УМК Общая теория права А.Н. Пугачев. Учебнометодический комплекс для студентов юридических специальностей Составление и общая редакция А. Н. Пугачева Новополоцк 2007 2
Скачать 8.82 Mb.
|
. Международнаязащитаправчеловека. Права человека – это объективные по своей сущности, неотъемле- мые, естественные права, принадлежащие человеку в силу самой его чело- веческой природы. Гегель, например, отмечал, что человек как таковой имеет право на свободу. Права человекапредставляют собой определенные, социальные при- тязания, меры социально оправданной свободы поведения человека, которые развиваются вместе с развитием общества и социализацией человека. Права человека являются непосредственно-социальнымив том смысле, что они фиксируются и существуют вне каких-либо внешних форм социального опосредствования. Есть непосредственная связь между феноменом прав человека и идеей естественного права, которая базируется на объективном существовании исходных, социально оправданных и соци- ально необходимых условий (правах и свободах) жизни человека. При этом в рамках идей естественного права и прав человека оправдана и по- становка вопроса о естественных, непосредственно-социальныхобязанно- стяхчеловека перед обществом. Права человека являются разновидностью непосредственно-социаль- ных прав, если иметь в виду также существование непосредственно-со- циальных прав социальных общностей (народов, наций, различных ассо- циаций и др.). Хотя непосредственно-социальные права коллективов мож- но расценивать и как форму выражения и средство осуществления челове- ческих прав индивида. И в этом качестве непосредственно-социальные права коллективов должны проходить проверку «человеческим измерени- ем», то есть правами индивида (Е. А. Лукашева). Несмотря на возможность констатации и фиксации прав человека как объективно существующих явлений, механизм их воплощения в жизнь дос- таточно сложен. Объем прав человека, их реализация зависят от состояния общества, уровня его развития и характера организации, от того, в какой степени права человека освоены общественным сознанием. Эффективность 195 реализации прав человека зависит и от их нормативного оформления, вклю- чения в той или иной форме (в качестве норм обычаев, норм морали, норм права и др.) в систему нормативного регулирования общества. В связи с процессом развития прав человека и прогрессом общества в целом выделяют несколько поколенийправчеловека. Первоепоколение– права человека, обеспечивающие индивидуаль- ную свободу, защиту от какого-либо вмешательства в осуществление прав члена общества и политических прав: свобода слова, совести и религии, право на жизнь, свободу и безопасность; равенство перед законом, право на правосудие и др. Второепоколение– социальные, экономические и культурные права: право на труд и свободный выбор работы, социальное обеспечение, отдых, образование и др. Третьепоколение– коллективные права (стали формироваться после Второй мировой войны): право на мир, на здоровую окружающую среду, на ядерную безопасность и др. Следует заметить, что значительный вклад в развитие прав человека внесли английская Великая хартия вольностей (1215 г.), Петиция о праве (1628 г.), Хабеас корпус акт (1679 г.), Билль о правах (1689 г.). Впервые законодательное закрепление права человека получили в 1776 г. в Конституции американского штата Вирджиния, а затем в Билле о правах 1791 г., который представлял собой 10 поправок к Конституции США 1787 г. В 1789 г. во Франции была принята Декларация прав челове- ка и гражданина. При всем современном многообразии прав человека и различии тео- ретических подходов к этой проблеме можно выделить исходные, осново- полагающие правачеловека, которые составляют базу всего комплекса прав человека: − право на жизнь; − право на свободу; − право на равенство (исходное, «стартовое» равенство людей). Эти основные права человека как исходные начала закреплены в принятой ООН 10 декабря 1948 г. Всеобщей декларации прав человека, ко- торая представляет собой документ негосударственного характера, впер- вые в истории человечества распространивший права человека на всех лю- дей планеты. Права и свободы человека с этого момента перестали быть только внутренним делом государства. Кроме того, были приняты: Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических, со- циальных и культурных правах (1966), Факультативный протокол к Меж- дународному пакту о гражданских и политических правах (1966). На осно- вании этих документов человек стал субъектом международного права. 196 Эти международно-правовые акты имеют приоритет над внутренним зако- нодательством стран-участниц, граждане которых имеют право обратиться в КомитетпоправамчеловекаприООН, если они исчерпали все имею- щиеся внутренние средства правовой защиты (аналогичная норма содер- жится в ст. 61 Конституции Республики Беларусь). 20 декабря 1993 г. в ООН учрежден пост Верховного комиссара по правам человека, который назначается Генеральным секретарем ООН и является его заместителем. Наряду с органами ООН действует европейская система защиты прав человека, созданная на основе Европейской конвенции о защите прав чело- века и основных свобод (вступила в силу 3 сентября 1953 г.), – Европейская комиссияпоправамчеловекаи Европейскийсудпоправамчеловека. Выне- сенное Европейским судом решение по индивидуальной жалобе носит обя- зательный характер, является окончательным и обжалованию не подлежит. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права чело- века и гражданина. Механизмы внутригосударственного права имеют важ- нейшее значение для осуществления прав человека. Хотя, например, в Республике Беларусь не учрежден институт омбудсмана – уполномоченно- го по правам человека. Гражданское обществоиправовоегосударство. Гражданское об- щество и правовое государство логически предполагают друг друга – одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой право- вого государства. Нельзя ставить знак равенства между понятиями «общество» и «гра- жданское общество»: второе значительно уже первого и возникло гораздо позже. Становление и развитие гражданского общества являются особым периодом истории человечества, государства и права. Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Формирование и развитие гражданского общества заняло не- сколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе. Реальность существования гражданского общества (собственно, как и правового государства) определяется соотношением идеала и реаль- но достигнутого состояния общества. Гражданское общество в широком смысле и сам этот термин появи- лись, когда сложились представления о гражданстве и гражданине и воз- никло понятие общества как совокупности граждан. Это произошло еще в Древней Греции и Древнем Риме. Однако тогда отличия между граждан- ским обществом и государством не проводилось. Так, Аристотель полагал, что «государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество», то естьон употреблял термины «гражданское общество» и «го- сударство» как синонимы. И такой подход, в котором государство и обще- 197 ство рассматривались как единое целое, сохранялся вплоть до XVIII в., до того периода, когда в своих основных чертах стало складываться граждан- ское общество в его строгом (узком), современном понимании. Гражданское обществов его современном понимании и значении – это общество, способное противостоять государству, указать его место, контролировать его деятельность, держать его «в узде». Говоря другими словами, гражданское общество – это общество, способное сделать свое государство правовым. Между тем это не означает, что гражданское обще- ство только тем и занимается, что борется с государством. В рамках прин- ципа социальности, то есть социального государства, гражданское общест- во позволяет государству активно вмешиваться в социально-экономичес- кие процессы. Другое дело, что оно не позволяет государству подмять се- бя, сделать социальную систему тоталитарной. Такая способность общества к политической самоорганизации воз- можна лишь при наличии определенных экономических условий: эконо- мической свободы, многообразия форм собственности, рыночных отноше- ний. В основе же гражданского общества лежит частная собственность. Именно она позволяет членам гражданского общества сохранять экономи- ческое достоинство. Фундаментальная разработка учения о гражданском обществе связа- на с именем Гегеля. И, что примечательно, главным элементом граждан- ского общества Гегель считал человека, действующего в обществе в соот- ветствии со своим социальным положением, частными интересами и по- требностями. В этом подход классика немецкой философии выгодно отли- чается от современных представлений о гражданском обществе, в соответ- ствии с которыми оно понимается лишь как некая сфера негосударствен- ных отношений. Как уже говорилось ранее, любую социальную сферу составляют три компонента: − социальные субъекты (люди и образуемые ими общности); − отношения между субъектами (общественные отношения, соци- альные структуры); − поведение людей, их деятельность. В полной мере это относится и к гражданскому обществу. Другое дело, что человек состоит во множестве социальных отношений, и не во всех этих отношениях он выступает именно как член гражданского обще- ства. Однако то, будет ли данный конкретный человек выступать субъек- том отношений гражданского общества, ощущает ли он себя таковым и как он ведет себя в этих отношениях, зависит от его личных и социальных ка- честв. Поэтому формирование гражданского общества – это прежде всего задача формирования члена этого общества (в основном за счет принципи- альных изменений в экономической и политической структурах общества). 198 Итак, гражданское общество и его взаимоотношения с государством характеризуют в основном следующие моменты: 1. Становление и развитие гражданского общества связывается с формированием буржуазных общественных отношений, утверждением принципа формального равенства. 2. Гражданское общество базируется на частной и иных формах соб- ственности, рыночной экономике, политическом плюрализме. 3. Это общество существует наряду с государством как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним в проти- воречивом единстве. 4. Оно представляет собой систему, которая построена на основе го- ризонтальных связей между субъектами (принцип координации). Этой системе свойственны самоорганизация и самоуправляемость. 5. Это сообщество свободных граждан-собственников, осознающих се- бя именно в таком качестве, а следовательно, готовых взять на себя всю пол- ноту хозяйственной и политической ответственности за состояние общества. 6. С развитием гражданского общества и становлением правовой го- сударственности происходит сближение общества и государства, их взаи- мопроникновение. По существу, правовое государство есть способ органи- зации гражданского общества, его политическая форма. 7. Взаимодействие гражданского общества и правового государства направлено на формирование правового демократического общества, соз- дание демократического социально-правового государства. Таким образом, понятие «гражданское общество» характеризует оп- ределенный уровень развития общества, его состояние, степень социально- экономической, политической и правовой зрелости. Социальное государство. Слово «социальный» (лат. socialis) озна- чает общий, общественный, то есть относящийся к жизни людей в общест- ве. Поэтому «социальным» в самом широком значении этого слова являет- ся любое государство, будучи продуктом общественного развития. Однако в данном случае под «социальным государством» понимают государство, обладающее особыми качествами и функциями. Существование и деятельность социального государства тесно свя- заны с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека. Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX – начале XX в. (то есть позднее идеи правового государства) как результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа – принцип свободы и принцип равенства. Как уже было замече- но, сложились два теоретических подхода к соотношению этих принципов. 199 А. Смит, Дж. Ст. Милль, Б. Констан, Дж. Локк и другие отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При этом они понима- ли, что, в конечном счете, такая свобода приведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью. Другой подход олицетворял Ж.-Ж. Руссо, который, не отрицая зна- чения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который – задача государства. Принцип индивидуальной свободы, раскрепощая инициативу и са- модеятельность людей, способствовал развитию частного предпринима- тельства и рыночного хозяйства, и, таким образом, имел экономическое основание в период упрочения экономической мощи буржуазных госу- дарств. Однако к концу XIX в., по мере развития и накопления богатства стало происходить имущественное расслоение буржуазного общества, его поляризация, чреватая социальным взрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти от роли «ночного сторожа» к активному вмешательству в социально-эконо- мическую сферу. Именно в такой историко-политической обстановке и на- чинают формироваться категория социального государства, понимание его особых качеств и функций. В дальнейшем идея социального государства получает все большее признание, воплощаясь в практике и конституциях современных госу- дарств. Впервые государство было названо социальным в Конституции ФРГ 1949 г. Так или иначе принцип социальности выражен в конституциях Франции, Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции, Японии и других государств. Большое значение для теории и практики социального государства имело учение английского экономиста Дж. Кейнса (1883 – 1946), под влия- нием взглядов которого сформировалась концепция «государства всеобщего благоденствия», исходящая из возрастания социальной функции государства. Следует отметить, что, несомненно, катализатором процесса развития идеи социального государства и воплощения ее в жизнь на Западе было возникновение Советского государства, постоянно декларировавшего в сво- их конституциях и других законодательных актах социальную ориентиро- ванность политики. И хотя политическая теория и декларации социализма находились в противоречии с реальностями отсутствия демократии, гражданского общества, правового государства и частной собственности как экономической основы этих институтов, нельзя отрицать реальных достижений в социальной политике социалистических государств. Разумеется, что в названных социально-экономических условиях социально ориентированная деятельность такого государства могла иметь только 200 ванная деятельность такого государства могла иметь только naтерналист- ский(отеческий) характер, связанный с установлением убогого равенства. Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демо- кратии, гражданского общества и должно быть правовымв современном значении этой характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым. Теория и практика правового государства, как уже отмечалось, предшествовали идее и практическому воплощению социального государ- ства, и их можно рассматривать как определенные этапы в развитии обще- ства. Социальное государство пришло вслед за правовым, потому что по- следнее в его классическом либеральном (формальном) варианте опира- лось, прежде всего, на принципы индивидуальной свободы, формального юридического равенства и невмешательства в дела гражданского общест- ва. Все это привело к глубокому фактическому неравенству, кризисным состояниям в экономике и классовой борьбе и потребовало от государства перехода в новое качественное состояние, выполнения новых функций. В наши дни демократические государства стремятся найти оптимальное со- четание правового и социального принципов. Истоки социальной политики государства находятся в далеком про- шлом, когда правители (например, римские цезари) заботились о предос- тавлении плебсу «хлеба и зрелищ». Однако о социальном государстве как особой политико-правовой реальности можно говорить лишь тогда, когда социально ориентированная политика фактически становится основным направлением его деятельности и распространяется на широкий круг объ- ектов. Кроме того, социальным может быть только государство, имеющее высокий уровень экономического развития, причем в структуре экономики должна быть учтена социальная ориентация государства. В связи с этим момент реального возникновения социальных госу- дарств можно отнести к 60-м годам XX в. В каждой конкретной стране на- чальную стадию формирования социального государства следует связы- вать с установлением ответственности государства за предоставление каж- дому гражданину прожиточного минимума, что в дальнейшем трансфор- мируется в обязанность государства обеспечить каждому гражданину дос- тойный уровень жизни. Нужно также учитывать, что проведение государством социально ориентированной политики представляет собой трудный процесс, своего рода политическую эквилибристику, обусловленную необходимостью учи- тывать противоречивые, почти взаимоисключающие факторы. Социальное государство должно постоянно поддерживать труднодостижимый баланс между свободой рыночной экономики и необходимостью воздействовать на распределительные процессы с целью достижения социальной справедли- вости, сглаживания социального неравенства. В этой связи не случайно сре- 201 ди современных политических движений Запада сложилось своеобразное «разделение труда»: консерваторы делают больший акцент на индивиду- альной и политической свободе – правовом принципе, а социал-демократы и близкие к ним либералы – на сближении доходов и жизненных шансов как материальном условии свободы каждого, то есть на социальном принципе. Становление социального государства – это процесс не только эко- номический и политический, но и нравственный, требующий человеческо- го измерения. С учетом сказанного, можно определить следующие условия суще- ствования социального государства и его характерные признаки. 1. Демократическая организация государственной власти. 2. Высокий нравственный уровень граждан и, прежде всего, должно- стных лиц государства. 3. Мощный экономический потенциал, позволяющий перераспреде- лять доходы, не очень ущемляя при этом положения собственников. 4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляет- ся в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в важных областях хозяйства. 5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства. 6. Существование гражданского общества, в руках которого государ- ство выступает как инструмент проведения социально ориентированной политики. 7. Ярко выраженная социальная направленность политики государ- ства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации. 8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину: − достойных условий существования; − социальной защищенности; − равных стартовых возможностей для самореализации личности. 9. Наличие развитого социального законодательства (законодатель- ства о социальной защите населения, например Кодекса социальных зако- нов, как это имеет место в ФРГ). 10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны (впервые это было сделано в Основном законе ФРГ 1949 г.). Говоря о функциях социального государства, нужно иметь в виду следующие обстоятельства: − ему присущи все традиционныефункции, обусловленные приро- дой государства как такового; − на содержание всех функций социального государства накладыва- ет отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные 202 функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общейсо- циальнойфункции(общем социальном назначении); – в рамках общей социальной функции можно выделить специфиче- ские направления деятельности социального государства – специфические функции, к которым, в частности, относятся: • поддержка социально незащищенных категорий населения; • охрана труда и здоровья людей; • поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; • сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы; • поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осу- ществляющим такую деятельность); • финансирование и поддержка фундаментальных научных исследо- ваний и культурных программ; • борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населе- ния, выплата пособий по безработице; • поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан; • участие в реализации межгосударственных экологических, куль- турных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем; • забота о сохранении мира в обществе. Однако пока Беларусь можно считать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а положения Конституции следует расценивать как программные установки (стст. 1, 2,45, 46). Можно назвать некоторые проблемы создания социального государ- ства в Беларуси: − социальное государство в Беларуси пока не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе); − не создан «средний слой» собственников; − отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий пе- рераспределять доходы, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников; − не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции; − отсутствует развитое, зрелое гражданское общество; − снижен уровень нравственности в обществе, практически потеря- ны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства; 203 − существующие политические партии Беларуси не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества; − отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверен- ные модели жизнеустройства в обществе; − в процессе освобождения белорусского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государ- ственности. И, тем не менее, несмотря на перечисленные трудности, развитие со- циальной государственности – единственно возможный путь для свобод- ного общества, которым хочет стать Беларусь. Вопросы длясамопроверки 1. Какие идеи правового государства Вам известны? 2. Назовите признаки правового государства. 3. Что понимается под гражданским обществом? 4. Как соотносятся между собой правовое государство и гражданское общество? 5. Что образует структуру гражданского общества? 6. Оцените практику формирования правовой государственности в Республике Беларусь. 7. Какие мыслители развивали учение о правовом государстве? 8. Что Вам известно о либеральном, социальном и социалистическом правовом государстве. 9. Что характеризует тоталитарное государство? 10. Как соотносятся понятия – «правовое» и «конституционное» го- сударство? 11. Какие проблемы становления правового государства в Республи- ке Беларусь Вы видите в качестве основных? ТЕМА 24. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Правовые средства |