Главная страница
Навигация по странице:

  • Пестрый социальный состав.

  • 1.1.2. Древневосточная правовая традиция

  • Âîïðîñû è çàäàíèÿ äëÿ ñàìîêîíòðîëÿ

  • 1.2. Äðåâíèé Åãèïåò. Ãîñóäàðñòâåííûé ñòðîé âîñòî÷íîé äåñïîòèè

  • история государства и права. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд. Учебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.


    Скачать 1.86 Mb.
    НазваниеУчебник подготовлен в соответствии с Федеральным госу дарственным образовательным стандартом высшего професси онального образования третьего поколения.
    Анкористория государства и права
    Дата28.11.2021
    Размер1.86 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ С..ик для бакалавров Пруд.pdf
    ТипУчебник
    #284876
    страница5 из 87
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   87
    Общинность. Своеобразие общественного строя древ- невосточных государств заключалось прежде всего в его социальной основе — общине. В значительной мере община определяла характер политической власти в этих обще- ствах, роль и регулирующе-контрольные функции древне- восточного государства.
    Самодовлеющая сельская община, упрочению позиций которой способствовали коллективные усилия ее членов по созданию ирригационных сооружений, оказывала огром- ное влияние на формы земельной собственности и способы эксплуатации в древневосточных обществах. Здесь непо- средственным владельцем — собственником земли была сама община. Вместе с тем и государство выступало в каче- стве верховного собственника земли, властно-собствен- нические права которого реализовывались в получении с общинников ренты-налога.
    Крепость общинных, родоплеменных, большесемейных и других связей тормозила процессы классообразования, в частности развитие в регионе рабовладения, но не смогла сдержать социального и имущественного расслоения в обществе.
    Своим консерватизмом, отчужденностью от внешнего мира и нежеланием вмешиваться в политику община спо- собствовала превращению центральной власти в деспотию.
    Подавление человека, его личности, воли начиналось уже в пределах общины, к которой он принадлежал. В то же время сельские общины не могли обходиться без организу- ющей силы центральной власти.
    4. Традиционность. Именно традиционность послу- жила тому, что, освященные незыблемыми идейно-рели- гиозными установками, основы государственности и права таких крупных древневосточных обществ, как Древняя
    Индия и Древний Китай,пережили века.
    5. Религиозность. Религия определяла образ жизни чело- века. Человек был ориентирован на духовное самосовершен- ствование. По мере выделения надобщинных управленче- ских структур стали складываться и собственно храмовые

    39
    1.1. Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ãîñóäàðñòâà è ïðàâà â ñòðàíàõ Äðåâíåãî Âîñòîêà
    хозяйства, создаваемые главным образом за счет присво ения общинных земель.
    6. Пестрый социальный состав. Строй многоукладной хозяйственной жизни определял исключительно пестрый социальный состав древневосточных обществ, который можно дифференцировать в границах трех основных соци- ально-классовых образований: 1) различные категории лиц, лишенных средств производства, зависимые подневольные работники, к которым относились и рабы; 2) свободные мелкие производители — общинники-крестьяне и ремес- ленники, живущие своим трудом; 3) господствующий соци- альный слой, куда входили придворная и служилая аристо- кратия, командный состав армии, состоятельная верхушка земледельческих общин и пр.
    На Востоке социально-классовые границы были раз- мыты. Например, существовали различные категории зависимого населения, занимающие промежуточные пози- ции между свободными и рабами, или некие переходные категории свободных лиц (от мелких землевладельцев к господствующему слою, в частности к мелкому купече- ству и чиновничеству). Сословно-правовой статус инди- вида в обществе, как правило, не совпадал, расходился с его социально-экономическим положением.
    Рабовладельческий укладпри всей его значимости не стал структурообразующим фактором, всеобъемлющим социальным институтом. Рабский труд почти не приме- нялся в сельском хозяйстве и ремесле, а использовался в основном на государственных работах при строительстве каналов, дорог, крепостей.
    Общие закономерности эволюции древневосточных мно- гоукладных обществ не могут перечеркнуть конкретных осо- бенностей развития каждого из них, связанных со временем их существования, с доминирующим положением того или иного уклада и различными формами их взаимодействия, с особенностями социальных и политических институтов.
    До начала I тысячелетия до н.э. в Древнем Востоке пре- обладали города-государства (например, в Шумере) или номовые государства, крупные царства (Египет). Впослед- ствии одной из форм государственного устройства стано- вится империя.
    Государство осуществляломногочисленные и разно- образныефункции. Государственная власть была призвана регулировать разрозненное общинное производство и орга-

    40
    Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè
    низовывать общественные работы (строительство иррига- ционной системы, дворцово-храмовых комплексов и воен- ных укреплений). Координация такой работы в рамках всей страны предопределяла огромную концентрацию власти, способствуя превращению верховного правителя в неогра- ниченного деспота.
    Когда говорят о «восточной деспотии»,обыкновенно имеют в виду такую форму политического режима, которая характеризуется:
    1) монархической формой правления с неограничен- ной властью наследственного монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей. Он счи- тался не только собственником всей земли в государстве, но и имел право распоряжаться жизнью или смертью каж- дого из своих подданных;
    2) объединением светской и церковной власти в одном лице — главе государства, обожествляемом в большинстве стран Древнего Востока. Религиозная идеология, играющая важную роль в поддержании единства того или иного вос- точного общества, строилась на основе различных морально- этических, религиозных ценностей, но неизменно отводила особое место «связующему единству» — правителю.
    В религиозном массовом сознании существовало осо- бое мистическое отношение к власти, царственности, пра- вителю. Признание высшего божественного авторитета, органически вытекающего из сущего миропорядка, а сле- довательно, и неограниченных деспотических полномочий правителя, было основополагающим элементом восточной религиозной идеологии, определяющим в значительной мере различные стороны жизнедеятельности древневосточ- ных обществ;
    3) существованием централизованного государства с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим над- зором за бесправными подданными со стороны разветвлен- ного, подчиненного деспоту административного аппарата;
    4) идеологией, при которой человек был рабом «по ряд ка», веры, традиции. Но не меньшее значение имела деятель- ность властных структур государства по поддержанию единства древневосточных обществ, обеспечиваемого на основе сохранения их самобытных, фундаменталь- ных ценностей. Значение целенаправленной консервации в древневосточных обществах также в значительной мере определялось слабостью экономических связей, почти пол-

    41
    1.1. Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ãîñóäàðñòâà è ïðàâà â ñòðàíàõ Äðåâíåãî Âîñòîêà
    ным отсутствием рыночных отношений при натуральном характере общинного производства.
    В массовом сознании правители наделялись всесильными, деспотическими полномочиями не только в силу божествен- ного характера их власти — царственности, но и в силу отво- димой им единоличной роли в поддержании безопасности, правосудия, социальной справедливости в обществе. Устой- чивость патриархально-общинных отношений, на базе кото- рых развивались ранние государственные деспотические режимы, формировала в общественном сознании образ пра- вителя-отца, защитника слабых и обез доленных.
    Древневосточным обществам были известны также и республиканские формы правления, при которых значи- тельную роль играли традиции примитивной племенной демократии, например республики в городах-государствах
    (Финикия, Месопотамия). Не отличались некоторые вос- точные государства и полным набором вышеперечислен- ных формальных характеристик «восточной деспотии».
    В своем политическом развитии страны Древнего Вос- тока прошли в целом общий путь — от небольших племен- ных образований, номовых городов-государств к царствам, а затем к относительно централизованным империям, как правило, полиэтническим, создаваемым за счет завоевания и аннексий территорий соседних государств.
    Государственный аппарат в восточных деспотиях был многочисленным. Выделялись три уровня управления — центральный, региональный, местный (общинный). Внутри аппарата отсутствовало разграничение между выполнением государственных обязанностей и обеспечением личных интересов деспота.
    Выступая, как и всякое другое государство, орудием социально-классового господства, древневосточное монар- хическое государство вместе с тем было призвано выполнять функции, связанные с координацией разрозненного общин- ного производства, с обеспечением насущных условий его развития. При отсутствии или слабом развитии рыночных отношений государство с его административно-командным аппаратом выполняло особые контрольно-регулирующие функции, что и обеспечивало исключительное место и зна- чение управляющей верхушки в восточном обществе.
    Аппарат строился на безусловном подчинении низших чиновников высшим. Характерными методами отбора чиновников было назначение близких родственников, при-

    42
    Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè
    ближенных правителя по его воле и выбору; предоставле- ние должности по праву рождения, назначение по рекомен- дации влиятельных лиц. Хотя были и исключения.
    Во многих древневосточных государствах власть верхов- ных правителей ограничивалась советом знати, или народ- ным собранием.
    В целом для древневосточного общества были характерны замедленные темпы исторического прогресса. Крупные соци- альные сдвиги происходили зачастую лишь под влиянием внешних завоеваний или природных катаклизмов. Жизнь шла как бы по замкнутому кругу, подчиняясь природному циклу, циклу сельскохозяйственных работ. Незначительные улучшения не могли качественно изменить сложившийся уклад. Если и появлялись какие-либо государственные идеи, то они становились достоянием узкого круга жрецов, при- дворных, знати и сохранялись в секрете.
    Исключительно редкими были социальные протесты.
    Господствующие религиозные воззрения побуждали людей воспринимать невзгоды как немилость судьбы и высших сил. Основную угрозу стабильности древних деспотий представляли сепаратизм отдельных провинций, борьба знати за высшую власть.
    1.1.2. Древневосточная правовая традиция
    На Востоке регулирование обще- ственных отношений происходило не с помощью закона, права, а при посредстве норм религии, нравствен- ности, традиций.
    А. И. Косарев, российский историк
    государства и права
    Почти одновременно в различных регионах Древнего
    Востока возникли развитые правовые культуры с более совершенным, чем при родовом строе, уровнем развития правовой системы.
    Древний Восток стал первым регионом в мировой истории, где появились письменные источники права. Ранее появление законодательства монархов было обусловлено непрочностью возникавших территориально-политиче ских объединений, ранним появлением и развитием товарно-де неж ных отноше- ний, внутренней и внешней торговли. Первые законы древ-

    43
    1.1. Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ãîñóäàðñòâà è ïðàâà â ñòðàíàõ Äðåâíåãî Âîñòîêà
    невосточных царей нельзя назвать юридическими памятни- ками в чистом виде. Они содержали помимо непосредственно правовых норм и другую информацию: о правящей династии, военных походах, знаменательных исторических событиях, реформах, религиозно-идео ло гическом обосновании прин- ципов правления и т.д. Тем не менее значение таких источ- ников огромно. Они знаменовали собой переход человечества от примитивных правовых норм, основанных на архаическом обычае, к более цивилизованному способу регулирования общественных правоотношений.
    Право Древнего Востока характеризовалось следу- ющими чертами:
     во-первых, это было обычное право. Основным источником права оставались обычаи, которые, являясь продуктом общинного творчества, в течение длительного времени не записывались, а сохранялись в устной тради- ции и памяти соплеменников. Ссылки на высказывания древних мудрецов, обладающих священным авторитетом, хранителей обычаев, можно найти почти во всех памятни- ках древневосточного права, в чем сказался его традицион- ный характер. Нормы права опирались на установившиеся образцы поведения, сложившиеся в прошлом, ориентиро- вались на них. Обычай, наполняемый новым социальным содержанием, санкционированный государством, оставался главным источником права и тогда, когда появились пись- менные судебники, брахманские компиляции и пр.;
     во-вторых,право подверглось серьезному влиянию религии. Древневосточное право — египетское, вавилон- ское, индуистское, китайское — представляет интерес пре- жде всего как совокупность устойчивых правовых систем, пребывающих в определенной взаимной зависимости с религиозными верованиями и культурой того времени.
    Правовая норма здесь, за редким исключением, имела рели- гиозное обоснование. Правонарушение рассматривалось как одновременное нарушение нормы религии и морали;
     в-третьих, право Древнего Востока было сословным.
    Оно открыто закрепляло социальное неравенство, что про- являлось прежде всего в приниженном положении рабов.
    Вне зависимости от того, мог ли раб иметь семью или вла- деть в интересах хозяина тем или иным имуществом, на Вос- токе он выступал в качестве вещи и таковой рассматривался действующим правом. Закреплялось также сословное нера- венство свободных. Оно в той или иной форме присутство- вало во всех древневосточных правовых системах;

    44
    Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè
     в-четвертых, древневосточное право характеризо- валось патриархальностью. Общие черты древневосточ- ного права определялись в значительной мере длительным существованием такой социальной формы, как большая патриархальная семья. Во всех нормах древневосточного брачно-семейного и наследственного права прослеживаются, например, такие традиционные черты, как подчиненное, приниженное положение женщин, детей в патриархальной семье, неравенство наследственных прав женщин и мужчин;
     в-пятых, юридическая ответственность носила в ос- новном уголовный характер. В древневосточном праве нельзя обнаружить представления об отраслях права, о четких отли- чиях преступлений от частных правонарушений. На первый взгляд, правовые документы Древнего Востока изложены не только бессистемно, но и без какой бы то ни было внутрен- ней логики. Но внутренняя логика изложения норм в этих правовых памятниках присутствует. Она определяется или религиозными концепциями о греховности того или иного поведения, или религиозной концепцией мироздания;
     в-шестых, в основу правовой системы была постав- лена община, коллектив. В правовых системах, которые формировались в медленно эволюционирующих древнево- сточных обществах, нашли отражение нормы старого родо- вого строя, например, предусматривающие коллективную ответственность членов семьи или даже всех членов сосед- ской общины за проступки, совершенные одним из них, кровную месть, самосуд, талион
    1
    Первые памятники права в основном закрепляли наибо- лее распространенные обычаи, установившуюся судебную практику. С этим связаны их неполнота, неразработанность ряда институтов и норм, казуистический характер: право- вая норма фиксировалась не в абстрактной форме, а в виде конкретного случая.
    По памятникам древневосточного права можно просле- дить, как старинные обычаи наполнялись новым содержа- нием. Появление имущественных, сословных, профессио- нальных и других различий привело к прямому извращению в нормах древневосточного права идеи первобытнообщин- ного строя о равном воздаянии. Эти нормы стали исходить из того, что цена крови знатного, богатого выше цены крови бедного, незнатного.
    1
    Талион — принцип равновозмездности, равного воздаяния за соде- янное (око за око, зуб за зуб).

    45
    1.2. Äðåâíèé Åãèïåò. Ãîñóäàðñòâåííûé ñòðîé âîñòî÷íîé äåñïîòèè
    Было известно два пути построения судебной системы: создание местных, простых по устройству, доступных для жителей судов с упрощенной формой судопроизводства, рас- сматривающих дела по незначительным правонарушениям, и судов для рассмотрения более сложных дел по тяжким преступлениям. Основу всякого судопроизводства составлял установленный порядок сбора, закрепления и оценки доказа- тельств, любые изменения в указанном порядке вели, соот- ветственно, к изменению в устройстве суда и форм процесса.
    Âîïðîñû è çàäàíèÿ äëÿ ñàìîêîíòðîëÿ
    1. Почему колыбелью мировой цивилизации считается Древний
    Восток?
    2. Какую роль в жизни древних цивилизаций играла окружа- ющая их естественная среда? Какие климатические и природные условия влияли на становление древних государств?
    3. Какие черты развития были присущи ранним обществам
    Востока?
    4. Что такое режим «восточной деспотии»? Какие основные функции выполняла централизованная государственная власть в государствах Древнего Востока?
    5. В чем своеобразие общественного строя древневосточных государств?
    6. Укажите причины слабости деспотических государств.
    7. Назовите основные черты права Древнего Востока.
    1.2. Äðåâíèé Åãèïåò.
    Ãîñóäàðñòâåííûé ñòðîé âîñòî÷íîé äåñïîòèè
    Древний Египет оказал огром- ное влияние на развитие Греции и через нее — на всю последу- ющую европейскую культуру.
    К. Резников,
    российский ученый, публицист
    Государство Древнего Египта сложилось в северо-вос- точной части Африки, в долине, расположенной по ниж- нему течению реки Нила. Нильская долина была краем, изобиловавшим рыбой, дичью и плодородной землей.

    46
    Ãëàâà 1. Äðåâíåâîñòî÷íûå öèâèëèçàöèè
    Люди стремились сюда из усыхающей Сахары и из недале- ких азиатских окраин.
    Все сельскохозяйственное производство Египта было связано с ежегодными разливами Нила, с очень ранним стро- ительством здесь ирригационных сооружений, на которых и стал впервые использоваться труд рабов-военнопленных.
    Естественные границы Египта (пустыня, море) служили защите страны от набегов извне, созданию этнически одно- родного населения — древних египтян
    1
    На рубеже IV—III тысячелетий до н.э. в Древнем Египте сложилось 40 номов (областей). Территориальное распо- ложение древних номов, вытянутых вдоль единой водной магистрали, очень рано привело к их объединению под вла- стью сильнейшего нома, к появлению в Верхнем (Южном)
    Египте единых правителей (царей) с признаками верхов- ной власти над остальными номами.
    История Древнего Египта делится на ряд периодов: период Раннего царства (3100—2800 гг. до н.э.), или период царствования первых династий египетских фараонов; период Древнего царства (около 2800—2250 гг. до н.э.), в который включается время царствования III–VI дина- стий; период Среднего царства (около 2160—1785 гг. до н.э.) — время царствования XI—XII династий; период
    Нового царства (около 1575—1087 гг. до н.э.) — время царствования XVIII—XX династий египетских фараонов.
    Переходному периоду между Средним и Новым царствами предшествовала освободительная борьба египтян против иноземцев — время разорения страны. Закончилось оно централизацией государства.
    Период Позднего царства (1085—331 гг. до н.э.), время царствования XXI—XXX династий, стал стадией упадка и завершения завоевания страны А. Македонским.
    1
    Для Древнего Египта была характерна крайняя замедленность эво- люции социальной структуры. Процессы социального расслоения древ- неегипетского общества усилились в конце IV тысячелетия до н.э., когда формировался господствующий социальный слой, включавший в себя родоплеменную аристократию, жрецов. Основную массу населения составляли зависимые и подневольные люди. К ним относились бесправ- ные рабы-военнопленные, египтяне, доведенные до рабского состояния,
    «слуги царя», выполнявшие различные виды работ. Этот слой все больше отделялся от основной массы свободных общинников-крестьян, с кото- рых государством взимался налог (рента).

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   87


    написать администратору сайта