Главная страница
Навигация по странице:

  • Православие

  • Необходимость этической регламентации поведения и деятельности социального работника

  • 1.2 Требования Образовательного стандарта специальности «Социальная работа» (по направлениям) к знаниям и умениям выпускника в области этики социальной работы

  • Характеристика

  • Основные функции профессиональной этики

  • 1.1 Права человека и человеческое достоинство, социальная справедливость как основополагающие принципы социальной работы

  • 1.2 Основные принципы профессионального по­ведения социальных работников

  • Учебнометодический комплекс для студентов социальнопедагогического факультета (специальность 186 01 01 Социальная работа) Брест


    Скачать 0.85 Mb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс для студентов социальнопедагогического факультета (специальность 186 01 01 Социальная работа) Брест
    Дата09.02.2023
    Размер0.85 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаumk_etika_sr.doc
    ТипУчебно-методический комплекс
    #928561
    страница4 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Ветхий Завет. Моральные принципы и нормы: требование делать добро, наказание за грехи и преступления (убийство Каином брата); стыдно быть жестоким, равнодушным, эгоистичным; запрещены самосуд, кровная месть, племенная вражда, которые могли стать массовыми и привести к уничтожению рода.

    Исход. Пророк Моисей получает от Бога 10 заповедей, которые составляют основу совместного существования людей: почитай Бога, не убий, не укради, не прелюбодействуй, не завидуй, не лги, почитай отца своего и мать свою, возлюби ближнего своего как самого себя. Православие, как ветвь христианства, является наднациональной религией и не разделяет людей ни по каким признакам, кроме веры. Проповедует братские отношения, заботу друг о друге, миролюбие и др. Один из главных принципов: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон». В той или иной формулировке данный принцип встречается у всех народов, что говорит об универсальности и всеобщности нравственного закона. Православная доктрина помощи ближнему основана на идее спасения души, обретения Царства Божия, а не необходимости выживания, что изменяет ее сущность. Человек стал главной ценностью в христианском учении о добре и зле.

    Целостная система этических воззрений на поведение в обществе и семье изложена в одном из первых светских кодексов – «Поучение В. Мономаха» (1099 г.). Основные нравственные идеи:

    – проявлять заботу о нищих, слабых, сиротах, вдовах;

    – защищать слабых от притеснения сильных;

    – восстанавливать социальную справедливость;

    – быть вежливым, приветливым ласковым;

    – почтительно обращаться с иноземцами;

    – быть верным данному слову и др.

    В 16 веке продолжается отстаивание основных моральных принципов и норм, изложенных ранее в православии и светских поучениях. Наиболее известны наставления монаха Сильвестра сыну («Домострой»). Основные нравственные идеи:

    – соблюдать все заповеди, быть искренним и терпеливым;

    – заботиться о ближних и помогать странствующим;

    – не осуждать других;

    – хранить чистоту телесную и ненавидеть пьянство;

    – учиться знаниям и приобретать всякие умения;

    – не делать другому того, чего сам не любишь и др.

    В 18 веке изданы правила этики и этикета «Юности честное зерцало», адресованные любой категории молодых людей. Важным считается «оказание почтения всякому человеку вообще», проявление нравственных качеств, выполнение долга, терпимость, прощение слабости, соблюдение правил поведения в общественных местах и др.

    Этика помощи нуждающимся людям нашла свое отражение и в работах философов, особенно русских. Большинство из них были людьми верующими, поэтому связывали свои этические понятия с православием. Так, П.Я. Чаадаев утверждал идею обязательного совершения благодеяния, через которое нравственно совершенствуется сам благотворитель. Основа человеческого счастья – альтруистическое сознание и поведение: «Жить для других значит жить для себя. Вы хотите быть счастливыми? Так думайте как можно меньше о собственном благополучии, заботьтесь о чужом…». Человек, заботящийся только о себе, по мнению П.Я. Чаадаева, мертв. Примечательно, что П.Я. Чаадаев не носил перстней, так как они напоминали ему рабство, «заколдованный круг, в котором тонет Россия».

    Идея о доброте как естественном состоянии человека принадлежит Н.Г. Чернышевскому. Делать людям добро – это обусловлено природой человека и закреплено историческим опытом поколений. Философ Н.К. Михайловский отстаивал идею о человеке как высшей ценности общества. Поэтому общество обязано заботиться и служить человеку. Однако и человек призван служить обществу, совершенствуясь как личность и помогая совершенствоваться ближнему. Чем совершеннее каждый человек, тем выше общественный прогресс.

    Известный философ В.С. Соловьев был убежденным сторонником того, что бессмертие невозможно без нравственного совершенствования личности. Человек выделился из животного мира благодаря стремлению не просто «жить по природе», а жить как должно, сообразно совести, которая для человека играет роль закона. Трудность нравственного вопроса заключается в том, что устанавливаются лишь запреты на то, что делать не надо, и мало говорится о том, что должно. Исполнение нравственного закона требует от человека постоянной борьбы с самим собой, поскольку сознание долга еще не гарантирует его выполнения, а нравственности, воспринимаемой формально, явно недостаточно. В отличие от Н.Г. Чернышевского, В.С. Соловьев считает человека изначально греховным (в силу своей биологической, животной природы), однако обращение к Богу может помочь ему преодолеть себя. Человек может стать добрее и совершеннее, отрекаясь от собственной натуры и полагаясь на волю Божью. Это – подвиг, который личность должна совершить осознанно. Вера в бога – это вера в добро, справедливость, которой не дают природа и разум.

    Таким образом, этические воззрения древних славян, труды православных богословов и светских философов практически не противоречили друг другу. Для духовной этики главное – неукоснительное соблюдение заповедей как долга перед Богом и для спасения собственной души. Светские авторы поддерживают эту идею (жить для других значит жить для себя), но в их взглядах более четко прослеживается мысль о ценности человека как личности, имеющей право на счастье, свободу поступков и выполняющей долг прежде всего перед собой.
    ЛЕКЦИЯ 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ


      1. Необходимость этической регламентации поведения и деятельности социального работника

    Каждая профессия формирует у ее носителей не только профессиональные навыки, но и определенные черты личности, и отношение к содержанию своей деятельности, которые соответствуют требованиям профессиональной морали. Профессиональная мораль лежит в основе всех других аспектов профессиональной деятельности, так как является частью морали общества.

    Профессиональ­ная этика – наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обес­печивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности.

    Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности, возникла в глубокой древности. Пер­вые этические требования к действиям специалиста можно встретить в древнеегипетском манускрипте «Наставления на­чальника города и визиря Птаххеттепа», датируемом III тысячелетием до нашей эры. В числе прочих требований к работникууказывается на необходимость добросовестного и качественного выполнения своих обязанностей, поскольку такое отношение к труду – залог будущей высокой должности и богатства. Возникновение первых целостных профессиональных этических комплексов специалисты относят к периоду возникновения ремесленных цехов в XI-XII веках. Именно в этот период в цеховых уставах появляются этические требования, регламентирующие отношение к профессии, труду, товарищам по работе и т.д.

    Необходимость этической регламентации деятельности особенно отчетливо выступает в профессиях с высокой степенью индивидуализации труда, имеющих большое значение для всех членов общества, например, учительская, врачебная деятельность.

    В своей практической деятельности специалисты нуждаются не только в нравственных ориентирах, определяющих основное направление их деятельности, но и в правилах повседневной деятельности, без соблюдения которых невозможно реализовать моральные нормы и принципы.

    Этика в социальной работе – не конечный продукт, а одна неотъемлемых составляющих повседневной деятельности специалиста. Глубокое знание норм и принципов профессиональной этики, неукоснительное, творческое применение их в повседневной деятельности помогает социальному работнику осуществлять сотрудничество с клиентами, их близкими, коллегами, представителями общественных, государственных и негосударственных организаций и учреждений.

    Необходимость этической регламентации деятельности работников социальной сферы обусловлена рядом факторов (Г.П. Медведева).

    1. Деятельность государства приобретает в официальных документах все большую социальную направленность, т.е. при определении приоритетов развития все более и более учитываются потребности человека как высшей ценности общества. Неотъемлемой сферой деятельности любого цивилизованного общества становится создание и совершенствование эффективной системы социальной защиты, основной целью которой является оказание всесторонней разовой и/или постоянной помощи индивиду (группе), попавшему в трудную жизненную ситуацию, с целью обеспечения наиболее полной его самореализации. Принципы соблюдения прав человека и социальной справедливости являются основополагающими для любого цивилизованного государства.

    2. Усиливается стремление в обществе привнести критерий этической оценки в самые разнообразные отрасли профессиональной деятельности. Важнейшим является вопрос совершенствования взаимоотношений людей, связанных профессиональной деятельностью, – стремление строить деловые и межличностные отношения на конструктивной основе, умение регулировать профессиональное поведение в различных ситуациях.

    3. Общее падение духовности и нравственности в обществе, утрата положительных ценностных ориентаций не может не сказаться и на нравственном облике конкретных социальных работников как членов социума. Свидетельством этому является стремление некоторых из них заработать больше при меньшем напряжении сил, ограничиться выполнением профессиональных обязанностей, забывая о моральном и профессиональном долге, сделать карьеру посредством подношений и лести…Такое поведение противоречит стандартам социальной работы, и даже единичные его проявления снижают планку доверия в обществе к одной из самых гуманных профессий.

    4. Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической совокупностью идеалов и ценностей, содержит в себе особые ситуации и противоречия, которые следует разрешать на этической основе. Это обстоятельство вызывает необходимость более жестко придерживаться в социальной работе моральных принципов и норм, особенно когда не действуют (или действуют слабо) внутренние этические императивы ее представителей. Угощение, предлагаемое клиентом в виде приглашения на чай – это благодарность за оказываемые услуги или призыв к неформальному общению? Постоянная апелляция ветерана войны к своим боевым подвигам – это проявление гордости за себя или желание доказать свое право внеочередного получения помощи?

    5. Труд социального работника предполагает единство его квалификации и особых духовных качеств, готовность безукоризненно исполнить свой профессиональный долг по защите прав человека. В отличие от большинства других видов деятельности, социальная работа проводится не просто с людьми, а с людьми особыми, имеющими серьезные проблемы, связанные с затруднениями в осуществлении жизнедеятельности. Нередко клиенты не только сами не обладают нравственными качествами, но и провоцируют работника на нарушение нравственных норм. Для успешной работы от специалиста требуется не формальный подход, а умение понимать своего клиента, быть чутким и деликатным, обладать этическими навыками, что позитивно отразиться на эффективности социальной работы, ее социальной значимости, престиже и статусе.

    6. Задача этической оценки деятельности в социальной работе не была столь насущной, когда она выступала как благотворительность, акт милосердия со стороны частных лиц или их объединений. В этот период благотворительная деятельность регламентировалась главным образом идеологией православия, обычаями и традициями, устремлениями самих благотворителей. Такие заповеди как «возлюби ближнего своего как самого себя», являлись достаточными для повседневного обихода. Однако в настоящее время, когда социальная работа стала профессиональной деятельностью, появилась потребность в том, чтобы этические нормативы в сфере социальной защиты населения были бы формализованы, так как институт социальной работы в конечном счете выполняет важнейшую для государства и общества задачу – стабилизации и сохранения социума, поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его дальнейшего развития.

    7. В условиях безработицы, низкого уровня оплаты труда работников бюджетных организаций (к которым относятся и социальные службы) в социальную работу порой приходят люди случайные, морально не готовые к данному виду деятельности. Они ставят перед собой цель лишь пережить тяжелые для них времена, стремятся иметь хотя бы какую-нибудь работу и стабильный источник средств к существованию. Такие социальные работники, не имея соответствующей мотивации к труду, выполняют свои профессиональные обязанности лишь в меру внешней необходимости, не руководствуясь при этом соображениями гуманности своей миссии, внутренней потребностью помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

    8. Каждое государство шло к нынешнему состоянию социальной защиты своим путем, учитывая местные условия, потребности населения и возможности их удовлетворения, национальные интересы, менталитет народа, сложившиеся традиции благотворительности и др. В связи с этим зарубежный опыт социальной работы не всегда возможно применить в условиях нашего общества, поэтому необходима разработка национальных этических кодексов, соответствующих конкретным условиям.

    9. Социальная работа не может в полной мере разделить с государственными структурами, местными органами власти те приоритеты, ценности, способы решения проблем, которые ими используются. Например, интересы рыночной экономики, которая подчиняется закону извлечения наивысшей прибыли. Ее последствия – это такие негативные явления, как безработица, обнищание значительной части населения, «не вписавшегося» в рынок и т. д. Социальная же работа призвана оказывать помощь всем, кто в ней нуждается, причем отдает предпочтение индивидам, не востребованным экономикой и не имеющим возможности самостоятельно решать свои проблемы.

    10. Социальная работа относится к видам профессиональной деятельности с высокой степенью индивидуализации труда. Это не значит, что социальный работник полностью предоставлен самому себе, неподконтролен и неподотчетен, но деятельность его чаще всего может быть проконтролирована только косвенно, поскольку осуществляется она один на один с клиентом. Это обстоятельство требует от социального работника строгого соблюдения этических норм и правил общения с клиентом и его социальным окружением.

    Этические проблемы возникают во всех сферах деятельности социального работника: в проводимых исследованиях, в сфере практической деятельности по оказанию услуг, во взаимоотношениях с коллегами и с представителями «внешних» по отношению к системе социальной защиты учреждений и организаций, со спонсорами, в сфере разработки и формирования социальной политики, в преподавательской деятельности. Его усилия принесут пользу только в том случае, если на всех уровнях своей работы он будет руководствоваться прежде всего этическими нормами и правилами.
    1.2 Требования Образовательного стандарта специальности «Социальная работа» (по направлениям) к знаниям и умениям выпускника в области этики социальной работы
    Выпускник должен знать:

    – этические ценности социальной работы;

    – теоретические основы этики социальной работы;

    – ценности и принципы профессиональной морали социального работника;

    – основные положения кодекса этики социальной работы, этические нормы, правила и стандарты взаимодействия с клиентами, коллегами, социальными службами, этические обязательства социального работника перед профессией и обществом в целом;

    – особенности этического регулирования социальной работы с различными категориями клиентов.

    Выпускник должен уметь:

    – оценивать на соответствие моральным нормам и принципам поведение, действия и отношения социального работника с другими субъектами социальной работы;

    – проводить работу с подчиненными и клиентами по повышению этического сознания в действиях по реализации этических ценностей социальной работы;

    – прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллективов в соответствии с этическими нормами и принципами;

    – подходить к решению проблем клиентов, сообществ и общества с позиции этических ценностей социальной работы;

    – свободно ориентироваться в профессиональной деятельности с учетом усвоенных знаний о ценностях и этических принципах социальной работы.


      1. Характеристика профессионально-этической системы


    Сущность профессиональной этики может быть представлена следующими положениями.

    1. Профессиональная этика, как и этика вообще, не разрабатывается, а вырабатывается постепенно в процессе повседневной совместной деятельности людей на основе общей морали. Она является открытой саморазвивающейся системой. Основными детерминантами профессиональной этики являются:

    – тип общества, уровень развития человеческого сознания

    – господствующая в обществе система моральных отношений, идеалов, ценностей

    – особенности и уровень развития профессиональной деятельности.

    2. Чтобы быть достаточно эффективной формой регламентации профессиональной деятельности, профессиональная этика должна отражать сущность и специфику конкретной профессии, повышая результативность и качество деятельности.Цельюэтики социальной работы является обеспечение и поддержание социально одобряемых содержания и сущности профессиональной деятельности.

    3. Профессиональная этика систематизирует накопленный этический опыт, характерный для данного вида деятельности, обобщает его и совершенствует по мере совершенствования данного вида деятельности.

    4. Моральная регуляция не является автономным видом регуляции профессиональной деятельности. Она дополняет и усиливает действие других форм регуляции (зарплата), влияя на их смысл, содержание путем сопоставления целей, средств, результатов деятельности с представлениями о человеческом благе, добре, зле, справедливости и др.

    5. Профессиональная этика всегда ориентирована на содействие достижению социально-значимого результата профессиональной деятельности.

    6. Границы профессиональной этики достаточно широкие: не достаточно ориентироваться только на интересы какой-либо группы людей (клиентов), необходимо прогнозировать результаты своей деятельности для государства, общества в целом, особенно в условиях глобализации, и нести за них ответственность.

    7. Основными задачами профессиональной этики являются:

    1) воздействие на сознание специалиста с целью совершенствования его как личности и как профессионала;

    2) содействие наиболее полному и эффективному решению профессиональных задач.

    Этика социальной работы требует от специалистов служения интересам общества и профессии, клиентов и их групп. Профессиональная этика социального работника предписывает поиск резервов, использование всех возможных видов ресурсов – от социальных до личных ресурсов как самого социального работника, так и его клиента; однако допустимо это лишь в социально и профессионально одобряемых целях, но ни в коем случае не в корпоративных или личных корыстных интересах.

    Для социальной работы все большее значение приобретает вопрос о необходимости определения этических критериев индивидуальной и коллективной ответственности социальных работников. Любая профессиональная группа стремится к поддержанию и сохранению своих собственных узкопрофессиональных интересов: повышение престижа и статуса профессии, получение субсидий на развитие профессиональной деятельности и т.д. Однако реализация этих интересов будет оправдана лишь в том случае, если она будет находиться в русле решения профессиональных и социальных проблем. Поэтому усилия профессиональной этики социальной работы направлены на то, чтобы не допустить противоречия между корпоративными интересами и целями профессиональной деятельности, а также интересами общества и каждого его члена.

    Таким образом, объектом изучения этики социальной работы является профессиональная мораль специалистов, а предметом – возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социальных работников.

    Основными категориями этики социальной работы являются: профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.

    1. Этические отношения – это совокупность зависимостей и связей, которые заключаются в достижении общественного и личного блага путем трансформирования системы «человек-среда». Это отношения между: самими социальными работниками как членами коллектива, между социальными работниками и их клиентами; социальными работниками и социальным окружением клиентов, между социальными работниками и различного рода учреждениями, организациями, частными лицами, с которыми социальные работники связываются по поводу оказания помощи клиентам. Наконец, это отношения, возникающие между институтом социальной работы как одной из государственных структур и другими государственными организациями, государством в целом и обществом. Этические отношения в социальной работе существуют в форме требований, предъявляемых субъектами отношений друг к другу в части выполнения профессиональных обязанностей и долга; нравственных принципов, лежащих в основе социальной работы и подчиняющих себе всю деятельность; моральных качеств, которыми должны обладать и актуализировать в работе субъекты социальной деятельности; постоянного самоконтроля специалистов в их деятельности.

    2. Этическое сознание – субъективное отражение морали. Эта особая форма осознания специалистом социальной действительности получает специфическое нравственное обоснование: поведение и деятельность рассматриваются уже не с точки зрения их необходимости, а с точки зрения их моральной ценности. Высшим мерилом ценности поступка является благо общества и клиентов социальной работы, а значит, с точки зрения нравственности, и самого социального работника. В силу этого профессиональная деятельность конкретного социального работника, с точки зрения нравственности, является благом не только потому, что она необходима обществу или клиентам, а и потому, что она необходима самому социальному работнику, так как предоставляет ему возможность принести пользу и тем самым реализовать свои собственные нравственные установки.

    3. Этические действия – это действия и даже намерения совершить действие, которые могут быть оценены с позиций морали и нравственности. Социальный работник действует в ценностно ориентированном мире, где каждое действие может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т.е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле. Ответственность за разработку плана или программы этически приемлемых действий по реализации цели всегда полностью возлагается на социального работника. Несмотря на то, что клиент – полноправный участник обсуждения вариантов решения проблемы и даже обладает правом «вето», именно социальный работник определяет порядок действий и несет за это ответственность. Этика требует, чтобы специалист всегда информировал своего клиента обо всех этапах предпринимаемых действий, разъяснял их сущность.

    С точки зрения профессиональной этики важно рассмотреть категории цели, мотивов, средств, результата и легитимизации социальной работы.

    По мере развития представлений о сущности социальной работы изменяется понимание ее цели. Международная Федерация социальных работников (МФСР) обязуется каждые 10 лет вносить поправки в общее определение социальной работы, в котором отражается и основная цель деятельности. Так, в 2009 году было признано, что социальная работа ставит своей основной целью «обеспечить для каждого человека возможность максимально реализовать свой потенциал, сделать его жизнь более полной и предотвратить нарушения». В данной формулировке четко прослеживается направленность на человека как высшую ценность социальной работы.

    Учитывая, что в Беларуси профессиональная социальная работа проходит этап становления, она определяется как «профессиональная деятельность по социальному обслуживанию населения и социальной защите отдельных людей и социальных групп населения, страдающих социальной недостаточностью или повышенным риском таковой, посредством мер профилактики ограничений жизнедеятельности личности в социальной среде; реабилитации и ресоциализации; социальной помощи и поддержки» (Образовательный стандарт специальности «Социальная работа» (по направлениям), 2011). Акцент на социальном обслуживании населения и социальной защите отдельных людей и целых социальных групп указывает на то, что они выступают как объекты деятельности специалистов, пассивные «потребители» социальных услуг.

    Зададимся вопросом: что для человека большее благо: помочь ему стать самостоятельным и независимым, активизируя его внутренние ресурсы, или обслуживать и защищать его, совершенствуя способы и средства защиты? Ответ следует искать в сущностных характеристиках человека как личности. Клиент, как правило, формулирует свою цель более конкретно. Однако не всегда цель, поставленная клиентом, является достижимой. При этом социальный работник, оценивая этическую приемлемость цели, планируя конкретные действия по решению проблем клиента, берет на себя личную ответственность. В том случае, если социальный работник оценил возможную ценность результатов работы для клиента, его социального окружения, для общества как отрицательную, сочтет возможным не предпринимать действий по реализации данной цели или изменить цель, ондолжен тщательно аргументировать свое мнение и доказать его правильность клиенту.

    Мотивация.Социальный работник всегда воспринимает свою деятельность с точки зрения не только общечеловеческих или профессиональных ценностей, но и исходя из собственной системы ценностей, собственных понятий о морали и нравственности, собственных желаний. К нравственным мотивам его профессиональной деятельности следует отнести:

    – стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, быть нужным людям;

    – подчиненность чувству долга — человеческого, профессионального;

    – потребность в достижении определенных социально значимых идеалов;

    – реализация общечеловеческих и профессиональных ценностей и др.

    Однако следует отметить, что социальная работа в настоящее привлекает не только людей, делом жизни которых стало оказание помощи нуждающимся. В силу различных причин в социальную работу приходят люди, стремящиеся реализовать собственные интересы, а не оказать помощь людям. Такая деятельность также возможна, но она вызвана внешней мотивацией:

    – удобный по времени режим работы;

    – приемлемый размер заработной платы;

    – доступ к различным услугам, контактам;

    – удовлетворение повышенной потребности в общении и др.

    Как любая другая, деятельность социального работника может быть полимотивированной. Тогда этической оценке подлежат доминирующие мотивы, которыми он руководствуется при выполнении профессиональных обязанностей.

    Средства.Вопрос о соотношении цели и средств ее достижения является одним из ключевых вопросов этики. Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легитимные средства – от материальных до духовных. При выборе средств необходимо руководствоваться этическими принципами, главный из которых – «не навреди». Несмотря на то, что цель, поставленная работником, может быть высокоморальной, несоответствие ей средств, их аморальность может зачеркнуть все результаты деятельности. Для достижения поставленных целей необходимо выбирать только узаконенные, имеющие высокую моральную ценность средства. Роль «благородного разбойника» в социальной работе недопустима!

    Легитимизация. Под легитимизацией понимается то правовое обоснование, на которое социальный работник (специалист) или социальная служба официально опирается в своей деятельности. Это:

    – законы, касающиеся социальной работы

    – должностные инструкции

    – Положение о социальной службе

    – приказ или инструктивное письмо вышестоящего органа социальной защиты или местных органов власти, их решение и т. п. В любом случае это документ, содержание которого должно отвечать критериям нравственности и ни в коем случае не может противоречить общим целям и задачам, единым для всех социальных служб и системы социальной защиты в целом, действующему законодательству.

    Помимо официальных документов, регламентирующих деятельность социальных служб и конкретных социальных работников, должно существовать четкое и ясное соглашение между специалистом и его клиентом о характере и целях их взаимодействия, порядке совместных действий. Это может быть:

    – договор, заключенный клиентом или от имени клиента с социальной службой

    – заявление или другой документ, направляемый клиентом (или лицом, имеющим право представлять его интересы) в адрес социальной службы.


      1. Основные функции профессиональной этики


    Нравственные нормы, регулирующие профессиональное поведение и отношения, возникающие в процессе профессиональной деятельности, в социальной работе выполняют определенные функции. Функции этики профессиональной работы определяются множеством факторов, основными из которых являются сущность, содержание и направленность профессии.

    Классификация функций этики социальной работы осуществлена Г.П. Медведевой. Автор выделяет 3 группы функций.

    1 группа – социальные функции. Они соответствуют задачам социальной работы, которые возложены на нее обществом и государством: поддержание ценностного содержания профессии; посредничество и согласование интересов профессиональной группы и общества; создание и поддержание в обществе благоприятных условий для успешного функционирования данного вида деятельности; реализация социальной активности в рамках профессиональной деятельности.

    2 группа – профессионально-практические функции. Их суть состоит в оказании непосредственного влияния на эффективность и качество работы социального работника (специалиста). Они имеют первостепенное значение для самой профессиональной группы и включают в себя:

    превентивную – предохраняет, предостерегает социального работника от поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу;

    организационную – служит улучшению организации социальной работы, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессионального долга;

    регулятивную – вытекает из потребности регулировать поведение и действия социального работника в различных формальных и неформальных ситуациях с тем, чтобы они гармонично вписывались в деятельность всей профессиональной группы и соответствовали сущности профессии;

    координирующую – обеспечивает сотрудничество всех участников процесса оказания социальной помощи клиенту, основанное на доверии и взаимной помощи;

    оптимизирующую – способствует повышению эффективности и качества социальной работы, повышению статуса профессии в обществе, уровня его моральности;

    прогностическую – позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллективов, их этическое развитие;

    санкционную (контролирующую) служит средством социального управления поведением и действиями социального работника в ходе процесса в интересах дела.

    3 группа – нравственно-гуманистические функции. Они отражают то влияние, которое оказывает профессиональная этика на личность социального работника (специалиста) и клиента. К данной группе относятся:

    оценочная – дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и действия, цели и задачи участников процесса, их устремления и намерения, избранные ими средства достижения цели и конечные результаты;

    мотивационная – служит средством формирования социально и профессионально одобряемых мотивов деятельности;

    регламентирующая – направляет и обусловливает выбор социальным работником или социальной службой целей, методов и средств оказания помощи клиенту;

    воспитательная – служит средством воспитания и совершенствования личности как социального работника (специалиста), так и клиента и его социального окружения;

    коммуникативная – служит средством общения между специалистами и их клиентами;

    стабилизирующая – способствует стабилизации отношений социальных работников, между социальными работниками и клиентами и их близкими, между социальными работниками и представителями различных учреждений; способствует устранению, разрешению и сглаживанию противоречий, возникающих в процессе социальной работы между ее субъектами и объектами;

    информационная – приобщает социальных работников к системе ценностей профессиональной социальной работы и профессиональной морали;

    социализирующая – служит приобщению социального работника к господствующей в обществе системе ценностей и морали.

    Многообразие функций профессиональной этики социального работника обусловлено ее высокой социальной значимостью. Реализация функций должна осуществляться в соответствии с критерием моральности. Под критерием моральности (нравственности) понимается совокупность представлений о добре и зле, справедливости как содержании моральных требований к профессиональному поведению и действиям. Выделяют ряд критериев.

    1. Содействие общественному прогрессу. Социальный работник как профессионал обязан содействовать самореализации своего клиента, повышению его личностного потенциала. Соответственно, повышение потенциала личности ведет к повышению потенциала всего общества, что и будет способствовать социальному прогрессу.

    2. Формирование высоконравственной личности. Нравственными можно считать лишь те действия социального работника, которые ведут к формированию высоконравственной личности как его самого как специалиста, так и его клиента.

    3. Социальная целесообразность. Именно общество, основываясь на своих потребностях и возможностях, определяет, какие категории граждан и на каких условиях становятся клиентами социальных служб, какого рода услуги им могут быть предложены.

    4. Сотрудничество участников процесса. Нравственной можно считать только такую деятельность социального работника, которая приводит к активному сотрудничеству всех участников процесса, что влияет положительно на результаты взаимодействия, и повышает авторитет как социального работника и социальной работы в целом, так и клиента.

    5. Обеспечение всестороннего положительного влияния на участников процесса. Социальный работник оказывает многостороннее влияние в ходе своей профессиональной деятельности: одновременно воздействует на материальные условия жизни, психику клиента, причем вне зависимости от того, какая именно помощь клиенту требуется и оказывается, он может служить примером для коллег. Положительное влияние тем самым оказывается и на все общество, заинтересованное в максимальнойэффективности социальной работы.
    ЛЕКЦИЯ 3. ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
    1.1 Права человека и человеческое достоинство, социальная справедливость как основополагающие принципы социальной работы
    Социальная работа является деятельностью, осуществляемой в сложных формальных и неформальных ситуациях. При этом социальный работник должен учитывать, что несет этическую ответственность перед клиентом, его социальным окружением и обществом с момента принятия решения и до получения конечного результата во всей его полноте. В своей работе он должен руководствоваться принципами профессиональной этики – наиболее общими требованиями к поведению специалиста по отношению к тому или иному субъекту социальной работы. Цель принципов – поощрять социальных работников к осмыслению спорных вопросов и дилемм, с которыми они сталкиваются, принятию этически взвешенных решений в конкретных случаях.

    Одними из первых в мире документально оформили этические принципы работы социальные работники США, приняв в 1979 году «Кодекс этики Национальной ассоциации социальных работников США». Кодекс сводит воедино широкие этические принципы, отражающие ключевые ценности профессии, и устанавливает набор особенных этических стандартов, которыми следует пользоваться в проведении практики социальной работы. Этические принципы основаны на ключевых ценностях социальной работы: служении, социальной справедливости, достоинстве и значимости человека, важности человеческих взаимоотношений, честности и компетентности. Эти принципы представляют идеал, к которому должен стремиться социальный работник.

    Международная федерация социальных работников в 1994 году приняла «Международную декларацию этических принципов социальной работы» – документ, в котором были сформулированы основные принципы социальной работы на международном уровне. Впоследствии они были подтверждены в документе «Этика в социальной работе, свод принципов», принятом на заседании Генеральной ассамблеи Международной федерации социальных работников и Международной ассоциации школ социальной работы (МАШСР) в 2004 году.

    Права человека и человеческое достоинство, социальная справедливость были признаны основополагающими принципами социальной работы. Каково содержание данных принципов?

    1. Права человека и человеческое достоинство. Социальная работа основывается на уважении неотъемлемой ценности и чувства собственного достоинства всех людей, а также прав, которые из этого следуют. Социальный работник обязан помогать и защищать физиче­скую, психологическую, эмоциональ­ную и духовную неприкосновенность и благополучие каждого человека. Это означает:

    – во-первых, уважение права на самоопреде­ление. Социальные работники долж­ны уважать права человека, предо­ставлять ему возможность самому де­лать выбор и принимать решения, но лишь в том случае, если это не угро­жает правам и законным интересам других людей;

    – во-вторых, предоставление права на учас­тие. Социальные работники должны обеспечивать полное вовлечение и участие клиентов в процессах, что предоставит им возможность быть уполномоченными в принятии любых решений касательно их собственной жизни;

    – в-третьих, оказание помощи каждому че­ловеку в полной мере. Социальные работники должны рассматривать личность в целом, совместно с семь­ей, общественностью, социальным и природным окружением, а также должны стремиться к осознанию всех аспектов жизни личности;

    – в-четвертых, идентификацию и развитие до­стоинств. Социальные работники должны фокусировать свое внимание на достоинствах всех индивидов, групп и сообществ и таким образом содействовать их развитию.

    2. Социальная справедливость. Социальные работники должны обеспечивать социальную справед­ливость как в отношении всего об­щества, так и в отношении людей, с которыми они непосредственно ра­ботают. Это означает:

    1. Предотвращение дискримина­ции. Социальные работники обяза­ны предотвращать дис­криминацию, основанную на таких базовых характеристиках как спо­собности, возраст, культурные осо­бенности, половая принадлежность, семейный и социально-эконо­мический статус, политические взгляды, цвет кожи, расовая принад­лежность и другие физические ха­рактеристики, а также сексуальная ориентация и вероисповедание.

    2. Признание различий. Соци­альные работники должны признать, что они осуществляют свою деятель­ность, учитывая индивидуальные, се­мейные, групповые и общественные отличия.

    3. Справедливое распределение ресурсов. Социальные работники должны обеспечивать справедли­вое распределение ресурсов, кото­рыми они располагают, и в соответ­ствии с первоочередными потребностями.

    4. Оспаривание несправедливой политики и деятельности. Обязан­ностью социальных работников яв­ляется привлечение внимания рабо­тодателей, высших должностных лиц, политиков и общественности к таким ситуациям, в которых деятельность не отвечает этическим требованиям, а также в которых распределение ре­сурсов и политика являются непра­вомерными или пагубными.

    5. Солидарная деятельность. Со­циальный работник обязан осуществ­лять деятельность в интересах всего общества, обращать внимание на со­циальные условия, которые содейст­вуют социальному исключению, стиг­матизации или подчинению
    1.2 Основные принципы профессионального по­ведения социальных работников
    Этические принципы профессионального по­ведения предусматривают регламентацию действий и поступков социальных работников в конкретных ситуациях взаимодействия с клиентом, его окружением, государственными службами и общественными объединениями. Они представлены как на международном уровне, так и на национальном.

    Учитывая тот факт, что в Беларуси пока не принят официальный документ, в котором были бы зафиксированы основные требования к поведению социальных работников, а также то, что социальная работа в нашей стране во многом ориентируется на тенденции и стандарты социальной работы в России, рассмотрим принципы, представленные в «Кодексе этики социального педагога и социального работника». Данный документ принят Общероссийской общественной организацией «Союз социальных педагогов и социальных работников», членом Международной федерации социальных работников.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта