Учебнометодический комплекс для студентов социальнопедагогического факультета (специальность 186 01 01 Социальная работа) Брест
Скачать 0.85 Mb.
|
1. Соблюдение разумных интересов клиента. Социальный работник выступает от имени общества, возложившего на него обязанности по стабилизации и гармонизации отношений в обществе. Стабильность же в обществе, в свою очередь, наступает при отсутствии в нем очагов социальной напряженности, каковыми являются ущемленные в своих законных интересах слои, группы населения и отдельные индивиды. Делегируя от своего имени социального работника для оказания помощи в решении проблем социально уязвимых слоев и групп населения и наделяя его соответствующими необходимыми и достаточными полномочиями, общество добивается таким образом гармонизации и гуманизации отношений как между социальными группами, так и внутри них, что дает определенную гарантию поступательного развития. В то же время для конкретного клиента на первый план выходят, конечно, не проблемы общества в целом, а его собственные проблемы и необходимость их решения, и главную задачу социального работника он видит именно в оказании им от имени государства и общества помощи в решении своих проблем. Социальный работник, следуя данному принципу, должен в первую очередь-помочь клиенту определить приоритеты решаемых проблем, помочь ему разобраться в разумной обоснованности возникающих потребностей и оказать помощь в удовлетворении потребностей именно такого характера, а также принять меры для вовлечения клиента в деятельность для оказания самопомощи. Система социальной защиты от лица государства гарантирует клиенту удовлетворение основных жизненно важных потребностей. 2. Личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия его действий. Разрабатывая вместе с клиентом план совместных действий, социальный работник несет ответственность за последствия принимаемого решения. Его ответственность носит более серьезный характер, нежели ответственность клиента: клиент, как правило, озабочен лишь достижением своего блага, социальный работник же должен учитывать последствия принятого решения не только для клиента, но для всего общества и по возможности, сглаживать противоречия их интересов, если таковые возникают. Он – профессионал, и поэтому выступает с позиций возможного, целесообразного, должного и желаемого результата, в то время как клиент может позволить себе выступать только с позиций желаемого, поскольку не обладает такими знаниями, которые есть у специалиста и не всегда хорошо представляет себе, каковы возможности института социальной работы. Кроме того, человеку свойственно желать большего, нежели это может быть целесообразно. Именно это обстоятельство делает социального работника ответственным за результаты совместных с клиентом решений и действий. Однако нельзя делать социального работника «ответственным за все». Например, трудно требовать от социального работника полной личной ответственности за отдаленные результаты совместных с клиентом действий и их последствия. Когда задача решена, связь с клиентом может быть утрачена; клиент вправе воспользоваться результатами совместной с coциальным работником деятельности для решения своих актуальных проблем. В зависимости от характера этих проблем, морального облика клиента, результат может быть любым. В этом случае ответственность социального работника становится весьма относительной. 3. Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий. Уважение этого права клиента есть проявление уважения прав человека. Клиент социальной службы как личность обладает всеми правами человека, в том числе и правом самостоятельно определять свою судьбу, образ и стиль жизни, иметь собственные убеждения, суждения, взгляды, собственные понятия о добре и зле. Приступая к работе, социальный работник выясняет не только проблемы и потребности своего клиента, но и его видение решения проблемы, в том числе и конечного результата совместных действий. Социальный работник, предлагая клиенту план действий, по его мнению наиболее полно отвечающий нуждам клиента, аргументирует свое мнение, но тем не менее, клиент имеет право отказаться от предложенного варианта. Он имеет право отказаться от продолжения уже начатой работы, если его мнение в силу каких-либо причин изменилось. Если новая точка зрения клиента является объективно иррациональной и поставленная им новая цель является недостижимой или ведет к нежелательным для клиента последствиям, то социальный работник может постараться переубедить клиента, аргументируя свои доводы нормами действующего законодательства и возможностями системы социальной защиты населения, своего профессионального опыта и т. п. Однако в любом случае последнее слово остается за клиентом, поскольку он имеет право самостоятельно решать свою судьбу на основе собственного жизненного опыта, потребностей и мнения. 4. Принятие клиента таким, каков он есть. В социальной помощи нуждаются люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, причем причины этого обстоятельства могут быть разными – как объективными, так и субъективными. Клиент может быть застенчивым или наоборот, грубым, он может страдать от недостатка силы воли или упорства в достижении поставленной цели; наконец, он может быть человеком не вполне здоровым физически или психически или иметь девиантное поведение. Однако принятие клиента таким, каков он есть, вовсе не означает одобрение всех его поступков. Социальный работник не имеет права предъявлять ко всем клиентам одинаковые требования и давать одинаковые рецепты без учета личностного фактора и обстоятельств – этим он снизит эффективность своей работы и оскорбит своего клиента равнодушием и нежеланием понять. Учитывая особенности личностных качеств клиента, объективно оценивая его возможности и способности (в том числе и потенциальные), социальный работник может добиваться положительной коррекции личностных качеств клиента, реализации его потенциала. 5. Конфиденциальность – один из ведущих принципов сотрудничества социального работника и клиента. Конфиденциальность – доверительное сообщение информации с ожиданием того, что она будет сохранена в тайне. Все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем, является конфиденциальной информацией. Сведения о клиенте социальный работник может сообщить третьему лицу только с разрешения клиента и только тем, 'имеет отношение к решению проблем клиента. Например, практически всегда социальный работник ставит в известность свое руководство обо всех значимых обстоятельствах дела клиента. Это является необходимым для оказания адекватной обстоятельствам и эффективной помощи и основанием для привлечения к решению проблемы других подразделений социальной службы и даже сторонних организаций. Социальный работник обязан при этом поставить в известность клиента о том, что информация будет передана работникам социальной службы. В некоторых случаях необходимым для решения проблем клиента является привлечение к совместной работе близких клиента, его соседей, представителей общественных организаций и юридических лиц. Однако волевые решения неприменимы – социальный работник может действовать только методами разъяснения и убеждения, аргументируя необходимость привлечения к совместной деятельности указанных лиц и организаций. В этом случае необходимо заручиться согласием клиента на передачу в необходимом и достаточном объеме информации указанным лицам и действовать в соответствии с его решением. Кроме этого, следует предупредить указанных лиц и учреждения о необходимости соблюдать конфиденциальность в отношении нуждающегося в их помощи клиента. Следует отметить, что в практической социальной работе существует ряд ситуаций, представляющих угрозу конфиденциальности: прекращение контакта с клиентом; посещение клиентов на дому; общение с окружением клиента и разговоры во внеслужебной обстановке, общение с прессой; преподавание социальной работы как учебной дисциплины; проведение научных исследований; групповая работа с клиентами. 6. Доброжелательность – основа нравственной культуры социального работника. Само содержание социальной работы как профессиональной деятельности основано на желании творении людям добра. Доброжелательность присутствует на всех этапах взаимодействия специалиста с клиентом. Доброжелательность помогает ему найти верный тон при первом разговоре с клиентом, вызывает клиента на откровенный рассказ о своих проблемах и трудностях. Желая добра клиенту, социальный работник осуществляет необходимое руководство его действиями, тактично указывает на его ошибки и недостатки, помогает в решении трудных проблем или берет на себя заботу о клиенте полностью. Доброжелательность всегда ощущается клиентом – благодаря ей он чувствует в социальном работнике не равнодушного чиновника, который выполняет за заработную плату определенный перечень обязанностей «от» и «до» и забывает о них по истечении рабочего времени, а живого человека, готового понять и помочь не в силу служебного положения, а потому что этого требуют его нравственные принципы и убеждения. Доброжелательность социального работника является отражением и проявлением его любви к людям. 7. Бескорыстие – необходимый принцип этики социальной работы. Он не входит в противоречие с тем обстоятельством, что социальный работник, являясь трудящимся, работающим по найму, получает за свою работу соответствующую заработную плату. Бескорыстие проявляется в отношениях социального работника и его клиента, поскольку клиент не оплачивает услуг специалиста. Если клиенту оказываются платные услуги, то делает это учреждение социальной защиты, а не отдельный социальный работник. Такие опосредованные финансовые отношения между социальным работником и клиентом дают право считать основой их отношений отсутствие материальной заинтересованности друг в друге, бескорыстие со стороны социального работника. Бескорыстие социального работника проявляется также в том, что зачастую он делает для своего клиента существенно больше, нежели это предписывается должностной инструкцией. Специалист делает для своего клиента все, что по его мнению необходимо сделать для разрешения проблемы, не ожидая дополнительного вознаграждения. Хорошо выполненная специалистом работа, своевременно и качественно оказанная помощь всегда ценится клиентом. Профессиональная этика требует, чтобы социальный работник деликатно, но твердо отказывался от всех материальных выражений благодарности своего клиента. Помимо слов благодарности, высказанных клиентом в его адрес, социальный работник имеет право принять лишь букет цветов в знак уважения и признательности. 8. Честность и открытость во взаимоотношениях социального работника и его клиента являются основой их взаимного доверия и уважения, а значит, и плодотворного сотрудничества. Социальному работнику следует знать, что доверие к нему со стороны клиента – не обязанность, а следствие его деятельности. Поэтому социальный работник не вправе скрывать от клиента правдивую информацию, важную для его жизнедеятельности; он должен видеть в клиенте полноправного союзника и партнера, а от партнера скрывать ничего нельзя. Ни в коем случае не следует скрывать от клиента негативного результата совместных действий или приукрашивать его. Напротив, следует в деликатной форме ознакомить клиента с результатами действий, объяснить причины неудачи и что планируется предпринять для того, чтобы исправить ошибку и достичь намеченной цели. 9. Полнота информирования клиента о предпринимаемых действиях необходима не только для того, чтобы клиент знал, что социальный работник предполагает предпринять для решения его проблем. Одной из задач социальной работы является активизация личностного потенциала клиента, а выполнение этой задачи невозможно без полного информирования клиента. Даже если клиент в силу различных объективных или субъективных причин не может активно подключиться к выполнению намеченного плана действий, то на стадии принятия решения он имеет полное право на участие в обсуждении и на решающее слово. Недостаток информации отрицательно скажется и на качестве принимаемого клиентом решения: не зная всех обстоятельств и фактов, он может принять ошибочное решение, совершить опрометчивые шаги, или бездействовать и в конечном итоге может сделать поставленную цель субъективно недостижимой. Наконец, клиент имеет полное право знать обо всех действиях, которые предполагается предпринять с его участием или без него. 10. Отсутствие предрассудков и предубеждений в отношении клиента – непременное условие установления отношений сотрудничества с клиентом. Социальный работник должен помнить, что каждый человек имеет право на собственные убеждения, взгляды, идеи, мнения и т. п., и его воззрения не обязательно должны совпадать с воззрениями социального работника. Мировоззрение человека в определенной мере формируется под влиянием условий социальной действительности, а поскольку набор таких условий может быть любым, социальному работнику приходится иметь дело с широкимспектром взглядов и убеждений. Дажеесли взгляды и убеждения клиента полностью противоречат взглядам и убеждениям социального работника и являются иррациональными объективно или с точки зрения специалиста, это не значит, что клиента следует третировать, ущемлять в правах или считать неполноценным. Социальный работник может тактично изложить свою точку зрения, если этого требуют интересы дела или просит сам клиент, но он обязан уважать и точку зрения своего оппонента. Необходимо помнить, что для социального работника главное – оказание помощи людям, нуждающимся в этом, а не поиск единомышленников и единоверцев среди клиентов. ЛЕКЦИЯ 4. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Ценности как основания жизнедеятельности человека и общества Изучением ценностей занимается аксиология (греч. axia – ценность, logos – учение, теория) – философское учение о ценностях. Это научная дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований бытия, задающих системность, направленность и мотивированность человеческих поступков, действий, отношений и всей жизни человека. Начало аксиологии как науки связано с именем немецкого философа Р.Г. Лотце (1817-1881), который впервые ввел в научный лексикон понятие «значимость» (ценность). Большой вклад в развитие аксиологии как теории ценностей и оценок внесли А.-Дж. Айер, Ф. Брентано, И. Кант, М. Хайдеггер, а также русские ученые Л.М. Архангельский. М.С. Каган, А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, А.Ф. Лосев и др. В настоящее время аксиологические исследования посвящаются вопросам происхождения и типологии ценностей, их взаимодействию и взаимовлиянию, изменениям в связи с другими условиями жизнедеятельности человека, факторам, влияющим на содержание и иерархию ценностей. Внешне ценности выступают как свойства предмета, процесса или феномена, однако ценность не является сущностной характеристикой этого предмета или феномена. Познавая и осваивая объекты, человек может обращать внимание не только и не столько на их свойства, сколько на их способность благодаря имеющимся свойствам удовлетворять его потребности. Поэтому под ценностью понимаются не свойства объектов, а, скорее, их функциональное, ролевое значение для человека. Ценности – это значимые для человека объекты, идеи, образ жизни и т.д., которые оцениваются им с точки того, что является благом (Григорьян Б.Т. Философская антропология. – М.: Мысль, 1982. – 188 с.). Ценность – это то, что не безразлично для человека, то, что играет определенную роль (положительную или отрицательную) в его жизнедеятельности. Это значит, что цен ность присуща предметам или феноменам не от природы, а в силу их вовлеченности в сферу бытия человека. Через понятие ценности человек определяет свою позицию по отношению к данному предмету или феномену с учетом способности данного предмета или феномена удовлетворять его потребности. То, что оценивание объекта производит человек, определяет наличие субъективной компоненты ценности. Потребности человека изменчивы, они могут носить негармоничный характер, быть актуализированными лишь ситуативно, вследствие чего ценность может иметь различное значение для разных индивидов, обществ и даже для одного и того же индивида в разное время. Наличие субъективного фактора обусловливает также наличие систем общественных, групповых, личностных ценностей, формирующихся в условиях конкретного способа производства, организации жизнедеятельности общества, группы и личности и их социокультурного опыта. Важно отметить, что главные этические понятия – о добре и зле, ценном, неценном и антиценном – вырабатываются в общественном сознании в первую очередь по отношению к обществу и только во вторую – по отношению к индивиду. Любая деятельность человека и общества ориентирована на определенные, признаваемые ими ценности. В соответствии с этой ориентацией деятельность может получать ту или иную направленность, быть конструктивной или деструктивной. В конечном итоге именно системы ценностей и ценностные ориентации человека и общества, складывающиеся в значительной мере под воздействием конкретно-исторических условий жизнедеятельности, детерминируют необходимость человеческой деятельности, направленной на трансформацию и совершенствование условий и способов бытия. В явном виде ценности присутствуют в цели деятельности как идеальном образе желаемого конечного результата. Сущее утрачивает в глазах человека позитивную ценность, в то время как предполагаемый конечный результат деятельности представляется ценностью, требующей реализации. Создавая возможность достижения цели, человек условиям, средствам и ресурсам деятельности также придает значение ценностей. Однако они имеют более низкий по сравнению с целью ранг, ибо не имеют самостоятельного (без цели) значения. Среда жизнедеятельности людей может быть определена как преимущественно ценностная, т.е. среда опредмеченных ценностей. Вследствие этого деятельностьв целом может быть представлена как ценностная по сути, поскольку ценности являются неотъемлемой составляющей каждого из ее элементов. Любая деятельность может быть представлена также как деятельность по реализации социально и/или индивидуально значимых ценностей. Ценности являются всеобщим основанием человеческой деятельности и ее универсальным регулятором. Поэтому важно, чтобы ценностные основания деятельности как отдельной личности, так группы (в том числе профессиональной) и общества в целом соответствовали объективным представлениям о благе человека и общества, объективным позитивным ценностям. Это позволяет рассматривать ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества. Совокупность важнейших для человека ценностей может быть представлена как его ценностные ориентации, которые являются важнейшим составным элементом внутренней структуры личности. Будучи сформированными и закрепленными социальным и профессиональным опытом индивида в процессе его становления и развития, они отграничивают значимое, существенное для личности от незначимого, несущественного. Задавая смысложизненные цели, они обеспечивают целостность и устойчивость личности, придают общую направленность и системность ее интересам и устремлениям, поведению и действиям не только в конкретной ситуации, но и на перспективу. Непротиворечивость, целостность и устойчивость ценностных ориентаций являются важными показателями, характеризующими социально и индивидуально зрелую, самостоятельную и автономную личность, устойчивое, сплоченное сообщество (общество). Ценности в сознании личности, группы или общества, как правило, представляют собой не хаотичный набор, а организованы в определенную систему. Система ценностей представляет собой сущностно, структурно и функционально связанную совокупность ценностей, позволяющих индивиду или группе осознанно и целенаправленно организовывать свою деятельность. Очевидно, что ценности, образующие систему, неравнозначны, поэтому можно говорить об иерархии ценностей – их упорядоченности в соответствии со значимостью. Значимость – количественная характеристика значения {степень, выраженность значения). Ценности, при всем их многообразии, могут быть типологизированы. В соответствии с любой из общепринятых их типологий могут быть выделены и проанализированы различные группы ценностей: абсолютные – безусловные и безотносительные, а значит, неизменяемые и ни от чего не зависящие, и относительные, изменяемые и зависящие от некоторых факторов; истинные, представляющие собой в действительности ценность, и мнимые (ложные), не являющиеся таковыми; позитивные, отвечающие истинным потребностям и интересам человека, и негативные, реализация которых может принести человеку вред; условные, получающие статус ценности при некоторых условиях, и безусловные, признаваемые ценностями независимо от условий; признанные – являющиеся ценностями и осознаваемые и признаваемые человеком как ценности (институциализированные) и непризнанные – в действительности являющиеся ценностями, но не признаваемые таковыми; «непреходящие» («вечные») и ситуативные, становящиеся ценностями в конкретной ситуации; реальные – имеющие место в действительности и идеальные – умозрительные, имеющие место в сознании, в теории; обыденные – признаваемые и реализуемые в обыденной жизнедеятельности и профессиональные (праксиологические) – признаваемые и реализуемые в профессиональной деятельности; индивидуальные, групповые, этнонациональные, социетальные и общечеловеческие – признаваемые и реализуемые соответственно индивидом, группой, этнонациональной общностью, обществом или человечеством; терминальные (конечные) – ценности-цели и инструментальные (операциональные), представляющие собой ценности-средства и условия достижения цели; практические – ценности выживания и духовные – ценности развития и совершенствования личности; материально-вещные (предметные) – духовно-интеллектуальные (ценности сознания); этические – определяемые ценностями с точки зрения блага, добра и зла, эстетические – определяемые с точки зрения красоты, религиозные– определяемые с точки зрения религии, правовые – определяемые с точки зрения права и т.п. Приведенные типологии указывают на многообразие ценностей и подходов к их пониманию, а значит на разнообразие ценностного отношения человека к миру. Меняющиеся условия жизнедеятельности способствуют трансформации потребностей человека. Это, в свою очередь, влечет за собой изменения представлений о значении объектов для жизнедеятельности человека, а значит, о ценном и неценном. Данное явление получило название |