Главная страница

УМК Общая теория права А.Н. Пугачев. Учебнометодический комплекс для студентов юридических специальностей Составление и общая редакция А. Н. Пугачева Новополоцк 2007 2


Скачать 8.82 Mb.
НазваниеУчебнометодический комплекс для студентов юридических специальностей Составление и общая редакция А. Н. Пугачева Новополоцк 2007 2
АнкорУМК Общая теория права А.Н. Пугачев.pdf
Дата22.04.2017
Размер8.82 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаУМК Общая теория права А.Н. Пугачев.pdf
ТипУчебно-методический комплекс
#5235
страница21 из 46
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   46
(право- ведение).
С
точкизренияобщностивыделяютмассовое(классов, наций, наро- да), групповое(коллективные представления и чувства формальных и нефор- мальных групп) и индивидуальноеправосознание (конкретного индивида).
Правосознание имеет общее значение для правовой системы и со- провождает действие всех ее элементов.
Правовой нигилизм: понятиеиформы. Путипреодоления.
Термин «нигилизм» произошел от лат. nihil – ничто, ничего.
Как социальное явление нигилизм характеризуется:

резко критическим, крайне негативным отношением к общеприня- тым, объективным (абсолютным) ценностям;

максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссно- стью отрицания;

отсутствием позитивной программы;

наличием деструктивного, разрушительного начала.
В зависимости от того, какие ценности отрицаются, нигилизм может быть политическим, религиозным, нравственным и т. п.
Правовой
(юридический) нигилизмпредставляет собой непризна- ние права как социальной ценности и проявляется в негативно-отрицатель- ном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходи- мость права, его возможности, общественную полезность.
В отечественной литературе правовой нигилизм классифицируют по различным основаниям.
Так, Н. И. Матузов выделяет следующие формыправовогонигилизма:

умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;

массовое несоблюдение, и неисполнение юридических предписаний;

издание противоречивых правовых актов;

подмену законности целесообразностью;

конфронтацию представительных и исполнительных структур;

нарушение прав человека;

теоретическую (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.).

170
В. А. Туманов, во-первых, говорит о пассивнойи активнойформах правового нигилизма. Для пассивной формы характерны безразличное от- ношение к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юри- дическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него.
Во-вторых, он разделяет правовой нигилизм:

на высшей ступени общественного сознания (в виде идеологиче- ских течений и теоретических доктрин);

на уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицатель- ных установок, стойких предубеждений и стереотипов);

на ведомственном уровне. Он проявляется в том, что нередко под- законные акты становятся «надзаконными», юридические нормы не сты- куются, возникают острейшие коллизии.
Правовой нигилизм – это патология правового сознания, обуслов- ленная определенным состоянием общества. Поэтому путиборьбыс ним разнообразны. Они включают:

реформы социально-экономического характера;

изменение содержания правового регулирования, максимальное приближение юридических норм к интересам различных слоев населения;

подъем авторитета правосудия как за счет изменения характера судебной деятельности, так и путем воспитания уважения к суду;

улучшение правоприменительной практики;

теоретическую работу в этом направлении и др.
Все это в принципе представляет собой не что иное, как процесс улучшения состояния правовой культуры общества, ее обогащения.
Правовая культура. Слово «cultura» в переводе с латыни означает воспитание, образование. Более полно культуру можно определить как со- вокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создавае- мых человечеством в процессе общественно-исторической практики и ха- рактеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.
Культура может быть материальной и духовной. При этом основопо- лагающее понятие в ее характеристике – категория «ценность».
Право как продукт общественного развития характеризует культуру общества в целом. Правовая культура – одна из форм человеческой куль- туры вообще. Она принадлежит к духовной культуре общества (хотя есть точка зрения, что правовая культура не совпадает ни с одним из видов об- щественной культуры и содержит как духовные, так и материальные ком- поненты), а право представляет собой существенную, важнейшую общест- венную ценность – элемент цивилизации.

171
Правовая культура это состояние правосознания, законности, со- вершенства законодательства и юридической практики, выражающее ут- верждение и развитие права как социальной ценности, то есть своего рода
«юридическое богатство» общества (С. С. Алексеев).
В. В. Лазарев выделяет четыре разновидности проявлений правовой культуры: правовыеидеи, правовыенормыиинституты, правовыепо-
ступки, правовыеучреждения. Эти проявления правовой культуры явля- ются, по существу, и сферами ее действия.
В целом правовую культуру, как и культуру вообще, можно оцени- вать поееуровню, который определяется, прежде всего, степенью разви- тия компонентов правовой системы. При этом оценивают уровень:

общественного и индивидуального правосознания, в том числе юридической науки и юридического образования;

законности;

совершенства законодательства;

совершенства юридической практики (прежде всего судебной), то есть состояние правосудия в обществе.
Данные уровни можно считать элементами правовой культуры.
В правовой культуре можно также выделять общечеловеческийи на-
циональныйкомпоненты.
По видамможно различать правовую культуру обществавцеломи правовую культуру индивида,а также правовые культуры социальных общностей(классов, наций, народа) и цивилизаций.
Вопросы длясамопроверки
1.
Что понимается под правосознанием?
2.
Назовите элементы структуры правосознания.
3.
Что такое правовая идеология?
4.
В чем особенности правовой психологии?
5.
Какие уровни правосознания Вам известны?
6.
В чем особенности профессионального правосознания юриста?
7.
Дайте понятие правовой культуры.
8.
Что такое правовой нигилизм?
9.
Согласны ли Вы с термином – «правовой фетишизм»?
10.
Охарактеризуйте уровень правовой культуры в Республике Бе- ларусь.
11.
В чем значение правового образования и воспитания?
12.
Как достигается правовая информированность граждан?
13.
Как Вы понимаете смысл выражения – «незнание закона не осво- бождает от ответственности»?
14.
Какие пути и способы преодоления низкой правовой культуры общества Вы можете предложить и обосновать?

172
ТЕМА
21.
ПРАВО
И
ДРУГИЕ
СОЦИАЛЬНЫЕ
РЕГУЛЯТОРЫ
Понятие нормативногорегулятораобщественныхотношений.
Виды социальныхрегуляторов. Предопределенностьрегулятораци-
вилизационным фактором.
Понятие ивидысоциальныхнорм. Правоиобычаи. Правои справедливость
. Правовыеиполитическиенормы. Правовыеикано-
нические нормы.
Нормативное ииндивидуальноеправовоерегулирование. Пра-
вовое регулированиеиегопредмет. Способы, типыиметодыправово-
го регулирования. Стадииимеханизмправовогорегулирования. Ме-
ханизмы обеспеченияправовогорегулирования.
Право всистемесоциальныхнорм. Норма (от лат. norma) – эта ме- ра, правило, образец, стандарт. Нормы могут иметь отношение к самым различным объектам и процессам: естественным (природным), техниче- ским, социальным. Они указывают на границы, пределы, в которых тот или иной объект сохраняет свое качество, способность к функционирова- нию, остается самим собой (не утрачивает сущность).
Непосредственно человека могут касаться и несоциальные нормы
(например, норма температуры человеческого тела).
Социальные нормы– это правила, регулирующие поведение людей в обществе. Для них характерны следующие черты.
1. Социальность. Данные нормы регулируют социальные сферы, ко- торые включают в себя:

людей;

общественные отношения, то есть отношения между людьми и их коллективами;

поведение людей.
Таким образом, социальные нормы формируют социальные структу- ры и регулируют социально значимое поведение человека.
2.Объективность. Общество как сложный социальный организм
(система) объективно нуждается в регулировании. Социальные нормы складываются исторически, закономерно, под давлением социальной необ- ходимости. Они возникают как результат нормативного обобщения, нор- мативной фиксации устойчивых, повторяющихся общественных связей и актов взаимодействия между людьми. Потребность в закреплении и вос- произведении этих необходимых обществу отношений и актов деятельно- сти человека и порождает феномен социально-нормативного регулирова- ния. В то же время следует учитывать значение субъективного фактора в становлении социальных норм: они не могут возникнуть, не пройдя, не преломившись через общественное сознание, необходимость тех или иных социальных норм должна быть осознана обществом.

173 3.Нормативность. Социальные нормы имеют общий характер, дей- ствуют как типовые регуляторы поведения. Их адресаты определены не конкретно (поименно), а путем указания на их типовые признаки (возраст, вменяемость, общие требования к статусу юридического лица и т. д.).
Нормативность проявляется и в неоднократности действия социальных норм: они начинают действовать всякий раз, когда возникает типовая си- туация, предусмотренная как условие их вступления в процесс регулиро- вания. Здесь надо заметить, что социальные нормы всегда по содержанию определены, но типовым образом, как общая модель поведения.
4.Ограничительныйхарактер. Данные нормы – это меры свободы субъекта, устанавливающие пределы его социальной экспансии, поведен- ческой активности, способов удовлетворения интересов и потребностей.
5.Обязательность. Социальные нормы как нормативное выражение социальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны, име- ют предписывающий характер.
6.Процедурность. Социальному регулированию свойственно нали- чие тех или иных процедурных форм, детально регламентированных по- рядков реализации, действия социальных норм.
7.Санкционированность. Каждый нормативный регулятор имеет ме- ханизмы реализации своих предписаний.
8.Системность. Эта черта присуща как отдельным нормам, так и их массиву в масштабе общества. Во всяком случае, общество должно стре- миться к формированию такой системы, совершенствованию ее системных качеств, взаимодействию между видами социальных норм.
В обществе существуют политические, правовые, моральные, рели- гиозные, корпоративные нормы, нормы обычаев и другие социальные нормы. Все эти разновидности взаимодействуют в рамках нормативной системы общества, вместе с тем сохраняя качества особых социальных ре- гуляторов. Сравнительный анализ их регулятивных особенностей следует проводить с учетом:

источников формирования;

предметов регулирования;

характера (степени) внутренней организации;

формы существования (объективирования вовне);

способов регулятивного воздействия – механизмов (методов, средств) реализации своих норм и других факторов.
Основными социальными регуляторами являются право и мораль.
Политические нормы. В широком смысле политическими можно назвать и правовые нормы. Хотя есть точка зрения, что инструментом по- литики является закон, а право таковым считать нельзя: оно имеет естест- венную основу и выступает мерой свободы индивида в обществе.

174
Политические нормы выделяются, прежде всего, по содержанию, сфере действия и предмету регулирования. Поэтому они могут существо- вать не только в политических документах (политических декларациях, манифестах и т. п.), но и в нормативно-правовых актах, актах обществен- ных организаций, быть нормами политической этики (морали). Когда по- литическая норма закреплена в нормативном юридическом акте, она ста- новится юридической нормой политического содержания. Так, конститу- ции государств выступают как нормативные политико-правовые акты.
Политические нормы формируются в сфере общественного сознания на основе политических представлений, принципов, оценок, ценностной ориентации. В этом смысле они выступают результатом осознания субъек- тами политики особых интересов (прежде всего экономических) своей со- циальной группы. И здесь можно усмотреть единый источник формирова- ния политических и правовых норм – отношения собственности.
Данные нормы регулируют отношения и деятельность субъектов по- литики: народов, наций, классов, отдельных политиков, граждан и госу- дарства и др.
Обычаи
– это правила поведения, сложившиеся исторически, в силу данных фактических отношений и в результате многократного повторения вошедшие в привычку. Для них характерны следующие черты:

они живут в общественном сознании (а именно – в общественной психологии);

с точки зрения регулятивных особенностей им в наименьшей сте- пени присуще внешнее (предписывающее) регулирование; проникают в сферу индивидуального сознания даже глубже, чем нормы морали;

складываются спонтанно, в результате многократного повторения одних и тех же актов поведения;

представляют собой точные модели («слепки») тех отношений и актов поведения, которые обычаи нормативно обобщают, отсюда их кон- кретность, детализированность;

имеют социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть утрачено, однако и в этом случае обычаи могут продолжать действовать в силу привычки;

как правило, имеют локальную (по кругу субъектов, по местности) сферу действия;

в качестве средств обеспечения выступают сила привычки и обще- ственное мнение;

в масштабе общества не представляют собой целостного образо- вания – системы, что обусловлено стихийностью, спонтанностью их фор- мирования, а также длительностью этих процессов.
Среди других социальных норм обычаи выделяются, прежде всего, особенностями формирования и действия, поэтому чаще всего выступают формойиныхсоциальныхнорм(норм морали, политических норм, правил

175 гигиены и др.). Они могут быть и формойюридическихнорм(правовой обычай). Вместе с тем та или иная социальная норма, переходя в обычай, утрачивает собственный механизм действия, регулятивные особенности и начинает существовать, опираясь на силу привычки (например, у мораль- ной нормы в этом случае оценочный характер как бы отходит на второй план). Обычаи морального содержания называют еще нравами.
Разновидностью обычаев можно считать традиции, возникновение которых зависит в большей мере от субъективных факторов. Общество может сознательно организовывать те или иные традиции, способствовать становлению, поэтому их возникновение не обязательно связано с дли- тельным историческим процессом. Традиции в значительной степени опи- раются на поддержку общественного мнения и выражают стремление лю- дей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения.
Обыкновения (деловыеобыкновения) - это обычаи, выработанные в процессе деятельности органов государства, в деловой (хозяйственной, коммерческой) деятельности и действующие в единстве с юридическими нормами.
К обычаям относят и нормы, регламентирующие обрядыкак доста- точно сложные процедуры в бытовой, семейной, религиозной сферах. Та- кие обычаи называют ритуалами(от лат. ritualis – обрядовый). Нормы обычая, регулирующие торжественные, официальные обряды, носят на- звание церемониала(правила церемонии).
Право и обычаи взаимодействуют. Правовые нормы вытесняют вред- ные, неугодные обществу обычаи (например, обычай кровной мести). По- лезные, социально необходимые обычаи могут даже наделяться правовой санкцией, в этом случае они принимают форму правового обычая. В то же время обычаи менее значимы для правотворчества и правореализации, чем, скажем, нормы морали.
Нормы общественныхорганизаций (корпоративныенормы) по- хожи на нормы права тем, что они:

закрепляются в письменных нормативных актах-документах (ус- тавах, положениях и других актах);

внутри системны;

имеют четко выраженный предоставительно-обязывающий характер;

требуют внешнего контроля за исполнением и поддаются такому контролю;

обладают фиксированным набором средств для реализации своих норм.
От норм права они отличаются тем, что:

выражают волю и интересы членов данной организации и распро- страняют свое действие на них;

регулируют, прежде всего, внутриорганизационные отношения;

санкционированы специфическими (для каждой организации) ме- рами воздействия.

176
Правовые нормы создают базу для организации и деятельности об- щественных организаций (объединений). В Конституции РБ этому вопросу посвящен целый ряд статей (ст. 13, 14, 36 и др.). Право запрещает созда- вать вредные для общества и государства объединения, выходить в своей деятельности за пределы целей и задач, определенных уставом.
Правовые и корпоративные нормы взаимодействуют в установлении правосубъектности общественных организаций (круга правоотношений, в которые данная общественная организация может вступать), в оценке пра- вомерности принятого общественной организацией решения.
Технико
-юридическиенормы– это нормы, которые в качестве диспозиции (регулятивного предписания) имеют техническую норму, а в качестве санкции (охранительной нормы) – юридическую. Поэтому их можно расценивать и как юридические нормы технического содержания, и как разновидность технических норм.
Относительно природы техническихнормсуществуют две позиции: одни авторы вообще не относят их к социальным нормам, другие считают их социальными. Действительно, технические нормы своеобразны:

их содержание определяется законами природы и техники (то есть они напрямую не исходят от человека);

регламентируют не отношения между людьми, а отношения чело- века к объектам природы и техники (то есть регулируют несоциальную сферу);

в качестве мер их обеспечения выступают негативные последствия нарушения естественных законов, технических правил.
Тем не менее, думается, что технические нормы следует считать раз- новидностью (хотя и весьма специфической) социальных норм так как:

главным объектом регулирования всех социальных норм является поведениелюдей(установление общественных отношений во всех случаях социального регулирования – это лишь средство регламентации поведе- ния). На тот же объект направлены и технические нормы;

они имеют социальноезначение, которое возрастает с развитием технической сферы, искусственной среды обитания человека. На данный момент нет более актуальной «технической» нормы, чем та, которая опре- деляет взаимоотношения человека и природы.
Однако по уровню социальной значимости технические нормы могут существенно различаться, и именно этот признак является определяющим в оценке «социальности» технических норм. Наиболее значимые техниче- ские нормы наделяются правовыми санкциями и становятся технико-юри- дическими нормами.
Право имораль
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   46


написать администратору сайта