Умкд. Учебнометодический комплекс дисциплины культурология для студентов всех специальностей
Скачать 289.72 Kb.
|
Христианство - одна из трех мировых религий (вместе с буддизмом и исламом). Названа по имени ее основателя Христа. Возникло в начале Iв. в Палестине. В IVв. Стало господствующей религией Римской империи. Х. как и ислам, наследует из иудаизма идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, по отношению к которому все существа и все предметы являются его творениями. В основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который своей мученической смертью искупил грехи человечества; вера во второе пришествие Христа, в страшный суд, в небесное воздаяние и установление Царства Божьего. Художественный образ- первоэлемент искусства, создаваемый профессионалом-творцом. Ценность - термин, указывающий на социокультурное значение определенных явлений действительности. Цивилизация (лат. civilis - гражданский)- динамическая система взаимосвязанных социально-экономических, политических, идеологических и других процессов, существующих на определенной стадии исторического развития. Ц.-это уровень социально-общественного, государственно-правового, хозяйственно-экономического и материально-технического развития общества. В XVII-XVIII веках «цивилизованность» понималась как противоположность «дикости», обозначая определённую стадию развития человеческого общества. В XIX веке под цивилизацией стали понимать не только исторический процесс, но и уже достигнутое состояние общества, определённую стадию его развития. Л. Морган, Ф. Энгельс рассматривали цивилизацию как ступень социального прогресса, следующую за дикостью и варварством. К концу XIX века вошло представление о цивилизации как о совокупности материальных и социальных благ, доставляемых человеку развитием общественного производства. Возникла тенденция противопоставлять культуру и цивилизацию, рассматривать их как противоположности (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Г. Маркузе и др.). С этой точки зрения культура есть внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация – лишь внешняя материальная оболочка культуры. Шатровый стиль - стиль церковного зодчества, сложившийся в Московском княжестве в XVI в. и отличающийся устремлённостью ввысь, торжественностью. Шок культурный - первоначальная реакция индивидуального или группового сознания на столкновения индивида или группы с инокультурной реальностью. Эзотерика -тайное, сокровенное знание, а также учения мистического характера, опирающиеся на личный мистический опыт. Эклектика - неорганичное соединение разнородных элементов, например, взглядов философов предшествующих эпох. Экспрессионизм - одно из самых сложных течений модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века преимущественно в Германии и Австрии. Э.признает единственной реальностью субъективный мир человеческих ощущений, а задачей искусства – выражение разочарования, недовольства всем происходящим. Экспрессионизм возник как острая, болезненная реакция на несовершенства капиталистической цивилизации, Элитарная культура (от французского «лучший», «избранный», «отборный», «культура для избранных»)- субкультура привилегированных групп общества, отличающаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом. Формирование элитарной культуры связано с образованием круга «избранных» – тех, кому такая культура доступна и кто выступает ее носителем (культурной элиты).Это понятие противоположно понятию «массовая культура» (см.глоссарий). Эллинизм – заключительная эпоха в развитии античной культуры. Время распространения греческой (эллинистической) культуры на большой регион от Испании до Индии в процессе завоеваний Александра Македонского. Эмпиризм - (от греч.еmperia – опыт) – направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считало источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего научно организованный опыт или эксперимент. Энкультурация - вхождение индивида в конкретную форму культуры. Основное содержание энкультурации состоит в усвоении особенностей мышления и действий, моделей поведения, составляющих культуру. Энтелехия (греч. entelecheia) - целеустремлённость, целенаправленность как движущая сила, активное начало, превращающее возможность в действительность. Религия - такая форма построения модели мира, при которой основой выступает создание системы определённых правил и догм, соблюдение которых гарантирует человеку гармонию существования. Главным условием такой гармонии является вера. Контакт человека с окружением является пассивным. Энтропия (от др.-греч. ἐντροπία —поворот, превращение) — мера беспорядка системы, состоящей из многих элементов; мера вероятности осуществления какого-либо о состояния; мера неопределённости какого-либо опыта (испытания), который может иметь разные исходы, а значит, и количество информации; в исторической науке понятие энтропии применяется для экспликации (раскрытия) сущности феномена альтернативности истории , ее инвариантности (неизменности, единственности определенного хода событий) и вариативности . Эсхатология – учение о конечных судьбах мира и человека. Этнос – исторически сложившаяся устойчивая группа людей (племя, народность, нация), говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, единый уклад жизни, комплекс обычаев, традиций и отличающаяся этим от других народов. Этос- общая характеристика культуры какой-либо социальной общности или отдельного человека, выражающаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения. Язык- система знаков, с помощью которых осуществляется человеческое общение, мышление и самовыражение. Я.- это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации. Сущностью языка является то, что он расчленяет мир на дискретные понятия, т.е. присваивает отдельным элементам мира определенные значения и особым образом их классифицирует. Список литературы Основная: 1.Назарбаев Н.А. «НА пороге ХХI века». – Астана, 2016 2. Назарбаев Н.А. «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». – Астана, Ак Орда, 2017 / http://www.akorda.kz/ru 3. Назарбаев Н.А. «Взгляд в будущее». – Астана, 2017. 4.Бейсенова Г.А. «Проблемы глобализации и идентичности» – А., Print, 2009. 5. Бейсенова Г.А. «Проблемы образовательного знания в диспозитиве культуры». – Алматы: Искандер, 2005. 6. Барнард Алан. «Антропология тарихы мен теориясы»/пер. на каз.яз. Под руков. Кульсариева А.Т., Масалимова А.Р. – А., 2017. 7. Ғабитов Т.Х. «Қазақ мәдениетінің тарихы: оқу құралы». – Алматы: Қазақ университеті, 2016. 8 Габитов Т.Х. «Казахи: Опыт культурологического анализа». – Saarbrücken: Germany Academic Publishing GmbH & Co. Кg lap lambert. - Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121. - KG LAP LAMBERT, ГЕРМАНИЯ, 2012. 9. Габитов Т.Х., Абдигалиева Г.К., Исмагамбетова З.Н. «Философия культуры»: Учебник для студентов вузов и колледжей. – Алматы: Эверо, 2013 10. Ғабитов Т.Х., Затов Қ. «Қазақ мәдениетінің рухани кеңістігі». - Алматы: Раритет, 2013. 11. Габитов Т.Х., Муталипов Ж., Кулсариева А. «Культурология». - Алматы, Раритет, 2008. 259 12. Tursun Gabitov. «Actual Problems of Kazakh Culture. Kazakh Culture Challenges». - Саарбрюкен: Ламберт. - Publishing, 2016. 13. Жолдубаева А.К. «Культурология: практикум». - Алматы: Казну им.аль-Фараби, 2014. 14. Карабаева А.Г. «Эпистемологические этюды». – Монография. - А., Қазак университеті, 2016. 15. Молдабеков Ж.Ж. «Қазақтану». - Алматы, 2015. 16. Молтобарова К.И. «Мәдениеттану». - А, 2018. 17 «Наследие аль-Фараби и формирование нового интегрального мировоззрения.коллективная монография»./ под общей редакцией З.К. Шаукенова. – Алматы: 2012. 18.. Нуржанов Б.Г., Ержанова А.М. «Культурология». - Алматы, 2011. 19. Нуржанов Б.Г. «Модерн. Постмодерн. Культура». – Алматы, 2012. 20.Раев Д.С. «Влияние тюркской цивилизации на средневековую европейскую культуру»//Известия Казахского университета международных отношении и мировых языков имени Абылай хана, №4 (26), 2016. (с.13-21). 21.Сарсенбаева З.Н. «Этнос и ценности». – 2-е изд. перераб. и доп. – Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОНРК, 2018. 22. Старр С.Ф. «Утраченное Просвещение: Золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до времен Тамерлана». – М.: Альпина Паблишер, 2017. Дополнительная: 1. Акимбеков С.М. «История степей: феномен государства Чингисхана в истории Евразии». – Алматы: ТОО «Институт Азиатских исследований». 2-е издание, исправленное и дополненное, 2016. 2. Акимушкин О.Ф. «Средневековый Иран: культура, история, филология». – СПб, 2004. 3. Грушевицкая Т.Г. «Культурология»: учеб.пособие /Т.Г.Грушевицкая, А.П.Садохин. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2015. 4. Данильян О.Г. «Культурология»: учебник /О.Г.Данильян, В.М.Тараненко. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2014. 5. Даукеева С. «Философия музыки Абу Насра Мухаммада аль-Фараби». – А., 2002. |