Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.2 Э

  • Учебнометодический комплекс для студентов социальнопедагогического факультета (специальность 186 01 01 Социальная работа) Брест


    Скачать 0.85 Mb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс для студентов социальнопедагогического факультета (специальность 186 01 01 Социальная работа) Брест
    Дата09.02.2023
    Размер0.85 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаumk_etika_sr.doc
    ТипУчебно-методический комплекс
    #928561
    страница6 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
    ценностных трансверсий – изменение смысла и содержания ценности (т.е. качественные изменения, изменения значения) и флуктуации – изменение ранга ценности в иерархии (количествен­ные изменения, изменения значимости).

    Ценностные трансвер­сии могут происходить в связи с развитием общественных отно­шений и сознания человека, изменением уровня и качества его знаний, когда узнавание или изучение уже знакомого и обыден­ного феномена позволяет раскрыть новый, более глубокий его смысл, по-новому определить его сущность и свойства, а значит, по-новому определить его роль в деятельности и жизни человека. Например, с точки зрения представителя рабовладельческого общества свобода – это независимость от рабовладельца, состоя­ние, противоположное рабству. С точки зрения современного че­ловека свобода – это свобода быть самим собой, возможность реализации и выбора самого себя, деятельность и жизнедеятель­ность в отсутствие внешнего давления, при наличии альтернати­вы и достаточной для ответственного решения информации. Примерами ценностной трансверсии могут служить также изменения отношения общества к детству, эволюция семейных ценностей и др.

    Однако ценности не могут меняться беспредельно. Их релятив­ность ограничена и объективно, и субъективно. Например, прак­тически независимо от конкретно-исторического типа общества, уровня развития человека и т.п. здоровье, мудрость, счастье, кра­сота считаются ценностями высокого ранга в отличие от болезни, глупости и невежества, несчастья.

    В целом можно ска­зать, что потребности, интересы, цели людей формируются в за­висимости от условий их жизни. Как условия жизни, так и стерео­типы массового сознания существенно ограничивают возможность выбора ценностей в конкретной ситуации. Иерархизированность ценностей в общественном сознании также устанавливает огра­ничения их релятивности.

    Одной из высших ценностей является идеал (от греч. idea) – образец, норма, представление о высшем итоговом совершенстве, высшая цель стремлений. Будучи ценностью, идеал имеет двойственную субъективно-объективную природу, которая проявляется в нем специфически. С одной сто­роны, он содержит в себе настоящее (объективное) в виде проти­воречия, требующего своего разрешения, с другой стороны, он воплощает в себе желаемое будущее (субъективное), являясь в этой связи универсальной ценностью. Таким образом, идеал, в отли­чие от того, что имеется, представляет собой то, чего хочет чело­век. Он отражает конкретно-исторический тип сознания человека и в то же время сам является отражением и сублимацией его цен­ностных ориентаций. В связи с этим идеал не является вечным, неизменным и абсолютным.

    В идеалах действительность отражается специфическим образом: они обращены в будущее, на создание новой действи­тельности, исключающей существующие в настоящем противо­речия, и в то же время содержат в себе потенциал осознаваемых в будущем противоречий.

    Содержание и функционирование идеалов обусловливаются не только спецификой реального объекта, нуждающегося в совер­шенствовании, но и представлениями о действиях, условиях, средствах, которые необходимо применить для того, чтобы идеал был реализован. Таким образом, в процессе создания идеала иг­рает роль не только само представление о будущем идеальном (со­вершенном) состоянии объекта, но и возможность его достичь. Существенной особенностью идеала является то, что в каче­стве важнейшего средства и условия его реализации выступает социальный субъект, физические и духовные силы самого чело­века как активного члена общества.

    Основными функциями идеала являются оце­ночно-сравнительная, программно-ориентирующая, деятельно-практическая. Благодаря этим функциям идеал реализует свою сущность, а его конструирование становится важнейшим факто­ром развития личности и общества, совершенствования условий их жизнедеятельности.
    1.2 Этико-аксиологический подход к анализу и оценке социальной работы как профессиональной деятельности
    С точки зрения аксиологии профессиональная деятельность в своей основе также содержит ценности и может быть представ­лена как деятельность, направленная на реализацию ценностей. Разнообразные виды профессиональной деятельности различаются между собой по всем или некоторым основным характеристикам, соответственно этому главные ценности, и идеалы, и иерархии ценностей различных видов профессиональной деятельности могут различаться.

    От того, насколько глубоко специалисты понимают аксиологический смысл своей профессии, зависит их отношение и к непосредственно выполняемой работе, и к профессии вообще. Так называемые «помогающие» профессии, к числу которых относится и социальная работа, предъявляют особые требования к качествам лично­сти специалиста, в первую очередь к его ценностным ориента­циям. Например, вряд ли кому-нибудь хотелось бы стать пациен­том врача-садиста или социального работника, высшие ценности для которого – деньги и власть над клиентами. Кроме того, специалист, неверно расставивший ценностные акценты своей деятельности, может в качестве высшей ценности вос­принимать сам процесс деятельности и в меньшей степени – ее конечный результат. Так, социальный работник может думать, что смысл и цель социальной работы заключаются в помощи че­ловеку, и затруднится ответить на вопрос: зачем это делается? Поэтому ценностные ориентации специалистов играют важней­шую роль не только в их личной профессиональной деятельности и деятельности совокупной профессиональной группы, но и в жизнедеятельности и развитии общества.

    Четкость понима­ния ценностей профессиональной деятельности позволяет специалистам пра­вильно формулировать ее общие и конкретные цели, организовать активность, направленную на поиск адекватных им средств и условий деятельности.

    Ценности профессиональной социальной работы организованы в определенную систему.

    Человек и общество, с учетом смысла и сущности социаль­ной работы, могут быть признаны абсолютными ценностями, в то время как благо человека, его свобода, защищенность, спра­ведливость, равенство, труд и коллективизм (солидарность) так­же объективно являются и должны быть признаны высшими ин­струментальными ценностями. В качестве наиболее существенных инструментальных (операциональных) ценностей можно выделить эти­ческие нормы поведения, личностно-нравственные качества и способности людей (достоинство, честь, совесть, независимость, инициативность, самостоятельность, гуманность, доброжелательность и др.).

    Ценности современной профессиональной социальной работы имеют различную масштабность и значимость, в связи с чем они могут быть представлены как ценности различных уровней:

    общечеловеческие – признаваемые большинством современного человечества (человек, его благополучие, права, жизнь, мир, сво­бода, равенство и др.);

    социетальные – признаваемые преимущественно в конкретном обществе (например, в белорусском обществе – толерантность, мир, семья и т.д.);

    профессиональные – имеющие значение в основном для профессиональной группы (так, в социальной работе это гуманизм, ресурсы общества, профессионализм и др.);

    индивидуальные – ценности специалистов, их клиентов, других личностей, участвующих в социальной работе.

    Человек – главная ценность современной цивилизации. Он выступает главной ценностью и для социальной работы в совокупности своих основных характеристик: быть разумным, способным искать и находить смысл, осуществлять целеполагание и свободный выбор, преобразовывать действительность, регулировать и контролировать свое поведение нравственными нормами, ценностями, совестью и т.д.

    Ценность общества обусловлена рядом факторов:

    – общество является естественной, незаменимой и неизменной средой жизнедеятельности человека, в которой может быть реализована его сущность как социального существа;

    – только в сообществе людей имеют смысл такие ценности, как ценность человека и его жизни, чести и достоин­ства, индивидуальности и самодостаточности. Только в обществе возможна реализация важнейших потребностей человека (в общении и совместной деятельности).

    – жизнь человека в значительной степени детерминируется и регулируется обществом с помощью различных институтов социализации;

    – общество является целью деятельности человека, стремящегося обеспечить наиболее благоприятные социальные условия для своей жизни

    – общество – это люди, и если человек признается выс­шей ценностью, то и общество имеет ценность, по крайней мере, не меньшую, чем человек.

    Ценность общества реализуется в социальной работе: в результате взаимодействия с социальным работником личность включается в общественные отношения в новом качестве, выпол­няет доступные и обязательные для нее социальные роли, реализует имеющиеся возможности, рассматривая чле­нов общества не как представителей враждебных группировок, находящихся в более выгодном положении в плане доступности благ и услуг, должностей и положений, а как партнеров на том основании, что сама в состоянии выступать как полноценный партнер. Общество пополняется социально активными личностями, способными к реализации всех необходимых для них самих и для общества соци­ально значимых ролей и функций.

    Свобода как возможность личности реализовать деятельность, образ жизни и мышления в условиях отсутствия внешнего целеполагания, на основе собственного ответственного выбора из приблизительно равных вариантов, в отсутствие внешнего давле­ния и при наличии достоверной информации в количестве, необ­ходимом и достаточном для принятия ответственного решения, считается одной из важнейших ценностей современного цивили­зованного общества. Чем боль­шей свободой обладает человек, тем в большей степени он может реализовать себя, свои способности, свою ценность. Наибольшая степень самореализации становится возможной, если человек выбирает сферу и вид деятельности, максимально соответствую­щие его способностям, а для этого ему необходима свобода выбо­ра.

    Общество, считающее себя свободным и считающее свободу ценностью высокого ранга, обязано обеспечить свободу своим гражданам. Неоправданные ограничения в свободе деятельности и развития общества приводят к ограничениям в развитии и самореализации человека, поскольку они сужают возможности выбора человеком сфер приложения его сил, делают менее благоприятными условия его жизнедеятельно­сти.

    Свобода в системе социальной работы перво­начально выступает как свобода обращения личности в социальную службу за помощью или отказ от помощи, свобода выбора клиен­том способов и методов разрешения его проблем и принятия ре­шения о сроках, количестве и качестве его взаимодействия с со­циальной службой и конкретными специалистами. Свобода становится одним из результатов социаль­ной работы, поскольку клиент освобождается от давления на него проблем, которые он был не в состоянии разрешить.

    Свобода специалиста в рамках нормативно-пра­вового поля социальной работы гарантируется творческим харак­тером деятельности, основа­на на свободном выборе вида профессиональной деятельности, узаконенном статусе и полномочиях, знаниях и навыках.

    Однако свобода как таковая не всегда может принести благо. Воздействие внешних спонтанных или неучтенных факторов, ошибочность выбора, совершенного человеком, недостаточная или чрезмерная активность и т.п. могут привести к тому, что реаль­ный результат деятельности будет противоположным желаемому. Наконец, свобода в отсутствие ответствен­ности может стать причиной больших бед и для личности, и для общества в целом. Равно предоставляемая всем членам общества свобода может неравно ими использоваться и необязательно при­водить к благу человека и общества. Поэтому даже в условиях до­статочной свободы человек должен быть защищен от негативных последствий собственных действий или бездействия и воздействия на него внешних факторов.

    Защищенность, с одной стороны, является «ограничителем» безусловной свободы, а с другой стороны, выступает одним из важнейших условий ее наиболее полной и всеобщей реализации.

    В условиях нестабильности социального бытия защи­щенность может стать ценностью, наполняющей действитель­ным смыслом и значением ценность свободы. Целесообразная за­щищенность человека выступает как следующая по рангу инст­рументальная ценность в иерархии идеальных этических ценно­стей.

    Социальная защищенность свидетельствует о создании государ­ством целостной и эффективной системы мер, противодействую­щих разнообразным факторам дестабилизации общества, угрожающих безопасно­сти человека. В силу этого она гарантирует сохранность, стабильность и развитие общества, является важнейшим условием реализации ценности че­ловека вообще, и в первую очередь личности с ограниченными возможностями.

    0беспечение защищенности не только самых уязвимых слоев населения, но и каждогочеловека в системе профессиональнойсоциальной работы осуществляется всеми возможными механизмами и является одной из ее важнейших целей.

    Естественное различие возможностей людей, а часто и искус­ственное их различение по разным признакам делают актуальной ценность справедливости. Справедливость важна еще и потому, что углубляющиеся интеграция и специализация человеческой деятельности требуют взаимодействия и сотрудничества людей для максимального удов­летворения потребностей каждого члена общества. Это в условиях коллективного бытия требует справедливости во всех формах и типах общественных отношений, и в первую очередь в отношениях, касающихся обмена и распределения благ.

    Справедливость всегда подразумевает установления определенного, одобряемого большинством членов общества или группы соотношения между действительными заслугами личности и оценкой их со стороны общества, между ролью человека (группы) в жизни общества и его социальным положением, между деянием и воздаянием и т.п. Справедливость предполагает адекватную оценку способностей, возможностей, усилий индивида, результата его деятельности и соответствующее воздаяние за это в виде благ, к которым он может быть приоб­щен.

    Социальная работа по своей сущности является деятельно­стью, направленной на восстановление социальной справедливо­сти и социального равенства: благодаря усилиям специалиста кли­енту становятся доступными многие блага и услуги, должности и положения, которые ранее были недостижимыми. Его возможно­сти восстанавливаются, усиливаются или компенсируются, что позволяет реализовать имеющийся творческий потенциал, дости­гать в деятельности социально значимого результата и на этом основании обоснованно рассчитывать на получение соответству­ющего воздаяния и признания своих действительных заслуг об­ществом.

    Справедливость – категория исторически изменчивая. В раз­ные периоды времени в различных обществах она приобретает различное содержание и различно трактуется, однако обществен­ное сознание в каждом случае вырабатывает представление о спра­ведливом и несправедливом. Пренебрежение общепринятым в дан­ном конкретном обществе пониманием ее смысла расценивается общественным и индивидуальным сознанием как несправедли­вость. В отсутствие спра­ведливости личность может искусственно и осознанно снижать собственную социальную и профессиональную активность, бу­дучи убежденной, что ее усилия так и не будут оценены по спра­ведливости.

    Справедливость повышает ценность свободы, посколь­ку дает гарантию адекватной оценки самодеятельности личнос­ти, ее активности и предприимчивости в решении индивидуаль­ных и социальных проблем. Свобода при отсутствии справедли­вости может быть частично или полностью лишена своей важ­нейшей компоненты – ответственности, которую должен нести человек за любые, в том числе негативные, последствия своих действий.

    Ценности свободы, защищенности и справедливости не могут быть реализованы в полной мере в отсутствие социального равенства, предполагающего одинаковое социальное положение людей, принадлежащих разным социальным группам и слоям; равноправие и равенство обязанностей и возможностей; обеспечение равной доступности к благам общества. Принцип социального равенства включает в себя признание одинаковой ценности индивидов и отрицает возможность сравнения их ценности на основании каких-либо различий. Один из аспектов защищенности личности включает в себя нивелирование неравенства и устранение из общественных отношений дискриминации по любому признаку.

    Труд признается в современном мире важнейшей ценностью не только потому, что он является главным источником матери­альных и духовных благ, необходимых для обеспечения жизнедея­тельности человека, но и потому, что труд – одно из важнейших средств и условий самореализации и творчества человека, развития его подлинно человеческих качеств.

    Труд в системе профессиональной социальной работы может быть признан ценностью в связи с тем, что она способствует более полноценному включению клиентов в трудовые отношения посредством усиления или восстановления способности к труду и самообслуживанию.

    Однако реальный труд не всегда может осознаваться в качестве ценности. Так, рабский, каторжный, конвейерный и другие виды труда, который не приносит благо своим носите­лям, а чаще, наоборот, способствует постепенной утрате ими своих человеческих качеств, не является ценностью для человека и общества.

    Одной из важнейших ценностей человека и общества яв­ляется коллективизм, основанный на естественном стремлении человека к общению и взаимодействию с себе подобными. Коллективизм не препятствует становлению и развитию ин­дивидуальности личности. Напротив, только в коллективе ин­дивидуальность личности становится очевидной и полу­чает адекватную оценку, приобретает особый смысл и стано­вится значимой. Под коллективом следует понимать группу людей, объединенных общими социально значимыми целями, достигшую высокого уровня развития в процессе совместной социально ценной деятельности (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. Краткий психологический словарь. – Минск: Народная асвета, 1996. – С. 107.)

    В социальной работе коллективизм прояв­ляется в организации взаимодействия на основе партнерства ра­ботников социальных служб между собой, с клиентами, их со­циальным окружением, а также представителями государствен­ных и негосударственных служб и учреждений, привлекаемых для решения проблем клиентов. Коллективизм может быть реализован в содействии объединению клиентов со­циальных служб для разрешения общих для них про­блем на основе взаимопомощи. Реализация цен­ности коллективизма становится важнейшим результатом соци­альной работы, поскольку бывший клиент может уже в новом, оптимальном качестве включаться во все виды общественных от­ношений.

    Безусловно, названные ценности в системе профессиональной социальной работы приобретают специфическое и отчасти более узкое содержание по сравнению с ценностями, реализуемыми в социальной деятельности общества. Это обусловлено в первую очередь тем, что социальная работа является одним из направле­ний социальной деятельности общества; в ней не может быть от­ражена ответственность за совокупную деятельность общества.

    Особое значение имеет выделение специфических ценностей профессиональной социальной работы, реализация которых ока­зывает существенное влияние на ее эффективность. Они в меньшей степени имеют са­мостоятельное значение для общества, но утверждение этих ценностей в сознании соци­альных работников и их непосредственных клиентов представляет важность.

    Среди специфических ценностей социальной работы следует в первую оче­редь выделить такие, как благо человека и общества, права и инди­видуальность человека, гуманистический смысл деятельности, про­фессионализм, социальный статус человека, его возраст и пол и др. Социальный работник, помогая человеку в решении различ­ных проблем, всегда должен исходить из соображений блага этого человека и блага общества. В этом заключается одна из специфи­ческих особенностей социальной работы: в отличие от обычной сервисной службы учреждение социальной работы не может ока­зывать по просьбе клиента любые желаемые для него услуги, не заботясь при этом, принесет это человеку пользу или вред. Вы­полняя заказ общества, социальный работник не просто оказыва­ет человеку комплекс услуг, он содействует нормализации жиз­недеятельности и социального функционирования личности. Пред­ставлениям о благе человека и общества соответствует образ чело­чка как самостоятельной, автономной, относительно самодоста­точной и социально ответственной личности, реализующей свой потенциал, а не существа, которое самостоятельно способно лишь заказывать и при­нимать услуги.

    В конституции каждого современного государства человек на­делен множеством прав: правом на жизнь, свободу, труд, образование, охрану здоровья, обеспечение в случае нетрудоспособности и т.п. Однако возмож­ности человека в реализации прав не равны. Чтобы не нарушались принципы равенства и справедливости, государством должны быть преду­смотрены дополнительные возможности реализации прав людьми со сниженными возможностями. Одной из таких дополнительных возможностей является социальная работа, для которой права че­ловека являются специфической профессиональной ценностью.

    Индивидуальность – это то, что отличает человека от других, а значит, делает его уникальным, ценным для общества. Уникаль­ность человека представляет собой специфическую ценность и для социальной работы, которая обеспечивает ему возможность сохранить свою инди­видуальность (ее позитивную компоненту) в любой ситуации и содействует реализации этой ценности.

    Важнейшей специфической ценностью профессиональной со­циальной работы является ее гуманистический смысл. Однако оче­видно, что помощь человеку может иметь и иные смыс­лы. Например, можно оказывать помощь, рассчитывая что-либо получить взамен; в целях рекламы; в расчете на положительное общественное мнение; с целью быть принятым в определенную социальную группу; с целью удовлетворить властные амбиции; обеспечить свое карьерное благополучие и продвижение и т.д. В этих случаях помощь человеку и сам человек, нуждающийся в помощи, являются лишь средством, с помощью которого помогающий добивается важ­ной для него цели. Одним из результатов подобной деятельности будет человек, получивший помощь, но этот результат будет не главным, в то время как социальная работа рассматривает пре­одоление человеком трудной жизненной как важ­нейшую цель деятельности. Таким образом, при внешней схоже­сти смысл деятельности будет различным: в одном случае – коры­стным, в другом – гуманистическим.

    Для того, чтобы действительно принести человеку благо и оградить его от возможного ущерба, необходимо оказывать помощь, руководству­ясь не только состраданием, искренним желанием оказать помощь, но в первую очередь профессионализмом. Цен­ность профессионализма при оказании помощи человеку обусловливается следую­щим:

    1) усложнение человеческого бытия требует от оказывающего помощь не только обыденных, но и специальных профессиональ­ных знаний и навыков в области социологии, экономики, политики, права и др. с тем, чтобы в кон­кретной социально-экономической ситуаци, принести благо нуждающемуся в помощи;

    2) усложнение и развитие человеческой личности требует от помогающего обладания знаниями и навыками в области психологии и педаго­гики;

    3) современное общественное устройство и нормативно-право­вая база требуют, как правило, от личности, оказывающей помощь, определенного статуса и связан­ных с ним узаконенных полномочий, а значит, и ответственно­сти за результаты деятельности.

    Профессионализм мож­но представить как соответствие интегративных формальных и неформальных характеристик личности смыслу и содержанию деятельности, включая способность личности эффективно решать задачи деятельности и достигать основных целей в экстраорди­нарных ситуациях. Таким образом, профессионализм в социаль­ной работе может рассматриваться как специфическая профессио­нальная ценность, так как он детерминирует безопасность кли­ента и общества, повышение эффективности профессиональной деятельности.

    Социальный статус личности, складывающийся из ее эконо­мического, профессионального, половозрастного, семейного и прочих статусов, может являться одним из предметов деятельно­сти специалиста, поскольку трудная жизненная ситуация часто так или иначе связана со снижением одного или нескольких ста­тусов. Восстановление или улучшение положения человека способствует раскрытию творческого потенциала человека, а значит, может содействовать реализации его ценности. Поэтому максимально высокий социальный статус личности является специфической ценностью профессиональной социальной работы.
    ЛЕКЦИЯ 5. ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


      1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта