Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание

  • Как я полюбил себя

  • СМАЛЬ риторика УМК. Учебнометодический комплекс Брест Бргу имени А. С. Пушкина 2021 удк 82. 085 (075. 8) Ббк 83. 7 я 73 Рецензенты


    Скачать 0.77 Mb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс Брест Бргу имени А. С. Пушкина 2021 удк 82. 085 (075. 8) Ббк 83. 7 я 73 Рецензенты
    Дата06.11.2022
    Размер0.77 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСМАЛЬ риторика УМК.doc
    ТипУчебно-методический комплекс
    #772291
    страница8 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    НОСТАЛЬГИЯ И СТРАХ

    Принятие гимна – следствие плохо усвоенного урока истории

    Почта «Известий» на тему госсимволов негаданно большая. Вот два самых качественных письма, авторы которых придерживаются противоположных позиций. Первое принадлежит «советскому человеку» в самом высоком смысле этих слов.

    «PRO»

    «…По убеждениям я демократ. То есть последователь того направления, которое на моем веку олицетворялось «Новым миром»… …Вместе с тем я уважаю очень многое в истории этой страны – и в дореволюционной, и в послереволюционной. Крепостное право не отменяет Пушкина, муравьевские виселицы в Польше – Чернышевского, погромы – Чехова, красный террор – бесплатного здравоохранения и ликвидации безграмотности, раскулачивание – Ильфа и Петрова… …Точно так же для американцев рабство, традиции Линча и «обезьяньи процессы» не отменяют Декларации независимости, Марка Твена и М.Л. Кинга. И так же для любой страны. Единственное исключение – гитлеровская Германия (возможно, и фашистская Италия). Этот период истории нации – абсолютно черный. Но нет никаких оснований переносить это на любой период нашей отечественной истории. Никакие аналогии здесь не убедительны. Библейский Бог собирался пощадить греховный город ради десяти праведников. Гитлеровскую Германию не обеляет ничто, про нашу страну – хоть при царизме, хоть при коммунистах, даже в 30-е – такого не скажешь. …

    А теперь собственно о гимне. Мне лично старый советский гимн активно не нравится. Я, в отличие от многих, не в восторге даже от музыки. Но дело не в этом. Путин прав в принципе: символика новой России должна объединить символы разных эпох, в том числе обязательно советской. Давайте открыто признаем это, а потом будем спорить о частностях. И может быть, остановимся, скажем, на «Широка страна моя родная». Но главное – заткнуть рот тем, кто считает, что победа демократии, равносильная приходу белых и что все красное должно быть под запретом. Что касается вставания… Я встану под любой утвержденный гимн – при людях (впрочем, исключая «Боже, царя храни»). А сердце мое все равно будет оставаться холодным. Мои гимны – это «Глобус», «Последний троллейбус», «Возьмемся за руки, друзья».

    Анатолий Якобсон, профессор

    Задание:

    Охарактеризуйте как в тексте соблюдены основные принципы построения речи: краткости, последовательности и целенаправленности

    Текст 9

    «CONTRA»

    «Я принадлежу к поколению отцов и дедов. Я не актер, не президент, не публицист, я морской офицер в отставке. И я хочу сказать: да, советская история прошла даром. От неё может быть один прок: служить самым чудовищным уроком народам и людям, какой только знает история. Жизнь человека не может пройти даром. А история может. Немцы, чей фашизм, в сущности – детский лепет по сравнению с крахом российского народа, стали народом, не когда пошли за Гитлером. Но когда тот, кто НЕ СМОГ, НЕ ЗАХОТЕЛ остановить своего ближнего, почувствовал личную вину, стыд, позор. Как люди, как личности мы можем – нет, мы обязаны – не гордиться нашей советской историей, но презирать её в меру оставшихся сил. Не мы летали в космос – Гагарин; не мы изобрели автомат – Калашников, не мы написали «Тихий Дон», «Ленинградскую симфонию». Но мы молчали, когда наши ближние уничтожали наших ближних. В лучшем случае! – если не были среди тех, кто уничтожал – физически или морально. Мы уничтожали друг друга в очередях, в грязных столовых, в жэках, военкоматах и колхозах. Мы оскорбляли человеческое достоинство друг друга. Мы разорили и пропили всё украденное у предков. Только сознание, что мы – не народ, не нация, сможет сделать нас народом. Мы, в сущности, не имеем никакого права ни на двуглавого орла, ни на трёхцветный флаг, ни на александровский гимн. И вот ещё что.

    Гимн Александрова никогда не был НАШИМ гимном. Я, кадровый офицер, говорю вам: это был гимн начальников и вертухаев. Даже худшие из нас пели другие песни. Наши гимны были «Темная ночь», «Прощайте, скалистые горы», «Ой, цветет калина», «Опустела без тебя Земля» – даже «Ландыши», даже «Арлекино» Пугачёвой – вот были наши гимны – против гимна начальников и палачей. Я старик. Я прожил свою жизнь счастливо – если возможно человеку думать только о личной жизни. Судьба судила мне не сидеть в лагерях. Я повидал много стран. У меня чудесные дети и внуки, которые так лихо управляются с Интернетом. Я оставляю им ужасную страну и свою надежду. Пускай найдут свою песню. Благодарение Богу, наша – спета. К.А. Зимин

    Гимн принят Думой, утвержден Советом федерации. И вроде бы вопрос закрыт. Уже состоялось его первое официальное исполнение – вчера на Совете федерации. И уже есть первый «отказник» - человек, отказавшийся встать при исполнении гимна, – президент Чувашии Николай Федоров. Дальше волна общественного возбуждения, по замыслу сторонников союза двуглавого орла, трехцветного флага и советского гимна, должна пойти на убыль. Еще дальше, по тому же замыслу, – стерпится, слюбится… Возможно, что и так. Но в силу известного природного закона энергия волны не может исчезнуть вовсе. Она во что-то должна преобразится. Во что? Как она аукнется в повседневности и в ближайшем будущем? И что означает пережитое нами нервное возбуждение? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, надо бы попытаться объяснить природу самой «волны» и ее источника.

    Гимн, флаг, герб – это рябь на воде, это симптомы то ли стихающего, то ли начинающегося волнения. А споры о них – признаки то ли угасающего, то ли возрастающего исторического самосознания массы. Профессор Анатолий Якобсон хорошо устроился в истории. То, что черное и кровавое в ней, – не его. А то, что светлое и прекрасное, – его. Он, видимо, думает, что относительно мягкий тоталитаризм 60-х годов в принципе возможен без кровожадного сталинизма. Что социализм с человеческим лицом не является оборотной стороной социализма с брежневским ликом. На этой иллюзии, собственно, и основан компромисс нашего читателя с советским строем. Из разрушения её возникает конфликт кадрового моряка К. Зимина с тем же режимом. Боль, причиненная режимом не ему, – его беда. Он за неё отвечает своей совестью. А подвиги, совершенные при нём учёными, поэтами, балеринами и музыкантами, – это их подвиги, это их личное счастье, их удача, гордиться (или не гордиться) коими – тоже личное дело каждого гражданина. Советское государство, творя зло, присваивало нагло и бесцеремонно все то добро, что совершали его граждане. Подобно гофмановскому крошке Цахесу. Оно брало себе в петличку спортивные рекорды, победы, вешало на свою стальную грудь, как ордена, музыкантов, художников и ученых с мировыми именами. И кичилось, и бравировало перед другими народами…

    Наконец, самое главное и страшное, что, между прочим, усугубляет сходство между сталинским и гитлеровским режимами, – прекраснодушный идеализм в обоих случаях был таким же важным и основополагающим их началом, как и хмельная ненависть по этническому или социальному признаку. В 1945-м мы разгромили гитлеровскую военную машину, победили её «мясом», как выразился Виктор Астафьев. Мы тогда порушили чужой тоталитаризм и морально укрепили собственный, который стремился огосударствить частного человека с потрохами. Сегодня нам труднее, чем немцам в 45-м. Они сразу проиграли все свои войны – политическую, экономическую и идеологическую. Мы отрезаем себе хвост тоталитаризма по частям и страшно себя жалеем. Моряк прав: если не отделять историю государства от частной жизни его граждан, то подвиги одних в той или иной степени послужат оправданием злодеяний других. Одни жизни становятся заплатами на смертях других.

    Ужас нашей советской истории даже не в том, что в ней попадаются страшные ямы вроде тех, что под Екатеринбургом и в Катыни. А в том, что эти ямы вырыты под постаменты почти для всех наших побед. Зияние оказывается сиянием. И хотелось бы думать, что черные и светлые полосы в нашей истории, – это просто череда наших дней, восходов и заходов, заморозков и оттепелей, да не получается. Получается жесткая обусловленность, порочный круг, который целое десятилетие мы мучительно пытаемся разорвать.

    Триумфальное возвращение старого гимна показывает, как далеки мы и сегодня от цели. Молоху снова понадобилось душа частного человека, который теперь будет просыпаться и засыпать, рождаться и умирать с положенной на музыку Александрова мыслью о Его Величестве Государстве. …В «Медном всаднике» Пушкин взвешивал государство и частную судьбу. Поэт начал за здравие царя Петра, а кончил за упокой души бедного Евгения, похороненного на окраине юного града, что вознесся пышно, горделиво… С тех пор сюжет этот в истории и литературе проигрывался не однажды. И всякий раз частный человек, доведенный до отчаяния, до сумасшествия, грозит государству: «Ужо тебе!», а оно гонится за ним по потрясенной мостовой. И настигает… Стихия входит в берега, снова одевается в гранит, а потом снова бунтует и мстит разрушениями, бедствиями, несчастиями… …Читатель К. Зимин хорошо ответил и профессору Якобсону: советская история прошла недаром только в том случае, если мы поймем, что она прошла даром.

    Задание: выявите в тексте изобразительно-выразительные средства, определите их функцию.
    Текст 10

    «Иногда жизнь бьёт вас по башке кирпичом. Не теряйте веры. Я убеждён, что единственной вещью, которая помогла мне продолжать дело, было то, что я любил его. Вам надо найти то, что вы любите. И это так же верно для работы, как и для отношений. Ваша работа заполнит большую часть жизни и единственный способ быть полностью довольным – делать то, что, по-вашему, является великим делом. И единственный способ делать великие дела – любить то, что вы делаете. Если вы ещё не нашли своего дела, ищите. Не останавливайтесь. Как это бывает со всеми сердечными делами, вы узнаете, когда найдёте. И, как любые хорошие отношения, они становятся лучше и лучше с годами. Поэтому ищите, пока не найдёте. Не останавливайтесь».

    «Ваше время ограничено, поэтому не тратьте его на жизнь чьей-то чужой жизнью. Не попадайте в ловушку догмы, которая говорит жить мыслями других людей. Не позволяйте шуму чужих мнений перебить ваш внутренний голос. И самое главное: имейте храбрость следовать своему сердцу и интуиции. Они каким-то образом уже знают то, кем вы хотите стать на самом деле. Всё остальное вторично». «Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными».

    Стивен Джобс

    Задание:

    Обоснуйте, чем обусловлен выбор приемов для вступления.

    Дайте характеристику аудитории, для которой предназначено данное вступление.

    Текст 11

    Как я полюбил себя

    «Когда я полюбил себя, я понял, что тоска и страдания – это только предупредительные сигналы о том, что я живу против своей собственной истины. Сегодня я знаю, что это называется «БЫТЬ САМИМ СОБОЙ».

    Когда я полюбил себя, я понял, как сильно можно обидеть кого-то, если навязывать ему исполнение моих же собственных желаний, когда время еще не подошло, и человек еще не готов, и этот человек – я сам. Сегодня я называю это – «САМОУВАЖЕНИЕМ».

    Когда я полюбил себя, я перестал желать другой жизни, и вдруг увидел, что жизнь, которая меня окружает сейчас, предоставляет мне все возможности для роста. Сегодня я называю это «ЗРЕЛОСТЬ».

    Когда я полюбил себя, я понял, что при любых обстоятельствах я нахожусь в правильном месте в правильное время, и все происходит исключительно в правильный момент. Я могу быть спокоен всегда. Теперь я называю это «УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ».

    Когда я полюбил себя, я перестал красть свое собственное время и мечтать о больших будущих проектах. Сегодня я делаю только то, что доставляет мне радость и делает меня счастливым, что я люблю и что заставляет мое сердце улыбаться. Я делаю это так, как хочу и в своем собственном ритме. Сегодня я называю это «ПРОСТОТА».

    Когда я полюбил себя, я освободился от всего, что приносит вред моему здоровью – пищи, людей, вещей, ситуаций. Всего, что вело меня вниз и уводило с моего собственного пути. Сегодня я называю это «ЛЮБОВЬЮ К САМОМУ СЕБЕ».

    Когда я полюбил себя, я перестал всегда быть правым. И именно тогда я стал все меньше и меньше ошибаться. Сегодня я понял, что это «СКРОМНОСТЬ».

    Когда я полюбил себя я прекратил жить прошлым и беспокоиться о будущем. Сегодня я живу только настоящим моментом и зову это «УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ».

    Когда я полюбил себя, я осознал, что ум мой может мне мешать, что от него можно даже заболеть. Но когда я смог связать его с моим сердцем, он сразу стал моим ценным союзником. Сегодня я зову эту связь «МУДРОСТЬ СЕРДЦА».

    Нам больше не нужно бояться споров, конфронтаций, проблем с самими собой и с другими людьми. Даже звезды сталкиваются, и из их столкновений рождаются новые миры. Сегодня я знаю, что это – «ЖИЗНЬ».

    Чарли Чаплин

    Задание:

    Определите отнесенность данного текста к определённому риторическому жанру.
    Текст 11

    Я не могу предложить ничего, кроме крови, тяжёлого труда, слёз и пота. Нам предстоит суровое испытание. Перед нами много долгих месяцев борьбы и страданий. Вы спросите, какова наша политика? Я отвечу: вести войну на море, суше и в воздухе, со всей нашей мощью и со всей той силой, которую Бог может даровать нам; вести войну против чудовищной тирании, равной которой никогда не было в мрачном и скорбном перечне человеческих преступлений.

    Такова наша политика. Вы спрашиваете, какова наша цель? Я могу ответить одним словом: победа – победа любой ценой, победа, несмотря на все ужасы; победа, независимо от того, насколько долог и тернист может оказаться к ней путь; без победы мы не выживем. Необходимо понять: не сможет выжить Британская империя – погибнет всё то, ради чего она существовала, погибнет всё то, что веками отстаивало человечество, к чему оно веками стремилось, и к чему будет стремиться. Однако я принимаю свои обязанности с энергией и надеждой. Я уверен, что люди не дадут погибнуть нашему делу.

    Сейчас я чувствую себя вправе потребовать помощи от каждого, и я говорю: «Пойдёмте же вперёд вместе, объединив наши силы.

    Уинстон Черчилль

    Задание:

    Определите тип вступления и заключения в данном тексте.
    Текст 12

    Человечная Швеция

    Я работаю – давно – над книгой о любви и книгой о старости. Что такое старость? У нашего поколения еще 20-30 лет впереди. Жизнь, которую ты проживаешь для себя. Но сегодня, особенно в нашей стране, нет философии старости.

    Хочу вспомнить в связи с этим, как была в Швеции у моей переводчицы Кайсы Эберг. Мы поехали к ее маме. Мама сделала пирог, все окна помыла, приготовилась к нашему приезду, накрыла стол. Я спрашиваю, сколько же маме лет. Оказывается, девяносто четыре! У нее огромный красивый дом. И эта женщина сдает часть дома студентам – только для того, чтобы раз в неделю они все вместе собирались и могли поговорить. Ей это очень интересно, она живет этим. Более того, один из студентов, сам из Лондона, повёз её в Англию – показать скульптуру любимого её скульптора, которую она ещё не видела. Вот представьте, какие у людей ценности? Как совершенно иначе устроена жизнь?

    Ведь очень важно понимать, что ты свою жизнь проживаешь для себя.

    Возраст, когда люди выходят на пенсию, в Европе выше, чем у нас. Но не только в возрасте различия – в системе. В Швеции люди, заканчивая университет, знают, что у них может и не оказаться работы. У моей подруги сын художник. Надо зарабатывать. Он стал искать, нашел объявление – требуется библиотекарь. Оказалось, таких как он, претендующих на это место – сорок один человек. Можете представить? Да, и тогда помогают пособия. Социальное государство – это очень важно. Оно помогает жить. Социал-демократия очень многое сделала для человека.

    У нас же совсем другое. Наша память, даже память моего поколения – тоталитарная и трагическая, у нас нет иной. Вся наша история – это история исчезновения человека. Этот такой особый тип “хомо советикус”, он не ушел. Он стал немножко другой. Но остались мощные родовые пятна. Сейчас последний бой, который даётся. Потом придёт другое идеологическое поколение и наверняка всё будет по-другому.

    Поэтому важно понять тот опыт, который уже есть в мире. Я долго жила в Европе, в разных странах, и с каждой связаны особые воспоминания, особое отношение к культуре. Швеция, на мой взгляд, страна, которая, пожалуй, наилучшим образом устроена для жизни человека; где культура помогает понять, что, собственно, происходит с человеком. Ведь подскажет правильный путь и спасёт мир только гуманитарный человек…

    Светлана Алексиевич

    Задание:

    Определите в тексте основные топосы и обоснуйте правомерность их использования.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ
    Тестовые задания предназначены для осмысления основного содержания дисциплины, понимания теоретических аспектов риторики, повторения и закрепления учебного материала, проверки усвоенных знаний. Тесты могут быть использованы как в подготовке к аудиторным занятиям, так и к зачёту.

    І. ОСНОВЫ РИТОРИКИ
    1. Основные законы риторики (по А.К. Михальской) это:

    а) закон диалогизации речи;

    б) закон близости содержания речи интересам и жизни адресата;

    в) закон логичности речи;

    г) закон конкретности речи;

    д) закон движения речи к цели;

    е) закон эмоциональности речи;

    ж) закон эстетического удовольствия от речи.

    2. Риторика – это:

    а) наука об убеждающей речи;

    б) дисциплина, которая способствует формированию компетентности личности в публичной речи;

    в) дисциплина о речевых нормах, наиболее значимых в общественной жизни.

    3. Этапы риторического канона располагаются в следующей последовательности:

    а) инвенция, элокуция, диспозиция, меморио, акцио;

    б) инвенция, диспозиция, элокуция, акцио, меморио;

    в) диспозиция, инвенция, элокуция, меморио, акцио;

    г) инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио;

    д) элокуция, инвенция диспозиция, акцио, меморио.

    4. Инвенция – это стадия ... речевого материала в риторическом каноне.

    а) выражения;

    б) расположения;

    в) изобретения;

    г) добывания;

    д) произнесение.

    5. Диспозиция – это:

    а) искусство упорядочивания выступления;

    б) этап сбора материала;

    в) раздел риторического канона, в котором происходит украшение речи;

    г) раздел риторического канона, в котором создаётся композиция речи;

    д) этап изобретения речевого материала.

    6. Элокуция – это:

    а) этап риторического канона по окончательному созданию текста выступления;

    б) этап поиска оптимальных языковых средств речи;

    в) этап поиска наиболее эффективных аргументов;

    г) этап языкового оформления и украшения речи;

    д) этап риторического канона по написанию письменного текста или устного выступления, редактирования речи.

    7. Ораторскую речь по цели высказывания подразделяют на:

    а) полемическую;

    б) агитационную;

    в) эпидейктическую (побуждающую);

    г) аргументирующую (убеждающую);

    д) информирующую.

    8. Актуальность и новизна сообщения, отсутствие спорных моментов, наличие элементов активизации и удовлетворения интересов слушателей – характерные черты ... речи.

    б) агитационной;

    в) эпидейктической;

    г) аргументирующей;

    д) информационной.

    9. Основными видами красноречия являются:

    а) социально-политическое;

    б) академическое;

    в) агитационное;

    г) социально-бытовое;

    д) судебное;

    е) богословско-церковное.

    10. Особенностью академического красноречия является:

    а) аргументированность;

    б) логичность;

    в) доступность;

    г) научность терминологии;

    д) сообщение не известных аудитории научных сведений;

    е) предельная выразительность устной речи.

    11. Жанром академического красноречия не является:

    а) вузовская лекция;

    б) выступление на митинге;

    в) защита курсовой работы;

    г) выступление с докладом на конференции;

    д) школьная лекция;

    12. К жанрам академического красноречия относятся:

    а) научный доклад;

    б) научное сообщение;

    в) научная статья;

    г) научный обзор;

    д) лекция.

    13. Жанром социально-бытового красноречия не является:

    а) тост;

    б) SMS-сообщение;

    в) пресс-конференция;

    г) письмо родственникам;

    д) надгробное слово;

    е) церковная проповедь.

    14. Основными жанрами социально-политического красноречия являются:

    а) дипломатическая речь;

    б) агитаторская речь;

    в) парламентская речь;

    г) митинговая речь;

    д) военно-патриотическая речь;

    е) телевизионное обращение официальных лиц государства;

    ж) речь на съезде, конференции.

    15. Лаконичность, импровизация, эмоциональность, наличие алогизмов – характерные черты следующего рода красноречия:

    а) академического;

    б) социально-бытового;

    в) социально-политического;

    г) духовного;

    д) судебного.

    16. Эпидейктическим жанром красноречия является:

    а) комплимент;

    б) приветствие;

    в) соболезнование;

    г) отчёт;

    д) благодарственное слово;

    е) презентация;

    ж) поздравительная открытка.

    17. Верными являются следующие характеристики деловой речи:

    а) деловая речь преобладает у государственных служащих, работников министерств и ведомств, местных администраций;

    б) в основе деловой речи лежит неоднозначность терминов и формулировок, предпочтение аллегориям, метафорам, изобразительным средствам;

    в) деловая речь строится с учётом положительной оценки со стороны слушающего;

    г) инициатор делового общения должен управлять ходом разговора, не уступая его партнеру;

    д) приоритетами деловой речи выдвигаются интересы дела, логика, корректность, юридическая обоснованность, подавление эмоционально-личных предпочтений;

    е) деловое общение способствует более успешной реализации задуманных планов;

    ж) участникам делового общения следует анализировать речь собеседника со стороны её новизны, достоверности, перспектив использования.

    18. Основными этапами делового общения являются:

    а) предварительный;

    б) ориентировочный;

    в) целевой;

    г) аналитический;

    д) конструктивный;

    е) прогностический;

    ж) юридический;

    з) итогового взвешивания;

    и) принятия решения;

    к) реализации решения (например, подписание документа).

    19. Верными являются следующие характеристики агитационной речи:

    а) агитационная речь всегда направлена на побуждение к действию;

    б) в агитационной речи создаются условия для ощущения слушателем потребности реализовать просьбу оратора;

    в) агитационная речь строится с учётом интуиции выступающего;

    г) в агитационной речи важно найти моменты взаимопонимания с аудиторией, вызвать её доверие, заинтересовать;

    д) у агитатора всегда должны быть в наличии заранее подготовленные необходимые для агитации факты;

    е) агитационная речь должна заканчиваться призывом к конкретному действию и информацией об условиях его осуществления;

    ж) в основе агитационной речи лежит постоянная прямая агитация аудитории.

    20. Особенностью информационной речи является:

    а) страстность;

    б) соответствие содержания речи потребностям аудитории;

    в) пробуждение любознательности слушателей к затронутой проблеме;

    г) акцентация внимания аудитории на нерешённых проблемах;

    д) опора в речи на конкретные факты и их анализ;

    е) сопоставление старой и новой информации, подчёркивание новизны фактов;

    ж) содержательность и лаконичность речи;

    з) логичность речи.

    21. Риторика оперирует следующими законами логики:

    а) закон убеждения;

    б) закон тождества;

    в) закон непротиворечия;

    г) закон исключения третьего;

    д) закон достаточного основания.

    22. Темой информационной речи может быть:

    а) «Киев – столица православия»;

    б) «Как можно использовать Интернет в студенческой жизни»;

    в) «Стоит ли всем заниматься спортом?»;

    г) «Нужно ли помогать бомжам?»

    23. Жанрами информационной речи являются:

    а) консультация перед экзаменом;

    б) вузовская лекция;

    в) речь на собрании жильцов дома;

    г) выступление на митинге;

    д) рекламная речь;

    е) инструктаж по технике безопасности.

    24. Простейшая схема риторического анализа включает ответы на следующие вопросы:

    а) что хотел сказать оратор?

    б) что сказал оратор?

    в) как сказал оратор?

    г) что новое сказал оратор?

    25. Наиболее оптимальный темп устной речи:

    а) 70-100 слов в минуту;

    б) 120-150 слов в минуту;

    в) 160-180 слов в минуту;

    г) 7200-9000 слов в час;

    д) 5-7 слов в секунду.

    26. Оратору необходимы следующие черты:

    а) уверенность;

    б) увлечённость;

    в) собранность;

    г) скромность;

    д) сдержанность;

    е) оптимизм;

    ж) артистизм;

    з) искренность;

    и) объективность.

    27. Апелляция к авторитетным источникам является … аргументом речи.

    а) рациональным;

    б) эмоциональным;

    в) полемическим (эристическим);

    г) сильным;

    д) диалектическим.

    28. Апелляция к публике является … аргументом речи.

    а) эмоциональным;

    б) рациональным;

    в) сильным;

    г) дидактическим;

    д) достаточным.

    29. Основными типами дискурса являются:

    а) ритуальный;

    б) информирующий;

    в) аргументирующий;

    г) полемический;

    д) агитирующий;

    е) эвристический;

    ж) гедонистический;

    з) художественный.
    ІІ. ПУБЛИЧНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
    1. Соотнесите термины классической риторики с правильными определениями:

    а) элокуция 1) расположение

    б) инвенция 2) изобретение

    в) диспозиция 3) словесное выражение

    2. Инвенция включает в себя следующие компоненты:

    а) выбор темы;

    б) разработка плана;

    в) сбор материала;

    г) мысленная основа речи;

    д) выработка позиции автора;

    е) изучение основных понятий.

    3. На этапе расположения выступающий:

    а) продумывает оптимальную последовательность изложения материала;

    б) продумывает оптимальность использования подобранных цифр и фактов;

    в) продумывает наиболее точные слова и выражения;

    г) продумывает эффективное начало и концовку речи.

    4. На этапе выражения выступающий:

    а) подбирает наиболее точные слова и фразы;

    б) определяет необходимость написания текста или основных мыслей и выражений, дат и цифр;

    в) подбирает образные средства (эпитеты, сравнения, аналогии, риторические вопросы и т.д.);

    г) продумывает и облачает в слова связующие все части фрагменты текста;

    д) продумывает аргументы и факты.

    5. Общие правила подготовки выступления позволяют:

    а) создать оптимальные условия для публичного выступления;

    б) избежать непредвиденных трудностей публичной речи;

    в) спрогнозировать возможную реакцию слушателей на выступление;

    г) заявить о себе как о хорошем специалисте и интересном человеке;

    д) повысить эмоциональную увлечённость выступающего.

    6. Тема публичного выступления должна быть:

    а) информативной;

    б) воспитывающей;

    в) посильной для выступающего;

    г) актуальной для аудитории;

    д) риторической;

    е) соответствовать интеллектуальному уровню и эмоциональному настрою аудитории;

    ж) интересной для выступающего и слушающих.

    7. Формулировка темы публичного выступления определяется:

    а) эрудицией выступающего;

    б) интересами слушателей;

    в) речевой ситуацией;

    г) основной целью выступления;

    д) частными задачами выступления;

    е) содержанием темы.

    8. План выступления может быть:

    а) словесным;

    б) учебным;

    в) графическим;

    г) изобразительным;

    д) моделированным;

    е) математическим (формульным).

    9. Отсутствие плана выступления может привести к:

    а) пропускам;

    б) повторам;

    в) отсутствию образности, выразительности речи;

    г) нарушению логической последовательности.

    10. Методика подготовки к публичным выступлениям включает следующие методы и приёмы:

    а) выступление перед воображаемой аудиторией;

    б) выступление перед слушателем, который делает анализ выступления;

    в) краткое изложение текста выступления;

    г) использование аудио- или видеозаписи собственных выступлений;

    д) заучивание определений используемых терминов и понятий;

    е) изучение опыта других ораторов;

    ж) изучение позиции слушателей по теме выступления;

    з) проработка материала выступления с целью повышения степени его привлекательности, воспринимаемости, образности (например, замена абсолютных цифровых показателей относительными данными в виде коэффициентов, индексов, процентов и т.п.).

    11. Источниками накопления опосредованного опыта являются:

    а) интернет;

    б) СМИ;

    в) Печатные издания (книги, учебные пособия, справочники, энциклопедии, словари);

    г) участие в научных конференциях;

    д) образование (курсы, программы, лекции).

    12. Источниками накопления непосредственного опыта являются:

    а) общение с людьми;

    б) телевидение;

    в) целенаправленные наблюдения и записи;

    г) посещение музеев, заповедников, выставок, памятников архитектуры;

    д) экскурсии и походы;

    е) экспедиции, научные и социальные эксперименты и программы.

    13. Наиболее достоверными источниками фактов для использования в речевом общении являются:

    а) Интернет;

    б) частная переписка;

    в) интуиция;

    г) печатные издания (справочники, энциклопедии, словари, книги);

    д) телевизионные СМИ.

    14. Приёмами упорядочивания материала для публичной речи являются:

    а) составление плана выступления;

    б) написание доклада, статьи, тезисов;

    в) многократное обдумывание темы выступления, «вживание» в неё;

    г) подготовка своего внешнего вида;

    д) подготовка иллюстративного материала (компьютерной презентации, таблиц, схем, плакатов, диаграмм, книг, видеозаписей);

    е) составление вопросов к аудитории.

    15. Интерес, внимание и доверие слушателей зависит от:

    а) искренности выступающего;

    б) содержательности речи;

    в) внешнего вида оратора;

    г) личной увлечённости выступающего;

    д) осознанного желания возбудить интерес слушателей, привлечь их внимание;

    е) оригинальности выступающего и его речи;

    ж) подготовленности автора;

    з) заинтересованности аудитории;

    16. Падение интереса слушателей к публичному выступлению может быть вызвано:

    а) усталостью аудитории;

    б) обсуждением аудиторией услышанной речи;

    в) не соответствием темы выступления интересам аудитории;

    г) отсутствием культуры слушания у аудитории;

    д) личной неприязнью слушающих к выступающему;

    е) неумением оратора наладить контакт со слушателями;

    ж) отсутствием опыта публичных выступлений у оратора;

    з) ошибочной оценкой слушателей оратором.

    17. Интерес слушателей в процессе публичного выступления должен:

    а) разрастаться;

    б) находиться на неизменном уровне;

    в) идти по нисходящей.

    18. Заинтересовать слушателей можно:

    а) интригующим началом (интересным фактом из жизни, истории, парадоксальным утверждением, постановкой проблемного вопроса);

    б) жизненными примерами, аналогией (соотнесением новой информации с известными явлениями);

    в) шутками;

    г) ссылками на интересную, полемическую телепередачу, газетную или журнальную статью;

    д) необычной мимикой и жестами;

    е) цитированием высказывания авторитетной личности;

    ж) риторическим вопросом;

    з) акцентированием речи (выделение отдельных слов и фраз голосом, интонационными паузами, логическими ударениями, мимикой и жестами);

    и) диалоговой формой общения, вопросами;

    к) авансированием, затягиванием важного («Об этом я скажу чуть позже»).

    19. Приёмами диалогизации выступления являются:

    а) обращение с вопросами к слушателям;

    б) вопросно-ответный ход выступления;

    в) употребление риторических вопросов и восклицаний;

    г) введение вымышленного диалога («Вы скажете, что здесь всё понятно…», «Вы наверное подумали, что …», «Возможно вы считаете, что я блефую...»);

    д) введение цитат из высказываний авторитетных личностей;

    е) драматизация изложения.

    20. Для удержания внимания слушателей следует избегать:

    а) однообразия;

    б) доказательства очевидных фактов;

    в) опровержения невероятных мыслей;

    г) спора с аудиторией;

    д) избыточных доказательств при возможности ограничиться лаконичностью;

    е) посредственных и ненадёжных выводов;

    ж) спора со слушателями с несомненными доказательствами и предполагаемо верными мыслями.

    21. Удержанию внимания слушателей способствует:

    а) лаконичность речи;

    б) логически стройное изложение материала;

    в) использование наглядности;

    г) наявность в содержании интригующих моментов;

    д) использование кратких отвлечений в виде аналогий, юмора и т.п.;

    е) диалогизация речи;

    ж) обращение к конкретному адресату;

    з) использование динамичных средств речи (мимика, жесты, взгляд, телодвижения, паузы, изменение темпа речи, силы голоса, логических ударений).

    22. Саморедактирование текста выступления включает в себя:

    а) исправление речевых ошибок (орфографических, синтаксических, стилистических и др.);

    б) объяснение для слушателей сложных терминов и понятий или их замену более простыми;

    в) разработку тезисов выступления;

    г) устранение повторов, слабых и не обязательных мест;

    д) включение в текст риторических вопросов;

    е) замену шаблонных, трафаретных слов и выражений;

    ж) отбор оптимально необходимого текста соответственно требуемому временем его озвучивания.

    23. Вступление публичной речи бывает следующих видов:

    а) естественным;

    б) искусственным;

    в) внезапным;

    г) традиционным.

    24. Вариантом вступления публичной речи может быть:

    а) указание проблемы, конфликта;

    б) приветствие аудитории;

    в) ссылка на речь предыдущего выступающего;

    г) выслушивание проблем аудитории;

    д) изложение цели и задач выступления;

    е) использование парадоксального цитирования;

    ж) риторический вопрос;

    з) обращение к историческому событию, цитирование авторитетной личности;

    и) слова о времени и месте, где проходит выступление, недавно произошедшем событии;

    к) обращение к повседневным интересам аудитории (вопросы здоровья, благосостояния, любви, работы, семьи, несправедливости и т.д.);

    л) обращение к собственному опыту, личным чувствам и суждениям;

    м) юмористическое замечание.

    25. Верными являются следующие утверждения:

    а) вступление в публичном выступлении необходимо соотносить с темой и обсуждаемой проблемой;

    б) во вступлении необходимо ясно сформулировать тему и тезис, который в дальнейшем будет раскрываться;

    в) вступление можно опустить, если тема выступления близка и понятна аудитории;

    г) вступление должно соотноситься по содержанию и стилю с остальными частями публичной речи;

    д) яркое, необычное вступление требует дальнейшей речи в избранной тональности;

    е) вступление должно быть лаконичным (традиционно не более 1/8 всей речи);

    ж) вступление – самая эмоционально насыщенная часть выступления;

    з) вступление позволяет установить контакт со слушателями, возбудить интерес к теме и к личности оратора, создать у аудитории эмоциональный настрой для восприятия основной части публичной речи.

    26. Основной части публичного выступления характерны:

    а) изложение нового материала;

    б) убеждение слушателей;

    в) аргументация собственного мнения;

    г) обоснование ошибочности других точек зрения;

    д) призыв к действию, выполнению установок.

    27. Заключительной части публичного выступления характерны:

    а) обобщение;

    б) указание перспектив;

    в) краткое повторение сказанного;

    г) краткое изложение цели выступления;

    д) призыв к действию, к выполнению установок, указание на важность сказанного в личной жизни.

    28. Существуют следующие виды заключений публичного выступления:

    а) обобщающее повторение;

    б) призыв;

    в) обращение к слушателям;

    г) юмористическая концовка;

    д) иллюстрация с развёрнутыми афоризмами, цитатами, поговорками, метафорами, притчами, аллегориями;

    е) интрига с возможностью слушателям самим сделать вывод;

    ж) тактический способ с указанием конкретных действий для решения проблемы.

    29. Какую из нижеперечисленных функций чаще всего выполняют «зацепляющие крючки» в публичной речи?

    а) помогают вызвать положительных эмоции, удивление, интерес во вступлении;

    б) помогают проиллюстрировать интересными жизненными историями суждения автора в основной части выступления;

    в) помогают оратору создать нужный эмоциональный настрой и проверить неожиданным, каверзным, парадоксальным вопросом степень усвоения услышанного аудиторией в заключении.

    30. Риторические приёмы обращения, обзора главных моментов, парадоксальности ситуаций, юмористического замечания характерны для следующих частей публичного выступления:

    а) зачин;

    б) введение;

    в) основная часть;

    г) заключение;

    д) концовка.

    31. Психологический закон более яркого запоминания начала и конца любой речи в сравнении с её серединой имеет следующее название:

    а) принцип обрамления;

    б) фактор края;

    в) закон начала и конца;

    г) закон золотой середины.

    32. Риторический закон, предписывающий вступление и заключение речи суммарно не делать объёмнее за одну треть всего высказывания, называется:

    а) правило золотой пропорции;

    б) принцип золотой середины;

    в) правило золотого сечения;

    г) принцип суммарного размера.

    33. Основным фактором успеха публичного выступления является:

    а) внешность выступающего;

    б) содержание выступления;

    в) контакт выступающего с аудиторией;

    г) использования наглядности;

    д) удачная формулировка тезисов и аргументов.

    34. Выразительность и эмоциональность публичного выступления содействуют:

    а) доходчивости восприятия материала;

    б) эффективности запоминания информации;

    в) внушаемости аудитории;

    г) выработке у слушателей собственной позиции;

    д) критичности восприятия информации;

    е) закреплению убеждений, созданных рационально-логическим путём.

    35. Вступление в публичной речи может быть:

    а) внезапным;

    б) естественным;

    в) искусственным;

    г) надуманным;

    д) с ораторской предосторожностью;

    е) полемическим.

    36. Общими принципами публичного выступления являются:

    а) принцип краткости и достаточности содержания;

    б) принцип последовательности в раскрытии темы;

    в) принцип усиления эмоционального накала изложения;

    г) принцип результативности, предполагающий наличие выводов, призывов к действию, рекомендаций;

    д) принцип структурированности выступления;

    а) принцип продуманности содержания;

    б) принцип импровизации речи;

    в) принцип письменного упорядочивания содержания;

    г) принцип выделения главных аргументов и фактов.

    37. Материал публичного выступления может быть изложен следующими способами:

    а) индуктивным (от частного к общему);

    б) дедуктивным (от общего к частному);

    в) сензитивным (от эмоций к частному и общему);

    г) сублимативным (к выводам, минуя доказательство);

    д) способом аналогии (сравнивая явления);

    е) историческо-хронологическим (описывая последовательность событий);

    ж) пространственным (с учётом особенностей развития истории и культуры).

    38. Общими принципами структурирования речи являются:

    а) принцип ограничения материала по степени его значимости;

    б) принцип последовательности изложения мыслей;

    в) принцип усиления аргументов и доказательств от начала выступления к концу;

    г) принцип органического единства материала выступления и намерений выступающего;

    д) принцип экономии усилий, времени, речевых средств.

    39. Средний этап речи (изложение) может содержать:

    а) восходящую последовательность доводов;

    б) нисходящую последовательность доводов;

    в) гомерическую последовательность доводов;

    г) полемическую последовательность доводов.

    40. Основной части речевого сообщения характерны:

    а) призыв к действию;

    б) сообщение информации;

    в) обоснование собственной позиции;

    г) убеждение аудитории;

    д) краткое повторение основных проблем.

    41. Заключение в публичном выступлении позволяет:

    а) сделать обобщения и выводы из сказанного в основной части;

    б) создать у аудитории атмосферу доверия к выступающему;

    в) кратко сформулировать основные тезисы выступления и подчеркнуть их важность для слушателей;

    г) отметить моменты, требующие дальнейшего рассмотрения;

    д) отметить пути развития идей, высказанных в основной части;

    е) выдвинуть задачи для аудитории;

    ж) закрепить и усилить впечатление от содержания основной речи.

    42. Удачными речевыми штампами для заключительной части выступления являются:

    а) «извините за излишне длительное выступление..»

    б) «так пусть же...»

    в) «благодарю за внимание...»

    г) «надеюсь на возникшее у вас желание...»

    д) «хотелось бы ещё сказать..»;

    е) «думаю, вы и сами знали это...»

    43. Верными являются следующие утверждения:

    а) публичное выступление желательно заканчивать шуткой, даже если обсуждались серьезные проблемы;

    б) в заключении не должна звучать безысходность, бесперспективность в решении серьезных и сложных проблем;

    в) лучшая концовка – благодарность за внимание;

    г) выступление желательно завершить оптимистично.

    44. Основные причины неуверенности оратора:

    а) чрезмерное погружение в собственные переживания;

    б) недооценка собственных возможностей;

    в) недостаток опыта;

    г) ошибочная оценка слушателей;

    д) присутствие знакомых;

    е) воспоминания о провале.

    45. Главными причинами неудач в публичном выступлении являются:

    а) неподготовленность оратора;

    б) недостаточная громкость речи и нечёткость дикции выступающего;

    в) невозможность вспомнить текст;

    г) отсутствие желания и знаний для ответов на вопросы аудитории;

    д) небрежный внешний вид;

    е) неправильно выбранная позиция выступающего (оратор не смотрит на аудиторию, развёрнут к ней спиной или боком);

    ж) использование в речи слов-паразитов;

    з) зачитывание текста исключительно со слайдов или записей;

    и) боязнь аудитории;

    к) использование неубедительной аргументации;

    л) слишком большая аудитория.
    ІІІ. РИТОРИЧЕСКИЙ СПОР
    1. Искусство ведения спора называется:

    а) эпидейктикой;

    б) эпикурством;

    в) эристикой;

    г) ораторикой.

    2. Основными видами спора являются:

    а) дебаты;

    б) полемика;

    в) дискуссия;

    г) семинар;

    д) диспут;

    е) прения;

    ж) дискурс.

    3. Публичный спор, имеющий своей целью достижение победы над оппонентом и сопоставление различных мнений – это:

    а) диалог;

    б) диспут;

    в) дискуссия;

    г) полемика.

    4. Конструктивным спором является:

    а) спор ради спора;

    б) спор, убеждающий оппонента;

    в) спор ради установления истины;

    г) спор для принятия оптимального решения;

    д) спор для поднятия личного авторитета;

    е) спор для демонстрации красноречия.

    5. Оратор может использовать следующие виды доказательств:

    а) логическое, в основе которого логическое убеждение оппонента;

    б) объективное, исключающее эффективные стилистические приёмы;

    в) информационное, когда доказательство вытекает из приводимых оратором сведений, справочного материала, статистических данных, фактов;

    г) эмоциональное, основанное на пафосном убеждении оратора;

    д) отсылочное, в основе которого использование оратором ссылок на авторитетные суждения.

    6. Замена аргументации тезиса на хвалу оппонента с надеждой на его согласие принять тезис называется:

    а) довод к невежеству;

    б) довод к тщеславию;

    в) довод к авторитету;

    г) довод к человеку;

    д) довод к аргументу человека;

    е) довод к комплиментам.

    7. Избыточным элементом классификации активных приёмов спора является:

    а) довод к логике;

    б) довод к ограниченности времени;

    в) довод к фактам;

    г) довод к публике;

    д) довод к оппоненту.

    8. Непозволительными уловками в споре являются:

    а) ложный довод;

    б) подмена тезиса;

    в) оттягивание возражения;

    г) переход на личности.

    9. Основными правилами ведения спора являются:

    а) умение правильно определить предмет спора и выделить пункты разногласий;

    б) умение придерживаться главных положений спора;

    в) умение определить личную позицию и цель в споре, выявить общность исходных позиций и желаний;

    г) умение вскрывать противоречия в словах оппонента;

    д) умение правильно использовать специфические понятия;

    е) умение соблюдать уважительное отношение к оппоненту;

    ж) умение сохранять выдержку и самообладание, принимать иногда ложные доводы оппонента перед высказыванием собственного итогового мнения;

    з) умение учитывать настроение и поведение участников спора;

    и) умение подбирать убедительные аргументы.

    10. Приемлемыми полемическими приёмами в споре считаются:

    а) приём бумеранга;

    б) довод к человеку;

    в) подхват реплики;

    г) сведение к абсурду;

    д) юмор, ирония, сарказм;

    е) аппеляция к публике;

    ж) атака вопросами.

    11. Уловки в споре это:

    а) софизмы;

    б) приёмы, облегчающие спор для себя и затрудняющие его для оппонента;

    в) запрещённые риторические приёмы;

    г) ряд позволительных и непозволительных приёмов, способствующих одержанию победы в полемике.

    12. Разновидностями уловок в споре являются:

    а) несогласие с трудно проверяемым доводом оппонента;

    б) оттягивание возражения;

    в) выход из спора;

    г) срывание спора;

    д) «довод к городовому» (объявление мнения оппонента вредным обществу);

    е) «палочный довод» (шантаж неприятными фактами).

    13. Непозволительными психологическими уловками в споре считаются:

    а) выведение противника из равновесия;

    б) ложная дилемма;

    в) ставка на ложный стыд;

    г) «подмазывание аргумента» (аппелирование чрезмерными комплиментами);

    д) внушение;

    е) «двойная бухгалтерия»;

    ж) насмешка;

    з) указание на возраст, образование, положение.

    14. Оптимальное начало спора предполагает:

    а) выявление тезиса и антитезиса;

    б) определение противоречий;

    в) осмысление терминологии;

    г) озвучивание аргументов.

    15. Конечной целью спора является достижение:

    а) истины;

    б) соглашения;

    в) победы.

    16. Тезис должен быть:

    а) спорным для одного из участников речевого общения;

    б) неоспоримым;

    в) доказуемым;

    г) логически непротиворечивым;

    д) кратко и ёмко сформулированным;

    е) неизменным в ходе всего доказательства.

    17. Аргументация – это:

    а) процесс доказательства, объяснения, приведения примеров для обоснования какой либо мысли перед собеседником или слушателем;

    б) главное утверждение, которое обосновывает оратор;

    в) доказательство тезиса в виде фактов, примеров, утверждений.

    18. Правильным является следующее утверждение:

    а) в разных аудиториях эффективными могут быть различные типы аргументов;

    б) опровергающая аргументация предполагает сведение к минимуму позитивных контраргументов;

    в) поддерживающая аргументация предполагает использование только позитивных аргументов и игнорирование контраргументов;

    г) двусторонняя аргументация используется только для подтверждения доводов оппонента;

    д) ораторская речь допускает «присвоение» чужих идей с целью сокрытия не авторитетного источника и недопущения снижения авторитета выступающего;

    е) эмоциональность речи повышает эффективность аргументов, а чрезмерное логическое давление вызывает противоположную реакцию слушателей;

    ж) в процессе аргументации не допускается выражение превосходства над аудиторией;

    з) лаконичность, отсутствие избыточных повторов (более трёх) способствует благоприятному восприятию аргументов;

    и) речевые ошибки подрывают доверие аудитории, создают помехи восприятию аргументации.

    19. Аргументы должны быть:

    а) истинными;

    б) взаимно непротиворечивыми;

    в) чётко сформулированными;

    г) достаточными для доказательства конкретного тезиса;

    д) объединены в последовательную систему утверждений;

    е) оценочными;

    ж) иллюстрированы конкретными примерами;

    з) доступными, понятными;

    и) убедительными;

    к) адекватными эмоциональному состоянию слушателей, их полу, возрасту, профессии;

    л) авторитетными;

    м) соответствующими мнению аудитории;

    н) детализированными (многократно повторенными).

    20. Аргументация может быть:

    а) восходящей и нисходящей;

    б) односторонней и двусторонней;

    в) логической и психологической;

    г) сильной и слабой;

    д) индуктивной и дедуктивной;

    е) прямой и дискуссионной.

    ж) научной и софистической;

    з) дидактической;

    и) диалектической;

    к) полемической (эристической);

    л) многовекторной;

    м) поддерживающей и опровергающей.

    21. Достоинства нисходящей аргументации:

    а) позволяет быстро привлечь внимание аудитории;

    б) оптимальна при ознакомлении аудитории со сложным материалом, который лучше усваивается вначале;

    в) заставляет слушателей активно думать вначале речи, когда аудитория наиболее трудоспособна;

    г) эффективна в слабо подготовленной, уставшей, мало заинтересованной или совсем незаинтересованной аудитории;

    д) эффективна при слабых аргументах.

    22. Преимущества восходящей аргументации:

    а) подводит логическую мысль и эмоциональный накал аудитории до предела в конце речи;

    б) эффективна в подготовленной, высоко заинтересованной аудитории;

    в) эффективна в аудитории негативно настроенной к оратору;

    г) поддерживает постоянное внимание и интерес аудитории;

    д) даёт возможность доходчиво изложить и обосновать сложные мысли;

    е) эффективна в аудитории, где есть сомневающиеся, неопределившиеся;

    ж) даёт положительный результат, когда аудитория сможет сделать самостоятельный вывод.

    23. Односторонняя аргументация предполагает изложение оратором:

    а) только подтверждающих аргументов;

    б) только опровергающих аргументов;

    в) аргументов «за» и «против»;

    г) контраргументов.

    24. Психологическими аргументами являются:

    а) аргументы к доводам;

    б) аргументы к авторитету;

    в) аргументы к публике;

    г) аргументы к эмоциям.

    25. Логические аргументы – это ссылки на:

    а) факты (статистические данные, случаи из повседневной жизни, из истории, из литературы и т.д.);

    б) заведомо истинные суждения (юридические законы, аксиомы, правила);

    в) законы логики;

    г) авторитетов (цитаты из публичных речей знатоков в этой области, пословицы, крылатые слова и т.п.).

    26. Формула «вначале самые сильные аргументы, затем – менее сильные и в завершение вывод или побуждением к действию» характерна:

    а) нисходящей аргументации;

    б) восходящей аргументации;

    в) психологической аргументации.

    27. Присутствующие зрители в первую очередь обращают внимание на:

    а) внешний вид спорщиков;

    б) внешнее поведение спорщиков;

    в) тезисы оппонентов;

    г) аргументы участников спора;

    д) логику рассуждения спорщиков.

    28. Софизм это:

    а) преднамеренное нарушение логических законов в споре;

    б) эристика;

    в) сильный аргумент в споре;

    г) преднамеренное отступлением от тезиса в споре.

    29. В риторическом споре участники могут придерживаться следующих стратегий:

    а) несогласие;

    б) соревнование;

    в) избегание;

    г) ожидание;

    д) приспособление;

    е) компромисс;

    ж) центрирование интересов сторон.

    30. Основными тактиками поведения участников спора являются:

    а) убеждение;

    б) обсуждение;

    в) давление;

    г) дружелюбное обращение;

    д) запугивание аппеляцией к власти, санкциям;

    е) заключение сделок;

    ж) аппеляция к коалиции, союзу;

    з) введение оппонента в состояние волнения, растерянности;

    и) управление вниманием;

    к) создание эффекта неожиданности.

    31. Демагогическими приёмами являются:

    а) ошибочные силлогизмы и софизмы;

    б) подмена термина;

    в) подмена тезиса;

    г) концентрация на частностях;

    д) переход от обсуждения предмета спора к обсуждению личности (аргумент к личности);

    е) ложная альтернатива, ложная дилемма;

    ж) апелляция к очевидности, ложная авторитетность;

    з) порочный круг.

    32. Описание является функционально-смысловой основой следующего жанра письменного сообщения:

    а) заявление;

    б) деловая переписка;

    в) кулинарный рецепт;

    г) любовная записка.

    33. Кодифицированная речь характерна для:

    а) дискуссии;

    б) лекции;

    в) телефонного разговора;

    г) информационного сообщения на телевидении.

    34. Приёмы обращения, обзора ключевых моментов, парадокса, юмористического отступления характерны следующей части ораторского выступления:

    а) вступление;

    б) основная часть;

    в) заключение.

    35. Жанром диалогической речи являются:

    а) интервью;

    б) лекция;

    в) телефонный разговор;

    г) дебаты;

    д) проповедь.

    36. Основные виды вопросов в диалогической речи:

    а) информационные и эвристические;

    б) открытые и закрытые;

    в) простые и сложные;

    г) уточняющие и восполняющие;

    д) узловые и наводящие;

    е) корректные и некорректные.

    37. В «Риторике» Аристотеля выделяются следующие виды речей:

    а) публичная, торжественная, судебная;

    б) показательная, судебная, совещательная;

    в) судебная, дружеская, публичная.

    38. В античной риторике были установлены следующие правила речи:

    а) правило предпочтения слушания говорению;

    б) правило предпочтения речи другому действию;

    в) правило предпочтения письменного текста устному выступлению.
    ІV. ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ
    1. Из нижеперечисленных определений термина «выразительность речи» наиболее полным является:

    а) выразительность речи – это семантическое или формальное выделение речи с целью акцентирования внимания и интереса слушателей или читателей;

    б) выразительность речи – это яркое, непосредственное, живое говорение, умение использовать разнообразные средства языковой образности, в том числе и на письме;

    в) выразительность речи – образность, эмоциональность, экспрессивность речи;

    г) выразительность речи – это лексическое, интонационное или невербальное выделение устного или письменного высказывания.

    2. Выразительность речи может быть:

    а) произносительной;

    б) символической;

    в) акцентологической;

    г) лексической;

    д) словообразовательной;

    е) морфологической;

    ж) синтаксической;

    з) интонационной;

    и) стилевой.

    3. К синтаксическим средствам выразительности относятся:

    а) многосоюзие;

    б) повтор;

    в) антитеза;

    г) эпитет;

    д) градация;

    е) инверсия;

    ж) оксюморон;

    з) риторический вопрос.

    4. К лексическим средствам выразительности относятся:

    а) метафора;

    б) сравнение;

    в) гипербола;

    г) метонимия;

    д) аллегория;

    е) синекдоха;

    ж) анафора;

    з) фразеологизм.

    5. Замена слова или выражения другим, крайне преувеличенным – это:

    а) метафора;

    б) сравнение;

    в) гипербола;

    г) метонимия;

    д) эпитет.

    6. Метафора – это:

    а) образное подчёркивание характерных свойств, качеств предмета или явления;

    б) слово или выражение, в котором противопоставляются явления или предметы, в результате чего одно из них характеризуется, описывается, конкретизируется при помощи другого;

    в) сопоставление явлений или предметов на основе общих для них черт, во время которого субъект сопоставления не называется;

    г) замена одного названия предмета или явления другим названием на основе внутренних или внешних связей;

    д) замена слова описательным выражением.

    7. Выражение «Столица пришла на стадион» является:

    а) метонимией;

    б) гиперболой;

    в) перифразисом;

    г) антифразисом;

    д) гиперболой.

    8. Соблюдение выразительности не возможно без такого коммуникативного качества речи, как:

    а) точность;

    б) чистота;

    в) уместность.

    9. Основная цель языковых средств выразительности:

    а) украшать речь;

    б) влиять на чувства и активное мышление слушателей;

    в) структурно оформлять высказывание.

    10. Выразительность зависит от:

    а) функционального стиля;

    б) содержания высказывания;

    в) структуры речи;

    г) адресата речи;

    д) эмоций автора.

    11. Эффект звукоподражания в фонетических фигурах состоит в том, что:

    а) звучащая речь идентична подражаемому явлению;

    б) звучащая речь напоминает звуки описываемого явления;

    в) звуки вызывают ассоциации с какими-то представлениями, ощущениями, эмоциями.

    12. Эффективным средством развития речевой выразительности является:

    а) пение;

    б) рисование;

    в) игра.

    13. Способом формирования выразительности речи является:

    а) прослушивание музыкальных мелодий;

    б) изучение выразительных возможностей языка;

    в) активная речевая практика;

    г) тренировка интеллекта, памяти, воображения, волевых усилий, эмоциональности, оригинальности языкового сознания;

    д) чтение художественных произведений.
    V. ТЕХНИКА РЕЧИ И РЕЧЕВОЕ МАСТЕРСТВО


    1. Техника речи – это:

    а) умение общаться без речевых ошибок;

    б) четкость артикуляционных переходов, умение держать основной тон и интенсивность звука, владение речевым дыханием;

    в) умение владеть такими качествами голоса, как сила, звучность, высота, чёткая дикция, правильные интонации.

    2. Интонация – это:

    а) окраска слов, последовательность тонов, различающихся по высоте, темпу, тембру;

    б) тембровая характеристика речи;

    в) средство передачи эмоций, создания художественного образа на сцене, в кино, в искусстве выразительного чтения.

    3. Основные функции интонации:

    а) выражение типа высказывания (вопрос, утверждение, побуждение);

    б) выражение коммуникативного порядка высказывания (старое / новое) и установление между частями фразы смысловых отношений;

    в) передача основного смысла высказывания;

    г) выражение эмоций автора речи;

    д) выражение оценки автора к высказанному;

    е) воздействие на эмоции слушающего, убеждение;

    ж) указывание на завершённость-незавершённость высказывания;

    з) оформление группы слов или предложений в единое интонационное высказывание с общим фразовым акцентом;

    и) создание акустического благозвучия отрезка речи;

    к) выделение наиболее важных по смыслу компонентов высказывания.

    4. На практике интонация создаётся:

    а) изменением звуковых тонов;

    б) распределением силы ударения между словами, мелодикой речи, паузами, темпом речи, ритмико-мелодическими средствами, громкостью речевого потока, эмоциональными оттенками голосового тембра;

    в) изменением громкости звучания, акустическими переходами тембра речи.

    5. В устном выступлении интонация должна:

    а) соответствовать эмоциональному настрою аудитории;

    б) быть натуральной, правдивой;

    в) соответствовать содержанию выступления;

    г) сочетать различные способы выделения фразы (словесно-логический и эмфатический).

    6. Индивидуальными характеристиками голоса являются:

    а) высота;

    б) темп;

    в) звуковой объём;

    г) глубина;

    д) тембр;

    е) диапазон;

    ж) интенсивность.

    7. Индивидуальные характеристики голоса:

    а) являются постоянными, врождёнными;

    б) изменяются в зависимости от эмоционального состояния человека, условий коммуникации, вида речевого высказывания.

    8. Основные типы голоса:

    а) напряжённый;

    б) расслабленный;

    в) придыхательный;

    г) скрипучий;

    д) певучий.

    9. Виды речевых пауз:

    а) акустические;

    б) физиологические (дыхательные);

    в) ритмические;

    г) смысловые;

    д) психологические;

    е) синтаксические.

    10. Речевые паузы необходимы:

    а) перед выступлением – для обдумывания речи автором и адаптации слушателей;

    б) в середине выступления – для разделения изложения мыслей, организации внимания слушающих;

    в) после выступления – для улучшения восприятия речи.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта