Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция 2 Анатомия культуры

  • Стили в искусстве

  • Умкд. Учебнометодический комплекс дисциплины культурология для студентов всех специальностей


    Скачать 289.72 Kb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс дисциплины культурология для студентов всех специальностей
    Дата03.03.2022
    Размер289.72 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаumk po kulturologii 2019.docx
    ТипУчебно-методический комплекс
    #382116
    страница4 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Освальд Шпенглер (1880—1936) обязан своей громкой известностью первому тому своего труда "Закат Европы", написанному им в разгар первой мировой войны. Шпенглера принято ругать за идеализм, за приверженность собственным взглядам на исторический процесс (которые не сопрягались с теорией исторического материализма), За "недооценку" технического прогресса, и т. д.

    "Именно от Шпенглера берет свое начало традиция дискретного понимания истории. Для него мировая история не только не является единым, бесконечно текущим процессом, но и сама по себе неопределима. Она может быть понята только как совокупность соседствующих и чередующихся, различных локальных культур. Эти культуры в своем развитии подчинены жестким, но постижимым закономерностям, проходя стадии зарождения, развития, расцвета и упадка, что составляет концепцию историческихциклов. При этом Шпенглер рассматривает каждую культуру как живой организм, а Каждая из культур наделена собственной "душой". Такая концепция получила название биологической философии истории.

    Арнольд Дж.Тойнби один из крупнейших философов истории XX века. Еще в возрасте 33 лет Тойнби, получившие блестящее образование и работавший в то время перспективным чиновником министерства иностранных дел Великобритании, составляет краткий план своей работы, посвященной философскому рассмотрению хода исторического процесса.

    Именно как автор "A Study of History", фундаментального двенадцатитомного труда, посвященного генезису, росту и распаду культур и цивилизаций, Тойнби и останется в истории гуманитарного знания.

    Тойнби ставит перед собой задачу постижения действующих сил мировой истории — тех сил, которые способны как породить цивилизацию, так и уничтожить ее. А в том. что цивилизации смертны, сомневаться я начале XX века уже не приходилось. Первая мировая война с еехимическим оружием, подводной и воздушной войной, пулеметами и танками сегодня — после Хиросимы и Освенцима — кажется нам чем-то старомодным, и мы забываем, что число жертв той войны исчислялось миллионами, и что она имела для современников поистине апокалипсический масштаб. Вопрос о генезисе, развитии и смерти культур обретал новую актуальность и особую остроту.

    Тойнби начинает свое исследование с попыток определения умопостигаемого (т. е. такого, которое было бы доступно для человеческого понимания) предметного поля исторического исследования, и приходит к заключению, что в таковом качестве не могут быть восприняты национальные государства. Рассматривая исторический путь Англии, Тойнби отмечает, что многие события национальной истории страны, оказываются не постигаемыми в отрыве от истории стран, с которыми Англия была связана тысячью социокультурных нитей, А это означает, что элементарной единицей анализа для историка должна быть сущность более высокого порядка общности, в которую и Англия, и страны, ее окружающие, могли бы быть включеныв качестве структурных единиц целого. Такую сущность Тойнби определяет, как "цивилизацию", а конкретно — как "цивилизацию христианского Запада", или просто "западную цивилизацию".

    Kаpл Ясперс (1883—1969), выдающийся немецкий философ-экзистенииалист, происходил из обеспеченной семьи и получил блестящее медицинское образование Гейдельбергском университете, даже получил степень доктора психологии. Однако, уже в 1919 г.. он становится профессором философии в Гейдельберге, а к 1930-м гг. уже вполне заслуженно считается одним из ведущих философов Германии. В годы фашизма Ясперсу, женатому на еврейке, пришлось пережить многое, и только в 1945 год он возвращается к преподавательской работе и начинает публиковать работы, которые были написаны им "в стол" период, нацистского господства в Германии. В 1948 г. опубликует работы "Истоки истории и ее цель" и "Философская вера", где обращается к философско-исторической проблематике.

    Предмет своих философских изысканий Ясперс неоднократно уточнял по мере того, как ему самому он становился более понятным. В конце концов этим предметом оказался человек и история как основное измерение человеческого бытия. Мир для Ясперса есть фактическая действительность, данная во времени, и каждая историческая эпоха отличается от другой своей специфической ситуацией. Историческая реальность поэтому однократна и неповторима, чтобы понять историю, надлежит познать человека, человеческое же бытие раскрывает себя во времени — через историю.

    Рассматривая ход мировой историк, Ясперс, в отличие О. Шпенглера или А. Тойнби, полагает, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития, несмотря на кажущиеся отличия между отдельными обществами. Это положение принимается философом без доказательств. поскольку строго доказать его (как и его антитезис) невозможно. Но он не согласен и с материалистическим толкованием истории, выработанным марксизмом, где определяющую роль в истории играют экономические факторы: во мнению Ясперса, история, как человеческая реальность, определяется факторами духовной природы; экономические же факторы, при всей их важности играют подчиненную роль. Таким образом, мировой исторический процесс, согласно Ясперсу, обладает выраженным единством и основан на примате духовного начала. Ясперс провозглашает его постулатом философской веры. Ставя вопростаким образом. Ясперс возвращается к старой христианской традиции философии истории, которая рассматривает историю как однонаправленный линейный процесс, имеющий начало и конец, причем кульминацией истории (по Гегелю — "осью мировой истории") является явление Христа.

    Однако Ясперс отказывается принять Боговоплощение за "ось", справедливо полагая, что этот момент значим лишь для одних христиан. Реальная же ось мировой истории должна иметь значение для всего человечества, а значит отвечать на вопрос — существует ли в мировой истории такой момент, который мог бы быть принят за основу большинства культур, народов обществ, мог бы продемонстрировать единство человечества и его истории.

    Лев Николаевич Гумилев (1912—1990), сын Николая Гумилева и Анны Ахматовой, несомненно, одна из наиболее ярких, но и наиболее спорных фигур отечественного гуманитарного знания середины — конца XX века. Будучи сыном "врага народа", расстрелянного по приговору ВЧК , он многие годы провел в лагерях и тюрьмах, его научные труды в области истории и этнологии в советское время практически не публиковались. Лишь на закате жизни ученого, во времена перестройки (идеи которой, кстати, он так до конца и не принял), его работы были изданы массовым тиражом, создан "Фонд Л. Н. Гумилева", предприняты шаги по изучению его обширного наследия.

    Предметным полем исследования исторического процесса Гумилев полагает не национальное государство, культуру или цивилизацию, а этнос — народ, обладающий самобытной культурой и создающий цивилизацию. С его точки зрения, только на этническом уровне рассмотрения исторического процесса возможно непротиворечивое постижение многих существенных сторон исторического процесса, и именно история и география этноса во многом определяют сам его ход.

    С точки зрения Гумилева, этнос — это особая сущность, не сводимая к таким понятиям, как общество, раса или популяция. Этнос может быть подразделен на более мелкие таксономические единицы — такие, как консорции, нестойкие объединения, или группы людей, которые соединены общностью исторической судьбы- — артели, секты, банды, и т. д.. Сохранившись на протяжении ряда поколений, они становятся конвиксаями — то есть, группами людей, объединенных общим бытом и семейными связями. Конвиксии неустойчивы, но уцелевшие из их числа вырастают в субэтносы, а в некоторых случаях — в особые этносы. Ключевым понятием при формировании конвиксии, субэтноса и этноса является комплиментарность — неосознанная, существующая на подсознательном уровне, симпатия к одним людям и антипатия к другим. На Уровне этноса комплиментарность перерождается в патриотизм.
    Лекция 2

    Анатомия культуры и Номадическая культура

    1.Пространство культуры. Формы культуры: миф, искусство, религия, мораль, философия, право, политика, наука, техника.

    2.Культура номадов Казахстана. Архаическая культура на территории древнего Казахстана: памятники материальной культуры.

    3.Культурное наследие прототюрков. Номадическая культура гуннов. Культура усуней и канглы.

    1.Пространство культуры. Формы культуры: миф, искусство, религия, наука.

    Современная классификация выделяет следующие разновидности искусства, — изобразительное искусство. Воздействует на человека визуально, то есть через зрительное восприятие. Произведения изобразительных искусств имеют материальную предметную форму и не меняются во времени и пространстве. К ним относятся: живопись, скульптура, графика, монументальное искусство, декоративно-прикладное искусство; - музыка - вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся прямым и особо активным действием на чувства людей. Главным выразительным средством здесь выступает звук, мелодия, полифония, ритм, композиция, гармония. В отличие от всех видов изобразительного и словесного искусств, музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности;

    синтетические искусства — такие виды художественного творчества. которые представляют собой органическое слияние или относительно свободную комбинацию разных видов искусств.

    К ним относятся: 1) театр (драматический, оперный), объединяющий литературу; актерское мастерство, живопись, музыку, декоративно-прикладное искусство; 2) балет. использующий естественную пластику человеческого тела и сочетающий в себе танец, музыку, живопись, скульптуру; 3) эстрадное искусство, представляющий разнообразный набор номеров. — конферанс, пение, декламацию, танец, иллюзионизм. акробатику.

    технические искусства. В своих развитых формах возникли в XVI в. с создания художественных клише. Процесс продолжился благодаря созданию фонографа, фотографии, кино. В XX в. Появились звуковая, цветная и стереоскопическая кинотехника: электроника. К видам технического искусства относятся: фотоискусство, искусство кино, мультипликация, телевидение, компьютерные ауди - и видеотехнологии:

    декоративно-прикладное искусство — одно из самых древних. Оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности. Сфера декоративно-прикладного искусства: от эстетического оформления предметов повседневного пользования (мебели, тканей, посуды и т.д.) до художественной организации архитектурно-парковых ансамблей.

    Стили в искусстве:

    романский стиль (от лат. romanus - римский) — самое старое стилевое направление в западно-европейском искусстве X - XIII вв., проявившееся в архитектуре и скульптурном декоре, а также в росписях крупных соборов. Религиозные сооружения романского стиля унаследовали многие черты римской архитектуры; отличаются монументальностью и рациональностью конструкций, широким использованием полукруглых арок, сводов, опирающихся на колонны, а также многофигурными скульптурными композициями; — готический стиль (от итал. gotico — готский, варварский) пришел на смену романскому стилю в XIII - XIV вв. и также связан с религиозной архитектурой, скульптурой и декоративно-прикладным искусством. Для готических соборов характерны вертикальность композиций, устремленность вверх, виртуозная деталировка, органическая связь архитектуры и скульптуры, стрельчатые арки.

    - барокко (от итал. Ьагоссо - странный, причудливый) - стиль в архитектуре, музыке, живописи, литературе, декоративном искусстве конца XVI - середины XVIII вв. Впервые термин «барокко» применил в XIX в. историк Я. Буркхардт. Он употребил его в пренебрежительном смысле как «вычурный», «причудливый». Для барокко характерны: эстетическая аффектация, стремление к величию и пышности, богатство декоративных элементов, повышенное внимание к деталировке, подчиненной единому ансамблю;

    - классицизм (от лат. classicus - образцовый) - стиль и направление в искусстве и литературе XVII - начала XIX вв., возникший во Франции и ознаменовавший возвращение к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Для этого направления характерны: рационализм, нормативность, тяготении к гармонии, ясности, и простоте выражения, определенная доля схематизации и идеализации в художественных произведениях. Основной эстетический постулат классицизма — верность природе, закономерной разумности мира с объективно присущей ему красотой, находящей выражение в симметрии, пропорции, мере, гармонии, которые и должны воссоздаваться в искусстве в совершенном виде;

    рококо (от фран. rocaillc — раковина) — менее известный, чем другие стиль. возник во Франции. Наиболее ярко выразился в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве. Определяющие черты стиля: стремление к изяществу, мелкая деталировка формы, прихотливость и уравновешенность декора в интерьерах: - сентиментализм (от фран. sentiment - чувство) – художественное течение в западно-европейском искусстве во второй половине XVIII в., сложившееся в результате разочарования в положительной роли «цивилизации» и «царства разума», провозглашенными идеологами века Просвещения. Для него характерны обращение к идиллическим картинам природы, к «естественной» жизни поселян и вообще маленькогочеловека. Он представляет собой в искусстве -особое умонастроение, меланхолическую мечтательность, склонность к уединенным размышлениям, повышенную чувствительность;

    романтизм — широкое идейное и художественное направление в западной культуре, охватившее все виды искусства и гуманитарную науку в конце XVIII - начале XX вв. Романтики выступали против формализации искусства и прямолинейно-рассудочного подхода к нему, свойственных классицизму. Они проявляли большой интерес к фольклору, демократическим, народным явлениям средневековой и ренессансной культуры;

    -реализм (от лат. realis - вещественный, действительный) - термин эстетики, относящийся прежде всего к литературе и изобразительному искусству. Как творческий метод реализм имеет несколько эстетических принципов: типизация фактов действительности, показ жизни в развитиях и противоречии, устремленность к нравственным изысканиям;

    - натурализм (от лат. natura - природа) - творческое направление в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино, появившееся в последней трети XIX в. в Европе и Америки. По мнению натуралистов, художник должен отражать окружающий мир без всяких прикрас, типизации, условностей и табу, с максимальной объективностью;

    -модернизм (от фран. moderne-новый, новейший, современный) -совокупность эстетических школ и течений конца XIX - начала XX вв.. характеризующихся разрывом с традициями реализма и других предшествующих художественных направлений. Существует большое разнообразие модернистских школ и течений. Особенно широкое распространение получили: символизм, импрессионизм, экспрессионизм, сюрреализм, абстракционизм, футуризм;

    - символизм - делает акцент на художественном выражении посредством неких намеков, символов; на поисках «скрытых реальностей», находящихся за пределами чувственного восприятия; на ассоциативности и иносказательности;

    - импрессионизм - течение во французской живописи, характеризующееся стремлением передать средствами искусства мимолетные впечатления, вкус к пленэру, богатство красок, психологические нюансы, подвижность и изменчивость атмосферы окружающего мира;

    - экспрессионизм — получил большое распространение в начале XX в. в Германии и Австрии. Экспрессионизм провозглашал целью искусства не передачу впечатлений от действительности, а изображение ее трагической и хаотической, враждебной человеку сути;

    - сюрреализм - его специфика заключается в преимущественно фрейдистском подходе к творчеству, согласно которому, первоисточником творчества выступает неконтролируемая разумом сфера подсознания; а его методом - чистый психический автоматизм, разрыв логических связей, заменяемых субъективными ассоциациями. Сюрреализм использует «эффект абсурдного», несоединимого, провозглашаемого «сверх реальным».

    - абстракционизм - направление беспредметного не фигуративного искусства; провозгласил в живописи и скульптуре отказ от изображения форм реальной действительности. Он стремился «гармонизировать» отвлеченные цветовые сочетания или геометрические формы, плоскости, прямые и ломаные линии, которые должны вызывать самые разнообразные ассоциации;

    -футуризм—течение, проявившееся в живописи и поэзии Италии и США в 10-20-х гг. прошлого века с претензией на создание искусства будущего под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Его последователи стремились отразить динамизм современной машинной цивилизации.

    Миф. Исторически первой формой культуры является миф, который представляет собой бессознательное смысловое единение человека с силами непосредственного бытия - бытия природы или общества. Тогда, когда миф является единственной формой культуры, такое единение свидетельствует о том, что человек не отличает смысла от природного свойства, а ассоциативную связь от причинно-следственной. Природа одушевляется и выступает как мир родственных человеку, хотя и грозных, мифологических существ – богов и демонов. Миф – это самая древняя система ценностей. Культура развивается от мифа к логосу, то есть от вымысла к знанию. В современной культуре с развитием цивилизации ценности и идеалы мифа играют архаичную роль, но дает нам средства символического мышления, позволяет интерпретировать ценности современной культуры через идею «героического».

    Религия Как и миф, религия выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Однако в отличие от мифа, здесь обожествляется сверхъестественные силы, а не природа, дух человека с его свободой и творчеством. Понимая божественное как сверхъестественный абсолют, религия делала человека независимым от стихийных сил и страстей. Ценности религии и ценности светской культуры часто противоречат друг другу (например, в миропонимании или понимании смысла жизни). Главным в религии является вера – в сверхъестественное, в Бога, в чудо – во все то, что рациональным путем непостижимо. Как правило, поначалу культура модифицирует становление религии, однако со временем религия начинает изменять культуру, которая попадает все больше и больше под значительное влияние религии.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта