история государства и права. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд. Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.
Скачать 1.86 Mb.
|
Уголовное право в Древнем Египте отличалось пора- зительной мягкостью и лишь в весьма ограниченной сте- пени выраженным принципом талиона. Правовые нормы той эпохи оправдывались существованием общего прин- ципа: обвинение и контробвинение должны быть равно- ценны (эквивалентны). Имело место характерное для мно- гих правовых систем стремление мотивировать правовые нормы в соответствии с этической нормой, в основу кото- рой был положен принцип равноценности и которая выра- жалась в форме требования справедливости и законности при определении юридической ответственности. Право Древнего Египта знало следующие виды право- нарушений: государственные(измена, заговор, мятеж, раз- глашение государственной тайны), религиозные (убийство 56 Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè священных животных, чародейство), против личности (убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного), против собственности (кража, обмерива- ние, обвешивание), преступления против чести и достоин- ства (прелюбодеяние, изнасилование). Применялись различные телесные и членовредитель- ские наказания, смертная казнь. Кроме того, существовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы. В Египте были организованы своеобразные тюрьмы, пред- ставляющие собой административные и хозяйственные поселения преступников и специально привлеченных к работе в них «царских людей». Судебное устройство в Древнем Египте недостаточно изучено. Суд на всех этапах исторического развития Древ- него Египта не был отделен от администрации. Чиновник, ведавший тем или иным делом, осуществлял и суд в отно- шении подчиненных ему людей. Высший суд находился в ведении специального учреждения — шести палат. Все судебные дела решались здесь коллегиально. В Древнем царстве функции местного суда сосредото- чивались в основном в общинных органах самоуправле- ния, которые разрешали споры о земле, водопользовании и некоторые внутрисемейные конфликты. В номах царскими судьями выступали номархи, носив- шие титулы «жрецов богини истины». Высшие надзорные функции над деятельностью чиновников-судей осущест- влял сам фараон или джати, который мог пересмотреть решение любого суда, возбудить судебное преследование против должностных лиц. В Новом царстве джати подчиня- лась и верховная судебная коллегия из 30 судей. Фараон мог назначить чрезвычайную судебную коллегию из его доверен- ных лиц для рассмотрения тайных дел, связанных с государ- ственными преступлениями, заговорами против него лично. Судебные функции выполняли также храмовые служи- тели. Решение жреца-оракула, имевшего огромный религиоз- ный авторитет, не могло быть оспорено царским чиновником. В указе фараона Хоремхеба (ХIV в. до н.э.) перечислены критерии подбора на должность судей: «немногоречивые, благонравные, умеющие судить, слушающие речь царя и законы судебной палаты». Юстиция в целом основывалась на двух принципах: незыблемого хранения привилегий царской власти и тра- диционных привилегий жречества. Дело возбуждалось либо потерпевшим, либо государ- ственным органом (судом). Розыск виновного и сбор дока- 57 Âîïðîñû è çàäàíèÿ äëÿ ñàìîêîíòðîëÿ зательств осуществлял судья. Исследование доказательств производилось тайно. Судебный процесс носил обвинительный характер с уст- ными выступлениями сторон и письменными или устными свидетельствами. В решении указывались его законные мотивы. В качестве доказательств служили свидетельские показания, клятвы. Дача показаний осуществлялась после принесения присяги, известны случаи судебных пыток (битье палками) для понуждения к «говорению истины». Судопроизводство носило письменный характер. Реше- нию дел обычно предшествовали подача жалобы и ответ на нее, возражение на ответ и новое опровержение. Древние египетские правовые источники содержат четко выраженные формулировки, например, принципа тщатель- ной проверки соответствия взаимно предъявленных исков. Данный принцип был представлен в символической форме в виде двух уравновешенных чаш весов. В одной из инструкций начала II тысячелетия до н.э. фараон наставлял чиновников, чтобы они судили в соответ- ствии с законом. Законность как атрибут правления упоми- нается и в документах других эпох. Применяя право, судьи должны были руководствоваться обычаями и традициями. Идеи о соответствии судебного решения точному предписанию закона еще, по-видимому, не существовало. Главной целью судебного разбирательства и выносимых решений было пресечение возможности повторного совер- шения преступления. Так, фальшивомонетчикам отру- бали обе руки, виновных в выдаче государственной тайны лишали языка. К сожалению, большинство памятников египетского права не сохранилось. Этим объясняется наша малая информированность о египетском правосудии. Âîïðîñû è çàäàíèÿ äëÿ ñàìîêîíòðîëÿ 1. Как управлялось древнеегипетское общество? 2. Какие основные периоды следует различать в истории древ- неегипетского общества? 3. Каковы основные социальные слои древнеегипетского общества? 4. Какие силы в Древнем Египте представляли угрозу для цен- трализованной власти? 5. Какое место в общественной иерархии занимали жрецы? 58 Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè 6. Подумайте, почему правители Египта провозглашались жи- выми богами? Приведите примеры, свидетельствующие об этом. 7. Каково было территориальное устройство Древнего Египта? 8. Дайте характеристику режима правления. 9. Каковы источники права Древнего Египта? 10. Охарактеризуйте судоустройство и судопроизводство Древнего Египта. 1.3. Äðåâíÿÿ Ìåñîïîòàìèÿ: Øóìåðî-àêêàäñêîå öàðñòâî. Âàâèëîí История месопотамской цивилизации насчитывает тысячелетия. 3,5—3 тыс. лет до н.э. на илистых низменно- стях Южного Междуречья, между реками Тигр и Евфрат, в центральной части современного Ирака, возникла разви- тая цивилизация. История Древнего Междуречья отмечена наиболее ран- ним и высоким уровнем развития земледельческой и управ- ленческой культуры. Здесь проводились ирригационные работы. Благодаря построенным здесь каналам стало воз- можным использование огромного речного бассейна для искусственного орошения полей. Это так же, как и в Египте, обеспечивало возможность многократного увеличения про- изводства продовольствия и снабжения им населения. Однако существовали и некоторые отличия, заключав- шиеся в том, что в Египте основой существования земле- дельческой культуры были ежегодные наводнения с выно- сом речного ила, в то время как орошение земель в долинах Тигра и Евфрата было искусственным, что требовало интенсивной обработки и удобрения земли. Исключи- тельно разветвленная система каналов обеспечивала воз- можность подачи воды на очень большие расстояния, что диктовало необходимость следить за исправностью ороси- тельной системы, так как в противном случае вода могла затопить обширные территории или вовсе оставить населе- ние без урожая. Это диктовало необходимость следования порядку, четкой организации общественной жизни. Первые города-государства стали возникать здесь в конце IV — начале III тысячелетия до н.э. на месте посто- янных поселений земледельцев, разросшихся общин или групп общин, в центре которых были храмовые комплексы, посвященные тому или иному божеству. При этом жрецы 59 1.3. Äðåâíÿÿ Ìåñîïîòàìèÿ: Øóìåðî-àêêàäñêîå öàðñòâî. Âàâèëîí храма во главе с верховным жрецом выполняли простей- шие функции управления. Рост сельскохозяйственного и ремесленного произ- водства способствовал укреплению городов, увеличению числа их населения. Во второй трети III тысячелетия до н.э. в городах-протогосударствах население достигало несколь- ких тысяч человек. Имели место социальные различия, выделилась родовая аристократия, обладающая большими участками земли. Во многих крупных хозяйствах стал широко применяться рабский труд. За счет отделения храмовых земель от общинных начало формироваться храмовое хозяйство. Общинные земле- дельцы перестали участвовать, как ранее, в обработке хра- мовых земель и стали уплачивать ренту-налог в храмовую казну, земли же храмов обрабатывались различными кате- гориями зависимого люда, рабами. Это, однако, не освобож- дало общинников от общественных работ, строительства дорог, ирригационных сооружений и пр. Вместе с усложнением управленческих функций в горо- дах расширялся административный аппарат, состоявший из лиц, занимавшихся учетом земель, храмовым хозяй- ством, культом, общественными работами. Возникнув из органов общинного управления, этот аппарат выполнял новую социальную роль. Он становился аппаратом города- государства, осуществлявшим многообразные управленче- ские функции по отношению к другим общинам-селениям 1 1.3.1. Древнее Шумеро-аккадское государство — легендарная страна древности В мировой истории культуру, воз- никшую в Месопотамии, по праву считают аналогом европейской Ан - тич ности 2 Одной из наиболее древних цивилизаций, заложив- ших основы государственности, была шумерская. От этого народа получило название государство Шумер. 1 См.: История государства и права зарубежных стран. Т. 1 / под ред. Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. С. 63. 2 История человечества : пер. с нем. / Б. Байер, У. Бирнштайн [и др.]. М., 2002. С. 48. 60 Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè Период существования государственности шумеров охватывает около полутора тысяч лет. До сих пор неясно, откуда пришли шумеры — из Египта, Малой Азии или Индии, вытеснив местных жителей (протошумеров). Шумеры поселились в низовьях реки Евфрат, неда- леко от впадения ее в Персидский залив. Евфрат разде- лялся здесь на многочисленные протоки — рукава, которые то сливались, то расходились вновь, и основой для земледе- лия было орошение полей. Население Шумера состояло из общинников, знати, име- лись рабы и другие зависимые люди. Значительную роль играли храмы, жречество. Храмы были центрами управле- ния всей жизнью людей. В крупных храмовых хозяйствах было много жрецов, которые специально занимались изме- рением земельных участков, организовывали прокладку каналов, вели счет собранному урожаю. Именно храм управлял жизнью городов и деревень, собирал с населения подати, раздавал еду в голодные годы. Люди, объединивши- еся вокруг храма, составляли храмовую общину. На протяжении многих веков Шумер не представлял собой единого государства, области страны были отделены друг от друга протоками Евфрата и болотами. Существовали соседские общины, начавшие объединяться вокруг храмовых центров, в которых религиозно-идеологическая функция сочеталась с организационно-хозяйственной. Храмовые цен- тры стали развиваться в города. Несколько соседских общин входили в условный округ из трех-четырех городов, прави- тель которых организовывал ирригационные работы. Связи между объединениями городов больше походили на военный союз. Правители этих объединений называ- лись энси («господин сооружений»), некоторые прини- мали титул лугаля. Создавались и общинные коллективные органы (совет старейшин). Появлялась надобщинная адми- нистрация, в которую входили главный жрец храма, прави- тель и совет старейшин. Развитию надобщинной администрации способство- вала необходимость ведения ирригационных работ (города- храмы связывались сетью каналов). Города строили на вер- шинах холмов. В каждом городе был укрепленный дворец, в котором находился храм бога города и жили жрецы. Всего самостоятельных городов было несколько десят- ков, и между ними всегда шла борьба за влияние. Наиболее 61 1.3. Äðåâíÿÿ Ìåñîïîòàìèÿ: Øóìåðî-àêêàäñêîå öàðñòâî. Âàâèëîí известными из шумерских городов-государств были Киш, Лагаш, Умма, Урук. Главы городов (энси, лугали) избирались народным собранием либо советом старейшин, что свидетельство- вало о пережитках патриархально-родовой демократии. По решению народного собрания они могли быть низло- жены. Энси занимался военными вопросами, разбирал судебные дела, возглавлял работу по ирригации, строи- тельству храмовых, культовых сооружений. Он располагал своим дворцовым имуществом и доходами от него. Посте- пенно его власть становилась наследственной 1 Возникновение городов-государств вместе с набира- ющими силу процессами социального расслоения затро- нули прежде всего две племенные группы, населяющие Южное Двуречье: шумеров и аккадцев. К концу III тысячелетия до н.э. различные племенные группы, населявшие Двуречье, окончательно слились, но сохранились названия основных его частей — Шумера на юге и Аккада на севере. Лидер одного из новых горо- дов — Саргон I (2340—2284 гг. до н.э.) постепенно под- чинил себе все города-государства. Произошло объедине- ние шумеров с аккадцами, и возникло Шумеро-аккадское царство. Саргон стал именовать себя «царем Шумера и Аккада». Саргон пытался осуществить политические и адми- нистративные реформы, которые позволили бы создать систему единоличного правления. Установление единовла- стия происходило в борьбе с родовой аристократией, опи- равшейся на советы старейшин. Опорой Саргона было жречество, он задабривал храмы дополнительными льготами и дарами, установив при этом контроль за храмовыми хозяйствами. В ответ жрецы про- 1 Согласно легенде, у шумеров действовал древний обычай совер- шать ритуал мнимого убийства одряхлевшего вождя. Традиция стала чем-то вроде спектакля. На время «убийства» провозглашался «подмен- ный» царь, обычно бедняк, раб или душевнобольной. Предполагалось, что в сравнении с ними народ оценит возможности настоящего царя. Процедура для правителя была унизительной. Однажды произошел весьма курьезный случай. На трон посадили садовника-«правителя», однако случилось несчастье: в тот же день царь умер. Садовник остался на троне и правил не хуже своего предшественника. Но традицию не отме- нили. 62 Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè славляли царя, внушали подданным мысль о покровитель- стве его деяниям со стороны богов. Была создана социальная опора единовластия в лице новой знати, которая вытеснила родовую аристократию. Саргон поставил во главе городов-государств своих прави- телей, заменив наследственных энси. Его власть опиралась на сильную и постоянную армию, вооруженную дально- бойными луками. За службу воины получали земельные наделы из царского фонда. Образование централизованного государства дало тол- чок экономическому развитию, прежде всего земледелию, ремеслам, торговле. Была создана единая ирригационная система, построены дороги, порты, введена единая система мер и весов. Государственный аппарат представлял собой отла- женный механизм. Здесь любили строгий учет, порядок, организованность. Не случайно шумеры традиционно изо- бражали рядом двух богинь: Нишану (покровительницу законов, справедливости, правды, милосердия) и Нибалу (покровительницу письма и отчетности). В Шумеро-аккадском государстве все строго учитыва- лось, фиксировалось, все деловые документы после реги- страции хранились в архивах. Чиновники превосходно знали систему учета, бухгалтерии, применяли начала алге- бры. Потребности учета ускорили появление здесь еще в III тысячелетии до н.э. слогового письма. Грамотность имела широкое распространение даже среди простолю- динов. Значительного подъема Шумеро-аккадское царство достигло при внуке Саргона I Нарам-Суэне. Он суще- ственно укрепил деспотическую власть, поставив во главе всех городов своих сыновей. При этом он, как и дед, опи- рался на поддержку жречества, предоставляя ему много- численные льготы, возводя храмы. Не случайно жречество объявило его «богом Аккада». Успешны были его заво- евательские походы, он носил титул «царя четырех стран света». Однако впоследствии Шумеро-аккадское государ- ство потеряло свою самостоятельность. Затем вновь произошло возвышение Шумеро-аккад- ского царства. Политическая власть перешла к царю Ура — Ур-Намму (2047—2030 гг. до н.э.), который стал основате- лем III династии Ура. 63 1.3. Äðåâíÿÿ Ìåñîïîòàìèÿ: Øóìåðî-àêêàäñêîå öàðñòâî. Âàâèëîí Государственный строй Шумеро-аккадского царства в эпоху III династии Ура представлял собой классиче- скую восточную деспотию. Во главе государства стоял царь, обладавший неограниченной властью и носивший титул «царя Ура, Шумера и Аккада». Его власть легити- мировалась религией. Верховного правителя практиче- ски обожествляли. Царю воздавались различные поче- сти, был учрежден его культ. Жречество было подчинено царю. Усилению централизаторских тенденций способство- вало представление о божественном характере власти, ниспосланной якобы царям небесами. Все цари династии Ура, кроме первого, Ур-Намму, писали свои имена рядом с именем Бог в силу своей якобы избранности, наделенно- сти царственностью богами, что возвышало их над всеми людьми. Царственность воплощалась в особых атрибутах царской власти — одежде, диадеме, жезле и пр. Города-государства полностью потеряли свою само- стоятельность. Вся страна была разделена на округа, кото- рые управлялись назначаемыми царем наместниками (их по традиции называли энси), полностью подчиненными царю. Серьезную роль в государстве играла армия. В этот период армия была профессиональной и состояла из наем- ников (кочевников-амореев) и воинов-колонистов, полу- чавших за службу царский надел. Нашествие племен из Ирана, центробежные стремле- ния общинных объединений привели к краху Шумеро- аккадского царства. В 2003 г. до н.э., ослабленное внутрен- ней междоусобицей, оно прекратило свое существование под ударами племен эламитов. Затем царство было завое- вано кочевниками амореями. В XIX в. до н.э. Двуречье представляло собой множе- ство городов-государств, власть вождя-лугаля в которых выражалась в форме ранней монархии. Процесс станов- ления централизованного государства затянулся на сто- летия. Затем эта территория попала под власть Вавилона. Вавилонский царь Хаммурапи, победив местных прави- телей, создал мощную державу. Наступил новый этап в истории Междуречья — этап возвышения и господства Вавилона. Вавилоняне — народ, говоривший по-аккадски и образовашийся от слияния шумеров и аккадцев, — стали, |