СМАЛЬ риторика УМК. Учебнометодический комплекс Брест Бргу имени А. С. Пушкина 2021 удк 82. 085 (075. 8) Ббк 83. 7 я 73 Рецензенты
Скачать 0.77 Mb.
|
Лекция 2. ТЕХНИКА И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ План Понятие «выразительность речи». Выразительность как коммуникативное качество речи. Пути совершенствования речевой выразительности. Синтаксические и лексические средства выразительности. Понятие «техника речи». Интонация, голос, дикция. Чтение в процессе подготовки и тренировки публичной речи. Общение – процесс передачи и приёма информации, регулирования отношений между партнёрами, каждый из которых обладает специфическим мировосприятием, индивидуальным спектром душевных переживаний, эмоций. Поэтому в речевом общении мы наблюдаем ситуации, когда одни и те же предметы и явления у людей вызывают различные ощущения, ассоциации, образы. Соответственно по-разному мы пользуемся образными средствами речи: кто-то существенно больше, кто-то сдержаннее; в одном языковом стиле заметно активнее, чем в другом. К примеру, выразительная «окрашенность» разговорного, художественного или публицистического стилей, как правило, отлична от более «сухого» языка официально-делового и научного стилей. Выразительность – важное и необходимое качество нашей речи. Язык – это гибкая, саморазвивающаяся система, которая постоянно изменяется под воздействием внешних и внутренних тенденций и закономерностей. То есть не только обстоятельства и мы, как языковые личности, влияем на язык, но и сам язык воздействует на культуру личности. В современном прагматическом мире логика всё более вытесняет, подавляет чувства, всё острее ощущается нехватка, ограниченность средств выражения эмоций. Привычным явлением становится нивелирование эмоций в молодёжной среде сдержанно лаконичным сленгом (брага, гламур, жесть, клёво, круто, лажа, отстой, фигово и т.п.). В итоге сегодняшний человек эмоционально беднеет, черствеет душой, грубеет речью. Как справедливо отметил автор «Словаря богатств русского языка» В.К. Харченко, из современной речи исчезла «пафосность», высокая, элитарная речь, которая обогащает и украшает наше «обыденное» словесное общение. Поэтому задача каждой сознательной личности – расширять горизонты своего словопользования, развивать свою языковую «персоносферу» (М.Н. Эпштейн), в том числе путём активной речевой практики, тренировкой общительности, интеллектуальности, памяти, воображения, волевых усилий, эмоциональности, а иногда и своей индивидуальности, неповторимости, оригинальности языкового сознания. Речь всегда направлена на конкретного или возможного адресата и предполагает не только передачу информации, воздействие на сознание человека, но и, что не менее важно, способствует возбуждению определённых чувств, эмоций, побуждает к действию, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, вызывает у них конкретно-чувственные, живые, яркие образы. В наибольшей степени это касается художественной речи по причине специфики словесного творчества, в котором всегда, иногда более явно, иногда скрыто, завуалировано, как бы затаённо, отражаются чувства, настроение, отношение автора к художественным образам. Однако и нехудожественная речь (научная, деловая, а особенно публицистическая) в той или иной мере может быть выразительной (например, с помощью изменения порядка слов, построением упрощённых конструкций предложения). Выразительные компоненты речи способны выделить в ней главное, облегчая восприятие всего сообщения. Выразительность речи – семантическое или формальное выделение речи с целью акцентировать внимание и интерес слушателя или читателя. Выразительность речи – яркое, непосредственное, живое говорение, умение использовать разнообразные средства языковой образности, в том числе и на письме. Понятие выразительность включает в себя образность, эмоциональность, экспрессивность речи. Выразительность речи – это не врождённое свойство. Его необходимо осознанно и систематически тренировать, совершенствовать, по мере возможности оттенять, вытеснять непосредственную, спонтанную, непроизвольную выразительность речи более сдержанной, осознанной, интонационной и стилистической. Нужно формировать навыки самоконтроля над речью, умение видеть и оценивать что в ней выразительно, ярко, нешаблонно. В освоении языковой выразительности важны образцы, эталоны выразительной речи. Это может быть речь артистов театра и кино, теле- и радиоведущих. Источником развития выразительности речи могут служить литературные и особенно фольклорные произведения (пословицы, скороговорки, загадки, песни, сказки и т.д.), язык которых необычайно экспрессивен, эмоционален. По выразительности речи мы можем судить об отношении говорящего к предмету разговора и аудитории, о профессиональных качествах собеседника и его чувстве меры, о лексико-интонационном богатстве словарного запаса и элементарных лингвистических знаниях личности, о речевых привычках человека и умении вести себя в разнообразных и неповторимых (неидентичных) жизненных ситуациях. Б.Н. Головин выделил семь условий достижения выразительности речи: самостоятельность мышления автора речи; неравнодушие, интерес автора речи; хорошее знание языка, его выразительных возможностей; хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей; систематическая и осознанная тренировка речевых навыков; сознательное намерение автора говорить и писать выразительно, психологическая целевая установка на выразительность; условие объективное, языковое, не зависящее от воли, желаний, сознания человека. Основным условием выразительности является способность автора к эмоциональному восприятию собственной речи, умение быть заинтересованным, «вжиться», «принять к сердцу», прочувствовать смысл сказанного или написанного. Выразительность речи непосредственно связана с уровнем эмоциональности и воображения человека. При этом следует избегать шаблонности мышления, стремиться к самостоятельности, оригинальности высказывания, индивидуальности речевых образов. Выразительность речи не возможна без умения логически, образно, эмоционально мыслить, и только на основе этого формируется способность осмысленно и ярко высказываться. Выразительность речи не возможна также без хорошего знания выразительных возможностей языка, умения оформлять связное высказывание. Так, хорошее знание словаря позволяет человеку выбрать наиболее выразительное слово, наиболее подходящее по смыслу в данном контексте. Знание грамматики даёт возможность влиять на образность высказывания различными стилистическими средствами (повтором, порядком слов, выбором разнообразных типов предложений). Развитие фонетической стороны речи (правильного темпа, чёткой дикции, силы голоса, выразительной интонации, необходимого ударения, паузы) способствует созданию звуковой выразительности. Таким образом, можно говорить о выразительности произносительной, акцентологической, лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической, интонационной, стилевой. Важное условие выразительности – разумное сочетание невербальных (жесты, позы, мимика) и вербальных (фразеологизмы, афоризмы, сравнения, метафоры, эпитеты, синонимы и т.д.) выразительных средств речи. К синтаксическим средствам выразительности относятся хиазм – повтор языковых единиц в обратном порядке («Мы – не рабы, рабы – не мы», «Мы едим, чтобы жить, а не живём, чтобы есть»); многосоюзие – многократное повторение союзов («И страдаю, и зову, и плачу…»); повтор – усиление смысла путём дублирования слов и фраз («Золотая чаша, золотая…», «Земля в иллюминаторе, земля в иллюминаторе видна..», «милая, милая, милая, нежный мой ангел земной…»); гомеология – повтор однотипных окончаний или морфем («СУПЕРскидка на СУПЕРтелефон!»); бессоюзие (асиндетон) – опущение союзов при перечислении («Жить стало лучше, спокойнее, веселее»); зевгма – опущение главного члена предложения в одной из его синтаксически однородных конструкций («Дети шли в детские сады, ученики в школы, взрослые на работу»); антитеза – противопоставление («Огонь и лёд», «Война и мир»); градация – постепенное усиление или снижение эмоционального содержания высказывания («Молодость – хороший возраст, молодой, шухерной»); инверсия – нарушение обычного грамматического порядка в расстановке слов или словосочетаний во фразе («в зарубежную командировку поеду я»); обрыв (умолчание) – неожиданная остановка речи, рассчитанная на домысливание, сопереживание адресата («Да… Вот так всегда…»); оксюморон – соединение противоречащих по смыслу слов («Горячий снег, горькая радость, сладкая боль»); риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа («А кому сейчас легко? А не пойти ли нам домой?»); анафора – повтор начальных слов в рядом стоящих предложениях («Погода сегодня чудесная, погода лучше, чем вчера, погода замечательная»); эпифора – повтор завершающих слов предложения и др. Эти выразительные средства иногда называют стилистическими фигурами. К лексическим средствам выразительности относятся метафора, сравнение, эпитет, гипербола, метонимия, аллегория, литота, синекдоха, перифраза, аллюзия, фразеологизм. Традиционно их называют тропами. Эпитет – образное подчёркивание характерных свойств, качеств предмета или явления. Эпитет является одним из наиболее распространённых образных средств, которое акцентирует внимание не на прямом, а на абстрактном смысле высказывания (дикий крик, светлая голова, золотые руки). Сравнение – слово или выражение, в котором противопоставляются явления или предметы, в результате чего одно из них характеризуется, описывается, конкретизируется при помощи другого (круглое, как солнышко; твёрдый, как камень). Сравнение помогает оживить речь, сделать её яркой, зрительно наглядной. Метафора – выразительное средство речи, в котором сопоставляются определённые явления или предметы на основе общих для них черт и при этом субъект сопоставления, в отличии от сравнения, не называется (идёт снег, встаёт солнце, пришло лето и др.). Метонимия – замена одного названия предмета или явления другим названием на основе внутренних или внешних связей. Метонимия помогает акцентировать внимание на понятии, передать его более ярко, образно (Пинск гуляет на масленице; аудитория бурно обсуждает услышанное; деревня гудит, возмущается). Перифразис – замена слова описательным выражением (нефть – чёрное золото, волк – санитар леса), часто используемое в рекламных девизах-слоганах («Твикс – сладкая парочка», «Орбит – морозная свежесть»). Антифразис – употребление слова в прямо противоположном значении с соответствующей иронической интонацией («подарочек» вместо «штрафа», «щедрость» вместо «скупости»). Гипербола – замена слова или выражения другим, крайне преувеличенным (любой чиновник – посредственная, но крайне амбициозная личность, старающаяся компенсировать должностью, положением свою неполноценность, стремящаяся к власти, корысти и выгоде). Выразительность является важным качеством современной публицистики, художественной литературы, разговорной речи, однако обилие тропов и фигур не должно быть самоцелью, не должно оттенять информативность содержания, а только подчёркивать высказывание, заострять внимание слушателей или читателей. Выразительной речь может стать и благодаря диалектизму, жаргонному, вульгарному слову, поэтому необходимо правильно и соразмерно пользоваться выразительными возможностями речи, использовать определённые лексические единицы оправданно и уместно. Б. Головин отмечает, что качество выразительности необходимо сообщать речи, согласовывая с ситуацией общения: «Выразительность восхищения неуместна у постели больного, выразительность умиления – на теоретическом симпозиуме, выразительность досады и раздражения – в общении учителя с учениками» [6, с. 188]. А для этого автору высказывания необходимо чётко представлять: 1) что нужно сказать; 2) для чего нужно говорить; 3) что надо достичь; 4) какое личное отношение к предмету речи; 5) какой будет ситуация речи (фон); 6) какие экстралингвистические средства будут «дополнять» слова. Таким образом, выразительность является важнейшей чертой как письменной, так и устной публичной речи, основой речевой коммуникации, средством акцентирования внимания и интереса слушателя или читателя, свидетельством профессиональной и духовной зрелости человека. Качество публичной речи зависит не только от её содержания, но и от способа её подачи адресату. Письменная речь чаще всего более организованна: её можно перечитать, исправить. Устная речь несколько упрощена, в ней отсутствуют синтаксические усложнения, но более хаотична (нередко создаётся за миллисекунды, секунды, минуты), из-за чего появляются несогласованности словоформ, перебивы, повторы, искажения звучания, а в результате затрудняется восприятие смысла сказанного. Известный лингвист Е.А. Брызгунова, анализируя особенности устной речи, справедливо отмечает: «Чёткость артикуляционных переходов, умение держать основной тон и интенсивность звука, владение речевым дыханием – это признаки первой необходимости для формирования приемлемого и общедоступного качества речи» [3, с. 62]. В данном случае эти речевые характеристики условно можно объединить одним термином «речевая техника». Техника речи – умение владеть такими качествами голоса, как сила, звучность, высота, чёткая дикция, правильные интонации. Интонация (лат. intonatio – «громко произносить») – тональная окраска слов, последовательность тонов, различающихся по высоте, темпу, тембру. Учёные подсчитали, что интонация может передавать до 40 % смысла высказывания. Интонация – неотъемлемый компонент устной речи, а иногда единственное средство выражения определённых элементов значения во фразе. На письме интонация частично выражается знаками препинания, подчёркиванием слов, членением текста на абзацы, вариациями шрифтов, однако спектр передаваемых интонацией значений намного шире сравнительно с пунктуацией. Устная речь заметно богаче в интонационном плане, значительно конкретнее по своей природе. Выражая тончайшие, еле уловимые оттенки чувств и особенности психо-эмоционального состояния говорящего, интонация является одним из основных средств создания высокохудожественного образа на сцене, в кино, в искусстве выразительного чтения. Известный театральный режиссёр К. Станиславский писал: «На слушателя влияют не только мысли, представления, образы, связанные со сказанными словами, но и звуковая окраска слов – интонация и красноречивое молчание, которое договаривает недосказанное словами. Интонация и паузы сами по себе, без слов, имеют силу эмоционального влияния на слушателей». Интонация выполняет следующие функции: 1. Выражает тип высказывания (вопрос, утверждение, побуждение). 2. Выражает коммуникативный порядок высказывания (старое / новое: в класс зашёл Николай) и устанавливает между частями фразы смысловые отношения. 3. Выражает эмоции говорящего. 4. Выражает оценку автора к высказанному. 5. Воздействует на эмоции слушающего, убеждает. 6. Указывает на завершённость-незавершённость высказывания. 7. Оформляет группы слов или предложений в единое интонационное высказывание с общим фразовым акцентом. 8. Способствует акустическому благозвучию отрезка речи, в частности расчленяет текст на предложения, абзацы, синтагмы, то естьна соизмеримые по времени звучания фрагменты. 9. Выделяет наиболее важные по смыслу компоненты высказывания. Узкий диапазон голоса содействует монотонным интонациям, которые убаюкивают слушателей, могут вызвать раздражение, агрессию. Умение менять интонации, находить наиболее правильные и выразительные – способность убеждать, доводить до каждого слушателя свои мысли, чувства и волю. Насчитывают свыше 20 типов интонации: пронзительная, глухая, средняя, приглушенная, ироническая, саркастическая и т.д. Иногда в высказывании на первом месте не смысл, а интонация. Так, фраза «какой ты вредный» с иронической интонацией изменяет смысл почти на противоположный. Выражение «сейчас бегу!» в зависимости от интонации может обозначать как готовность прийти на помощь, так и решительный отказ. В речи и в памяти носителей речи существуют интонации-клише, использование которых предполагает «вспоминание» нужной интонации. В результате прежде чем определить смысл фразы слушатель, реципиент соотносит услышанное со своим набором интонаций. Главные, значимые, важные слова в речевом потоке необходимо выделять более медленным темпом произношения с паузами и эмоционально возвышенной, страстной интонацией. Соответственно место фразового акцента показывает на смысловой центр высказывания, на наиболее интересующий говорящего элемент предложения: ср. Ты приехал из Пинска? и Ты приехал из Пинска? На практике интонация создаётся распределением силы динамического (экспираторного) ударения между словами, мелодикой речи, паузами, темпом речи, ритмико-мелодическими средствами, громкостью речевого потока, эмоциональными оттенками голосового тембра. В устном выступлении к интонации предъявляются следующие требования: - натуральность, правдивость (способность легко изменять тональность, точно передавая своё душевное состояние и избегая при этом надуманности, «фальшивости», преувеличения); - соответствие подобранных способов интонирования содержанию выступления; - сочетание различных способов выделения фразы: словесно-логического (выделение наиболее важного слова) и эмфатического (подчёркивание эмоционального значения слова). Важно помнить, что кроме желания сказать существует более важная задача – быть услышанным. Фраза, сказанная с «проходной» интонацией, не убедит слушателей, а монотонная и неэмоциональная речь «усыпит» присутствующих, или «оглушит» аудиторию своей громкостью. И наоборот, правильное, красивое звучание способно подчеркнуть чёткость построения высказывания, ясность изложения, яркость слова, содействует более полному усвоению сказанного. Когда про человека говорят, что у него хорошо поставлен голос, это значит, что подобрано необходимое напряжение для наилучшего звучания голоса, подобран тон, который утомляет автора и аудиторию наименее (для этого следует заботиться о тишине окружения). Публичное выступление лучше всего начинать не слишком громко, чтобы в перспективе при необходимости выделить повышением голоса и умеренным темпом важные моменты, чтобы хватило голоса и силы завершить выступление. Важно следить за своим дыханием, которое называют энергетикой голоса. Управление голосом помогает управлять отношениями с людьми. Например, речь в низком регистре, в медленном темпе и с отделением паузами каждого слова способна убедить в уверенности говорящего, скрыть в нужный момент эмоции. Для выступающего важно уметь, оставаясь в рамках определённого речевого тона, незаметно и натурально переходить из одного голосового регистра в другой, изменять темп и силу речи согласно логического и эмоционального содержания той или иной части выступления. Тон – это изменение высоты звука, частоты его колебаний в герцах. Для мужчин характерна частота 85-200 герц, а для женщин – 160-340 герц. С помощью длительных упражнений можно расширить свой природный частотный диапазон, однако более важно научиться свободно (пластично) варьировать тон в своём диапазоне. Пластичный голос кажется более задушевным. Хорошей тренировкой для голоса является пение, прежде всего, романсов и баллад, в которых характер частотных переходов близок к ораторскому. Тональные изменения: 1. Ровный тон. 2. Восходящий тон – используется в общем вопросе («он приехал?»), а также перед паузой внутри фразы (кроме отдельных случаев). 3. Нисходящий тон – является показателем повествовательного значения речевого высказывания. Тональные композиции – схемы изменения тонов. Например: нисходящий – ровный низкий – восходящий («вы Петрова не видели?»); восходящий – ровный высокий – нисходящий («вы Петрова не трогайте»). Увеличение тонального акцента характерно вопросам с оттенком удивления и подтверждениям ожидаемого («это Петров // сделал?», «Так и произошло \\»). Каждый голос имеет свои индивидуальные характеристики: высоту (высокий – средний – низкий), темп (длительный – обычный – ускоренный), звуковой объём (резонанс, интервал между самым низким и высоким звуками), тембр, диапазон, интенсивность. Они не являются постоянными, а способны изменяться в зависимости от эмоционального состояния человека, условий коммуникации, вида речевого высказывания. Типы голоса: Напряжённый – указывает на повтор или переспрос («Что-что ты говоришь?»). Расслабленный – «ласкающий» голос («Ах, ты мой миленький!»). Придыхательный – выражает высокую степень чувства («Ах, как она прекрасна!»). Скрипучий – выражает отрицательное отношение («Зря ты ему помогал»). Звучание речи не может быть постоянным – оно ритмично, а ритм создаётся паузами, количество которых зависит от того речь импровизирована или подготовлена. В последнем случае паузы обычно соотносятся с имеющимися на письме разделительными знаками. В тех случаях, когда текст не подготовлен заранее, между отдельными законченными высказываниями или их частями паузы могут отсутствовать, и, наоборот, они могут появиться там, где ни грамматически, ни логически не мотивированы. Однако они воспринимаются всегда хорошо, так как слушатели чувствуют непосредственность речи, натуральность звучания, именно поэтому импровизация требует не только знаний, мастерства и уверенности в своих силах, но и значительного такта, чувства меры как нормы поведения. Существуют определённые правила употребления речевых пауз: перед выступлением они необходимы автору, чтобы собраться с мыслями, обдумать речь, а аудитории – чтобы настроиться на слушание, привыкнуть к говорящему; в середине выступления – для разделения изложения мыслей, организации внимания слушающих. Речевые паузы также облегчают дыхание, позволяют пополнить запас воздуха в лёгких, улучшают восприятие речи. В публичной речи необходимо умело сочетать различные виды пауз: Физиологические (дыхательные). Они автоматичны, однако иногда неумение владеть речевым дыханием приводит к необоснованному выделению слов, создает навязчивую и громоздкую смысловую перегрузку, утомляет слух необоснованными паузами. Ритмические – в конце или середине стихотворной строки. Смысловые (логические) – между предложениями, абзацами, параграфами, частями текста. Психологические – возникают от волнения или специально для привлечения внимания слушателей. Синтаксические – выделяют обособленные члены предложения. Интонация является действенным языковым знаком, выражает смысл, значение, цель высказывания. Правильная и выразительная интонация является основой хорошо поставленной речи, важнейшим компонентом общения говорящего и слушающего, эффективным способом воздействия на собеседника. При этом чёткость и громкость устной речи может быть «подавлена и уничтожена» монотонностью звучания. Важно помнить, что индивидуальные и профессиональные (у дикторов новостей, экскурсоводов, продавцов, воспитателей детских учреждений и т.д.) особенности интонирования высказываний не должны диаметрально расходиться с традиционными тональными изменениями. Дикция – ясность и отчётливость произношения звуков, слогов, слов с правильной артикуляцией. Дикция предполагает соблюдение правил орфоэпии. Выработке хорошей дикции способствуют скороговорки. Например: «Три щенка щекой к щеке щиплют щётку в ящике», «Ткач ткёт ткани на платок Тане», «В марте Марк рвёт мак», «Купи кипу пик», «Мама мыла Милу мылом», «Саша шапкой шишку сшиб», «Наташа с ушами, а Саша с усами». Эффективными дикционными упражнениями являются произношение фраз шепотом, напев вполголоса. На дикцию влияет не только умение артикулировать звуки, но и темп речи – скорость произношения слов и длинна пауз между ними, которые зачастую индивидуальные. Нельзя утверждать что сдержанная, медленная речь обязательно плохая, а темпераментная, быстрая, страстная, наоборот, хорошая. Речь не может быть идеальной равно, когда угнетает слушателя своей медленностью и когда раздражает чрезмерной скоростью, отсутствием логических и психологических пауз. Одновременно при всей необходимости говорить темпераментно, энергично, с различной силой и высотой звучания, важно сохранить меру и такт, чтобы не превратиться в актёра, который считает своей задачей веселить и забавлять публику. Техника речи непосредственно влияет на качество высказывания, особенно на понимание его адресатом, поэтому необходимо целенаправленно учиться контролировать оптимальную чёткость звучания. Неоправданно быстрая речь может привести к искажению артикуляции звука, незавершённости в произношении или обрывам, провалам звуков (слогов). Особенно внимательными следует быть при ускоренном чтении текста вслух, когда, как известно, взгляд читающего опережает его голос на несколько слов. В подобной ситуации зрением пропускаются предшествующие и «выхватываются» последующие звуки и слоги, что может привести к искажению смысла высказывания: он был успешным музыкантом → он был спешным музыкантом; делай что должно и будь что будет → делай что ложно и будь что будет; обрушился экономический кризис → обрушился комический кризис; люди могут выбросить из своей жизни всё что угодно → люди могут выбросить из своей жизни всё что годно. Практическое освоение основ речевой техники, состоящей из таких компонентов, как сила, звучность, высота, дикция, интонации), является залогом успеха речевой коммуникации, позволяет оптимально управлять вниманием и интересом слушателей, доносить необходимую информацию, быть в достаточной мере «услышанным». Важным средством контактности выступления являются личные местоимения. Местоимение я в устном высказывании следует употреблять осторожно и в меру, так как оно дистанцирует выступающего. На вы оратор обращается к слушателям, тем самым выражая своё уважение к аудитории. Местоимение мы имеет несколько значений: лекторское «мы»; «мы» выступающего и слушателя. Местоимение мы помогает создать и передать атмосферу доверия, взаимопонимания. В публичных выступлениях широко используются местоименные конкретизаторы, усиливающие степень контактности: мы свами, мы вместе, мы все, вместе с вами и др. Эффективным способом контактности являются глагольные формы, которые приглашают слушателей принять участие в обсуждении событий, фактов, проблем: определим, объясним, уточним, конкретизируем, выясним, отметим, давайте рассмотрим и др. Подобную функцию выполняют во вступлении следующие вставные конструкции: как вы понимаете, как вы догадываетесь, как вы знаете, как вы заметили, согласитесь, представьте и др. Они являются как бы призывом к концептуальной солидарности во взглядах и одновременно подготавливают слушателей к восприятию новой информации. Эффективным способом поддержания контакта с аудиторией является вопросно-ответный ход, когда спрашивающий сам отвечает на свой вопрос, активизируя внимание слушателей и направляя их мысли в нужном русле. Следует помнить, что настраивают слушателей против оратора и разрушают речевое общение менторский (высокомерно-поучительный) тон, показное превосходство, неуважение чужой точки зрения, публичные замечания, открытое выражение своих симпатий и антипатий, завышенная громкость звучащей речи. Чтение вслух является одним из эффективных способов тренировки публичной речи. Оно обогащает лексический запас, грамматический строй речи, приучает говорить согласно языковым нормам, тренирует чёткость дикции и умение владеть различными интонациями. Чтение вслух позволяет избавиться от речевых недостатков (косноязычия, запинок, оговорок, слов-паразитов), так какнаписанные тексты в достаточной мере отредактированы, качественнее по форме и содержанию, чем устная речь. Читать вслух нужно чётко проговаривая слова, не торопясь, в разговорном темпе. Манера произношения должна быть натуральной: напоминать не чтение, а рассказывание, изложение собственных мыслей. Для последующей коррекции своей речи полезно делать аудиозаписи своего чтения. Чтение – вид речемыслительной деятельности, в основе которой лежит умение воспринимать графические знаки и умение воспринимать смысл содержания текста. В зависимости от полноты и точности понимания текста выделяют ознакомительное (беглое, просмотровое) и аналитическое (изучающее) чтение. По форме восприятия и воспроизведения различают чтение «про себя» и «вслух». Чтение – один из основных источником информации для публичного выступления. Очевидно, что чтение требует определения степени достоверности и изучения воздействующего потенциала информации, поэтому оратору важно сопоставить прочитанное в различных источниках, отобрать, оценить и осмыслить материал в контексте темы своего выступления. Тексты научные, документальные в данном случае приоритетнее материалов публицистических и художественных. Научно-популярные тексты для чтения вслух должны содержать только достоверные сведения, быть доступного изложения и высокого художественного уровня. Культура чтения вслух предполагает простоту, натуральность, выразительность, эмоциональность, искренность. Читать нужно чётко, внятно, не очень громко, но и не очень тихо, соблюдая паузы в тексте. Вместе с тем, это должно быть выразительное чтение, эмоционально окрашенное, способное держать внимание так какмонотонное, однообразное чтение текста или чтение с запинками утомляет и раздражает аудиторию. Искусство чтения вслух предполагает подходящий темп исполнения, изменение силы голоса, повторное возвращение к отдельным фрагментам, обмен мнениями, вопросы, выделяющие главное. Читающий вслух должен сопереживать автору, «заразиться» текстом, эмоционально его пережить. В идеале тексты любого функционального стиля лучше всего читать наизусть, пересказывать, читать так, как будто лишь пробегаешь глазами по страницам. Особенно это касается рассказывания детям сказок, произведений, специально созданных для устного воспроизведения. В научном стиле возможно непосредственное чтение для более точного воспроизведения материала. По мнению М.А. Рыбниковой, «исполнение должно иметь целью произнести текст с максимальной передачей темы произведения и его идейного замысла. Чтение должно соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям; это исполнение воплощает в голосе логическую и синтаксическую мелодику речи, музыку и ритм стиха, тот или иной строй прозы… Оно должно быть громким, ясным, чётким, доносящим до слушателя с полной чёткостью звучащее слово» [24, с. 12]. Умение выразительно читать не природное, его можно выработать и развить путём постоянной тренировки дикции и голоса. Чтение вслух широко распространено в образовательном процессе, имеет целью обучение и воспитание аудитории. В этом случае перед чтение проводится вступительная беседа, в которой у слушателей вызывается соответствующее эмоциональное состояние, объясняются незнакомые новые слова, текст связывается с жизненным опытом. Непосредственно чтение вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, повышенный интерес, сопереживание, однако первоначальное восприятие зачастую поверхностное, иногда с неприятием авторской позиции. Поэтому после чтения организуется повторная беседа (обычно менее продолжительная, чем первая), которая помогает сориентироваться в главной идее, подводит к более глубокому размышлению. Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова рекомендуют во время беседы спросить что понравилось и что не понравилось в услышанном, задавать вопросы на воспроизведение наиболее важных эпизодов и вопросы проблемные, помогающие понять смысл текста (Какие чувства испытывает герой? Как он реагирует на жизненные ситуации? Почему он так поступил? Что бы вы сделали на его месте? Как бы вы поступили?..). В работе с дошкольниками не рекомендуется читать более 20–25 минут, так какдети быстро устают, их внимание рассеивается. Н.А. Рубакин отмечал, что главное в чтении не текст сам по себе, а мысли и чувства, образы, вопросы, которые рождаются в душе читателя: «Сколько читателей, столько и содержаний произведения». Таким образом, техника речи как мастерство звукового воплощения мысли, синтезирующее в себе такие ключевые понятия, как дикция, голос, интонация, представления о произносительном аппарате человека и процессе речеобразования, влияет на глубину восприятия содержания, эмоционально-эстетическое богатство (красоту и звучность голоса, чёткость дикции, разнообразие и глубину интонации) высказывания. Вопросы: Дайте определение понятию «выразительность» речи. Объясните причины уменьшения выразительности современной речи. Назовите пути и способы формирования выразительности речи. Чем отличается выразительность устной и письменной речи? Каким образом достигается произносительная, акцентологическая, лексическая, словообразовательная, морфологическая, синтаксическая, интонационная и стилевая выразительность? Перечислите синтаксические и лексические средства выразительности. Почему необходимо соразмерно пользоваться выразительными средствами речи? Приведите примеры предложений, в которых использованы метафора, метонимия, эпитет, гипербола, сравнение, синонимы. Объясните важность для оратора выразительности его речи. Перечислите способы совершенствования дикции. Объясните важность чтения как источника подготовки публичного выступления. |