Умкд. Учебнометодический комплекс дисциплины культурология для студентов всех специальностей
Скачать 289.72 Kb.
|
Искусство. Искусство существовало в истории культуры наряду с мифом и религией. Оно было выражением потребности человека в образно-символическом выражении важных моментов своей жизни. Основной задачей искусства является познание эстетического, художественная интерпретация человеком явлений окружающего мира. Обогащение культуры духовными ценностями через искусство происходит при помощи системы образов, которые символизируют идеалы определенной эпохи. Эти ценности различны. Они могут быть ориентированы в прошлое, в будущее или в настоящее, но всегда обращены к человеческому «Я» и порождают как рациональные, так и иррациональные мотивы в поведении человека. А потому в развитии культуры роль искусства противоречива, так как оно может воспитывать как в духе возвышенных идеалов и наоборот. Наука несмотря на то, что в структуре культуры наука – новый институт, значение ее быстро возрастает. В науке достоверность получаемых знаний проверяется специально разработанными средствами, это особый способ производства объективных знаний, не предполагающий оценочного отношения к объекту. Истина - вот высшая ценность для науки, а для культуры высшая ценность – человек. Наука ограничивает возможности духовного развития, так как подавляет другие формы истин. Н. Бердяев считал, что жажда познания оборачивается роком в судьбе человечества, если она оторвана от идеалов Добра и Красоты. В общественном сознании закрепились идеалы прогресса в связи с постоянным стремлением улучшать и обновлять технику, технологию, материалы. Эти идеалы начинают превалировать над другими установками и смыслами жизни человека. Поэтому, цивилизация и культура в определенном отношении несовместимы, так как духовной сущности человека противостоят технофицированные формы его бытия. 2. Культура номадов Казахстана. Архаическая культура на территории древнего Казахстана: памятники материальной культуры. Первобытное общество - продолжительный период в истории человечества длившийся свыше миллиона лет, это начальный этап всемирной истории и многообразных путей культурного развития. Весь доцивилизованный период развития человека называют каменным веком (палеолит) в нем выделяют три периода: 1) палеолит (от возникновения человека до ХП-Х тыс. до н.э.); 2) мезолит (ХП-УШ тыс. до н.э.); 3) неолит (УШ-Ш тыс. до н.э.). Важный рубеж в развитии культуры - переход к неолиту, по результативности достижений назван неолитической революцией. Основа жизни древнейших людей - различные виды деятельности: охота, собирательство, рыболовство. Их соотношение в различные исторические эпохи неодинаково, но охота была более прогрессивной отраслью хозяйства. Культурный слой на стоянках насчитывает останки тысяч животных. Охота являлась крупным историческим источником получения мясной пищи. что стимулировало биологический прогресс революции. Охота на крупных животных велась законным способом, требовала участия большого количества людей, что вело к более высоким формам социальной организации. Важный рубеж в развитии человечества - переход от присвоения готовых продуктов природы к их производству. Это дает основание различать культуру раннеродовой общины охотников, собирателей и рыболовов и культуру позднеродовой общины землевладельцев и скотоводов. Начало мезолита совпало с установлением на Земле современного климата. Важнейшее достижение мезолита - появление лука и стрел, другое важное событие в истории культуры - первый шаг в скотоводстве - одомашнение собаки. Величайшие достижения первобытной культуры - земледелие и скотоводство, которые усилили неравномерность исторического и культурного развития человечества. В эпоху первобытного общества зародились основные виды духовной культуры, возникли ранние религиозные представления. Особые специфичные для данной эпохи формы религии составили культ устрашающих духов, тайных союзов и культ племенных вождей. Все виды религии соединились между собой образовав политеизм. С выделением и утверждением личности развилась вера в личных покровителей известная как нагуализм, что свидетельствовало о распаде первобытнообщинного строя и выделении отдельной личности в хозяйственной и бытовой сфере. Первобытного человека окружал хаос мира, ему стало свойственно выделять то, что достойно внимания, - так родилось искусство, т.е. человек стал стремиться не только к проявлению своего присутствия, но и к преобразованию того, что дано природой. Элементы архаической культуры сохранились в современной культуре. В начале 1 тыс. до н.э. на территории Казахстана завершилось формирование нового типа скотоводческого хозяйства - кочевнического, а на юге, в области оседлого земледелия и городского ремесленного производства сложился тот способ обработки земли, который связан с созданием крупных иррационных систем. Преемниками ариев в Великой степи стали их потомки - саки и савроматы. Проявлением их культуры стала андроновская, сакская культура. Один из основных центров андроновской культурно-исторической общности находился на территории Казахстана. Уже на раннем этапе истории у андроновцев произошло расслоение общества на рядовых его членов, царей-правителей и воинов, выделялось сословие жрецов с отличительными знаками. На территории центрального Казахстана в УП-Ш в. до н.э. сложилась тасмолинская культура, памятниками данной культуры являются курганы Бугулы, Кзыларай, Каркары, Кент. В VI в. до н.э. высокого уровня развития достигли конфедерации саков. Сакским памятником Семиречья является курган Иссык. Датируется курган Иссык 1У в. до н.э., в ходе раскопок кургана был открыт памятник известный как «Золотой человек" (захоронение юноши 17-18 лет царского происхождения). С сакским временем связана эпоха освоения степных и горных пространств, господство скотоводства в различных его формах, в сочетании с земледелием. Высокого развития у сакских племен достигли промыслы и ремесла, связанные с добычей металла, его обработкой, в частности с литьем бронзы. В период сакского господства в степях и горных долинах Евразии начались транзитная международная торговля. Искусство саков получило название "звериного" (образы животных, которые имели определенный смысл). Особенности природы и климата Казахстана наложили отпечаток на хозяйство его населения. В эпоху бронзы складывается комплексное оседлое скотоводческо-земледельческое хозяйство. В середине 1-го тыс. до н.э. сложилось кочевое скотоводческое хозяйство, которое стало ведущей отраслью экономики. Произошли изменения в составе стада, все больший вес приобрели "кочевые" виды скота: овцы, лошади, верблюды. Были выработаны способы пользования пастбищами с подразделением их на зимние, весенние, летние и осенние, исходя из особенностей ландшафта и рельефа конкретной местности. Основные типы перекочевок: меридиональные, широтные, вертикальные и радиальные. С проникновением тюркских племен на территорию Казахстана в сер.1 тыс. до н.э. роль кочевого скотоводства еще более возросла и оно стало основным занятием населения Казахстана. Сложился своеобразный уклад жизни, которому соответствовали тип жилища, домашняя утварь, одежда, народные обряды, музыка, песенно-поэтическое творчество. Кочевое скотоводческое хозяйство являлось единственно возможной формой хозяйственных занятий в условиях резко континентального климата, скудных атмосферных осадков и других водных источников (важный элемент культуры номадов - рытье сверхглубоких колодцев). Расцвет кочевого скотоводства и, соответственной материальной и духовной культуры, падает на ХУ-ХУП вв., и затем с начала ХУШ в. начинается его упадок, вызванный экспансией джунгарского ханства, строительством царским покровительством укрепленных линий, что привело к отторжению у казахов значительной площади летних пастбищ. 3. Культурное наследие прототюрков. Номадическая культура гуннов. Культура усуней и канглы. Культура гуннов, усуней и кангюев явилась закономерным продолжением и развитием культуры сакских племен, она включила в себя и развила дальше ее основные элементы. Ко времени образования этих государств относится повсеместное распространение изделий из железа, появляется примитивный ткацкий станок, широкое развитие получает обработка дерева, зарождаются ремесла. Гунны имели достаточно развитую материальную культуру и навыки военного дела, стенобитную технику, которая позволяла сокрушать им хорошо вооруженных противников, брать его укрепленные города. Материальная культура усуней и кангюев также исследована достаточно полно. Раскопки поселений и городов, могильников в Семиречье и Сырдарье дали яркие и выразительные материалы, которые позволяют представить характер жилищ ранних кочевников, их интерьер, проследить эволюцию керамики и ее основные типы, узнать об орудиях труда и оружии этих племен. Основными типами жилищ ранних кочевников является юрта. Другой тип жилья - большая повозка, запряженная быками и верблюдами. Внутри она застилалась коврами и кошмами, в зависимости от состояния владельца. Шерстяные ткани были местного производства, шелковые привозили из Китай в обмен на скот. Таким образом, несмотря на сильное желание современных историков видеть их оседлым, городским народом, гунно-усуньские этносы I тысячелетия до нашей эры были в основной массе кочевыми скотоводами. В периферии кочевого мира были оседло-земледельческие оазисы, служившие в качестве зимовок - поселений. Некоторые из таких поселений имели вид укрепленных городищ. Таковы гуннские поселения в Сибири, укрепленное поселение Чигу у усуней, городища Актобе, Кокмардан и другие у кангюев. Римский историк Приск оставил описание ставки Аттилы в Паннонии. По его словам, она была подобна «обширнейшему городу» - «площадь дворца опоясывалась громадной оградой, ее величина сама свидетельствовала о дворце. Это и было жилище короля Аттилы, державшего весь варварский мир, подобное обиталище предпочитал он завоеванным городам». Родовые кладбища ранних кочевников располагались по берегам рек. Сооружались они на местах кочевий и обычно состояли из небольших курганов. Наиболее выдающиеся памятники гуннского зодчества - мавзолеи типа «дын»: Козы-Корпеш Баян Сулу, Домбауыл, Теке. Основные типы надмогильных сооружений усуней - насыпные курганы. Во всех районах обитания кангюйских племён около поселений располагались могильники. Мужчин хоронили с оружием - кинжалами, мечами, с луками и стрелами. В женских захоронениях преобладали украшения - серьги, кольца, браслеты, ожерелья из бус. На территории расселения кангюев и усуней обнаруживается высокоразвитое гончарное дело. В наскальных изображениях гуннов часто встречаются образы быка, оленя и лебедя. Бык по их представлениям олицетворял силу и власть, олень приносил счастье и благополучие, лебедь охранял домашний очаг. Искусство гуннов, усуней и кангюев тесно связано с художественными традициями саков (звериный стиль). В III-II вв до нашей эры на смену звериному стилю приходят полихромные, стилизованные фигуры животных и птиц, украшенные самоцветами, цветными камнями, орнаментом. Символами духа предков были уникальные статуэтки мужчин и женщин из курганов Сырдарьи, Центрального Казахстана. Памятники иллюстрируют идеологические представления древних времен, одухотворение ими природы, существование культа предков и почитания солнца. 4.Культурное наследие тюркских народов, населяющих территорию Казахстана. Одним из главных достижений периода независимости является возрождение и дальнейшее развитие казахской культуры, а также культур и традиций этносов, населяющих Казахстан. 1990-2000-е годы стали, бесспорно, новым этапом в истории казахской культуры. В условиях развития независимого Казахстана стало возможным возрождение, развитие культурного наследия. 24 декабря 1996 г. был принят Закон Республики Казахстан № 56-I «О культуре», который регулировал общественные отношения в сфере создания, возрождения, сохранения, развития, использования и распространения казахской национальной культуры, культуры других народов Казахстана. Поступательный рост экономики в Казахстане позволил оптимально проводить реформы в социально-культурной сфере. Была создана Государственная программа поддержки культуры, рассчитанная на 1998-2000 годы. 2000 год в Казахстане был объявлен Годом культуры. В укреплении национального самосознания и в осмыслении современных процессов значительную роль сыграло посвящение отдельных лет важнейшим событиям и темам. Так, 1997 год был объявлен Годом памяти жертв репрессий, 1998 год - Годом национального согласия и истории, 1999 год - Годом преемственности поколений, 2000 год - Годом культуры, 2001 год - Годом независимости, 2002 год - Годом здоровья, 2003-2005 годы- Годами подъема села. 13 января 2004 года Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев подписал Указ о государственной программе «Культурное наследие», рассчитанной на 2004 - 2006 годы. Реализация программы дала ощутимые результаты в деле возрождения и развития культурного достояния народа. С момента ее принятия был возрожден 51 культурно-исторический памятник; на территории Казахстана были проведены 39 сезонных археологических исследований на древних стоянках, поселениях и городищах; были организованы 15 экспедиций в Китай, Турцию, Россию, Монголию, Японию, Египет, Узбекистан, Армению, США и Западную Европу. Одним из основных факторов стабильного развития является межконфессиональный диалог.По состоянию на 1 апреля 2010 года в Казахстане действуют свыше 40 конфессий и деноминаций, а общее число религиозных объединений составляет 4453. В республике функционируют 3333 культовых сооружения, из них 2369 мечетей, 265 православных храмов, 88 католических костелов, 6 синагог. Казахстан посещали руководители крупнейших мировых конфессий. Главой государства была выдвинута инициатива проведения форума мировых и традиционных религий в столице Республики Казахстан - г. Астане. В 2003 году во время визита в Ватикан Глава Казахстана обсудил этот вопрос с Иоанном Павлом II. По замыслу Президента Казахстана, диалог между лидерами мировых и традиционных религий должен был открыть широкие перспективы для взаимного сотрудничества и способствовать преодолению таких негативных проявлений, как насилие, фанатизм, экстремизм и терроризм. Инициатива Главы государства была успешно реализована: в 2003, 2006 и 2009 годах в Казахстане состоялись три съезда лидеров мировых и традиционных религий. Идею съезда поддержали такие влиятельные политики мира, как Кофи Аннан, Джордж Буш, Маргарэт Тэтчер, Цзянь Цзэминь, Нельсон Мандела, Жискар д’Эстен, Михаил Горбачев и другие. Диалог религий стал концептуальной идеей I съезда лидеров мировых и традиционных религий. По итогам форума была принята Декларация, в которой духовные лидеры заявили о совместных действиях по обеспечению мира и прогресса для человечества и обеспечению стабильности в обществах как основы гармоничного мира в будущем. В 2006 году в Астане состоялся II съезд лидеров мировых и традиционных религий под председательством Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. Съезд проходил в новом, специально построенном к проведению форума здании - Дворце мира и согласия - под общей тематикой «Религия, общество и международная безопасность». В 2009 году состоялся III съезд лидеров мировых и традиционных религий. В работе съезда приняли участие 77 делегаций из 35 стран мира. 30-31 мая 2012 годасостоялся IV Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Главной тематикой IV Съезда стала «Мир и согласие как выбор человечества». В форуме приняло участие 85 делегаций из 40 стран мира. Лекция 3 Средневековая культура Центральной Азии. 1. Тюркская культура периода средневековья: Казахстан как связующее звено между Востоком и Западом. 2. Развитие науки и медицины. Развитие городской культуры 3.Культурное наследие тюрков .Культура Караханидского периода. 4.Монгольский период и его влияние на развитие культуры тюркских народов средневекового Казахстана. 1. Тюркская культура периода средневековья: Казахстан как связующее звено между Востоком и Западом. Тюркский мир на протяжении всей истории Земли являлся уникальным местом – родиной самых первых и могучих культур и цивилизаций, оказавших впоследствии решающее влияние на весь ход мировой истории. Такое обстоятельство исходит из основной причины: тюрки были связующим мостом между Востоком и Западом. Таким образом, особенность тюркской культуры заключается в том, что она неизбежно вобрала в себя все лучшее из мировой культуры Востока и Запада, но, вбирая эти ценности, она сумела сохранить и свою уникальную и самобытную культуру. «Тюркский мир сыграл ключевую роль в истории человечества, не раз меняя ход и вектор развития мировой истории и мировой политики, своими историческими деяниями и завоеваниями, внесли огромный вклад в мировую культуру». Самые первые в мире государственные символы и знаки власти, а также политические термины появились впервые в Степи, что свидетельствует о развитой государственной структуре, существовавшей у степняков, которые затем распространились по всей Евразии. В связи с этим очень интересным представляется высказывание известного казахского советского поэта и тюрколога Олжаса Сулейменова (в свое время его книга «Аз и Я» произвела настоящий фурор, более того, переворот в тюркологии) об этимологии древнегреческого слова «Басилей (василевс)», которым в Древней Греции обозначали правителя небольшого поселения, вождя племени, в Спарте и затем ряде древнегреческих государств так именовался наследственный царь, в эллинистическую эпоху – монарх эллинистических государств, в средние века – это официальный титул византийского императора. Так вот, О. Сулейменов указывает на то, что это слово по происхождению не греческое, не римское, не индоевропейское и не семитское. Похоже на пратотюркское образование bas – il – i – «глава страны». Шипящих ни в греческом языке, ни в латинском не было, а в заимствованных словах они передавались свистящими. Это слово в тюркских языках сохраняется до настоящего времени. В Казахстане слово «президент» на казахском дублируется термином «El-basj» – буквально «Глава страны» (Елбасы). Тюрки задали стартовые условия развития для некоторых цивилизаций, в первую очередь западной и российской. Другими факторами взаимодействия тюрков с внешним миром создание кочевниками тенгрианской религии и организацию ими трансконтинентальной магистрали – Великий Шелковый путь. Великий Шелковый путь имел огромное значение для взаимопроникновения культур Востока и Запада, синтезировав культуру Степи и Города. Заслуга Степной цивилизации, что она создала богатейшее искусство звериного стиля, который как характерный вид декора сложился и широко распространился преимущественно в степях и лесостепях Евразии, где исконно проживали тюрки. Гунны, захватив Европу, принесли туда и «свою высокую культуру и свою религию». Тюркские народы дали человечеству немало великих личностей, и в их числе множество писателей и поэтов. К сожалению, этот вклад в мировую литературу, как и в другие области культуры, остается неоцененным по достоинству, а отчасти откровенно принижается. Известный французский востоковед Альбер Сорель, который еще в начале XX века писал, что на Земле остаются неоткрытыми две вещи: в географии это полюса, а в истории – турки. История знает немало тюркских империй и других крупных государственных образований, и всем им была присуща лояльность в отношении покоренных народов, фактическое отсутствие колониальной политики в ее общепризнанном понимании. К сожалению, до сих пор в науке бытует европоцентрический взгляд на историю, согласно которому тюркские народы не могли внести вклад в мировую цивилизацию, потому как они являлись кочевым народом, не имевшим ничего исконно своего, а лишь пользовавшим плодами, созданными оседлыми народами. Как еще в XIX веке отмечал выдающийся казахский ученый Ш. Валиханов: «В Европе до сих пор господствует ложное понятие, представляющее кочевые племена в виде свирепых орд и беспощадных дикарей; понятие о кочевом … киргизе (казахе) тесно связано с идеей грубого и скотоподобного варвара. Между тем, большая часть этих варваров имеет свою литературу и сказанья, письменные или устные». Как бы продолжая эту мысль, выдающийся ученый Лев Николаевич Гумилев в своей книге «Древние тюрки»отмечал:«Историку следует избегать очень опасной методологической аберрации, заключающиеся в стремлении отыскивать в культуре другого народа те черты, которые нам представляются значительными, и при отсутствии считать данный народ примитивным. С первых шагов своей государственной истории тюрки, контролировали важные участки Великого Шелкового пути. Основным экспортным товаром из Китая в страны Запада являлся шелк, ставший международной валютой. Кроме шелка и других товаров, по Шелковому пути распространялись религиозные идеи, искусство, музыка. Для тюрок было характерно не только преуспевание своего государства, но и освоение ценностей чужих культур собственным народом, общение между народами. Шелковый путь объединил различные мировоззренческие системы, демонстрировал веротерпимость, стремление к активному обмену инновациями. Тюрками был совершен колоссальный культурный прорыв, сформирован новый тип незамкнутой культуры со своей уникальной рунической письменностью. Великий Шелковый путь занимает особое место в истории развития международных отношений. Он был не только мировой торговой артерией, но также являлся этосом (каналом) дипломатических отношений, обеспечивающим межкультурного коммуникативного диалога между различными странами. Великий Шелковый путь, возникший как торговый и дипломатический тракт в конце II в. до н.э., был известен и имел большое значение как путь культурных связей. Наряду с распространением товаров, культурных образцов и эталонов в прикладном искусстве, архитектуре, настенной живописи, по странам Востока и Запада распространились искусство музыки и танца, зрелищные представления. К сожалению, до наших дней не дошло множества сведений о взаимных связях стран, расположенных вдоль Шелкового пути. Однако древние письменные памятники и данные из китайских летописей позволяют заглянуть в историю традиций дипломатических процессов и посольского обмена раннего периода.. Особую роль в становлении Великого Шелкового пути играли складывавшиеся на протяжении веков дипломатические отношения Великой степи Дешт-и-Кипчак со своими соседями как на Востоке, так и на Западе. Это отношения и с Китаем (Ханьской империей), и с Индией (империей Великих Моголов), и с Ираном (Персией) и с другими государствами и странами. Еще в глубокой древности во втором тысячелетии до н.э. – начал складываться Иранско-тюркский культурный симбиоз в Центральной Азии. В частности, как свидетельствуют исторические документы, сохранившиеся до наших дней, западный ареал степного пояса Евразии до Енисея, Рудного Алтая и Восточного Туркестана был освоен индоиранскими скотоводческими племенами, для которых были характерны памятники андроновской культурной общности. Этнополитическая ситуация в Центральной Азии изменилась в конце III в. до н.э., когда в результате победы хуннов в войне с юэчжами, образовалась хуннская военная держава, возглавляемая хуннским, предположительно тюркоязычным кочевым этносом. С этого времени начинается процесс миграционной активности тюркских, а несколько позже и монгольских племен, расселения по Центральной Азии монголоидных кочевников, тюркизации центрально-азиатских номадов в языковом отношении, этнической и культурной ассимиляции ираноязычных номадов. Этот процесс в Центральной Азии растянулся на семь столетий. Как писал великий тюрколог Л.Н. Гумилев, «сердце Евразии Великая Степь, земля древних тюрков, которая простиралась от Китайской стены до Карпат, на юге от Афганистана и Ирана, а на севере окаймленная сибирской тайгой. В древности эту степь на Западе называли Скифией, персы Тураном, а китайцы степью «северных варваров» Бей-ху». В середине VI в. н.э. кочевые народы степного пояса Евразии были объединены под властью правителей Первого Тюркского каганата. В зависимости от тюркских каганов оказалось и государство кыргызов на Енисее. Под контролем древних тюрок находился значительный участок Великого Шелкового пути от границ Китая до Ирана и торговые пути, ведущие в Южную и Западную Сибирь. Из-за противоречий в отношении объема торговли шелком тюрки вступили в конфликт с Ираном, и попытались проложить новый торговый путь в Византию, в обход Ирана, через Поволжье и степи Причерноморья. После завоевания Средней Азии тюрки стали хозяевами значительной части торгового пути из Китая в страны Средиземноморья Великого Шелкового пути. Главными посредниками в торговле шелком были согдийцы (на центральноазиатском и среднеазиатском участках пути) и персы, контролировавшие путь от местности близ Бухары до Сирии. Основным покупателем шелковых тканей была Византия. Торговля шелком приносила согдийским купцам и тюркским ханам огромные доходы. Тюрки получали возможность сбывать через согдийцев военную добычу и дань, выплачиваемую им китайскими царствами. Согдийцы сосредоточили в своих руках небывалое количество драгоценных шелковых тканей. Вместе с тем, уже с конца IV века в Согде существовало свое шелкоткацкое производство на местном сырье. Спустя столетия монгольские завоевания и подчинение значительной части территории Центральной, Средней и Передней Азии власти монгольских ханов потомков основателя монгольской империи Чингис-хана, изменили этнополитическую ситуацию во всей Евразии. Многие тюркские кочевые этносы и иранские оседло земледельческие народы оказались в составе одних и тех же государств Чингизидов. Исторически на протяжении тысячелетий Казахстан являлся зоной самого древнего и самого большого в Евразии по территориальному охвату номадизма – кочевого образа жизни местного населения. Около 3,5 тысячелетий номадизм был ведущим способом производства и доминантным образом жизни населения Казахстана. Кочевничество лежало в основе системы жизнеобеспечения и природопользования, материальной и духовной культуры, менталитета и психологии местного населения, отношений с соседними народами, социальной организации, социально-экономических отношений и общественно-политической системы. На протяжении этих тысячелетий вся история и культура Казахстана были напрямую связаны исключительно с кочевничеством. Кочевые народы оказали огромное влияние на развитие цивилизационных процессов на всем пространстве Евразии. Своими передвижениями и миграциями кочевники склеивали разобщенные и сегментированные пространства, континенты, миры и цивилизации, делали их частью единого мирового цивилизационного пространства. Они ретранслировали материальные и духовные ценности, институциональные отношения, способствовали доколумбовой глобализации мира. Они внесли гигантский вклад в инновационное распространение достижений культуры и техники, способствовали развитию и распространению культурных стереотипов, институциональных отношений, развитию торговли. Товарные маршруты сквозь территорию номадов влияли как живой водный поток на развитие мировой цивилизации. Благодаря номадам мир стал единым, а цивилизационные системы взаимосвязанными. На границах кочевого и оседлого миров возникали города как центры их взаимодействия и взаимовыгодного обмена. Особенно значительным был вклад номадов в развитие институтов государства. Большинство государственных образований на территории Евразии в эпоху средневековья, по мнению члена Британской Академии наук, американского профессора А.М. Хазанова, было создано завоеваниями кочевников. Именно номады впервые в своих нашествиях создали новый тип государства – централизованное государство – империю. Они кардинально влияли на формирование институтов власти в оседло-земледельческих обществах. Они несли в среду оседлоземледельческих народов высокий престиж домашних животных. Кочевники коренным образом повлияли на качественное улучшение пищевого рациона контактирующих с ними народов, повысили роль белковой пищи. Это способствовало демографическому росту населения Евразии и Северной Африки. Таким образом, есть все основания утверждать, что тюрки оказали решающее воздействие на зарождение и развитие современной европейской культуры. По словам М. Аджи, ныне о своих тюркских корнях узнают болгары, сербы, хорваты, чехи, венгры, австрийцы, баварцы, саксонцы, жители Северной Италии, Германии, Испании, Швейцарии, Восточной Франции, Англии, Северной Европы. Тюркский (кыпчакский) язык выполнял роль языка межнационального общения в Центральной Европе на протяжении многих веков вплоть до ХVІ в. Роль тюрков в этногенезе других народов, в культурной истории Европы вплоть до ХVІІІ в. была значительной. Великое переселение народов с Востока дало Западу архитектурные новшества, с которых начиналась готика (гот) художественный стиль в Европе. Археологические раскопки в курганах Англии, Франции, Германии, Скандинавии, Египта, Венгрии, Украины, Казахстана показали всему миру чудеса ювелирных тюркских изделий, включая «Золотого человека» из Иссыкского кургана близ г. Алматы. Тюрки Азии переселились во многие страны мира. Их курганы с захоронениями археологи находят в Дании, Швеции, Франции, Нижней Саксонии (Германия), Англии. Они точно такие же, как и в Древнем Туране, у тюрков в Казахстане, Хакасии, Дагестане. По словам Г.В. Вернадского, «кочевые народы тюркско-монгольского происхождения являются главными деятелями Евразии, в том числе на территории России до образования русского государства. Именно здесь могли образовываться крупные социальные империи, такие как Скифская, Гуннская, Тюрко-монгольская, позже Российская на базе тюркских племен и народов». Г.В. Вернадский аргументированно подчеркнул, что на большей части Европы продолжалось господство тюркских племен и тюркского языка. Это продолжалось и при господстве Золотой Орды, вплоть до ее окончательного распада в ХVІ в. Следует согласиться с утверждением Г.В. Вернадского, что Россия стала наследницей Золотой Орды. В связи с вышесказанным заслуживающей внимания представляется мысль Л. Н. Гумилева, который связывал позитивное, т. е. «комплиментарное» отношение к иной культуре, доброжелательность и терпимость, проявляемые максимальным количеством представителей того или иного этноса, с природными факторами – т.е. пассионарностью, обуславливающей этапы этногенеза. В т. е. «акматической» фазе, полагал ученый, для этнического сообщества характерна любознательность, стремление усваивать и перерабатывать достижения более развитой культуры. ХХI век вновь открывает миру тюркскую цивилизацию: во всем ее великолепии, внутренней универсальности и самобытной уникальности, с ее особой структурой, включающей, в отличие от многих цивилизаций, Космос (Небо) в его тотально-созидательном значении. И сегодня мы становимся свидетелями того, что осколки той, некогда великой, цивилизации, собираясь, формируют новую цивилизационную парадигму. Полагаем, что деятельность созданного по инициативе экс-Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева Тюркского совета позволит тюркскому миру воссоздать свой главный цивилизационный признак – интегрирующий евразийские народы потенциал. 2. Развитие городской культуры на территории Казахстана Свидетельством развития средневековой культуры является деятельность философа ученого-энциклопедиста, выходца из Отрара Абу Наср Мухаммеда ибн Мухаммеда ибн Тархана ибн Узлага аль-Фараби ат-Турки (870-950гг.). Он занимался философией, математикой, геодезией, архитектурой, теорией музыки, известен исследованиями в области этики. Фараби – ученый, мыслитель мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем творчестве достижения арабской, персидской, греческой, индийской, тюркской культур. Ему ринадлежат труды «Большая книга музыки», «Слово о классификации наук», «Геммы мудрости». Рукописи Фараби имеются во многих библиотеках мира, а наука о его наследии оформилась в фарабиеведение. Известный представитель тюркоязычной литературы X-XIIвв является Юсуф Баласагунский, который родился примерно 1017 г. Ему принадлежит, написанная в 1069-1070гг. поэма «Кутадгу билиг», переведенная на рус. яз. Как «Наука быть счастливым». Эта книга является энциклопедическим произведением на родном языке тюрков, политический трактат с философским осмыслением мировоззренческих поблем смысла жизни, места и роли человека в обществе, природе. Автором сочинения о языке, фольклоре, этнографии тюркских племен является Махмуд Кашгарский (1029-1101гг.), его книга «Диван лугат ат-турк» «Словарь тюркских наречий» - тюркская энциклопедия написана в 1072-1074гг. В ней собран и обощен историко-культурный, этнографический и лингвистический материал. Здесь представлены основные жанры тюркоязычного фольклора – песни, эпосы, предания, легенды, более 400 пословиц, поговорок и устных изречений. В средневековье жил и творил глава тюркской ветви суфизма, мыслитель и поэт Ходжа Ахмет Ясави (по разным данным он прожил 73 года, 85 лет, 125 лет, точно известна дата смерти – 1166г). Сохранилось его произведение «Книга мудрости», написанная на кыпчакском диалекте тюркского языка. Его жизнь и деятельность связаны с г. Ясы (Туркестан). А. Яссави и его последователям удалось соединить религиозную идеологию ислама с массовым сознанием тюркских народов с их тегрианско-шаманистскими, зороастрийскими представлениями. Построенный на рубеже XIV – XV вв. в честь Ахмета Яссави мавзолей «Хазрет Султан» в Туркестане является местом поломничества мусульман. В VI – первой половине IX веков городская культура развивалась в двух направлениях – В Южном Казахстане и юго-западном Семиречье. В политическом отношении область подчинялась тюркским династиям и входила последовательно в состав Западнотюркского, Тюргешского и Карлукского каганатов. В указанный период происходит разграничение территории кочевания, стабилизируются маршруты кочеваний, закрепляются постоянные зимовки и летовки, появляется земледелие, выделяется прослойка оседлых бедняков и происходит переход к оседлости отдельных родовых подразделений. Складывается государственный бюрократический аппарат, формируется общий язык и письменность, развиваются торговые и дипломатические связи. В этих условиях происходит формирование городов, как административных ставок, так и центров ремесла, торговли, культуры. Под влиянием оседлых земледельцев и горожан бывшие кочевники быстрее переходили к оседлости, к городской жизни. Оседлое население заимствовало у кочевого типы вооружения, украшений, посуды из драгоценных металлов, привнося в эти изделия свои специфические элементы. Кочевники же могли полностью удовлетворить свои запросы в этих изделиях только при наличии развитого городского ремесла. Таким образом, спрос кочевников, скотоводов стимулировал развитие городского ремесла, а тюркские каганы были заинтересованы в строительстве городов. Понятие "город" в разное время и в разных обществах имело неодинаковое содержание. Нередко "городом" называли населенный пункт, жители которого в отличие от деревенских занимались ремеслом и торговлей. На мусульманском Востоке важным критерием в определении статуса города являлась его административная роль. Города обозначались термином "кент". Для обозначения города в то время употреблялся термин "балык". К этим словам прибавлялись термины вроде "таш" - камень, "шим" -дерн, "кум" - песок, указывающие, из какого материала они построены или в каком географическом окружении находятся. Города часто получали свои названия по имени племени или представителей знати. По письменным источникам, к числу городов, которые отождествляются с развалинами крупных городищ, относятся Испиджаб, Отрар, Тараз, Арсубаникет, Кулан. Испиджаб был одним из главных городов и торговых центров на юге Казахстана, к его области причисляли и города Жетысу. Наиболее подробную характеристику Испиджаба дал арабский историк ал-Макдиси. "Испиджаб,- писал он, - большой, крупный город. Есть крытые рынки, рынок полотна и соборная мечеть. Говорят, что в нем 1700 рабатов. Это славная пограничная крепость. Город чистый, жизнь приятная". Другим большим городом являлся Отрар, развалины которого находятся в 15 км. от станции Темир в Шымкентской области. Отрар (или иначе-Фараб) был основан в начале V-VI вв. Он сформировался как типичный раннесредневековый город. Его правитель чеканил собственную монету. В округе города имелось несколько мелких поселений. Наиболее известен на Востоке Тараз. Как большой город он впервые упоминается в источниках, датированных VII веком, встречается и в географических сочинениях древних авторов. Входил в состав Западно-Тюркского, затем Тюргешского и Карлукского каганатов, был столицей Караханидского государства. Тараз являлся центром густонаселенного района. Вокруг него по рекам Талас, Асса и горным речкам располагались многочисленные города и поселения-Барсхан, Хамукет, Джикиль, Адахет, Дах-Наджикент. Всего на территории Чуйской и Таласской долин обнаружено 36 городищ, имеющих слои VII - IX веков. Все они продолжали жить и в последующее время. Для своего времени города отличались высоким уровнем благоустройства. Дома имели канализационную и отопительную системы. Обычным явлением для быта крупных городов были водопроводы. Сооружали подземные сводчатые тоннели, уложенные керамическими трубами. В каждом городе имелась общественная баня. Археологи отмечают высокую культуру горожан в строительстве бани. Так, баня в Таразе имела общую площадь 152 кв. м. Возводились они из жженого кирпича, полы были выложены кирпичными плитами. Для обогрева применялась система жаропроводящих каналов, которые располагались под полом. Баня имела комнаты для раздевания, купальные залы с ваннами и бассейнами, парильные комнаты. Помещения освещались посредством стеклянных дисков, вставленных в люки куполов. Стены украшались орнаментом растительного содержания. Мусульманские врачи IX-XI веков приписывали росписям гигиенические свойства. Так, Мухамед ибн Закария ар-Рази (864-925 гг.) писал, что врачи древности, зная о расслабляющем действии бани на человека, считали необходимым расписывать стены сценами, созерцание которых способствовало бы укреплению жизненной силы человека. Ибн Сина (980-1037 гг.) также утверждал, что в хорошей бане должны быть умеренная температура, яркий свет, просторный предбанник, а в нем - картины хорошей работы, явной красоты, вроде влюбленных на фоне парков и садов. 3. Культурное наследие тюрков . Культура Караханидского периода. Караханидское государство — раннефеодальное государство, сложившееся к 90-м годам 10 века на территории Восточного Туркестана, Семиречья и Южного Притяньшанья. Образовано рядом тюркских племён, среди которых главную роль играли карлуки, чигили и ягма. Династия Караханидов декларировала свое происхождение от тюркской династии Ашина. Около середины 10 в. среди этих племён распространилось мусульманство. Завоевательное движение тюрков в Мавераннахр привело к быстрому падению Саманидов государства. В 992 глава Караханидского государства бограхан Харун захватил Бухару, в 996—999 его преемник Наср I овладел всем Мавераннахром. Караханидское государство делилось на уделы, в которых правили члены караханидского рода — хаканы и илеки; центральная власть была слабой. Столицами Караханидского государства были Кашгар, Баласагун, Узген, затем снова Кашгар. Главной формой феодального землевладения была икта. С 60-70-х годов 11 века начинаются столкновения Караханидского государства с сельджуками, в результате которых ослабленное децентрализацией и внутренней усобицами Караханидское государство оказалось в зависимости от сельджуков, особенно при сельджукском султане Санджаре (1118-57). Вторжение каракитаев в 30-х — начале 40-х годов 12 века поставило Караханидское государство под их верховную власть. В 1212 году остатки Караханидского государства были ликвидированы хорезмшахом Мухаммедом. Караханидское государство не оставило собственной историографической традиции, и все сведения о нем содержатся в трудах арабских и персидских авторов, писавших за пределами каганата. Труд единственного историка-караханида Махмуда Кашгарского "Тарихи Кашгар" известен лишь в небольших отрывках у Джамаля Карши (13 в.). Отсутствие историографии было отмечено уже поздними современниками Караханидов, напрмер, персидский литератор Низами Арузи, писал в 1156 г.: «Имена царей из дома хакана (Караханидов) сохранились толькГосударство Караханидов Государство караханидов, тюркское государство, существовавшее в 840-1212 гг. Основателем считается туркмен из средневекового племени гарлык (карлук) Билъге Кюлъ Кадыр-каган, сын Кара-хана. Главные племена, составившие первоначальное ядро государства — гарлык, ягма и чигиль. Этот союз назывался уч-огуз («три огузских племени»). В X в. они приняли ислам. Их движение в Мавераннахр привело к быстрому падению государства Саманидов. К началу XI в., караханидское государство достигло наи-большего могущества и простиралась от Алтая до Амударьи. Оно подразделялось на уделы, которыми управляли илекханы, обладавшие большой долей самостоятельности. Столицами государства были Кашгар, Баласагун, Узген, затем снова Кашгар. Главной формой землевладения явлалась икта. Во второй пол. XI в. начались столкновения илекханов с сельджуками, в результате которых государство караханидов, ослабленное децентрализацией и внутренними усобицами, утратило самостоятельность, С другой стороны, владения илекханов с конца 30-х гг. XII в. фактически стали подчиняться власти каракитаев. Через несколько десятилетий остатки караханидского государства ликвидировал хорезмшах Мухаммед. Крупнейшими представителями культуры в государстве Караханидов были Юсуф Баласагуни и Махмуд Кашгари. Бильге-кюль кадыр-каган (годы жизни неизв.), основатель туркмено-карлукской династии Караханидов (сел на престол в 840 г.). Его имя стало известно благодаря сообщению Джамаля Карши (XIII в.), который называет его первым царем государства Караханидов. Известно, что он вел войну с одним из саманидских эмиров, правителем Самарканда и Бухары. Являясь сыном Кара-хана, он передал это имя в качестве династийного. Лекция 4 Формирование казахской культуры 1.Эпическая культура казахов. Мифы и легенды казахского народа. Традиции, ритуалы, обычаи казахского народа. 2.Казахская культура на рубеже ХVII-конца ХIХ века 3. Казахская культура ХХ века 4. Казахская культура в контексте современных мировых процессов. 1.Эпическая культура казахов. Мифы и легенды казахского народа. Традиции, ритуалы, обычаи казахского народа. Эпические герои, фольклорные сюжеты стали поэтической символикой национального самосознания казахского этноса. Органическая связь фольклора, национальной традиции с литературным художественным творчеством создала своеобразную ауру трансляции и аккумуляции мифологических и эпических мотивов казахским национальным менталитетом. Современность мифа воспевает мир этноса - человеческий мир, величие дела человека, принадлежащего этому этносу; природа предстает полем деятельности человека, это сама жизнь в слитности с индивидом, связь прошлого и настоящего: «ландшафтные» мифы позволяют ощутить связь с историей. Время национальной культуры раскрывает диахронный срез культурно-исторической эволюции, фиксирует специфику соотнесенности «время-природа-общество-человек», специфику соединения объективных и субъективных временных ритмов жизнедеятельности, как они по-разному проявлялись в различных цивилизациях, в рамках конкретного исторического времени. В рамках локальных обществ всегда существует армия,несоответствиявременных форм и существования ее составляющих: индивидов, их жизнедеятельности, условий этой жизнедеятельности. Время национальной культуры многовекторно: человек осваивает ритмы собственного, природного и социального бытия и ретроспективно и перспективно. Обратимость времени может стать способом объединения разновременных культурных феноменов, обогащая ее. Символика мира в казахской прозе ориентирует на ценности традиционного мировосприятия, прежде всего на созерцание как способ отношения к миру и с миром. Созерцание как исконная культурная традиция казахского этноса предполагает многоуровневое содержание. Это и способ освоения природы, и восприятие красоты Вселенной, ее бесконечности, и осознание движения. Идеалом представляется неотделимость культуры от жизненного мира человека. Всеобъемлющей идеей ценностей национального самосознания традиционного толка является идея общения, воспринимаемого как творческое начало. И самое главное: деяния человека должны вдохновлять его, в стремлении к этому заложено неодолимое влечение человека уйти от хаоса к гармонии, от тени к свету. Своеобразие образа жизни этноса во многом определяет и своеобразие его художественного мышления. Зависимость казахского языка, точнее, зависимость образно-речевых средств от мировосприятия и мироощущения народа обнаруживается практически во всех сферах употребления образной речи. Традиционная казахская культура отличалась высокой преемственностью в вопросах нравственного воспитания подрастающего поколения, духовного совершенствования личности. Именно устное народное творчество являлось средством коммуникации поколений, оно несло на себе нагрузку своеобразного института духовности и нравственности, являлось средством народного воспитания. Устное народное творчество можно назвать энциклопедией народной жизни, произведения его имели огромное влияние на духовно-нравственное формирование детей и молодежи. Мифы и легенды казахского народа. Поражает и удивляет своими первозданными творениями природа Казахстана. Ведь именно в этой стране почти о каждой достопримечательности слажена легенда. Одним из таких удивительных мест является «Роща танцующих берез» в национальном парке Боровое. О появлении этой рощи существует множество различных легенд. Одна из них гласит, что когда-то, в давние времена у подножия горы Бурабай жил народ, который часто устраивал многолюдные празднества с различными конкурсами, сопровождающиеся песнями и танцами. Посмотреть на столь веселый народ захотелось и хану. Но появиться в своем собственном обличии он не мог, так как знал, что как только они увидят его, будут смущены и не смогут вести себя также непосредственно. Поэтому на праздник он отправился с одним лишь охранником, переодевшись в обычную одежду. Когда праздник был в самом разгаре, на поляну выбежали девушки одна краше другой. Хан настолько увлекся столь потрясающим зрелищем, что забылся и выбежал с возгласом: «Долгих лет вашей красоте!». Девушки же узнав правителя, так были смущены и испуганы, что застыли на том же самом месте, превратившись в белые березы. Так и исполнилось пожелание хана. По сей день красота девушек в виде грациозных берез привлекает как местных жителей, так и туристов. «Роща танцующих берез» в Боровом – это уникальное место, попав в которое, вы будто соприкоснетесь с миром загадочной природы и таинственных легенд. Казахская культура на рубеже ХVII-конца ХIХ века В 19 веке продолжалось развитие национальной литературы. Появился ряд героических жыров «Сырым батыр», «Исатай – Махамбет», «Бекет батыр», «Жанкожа», «Досан» и др. Целый ряд исторических песен связан с движением Кенесары. Дальнейшее развитие получил в 19 веке лиро-эпический жанр казахской поэзии, в котором на высоком художественном уровне воспроизведены бытовые сцены казахской жизни – «Макпал кыз», «Айман-Шолпан». Большое место в литературе 19 века занимают айтысы. Разнообразны были тематика и художественные формы айтысов. Изменения, происходившие в степи в 19 веке, находили свое отражение в казахской поэзии, породив пессимистическое направление, известное под названием «Зар заман». Наиболее известный представитель данного направления – Шортанбай. Основу литературного казахского языка заложил Абай, творчество которого обогащалось культурным наследием Востока и Запада. Изобразительно искусство в 19 веке развивалось по традиционным направлениям – геометрическое, растительное, зооморфное и космогоническое. В 19 веке был воздвигнут ряд монументальных памятников – главным образом надмогильные сооружения, преимущественно в Западном Казахстане. Музыка 19 века – золотой фонд искусства казахского народа. Огромное влияние на развитие инструментальной музыки оказало творчество Курмангазы, Даулеткерей, Таттимбета, Ихлас, Байсерке, Тока. 19 век – век изменений в сфере образования. Самой распространённой формой обучения продолжали оставаться аульные мусульманские школы, продолжавшие действовать, несмотря на гонения властей. Казахам был открыт доступ в русские учебные заведения. В 1813 году в Омске было открыто первое общеобразовательное училище с военными предметами, одним из первых выпускников которого был Ч.Валиханов. В 1841 году в Букеевской Орде открылась первая светская начальная школа для казахских детей. В 1850 году при Оренбургской пограничной комиссии открылась семилетняя русско-казахская школа, за ней другие. В них готовили писарей и переводчиков для низших звеньев колониальной администрации. Большую роль в развитии просвещения среди казахов сыграл И.Алтынсарин. |