Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.2 Деонтология различных типов профессиональных отношений

  • Учебнометодический комплекс для студентов социальнопедагогического факультета (специальность 186 01 01 Социальная работа) Брест


    Скачать 0.85 Mb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс для студентов социальнопедагогического факультета (специальность 186 01 01 Социальная работа) Брест
    Дата09.02.2023
    Размер0.85 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаumk_etika_sr.doc
    ТипУчебно-методический комплекс
    #928561
    страница7 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15
    Понятие и принципы деонтологии социальной работы


    Термин «деонтология» (от греч. deonthos – должный) для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий был введен в XVIII веке английским философом Бентамом. Первоначально Бентам вкладывал в это понятие довольно узкое религиозно-нравственное содержание, имея в виду долг и обязанности верующего перед Богом, религией, а затем употребил его для обозначения теории нравственности в целом.

    Вскоре понятие «деонтология» стало применяться в качестве термина, обозначающего должное поведение, поступки и действия отдельной личности или специалиста, а учение – деонтология – стала отличаться от аксиологии – учении о нравственных ценностях.

    С формированием деонтологии этика из морали добродетель­ного поведения стала моралью нормы, поскольку норма фиксирует должное в определенных правилах. Так в теории этики был совершен еще один шаг от морали отдельных нравственных качеств к морали, опирающейся на закон.

    Практически каждая современная профессия формирует собственные представления о должном, одновременно сопоставляя его с сущим. На основании представлений о должном складываются требования к поведению и действиям, которые в отношении специалиста выступают как его профессиональный долг и обязанности. В понятие профессионального долга всегда входят не только функциональные обязанности представителей той или иной профессии, но и ответственность этих людей перед коллегами, перед профессией как таковой, перед обществом.

    Понятие «деонтология» существенно уже понятия «профессиональная этика». Если этика раскры­вает сущность профессионального долга, то деонтология вы­являет специфику его реализации в конкретных видах взаи­моотношений.

    В этике социальной работы понятие «долг» обозначает совокупность обязанностей специалиста перед государством, об­ществом, коллегами, профессией, клиентами, перед собой и ответственность перед ними. Сознание своего долга определя­ет поведение специалиста, выбор им определенных норм мо­рали, которым он следует в своей повседневной практической деятельности. В отличие от профессиональных обязанностей, профессиональный долг воспринимается специалистом не как нечто, навязанное извне, а как внутренняя нравственная по­требность, глубокая убежденность в необходимости опреде­ленных действий. Специфическое содержание и основные черты долга социального работника определяются содержанием его профессиональной деятельности.

    Деонтология социальной работы это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и про­фессиональных обязанностях, ответственности социально­го работника (трудового коллектива, учреждения социаль­ной защиты) перед обществом и государством, профессией, перед коллегами и клиентом социальной службы.

    Осознание социальным работником своего профессиональ­ного долга есть отражение его объективных обязанностей в идеях, убеждениях, чувствах, привычках, во внутренних мо­тивах профессиональной деятельности и воплощение их в практической повседневной деятельности.

    Специфика профессии социального работника такова, что в ней моральный и профессиональный долг практически совпадают, но не тождественны. Моральный долг как глубоко осознанная необходимость определенной линии поведения для социального работника является продолжением профессионального долга. Требования морального долга заставляют социального работника рассматривать свои обязанности шире, чем этого требует профессиональный долг .

    Место и роль деонтологии в профессионально-этическом учении могут быть определены, исходя из сущности человека. Можно выделить три основных подхода к определению природы человека.

    Первый подход основан на убеждении в сущностном добре человека. Если человек сущностно добр, всегда стремится делать добро, то значительная часть его поступков и действий будет нести благо и ему, и всему обществу. Однако далеко не всегда человек способен сам верно разграничить добро и зло. В этом случае этическое учение может выступать в роли источника этических знаний, разъяс­няющего человеку сущность добра и зла и пути к ним, и это­го вполне достаточно для обеспечения должного поведения в ос­новном. Лишь в отдельных случаях, для анализа противоречивых и сложных ситуаций необходимы четкие предписания, что именно должен сде­лать человек для достижения индивидуального и общественного блага и исключения ущерба. Эти предписания предлагает в рамках данного подхода деонтология, используя педагогические механизмы влияния на специалиста.

    Второй подход основывается на том, что человек изначально устремлен к злу, «греховен» и не способен с учетом своей приро­ды на осознанные социально ценные действия, стремясь обеспе­чить любой ценой лишь свое собственное благо. Если он в дей­ствительности таков, то его эгоистические устремления только случайным образом могут привести к общественному благу и не причинить вреда и страданий окружающим. В этом случае регуля­ция его поведения должна быть иной, более императивной и, главное, всеобъемлющей. Нельзя полагаться на способность лич­ности к этико-аксиологическому анализу ситуации, нецелесообразно также обучать личность основам этики, так как знания не будут гарантировать норма­тивного поведения, оставаясь формальными.

    При реализации такого подхода наиболее целесообразным яв­ляется введение жестких ограничений поведения личности, пред­писаний, гарантирующих общество от эгоистического произвола личности, неспособной или не желающей различить истинное добро и зло. Необходимы четко выверенные ориентиры и рамки, которые следует учитывать в повседневной деятельности и пре­небрежение которыми безусловно наказуемо. В этом случае механизм воздействия деонтологии на поведение личности сходен с тем, которым обла­дает законодательство.

    Третий подход основывается на том, что человеку присущи двойственность и противоречивость природы. Каждая личность сформирована в определенном обществе, группе, полу­чив при этом относительно устойчивые представления о добре и зле, усвоив и присвоив определенные поведенческие стереотипы. Изменение ситуации может вызвать дезориентацию личности, под­вергнуть сомнению верность выбранных моральных ориентиров и вызвать их вынужденную или добровольную смену. Человек может совершать социально ценные поступки, руко­водствуясь собственными соображениями или этическими нормами. В то же время он способен, руководствуясь собственными эгоистическими соображениями, поступать аморально, вопреки общественной пользе, преследуя личную выгоду. С учетом этого необходимо давать человеку основы знаний в области этики, полагаясь на его разум­ность и способность к самостоятельному выбору между добром и злом. В то же время необходимо использовать императивы, понуждающие человека поступать должным образом в случае, если интересы личности в конкретной ситуации представляются противоречащими интере­сам общества и их реализация может принести вред.

    Руководствуясь в своем поведении и деятельности профессиональ­ным и моральным долгом, социальный работник учитывает и юри­дические, и профессиональные требования, установленные для него обществом, принимает во внимание возможную реакцию со стороны общества, профессиональной группы и клиента на вы­полнение или невыполнение им своего долга. Вместе с тем он поступает:

    свободно, поскольку принятая обществом система морально-нрав­ственных нормативов не является универсальной и из всего многооб­разия норм, которые имеют место в обществе, специалист может выбирать те, которые в наиболь­шей степени отвечают его внутренним устремлениям и представле­ниям о добре и благе;

    сознательно, так как решение поступить так или иначе принято им самостоятельно или в результате консультаций с коллегами и клиентом в силу осознанной, ситуативно обусловленной необходи­мости, путем выбора из значительного количества вариантов воз­можных решений;

    добровольно, поскольку чувство долга стало его убеждением и доминирующим мотивом деятельности, и именно это обстоятель­ство определяет поведение и деятельность специалиста в повсед­невной практике.

    Осознание социальным работником своего профессионального долга означает:

    • четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросо­вестное и неукоснительное их выполнение;

    • профессиональную деятельность строго в рамках нормативно-правовой базы;

    • убежденность в необходимости выполнения своих про­фессиональных обязанностей в интересах общества, коллектива и клиента;

    • сознательное и активное участие в профессиональной деятельно­сти с целью достижения блага общества, трудового коллектива и клиента;

    • заинтересованность в повышении эффективности работы своего коллектива и своей индивидуальной работы;

    • высокую организованность и сознательную дисциплину, привыч­ку к должному поведению;

    • наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга;

    • стремление постоянно совершенствоваться в профессии.

    Деятельность социального работника, имеющая в своей основе должное поведение, всегда ориентирована на тщательность, творческое выполнение профессиональных обязанностей; достижение высоких результатов, сопровождающиеся сознанием личной ответственности за произведенные действия. Такая деятельность стимулируется потребностью в самоуважении, поддержании профессионального авторитета и личного достоинства, статуса трудового коллектива и профессии в обществе. Она не может быть ориентирована на чисто внешние показатели, на поддающиеся официальному учету и контролю критерии эффективности с целью получения поощрения в любой форме.

    Очевидно, что чем большую соци­альную значимость имеют результаты профессиональной деятель­ности и чем большее влияние оказывает профессиональная дея­тельность на благополучие общества и человека, тем в большей мере поведение, отношения и деятельность специалиста могут и должны регулироваться посредством деонтологических принципов . Основными требованиями являются следующие:

    • личной ответственности за порученное дело;

    • компетентности специалиста;

    • рационального подхода к решению поставленных задач;

    • соответствия полномочий и ответственности;

    • правовой регламентации деятельности;

    • подотчетности;

    • инициативы и творческого подхода;

    • организованности и дисциплины;

    • контроля и проверки исполнения;

    • критического подхода к оценке деятельности, возможностей своих и клиента;

    • доверия и свободы действий и другие.


    1.2 Деонтология различных типов профессиональных отношений
    Деонтологию социальной работы принято рассмат­ривать в рамках пяти типов профессиональных отношений.

    1. Ответственность и долг социального работника перед обществом и государством.

    Деятельность социального работника во всех ее видах и со­ставных частях имеет социальную направленность и влечет социальные последствия, в связи с чем встает вопрос о долге и ответственности специалиста перед обществом и государ­ством за свою деятельность. Само выполнение социальным ра­ботником его профессиональных обязанностей, достижение поставленных целей совпадает с интересами общества.

    Декларируя в Конституции благо человека как свою главную цель и задачу, государство добивается ее достижения различными способами. Одним из наиболее эффективных способов является формирование в стране института социальной работы, призванного осуществлять деятельность в отношении тех граждан, которые имеют объективные и субъективные ограничения жизнедеятельности, затруднения в реализации своих конституционных прав и находятся в трудной жизненной ситуации. Поэтому на институт социальной работы возложены наиболее ответственные функции по оказанию помощи этой категории граждан.

    Долг и ответственность перед обществом и государством:

    • требует от социального работника в первую очередь использования всех его профессиональных знаний и навыков, таланта и душевных качеств в интересах общества и государства. Поэтому оценке подлежат не только формальная сторона деятельности социального работника и ее результаты, но и те отношения, которые возникают в процессе деятельности;

    • состоит в том, чтобы устанавливать такие связи и отношения, которые оптимально соответствуют требованиям общества и государства, предъявляемым к институту социальной работы;

    • предусматривает привлечение всех возможных видов ресурсов для улучшения или восстановления условий жизнедеятельности клиента, заботу об оптимальном соотношении затрат и результата, изыскании новых, нетрадиционных и более эффективных видов ресурсов;

    • требует от социального работника направить активность клиента в нужное русло, придать ей социальный и нравственный смысл и общественную значимость;

    • включает глубокое понимание специалистами социального содержания и последствий профессиональной деятельности.


    2. Ответственность и долг социального работника перед профессией.

    Значимость и уязвимость данной профессии, необходимость определения статуса и повышение престижа – вот те факторы, которые влияют на содержание долга специалиста перед профессией. Он состоит в следующем:

    • утверждать социальную работу как необходимый общественный институт, имеющий высокую престижность и значимость в глазах общества;

    • относиться к труду как главному делу своей жизни, как к средству реализации своих способностей, потребностей, идеалов, быть проводником этих идеалов, способствовать их утверждению в общественном сознании;

    • пропагандировать знания о профессии, рекламировать социальные услуги, формировать положительное общественное мнения о социальной работе;

    • выполнять требования профессиональной этики;

    • поддерживать моральную чистоту профессии, гуманно относиться к человеку, быть честным, справедливым и др.

    3. Ответственность и долг специалиста перед коллективом.

    Эффективность социальной работы во многом определяется качеством взаимодействия специалистов и характером отношений между ними.Ответственность и долг специалиста перед профессиональной группой заключается в том, чтобы:

    • поддерживать стабильность и сплоченность коллектива;

    • разрешать все противоречия только в интересах дела и на основе нравственных принципов;

    • проявлять уважение к опыту членов коллектива и заботиться о сохранении их авторитета;

    • содействовать повышению их мастерства и уровня личностного развития;

    • нести ответственность за эффективность деятельности всего коллектива;

    • строить отношения на высших моральных нормах (честность, порядочность, открытость и др.);

    • быть заинтересованным в свободном выражении коллегами своего мнения, в позитивной критике себя, коллег, начальства;

    • критически относиться (быть нетерпимым к проявлению непрофессионализма, нарушению профессионального долга и др.).


    4. Ответственность и долг специалиста перед самим собой.

    Профессиональные обязанности специалист выполняет не только потому, что его деятельность нужна обществу и клиентам, но и потому, что ему самому необходима именно эта профессиональная деятельность. По мере развития личности у специалиста появляется специфическая потребность – потребность в получении высокой оценки своей профессиональной деятельности, личности и поведения, в завоевании авторитета. Эта оценка во многом зависит от того, насколько полно он выполняет свой профессиональный и моральный долг, в том числе по отношению к самому себе. Содержанием данного долга выступают:

    • развитие потребности в признании и уважении себя как личности и специалиста со стороны общества и коллег;

    • творческое выполнение профессиональных обязанностей, постоянное самосовершенствование;

    • поддержание своих профессиональных чести и достоинства;

    • объективность в оценке себя как личности и специалиста;

    • завоевание авторитета в общественном мнении, основанного на реальных достоинствах и заслугах профессионального и личностного порядка;

    • благополучие в индивидуальной жизнедеятельности и общении с близкими.


    5. Ответственность и долг специалиста перед клиентом и его близкими.

    Система отношений «социальный работник-клиент», «социальный работник-окружение клиента» выступает важнейшей в социальной работе. В силу этого специалист должен быть заинтересован в укреплении и совершенствовании отношений с клиентом и его близкими. Основное содержание профессионального долга социального работника по отношению к клиенту заключается в том, чтобы:

    • содействовать наиболее полной самореализации личности клиента;

    • уважать клиента как личность;

    • предъявлять разумные требования к нему;

    • устанавливать деловые и личные отношения с клиентом;

    • создавать и поддерживать у клиента оптимистическое настроение;

    • оказывать помощь в приобретении уважения со стороны социального окружения;

    • изучать внутренний духовный мир клиента;

    • преодолевать негативные чувства по отношению к клиенту и не демонстрировать их. Следует отметить, что профессиональная этика не считает безнравственным выполнение в отдельных случаях своего долга без удовольствия и по внутреннему принуждению;

    • обеспечивать постоянный контакт с окружением клиента, проявляя при этом внимание, уважение, доверие, учет мнения, привлекая к сотрудничеству;

    • объективно оценивать возможности социального окружения, готовность включиться в совместную деятельность;

    • преодолеть противоречия во взаимоотношениях клиента со своим окружением, их взаимное отчуждение, согласовать интересы, пробудить интерес к совместной деятельности.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   15


    написать администратору сайта