломанные ветки «мерой в локоть» при отказе от родства и т.д.), могло свести на нет действие самой нормы права.
    Салическая правдa несет на себе печать общинных отно- шений. Ее нормы не отделяют личность от коллектива, правоспособность человека определяется принадлежно- стью к роду, общине, большой семье. Вне этих коллекти- вов человек не имел никаких прав. Изгнание из общины, рода, семьи оставалось одним из самых тяжких наказаний.
    Даже ответственность за то или иное правонарушение воз- лагалась не только на конкретного человека, но и на ту социальную группу, к которой он принадлежал. Франки стремились сохранить свою племенную общность перед лицом реальной угрозы ее крушения. Право у них было средством удержания людей вместе, средством прими- рения.
    Салическая правда, отражавшая наиболее ранние социально-экономические и политические процессы ста- новления классового общества, еще не знала однознач- ного понятия собственности. Большинство предписаний
    Салической правды посвящено охране права собственно- сти на различные движимые вещи. К движимым вещам, находящимся в собственности отдельных лиц или семей, применялся термин «свой» в отличие от термина «чужой».
    Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуж- далось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца.
    Со всеми подробностями разбирались в судебнике случаи

    234
    Ãëàâà 3. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîé Çàïàäíîé Åâðîïû
    кражи крупного и мелкого рогатого скота, собак, голубей, пчел, свиней.
    Скотоводство играло ведущую роль в хозяйстве франков.
    Скот, являясь неким символом благосостояния, обеспечи- вал семью тем богатством, которое можно было захватить с собой в случае переселения, бегства. Скотом пользовались и как средством обмена, эквивалентом денежных расчетов.
    Так, два-три солида
    1
    у франков стоила здоровая корова.
    Салическая правда дает нам представление о процессе развития права собственности на землю. Пахотная земля находилась в коллективной собственности марки и перио- дически делилась между общинниками. Свой надел франк не мог отчуждать, в случае его смерти земля оставалась в общине. Пашня считалась владением, а не собствен- ностью. Леса, луга, выгоны для скота также находились в совместном пользовании общины.
    По Салической правде франк имел в собственности приусадебный участок, дом. Община состояла из больших семей, состоявших в родственных связях. Состоятельные семьи имели в качестве домашних слуг рабов и полусво- бодных ремесленников (кузнецов, конюхов, свинопасов, виноградарей).
    Салическая правда упоминает аллоды — участки земли, еще не ставшие объектом частной собственности, принад- лежавшие владельцам, которые, судя по всему, вышли из общины. Скорее всего, аллоды могли переходить по наследству.
    В условиях раннефеодального государства собственность на землю была как бы расщепленной. Право пользования землей принадлежало вассалу, собственность — сеньору.
    Феодальная собственность предполагала внеэкономиче- ское принуждение. Земельная собственность была атрибу- том и следствием высшей военной и судебной власти.
    О переходе пахотного участка земли (аллода) в частное владение свидетельствует различное отношение в Саличе- ской правде к пахотной земле, а также к лугам, пастбищам, лесам, которые еще остаются в общинной собственности.
    Салическая правда карает сам факт нарушения границы пахотного поля без разрешения хозяина, предусматривая штраф в 3 солида за проезд по чужому полю, за запашку чужого поля — штраф в 15 солидов, за посев на чужом
    1
    Один солид равнялся стоимости годовалого быка.

    235
    3.2. Ðàííåôåîäàëüíîå ãîñóäàðñòâî è ïðàâî ôðàíêîâ
    поле — в 45 солидов. Если же посторонний человек всту- пал на участок общинного луга, это не считалось преступ- лением.
    Обязательственное право у франков не получило значительного развития. Франкскому обществу было свойственно мелкокрестьянское натуральное хозяйство, товарно-денежные отношения были развиты слабо. Упо- минаются такие виды сделок, как продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Передача права собственности при сделках осуществлялась публично путем простой пере- дачи вещи. Неисполнение обязательства влекло за собой имущественную ответственность. Просрочка в исполне- нии обязательств влекла за собой дополнительный штраф.
    Салическая правда знает и обязательства из причинения вреда. Чаще всего они возникали в результате совершения преступления.
    В Салической правде отсутствуют указания на общие условия действительности договоров. При этом подразуме- вается свободное волеизъявление сторон при заключении таких договоров, как купля-продажа, мена, поклажа, залог, заем, ссуда, дарение. Волеизъявление осуществлялось путем бросания другому лицу «в полу стебля» или, как известно по другим источникам, передачи двери при продаже дома и пр. Фактический владелец движимой вещи был обязан доказать, что купил или выменял ее, в противном случае он мог быть объявлен вором.
    Салическая правда регулировала и брачно-семейные
    отношения. Семья у франков носила патриархальный характер. В семью наряду с нисходящими входили боковые родственники, родные и сводные братья, их жены. Семьи жили под одной крышей вместе с челядью. Но власть отца по Салической правде не была столь широка, как, напри- мер, в Риме. Она напоминала скорее строгую пожизненную опеку над женой, дочерью или сыном. Опека над сыном прекращалась по достижении им 12 лет.
    Браку предшествовал сговор между семьями жениха и невесты. Он заключался в форме покупки женихом неве- сты. Через покупку муж приобретал власть над женой.
    Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства: существование уже законного брака, объ- явление лица вне закона, существование близкого кровного родства, несвободное состояние человека. Жених в каче- стве выкупной платы вносил брачный дар, которым вла-

    236
    Ãëàâà 3. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîé Çàïàäíîé Åâðîïû
    дела женщина. После смерти одного из супругов брачный дар сохранялся и передавался детям.
    Увод чужой невесты влек за собой возмещение ущерба жениху, равное 15 солидам, увод чужой жены грозил штра- фом в 200 солидов. Незамужняя женщина у франков поль- зовалась некоторой самостоятельностью. Так, источники не содержат каких-либо данных об опеке вдов со стороны старших родичей — мужчин. Салическая правда указывает на определенное ущемление прав вдов. Они не могли, напри- мер, вторично выйти замуж без разрешения суда и уплаты определенной суммы родственникам умершего мужа.
    В судебнике содержатся и нормы наследственного
    права. Салической правде было известно наследование по закону. По наследству могло переходить как движи- мое, так и недвижимое имущество. Движимое имущество наследовалось в порядке очередности. К первой очереди относились дети. Земля же переходила только к сыновьям.
    В этом проявлялось стремление сохранить ее в данном роде. Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения, совершавшегося публично на народном собрании в строго установленной форме: имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указан- ному лицу.
    Значительное внимание в Салической правде уделено
    преступленям и наказаниям. Из статей, посвященных пре- ступлениям, вытекает, что в это понятие включались при- чинение вреда личности или имуществу и нарушение коро- левского «мира». Все упоминаемые преступления можно свести к четырем видам: преступления против личности
    (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и др.); преступления против собственно- сти (кража, поджог, грабеж); преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство); нарушение предписаний короля. Наибольшее число статей посвящено преступлениям против личности и имущества.
    Вместе с тем в Салической правде выделяется ряд пра- вонарушений, приближающихся к понятию «преступле- ния против государства» (например, должностные престу- пления графа, если он «осмелился взять что-нибудь сверх законного» при взыскании долга или отказался восстано- вить «справедливость и правосудие»). Содержатся в Сали- ческой правде и косвенные указания на воинские пре-

    237
    3.2. Ðàííåôåîäàëüíîå ãîñóäàðñòâî è ïðàâî ôðàíêîâ
    ступления, например дезертирство. Простое оскорбление словом «дезертир» влекло за собой штраф.
    Упоминаются отягчающие обстоятельства (групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы пре- ступления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству.
    Рассматривая наказания, предусмотренные Салической правдой, следует отметить четко выявившуюся тенденцию почти полной замены штрафами (вергельдами) всех ста- рых наказаний родового строя. Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира. Взамен кровной мести был установлен выкуп. Его размер зависел от тяжести совершенного преступления, национальности, сословной принадлежности, возраста, пола потерпевшего и был доста- точно высоким. Он делился на три части, которые распреде- лялись между семьей убитого, родственниками со стороны его отца и матери и казной.
    Специальные разделы судебника определяют наказа- ния за кражу свиней, рогатого скота, лошадей, собак, рабов, за поджоги, ломку изгороди. Салическая правда предусма- тривает крупные штрафы за убийство, телесные повреж- дения, в ней подробно перечисляются и различные виды побоев, оскорблений словом или действием.
    Штрафы за нанесение телесных повреждений варьиро- вались от 9 до 200 солидов. 200 солидов следовало уплатить за кастрацию человека, 100 — за ряд увечий, нанесенных одновременно, и за повреждение языка, лишившее чело- века способности говорить. В перечне телесных поврежде- ний упоминаются и выбитый глаз, и оторванное ухо, и раз- личные оторванные пальцы. Например, за палец, «которым натягивают лук», присуждался штраф в 35 солидов, а за чет- вертый палец — только 9.
    Сумма штрафов за оскорбление словом или действием зависела от ряда обстоятельств: от социального положе- ния сторон, от тяжести оскорбления в понимании франков.
    Вергельд за убийство раба составлял 35 солидов и шел его хозяину. За убийство полусвободного франка выплачива- лось 100 солидов, свободного — 200, графа, королевского чиновника, слуги, если он был даже римлянином, — 300, чиновника короля — 600 солидов. За убийство графа ско- пищем, в походе, при исполнении служебных обязанностей вергельд утраивался.

    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   87


    написать администратору сайта