Умкд. Учебнометодический комплекс дисциплины культурология для студентов всех специальностей
Скачать 289.72 Kb.
|
Постмодернизм - (фр. postmodernisme) — широкое культурное течение, распространяющееся в последние два десятилетия 20 в. на все сферы духовной деятельности человека : философию, науку, искусство и эстетику в широком смысле слова. Постмодернистский подход несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, творчество разума, безграничность человеческих возможностей. Природа - совокупность естественных условий существования человеческого общества, все естественно существующее, весь естественный мир в многообразии его. Прогресс - восхождение реального исторического процесса на новые ступени в развитии общества. Просвещение - этап в развитии европейской культуры, связанный с борьбой с религиозными идеями за утверждение роли человеческого разума. Эпоха Просвещения была начата философами XVI – XVII вв. и продолжена в XVIII в.Для эпохи П. характерна вера в бесконечный прогресс человеческого разума. «Просвещённый абсолютизм» - расцвет всех сторон русской жизни, связанный с царствованием Екатерины II. Начиная со второй половины XVIII века уровень отечественного искусства становится вполне сопоставимым с европейским. Произведения, созданные в этот период крупнейшими русскими мастерами, не уступают лучшим творениям западных художников. В это время в Россию из Франции проникают идеи Просвещения, которые становятся философской базой классицизм (см.глоссарий) - главенствующего стиля эпохи. Психоанализ - общая теория и метод лечения нервных и психических заболеваний, предложенные 3. Фрейдом, одна из теоретических основ фрейдизма. Основные положения психоанализа следующие: господствующее над психикой бессознательное задерживается в глубинах психики «цензурой» - психической инстанцией, образованной под влиянием системы общественных запретов. В особых «конфликтных» случаях бессознательные влечения «обманывают» цензуру и предстают перед сознанием под видом сновидений, оговорок, описок, невротических симптомов (проявлений заболевания) и т. п. Рационализм (от лат. ratio – разум) – направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности. Реализм (лат. realis -вещественный, действительный) – направление в искусстве и литературе 19-20 века, ставившее перед собой задачи реального отображения действительности в её типичных формах, конфликтах и характерах. В широком понимании реализм - основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилями и эпохам. Стендаль, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Твен, А. П. Чехов, Т. Манн, А. И. Солженицын… Ренессанс (Эпоха Возрождения) - период в европейской культуре после средневековья, связанный с утверждением гуманистической философии и попытками возрождения античной культуры и искусства. Реформация - (от лат. reformatio – преобразование) – широкое антикатолическое движение за обновление христианской веры, обратившееся против папства. Ритуализированный этикет, «Ли» - одно из центральных понятий конфуцианства (см. глоссарий). Означает почтительность, нормы общежития, церемониал; включает широкий круг правил, регламентирующих по существу, все сферы общественной жизни, начиная от семьи и включая государственные отношения, а также отношения внутри общества – между отдельными людьми и различными социальными группами. Рококо - (франц. rococo, от rocaille —ракушки, завиток) – изысканный стиль в европейском искусстве первой половины 18 в. с господством мифологических, пасторальных и эротических сюжетов. Романский стиль - первый общеевропейский художественный стиль. Храмы в романском стиле - «крепости Бога» с низкими сводами и толстыми стенами. Романтизм - направление в искусстве конца 18 – начала 19 в., выступающее против канонов классицизма и характеризующееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств (часто трагических, связанных со смертью, но при торжестве любви). Представители : Т. А. Гофман, В. Скотт, Дж. Байрон, В. Гюго, А. Мицкевич, Э. По, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев. Самоорганизация - процесс возникновения макроскопически упорядоченных пространственно - временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в неравновесных состояниях. Семиотика (греч. - знак) - дисциплина, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем.Согласно Ю. М. Лотману, под семиотикой следует понимать науку о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения. Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы: синтаксис (синтактика) изучает внутренние свойства систем знаков безотносительно к интерпретации; семантика (от др.-греч. σημαντικός — обозначающий) рассматривает отношение знаков к обозначаемому, это раздел языкознания, изучающий значение единиц языка. Также «семантикой» может обозначаться сам круг значений некоторого класса языковых единиц (например, «семантика глаголов движения»). прагматика исследует связь знаков с «адресатом», то есть проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует, их полезности и ценности для интерпретатора. Серебряный век - эпоха рубежа XIX-XX столетий в русской культуре. В это время формируется свойственное грани веков состояние раздумья: с одной стороны, ощущение заката некогда величественной культуры (золотого века), с другой - предчувствие нового расцвета. Символизм - направление в европейском и русском искусстве конца XIX-начала ХХ вв., проникнутое мистицизмом, таинственностью, стремлением постичь мир с помощью символов. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм (см. глоссарий) и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представлялось лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения. Представители: Ш. Бодлер, С. Малларме, П.Верлен, А.Рембо, М.Метерлинк, Р.М.Рильке, В.Брюсов, А.Блок, З.Гиппиус, В.Мережковский, Ф.Сологуб, А.Белый, К.Бальмонт, Вяч. Иванов, Леся Украинка (литература); М.Врубель, М.Чюрленис, «Алая роза», «Голубая роза» (живопись); А.Скрябин (музыка). Синкретизм - слитность, нерасчленённость, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо. Система (греч.- целое, составленное из частей) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Соборность - важнейшее понятие, характеризующее русское своеобразие. «Соборность – это свободное единение людей в любви к Богу и к друг другу» (А.С. Хомяков). С.- единение людей как на молитве в соборе. Софистика - философское течение, объявлявшее все истины относительными, а суждения человека (граждан полиса) мерой всех вещей (истины, той или иной добродетели). Общим для софистов (платные учителя мудрости (риторики) был религиозный скепсис. Социализация - гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы ценностей общества, позволяющего ему успешно функционировать в качестве его члена. Термин «социализация» относится к самому процессу и механизмам, с помощью которых люди обучаются правилам поведения в обществе, т.е. к тому, что говорится, кому, когда и в каком контексте. Социо-гуманитарные науки- науки об обществе и человеке. Дисциплинарно оформились они в к. ХIХ- нач. ХХ в.в. К с.-гум. Относятся следующие дисциплины: социология, история, политология, экономика, культурология, психология, социально-историческая антропология, лингвистика. Методы с.-гум. наук основываются частично на методах естественных наук, при этом имеют собственную специфику. В.Дильтей указывал на принципиальное расхождение «наук о духе» и «наук о природе», так как наше «я» и мир связаны глубинными фундаментальными отношениями. И значит, постижение социального и человеческого возможно лишь благодаря погруженности в культурно-историческую действительность, знаки и символы которой служат зримыми свидетельствами происходящих событий. А расшифровка последних требует понимания в большей мере, чем объяснения. Социодинамика культуры - раздел теории культуры, изучающий изменения, которые происходят в культуре и человеке под воздействием внутренних и внешних сил. Соцреализм - основной мировоззренческий метод художественного творчества, использовавшийся в искусстве Советского Союза начиная с 1920-х годов, а затем и в других социалистических странах, внедряемый в художественное творчество средствами государственной политики, в том числе цензурой, и отвечающий решению задач построения социализма. Соцреализм был призван отражать в искусстве события и героев, которые несут в себе прообразы светлого будущего социалистического общества. Представители : М.Горький, М.Шолохов, Н.Островский, Д.Фурманов, М.Шагинян (литература); А. Дейнека, П.Кончаловский (живопись), В.Мухина (скульптура). Стохастичность - непредсказуемость, случайность. Субкультура - культура локального сообщества (демографического или социального слоя), характеризуемая общностью цели, функциональной направленности, образом мышления, общей деятельностью, идеологией, лексикой, атрибутикой и др. воплощающая в себе особенности образа жизни представителей этого сообщества, отличия их мышления и поведения от общенациональных культурных стандартов (молодежная субкультура, корпоративные субкультуры, субкультура преступного мира, религиозной секты и др). Сублимация - (лат.возвышаю) - переключение энергии с социально неприемлемых (низших, низменных) целей и объектов на социально приемлемые, одобряемые (высшие, возвышенные). Согласно 3. Фрейду - это процесс, заключающийся в том, что влечение (либидо) переходит на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения, а энергия инстинктов преобразуется в социально приемлемую, нравственно одобряемую. Через призму С. Фрейдом рассматривается формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки, развитие человечества. Супрематизм – художественно-философская система, созданная К. Малевичем. Он считал, что задача искусства - проектировать окружающую среду, а не воспроизводить ее формы. Такая позиция привела художников к отказу от изображения предметных форм. Малевич стал родоначальником геометрической абстракции. Схоластика - (от лат. chola – школа) – «школьная философия», т.е. философия, предназначенная для широкого обучения людей основам христианского мировоззрения. Схоластика является преемницей христианской апологетики и патристики. Схоластика формировалась в период господства христианской идеологии (9- 13 века; 14 – 15 века; 15 – 16 века). Сюрреализм - направление модернизма; исходит из того, что художник в своём творчестве должен опираться на бессознательное, связанное со сновидениями, галлюцинациями, воспоминаниями младенческого возраста и т.п. Самый яркий представитель- С.Дали. Табу - первые запреты, направленные на блокирование разрушительных для общества и самого человека агрессивных и сексуальных инстинктов, сосредоточенных в глубинах бессознательного. Древнейшими являются табу на убийство вождя (отцеубийство) и табу на инцест (кровосмешение). Тезаурус - некое внутреннее «сокровище» (совокупность знаний, идей, образов), позволяющее адекватно воспринимать культуру. По аналогии с понятием «тезаурус» словаря - те средства, с помощью которых данный словарь трактует термины. Теория Вызов-Ответ (теория круговорота локальных цивилизаций) - культурологическая концепция историка А. Тойнби (1889-1975). Теоцентризм - это учение о том, что определяющей реальностью является Бог, а не природа. Бог – сверхъестественен, но он реально существует, и на основе глубокой и искренней веры в него, возможно установление контакта и отношений с Богом. Термы — античные бани в классической Греции — при больших домах и гимназиях; в период эллинизма (см. глоссарий) ими пользовалось всё население города. В Древнем Риме термы возникли по греческому образцу и стали центрами общественной жизни. Техника - от греческого слова «techne», означающего искусство, мастерство, умение. В технике воплощено единство духовного и материального. С одной стороны, это система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности (орудия, машины, механизмы, средства управления, добычи, хранения, переработки вещества, энергии и информации; коммуникативные системы, бытовые приборы и т.п.), с другой определенная совокупность навыков и умений в любом виде деятельности. Техногенность- выдвижение техники и технологии на первый план, приоритетное, господствующее место в системе накопленных человечеством ценностей, составляющих духовное, культурное содержание цивилизации, когда доминирование техники и технологии как ценностных ориентаций подчиняет себе все другие стороны жизни людей, а технократизм как стиль мышления становится главным в определении характера и типа цивилизации. Технология - совокупность операций по целенаправленному использованию техники. Техносфера - область действительности (в т.ч. культуры), для которой характерно применение техники. Тип – это идеальная, абстрактная конструкция, которая в обобщенном виде выражает существенные черты культур, признаки, принципы существования, отвлекаясь от специфических особенностей. Тип культуры - сходство, общность, то, что объединяет отдельные культуры в одно множество культур и отличает это множество культур от других. Типологизация культуры – это метод научного познания, с помощью которого всё многообразие культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы. Культурология предлагает следующие типологические подходы (указаны некоторые): -хронологическая типология (культура древнего мира, средневековая культура ); - формационный подход (первобытно - общинная, рабовладельческая …); -типология на основании процесса овладения человеком конкретным природным материалом (культура каменного века …); -типология по религиозному принципу (конфуцианско- даосская, исламская… ). Тоталитаризм (от лат. totalis) – «весь, целый, полный». Политический режим, при котором любые партии, кроме правящей, возглавляемой вождем, лидером организации и государства, как правило, запрещены. Права и свободы личности при тоталитаризме существенно ограничены. Тотемизм – представление о родственной связи всех членов рода с каким-то видом животных или растений. Это животное или растение являлось тотемом данной группы людей. Традиция (лат передача) - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течении длительного времени. Это образцы поведения: обычаи, ритуалы, способы и приемы деятельности. Традиция представляет собой консервативное начало, обеспечивающее стабильность общественного порядка. Традиция культурная - выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который аккумулируется и воспроизводится путем пространственно – временной передачи. Универсалии - (от лат. universalis — общий) — общие понятия. В филос. проблеме онтологического и гносеологического статуса У. ставится вопрос о том, что такое реальное бытие, каким образом существует идеальное, как возможно рациональное понятийное познание, как соотносятся мышление и действительность, общее и единичное. Фетишизм - (лат. factitius – магически искусный) – культ неодушевленных предметов (фети́ш, или амулет (лат.), или оберег, или талисман (фр.)), наделенных, по мнению верующих, сверхъестественными свойствами. Флуктуация - случайное отклонение величин, способное оказать существенное влияние на эволюцию системы. Фовизм - направление во французском искусстве начала ХХ в., абсолютизирующее яркие цветовые сочетания, чистый (“дикий”) цвет и динамичность рисунка. К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов, интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Форма культуры - система ценностей и норм, выступающих регуляторами определенного типа социальных действий и выполняющих роль социальной памяти. Форма культуры - система ценностей и норм, выступающих регуляторами определенного типа социальных действий и выполняющих роль социальной памяти. Форум - в Древнем Риме площадь или рынок; соответствует древнегреческой агоре. Римский Форум - главный центр политической, религиозной, административной и торговой жизни в период республики. Возник в 6 в. до н.э. в долине у подножия холмов Палатин и Капитолий, был окружён со всех четырёх сторон портиками, торговыми лавками. На Форуме собирались комиции (народные собрания), заседал сенат, хранилась казна и архив, находились наиболее почитаемые храмы. Через этот Форум проезжали триумфаторы. Со второй половины 1 в. до н.э. жизнь на Римском Форуме замирает; возникают новые, императорские Форумы: Юлия Цезаря, Августа, Нервы, Трояна. Форумы сооружались и в других римских городах и колониях. Фрейдизм - название теории, философское обобщение метода психоанализа (см. глоссарий). Назван так по имени 3. Фрейда (1856 - 1939), австр. врача - невропатолога и психиатра. Фрейд, исследуя причины патологических процессов в психике, пришёл к выводу о том, что поведение человека управляется особыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания (Бессознательное). |