Главная страница
Навигация по странице:

  • Литература: 1, 3, 4, 8

  • Литература: 2, 4, 5, 6, 7, 8

  • Литература: 1, 5, 6, 7, 8, 12

  • Литература: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 11, 13

  • Литература: 2, 3, 5, 7, 8, 9, 11, 13

  • Литература: 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13

  • Каков ум, такова и жизнь

  • Ум – слова – мысли – чувства – настрой – жизнь.

  • Об интеллигентности

  • СМАЛЬ риторика УМК. Учебнометодический комплекс Брест Бргу имени А. С. Пушкина 2021 удк 82. 085 (075. 8) Ббк 83. 7 я 73 Рецензенты


    Скачать 0.77 Mb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс Брест Бргу имени А. С. Пушкина 2021 удк 82. 085 (075. 8) Ббк 83. 7 я 73 Рецензенты
    Дата06.11.2022
    Размер0.77 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСМАЛЬ риторика УМК.doc
    ТипУчебно-методический комплекс
    #772291
    страница6 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Тема № 1. История риторики
    Вопросы и задания для обсуждения:

    1. Раскройте историю возникновения античной риторики и её теории.

    2. Опишите философские взгляды Платона и их отражение в его теории красноречия.

    3. Раскройте влияние Аристотеля («Риторика»), Дионисия Галикарнасского («О соединении слов»), Деметрия («О стиле») Сократа, Демосфена, Демокрита, представителей софистской школы на становление и развитие риторики.

    4. Проанализируйте основные труды представителей римской школы красноречия: Марка Тулия Цицерона («Оратор», «Брут»), Марка Фабия Квинтилиана («Наставление в ораторском искусстве»).

    5. Охарактеризуйте «золотой век» духовного красноречия (IV в.), творчество представителей религиозно-нравственной риторики (Иоанн Златоуст, Фома Аквинский, протопоп Аввакум Петрович, митрополит Филарет).

    6. Объясните на примере творчества Mитрополита Илариона, Кирилла Туровского, Даниила Заточника, Иосифа Волынского, Максима Грека почему красноречие Древней Руси являлось показателем общественной жизни и культуры.

    7. Опишите историю риторической мысли в восточнославянской культуре XVII-XVIII вв.: богословское и светское направление (Ф. Прокопович, М.В. Ломоносов, А.Д. Кантимир, В.К. Тредиаковский).

    Задания:

    1. Напишите реферат на одну из следующих тем: «Причины возникновения ораторского искусства в античности», «Взгляды Аристотеля на искусство красноречия», «Риторические наставления Квинтилиана», «М.В. Ломоносов и его «Краткое руководство…», «Риторика в Беларуси», Состояние риторики как науки в ХХ в.».

    Литература: 1, 3, 4, 8

    Тема № 2. Теория красноречия
    Вопросы и задания для обсуждения:

    1. Назовите основные особенности речевой коммуникации.

    2. Дайте определение понятиям «коммуникативный акт», «коммуникативная тактика», «коммуникативное намерение», «коммуникативный опыт», «Типы приема и передачи информации».

    3. Раскройте роль адресата в коммуникативном акте.

    4. Опишите критерии и принципы коммуникативного кодекса.

    5. Перечислите основные законы речи и правила риторики.

    Задания:

    1. Напишите краткие тезисы своего выступления на одну из следующих тем: «Принцип вежливости в коммуникативном кодексе», «Фатический акт», «Прагматические клише», «Классификация речевых актов», «Генерализация законов речи Аристотеля».

    Литература: 2, 4, 5, 6, 7, 8

    Тема № 3. Этос. Пафос. Логос
    Вопросы и задания для обсуждения:

    1. Дайте определение терминам «эристика», «диалектика», «софистика».

    2. Опишите принципы эффективности речи.

    3. Объясните различия методов Квинтилиана и Аристотеля.

    4. Охарактеризуйте три модуса убедительности: логос, этос и пафос.

    5. Раскройте сущность изобретения как риторического канона.

    6. Опишите специфику риторической аргументации.

    7. Охарактеризуйте расположение как этап риторического действия

    8. Назовите условия успешности этапов выражения и произнесение в риторическом действии.

    Задания:

    1. Законспектируйте один из предложенных источников в списке литературы на тему «Современная классификация ораторов».

    Литература: 1, 5, 6, 7, 8, 12
    Тема № 4. Техника и выразительность звучащей речи
    Вопросы и задания для обсуждения:

    1. Опишите разнообразные техники тренировки речевого дыхания.

    2. Раскройте основные характеристики голоса: благозвучность, высота, гибкость, полетность, суггестивность, выносливость.

    3. Назовите упражнения по тренировке дикции.

    4. Приведите примеры логических и эмоциональных элементов выразительности устной речи (логические и психологические паузы, ударение, тональный рисунок, интонационные конструкции).

    Задания:

    1. Создайте образец публичного выступления, используя максимум средств выразительности.

    2. Запишите краткий алгоритм с заданиями для отработки риторических умений.

    Литература: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 11, 13
    Тема № 5. Особенности устной публичной речи
    Вопросы и задания для обсуждения:

    1. Опишите требования, предъявляемые к личности оратора.

    2. Раскройте принципы подготовки к выступлению.

    3. Проанализируйте различные техники вступления.

    4. Назовите основные приёмы привлечения и удержания внимания.

    5. Опишите функциональные разновидности устной речи.

    6. Охарактеризуйте типы речевой культуры: элитарный, среднелитературный, литературно-разговорный, фамильярно-разговорный.

    7. Раскройте особенности диалоговой и монологовой устной речи.

    8. Проанализируйте приёмы композиционного построения речи.

    9. Назовите приёмы содержательного воздействия.

    10. Перечислите способы совершенствования навыков устной речи.

    Задания:

    1. Запишите различные варианты вступления, использованные в своих речах нобелевскими лауреатами.

    2. Составьте образец делового разговора.

    3. Создайте образец воодушевляющей речи для декларирования перед аудиторией.

    Литература: 2, 3, 5, 7, 8, 9, 11, 13
    Тема № 6. Искусство спора
    Вопросы и задания для обсуждения:

    1. Перечислите различные виды спора.

    2. Опишите требования к аргументации.

    3. Приведите примеры основных тактик спора.

    4. Опишите различные типы уловок в споре.

    5. Назовите принципы и правила ведения спора.

    Задания:

    1. Запишите несколько тезисов для спора на определённую тему.

    2. Напишите реферат на одну из следующих тем: «Брест-Литовский период в жизни и творчестве С.Н. Поварнина».

    Литература: 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13
    Учебные тексты для занятий
    Текст 1

    Речь Томаса Стернза Элиота на вручении Нобелевской премии

    «Когда я стал обдумывать, что же сказать вам в этот вечер, я хотел лишь очень просто объяснить, что значит для меня высокая честь, дарованная Шведской Академией. Но это обернулось нелегкой задачей: слова — моя профессиональная сфера, но в данном случае они были мне не подвластны. Просто сказать: я сознаю, что мне оказали высочайшую для писателя международную почесть, значило бы лишь повторить уже всем известное. Заявить — я недостоин, значило бы бросить тень сомнения на мудрость Академии; панегирики в ее адрес можно истолковать так, будто я как литературный критик одобряю признание себя как поэта. Поэтому могу ли я попросить вас принять как само собой разумеющееся, что, узнав о присуждении мне этой премии, я испытал естественные для каждого в аналогичной ситуации чувства — восторг, тщеславие, упоение лестью и раздражение, вызванное неудобствами, возникающими у человека, который внезапно стал знаменитостью? Будь Нобелевская премия такой же, как другие премии, но просто повыше рангом, пожалуй, я бы сумел найти слова, воздающие ей должное, но поскольку премия эта особенная, по сути своей отличающаяся от других, найти слова, адекватные испытываемым мною чувствам, трудно.

    Поэтому я вынужден попытаться выразить то, что чувствую, непрямо, изложив вам свое представление о значении Нобелевской премии по литературе. Если бы речь шла просто о признании заслуг и известности автора за пределами его страны, у иноязычного читателя, едва ли можно было бы счесть кого-либо из нас, поэтов любых времен, более других достойным такого отличия. Но, на мой взгляд, Нобелевская премия — нечто иное и большее. Присуждаемая представителям разных народов, она, как мне кажется, скорее означает, что человек избран неким, как будто бы свыше ниспосланным актом милости выполнять особую, новую для него роль и стать особым символом. Совершается церемония, в результате коей на человека неожиданно возложена новая для него миссия. И вопрос не в том, достоин ли он столь высокой награды, а в том — сможет ли он выполнить возложенную на него миссию: быть представителем, насколько это вообще возможно для человека, чего-то гораздо более значительного, чем его собственное творчество».

    Каков ум, такова и жизнь

    Все люди хотят жить счастливо. Но они жестоко ошибаются, считая, что для этого никакой науки не требуется. Жизнь – явление невероятно сложное. И чтобы жить по-человечески, нужны знания жизни. У большинства таких знаний нет, нет и жизненного счастья. Где взять это знание, ведь оно так необходимо людям?

    Знание жизни мудрецы веками постепенно накапливали в религии, философии, психологии… Теперь оно выделяется в отдельную науку. Рациовитоника – наука о разумной жизни. Это квинтэссенция жизненной мудрости. В чем суть разумной жизни. Вот ее главные законы, они-то и указывают верный путь к счастью. Люди живут неразумно и несчастны, так как (хорошо зная мир физический, но смутно – мир духовный) они ошибочно считают, что основа жизни человека – его тело, основа счастья – материальные блага, вещи. Сегодня наука, исследуя мир духовный («тонко-полевой», «энергоинформационный»), доказывает и объясняет Основной Закон Жизни: основа жизни человека – душа бессмертная (религия права), смысл жизни и основа счастья – душевное, умственное развитие. Стратегия жизни ясна: люби мир, познавай его, твори добро – и будешь счастлив! В тактике жизни велика роль Закона Радости: для чувства радости важны не столько сами вещи, факты, сколько наше отношение к ним. А это отношение, каким ему быть, определяется умом. Ум, выбирая слова-мысли, тем самым (оказывается!) формирует чувства. Каждая мысль порождает чувство. Каждое слово – это капелька бальзама или отравы для души. (Давайте выбирать слова! Особенно разрушающе действуют ругательства, мат.) Ум больной, негативный выбирает злые и грустные слова и тем самым формирует злость и обиду. Ум здравый, позитивный выбирает спокойные и добрые слова и формирует душевный покой и радость. Каков ум – таков жизненный настрой, а какой настрой – такова жизнь. Это Закон Настроя Жизни. Жизнь человека – показатель его ума. Если болеешь, злишься, мыслишь негативно, склонен обижаться или критиковать, не любишь учиться – значит, ум больной и недоразвит. Если здоров, добр, мыслишь позитивно, радуешься жизни, любишь учиться – значит, ум здоровый и развит. ЖИЗНЬ ТАКОВА, КАКОВ УМ (Сократ).

    Итак, ум – главный архитектор жизни, настрой – его мастер, слова – их рабочие строители жизни. Это Закон Построения Жизни. Из всего этого следует Закон – Заповедь Разумной Жизни: «ПРЕОБРАЗУЙТЕСЬ ОБНОВЛЕНИЕМ УМА ВАШЕГО!» Этот великий совет дал людям Христос: хочешь жить лучше и быть лучше, главное внимание обрати на оздоровление и развитие своего ума. Эта божественно гениальная идея только теперь, через две тысячи лет, осознается и объясняется наукой. И многие полагают, что эта идея способна радикально преобразовать и человека, и его жизнь: «Люди могут улучшить свою жизнь, изменяя образ мыслей» (У.Джеймс). Формула преобразования: Ум – слова – мысли – чувства – настрой – жизнь.

    Именно такому преобразованию и учит рациовитоника. Она дает каждому знание того, как обновить и развить ум и тем самым преобразовать себя в более разумного человека, более способного жить счастливо. А сможет ли человек стать таким на деле, это зависит от его желания и настойчивости. Благодаря рациовитонике, пожалуй, уже к середине XXI века у большинства людей будет здравый, развитый ум, и потому они смогут жить разумно и счастливо. Давайте обновлять свой ум и ум своих детей! Давайте учиться быть счастливым! Сергей Равинг

    Задание:

      1. Назовите приёмы диалогизации, использованные автором в выступлении.


    Текст 2

    Об интеллигентности

    Человек должен быть интеллигентен. А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми? Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

    Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго: да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физическое, но и умственное. В народе говорят: чти отца своего и матерь свою и долголетен будешь на земле.

    Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро. Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом – почему она связана с заповедью долголетия. Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком. Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной только для того, чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека. Войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, – вот это и будет интеллигентный человек… Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого.

    Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, даже в привычке вести себя скромно за столом, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!). Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то естьто, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к

    чужой радости. Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это отношение к миру и людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические силы. А тренировка возможна и необходима в любых условиях. Что тренировка физических сил способствует долголетию – это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Толкается в переполненном автобусе – слабый и нервный человек, измотанный, на все неправильно реагирующий.

    Ссорится с соседями – тоже человек, не умеющий жить. Эстетически невосприимчивый – тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого

    человека. Приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других – это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить

    другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил. Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да – красивым. Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным, а движения этого злого человека лишены изящества, не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже. Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры» (от лат. aura – дуновение ветерка) доброжелательности вокруг него и к нему (обращенной к нему). Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге, – призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью. Будем долголетними, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко – как почитание всех прекрасных сторон нашего прошлого – прошлого, которое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой великое счастье. Д.С. Лихачев

    Задание:

      1. Назовите использованные автором в тексте средства выразительности.

      2. Определите способы привлечения внимания аудитории к выступлению.


    Текст 3
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта