Главная страница

СМАЛЬ риторика УМК. Учебнометодический комплекс Брест Бргу имени А. С. Пушкина 2021 удк 82. 085 (075. 8) Ббк 83. 7 я 73 Рецензенты


Скачать 0.77 Mb.
НазваниеУчебнометодический комплекс Брест Бргу имени А. С. Пушкина 2021 удк 82. 085 (075. 8) Ббк 83. 7 я 73 Рецензенты
Дата06.11.2022
Размер0.77 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСМАЛЬ риторика УМК.doc
ТипУчебно-методический комплекс
#772291
страница4 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Лекция 3. ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ

План

  1. Особенности публичной речи.

  2. Виды публичной речи.

  3. Основные требования к автору публичной речи.

  4. Культура профессиональной речи.

  5. Условия успешного выступления.


Общепринято, что публичная речь – это речь монологическая, то есть обращённая к себе и не рассчитанная на словесную реакцию слушателей, собеседников. Это утверждение верно только отчасти, так как человеческая речь (исключая речь внутреннюю, речь «про себя») по своей природе является диалогичной, созданной для общения (убеждения, побуждения, просьбы, выяснения истины, получения и передачи информации, выражения мыслей и эмоций), поэтому звучащая речь всегда строится с учётом реакции собеседника, выражающейся в репликах, вопросах, в мимике, жестах, позе, дистанции. Человек, который готовит публичную речь, всегда должен представлять своего слушателя, возможно, условного, вымышленного, стараться предугадать его интересы, предпочтения, вопросы.

Парадоксом, а по сути, характерной особенностью публичной речи является её монологическая форма и диалогическое содержание. В публичной речи реакцию слушателей буквально необходимо «выуживать», о ней нужно догадываться по выражению глаз, жестам, шуму, репликам, усталости аудитории одновременно с произношением речи. Здесь нужно учитывать воспринимаемость слушателями монологического высказывания с характерным ему усложнённым синтаксисом, соблюдать структурно-стилистическое единство текста, удерживая в постоянном внимании и конец, и начало высказывания.

Публичная речь – это устная форма выступления, в подготовке которого необходимо учитывать воздействие на слушателей, обязательность импровизаций, отсутствие возможности редактировать текст в процессе общения. Публичная речь позволяет передавать тончайшие нюансы настроения, авторское отношение к высказанному не только с помощью метко подобранных, изящных, интересных слов и выражений, их повторами, но и соотнесением информации с жизненным опытом аудитории, тембрально-тоновой окраской голоса, логическими ударениями и паузами, мимикой и жестами. В публичной речи особенно ярко проявляются персональные качества личности – интеллект, особенности характера (оригинальность, креативность, правдивость, отзывчивость и др.), световосприятия, способ мышления, воспитание, умение сообщать информацию, достигать согласия и решать конфликты, убеждать, оценивать, контактировать с другими и влиять на них.

Сегодня ораторская речь, как и в целом письменная и разговорная речь, используется в разнообразных сферах общественной жизни, искусстве, науке, политике, образовании, военном деле. В современных условиях тотального ускорения ритма жизни, деловых и напряжённых будней, пресыщенности и доступности СМИ, появления в обществе человека ориентированного на различного рода развлечения угас интерес к «хитроумным словесным боям», коренным образом изменился характер ораторской речи. В ней уменьшился пафос и торжественная патетика, ссылки на авторитетов. Современный оратор всё более имиджевый, стремящийся к оригинальности, а иногда и к открытому эпатажу, он эрудирован, немногословен, экономит своё и чужое время, в нём сочетаются деловитость и чувство юмора, система убеждений у него основывается в первую очередь на фактах и логике и в меньшей степени на выразительности, эмоциональности речи. К сожалению, сегодня менее ярким стало судебное, социально-политическое и социально-бытовое красноречие (застольные, поминальные, юбилейные речи). С распространением телевидения и Интернета активно совершенствуется академическое красноречие (лекция, научный доклад, научное обозрение и сообщение).

Современная публичная речь чаще всего включает в себя три этапа (схема Квинтилиана):

  1. Изобретение (инвенция). На данном этапе оратор выбирает тему, которая должна быть информативной, воспитывающей, посильной для выступающего, актуальной для аудитории, интересной для выступающего и слушающих, соответствовать интеллектуальному уровню и эмоциональному настрою аудитории. Кроме того тема должна соответствовать основной цели выступления. Далее осуществляется процесс сбора материала, осмысление будущего выступления, выработка личной позиции к сказанному, изучение основных понятий.

  2. Расположение (диспозиция). На этом этапе обрабатывается и осмысливается материал выступления, определяется основное и второстепенное, наиболее яркие примеры, хорошо воспринимаемые на слух. Оратор продумывает оптимальную последовательность изложения материала, то есть составляет план речи (словесный, графический, изобразительный, моделированный, формульный). Это позволяет выступающему избежать нежелательных пропусков, повторов, нарушений логической последовательности. На этапе расположения выступающий продумывает оптимальность использования подобранных цифр и фактов, определяет очерёдность аргументов в подтверждение или опровержение суждений, придумывает эффективное начало и концовку речи, планирует возможность использования наглядности и технических средств.

  3. Словесное выражение (элокуция). На данном этапе выступающий подбирает наиболее точные слова и фразы; определяет необходимость прописания текста или основных мыслей и выражений, дат и цифр; подбирает образные средства (эпитеты, сравнения, аналогии, риторические вопросы и т.д.); продумывает слова, связывающие все части и фрагменты текста. Этап словесного выражения античными риторами считался основополагающим в публичной речи. Известно изречение оратора Демосфена о том, что в красноречии «первое дело – произнесение, второе – произнесение, и третье – тоже произнесение». Причём главными частями этого процесса считалось владение голосом и телом, именуемые сегодня речевой техникой и невербальными средствами общения.

Соблюдение очерёдности этапов публичной речи, общих правил подготовки выступления позволяет создать оптимальные условия для публичного выступления, избежать непредвиденных трудностей публичной речи, спрогнозировать возможную реакцию слушателей на выступление, заявить о себе как о хорошем специалисте и интересном человеке.

Методика подготовки к публичным выступлениям включает следующие методы и приёмы:

1) выступление перед воображаемой аудиторией;

2) выступление перед слушателем, который делает анализ выступления;

3) краткое изложение текста выступления;

4) использование аудио- или видеозаписи собственных выступлений;

5) заучивание определений используемых терминов и понятий;

6) изучение опыта других ораторов;

7) проработка материала выступления с целью повышения степени его привлекательности, воспринимаемости, образности (например, замена абсолютных цифровых показателей относительными данными в виде коэффициентов, индексов, процентов и т.п.).

Важным моментом подготовки к публичному выступлению является выработка чувства уверенности. Волнение, боязнь аудитории вызывают у выступающего так называемые «ступор», «закомплексованность», «ораторскую лихорадку», что проявляется в нервной дрожи, покраснении (побледнении) кожи лица, дрожании голоса, сбивчивости и непоследовательности речи. Опытные ораторы используют данный приём, чтобы вывести соперника из душевного равновесия, а, значит, и лишить его способности логично мыслить.

Природа и причины ораторского страха:

  1. предчувствие неудачи;

  2. неопытность говорящего;

  3. индивидуальные черты;

  4. нереалистические ожидания;

  5. недооценка своих возможностей;

  6. недостаточная, плохая подготовка;

  7. воспоминание о провале;

  8. безразличие или негативное отношение аудитории или собеседника.

Единого рецепта избавления от ораторского страха не существует. Важно чаще практиковаться в выступлениях, уметь подготовить себя психологически (вспомнить удачные выступления, настроиться на положительные эмоции, научиться управлять чувствами, сконцентрироваться на содержании речи, а не на аудитории).

Методы борьбы с ораторским страхом:

  1. самонаблюдение;

  2. аутотренинг;

  3. размеренная ходьба;

  4. глубокие вдохи и выдохи;

  5. выработка правильной самооценки;

  6. создание обстановки для благоприятного исхода;

  7. искреннее желание поделиться своими эмоциями;

  8. убеждение себя, что выступление – это большая радость;

  9. формирование игровой ситуации.

Оратор должен хорошо знать содержание выступления, быть эрудированным, компетентным в предмете выступления, заинтересованным, увлечённым, уверенным, объективным, искренним, дружелюбным, обаятельным, артистичным. Важно, чтобы его речь была убедительной, содержательной, научной, информативной, актуальной, интересной, по возможности, краткой.

Античные ораторы считали, что публичная речь должна обучать, нравиться и побуждать. Этим требованиям должна отвечать и современная публичная речь. Обучающей речь может быть, когда в ней учтены интересы и мнение аудитории, когда она основывается на научно достоверных знаниях, логичных рассуждениях, отражает реальные факты и явления, когда знания могут быть использованы в дальнейшем на практике. Нравится слушателям доверительная манера изложения, отсылка к жизненным примерам, правильность, богатство, логичность, чистота, содержательность, ясность, выразительность, милозвучность речи. Побуждает выступление эмоциональное, образное, актуальное, когда оратор не проявляет безразличие к сказанному.

Композиция устной публичной речи традиционно включает выступление, основную часть и заключение. Текст вначале записывается и обрабатывается, однако сам процесс выступления осуществляется без письменного текста, на память. Важно заранее проработать использование специфических синтаксических средств, которые заменяют графические способы типа абзацев, цифровой нумерации, шрифтов. В устной речи следует особо (словесно) выделять:

  1. Конец одного абзаца и начало следующего (Далее перейдём к рассмотрению Следующая проблема Переходим к Отдельно подчеркнём… и т.п.).

  2. Краткое содержание очередной части (Необходимо сказать о Требует рассмотрения Несколько слов нужно сказать Следует обратить внимание… и т.п.).

  3. Место новой информации среди сказанной (Обратимся к очередному положению Рассмотрим ещё одно утверждение… и т.п.).

  4. Тексты, на которые ссылается оратор (В книге автор отмечает На странице 12 своей работы автор подчёркивает…).

Вступление публичной речи – это своеобразный запев, увертюра дальнейших слов. Вступление должно быть интересным, вызывать доверие у аудитории. Основная часть – последовательное изложение информации, поддержание интереса присутствующих. По утверждению психологов, наилучшим образом воспринимается информация, объединённая не более, чем в семь узловых вопросов, или значительных смысловых частей, чтобы не рассеивалось внимание, не утомлялась публика. Пресыщенность материала цифрами, датами, непроанализированными и необобщёнными фактами затрудняет восприятие основной мысли. Следует помнить, что основа публичной речи – это не удачное вступление, не новая информация, не актуальность темы, а характеристика и оценка этого материала оратором, который не просто рассказчик, а учитель и воспитатель.

Композиция публичной речи предполагает создание рациональной, стройной, непротиворечивой системы аргументов, умозаключений и выводов. Важно помнить, что наилучший эффект достигается постепенным

«разрастанием» интереса слушателей в процессе публичного выступления, поэтому наиболее сильные аргументы обычно приводятся в завершение речи. Структурирование речи – процесс творческий, который практически невозможно стандартизировать, однако следует помнить о последовательности, связности, пропорциональности частей публичной речи, вступление и заключение суммарно не должны превышать 1/3 речи (правило золотого сечения).

Большое значение в процессе подготовки выступления имеет мысленное создание образа присутствующих, моделирование аудитории (возраста, пола, образования, примерного уровня компетентности, особенностей жизни и работы). С учётом воображаемой аудитории формулируется тема, продумывается композиция выступления, отбирается материал и языковые средства выражения мыслей, предугадывается реакция слушателей и возможные вопросы. Искусство публичной речи – умение подстроиться под настроение аудитории, в которой кроме заинтересованных людей часто бывают безразличные слушатели. Американскими специалистами в области речевой коммуникации (Е.Дж. Андерш, Л.С. Стаатс, Р.Н. Бостром) было доказано, что люди больше интересуются знакомыми вещами, новыми и конструктивными идеями, что свидетельствует о важности проявления оратором энтузиазма, его внимания на волнующие и конкретные вещи.

Заинтересовать слушателей можно:

1) интригующим началом (интересным фактом из жизни, истории, парадоксальным утверждением, постановкой проблемного вопроса);

2) жизненными примерами, аналогией (соотнесением новой информации с известными явлениями);

3) ссылками на интересную, полемическую телепередачу, газетную или журнальную статью;

4) цитированием высказывания авторитетной личности;

5) авансированием, затягиванием важного («Об этом я скажу чуть позже»);

6) акцентированием речи (выделением слов и фраз голосом, интонационными паузами, логическими ударениями, мимикой и жестами);

7) шутками;

8) риторическим вопросом;

9) диалоговой формой общения, вопросами.

Сосредоточенность, внимание, интерес слушателей к публичному выступлению может ослабевать, что может быть вызвано усталостью аудитории, обсуждением аудиторией услышанной речи, не соответствием темы выступления интересам аудитории, отсутствием культуры слушания у аудитории, личной неприязнью слушающих к выступающему, неумением оратора наладить контакт со слушателями, отсутствием у говорящего опыта публичных выступлений.

В публичной речи важным является соблюдение этических норм. Чтобы речь была убедительной, необходимо говорить просто и понятно; придерживаться только основной проблемы (не распыляясь по мелочам); не позволять слушателям в репликах и вопросах удаляться от темы; следить за падением внимания аудитории, репликами с места, вопросами, шумом; избегать «давления» на слушателей своими знаниями, эрудицией, авторитетом; отдавать преимущество «живому» общению, а не чтению с листа. Низкая речевая культура проявляется и в недооценке уровня речевого развития собеседников, в неоправданном упрощении речи, иногда отступлении от норм, употреблении разговорной, жаргонной лексики, рассчитанной на вкус самых нетребовательных слушателей, которым приходится слышать выражения и вопросы типа «Вам понятно? Вы поняли в чём дело? Неужели не ясно? Вы этого не знаете, наверно, вам надо объяснить». Об отсутствии такта свидетельствует постоянное акцентирование человека на своих личных оценках и суждениях («Я считаю…», «Мне кажется…», «Я уверен...»), развязно-панибратское отношение к тем, о ком идёт речь, неподготовленность к публичному выступлению и др.

Убеждать и влиять выступающий может только в том случае, если он владеет словом, при этом не просто соблюдает литературные нормы, а умеет найти для конкретной ситуации самый эффективный и уместный способ передачи мысли и чувств. Например, лекция, прочитанная с соблюдением всех литературных норм, может быть не интересной, скучной, не познавательной, не выразительной. Однако, сменив монологическую речь на диалогическую, построив выступление в виде логически продуманной цепочки интересных вопросов и ответов, лектор имеет возможность избежать интонационной монотонности, прибегнуть к импровизации, активизировать аудиторию, использовать широкий спектр художественно-эстетических элементов публичной речи (стихотворных цитат, метафор, аллегорий, крылатых выражений), которых одновременно не должно быть слишком много. Убедительность публичной речи будет зависеть от ряда логических, психологических, этических и лингвистических требований с учётом специфики аудитории. Оратору необходимо каждый раз находить оптимальное соотношение логического и эстетического в зависимости от характера слушателей – их количества, возраста, образования, интересов, самочувствия и др.

Риторикой выработаны общие правила убеждения:

  1. Старайтесь не учить собеседника, а делитесь, спрашивайте совета. Человек устроен так, что не любит, когда его учат, сомневается и не доверяет информации, которую услышал в первый раз. Поэтому нужно не советовать, а подсказывать, делиться своим секретом. Важно быть доброжелательным и ненавязчивым, подчёркивать значимость информации, которой делитесь якобы по большой дружбе.

  2. Необходимо сохранять эмоциональное спокойствие, быть спокойным, уверенным, обстоятельным.

  3. Создайте иллюзию выбора для собеседника. «Как вам будет удобнее: если я за вами зайду, или мы встретимся на улице» – вопрос человеку, который ещё не дал согласия с вами идти куда-либо.

  4. Делайте комплименты собеседнику, подчёркивая его важность, исключительность, значимость.

  5. Делайте акцент на вторичную выгоду. Например, не убеждайте учиться, а предлагайте получить возможность быть лучше других, возможность быть сильным, независимым, богатым.

  6. Старайтесь меньше говорить о себе и больше внимания уделять собеседнику, показывая свой интерес в решении проблемы.

  7. Убеждайте фактами («Есть официальная статистика…», «На личном опыте я убедился…»).

Успех оратора зависит от многих факторов, так какпубличное выступление – сложный процесс, в котором задействованы нейролингвистическая, анатомо-физиологическая, акустико-артикуляционная системы, а также психика человека. Выступающий должен иметь хорошее самочувствие, быть спокойным и уверенным в себе, помнить всё то, что хочет донести слушателям.

«Память – сокровищница красноречия» – указывал Квинтилиан. Одна из актуальных проблем для начинающего оратора – как запомнить уже придуманную, написанную речь. Один из вариантов – запоминать ассоциативно ключевые слова в виде «мостиков памяти» (дорога, дом, гости, обед, поздравление, магазин, почта и т.д.). При этом в процессе запоминания важно новый материал присоединять к уже известному. Помочь могут и опорные карточки, на которых кратко излагается содержание. А вот дословное заучивание текста не эффективно, лучше запоминать суть высказывания, основные идеи, выводы. Новичкам продуктивно прибегать к внутреннему конспектированию, то есть записи речи с выделением в тексте ключевых слов и выражений; подготовке выступления во время ходьбы, которая успокаивает нервную систему и задаёт ритм речи; репетиционным выступлениям (перед зеркалом или приглашённым слушателем).

Культура публичной речи включает в себя умение оратора быть естественным, свободно владеть жестами, мимикой, движениями тела, интонациями, что облегчает и ускоряет установление контакта с присутствующими. Следует помнить, что даже самый приятный голос способен утомить слушателей, если речь будет длиться непрерывно более 40 минут, поэтому важно сосредотачиваться на главном, контролировать себя, а иногда не «выкладывать» весь материал, оставляя его на перспективу, для ответов на вопросы, для сохранения интриги, желания слушателей вновь обсудить проблему.

Главными причинами неудач в публичном выступлении являются:

1) неподготовленность оратора;

2) недостаточная громкость речи и нечёткость дикции выступающего;

3) невозможность вспомнить текст;

4) отсутствие желания и знаний для ответов на вопросы аудитории;

5) небрежный внешний вид;

6) неправильно выбранная позиция выступающего (оратор не смотрит на аудиторию, развёрнут к ней спиной или боком);

7) использование в речи слов-паразитов;

8) зачитывание текста исключительно со слайдов или записей;

9) боязнь аудитории;

10) использование неубедительной аргументации;

11) чрезмерное погружение в собственные переживания;

12) недооценка собственных возможностей;

13) недостаток опыта;

14) воспоминания о провале;

15) отклонение от темы.

Причиной коммуникативных неудач в процессе общения, обмена информацией может быть неточное выражение коммуникантами мыслей в высказывании, различия в их психо-эмоциональном состоянии, психологии пола, возраста, личности, дистантность участников, присутствие посторонних лиц или их вмешательство, общение через записки, письма, по телефону, различный уровень знаний собеседников, их разница в образовании, понимании нравственных норм, из-за разных интересов, мнений, оценок. Дискомфорт, отсутствие взаимонастроенности собеседников в процессе диалога может вызвать чуждая коммуникативная среда (человек зашёл к начальнику в кабинет, приехал к родственникам в гости, был откомандирован на другое предприятие), вынужденные паузы, отвлечение от разговора по разным обстоятельствам, доминирование одного из участников разговора (подмена диалога монологом), неуместные замечания в адрес слушателя по поводу его действий, личностных качеств.

Каждый из участников коммуникации желает, чтобы общение было эффективным, чтобы его правильно, адекватно понимали, чтобы его слушали и слышали. Однако речевая коммуникация зачастую сопровождается многочисленными барьерами. Коммуникативные барьеры возникают непроизвольно и защищают психику человека от негативной информации или её избытка. В результате высказывание может быть неубедительным, принято не полностью, в искаженном виде или не принято совсем.

В.М. Шепель, автор книги «Имиджелогия. Как нравиться людям», выделяет следующие коммуникативные барьеры:

  1. дискомфорт физической среды, в условиях которой воспринимается сообщение;

  2. инерция включенности, то есть озабоченность слушателя иными проблемами;

  3. антипатия к чужим мыслям, стереотипизированность сознания, амбициозность;

  4. языковый барьер – существенное различие словарного запаса, лексикона коммуникатора и коммуниканта;

  5. профессиональное неприятие – некомпетентное вторжение коммуникатора в профессиональную сферу коммуниканта;

  6. неприятие имиджа коммуникатора.

Б.Ф. Поршнев выделяет три формы коммуникативных барьеров: 1) «авторитета»; 2) «избегание»; 3) «непонимание».

Чтобы избежать отрицательного влияния коммуникативных барьеров, нужно знать способы их преодоления.

Правила преодоления коммуникативных барьеров:

  1. проясняйте свои идеи перед их сообщением;

  2. не используйте неопределённые, двусмысленные, расплывчатые, незнакомые или профессиональные слова и выражения;

  3. контролируйте невербальные сигналы собеседника (мимику, жесты, интонацию, позы);

  4. стремитесь говорить «на языке собеседника», то естьучитывайте его жизненный и профессиональный опыт, культурно-образовательный уровень, его взгляды и интересы;

  5. будьте готовы признать свою неправоту, пересмотреть взгляды под влиянием вновь открывающихся обстоятельств;

  6. активно слушайте собеседника, то есть не перебивайте, сопереживайте говорящему, не спорьте и не критикуйте, демонстрируйте свою заинтересованность, задавая вопросы или высказывая просьбу повторить.

Дейл Карнеги выделил общие правила успешного общения: 1) проявляйте искренний интерес к людям; 2) улыбайтесь; называйте собеседника по имени; 3) будьте хорошим слушателем; 4) поощряйте человека рассказывать вам о себе; 5) ведите разговор в кругу интересов вашего собеседника; 6) давайте людям почувствовать их значимость и делайте это искренне.

Таким образом, публичная речь строится с учётом авторского отношения к теме высказывания, реакции и воспринимаемости собеседника, целевых установок (убедить, побудить, выяснить истину, получить и передать информацию, выразить мысли, эмоции, просьбу и т.д.), определяющих формы эффективного воздействие на слушателей; правил традиционного композиционного построения речи, что в целом позволяет, избежать коммуникативных барьеров, спрогнозировать возможную реакцию слушателей и возможные вопросы, отобрать оптимальный материал и языковые средства для выражения мыслей и убеждения аудитории.
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта