Умкд. Учебнометодический комплекс дисциплины культурология для студентов всех специальностей
Скачать 289.72 Kb.
|
Задания для СРСП Задание 1 В общем виде выделяют три подхода в определении культуры — антропологический, социологический и философский заполните таб.1 Таблица 1. Основные подходы в изучении культуры
Таблица 2 Сделать таблицу и отразить достижения и их теоретические подходы Ф. Боаса, Л. Уайта, З. Фрейда, К. Леви-Стросса, К. Маркса, Э. Тайлора, О. Шпенглера, А. Тойнби, Л. Гумилева, П. Сорокина, С. Хантингтона. Задание 2 Даны рисунки, схематически представляющие некоторые концепции возникновения и развития культуры. Определите, идеи каких ученых они иллюстрируют и какие типы моделей культуры в них описаны. Рисунок 1: Рисунок 2: Рисунок 3: 1-5 – различные культуры, которые, в силу своего исторического развития и взаимодействия (добровольного или принудительного) друг с другом сливаются и объединяются в более развитые культуры А, В и С – единая глобальная цивилизация, которая вобрала в себя предшествующие культуры и является наивысшим этапом развития всех культур. Рисунок 4: Рисунок 5: 1 – человек, 2 – культура; 3 – природа; 4 – область столкновения интересов культуры и законов природы; 5 – природное начало человека, испытывающее на себе воздействие культурных норм и запретов. Культура находится между природой и человеком; с одной стороны она является средством защиты человека от природной стихии и средством выживания, а с другой – рычагом, регулирующим отношения между человеком и природой самого человека. Природа является составной частью человека как биосоциального существа и является материалом, который необходим для возникновения и функционирования культуры. Рисунок 6: 1 – этнос; 2 – культура – след, который оставляет после себя этнос в процессе развития; 3 – космос, который влияет на процесс возникновения и развития этноса; → - направление развития этноса. Рисунок 7: Задание 3 Изобразите схематично, по аналогии с предыдущим заданием, основные культурологические идеи возникновения и функционирования культуры. Культурологическая теория П.Я.Чаадаева. Культурологическая концепция П.Я.Чаадаева, которую В.Зеньковский назвал “богословием культуры”, основана на мистицизме и провиденционализме. Чаадаев говорит об “историчности” христианства: “Христианство является не только нравственной системой, но и вечной божественной силой, действующей универсально в духовном мире”… “Историческая сторона христианства заключает в себе всю философию христианства”. Все, что есть в человеческой жизни повинуется мистической силе провидения, которое через христианство и христианскую церковь мистическим образом реализуется в мире. Христианская церковь претворяет на земле нравственный закон христианства и способствует нравственному и общекультурному прогрессу человечества. Свет разумности хранится в социальной среде и передается через нее отдельному индивиду, отдельной национальной культуре. Отказавшись от истинных ценностей христианства, некоторые народы (например, русский народ) отклоняются в своем развитии и выбирают ложную дорогу в культуре. (Анализ философии культуры П.Я.Чаадаева см.: Зеньковский В.В. История русской философии: в 2-х томах. Т.1. Ч.1 С.161-184). Культурологические взгляды К.-Г. Юнга. Культура и природа в идеале должны находиться в равновесии, потому что, по мысли Юнга, нарушение этого равновесия приводит к разрушительным последствиям как по отношению к отдельной личности, так и к культуре и к природе в целом. Внутренний мир человека как биосоциального существа охвачен сферой культуры в той же мере, как и сферой природы. Коллективное бессознательное, которое, по мнению Юнга, находится в основе сознательного и подсознательного процессов в общественной жизни, структурировано как система архетипов, представляющих собой мифологические системы восприятия, познания человеком окружающего его мира. Творческий процесс создания произведений культуры, по мнению Юнга, “автономный комплекс”, благодаря которому человек создает образы в искусстве, развивает культуру. Вся культура полагается им как результат творческой деятельности человека. Задание 4 Выскажите свое отношение к следующим определениям культуры. Выберите из предложенной подборки то, которое наиболее созвучно вашим убеждениям и объясните ваш выбор. Распределите предложенные определения по группам, выделяя при этом самые важные, на ваш взгляд, признаки. Попытайтесь дать собственное определение, аргументируйте вашу точку зрения. “Культура в современном понимании есть совокупность материальных и духовных предметов человеческой деятельности, организационных форм, служащих обществу, духовных процессов и состояний человека и видов его деятельности”. “Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством”. “Культура – деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты. Социальное бытие не существует само по себе, безотносительно к его воспроизводству людьми; в этом, собственно, и состоит его отличие от природы”. (Современный философский словарь. М., Бишкек; Екатеринбург. 1996. С.255) “Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества”. (Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С.18) “Восторгаясь успехами науки и практики, мы – увы! – пришли к ошибочной концепции культуры. Мы переоцениваем ее материальные достижения и не придаем значения духовному началу в той мере, в какой следовало бы. Но вот мы сталкиваемся с фактами, и они все больше заставляют нас задумываться. Беспощадно суровым языком они говорят нам, что культура, развивающая лишь материальную сторону без соответствующего прогресса духовного, подобна кораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе”. (Швейцер А. Культура и этика // Антология культурологической мысли. М., 1996. С.221) “Культура – это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего. Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество. Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей”. “Культура – исторически изменяющаяся в процессе исторического развития система производства духовных ценностей, их хранения, распределения и потребления, система, обеспечивающая на каждом этапе развития человечества определенное, дифференцированное, соответствующее конкретно-историческим социальным условиям духовное (интеллектуальное, эмоциональное, нравственное) формирование людей как деятельных членов общества и удовлетворение их духовных потребностей”. “Культура представляет собой деятельно-практическое единство человека с природой и обществом, определённый способ его природно- и социально-детерминированного деятельного существования”. “Воспитание человеческого рода – это процесс генетический и органический; процесс генетический - благодаря передаче, традиции, процесс органический – благодаря усвоению и применению переданного. Мы можем как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его культурой, т.е. возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать его просвещением, тогда цепь культуры и просвещения протянется до самой земли. Различие между народами просвещенными и непросвещенными – не качественное, а только количественное”. (Гердер И. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С.230) “Культуры суть организмы. Всемирная история – их общая биография. Огромная история китайской или античной культуры представляет собой морфологически точное подобие микроистории отдельного человека, какого-нибудь животного, дерева или цветка… В судьбе отдельных, сменяющих друг друга, вырастающих друг воле друга, соприкасающихся, оттесняющих и подавляющих друг друга культур исчерпывается содержание всей человеческой истории… Культура рождается в тот миг, когда из прадушевного состояния вечно-младенческого человечества пробуждается и отслаивается великая душа, некий лик из пучины безликого, нечто ограниченное и переходящее из безграничного и пребывающего. Она расцветает на почве строго отмежеванного ландшафта, к которому она остается привязанной чисто вегетативно. Культура умирает, когда эта душа осуществила уже полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств, наук и таким образом снова возвратилась в прадушевную стихию. Но ее исполненное жизни существование… представляет собой сокровенную, страстную борьбу за утверждение идеи против сил хаоса, давящих извне, против бессознательного, распирающего изнутри, куда силы эти злобно стянулись… Как только цель достигнута и идея, вся полнота внутренних возможностей, завершена и осуществлена вовне, культура внезапно коченеет, отмирает, ее кровь свертывается, силы надламываются – она становится цивилизацией.” (Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность. М., 1993. С.262. 264.) “Культура… - понятие коллективное. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее по своей природе культура, как и язык, - явление общественное, то есть социальное. …Культура есть форма общения между людьми… культура имеет, во-первых, коммуникационную и, во-вторых, символическую природу… область культуры – всегда область символизма… культура всегда, с одной стороны, определенное количество унаследованных текстов, а с другой – унаследованных символов…”. (Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII- начало XIX века). “Система понятий первоначально есть система, сопровождающая культ, - это суть развивающегося из самого культова действа, из “словесного” обряда, объясняющие культ мифа, так называемые эфиологические мифы, или же вспомогательные формы и термины Богослужения. Эти мифы, формулы, термины получают далее самостоятельный рост, автономно усложняются, отдаляются от культа, делаются светскими – литературными, научно-философскими сюжетами, формулами и терминами и, в конечном выветривании собственно религиозного обрядового действа, порождают светскую философию, светскую науку, светскую литературу”. (П.Флоренский Богословские труды. М., 1977) “Культура родилась из культа. Истоки её сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего Возрождения. Культура благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа. Культура несет религиозные основы. Это нужно считать установленным с самой позитивной точки зрения”. (Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1991). “Культура – исторически и социально обусловленное, отраженное в разнообразных продуктах человеческой деятельности отношение человека к природе, обществу и самому себе, побуждающее его к творчеству и обеспечивающее обществу возможность развиваться в быстро меняющемся мире”. Задание 5 Функции культуры: раскройте их содержание и дайте характеристику: адаптивная функция; функция производства новых норм, ценностей, значений и знаний и духовное творчество; функция накопления, хранения, передачи культуры и воспроизводства духовного процесса; функция целеполагания; коммуникативная и интегративная функции; социализирующая функция культуры; рекреативная или компенсаторная функция культуры; игровая функция культуры как существенный и специфический вид культурной деятельности. Задания СРО 1 семинар Проектное исследование по теме: «Символы культуры, их роль и значение в культурной коммуникации»: презентация результатов. 2 семинар Выбратьодну из ниже предлагаемой темы и написать аналитическоеэссе: 1.«Культура номадов Казахстана как значимый компонент культурного наследия казахского народов». 2. Тюрки Казахстана в межкультурной коммуникации народов Великого Шелкового пути. 3. Тюркский Ренессанс и его место в наследии мировой культуры». 4.Образование в средневековом Казахстане и Центральной Азии. 3 семинар Проектное исследование по теме: «Программа «культурное наследие» и ее значение», презентация выводов, их аргументация и защита. посещение музеев, выставок. подготовка аналитических материалов, обзоров региональных, культурных памятников и достопримечательностей. 4 семинар Написание реферата на тему: «Молодежная субкультура ХХ-ХХI веков. Западной Европы и их влияние на систему ценностей казахстанской молодежи». 5 семинар Анализ ситуации «Медиа-культура и модель «Цифровой Казахстан»: будущее в свете современности» в формате кейса. Эссе-рассуждение на тему: «Роль казахского языка и казахской культуры в сохранении культурного кода нации». Тесты 1. Культурологиякак наука сложилась в: A) В последней трети XIX в. B) В начале XV в. C) В конце XVII в. Д) В первой половине XVI в. Е) В середине XVIII в. 2. Культуру, как целостную систему, обычно принято делить на формы: А) Материальную и духовную В) Религию, искусство, образование С) Биологическую и духовную Д) Биологическую и физическую Е) Физическую и материальную 3. Сфера материально-производственной деятельности человека и её результаты – это культура: А) Материальная В) Духовная С) Техническая Д) Этническая Е) Экологическая 4. Сфера духовного производства и его результаты – это культура: А) Духовная В) Техническая С) Этническая Д) Экологическая Е) Материальная 5.Как называется подход к исследованию культуры с точки зрения ценностного её содержания: А) Аксиологический В) Аскетический С) Гедонистический Д) Коммуникативный Е) Диалогический 6.Какая из перечисленных функций культуры является основной, формирующей все остальные? А) Гуманистическая, человеко-творческая В) Информативно-трансляционная С) Ценностно-ориентирующая Д) Нормативно-регулятивная Е) Знаковая 7. Термин "реформация" в переводе с латинского означает: А) Преобразование В) Возрождение С) Процветание Д) Переворот Е) Приспособление 8. Древнегреческий поэт, которого по праву называют "отцом трагедии". А) Эсхилл В) Софокл С) Менадр Д) Аристофан Е) Еврипид 9. Понятие "полис" в культуре Древней Греции означало: А) Город-государство В) Страна С) Рынок Д) Политика Е) Крепость 10. Культура эпохи Возрождения (Ренессанс) в Европе началасьв: А) Италии В) Англии С) Ирландии Д) Германии Е) Испании 11. Самая знаменитая работа художника Рафаэля: А) "Сикстинская мадонна" В) "Афинская школа" С) "Богоматерь Конестабля" Д) "Тайная вечеря" Е) "Мона Лиза" (Джоконда) 12. Знаменитая картина Леонардо да Винчи, хранящаяся в наши дни в Лувре: А) "Мона Лиза" (Джоконда) В) "Афинская школа" С) "Сикстинская мадонна" Д) "Богоматерь Конестабля" Е) "Тайная вечеря" 13. Идея о том, что цивилизация и культура – одно и то же, они синонимы, принадлежит: А) Гердер, Тайлор, Тойнби В) Шпенглер, Руссо, Фурье С) Морган Д) Данилевский Е) Белл 14. "Цивилизация – это конец культуры, её старость, антипод духовности". Это мысль принадлежит: А) Шпенглер, Руссо, Фурье В) Морган С) Гердер, Тайлор, Тойнби Д) Данилевский Е) Белл 15. Идея о том, что цивилизация – это прогресс культуры, принадлежит: А) Белл В) Шпенглер, Руссо, Фурье С) Морган Д) Гердер, Тайлор, Тойнби Е) Данилевский 16. К функциям культуры не относится: А) Разрушительная функция В) Информативная функция С) Познавательная функция Д) Регулятивная функция Е) Функция приспособления к среде 17. В каком смысле употребляется в научной литературе понятие "вторая природа": А) Культура В) Общество С) Образование Д) Техника Е) Город 18. Что первоначально подразумевалось под словом "культура": А) Способы обработки земли В) Правила поведения в обществе С) Интеллектуальные достижения человечества Д) Создание искусственной природы Е) Воспитание и образование 19. Поклонение животным, растениям или явлениям природы как родоначальнику и покровителю рода – это: А) Тотемизм В) Фетишизм С) Пантеизм Д) Анимизм Е) Магия 20. Вера в способность человека особым образом воздействовать на животных, людей и явления природы – это: А) Магия В) Фетишизм С) Пантеизм Д) Анимизм Е) Тотемизм 21. Мифы о происхождении человека называются: А) Антропологическими В) Космологическими С) Идеологическими Д) Календарными Е) Героическими 22. Вера в сверхъестественные свойства материальных предметов, как природных, так и сделанных руками человека передает понятие: А) Фетишизм В) Анимизм С) Тотемизм Д) Магия Е) Пантеизм 23. Какое из нижеприведенных суждений правильно раскрывает понятие "миф": А) сказание, передающее представление древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях В) сказание, содержащее сведения о реальных лицах и событиях прошлого С) короткий устный рассказ, о каком – либо случае, будто бы имевшем место в действительности Д) тайный религиозный обряд, к участию в котором допускаются только посвященные Е) ритуал, сопровождаемый песнопением и магическими заклинаниями 24. Что такое мифология? А) Фантастическое отражениедействительностив первобытном сознании, воплощенное в устном народном творчестве. В) Религиозноефилософское учение, которое признает существованиебога, как сверхъестественногосущества,обладающего разумом и волей, и таинственными образом воздействующего на все материальные и духовные процессы. С) Вера в общее происхождение какой-либо группы людей с определенным видом животных, растений, предметом или явлений. Д) Фантастическое отражение в создании людей господствующих над ними внешних сил, при котором земные силы принимают вид неземных. Е) Вера в одушевление всех окружающих явлений как материального, так и духовного. 25. Основоположником даосизма был: А) Лао-Цзы В) Чжан Хэн С) Ян Шан Д) Чжан Цянь Е) Кун Фу цзы 26. Основоположником конфуцианства был: А) Кун Фу Цзы В) Чжан Хэн С) Лао-Цзы Д) Ян Шан Е) Чжан Цянь 27. Основа концепции даосизма – это: А) Недеяние и невмешательство В) Неприятие смерти С) Состязательность Д) Гуманизм Е) Принцип деяния 28.Основа концепции конфуцианства – это: А) Принцип деяния В) Неприятие смерти С) Состязательность Д) Не деяние и невмешательство Е) Гуманизм 29.К ценностям конфуцианства не относится: А) Новаторство. В) Гуманизм. С) Трудолюбие. Д) Традиционализм Е) Уважение старших. 30.Конфуцианство возникло в: А) VI в .дон.э.. в Китае В) IV в. дон.э. . в Индии С) I в. н. э. в Палестине Д) V в. н. э. в Византии Е) VII в. н. э. на Аравийском полуострове 31. Архетипы древнеиндийской культуры: А) Ведическая литература, буддизм, Хараппская цивилизация. В) Даосизм, земледелие, обожествление природы. С) Законы Хаммурапи, зороастризм, "Авеста" Д) Тегрианство, животноводство, кочевая цивилизация. Е) Мумификация, неприятие смерти, строительство пирамид. 32.Буддизм возник в: А) IV в.дон. э. в Индии В) VI в. дон. э. в Китае С) I в. н. э. в Палестине Д) V в. н. э. в Византии Е) VII в. н. э. на Аравийском полуострове 33. Боги Древней Индии: А) Брахма, Вишну и Шива. В) Осирис, Исида, Маат, Тот, Ра. С) Денгир, Мардук, Шамаш, Ан-Ки. Д) Артемида, Гелиос, Ника, Дионис. Е) Юпитер, Юнона, Минерва, Диана. 34. Эпические поэмы "Рамаяна" и "Махабхарата" – это памятники культуры: А) Индии В) Египта С) Шумеров Д) Китая Е) Вавилона 35. Основоположником буддизма был: А) Сидхартха Гаутама В) Арьябхата С) Лао-Цзы Д) Заратуштра Е) Калхани 36. Основное понятие буддизма – это: А) Страдание В) Ритуал С) Счастье Д) Польза Е) Сострадание 37. К какому времени относится возникновение ислама? А) 662год. В) VI – V вв. до н. э. С) Первая половина I в. Д) V –VI вв. Е) VII –VIII вв. 38. Что такое Сунна? А) Сборник преданий о жизни, поступках и высказываниях пророка Мухаммеда, как образец и руководство для каждого мусульманина. В) Свод религиозно-этнических предписаний ислама, опирающих на Коран. С) Разработанная в Средние века мусульманская религиозно-правовая доктрина. Д) Одна из сект в исламе. Е) Мусульманская община. 39. Что такое суфизм? А) Мистико-аскетическое течение внутри ислама. В) Принципы организации и функционирования халифата. С) Особый договор между общиной и претендентом на халифат. Д) Правовая система, соединившая религиозные и светские нормы. Е) Композиционная форма арабской поэзии. 40.Христианство возникло в: А) I в. н. э. в Палестине В)IV в. до н. э. в Индии С) VI в. до н. э. в Китае Д) V в. н. э. в Византии Е) VII в. н. э. на Аравийском полуострове 41. В какой исторический период появилось христианство? А) В период острого социально-экономического кризиса Римской империи. В) Подъема и могущества Рима. С) Разделения мира на священные и мирские феномены. Д) Упования на загробную жизнь Е) Религиозно-философских исканий. 42. Что, согласно христианскому учению, является целью жизни человека? А) Спасение. В) Разумный эгоизм. С) Познание мира. Д) Стремление к успеху. Е) Самопознание. 43.Богиня плодородия и материнства у кочевников: А)Умай –Ана В)Томирис С)Кунсулу Д)Бопай Е)Айша-Биби 44.К казахским эпосам не относится: А)«Манас» В)«Кобланды» С)«Алпамыс Д)«Кыз Жибек» Е)«Айман-Шолпан» 45.Как называется состязание акынов: А)Айтыс В)Сарын С)Кюй Д)Напев Е)Макам 46 .К какому типу цивилизации относится казахская культура: А)Кочевой В)Западной С)Восточной Д)Среднеазиатской Е)Ближневосточной 47)Известный ученый, лингвист, просветитель, редактор газеты «Қазақ»: А)А. Байтурсынов В)М. Жумабаев С)Ж. Аймауытов Д)М. Дулатов Е)С. Асфендияров 48. Реформатором казахского алфавита был: А)А. Байтурсынов В) И. Алтынсарин С)А. Кунанбаев Д)А. Бокейханов Е)Ш. Кудайбердиев 49.Первопредок тюркских шаманов, музыкант и жырау: А)Коркыт В)Ж. Баласагун С)К. А. Иасауи ДАсан Кайгы Е)Кашгари 50. Автор «Божественной комедии»: А)А. Данте В)Дж. Боккаччо С)Дж. Базари Д)Ф. Петрарка Е)Ф. Рабле 51. При каком хане был принят свод законов «Жеті жарғы»: А) Тауке В)Аблай С)Есим Д)Касым Е)Жанибек 52.Какой вид искусства появился в 20 веке на основе синтеза искусства и техники: А) Кино В) Живопись С) Скульптура Д) Графика Е) Музыка 53. Мифы,повествующие о конце света, называют: А) Эсхатологическими В) Космогоническими С) Астральными Д) Этиологическими Е) Астрологическими 54. Семиотика – наука о: А) Знаковых системах В) Смысловых системах С) Символических системах Д) Формальных системах Е) Научных системах 55. Кто автор книги «первобытная культура», воссоздающей широкое полотно культурной жизни первобытного человека: А) Э. Тейлор В) Л. Уайт С) Ф. Кисинг Д) Б. Малиновский Е) З. Фрейд 56.Пять основных столпов ислама: А) Вера, намаз, рамазан, закят, хадж В) Вера, намаз, закят, джихад, хадж С) Вера, намаз, рамазан, джихад, хадж Д) Вера, намаз, закят, рамазан, джихад Е) Вера, хадж, намаз, обрезание, закят 57. . Ученый, исследовавший шаманизм у казахов: А) Ш. Уалиханов В) М. Кашгари С) Ж. Баласагуни Д) Абай Е) Ы. Алтынсарин 58. . Автор трилогии «Кочевники»: А) И. Есенберлин В) М. Макатаев С) О. Суйлеменов Д) А. Кашаубаев Е) М. Шаханов 59. Казахский ученый, путешественник и этнографначала19 века: А) Ч. Валиханов В) Аль- Фараби С) И. Алтынсарин Д) А. Кунанбаев Е) Мирза Хайдар 60. Главный товар вывоза из казахской степи в 19 веке: А) скот В) товары производства С) рыба Д) золото Е) хлеб 61. Выдающийся казахский композитор – кюйши, выходец из Западного Казахстана, автор знаменитых кюев «Адай», «Сарыарка» - это: А) Курмангазы В) Даулеткерей С) Таттимбет Д) Сейтек Е) Ахан- Серы 62.Автор« Очерково Джунгарии»: А) Ш. Уалиханов В) Абай С) А. Байтурсынов Д) С. Торайгыров Е) М. Жумабаев 63. Автор философского труда«Три Истины»: А) Ш. Кудайбердиев В) М. Дулатов С) Ы. Алтынсарин Д) Абай Е) Ш. Уалиханов 64. Известный казахский советскийактер: А) А. Ашимов В) Ш. Калдаяков С) А. Днишев Д) М. Шаханов Е) О. Суйлеменов 65. Что изготовляли казахи из верблюжьего молока? А)шубат В) кумыс С) айран Д) шалап Е) курт 66. Номад- это: А) кочевник В) охотник С) ремесленник Д) земледелец Е) кузнец 67. Великий казахский кюйши19 века: А) Курмангазы В) Бухар жырау С) М. Утемисов Д) Асан кайгы Е) Н. Тлендиев 68. Великий казахский поэт 19 века, переводивший произведения Лермонтова и Пушкинана казахский язык: А) Абай В) Г. Мусрепов С) Г. Мустафин Д) Ш. Уалиханов Е) С. Сейфулин 69. Древнее название городаОтрар: А) Фараб В) Шам С) Ташкент Д) Тараз Е) Исфиджаб 70.«Бет ашар» - это: А) свадебный ритуал « открытия лица» невесты В) спортивный праздник С) древнее верование Д) подарок Е) культ предков 71. Главные герои эпоса « Кыз Жибек»: А) Толеген и Жибек В) Козы- Корпеш С) Кобыланды Д) Алпамыс Е) Ер- Тостик 72. Известный казахскийсоветскийкинорежиссер: А) Ш. Айманов В) А. Днишев С) Ш. Калдаяков Д) Е. Брусиловский Е) Ч. Айтматов 73.Сборно–разборное жилище кочевников- это: А) юрта В) шалаш С) яранга Д) изба Е) чум 74. Мифологический предок древних тюрков: А) волк В) лебедь С) лошадь Д) тигр Е) беркут 75. Автор учебногопособия «Киргизская хрестоматия»: А) Ы. Алтынсарин В) Абай С) Ш. Уалиханов Д) М. Жумабаев Е) С. Кобеев 76. Основное произведение Дулата Бабатаева: А) « Осиет- Наме» В) «Шахмане» С) «Гаклия» Д) «Кулагер» Е) « Адай» 77.Как называется восточный Новый год у казахов: А) «Наурыз» В) « День Независимости» С) « День Победы» Д) « Алас» Е) « Коктас» 78. В каком городе находится мавзолей Х.А. Яссауи? А) Туркестан В) Исфиджаб С) Сыганак Д) Шаш Е) Тараз 79. Автор поэмы «Калкаман- Мамыр»: А) Ш. Кудайбердиев В) Абай С) С. Сейфулин Д) Ш. Уалиханов Е) Ы. Алтынсарин 80.Авторкниги« Аз и Я»- это: А) О. Суйлеменов В) М. Шаханов С) Ч. Айтматов Д) Г. Мустафин Е) Е. Брусиловский 81. Х.А. Яссауи был… А) основоположником тюркского суфизма В) полководцем С) шаманом Д) жырау Е) математиком 82. Автор знаменитой песни «Кулагер» - это: А) Ахан серы В) Казангап С) Таттимбет Д) Биржансал Е) Жаяу Мусса 83. новной способ передачи знаний у кочевников: А) устное народное творчество В) книги С) письменные источники Д) школы Е) книги . А) тумар В) ладанка С) тотем Д) фетиш Е) диадема 85. Укажите имябия Среднего жуза: А) Казбек би В) Толе би С) Айтеке би Д) тауке Е) Богенбай 86. Культ неба у протоказахов: А) поклонение Тенгри В) поклонение Умай Анна С) поклонение аруахам Д) поклонение Ра Е) поклонение Жер- Су 87. имвол единения и гостеприимства у тюрков: А)казан В) юрта С) фибула Д) акинак Е) мечеть 88. По инициативе какого правителя был построен Мавзолей А. Яссауи: А) Темирлан В) Жанибек хан С) Барак хан Д) Абулхаир хан Е) Тауке хан 89. К какому жанру относятся народные произведения : «Кобланды – батыр», «Козы- Корпеш», « Баян- Сулу»: А) эпосу В) былинам С) песням Д) философии Е) сказкам 90. Общееназвание упадочныхявлений в европейской культуре второй половины19 – начала 20вв.: А) Декаданс. В) вестернизация С)аномия Д) барокко Е) позитивизм |