история государства и права. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд. Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.
Скачать 1.86 Mb.
|
256 Ãëàâà 3. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîé Çàïàäíîé Åâðîïû других французских округов, положения канониче- ского и римского права. Сборник, состоявший из пролога и 70 глав, хотя и не давал системного и цельного изложения правового материала, описывал различные вопросы права (организация суда и процесса, правовой статус лиц, режим земельных владений и т.д.). Кутюмы Бовези утверждали принцип непреложности правовых обычаев не только для местных жителей, но и для государственной власти. После создания Кутюмов Бовези увидел свет и ряд других подобных сборников. Особым авторитетом в судах пользовался сборник Большой кутюм Франции, составлен- ный в 1389 г. В XVI в. были отредактированы 60 сборни- ков «больших» кутюмов и около 200 сборников «малых» кутюмов 1 Источником права, вносившим единообразие во фран- цузскую правовую систему той эпохи, было римское право. Если на юге оно выступало в качестве основного источ- ника права, то на севере оно восполняло пробелы обыч- ного права. На всей территории Франции римское право воспринималось как источник «писаного разума». Типич- ным примером того, как римское право распространялось на территории государства, является орлеанская «Книга правосудия» (1260 г.), в которой содержались правовые положения, основанные на «Дигестах» Ульпиана. Римское право повсеместно изучали, с учетом общих норм римского права решались сложные юридические казусы. Рецепция римского права не означала его восстановления. Она была направлена на восполнение пробелов в действующем праве. Феодализм наложил отпечаток на применение многих норм римского частного права. Церковь же (хотя в итоге и безуспешно) стремилась не допустить широкого приме- нения римского права и расширить сферу действия кано- нического права. По мере усиления королевской власти все более важ- ное место среди других источников права стали занимать законодательные акты королей: установления, ордонансы, эдикты, приказы, декларации и др. К числу источников права, действовавших в рав- ной мере на территории всей страны, относились также 1 История государства и права зарубежных стран. Т. 1 / под ред. Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. С. 439. 257 3.3. Ôðàíöèÿ: ñòàäèàëüíîñòü ðàçâèòèÿ ôîðì ãîñóäàðñòâà нормы канонического права. Своего апогея оно достигло в XII—XIII вв., когда расширилась компетенция церковных трибуналов, которые, сохранив свои властные функции над клириками, существенным образом расширили свою юрис- дикцию в отношении светского населения. Большое влияние имело и городское право. Оно отли- чалось значительным разнообразием, но ему были присущи и общие черты. Основным его источником являлись город- ские хартии. В них закреплялись важные права и свободы граждан, не предусматривавшиеся обычным феодальным правом. Развитие внутренней и международной торговли выявило недостатки городского права, носившего мест- ный партикулярный характер. Поэтому получила развитие практика применения сборников норм международного морского и торгового права. В качестве дополнительного источника права выступала судебная практика Парижского парламента. По многим вопросам, в частности связанным с применением кутюмов, его решения, вынесенные по отдельным делам, приобретали нормативно-обязательную силу. Феодальная основа права наиболее ярко проявилась в вопросах собственности. Закреплялись исключительные привилегии дворянства и духовенства на землю. С развитием феодализма основной формой права на землю стали держания, полученные от вышестоящего владельца и связанные с целым рядом условий. Они были оформлены в виде характеризовавшегося раннее бенефи- ция. Последние по наследству не передавались и со смер- тью владельца возвращались собственнику. Однако в IX в. бенефиции превратились в наследствен- ные держания, названные в X в. феодами, ленами. Феод утверждался в качестве основной и практически единствен- ной формы земельной собственности. В его основе лежали вассальные связи. Вассал, свободно владея и пользуясь феодом, был ограничен в распоряжении им в силу наличия феодальных прав сеньора. Без согласия сеньора он не мог отчуждать феод, передавать его часть в качестве феода сво- ему вассалу, при вступлении в наследство была необходима уплата специальной пошлины. Существовали и крестьянские (неблагородные) свобод- ные держания — цензивы — наследственные крестьянские владения земельным участком с обязанностью нести повин- ности в пользу сеньора. Держатель участков (цензитарий) 258 Ãëàâà 3. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîé Çàïàäíîé Åâðîïû выплачивал феодалу фиксированную ренту. Цензива пре- доставлялась как отдельному лицу, так и общинам, на ее отчуждение требовалось согласие сеньора, а при ее пере- ходе по наследству уплачивался определенный налог. Главное отличие цензивы от феода состояло в том, что держатель феода являлся получателем земельной ренты, а держатель цензивы — ее плательщиком и именовался вилланом. Земельные участки не находились в абсолютной соб- ственности одного лица. Они принадлежали двум или более феодалам, находившимся в различных сословных группах. За вассалом — непосредственным собственником земли — было закреплено право на феодальные поборы, а сеньор — верховный собственник — сохранял админи- стративные и судебные права.На юге страны действовала формула «Нет сеньора без титула», на севере — «Нет земли без сеньора». Иерархическая структура общества, запутан- ность отношений между феодалами разных рангов накла- дывали свой отпечаток на право. Феодальное право ограничивало гражданскую право- способность. Земля могла быть собственностью только дворянина. Каноническое право запрещало дворянам взи- мать проценты с долга, не разрешало заниматься торговлей, физическим трудом. Сохранение сеньориальной собственности на землю как основного института вещного права, сословное деление населения, цеховой строй сдерживали развитие свободной конкуренции. Длительное время замкнутый характер феодального хозяйства и территориальная раздробленность страны тор- мозили развитие товарно-денежных отношений, а следо- вательно, и обязательственного права. Но даже в эпоху позднего Средневековья и зарождения капитализма дого- ворные отношения, получившие более широкое распро- странение, несли на себе печать феодализма. Феодальный характер права проявлялся даже в таком договоре, как купля-продажа. В ранний период развития французского права продажа вещей, прежде всего недви- жимости, совершалась в торжественной форме, которая должна была обеспечить устойчивость договора. На юге страны, где сказывалось влияние римского права, сделки купли-продажи начали заключать в письменном виде. Текст таких сделок нередко выступал в виде единообраз- 259 3.3. Ôðàíöèÿ: ñòàäèàëüíîñòü ðàçâèòèÿ ôîðì ãîñóäàðñòâà ных формул. При купле-продаже земли за сеньором всегда признавалось право преимущественной покупки продава- емого вассалом феода. Кроме того, он и родственники про- давца имели право выкупа проданной земли в течение уста- новленного срока. В X—XI вв., когда купля-продажа имущества была ред- ким явлением, получил развитие договор дарения. Нередко этот договор маскировал сделку купли-продажи, фактиче- ски становился двусторонним и возмездным. Получатель подаренного имущества принимал на себя обязательство передать дарителю в знак благодарности определенное иму- щество (лошадь, оружие и т.п.). Договор дарения использо- вался также для обхода предусмотренных во многих кутю- мах ограничений на завещания. В период абсолютизма получил распространение договор найма (аренды) земли, который способствовал проникно- вению капиталистических отношений в деревне. Многие дворяне забросили свои хозяйства, начали раздавать земли в аренду за плату или часть урожая. К сдаче земли в крат- косрочную аренду все чаще прибегали буржуа, приобретав- шие дворянские поместья. Важное место занимал договор займа. В качестве заимо- давцев выступали городская верхушка, ростовщики, кото- рые под залог земли или за право взимать ренту ссужали. Для гарантии по договору займа стала использоваться ипотека, когда заложенная земля оставалась у должника, но с выплатой последним установленной платы. Брачно-семейные отношения во Франции в основ- ном регулировались нормами канонического права, кутю- мами и королевскими ордонансами. Брак рассматривался не только как религиозное таинство, но и как акт граждан- ского состояния. Брачный возраст предусматривался с 13—15 лет для мужчин и 12 — для женщин. Для заключения брака необхо- димо было согласие сторон, а также их родителей. Лишь при достижении сыновьями 30-летнего, а дочерьми 25-летнего возраста последнего не требовалось. Действовало правило, запрещающее брак со свобод- ными или крепостными другого господина без согласия господ. При заключении брака сеньору выплачивалась осо- бая пошлина, компенсировавшая ему отказ от права «пер- вой ночи». 260 Ãëàâà 3. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîé Çàïàäíîé Åâðîïû Первоначально для заключения брака было достаточно согласия сторон и фактического брачного сожительства, затем церковь добилась обязательного церковного осве- щения брака. Брак, заключенный без церковного обряда, признавался недействительным. Недействительными при- знавались также браки между несовершеннолетними, некре- щеными, родственниками, заключенные под влиянием насилия или ошибки, браки духовенства. Развод по каноническому праву не допускался. Главой семьи являлся муж, а жена обязана была повиноваться ему и всюду следовать за ним. Сексуальные отношения вне брака сурово наказывались. Была создана система борьбы с нару- шениями нравственности, которая не одно столетие играла большую роль в развитии законодательства и судебной практики и в значительной степени формировала сексуаль- ные представления и модель поведения людей. Имущественные отношения супругов в северной и южной частях страны различались. На юге Франции, где действо- вало римское право, существовал раздельный режим иму- щества. Тем не менее, во всех случаях жена была не вправе отчуждать имущество без согласия мужа, в том числе дарить и обменивать его, заключать договоры и выступать в суде. Было лишь два исключения: жена могла заключать дого- воры лишь для выкупа мужа из плена и в отсутствие мужа выдавать приданое своим дочерям. На севере длительное время действовал режим общности имущества супругов. Управление имуществом осуществлял муж. После его смерти приданое переходило жене, после смерти жены — ее наследникам. В наследственном праве Франции ведущим институ- том был майорат — передача по наследству земельного участка старшему сыну. Это позволяло избегать дробле- ния крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать своим несовершеннолетним братьям и выдавать замуж сестер. На юге Франции под влиянием римского права широ- кое распространение получили завещания. В них было осо- бенно заинтересовано духовенство, поскольку священники считались исполнителями завещательной воли умершего, в связи с чем часть завещанного имущества отказывалась церкви. Под воздействием церкви завещания стали регули- роваться и обычным правом, хотя завещательная свобода 261 3.3. Ôðàíöèÿ: ñòàäèàëüíîñòü ðàçâèòèÿ ôîðì ãîñóäàðñòâà на севере была существенно ограничена в пользу законных наследников. В области уголовного права приблизительно до XVI в. господствовали установления обычного права. В IX—XI вв. преступления рассматривались как действия, затрагива- ющие интересы отдельных лиц, а наказания сводились к компенсации за вред. Впоследствии преступления пере- стали быть частным делом, стали считаться «нарушением мира». В юридическо-техническом плане способы доказывания основывались на теории доказательств. Признание счи- талось первым и лучшим доказательством. Допускалось объективное вменение (уголовная ответственность без вины). За некоторые политические преступления предус- матривалась коллективная ответственность. Законодатель- ство и кутюмы в принципе знали понятие невменяемости, однако по ряду преступлений, в том числе за «оскорбление величества», к уголовной ответственности привлекались и умалишенные, и малолетние. Уголовному преследованию подвергались даже трупы преступников, а также животные и предметы, явившиеся причиной смерти человека. В период абсолютизма законодательство особо дета- лизирует составы преступлений. Всю совокупность норм, предусмотренных правом этого периода, можно разделить на три категории: преступления против религии (бого- хульство, атеизм, ересь, колдовство), преступления против государства (посягательство на короля и членов его семьи, измена королю, посягательство на безопасность государ- ства), преступления против частных лиц. Наиболее тяжкими преступлениями считались поку- шения на короля или членов его семьи и заговор про- тив государства. К последним относились заговор против министров, командующих королевскими войсками, губер- наторов и других высших королевских чиновников, измена на войне, дезертирство, шпионаж. Наказания в этот период преследовали четко выра- женную цель устрашения. Террор со стороны государ- ства развращал людей, приучал их смотреть на жестокие казни с безразличием к страданиям казнимых. Типичный пример приводит исследователь Э. Аннерс: «Наказание фальшивомонетчиков, — пишет он, — состояло в том, что они должны были быть заживо сварены в масле или воде. 262 Ãëàâà 3. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîé Çàïàäíîé Åâðîïû Фальшивомонетчик должен был быть расплавлен так же, как он расплавлял металл, из которого чеканил фальши- вые монеты» 1 . В уголовном праве четко проявилась и такая специфически средневековая черта, как явное несоответ- ствие тяжести наказания характеру преступления. Виды наказания подразделялись на тяжкие наказания (различные виды смертной казни, вечная ссылка, пожиз- ненная каторга), членовредительские и телесные наказания (отрезание языка, ушей, носа, бичевание плетьми), тюрем- ное заключение и срочные каторжные работы, позорящие наказания (например, штраф с выставлением у позорного столба). Смертная казнь применялась в разнообразных формах: разрывание на части лошадьми, четвертование, сожжение и т.д. Широко стало применяться и тюремное заключение, которое в более ранний период применялось главным образом церковными судами. В качестве основ- ного и дополнительного наказания использовалась и кон- фискация имущества, что было выгодно королевской казне, когда дело касалось больших состояний буржуа. Одной из мер наказания, часто применяемых церковным судом, был так называемый интердикт. Это наказание могло выноситься церковной общине, священнику или простому человеку. В частности, последний терял значительную часть своих юридических прав, в том числе право носить оружие, что во времена Средневековья было тяжелым лишением. Более суровая мера заключалась в отлучении от церкви. Судопроизводство, несмотря на усиливающуюся цен- трализацию судебной системы, также оставалось архаич- ным и сложным. Судебная власть еще не была отделена от административной. Господствовал принцип суда равных, когда каждый мог судиться только с равным ему в соци- альной иерархии. Несвободное население, крестьян судили феодалы или их должностные лица. В некоторых частях Франции сохранялась сеньориаль- ная юстиция. Самостоятельную систему представляли собой цер- ковные суды, юрисдикция которых уже ограничивалась в основном внутрицерковными делами. Система королевских судов сохранялась в бальяжах, хотя их состав и компетенция постоянно изменялись. Важ- 1 Аннерс Э. История европейского права. М. : РАН, 1994. С. 236. 263 3.3. Ôðàíöèÿ: ñòàäèàëüíîñòü ðàçâèòèÿ ôîðì ãîñóäàðñòâà ную роль, как и прежде, играли Парижский парламент и судебные парламенты других городов. В период феодальной раздробленности вплоть до конца XII в. судебный процесс оставался обвинительным, дело возбуждалось по инициативе истца (потерпевшего), судо- говорение происходило в форме спора между сторонами, обладавшими равными процессуальными правами. В XI в. активно использовались пытки водой или железом. В слу- чае дачи свидетельских показаний требовалось наличие двух свидетелей. Не могли свидетельствовать родствен- ники, слуги или зависимые лица. Особым видом доказательств был судебный поеди- нок. Его процедуру регламентировали правовые обычаи. Дворяне дрались верхом и в полном вооружении, про- столюдины — палками. Духовные лица, женщины, дети и мужчины старше 60 лет могли выставлять вместо себя специальных бойцов. В правосудие активно вмешивалась церковь, зачастую ссылаясь на морально-теологические принципы. Соглаше- ния, скрепленные клятвой, судебные дела о ростовщичестве и ренте (последняя была запрещена каноническим правом) и другие слушались церковным судом. С начала XIII в. основным принципом процессуальной техники стала инквизиция. Суд обязан был устанавливать истину самостоятельно с помощью предъявленных доказа- тельств. Обвинение поручалось особому человеку — обви- нителю. В качестве основания для обвинения было доста- точно слуха о совершенном преступлении. В этом случае судья должен был организовать следствие. Центральное место занимал допрос свидетелей. Решающее значение придавалось собственному заявлению и признанию ответ- чика. С утверждением абсолютизма окончательно закрепился розыскной процесс. Право возбуждения уголовного дела перешло к государственным органам, которые по собствен- ной инициативе вели следствие и разыскивали преступника. Процесс подразделялся на две стадии: тайный розыск пре- ступника и его изобличение и публичное, открытое судого- ворение. Действовала система формальных доказательств: вес и значение каждого доказательства были определены законом. При розыскном процессе подразумевалась винов- ность обвиняемого. 264 Ãëàâà 3. Ñòðàíû ñðåäíåâåêîâîé Çàïàäíîé Åâðîïû Сеньориальная, вотчинная юстиция держалась на дохо- дах от пошлин и штрафов, что порождало массовые злоупо- требления. В тех случаях, когда виновными были феодалы, исполнение приговора достигалось иногда в результате ведения частной войны. Процедура рассмотрения судебных споров в истории феодальной Франции менялась. Старое правило, согласно которому каждый человек должен был судиться судом рав- ных, со временем утратило силу. Простолюдинов судил сеньор. Со временем в городах появились свои суды, зави- симые от состоятельных граждан. До XIII в. судебные приговоры считались окончатель- ными и не подлежали обжалованию. Лицо, недовольное решением судей, могло вызвать их на судебный поединок и последовательно драться с каждым из них. Постепенно стало признаваться право обжалования любого решения сеньориального суда в королевский суд. В свою очередь в королевских судах допускалось обращение с апелляцией в более высокую инстанцию. Высшим апелляционным судом по гражданским и уголовным делам со временем стал Парижский парламент. |