Главная страница
Навигация по странице:

  • Сословно-представительная монархия

  • 3.1.2. Западноевропейское средневековое право

  • судебной системе и судо- производстве

  • история государства и права. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд. Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.


    Скачать 1.86 Mb.
    НазваниеУчебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.
    Анкористория государства и права
    Дата28.11.2021
    Размер1.86 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд.pdf
    ТипУчебник
    #284876
    страница24 из 87
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   87
    211
    3.1. Ôåîäàëüíûå ôîðìû ãîñóäàðñòâà è îñîáåííîñòè ïðàâà...
    нениями, которые в Западной Европе обладали реальной политической властью, прежде всего — с церковью и горо- дами.
    Европейцы, являясь наследниками римской государ- ственности, предстают и как наследники античной цивили- зации. Однако Запад обрел свое истинное лицо лишь тогда, когда его население создало новую цивилизацию — циви- лизацию Запада.
    Запад на протяжении веков непрерывно и последова- тельно развивался. Это достаточно ярко проявилось в ста- новлении государственных институтов.
    Можно выделить несколько форм западноевропейской
    монархии.
    1. Раннефеодальная монархия (V—IХ вв.). Она харак- терна для периода становления феодальной собствен- ности, когда формирующийся класс феодалов группиро- вался вокруг короля, чья власть в это время укреплялась.
    В Европе в период ранних (варварских) государств коро- левская власть пользовалась поддержкой христианской церкви и крестьян-общинников. В это время складывались первые относительно крупные феодальные государства.
    2. Сеньориальная монархия (X—XIII вв.). Развитие феодальных поземельных отношений, базировавшихся на натуральном хозяйстве и на эксплуатации феодально- зависимого крестьянства, порождало и новые виды связей между земельными собственниками разного ранга, которые приобретали характер феодальной иерархии. В условиях крайней степени политической децентрализации, фактиче- ски феодальной раздробленности единственным способом организации и поддержания государственной власти стали особые договорные отношения, построенные на принципе сюзеренитета-вассалитета.
    3. Сословно-представительная монархия (XIV—
    XV вв.). Экономический подъем, связанный с ростом горо- дов и развитием торгового оборота, с накоплением капитала, породил сословную консолидацию западноевропейского общества. В новых условиях стало возможным постепенное территориальное объединение государств на национальной основе, усиление королевской власти, искавшей поддержки у представителей сословий. Для этого периода характерно становление сословно-представительных органов.

    212
    Ãëàâà 3. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîé Çàïàäíîé Åâðîïû
    4. Абсолютная монархия (XVI—XVII вв.). В позднем
    Средневековье, когда полным ходом шло разложение фео- дализма и формировались основные элементы капитали- стической системы, только сильная королевская власть была способна укрепить и поддержать пошатнувшееся общественное здание. Абсолютная монархия, характери- зовалась сосредоточением всей полноты государственной власти, в том числе законодательных, исполнительных, судебных функций, в руках короля, созданием профессио- нальной армии и бюрократического государственного аппа- рата, что обеспечивало королю прямое управление и кон- троль за страной.
    Для западноевропейской модели средневекового госу- дарства характерным являлось то, что поземельные отно- шения определяли в то время характер общественного и политического строя.
    Владение землей давало и право на реализацию власт- ных полномочий на определенной территории.
    Господствующийкласс феодалов представлял собой более или менее замкнутую группу людей, наделенных при- вилегиями — правом собственности на землю, владением крепостными и монополией на осуществление управления и суда. Отношения между феодалами строились на основе взаимной зависимости. Одни выступали в качестве сеньо- ров (от лат. senior — «старший»), другие — в качестве вас- салов (от лат. vassus — «слуга»). Сеньоры предоставляли своим вассалам земли и гарантировали им защиту, вассалы были обязаны по отношению к сеньорам военной службой и некоторыми другими повинностями. Феодальное владе- ние давалось в пожизненное пользование за службу и отби- ралось в случае нарушения вассальных обязательств. Также земля сдавалась в пользование под налоги или ренту.
    В то же время, если сеньор не мог или не хотел защитить своего вассала, тот также был вправе считать себя свобод- ным от обязательств. Чем больше вассалов имел сеньор, тем большим было его влияние при дворе. Количество земель и вассалов определяло статус землевладельца, который отражался на его титуле. Отношения сюзере ни тета-вас са- ли тета создавали специфическую политическую иерархию, сословность. Экономика же основывалась на собственности господствующих сословий на землю и носиланатуральный характер.

    213
    3.1. Ôåîäàëüíûå ôîðìû ãîñóäàðñòâà è îñîáåííîñòè ïðàâà...
    По мере того как все больше земель переходило в руки вассалов, они все меньше зависели от милостей королей.
    Стремления крупнейших землевладельцев к полной власти над своими владениями ослабляли феодальные государ- ства. Монархи далеко не всегда могли положиться на без- оговорочную поддержку своих вассалов. Чтобы сохранить свою власть, они использовали соперничество между фео- далами, прибегали к методам придворной интриги, заклю- чению династических браков.
    Сословноеделение, выражавшее неравенство людей, сопровождалось закреплением особого юридического ста- туса для каждой группы населения. Общество разделялось не только на феодалов и зависимых. Существовали также купцы, ремесленники, банкиры, чиновники. С большей точностью можно было бы выделить три сословия: дворян- ство, духовенство, все остальные. Каждое сословие имело права и обязанности. Неисполнение обязанностей вело к лишению прав. Внутри сословий также присутствовала своя иерархическая система. Серьезное значение в отноше- ниях имели корпоративные связи в рамках общин, цехов, гильдий.
    Важное место в жизни средневековых государств зани- мала община, обладавшая разносторонними функциями
    (фискальными, административными, судебными, хозяй- ственными).
    Особую роль играли средневековые города. Их бурный рост относится к концу XI—XII вв., когда началось быстрое развитие ремесла и торговли. Естественно, что города во всех сферах своей жизни находились под влиянием фео- дальных порядков. Первоначально городское население испытало на себе те или иные формы личной зависимости от феодала, в более позднюю эпоху, уже после приобрете- ния личной свободы, оно не могло преодолеть сословные преграды. Городские производство и торговля не были сво- бодны от разнообразных феодальных пут (цеховой строй, торговые монополии и т.д.).
    Автономия городов в феодальном мире достигалась разными средствами: от вооруженной борьбы до простой покупки права самоуправления. Статусы городов в раз- ных странах в зависимости от конкретных исторических условий отличались многообразием. Наибольшую степень автономии в средневековых государствах имели городские общины, получившие статус полного самоуправления.

    214
    Ãëàâà 3. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîé Çàïàäíîé Åâðîïû
    Отдельным городам удавалось приобрести статус самостоя- тельного города-государства. Как правило, в таких городах устанавливалась республиканская форма правления (Вене- ция, Генуя и т.д.).
    Города, особенно в эпоху Возрождения, все больше ори- ентировались на забытые на долгое время античные демо- кратические порядки, а не на феодальные методы властво- вания. Самим своим существованием города подрывали устои феодализма и содействовали переходу к новым, более высоким формам государственности.
    3.1.2. Западноевропейское средневековое право
    Никому не будем продавать права и справедливости, никому не будем отказывать в них или замедлять их.
    Великая хартия вольностей (ст. 40)
    С развитием феодальной государственности в Европе шел процесс становления феодального права.
    Исходный материал средневековое право черпало в правовых обычаях, которые долгое время оставались важнейшим источником права. За несколько веков в стра- нах Западной Европы произошел сравнительно плавный и безболезненный переход от родовых, племенных право- вых обычаев к правовым обычаям феодальным, имеющим уже не персональный, а территориальный принцип дей- ствия. Расцвет феодализма в Европе в XI—XII вв. означал и повсеместное преобладание обычного права. К этому времени в западноевропейском обществе были утрачены многие элементы правовой культуры и даже письменно- сти, получившие когда-то широкое развитие в античном мире, а поэтому и сама устная форма, в которой длительное время выражались обычаи, была практически единственно возможной
    1
    Правовые обычаи интегрировались в феодальные отно- шения, закрепляя все их основные виды. Прежде всего, обычай регулировал личностные и поземельные связи между феодалами-сеньорами и вассалами. В равной мере
    1
    См.: История государства и права зарубежных стран. Т. 1 / под ред.
    Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. С. 292—293.

    215
    3.1. Ôåîäàëüíûå ôîðìû ãîñóäàðñòâà è îñîáåííîñòè ïðàâà...
    правовые обычаи охватывали отношения между феодалами и крестьянами.
    Со временем правовые обычаи записывались и вклю- чались в хартии и другие жалованные грамоты, в которых сеньоры определяли привилегии и обязанности вассалов, горожан и крестьян.
    Наиболее полное представление о феодальном праве дают так называемые варварские правды, содержавшие многообразные правовые обычаи, устоявшиеся образцы судебных решений. Одна из самых древних — Салическая правда, составленная в правление Хлодвига в конце V — начале VI в., Рипуарская правда — судебник другого франкского племени в своей основной части был соз- дан в VI в., но известен и в редакции VIII в., Вестготская правда по явилась в VI—VII вв., Алеманнская и Баварская правды — в VIII в., Саксонская и Тюрингская правды известны в редакции конца VIII — начала IX в.
    Все судебники, созданные тремя и более столетиями позже Салической правды, при всей архаичности их норм свидетельствуют о новом этапе развития феодальных отно- шений. Если Салическая правда относится к тому периоду развития франкского общества, когда процесс распада родоплеменных связей еще не завершился, не утвердилась феодальная частная собственность на землю, то в более поздних правдах уже зафиксировано рождение аллода как отчуждаемой земельной собственности, более четко выра- жена социальная дифференциация, отношения зависи- мости среди свободных и пр. Необходимо отметить и тот факт, что все рассматриваемые акты находились под значи- тельным влиянием римского и церковного права.
    Близки по содержанию «варварским правдам» и англо- саксонские записи норм обычного права, такие как Правды
    Этельберта (VII в.), Альфреда (IХ в.), Законы Кнута (ХI в.).
    «Варварские правды» представляли собой судебники, руководства для судей. Вместе с тем они не являются сборниками систематически изложенных правовых норм, касающихся всех сторон жизни современного им обще- ства. Они складывались на обычно-правовой основе, что повлекло их неполноту, фрагментарность, бессистемность.
    Предметно-наглядная форма правовой нормы в «варвар- ских правдах» соответствовала конкретно-образному пра- восознанию населения того времени, для которого язык юридических абстракций был чужд и непонятен.

    216
    Ãëàâà 3. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîé Çàïàäíîé Åâðîïû
    Для «варварских правд» характерно также подробное описание различных процедур и ритуальных действий, что свидетельствует об их огромном значении в феодальном праве. Нарушение требований, относящихся к детально разработанной процедуре с произнесением определенных слов, с использованием предметов-символов, могло свести на нет действие самой нормы права.
    В этих памятниках права личность не отделена от кол- лектива, правоспособность человека определяется принад- лежностью к роду, общине, большой семье. Вне этих коллек- тивов человек не имел никаких прав. Даже ответственность за то или иное правонарушение возлагалась не только на индивида, но и на ту социальную группу, к которой он принадлежал. С племенным сознанием варваров был свя- зан и персональный характер действия правовых норм.
    С укреплением королевской власти появились королев- ские повеления, распоряжения, которые сначала дополняли правды, а впоследствии оформлялись отдельно.
    В развитие права стала вносить свою лепту и церковь, которая начиная с первых веков нашей эры накапливала огромное количество церковных законов (канонов), поста- новлений церковных соборов и синодов, декретов и реше- ний отдельных епископов, действовавших в пределах реги- онов их влияния.
    Приведем характерные черты феодального западноевро- пейского права.
    1. Основное место в феодальном праве занимали нормы, регулировавшие поземельные отношения, и нормы, обеспе- чивавшие внеэкономическое принуждение.
    2. Феодальное право в значительной степени закреп ля ло неравенство различных сословий.
    3. В феодальном праве не было деления на отрасли права. Существовало деление по субъектам права, что объ- яснялось его сословной направленностью.
    4. Огромное влияние на феодальное право оказали цер- ковные нормы, нередко превращавшиеся в нормы права.
    5. На всей территории государства отсутствовало единое право и господствовало право, основанное на местных обы- чаях.
    В то же время в период позднего Средневековья в евро- пейских странах закладывались основы правопорядка, судопроизводства, восходящие к позднеантичному рим- скому праву.

    217
    3.1. Ôåîäàëüíûå ôîðìû ãîñóäàðñòâà è îñîáåííîñòè ïðàâà...
    В Средние века в Европе основную роль играли четыре правовые системы — римское право, городское право,
    каноническое право, феодальное ленное право. Влияние различных правовых систем перекрещивалось, между сред- невековыми национальными правовыми системами суще- ствовали большие расхождения.
    По степени разработанности, внутренней структуре, юридической технике феодальное право уступало рабовла- дельческому частному праву, особенно римскому, которое в Западной Европе пережило второе рождение, так назы- ваемую рецепцию. Среди основных ее причин необходимо выделить следующие: римское право давало готовые фор- мулы для юридического выражения отношений развиваю- щегося товарного хозяйства; монархи находили в римском праве правовые нормы, обосновывающие их претензии на неограниченную власть. Римское право, как никакое другое наследие эпохи Средневековья, способствовало преодолению государственных и иных территориальных границ, созданию единого стержня европейской правовой культуры.
    Важную роль в изучении римского права сыграли сред- невековые университеты. Созданная в Болонском универ- ситете (Италия) школа римского права получила назва- ние школы глоссаторов.Школа получила своеназвание потому, что глоссаторы делали свои пояснения и уточне- ния по тексту Юстиниановых памятников римского права в виде глосс — записей (комментариев) на полях или между строчек рукописи. Глоссаторы создавали учебники права, включавшие краткий пересказ глосс, сборники спорных вопросов, уточнений и различных понятий. Они проделали огромную работу по восстановлению и обработке класси- ческого римского права. С течением времени школа глосса- торов прекратила свое существование, уступив место пост- глоссаторам. Они не проявляли интереса к классическому римскому праву, занимаясь главным образом толкованием правовых понятий и отдельных положений из кодификации
    Юстиниана, содержавшихся в работах глоссаторов. В своих комментариях постглоссаторы нередко отступали от перво- начальных конструкций римского права, но провели боль- шую работу по его согласованию с нормами средневекового канонического и городского права.
    Параллельно развивалось и городское право, сыгравшее особую роль в становлении общеевропейской правовой

    218
    Ãëàâà 3. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîé Çàïàäíîé Åâðîïû
    культуры. В основном это было писаное право. Его положе- ния фиксировались городскими статутами, королевскими или иными сеньориальными хартиями, пожалованными городу.
    Городское право, несмотря на закрепление в нем неко- торых чисто феодальных институтов, по своему основному содержанию не являлось феодальным правом, оно скорее предвосхищало будущее буржуазное право, разрабатывало его принципы. Города широко использовали различные сборники международного торгового права и морских обы- чаев, составленные в городах Италии, Испании и т.д., и тем самым внесли заметный вклад в формирование единых правовых традиций в странах Западной Европы.
    Специфической системой права было право канониче-
    ское, церковное, основные положения которого излагались в постановлениях церковных соборов (канонах).
    Значительную роль играло ленное право — совокупность норм права, регулирующих отношения между сеньором и вассалом.
    Средневековые европейские юристы внесли заметный вклад в процесс развития позитивного права, значительно обогатили теоретико-познавательный аппарат юридической науки, углубили понимание ее предмета и методологии.
    Именно в Средние века, несмотря на засилье церкви, были сформулированы и уточнены юридические понятия, про- анализированы содержание правовых норм и их действие.
    В идеологическом плане воззрения средневековых юри- стов стран Западной Европы, несмотря на их отдельные исторически прогрессивные положения, в целом были про- низаны идеей легитимации существующего феодального общества.
    Произошли изменения в судебной системе и судо-
    производстве. Как правило, верховным судьей являлся монарх. На ранних этапах развития феодального общества сохранялись остатки учреждений военной демократии: отправление суда осуществлялось всем свободным насе- лением. Представители администрации судейских пол- номочий в точном смысле этого слова не осуществляли.
    Они лишь созывали собрания людей, которые должны были разрешать дела, и руководили ими. Из присутству- ющих выбиралось определенное количество судей для решения каждого дела. Со временем стали формироваться их постоянные составы.

    219
    3.1. Ôåîäàëüíûå ôîðìû ãîñóäàðñòâà è îñîáåííîñòè ïðàâà...
    Суд не проводил никаких принудительных действий по своей инициативе. Все ведение дела сосредоточивалось в руках потерпевшего — обвинителя. Весь процесс — от воз- буждения дела до момента принудительного исполнения решения суда — был проникнут крайним формализмом, носил обвинительный характер.
    Основной чертой процесса в период расцвета феодализма стало резкое обособление двух порядков судопроизводства, применявшихся к различным слоям населения. Один, обслу- живавший господствующий класс, светских и церковных фео- далов, был, как справедливо отметил М. А. Чельцов-Бебутов,
    «как бы смягченной формой войны между формально рав- ными друг другу сеньорами»
    1
    . Универсальным способом доказывания являлся судебный поединок в «суде равных».
    Другой порядок существовал для крепостных. Основной формой осуществления правосудия являлся господский суд, в котором способы доказывания служили интересам феода- лов, от имени которых он и вершился.
    Социальное неравенство отражалось и в арсенале ре прес- сивных мер. Так, за одинаковые преступления, совер- шенные по отношению к разным субъектам (королю, его представителям, дворянам — с одной стороны, и просто- людинам — с другой), предусматрвиались различные виды наказания. Проводилось различие и по половому признаку, которое выражалось в разных способах исполнения приго- вора: женщин, приговоренных к смерти, закапывали или сжигали, но обычно не вешали и не обезглавливали.
    Неразвитость основных понятий, например понятия вины как внутреннего отношения лица к совершенному им деянию, сохранялась очень долго. Ордалии, позже судебные поединки, талион постепенно уходили в прошлое. Однако членовредительские наказания применялись еще довольно долго. Это зависило от значения, которое придавалось назидательности наказания. Во многих репрессивных системах феодальной Европы этот символический смысл выражался в виде так называемых показательных, т.е. наво- дящих на размышления, мер наказания. Они должны были наглядно свидетельствовать о совершенном преступле- нии. Так, в средневековой Франции насильников сначала кастрировали, а потом казнили.
    1
    Чельцов-Бебутов М. А. Курс уголовно-процессуального права.
    Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, фео- дальных и буржуазных государствах. СПб., 1995. С. 365.

    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   87


    написать администратору сайта