Главная страница
Навигация по странице:

  • Агиография

  • Акрополь

  • Антропологическая катастрофа

  • Антропология культурная (культурнантропология)

  • Барокко

  • Бифуркационное состояние

  • Вербальные знаковые системы

  • Возрождение (Ренессанс

  • Генезис

  • Гипертекст

  • Деятельность

  • Динамика социокультурная

  • Дорический ордер

  • Единое семиотическое поле

  • Знаковая система

  • Умкд. Учебнометодический комплекс дисциплины культурология для студентов всех специальностей


    Скачать 289.72 Kb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс дисциплины культурология для студентов всех специальностей
    Дата03.03.2022
    Размер289.72 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаumk po kulturologii 2019.docx
    ТипУчебно-методический комплекс
    #382116
    страница8 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    ГЛОССАРИЙ


    Абстракционизм - одно из направлений современного искусства, провозгласившее в живописи и скульптуре отказ от изображения реальной действительности в пользу отвлечённых цветовых сочетаний, геометрических форм, плоскостей, прямых и ломаных линий.

    Авангардизм - (фр. avant-garde, дословно: avant — впереди; garde — стража): обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XX и XIX веков. Это движение сформировалось в процессе полемики с академическим искусством. Оно объединяет художественные тенденции, более радикальных, чем модернизм (кубизм, сюрреализм, конструктивизм, футуризм). Мастера нового направления видели цель искусства в жизнестроительстве, а не в подражании зримым формам натуры. «Икона» мирового авангарда - картина «Черный квадрат» К.Малевича (1915).

    Агиография (жизнеописания святых) - жанр церковной литературы, представляющий собой биографии реальных людей, канонизированных христианской церковью.

    Агонистика - (от гр. аgon – состязание, игра, борьба, бой, судебный процесс) – неудержимое стремление к любым состязаниям во всех сферах общественной жизни, характерное для культуры античности.

    Агора(др.-греч. ἀγορά) - у древних греков собрание полноправных граждан, на котором решались важнейшие дела городской жизни (торговые, судебные, военные). Со временем агорой стали называть и само место (площадь) проведения собраний. Агоры украшались храмами, статуями богов, общественными зданиями, которые располагались по сторонам площади. Агора была и местом торговли, средоточием праздничных процессий, гуляний, где городские жители проводили значительную часть времени (словом агорайос называли фланёров, праздношатающихся).

    Акведук (от лат. aqua — вода и ducere — вести) — водовод (в виде канала, свинцовой или глиняной трубы) для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам (включая фонтаны, водоёмы, бани и пр.) из расположенных выше их источников. Наиболее примечательная часть водовода (собственно акведук), которая прокладывалась над землёй (оврагом, долиной, рекой, дорогой), устраивалась в виде арочного пролёта. Крупные гидротехнические сооружения стали строить римляне. Рим снабжало водой несколько акведуков. Постройкой и содержанием акведуков в Риме ведали цензоры. Самый длинный акведук протяжённостью в 132 км был сооружён при императоре Адриане в Карфагене (Северная Африка).

    Акрополь (греч. akropolis) - возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, т. н. верхний город; крепость (убежище на случай войны).

    Аккультурация - (англ.от лат. образование, развитие)-процесс взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично воспринимается культурой другого народа, обычно менее развитого, это многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации.

    Акмеизм (от греч. ακμη — острие, вершина, высшая степень чего либо, расцвет) - течение в русской поэзии начала ХХ в., представители которого выступили за возврат к материальному миру, к употреблению слова в его точном значении. А., в отличие от др. значительных течений, насчитывал только 6 участников: Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, И. И. Нарбут.

    Амфитеатр (от греч. аmphitheatron- «двойной театр») – 1) способ размещения мест для зрителей в античном театре. На склоне холма или горы полукруглыми уступами друг над другом ставились или вырубались в скале скамейки для зрителей (театрон); у подножия холма находилась орхестра (см. глоссарий) или скена (задняя палатка-скена для переодевания актёров). Античные театры размещались под открытым небом и были предназначены для большого числа зрителей (до17 тысяч). Крытый театр назывался одеон2) вид древнеримской архитектуры: арена, вокруг которой уступами располагались Места для зрителей - (Колизей в Риме, рассчитанный на 50 тысяч зрителей); 3) тип зрительного зала театра. Составная часть зрительного зала современного театра; 4) места для зрителей в цирке, которые окружают арену и делятся на секторы.

    Анимизм – (от лат. anima, animus — душа, дух) – вера в существование душ и духов, т. е. фантастических, сверхъестественных, сверхчувственных образов, которые в религиозном сознании представляются действующими во всей мёртвой и живой природе агентами, управляющими всеми предметами и явлениями материального мира, включая и человека.

    Антабалемент (франц. entablement) - верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, составной элемент архитектурного ордера; членится на архитрав, фриз, карниз.

    Антропологическая катастрофа- антропологическая проблема как доминанта современного умонастроения. А.к. характеризуется многомерно:

    -это проблематичность бытия современного человека, непредсказуемость и негарантированность его судьбы;

    -угроза выживаемости человека, подрыв оснований его бытия;

    -расчеловечивание самого человека - его деперсонализация;

    - наступление постчеловеческого будущего в связи с опасностью изменения генофонда человечества, деградации его биосферной телесности.

    Антропология культурная (культурнантропология)- научное направление, задачей которого является построение теории человека как творца и носителя культуры. А.к. в анализе человека стремиться опираться не только на биологию и психологию, но и на филологию, искусствоведение, историю, социологию и телеологию. Родоночальник - американский ученый Ф. Боас. Для А.к. характерно более значительное внимание к духовным образованиям, чем к материальным артефактам и системам материальных отношений.

    Антропоцентризм – мировоззренческая установка, согласно которой, человек центральное звено всей цепи космического бытия, а также важнейший объект философского рассмотрения.

    Апологетика (от греч. apologia –«защита») - раздел теологии, посвященный рациональной защите истинности христианского вероучения. Термин "апологеты" закрепился за христианскими писателями 2-3 вв., которые в своих "апологиях", обращенных к римским императорам или просвещенной публике, старались отстоять правоту христианства. К ним относят Аристида, Юстина Мученика, Татиана, Афинагора, Минуция Феликса и Тертуллиана. Артефакт (от лат. artefactum — искусственно сделанное) — дословно : явление, процесс, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно. Артефакт культуры — искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание. Артефактами культуры могут быть созданные людьми предметы, вещи, а также феномены духовной жизни общества: научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор. В археологии — рукотворный предмет, изучаемый археологией.

    Архетип - прообраз, первоначальная идея, лежащая в основе программы деятельности определенного сообщества. А. как базисный элемент культуры, формирующий константные модели духовной жизни, может быть как универсальным, общечеловеческим, так и этническим. Теорию архетипов сознания разрабатывал психиатр К.Г.Юнг. Согласно Юнгу, А. служат питательной почвой творчески- продуктивного, в т.ч. и художественного воображения и фантазии. А. находят воплощение в сновидениях, мифах, сказках, выступают исходным материалом для художественной литературы и искусства.

    Аттрактор (англ. attract — привлекать, притягивать) – «цель» эволюции системы, или компактное подмножество фазового пространства динамической системы, все траектории из некоторой окрестности которого стремятся к нему при времени, стремящемся к бесконечности. 

    Базилика (от греч. basilike - царский дом) - прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части (нефы); средний неф, более высокий, освещается через окна над крышами боковых нефов (см. «Неф» в глоссарии). В Др. Риме базилики - судебные и торговые здания; позже базилика - один из главных типов христианского храма.

    Барокко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», «вычурный», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком») - стилевое направление в художественной культуре Европы конца XVI-середины XVIII вв., тяготеющее к динамичности образов, парадности, пышности, чувственному телесному началу и многообразию форм. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.

    Бессознательное – (в терминологии З. Фрейда – «Оно» или по-латыни - «Id») особая область психики, сосредоточившая в себе первичные природные влечения, мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию. Исторически самая первая, самая древняя инстанция человеческой психики, возникшая ещё на животной стадии развития предков человека. Это глубинный фундамент психики, влияющий на всю сознательную жизнь человека и даже судьбы личностей и целых народов. Бессознательные влечения можно разделить на две группы: влечение к жизни, наслаждению и влечение к смерти, разрушению. Психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия. Наиболее полное развитие данное представление о бессознательном получило во фрейдизме.

    Бифуркационное состояние (точка бифуркации) - состояние системы, характеризуемое непредсказуемостью и неустойчивостью поведения системы в силу многовариантности путей ее развития.

    Брахманизм - вторая ступень в развитии религиозных учений Индии, следующая за ведической религией и предшествующая собственно индуизму. Назван по имени жреческой варны – брахманов и одноименного класса текстов, хронологически и содержательно примыкающих к Ведам. Как мировоззрение б. представляет собой эволюционизм: мир создается Брахмой из несотворимого и непреходящего первовещества (пракрити) и в вечном возвращении снова возвращается в эту материю. Б. включает в себя 6 ортодоксальных систем: миманса, веданта, санкхья, йога, вайшешика, ньяя.

    Буддизм - Учение Гаутамы Будды (“будда” по-санскритски означает “просветленный”),сформировавшееся в VI-V веках до нашей эры на базе многовековой религиозно-философской традиции индийской культуры. В целом буддизм можно рассматривать и как религию, и как философию, и как культуру, и как образ жизни. Буддизм является первой по времени своего возникновения мировой религией. Как учение, проповедовавшееся Буддой 6-5 вв. до н.э., описывает мир как полный скорби («неудовлетворенности») в связи с тем, что все в мире преходяще, не имеет самости (постоянной субстанции).

    Вера - мировоззренческая позиция и психологическая установка, предполагающая нацеленность человека на определенные внерациональные представления о бытии, сопровождающуюся специфической глубиной переживаний. В.- это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступления события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки. В. Может выступать важным фактором интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности людей.

    Вербальные знаковые системы- естественные, живые языки – часть единого семиотического поля.

    Вестернизация – абсолютное заимствование, некритическое перенесение образцов, стандартов и ценностей западной культуры и искусства на отечественную почву.

    Возрождение (Ренессанс) - эпоха в истории европейской культуры 13-16 веков, ознаменовавшая собой наступление Нового времени после долгих веков средневекового упадка, небывалый подъём в науке, культуре, образовании и т.д. Наиболее яркие представители в литературе: Ф. Петрарка, Ф. Рабле, Сервантес и В. Шекспир. В изобразительном искусстве - Леонардо да Винчи, Микеланджело, Ботичелли и др..

    Волюта (итал. voluta - букв. - завиток), архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с "глазком" в центре. Составная часть ордерных капителей; архитектурная деталь карнизов, порталов, дверей, окон.

    Гармония - эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой.

    Генезис-происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.

    Герменевтика - искусство истолкования текстов - ( от греч. hermeneutikos – истолковывающий) – искусство перевода, искусство объяснения (Гермес в греч. мифологии был посредником между богами и людьми). Герменевтика – это учение о понимании. Начиная со Шлейермахера (19 в.) герменевтика стала специфическим методом наук о духе.

    Гипертекст - целостный ансамбль художественных образов или просто текстов (как связной и самодостаточный последовательности знаков).

    Глобальные проблемы современности- совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение ядерной угрозы, обеспечение мирного сосуществования культур, складывающих современную цивилизацию; преодоление разрыва в экономическом уровне развития между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации их отсталости, а также повсеместное устранение голода, нищеты и безграмотности; предотвращение последствий «демографического взрыва» в части стран, как и «депопуляции» в других, предотвращение экологической катастрофы и т.п.

    Готика - период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Для г. Характерны ребристые своды, стрельчатые арки, цветные витражи. Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.

    Готический стиль– один из первых общеевропейских художественных стилей. Яркими образцами готической архитектуры являются собор Парижской Богоматери, Кёльнский собор в Германии, Вестминстерское аббатство.

    Гуманизм (от лат humanitas- человечный)- в широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. Г.- отрефлектированный (теоретически осмысленный) антропоцентризм исходящий из человеческого сознания и имеющий своим объектом ценность человека за исключением того, что отчуждает человека от самого себя.

    Деятельность - специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей.

    Даосизм – учение о Дао («пути всех вещей»). Возникло в Китае в 7-6 вв. до н.э.. Основателем считается Лао- цзы.В основной работе Лао-цзы «Книга о Дао и дэ» (Дао дэ цзин) поставлены проблемы существования мира, бытия и небытия, человеческого общества и личности человека.

    Динамика социокультурная- изменения или модификация черт культуры во времени и в пространстве в результате воздействия внешних сил.

    Диффузия культурная- распространение особенностей, свойств данной исторической культуры на другие культуры.

    Дорический ордер - один из трех основных архитектурных ордеров. Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан каннелюрами; капитель состоит из эхина и абака. Антаблемент членится на архитрав, фриз и карниз; фриз по горизонтали делится на триглифы и метопы.

    Единое семиотическое поле - общепонятная совокупность всех видов знаков, делающая возможным существование и развитие наиболее крупной общности – масштаба нации или даже цивилизации.

    «Застой» - период в развитии советской культуры во времена Л. И. Брежнева. Это обозначение периода «развитого социализма» — периода в истории СССР, охватывавшего два с небольшим десятилетия — с момента прихода к власти Л. И. Брежнева (1964)  до  январского Пленума 1987 года, после которого в СССР были развернуты полномасштабные реформы во всех сферах жизни общества.

    Знак - материальный предмет (явление, событие), выступающее в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).

    Знаковая система - специфически организованная совокупность символов, содержащих какую - либо информацию.

    Золотое сечение- (правило «золотого сечения (деления)»)-геометрическое, математическое соотношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей. Всякий объект, отношение частей которого соответствует такому делению, отличаются строгой пропорциональностью, производят наиболее приятное визуальное впечатление. Это правило формулировалось архитекторами, скульпторами, живописцами и теоретиками эпохи Возрождения как идеальная (абсолютная) основа искусства.

    «Золотой век» - этап в развитии отечественной культуры (первая половина XIX века),время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа.  Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). З. в.- один из самых гармоничных периодов в истории русской культуры. В это время формируется романтическое мировоззрение, которое в равной мере проявляет себя в общественной сфере, философии, литературе и изобразительном искусстве. Наиболее яркие представители: писатели поэты Пушкин, Лермонтов, Гоголь, архитекторы Росси, Тон, художники Иванов, Кипренский, Венецианов, Федотов.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта