СМАЛЬ риторика УМК. Учебнометодический комплекс Брест Бргу имени А. С. Пушкина 2021 удк 82. 085 (075. 8) Ббк 83. 7 я 73 Рецензенты
Скачать 0.77 Mb.
|
Тема 1. Риторика как наука и искусство воздействия Ораторское искусство как социальное явление. Риторика и нравственность. Общая и частная риторика. Определение риторики. Объект, предмет и задачи риторики. Риторика в системе лингвистических и нелингвистических наук. Ораторское искусство и нормативная грамматика современного русского литературного языка. Связь риторики с логикой, философией, психологией, эстетикой, этикой, психологией, теорией художественного словесного творчества. Личностная парадигма оратора: этос – как нравственная (этическая) основа речи; логос – как идея, содержательная (логическая) сторона речи; пафос – как средства воздействия на аудиторию (психологическая сторона речи). Состав риторики: правила инвенции (inventio – изобретение), правила диспозиции (dispositio – расположение), правила элокуции (elocutio – украшение), правила запоминания (memoria) и произнесения (cectio) речи. Тема 2. История риторики Античная риторика и ее теории. Древняя Греция - родина красноречия. Философские взгляды Платона и их отражение в его теории красноречия. Ораторы Древней Греции (Сократ, Демосфен, Демокрит и др.). Развитие теории красноречия в трудах Аристотеля («Риторика»), Дионисия Галикарнасского («О соединении слов»), Деметрия («О стиле»). Римская школа красноречия. Марк Тулий Цицерон («Оратор», «Брут»), Марк Фабий Квинтилиан («Наставление в ораторском искусстве»). IV в. – «золотой век» духовного красноречия. Раннее христианство. Религиозно-нравственная риторика (стиль «плетение словес») и ее представители (Иоанн Златоуст, Фома Аквинский, протопоп Аввакум Петрович, митрополит Филарет). Гомелетика. Софистическая риторика. Риторика и европейские страны. Красноречие Древней Руси как показатель общественной жизни и культуры. Mитрополит Иларион и его «Слова». Проповеди Кирилла Туровского. «Моление» Даниила Заточника, Иосиф Волынский, Максим Грек. Риторическая мысль в восточнославянской культуре XVII–XVIII вв. Первые российские риторики (Макарий, М. Усачев). Два центра риторического образования: Славяно-греко-латинская академия (богословское направление) и Киево-Могилянская академия (светское направление). Феофан Прокопович и его роль в развитии теории ораторского искусства («Риторика»). Учение о красноречии М.В. Ломоносова. Стилистические теории А.Д. Кантимира и В.К Тредиаковского. Академическое и судебное красноречие в Poccии ХIХ в. Русское уни- верситетское преподавание – школа лекторского мастерства. «Общая риторика» И.Ф. Кошанского. П.И. Страхов, А.Ф. Мерзляков, В.О. Ключевский, И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев и другие мастера академического красноречия. Риторика и литература. Расцвет судебного красноречия после реформы 1864 г. Плеяда блестящих судебных ораторов: Ф.Н. Плевако, А.Н. Кони, В.Д. Спасович, С.И. Урусов, С.А Андреевский. Pиторика в России в XX в. Кризис риторики и его причины. Практические и теоретические задачи риторики ХХ–ХХI вв. Неориторика. Виды риторики: педагогическая риторика, юридическая риторика, политическая риторика, военная риторика, дипломатическая; риторика. Особенности красноречия как искусства. Сходства и различия красноречия с другими видами искусства. Метод и стиль в ораторском искусстве. Тема 3. Теория красноречия Особенности речевой коммуникации. Коммуникативный акт и его составляющие. Коммуникативная тактика, коммуникативное намерение, коммуникативный опыт. Нравственность речи. Позиция слушающего. Сознательное/бессознательное и ложь в речевой коммуникации. Три типа приема и передачи информации. Адресант. Интонация коммуникативного акта. Адресат. Коммуникативная роль адресата. Неожидаемые коммуникативные акты. Ожидаемые коммуникативные акты. Контакт. Коммуникативный кодекс. Критерии коммуникативного кодекса Принцип кооперации в коммуникативном кодексе. Принцип вежливости в коммуникативном кодексе. Критерии мотивированности. Акт общения. Фатический акт. Код. Язык и код. Язык и мир: механизмы приспособления. Прагматические клише. Классификация речевых актов. Пропозиция. Косвенные речевые акты. Законы речи и правила риторики Индукция и дедукция в риторике. Понятие законов речи. Генерализация законов речи Аристотеля. Законы речи и общественно-речевая практика. Закон связи речи и общества. Фактура речи и структура речи. Тема 4. Этос. Пафос. Логос Определение терминов. Эристика, диалектика, софистика. Речь искусная и речь действенная. Индукция и дедукция в риторике. Законы речи и правила риторики. Принципы развития речи. Эффективность речи. Теория монолога Метод Квинтилиана. Метод Аристотеля. Изобретение. Замысел речи. Концепция и тема речи. Интересы аудитории; портрет аудитории; типы аудитории (конструктивная, конфликтная, соглашатели, инфантильная). Интересы и возможности оратора; портрет оратора. Ситуация общения. Цель и задачи речи. Классификация речей по цели (информационная, развлекательная, воодушевляющая, призывающая). Тезис речи. Аргументация. Специфика риторической аргументации. Практические приемы убеждения. Убеждающие воздействия. Логическая сторона убеждающей речи. Психологическая сторона убеждающей речи. Аргументация и демонстрация. Способы доказательства. Способы опровержения. Понятие о топосе. Соотношение понятий «ценность» и «топос». Классификация ценностей. Доводы воздействующей речи. Софизмы и уловки в речи. Расположение. Роль композиции для речи. Определение термина «композиция». Понятие о единице композиции. Способы расположения микротем в основной части. Зависимость порядка микротем от характера аудитории. Tипы вступлений. Понятие о заключении. Средства управления вниманием. Выражение. Условия адекватного восприятия речи. Языковые качества ораторской речи. Правильность речи как риторическая категория: нормы ударения, словоупотребления, нормы синтаксиса, нормы согласования и управления. Тропы и фигуры. Произнесение. Образ оратора. Цели и средства оратора. Нравственная позиция оратора. Внешний облик и манера поведения. Вербальные средства оратора. Невербальные средства оратора. Взаимодействие оратора с аудиторией. Голосовые и кинетические средства воздействия (язык жестов и поз). Средства создания контакта. Эффекты восприятия. Ошибки первого впечатления. Ораторские типы. Современная классификация ораторов. Стилистическая классификация. Риторическая классификация. Тема 5. Техника и выразительность звучащей речи Речевое дыхание и голос, его благозвучность, высота, гибкость, полетность, суггестивность, выносливость. Дикция. Логические и эмоциональные элементы выразительности устной речи: логические и психологические паузы, ударение, тональный рисунок, интонационные конструкции. Темпо- ритмические особенности речи. Тема 6. Текст как основа устной и письменной речи Основные характеристики текста: самостоятельность; коммуникативная направленность; связность; целостность; смысловая законченность; смысловая, многоплановость; языковая, структурная и композиционная оформленность; жанровая пpинадлежность; модальность, антропо-цетричность. Предпосылки для создания текста: автор, адресат, ситуация, материал. Цель, идея, тема, проблема, жанр. Словари. Речевая выразительность тропов. Ирония в речевой коммуникации. Речевая выразительность фигур. Ориентация в современном информационном пространстве. Работа с электронной почтой. Использование материалов из Интернета. Оформление документов в компьютерном редакторе. Тема 7. Особенности устной публичной речи Искусство оратора. Подготовка к выступлению. Вступление. Техника вступления. Психологические факторы. Привлечение и удержание внимания. Разговорная речь. Функциональные разновидности устной речи. Типы речевой культуры: элитарный тип, среднелитературный тип, литературно- разговорный, фамильярно-разговорный. Особенности диалоговой и монологовой устной речи. Цели, логические и психологические средства публичной речи. Подготовка устных выступлений. Композиционное построение речи. Приемы содержательного воздействия. Совершенствование навыков устной речи. Тема 8. Основные жанровые группы монологической речи Информационная речь. Особенности жанров информационной речи: доклад, научное сообщение, научное обозрение, академическая речь, политическая речь, политическое обозрение. Ведущие принципы создания информационной речи: принцип «резервных знаний» оратора и принцип жесткости в отборе освещаемых фактов; принцип взаимосвязи известного и нового; принцип отражения динамики мышления в ораторской речи. Приемы популяризации научной информации. Убеждающая речь. Жанры убеждающей речи: политическая и эко- номическая программы, судебная речь (обвинительная, защитительная, самозащитительная) и др. Принцип сочетания рационально-логической и эмоционально-риторической аргументации, рассуждения и внушения. Способы доказательства: прямое и косвенное. Система аргументации. Речь, призывающая к действию. Ее разновидности и жанры: митинговая речь, реклама; призывы социальные и личностные. Ведущие принципы создания призывающей к действию речи. Воодушевляющая речь. Жанры воодушевляющей речи: военно- патриотическая речь, поздравительная и приветственная речь, надгробное слово, христианская проповедь. Принципы построения воодушевляющей речи. Развлекательная речь. Разновидности развлекательной речи: застольная речь (тост), ycтный бытовой рассказ (анекдот). Главные формы комического пафоса – юмор и сатира, ирония. Ведущие принципы создания развлекательной речи. Тема 9. Теория диалога. Cтруктура диалога Роль диалога в обществе. Речь в социальном пространстве. Искусство управления. Изобретение в диалоге. Процесс развития смысла. Эффективность и грамотность ведения диалога. Этос. Основное правило этоса в диалоге. Разделение видов речи с помощью правил этоса. Эристика, диалектика, софистика. Этос гомилетики. Этос в диалогах массовой информации. Этос рекламы. Этос информатики. Пафос. Интенсивность диалога. Пафос диалогов и образования. Пафосы диалогов и лидерство. Развитие стиля через диалог. Логос: определение и пример. Структура логоса диалога. Общие и частные места. Классификация диалогов по предметам обсуждения. Логос диалога как психологическая категория. Тема 10. Искусство спора Понятие «спор» и «эристика». Спор как частный случай аргументации, Корректные приёмы спора. Некорректные приемы спора. Споры об истине и споры о ценностях. Четыре разновидности споров (дискуссия, полемика, софистика, эклектика). Опровержение доводов оппонента. Полемические приемы: классификация вопросов, ответов. Речевые тактики: приведение примера, усиление, уступка, контраст, неожиданность, провокация, апелляция к авторитету, прогнозирование, юмор, прямое включение, «подмазывание» аргумента. Убеждение собеседника: законы аргументации и убеждения, правила убеждения. Сущность, структура и способы опровержения. Уловки в споре. Психологические уловки. Типы участников спора. Принципы и правила ведения спора. Тема 11. Деловое общение Деловой разговор, переговоры. Правила подготовки и проведения разговора. Особенности различных типов деловых бесед. Искусство критики: исцелять, не раня. Речевой этикет: этикетные формулы знакомства, представления, приветствия и прощания, торжественные и скорбные ситуации. Виды делового общения: беседа, переговоры, презентация, телефонный разговор. Искусство письменной деловой речи: деловая переписка, деловое письмо, телеграфная связь, телексная связь, факсимильная связь, электронная почта, Интернет, рекламное сообщение. ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС Лекция 1. РИТОРИКА КАК НАУКА И ИСКУССТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ План Сущность понятия «риторика». Устное речевое общение. История риторики. Эффективная речь. Риторические законы. Риторика (греч. мастерство), в понимании античных мыслителей, – мастерство создания и произнесения речи. В современном понимании риторика – это наука, изучающая оптимальные способы, механизмы речевого общения; искусство красноречия; учебная дисциплина, ориентирующая обучающихся на речевое самовыражение в устной и письменной формах в разнообразных областях (духовной, деловой, научной, педагогической, академической, политической, дипломатической, бытовой и др.). Предметом современной риторики являются как монологические (презентации, выступления на митинге, актёрские монологи, поздравительные тосты, траурные речи, публичное чтение стихов), так и диалогические формы речевой коммуникации (беседы, переговоры, дебаты, спор, дискуссии, телефонные разговоры и др.); история риторической мысли; этический компонент речевого общения; ораторское мастерство. Американский специалист в области риторики Поль Сопер в книге «Основы искусства речи: книга о науке убеждать» высказал мысль об универсальной социальной значимости слова: «Речь самым широким образом определяет личность. Она – в наши дни более, чем когда-либо прежде, – представляет собой главное средство, с помощью которого люди живут вместе и сотрудничают в местных, национальных и даже международных масштабах» [25, с. 6]. Действительно, в современном обществе, несмотря на его стремительную технологизацию, потребность в компетентной, контактной языковой личности, способной к эффективной речевой коммуникации, постоянно возрастает. В этом смысле решение проблемы речи как феномена психики, как универсальной системы декодирования мыслей, исследование вопросов речевого воздействия, вербальных и невербальных контактов способствует успешности адаптации в жизни. Современному человеку крайне важно быть речевой личностью, непосредственно воздействующей на говорящего-слушающего, активно интегрировать языковую нравственность, нормативность и целесообразность речи в общество, тренировать самоконтроль, умение слушать, писать и говорить, практиковать речевую тактичность. Устное речевое общение подразделяется на публичное и частное. Основной разновидностью публичной речи является ораторская речь (ораторское красноречие). Частные риторики обслуживают области «повышенной речевой ответственности» (медицина, педагогика, юриспруденция и др.). Современные классификации выделяют академическое, судебное, дипломатическое, деловое, социально-политическое, социально-бытовое и богословско-церковное красноречие. Их изучает наука красноречия – риторика, названная преподавателем Киево-Могилянской духовной академии Феофаном Прокоповичем «царицей душ», «княгиней искусств». История мастерства публичной речи начинается с античности. Античные мыслители (Протагор, Сократ, Платон и др.) с большим уважением относились к умению отстаивать своё мнение, считали, что «истина рождается в споре». В Древней Греции выделяли разные виды спора: диалектические беседы и софистические споры. С целью решения острых проблем, злободневных тем в древности использовали публичные диспуты, которые представляли собой совместные размышления, обсуждения вопросов и ответов. Наибольшую известность в древнем мире получила школа Исократа, ученики которой практиковались в составлении судебных речей, в умении полемизировать, защищать безнадёжные дела, аргументировать противоположные точки зрения. Выдающимися ораторами, мастерами публичной речи были греки Демосфен, Перикл, Эсхил, Сократ, Гиперид, Эсхин, Ликург Афинский, Фемистокл, Алкивиад. Аристотель (ІV в. до н.э.) считается создателем теории риторики. В книге «Риторика» он впервые определил необходимые качества речи – доступность, убедительность. Обучая красноречию учеников Платона в его Академическом саду, Аристотель определял риторику как искусство убеждения и управления поведением людей в обществе, в отличие от Платона и Сократа, утверждавших что риторика – это только «сноровка» [2, с. 34]. Аристотель разработал основные понятия, законы и принципы риторики. Так, понятие «речь» у него определялось тремя основными элементами: оратор – сообщение – аудитория. Собственно речи он подразделял на совещательные (одобряющие или отклоняющие), судебные (обвиняющие или оправдывающие), эпидейктические (порицающие или восхваляющие). По мнению Аристотеля, оратор должен хорошо владеть материалом, уметь доказывать, спорить, вызывать доверие. Аристотель считал, что в любом споре существуют общие приёмы исследования вопросов, общие положения, так называемые топы, на которые должны опираться спорящие стороны. В совещательных речах затрагивались важные для общества проблемы (принятие законов, распределение финансов, ведение войны, ввоз и вывоз продуктов). В сохранившихся образцах эпидейктических речей форма зачастую превалировала над содержанием, по сути, являясь искусством ради искусства. Ораторское искусство особого расцвета достигло в V в. до н.э. благодаря софистам (греч. sophistes – досл. мудрые). Софисты (Протагор, Горгий, Фрасимах и др.) за деньги обучали убеждать слушателей, опираясь не на истину, а на хитрость, ловкость, ложные умозаключения с нарушением законов логики. Не случайно среди софистов было популярным высказывание Протагора «О любом предмете можно высказать два суждения противоположных друг другу». По мнению древних греков, оратор призван разъяснять, побуждать и доставлять удовольствие слушателям. В Древнем Риме риторика стала искусством говорить не столько убедительно, сколько красиво (Марк Фабий Квинтилиан, Марк Антоний, Марк Туллий Цицерон и др.). Расцвет римского красноречия связан с деятельностью Цицерона (I век до н.э.), утверждавшего, что риторика – это практическая систематизация ораторского опыта, а хорошим оратором может стать только человек, имеющий высокий уровень разносторонних знаний. Римский ритор Квинтилиан, автор «Наставлений оратору», отмечал, что ораторское искусство требует напряжённой работы, необыкновенного усердия, разнообразных упражнений, богатого опыта, интеллекта и современного мышления. Речь оратора, по мнению Квинтилиана, должна быть ясной, чистой, правильной и, если этого требует цель выступления, красивой. Вершиной ораторского мастерства он считал умение говорить экспромтом, импровизацией, однако они должны следовать за обучением и подчиняться определённым правилам. Античная риторика определила три модуса убедительности: логос, этос и пафос. Логос – это убеждение путём апелляции к логичным доводам, рассудку. Этос – это убеждение аудитории близкими ей моральными принципами (честность, порядочность, справедливость, уважение, взаимопомощь, дружба, патриотизм и т.д.). Пафос – убеждение путём возбуждения нужных эмоций или страстей. Современная риторика рекомендует активизировать все три модуса, что содействует логичности, убедительности, выразительности, искусности и целесообразности высказывания. В эпоху христианства зародилась новая отрасль риторики – церковное (богословское) красноречие, или гомилетика (Августин Блаженный, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Фома Аквинский и др.). Риторика преподавалась в христианских богословских учебных заведениях, ориентировала на построение и произнесение проповедей, толкование и составление комментариев к Священному Писанию. В эпоху средневековья были созданы прекрасные образцы духовного ораторства (поучения, слова, моления, житии) митрополита Илариона, Даниила Заточника, Кирилла Туровского, Владимира Мономаха, Сергия Радонежского, Максима Грека и др. Первые русские руководства по риторике появились в XVII в. благодаря Симеону Полоцкому и епископу Макарию. С XVIII в. речевое мастерство приобрело популярность и в светском общении, в университетах, гимназиях, лицеях, в сфере частного образования. Были изданы учебники по риторике М.В. Ломоносова, А.Ф. Мерзлякова, И.С. Рижского, А.С. Никольского, А.И. Галича, Н.Ф. Кошанского, М.М. Сперанского, К.П. Зеленецкого и др. В ХХ-ХХІ вв. в риторическом идеале ряд этико-эстетических ценностей (негневливость, сдержанность, миролюбие, скромность, красота, гармония) уступил место прагматическому аспекту (эффективность, успешность речевого высказывания). В современном понимании риторика – дисциплина, которая, с одной стороны, предполагает знакомство с теорией, законами речевого общения и публичной речи, с другой стороны, содействует совершенствованию практических речемыслительных навыков, с помощью которых каждый заинтересованный может стать личностью лингвистической, способной смело и свободно, адекватно и профессионально изложить свои мысли, наладить осознанную речевую коммуникацию, выбрать необходимую стратегию и тактику общения, использовать различные собственно лингвистические и экстралингвистические языковые средства, риторические приёмы. Риторика – искусство эффективно выражать свои мысли и воздействовать на аудиторию, мастерство публичного выступления и создания письменных жанров, искусство аргументации и убеждения. Риторика как наука тесно связана с лингвистикой, культурой речи, логикой, философией, психологией, юриспруденцией, эстетикой, этикой, психологией, теорией художественного словесного творчества. Сегодня активно совершенствуется неориторика – область риторического знания, нацеленного на поиск оптимальных алгоритмов речевой коммуникации. Эффективная речь – это высказывание новое, уместное, привлекательное, правильное. Современная риторика подразделяется на теоретическую (общие риторические правила и законы выводятся из исторической практики) и практическую (примеры эффективной речи апробируются на практике). Риторика также бывает общей, частной и тематической. Общая риторика включает в себя фундаментальные понятия и категории (риторический канон, образ оратора и др.), знания оратора по подбору материала, систематизации аргументов, анализу проблемы, изучению аудитории, определению целей речи, построению композиции высказывания, редактированию и произнесению речи, умению убеждать и привлекать аудиторию на свою сторону. Частная риторика рассматривает реализацию основных понятий и категорий в юридической, политической, академической, административной речи и её жанрах. Создание эффективной речи, то естьриторического идеала, сложившегося исторически в данном обществе, возможно только при условии соблюдения определённых риторических законов: закон гармонизирующего диалога между оратором и аудиторией, то естьоратор должен заинтересовать адресата темой выступления, манерой изложения, проявлением внимания к слушателям; закон продвижения и ориентации адресата, то естьоратор должен предоставить понятное и структурированное выступление; закон эмоциональности речи; закон удовольствия, то естьвыступление должно вызывать положительные эмоции у оратора и аудитории. Риторика оперирует множеством специфических понятий «диалектика», «эристика», «софистика», «оратория», «правило гемилектики», «риторический канон», «риторический идеал», «топика», «хрия» и др. Эффективная публичная речь создаётся по классическому риторическому канону, в котором различается пять этапов риторического действия (схема Аристотеля): инвенция – поиск идей, нахождение материала, изобретение высказывания; диспозиция – расположение, композиционное упорядочение материала; элокуция – словесное оформление высказывания, отбор необходимых слов и выражений; меморио – запоминание речи; акцио – произнесение, использование навыков и техники речи. Оратор в подготовке выступления старается ответить на основополагающие вопросы «что?», «кому?», «зачем?», то естьопределиться с темой речи, изучить интересы аудитории, выяснить цель и мотивацию своего сообщения, подобрать необходимые тезисы и аргументы. Цель – основной результат речи (сообщить, объяснить, убедить, побудить). В соответствии с целями высказывания Аристотель выделил следующие виды речей: совещательные, судебные, эпидейктические. Сегодня более распространена классификация П. Сопера, который выделил следующие виды речей: развлекательные (с целью поднятия настроения); информационные (с целью передачи новых знаний); агитационные: а) воодушевляющие (с целью вызвать восторг, любовь и т.д.); б) убеждающие (с целью убедить согласиться в спорном вопросе); в) призывающие (с целью призвать к действию). Таким образом, риторика, являясь исторически сложившейся теорией и практикой речевой интеллектуально-эмоциональной деятельности, сплавом науки, ораторского искусства и учебной дисциплины, представляет собой универсальные риторические знания речевого взаимодействия (беседы, убеждения, публичного выступления и др.), применимые в различных сферах (бытовой, деловой, социальной, военной, судебной, духовной, политической). Вопросы: Почему риторику называют наукой, искусством, учебной дисциплиной? Назовите исторические предпосылки возникновения риторики в период расцвета афинской демократии. Определите роль софистов в развитии риторики. Определите вклад Аристотеля в становление теории риторики. Охарактеризуйте отличие древнегреческой и римской риторики. Объясните сущность античных модусов убедительности. Опишите требования к эффективности речи с точки зрения риторики. Объясните сущность основных риторических законов. Охарактеризуйте этапы риторического действия (схема Аристотеля) Назовите основные виды речей по Аристотелю и П. Соперу. |