история государства и права. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд. Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.
Скачать 1.86 Mb.
|
238 Ãëàâà 3. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîé Çàïàäíîé Åâðîïû Салическая правда знает преступления, порочащие достоинство франка. Так, назвавший человека уродом или зайцем должен был заплатить 3 солида, доносчиком или лжецом — 15 солидов. Такое же наказание грозило за лже- свидетельство. Статьи Салической правды охраняют и защищают жизнь и достоинство женщины. Кража чужой жены влекла выплату штрафа в 200 солидов. «Кто схватит свободную женщину за руку, кисть или палец», должен был бы упла- тить 15 солидов, «кто облыжно назовет свободную женщину блудницей» — 45 солидов. За побои беременной женщины, повлекшие смерть, выплачивалось 700 солидов, за убийство женщины — 600. Данные нормы свидетельствуют о том, что женщины занимали достаточно высокое положение 1 Штраф должен был предотвратить самосуд и затяжные распри. Некоторые статьи Салической правды прямо пресе- кали самосуд, например, наказывались попытки самовольно увести чужой скот, причинивший потраву полю, отобрать свое животное у владельца без суда и др. Салическая правда знает и такой вид наказания, как изгнание из общины или объявление человека вне закона. Такому человеку нельзя было давать пищу и приют, даже жена и родители штрафо- вались за помощь ему. Салическая правда, как и Русская правда, изначально не упоминала смертную казнь. Однако в другом памятнике, Саксонской правде (начало IX в.), со ссылкой на закон франков смертная казнь предусматривалась не только за участие в заговоре против короля, но и за замысел его убийства. Смертная казнь через повешение, колесование по Салической правде применялась в качестве наказания в основном к рабам. За преступления, совершенные свобод- ными, она прямо предписывалась лишь в редких случаях, например при поджоге и неявке после вызова в суд без ува- жительных причин. Салическая правда содержала зачаточные представления о таких понятиях, как формы вины (умысел и неосторож- ность), покушение на преступление, соучастие, обстоятель- ства, отягчающие или смягчающие вину. Так, при небреж- ном причинении франком вреда животному другого франка следовало простое возмещение ущерба его хозяину. Обсто- 1 См.: Федоров К. Г., Лисневский Э. В. История государства и права зарубежных стран. Ростов н/Д, 1994. С. 11. 239 3.2. Ðàííåôåîäàëüíîå ãîñóäàðñòâî è ïðàâî ôðàíêîâ ятельством, смягчающим вину, служило признание прови- нившегося. Вред, причиненный «по вражде или коварству», влек за собой более высокий штраф. В то же время Салическая правда знала ответственность без вины, когда, например, «скопом» наказывались все при- сутствовавшие на месте насилия над женщиной. Соучаст- ник, покушавшийся на преступление, наказывался, как пра- вило, менее строго, чем исполнитель преступления. Вместе с тем подстрекатель наказывался строже, чем исполнитель преступления. Одним из обстоятельств, отягчающих преступление, было нарушение общепризнанных понятий чести — напа- дение на спящего, женщину, ребенка, надругательство над трупом. Ограбление могилы наказывалось штрафом в 200 солидов, в то время как открытое нападение на сво- бодного франка с целью ограбления — в 63. Вместе с тем Салическая правда сохранила некоторые обычаи, традиции родового строя. Так, община отвечала за убийство, совершенное на ее территории. Общинник привлекался к уплате штрафа за правонарушение своего сородича. В то же время франк не был кабально связан с общиной. Он имел право отказаться от родства, выйти из общины. Для этого требовалось на заседании судей сло- мать над головой три ветки мерой в локоть и, разбросав их в четыре стороны, заявить о своем отказе от помощи соро- дичей. Основное содержание Салической правды составляют нормы, посвященные судебному процессу. Судебная власть осуществлялась коллегиями, состоявшими из семи избран- ных народом заседателей (рахинбургеров). С усилением королевской власти функции председателей судебных собраний (тунгинов) перешли к графам. На смену рахин- бургеров приходят лица, назначенные властями (скабины). Существовали также церковные и сеньориальные суды. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля. Судебный процесс у франков, как и у других народов, носил состязательный характер. Стороны имели равные права. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. Старинный обычай требовал, чтобы судебное дело воз- буждалось не иначе, как по заявлению потерпевшей сто- роны. На ней лежали формулирование обвинения и поддер- жание обвинения, представление доказательств. Отыскание 240 Ãëàâà 3. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîé Çàïàäíîé Åâðîïû украденной вещи, вызов в суд ответчика, свидетелей также являлись обязанностями потерпевшего. Такой процесс получил название обвинительного. Исключение из правил делалось только ради таких пре- ступлений, которые существенным образом затрагивали общественный интерес (измена, бегство с поля боя и т.д.). Виновные в таких преступлениях наказывались по инициа- тиве властей. Предварительное расследование не проводилось. Судья должен был ограничиться доказательствами, которые пред- ставляли стороны. При этом он знал, что не может пола- гаться на достоверность свидетельских показаний: что бы ни случилось, родич не давал показания против родича, а человек, принадлежавший к враждебному роду, не мог свидетельствовать в пользу противника. Когда не удавалось добиться признания обвиняемого, судьи апеллировали к Богу. В этом сказывались, с одной стороны, бессилие, неспособность суда установить истину «земными средствами» и с другой — вынесенное из про- шлой (дохристианской) эпохи убеждение, что знающий правду Бог укажет на виновного, не прямо, а косвенно, каким-нибудь знаком, который надо разгадать. Фактически действовал известный по предшествующей эпохе ордалий «суд божий», состоящий в испытании. Наиболее распро- страненными способами ордалия в праве франкских наро- дов были испытания водой, железом, огнем. При испыта- нии водой связанного обвиняемого бросали в реку. Если он тонул, то признавался невиновным. Считалось, что вода как чистая стихия не принимает виновного. Другое испытание состояло в том, чтобы достать из котелка с кипятком какой-нибудь предмет, часто кольцо. Сходным видом ордалии являлось испытание железом. Взяв в руки раскаленный кусок железа, следовало сделать с ним несколько шагов. В обоих случаях руку, поврежден- ную испытанием, смазывали жиром, бинтовали и давали заживать. Через несколько дней «сведущие люди» осма- тривали ее. Если рубцы заживали хорошо, человек счи- тался невиновным. От испытания котелком можно было откупиться, сумма выкупа зависела от суммы предполага- емого штрафа в случае проигранного дела, но была значи- тельно ниже, чем сам штраф. Важная роль правового ритуала была связана с самим характером судопроизводства, не знавшего еще сложив- 241 Âîïðîñû è çàäàíèÿ äëÿ ñàìîêîíòðîëÿ шегося порядка публичной, государственной защиты жизни и интересов отдельной личности. Христианство при- бавило к старинным испытаниям несколько новых видов: клятву на Евангелии, на святых мощах, испытание кре- стом. Салическая правда предписывала штраф за неявку ответчика или свидетеля в суд без уважительных при- чин (12 солидов). К числу уважительных причин относи- лись королевская служба, болезнь, смерть родственников, пожар в доме. Судья устанавливал срок явки свидетеля в суд. Несогласие ответчика со свидетелем могло привести к поединку между ними. Лжесвидетельство сурово наказы- валось, так же как отказ свидетеля давать показания. Такие свидетели объявлялись вне закона и штрафовались. При отсутствии свидетелей, если не было «верных улик», привлекались соприсяжные — родственники, соседи, друзья, которые должны были оказывать поддержку в суде одной из сторон. Число соприсяжников различалось в зави- симости от важности дела. Соприсяжник не считался сви- детелем, в его задачу входило одно — удостоверить клятвой (присягой), что тот, кого обвиняют, не мог совершить пре- ступление. Соприсяжники являлись «свидетелями доброй славы» обвиняемого. Если при произнесении клятвы хоть один из соприсяжников сбивался, дело считалось про- игранным. С ускоряющимся распадом родовых связей и обедне- нием крестьянам, в отличие от их знатных сеньоров, окру- женных вассалами и дружиной, все труднее становилось прибегать к помощи соприсяжников. Âîïðîñû è çàäàíèÿ äëÿ ñàìîêîíòðîëÿ 1. Какова периодизация истории средневекового государства франков? 2. В чем своеобразие общественного строя у франков? 3. Какие черты развития были характерны для раннефеодаль- ного государства франков? 4. Какие органы первобытной демократии сохранились в го- сударстве франков? В чем состояли их функции? Позволяли ли они выразить волю большинства? 5. Чем памятны реформы Карла Мартелла? 6. Каковы роль и значение правления императора франков Карла Великого? 242 Ãëàâà 3. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîé Çàïàäíîé Åâðîïû 7. Каковы структура и содержание Салической правды? 8. Охарактеризуйте право собственности у франков. 9. Дайте анализ обязательственным отношениям у франков. 10. В чем своеобразие брачно-семейных отношений у франков? 11. Какие виды правонарушений и юридической ответствен- ности предусмотрены Салической правдой? 12. Охарактеризуйте судебную систему в государстве франков. 3.3. Ôðàíöèÿ: ñòàäèàëüíîñòü ðàçâèòèÿ ôîðì ãîñóäàðñòâà Процесс становления Французского королевства (само название государства — Франция — утвердилось в Х в.) от распада империи франков до основания новой королев- ской династии продолжался почти два века. Процесс раз- вития французской государственности является наглядным примером того, как глубинные изменения в общественно- экономической структуре общества влекут за собой неиз- бежную смену форм государства. Феодальная Франция прошла этапы сеньориальной (IX—XIII вв.), сословно- представительной (XIV—XV вв.) и абсолютной монархии (XVI—XVIII вв.). 3.3.1. От сеньориальной к абсолютной монархии Франция дает нам классические образцы феодального государства. О. А. Жидков Государственное устройство Французского королевства периода сеньориальной монархии определялось структу- рой феодальных поземельных отношений, выражавшейся в системе вассалитета. На вершине феодальной лестницы стоял король. Его избирали представители знати и иерархи церкви, хотя и с соблюдением династического принципа. Впоследствии выборность короля сохранялась, но буду- щий преемник правящего короля избирался еще при жизни последнего. В XII в. утвердился порядок передачи трона по наследству. Король считался верховным собственником всей земли в государстве. Но бо́льшая часть земель находилась в руках феодалов в качестве условного наследственного земель- ного владения. Они считались вассалами короля, а он — их 243 3.3. Ôðàíöèÿ: ñòàäèàëüíîñòü ðàçâèòèÿ ôîðì ãîñóäàðñòâà сеньором. Вассалы короля (герцоги, графы, бароны), остав- ляя себе домен (часть поместья феодала, на которой он вел собственное хозяйство), передавали значительную часть своих владений в качестве условного земельного владения нижестоящей группе феодалов, становясь сеньорами уже по отношению к собственным вассалам. В самом низу фео- дальной лестницы находились рыцари (шевалье), которые не имели своих вассалов и выступали как сеньоры лишь по отношению к своим крестьянам. В результате Французское королевство состояло из мно- жества феодальных владений (герцогств, графств, баронств и т.д.), которые формально считались его частями, а прак- тически представляли собой почти независимые политиче- ские образования. Власть короля на местах была или очень слабой, или отсутствовала совсем. Многие крупные феодалы (герцоги и графы) считали себя равными королю и зачастую факти- чески не признавали по отношению к нему вассальных обя- занностей. Лишь в своих личных владениях — королевском домене — король полностью контролировал ситуацию. Это подрывало единство страны и вело к ее территориальному распаду. В условиях политической децентрализации, приведшей к глубокой территориальной раздробленности, королевская власть утратила свое былое значение. Король рассматри- вался феодалами как «первый среди равных». Политиче- ская власть во Франции фактически была разделена между королем и феодалами различного уровня, связанными сеньориально-вассальными отношениями. Отдельные феодалы осуществляли государственные функции более эффективно, чем это делала королевская власть. Активно развивалось и церковное землевладение, кото- рое быстро росло в результате пожалований короля и дру- гих светских феодалов. Нередко ряды духовенства попол- нялись за счет светских феодалов. В рамках католической церкви во Франции сложилась своя сложная иерархия. Между светскими и духовными феодалами, а также между феодалами разных рангов существовали противо- речия. Но несмотря на складывающуюся внутрисослов- ную иерархию, феодалы представляли собой правящую верхушку французского средневекового общества, которая как единое целое противостояла и крестьянскому, и город- скому населению. 244 Ãëàâà 3. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîé Çàïàäíîé Åâðîïû Отношения между сеньорами и вассалами строились на основе договора, стороны в котором были не равны. Полу- чатель феода был обязан признать верховенство сеньора (сюзерена). Договоры заключались публично посредством проведения торжественного и тщательно разработанного обряда. Главное в нем составляло введение вассала во вла- дение землей (инвеститура), его клятва верности своему сеньору и оммаж 1 Вассал был обязан верно и добросовестно служить сво- ему сеньору и выполнять следующие обязанности: 1) при- нимать сеньора как почетного гостя, 2) служить в его ополчении, 3) помогать выкупать сеньора из плена, 4) уча- ствовать в суде, 5) подносить подарки, когда выходила замуж старшая дочь сеньора или посвящался в рыцари его старший сын. Вассал мог рассчитывать на покровитель- ство своего сеньора. Если вассал нарушал клятву верности сеньору и не выполнял своих обязанностей, он должен был вернуть феод. Поступки и правонарушения вассалов раз- бирал суд знати во главе с сеньором. Во Франции действовало правило: «Вассал моего вас- сала — не мой вассал», охранявшее права сюзеренов. Чтобы принудить строптивого вассала выполнять его обязанно- сти, сеньор нередко шел на него войной. Для разрешения сложных вопросов применялось право сильного. В период феодальной раздробленности междоусобные войны, грабеж более слабых были обычным явлением. Самую низшую ступень феодального общества занимали крестьяне. Община еще сохранялась, хотя и находилась в зависимости от феодалов. Подавляющее большинство крестьян превратилось в сервов, правовой статус которых как лично зависимых людей в известной степени был схож с рабским. Сервы рассматривались как простая принадлеж- ность земли. Во Франции долгое время основной формой эксплуата- ции крестьян была барщина, причем ее продолжительность постепенно увеличивалась. Кроме того, крестьяне обла- гались денежным налогом (тальей) в пользу помещика. Лично свободные крестьяне (вилланы) за пользование зем- лей платили помещику чинш (фиксированную денежную сумму). Крайняя нужда, а иногда чрезмерная набожность 1 Оммаж — цермония заключения вассального договора между сеньором и вассалом. 245 3.3. Ôðàíöèÿ: ñòàäèàëüíîñòü ðàçâèòèÿ ôîðì ãîñóäàðñòâà заставляли многих свободных крестьян передавать себя в распоряжение церкви, монастыря. Такие лица называ- лись облатами. В пользу церкви с крестьян взыскивалась десятина со всех видов продукции. Существовали и другие формы феодальной зависимости крестьян. Без согласия своего господина зависимый крестьянин не мог жениться, переменить место жительства, передать другому часть своего имущества. Помещику принадлежало право первой ночи. Однако положение крестьян было несколько лучше, чем положение рабов. Даже зависимые крестьяне имели неболь- шие участки земли. Их нельзя было убивать. Они обла- дали некоторой гражданской правоспособностью, могли создавать семью, имели гораздо большую, чем рабы, заин- тересованность в результате своего труда. В XI—XII вв. в связи с быстрым ростом городов увели- чилась новая прослойка феодального общества — город- ское население. Первоначально правовое положение горо- жан мало чем отличалось от положения остальной массы феодально-зависимых людей. Но затем началось широкое движение за освобождение городов от власти отдельных сеньоров и за самоуправление. Королевская власть охотно поддерживала города, выступавшие за освобождение от сеньориальной власти. В конечном счете путем воору- женной борьбы или иными средствами (выкуп и т.п.) города добивались предоставления им специальных вольностей. C XII в. практически прекратился процесс дробления земельных владений. Доступ новых лиц в ряды феодалов стал ограниченным. Иерархическая структура господству- ющего класса укрепилась, а феодальные титулы и ранги приобрели наследственный характер. Таким образом, к XIII в. сложились предпосылки для формирования зам- кнутого сословия дворянства. В условиях феодальной раздробленности и длитель- ного ослабления королевской власти органы центрального управления не были структурно оформлены и дифферен- цированы. Дворцово-вотчинная система сочеталась с управ- лением, основанным на вассальных отношениях. Существовал королевский двор, состоявший из знат- ных феодалов и дворцовых слуг. Главную роль в королев- ской администрации играл сенешал. Он считался главой королевского двора, командовал армией. В военных делах за сенешалом следовал коннетабль — глава королевской 246 Ãëàâà 3. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîé Çàïàäíîé Åâðîïû конницы, помощником которого был маршал, а впослед- ствии — королевский адмирал. Королевский казначей ведал государственными архивами и королевской казной. Коро- левской канцелярией руководил канцлер, который редакти- ровал королевские акты, представлял их на подпись королю, а затем скреплял печатью. Органом, имевшим возможность оказывать влияние на положение дел на большей части страны, явилась Королевская курия, или Великий совет. Управление на местах было во многом схоже с систе- мой управления времен франкской монархии. Центральное управление осуществляли министериалы, местное — прево. Их помощниками в деревнях были сержанты, в горо- дах — майоры. Прево занимались главным образом сбором средств в королевскую казну, комплектовали феодальное ополчение, решали вопросы управления и рассматривали судебные дела. Королевские чиновники на местах осуществляли самые разнообразные функции: административные, военные, судебные, финансовые. Сфера действия местного государ- ственного управления расширялась по мере увеличения королевского домена и присоединения владений крупных феодалов. С конца XII в. возникли более крупные админи- стративные единицы — бальяжи. Обычно они объеди- няли несколько превотств. Во главе бальяжа стояли специ- альные чиновники — бальи. Бальи осуществляли контроль над находившимися под их властью прево, следили за исполнением королевских законов и приказов, органи- зовывали военные формирования в границах бальяжа. При присоединении крупных сеньорий сложившаяся административно-территориальная структура не изменя- лась. В них назначались специальные чиновники из числа местных феодалов с функциями, в основном аналогичными функциям бальи. Происшедшие изменения в общественном и государ- ственном строе Франции заложили основу для последу- ющего возникновения в ней в начале XIV в. |