Главная страница

УМК Общая теория права А.Н. Пугачев. Учебнометодический комплекс для студентов юридических специальностей Составление и общая редакция А. Н. Пугачева Новополоцк 2007 2


Скачать 8.82 Mb.
НазваниеУчебнометодический комплекс для студентов юридических специальностей Составление и общая редакция А. Н. Пугачева Новополоцк 2007 2
АнкорУМК Общая теория права А.Н. Пугачев.pdf
Дата22.04.2017
Размер8.82 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаУМК Общая теория права А.Н. Пугачев.pdf
ТипУчебно-методический комплекс
#5235
страница23 из 46
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   46
-
вовыми системами. Древнейшая из таких правовых систем – индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии. Другой пример – мусульманскоеправо, которое, по существу, яв- ляется одной из сторон религии ислама и называется шариатом (в переводе с араб. – путь следования); Таким образом, религиозная правовая система – единый религиозно-нравственный и правовой регулятор всех сторон жиз- ни общества.
В период феодализма в Европе были широко распространены кано-
ническое (церковное) правои церковная юрисдикция. Каноническое право, как и право религиозной правовой системы, это право церкви, право об- щины верующих. Однако оно никогда не выступало всеобъемлющей и за- конченной системой права, а действовало лишь как дополнение к светско- му праву в данном конкретном обществе и регулировало те вопросы, кото- рые не охватывались светским правом (церковную организацию, правила причастия и исповеди, некоторые брачно-семейные отношения и др.).
В процессе буржуазных революций теологическая идеология сменя- лась «юридическим мировоззрением», в котором возвышалась роль права как созидательного начала, обеспечивающего гармоничное развитие общества.
Характер взаимодействия правовых и религиозных норм в системе социальной регуляции того или иного общества определяется связью этих норм с моралью, а также связью права с государством. Государство по- средством правовой формы может определять свои отношения с религиоз- ными организациями и их правовой статус в данном конкретном обществе.
Статья 16 Конституции Республики Беларусь гласит: «Религии и вероис- поведания равны перед законом».
Правовые и религиозные нормы могут совпадать по морально-нрав- ственному содержанию. Одни из заповедей Нагорной проповеди Христа –
«не убий» и «не укради». При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы – мощный внутренний ре- гулятор поведения, поэтому они являются необходимым инструментом поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе.

186
Вопросы длясамопроверки
1.
Какие виды социальных регуляторов Вам известны?
2.
Какое место занимает право в системе социальных норм?
3.
Что общего и особенного у права и морали.
4.
Должно ли право соответствовать человеческим представлениям о справедливости?
5.
Какое влияние на право оказывает экономика?
6.
Как взаимообусловлены юридические и политические нормы?
7.
Что общего и различного у права и религии?
8.
Какое влияние на право оказывает обычаи и традиции?
9.
В чем значение цивилизационного фактора для развития права?
10.
Что означает для правопонимания различение права и закона?
11.
В основе каких норм Конституции Республики Беларусь положе- но моральное, религиозное, нравственное начало?
ТЕМА
22.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ГОСУДАРСТВА
И
ПРАВА
История проблемывсветеполитико-правовыхвоззрений.
Единство государстваиправа. Отличиегосударстваотправа.
Противоречие междугосударствомиправом.
Воздействие государстванаправо. Рольгосударствавформирова-
нии права. Рольгосударствавобеспечениифункционированияправа.
Влияние праванагосударство. Правокаксредствоформирова-
ния государственныхструктур. Коммуникационнаярольправавот-
ношениях междугосударствоминаселением. Влияниемеждународно-
го праванавнутригосударственноеправо.
Соотношение ивзаимосвязьгосударстваиправа. Государство есть особая форма организации политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы любого общества, обладающая для этого суверенитетом, осуще- ствляющая управление обществом на основе права, с помощью специаль- ного аппарата и монополии на принесение насилия для достижения по- ставленных задач.
Уже в данной формулировке четко прослеживается взаимосвязь госу- дарства и права. Для более полного уяснения сформулируем, что такое право.
Право представляет собой систему общеобязательных правил пове- дения, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование отношений, возникающих в обществе.
Государство и право развиваются в единстве, но между ними суще- ствуют определенные различия.

187
В чем проявляется их единство?
1.
Государство и право развиваются совместно.
2.
Имеют одинаковые проявления по своей сущности.
3.
Проявляются как инструменты власти.
4.
Выступают оба как средства управления.
5.
Оба призваны обеспечивать как личные, так и общественные интересы.
6.
Основываются на общем экономическом базисе.
7.
Определяются одними и тем же социальными и духовными факто- рами, действующими в данном обществе.
Теперь обратимся к различиям:
1.
Государство – это особая организация политической власти, а пра- во – это социальный регулятор.
2.
Государство выражает силу, а право – волю.
3.
Элементами государства являются его структурные органы, а эле- ментами права – его нормы.
Таким образом, государство и право различаются как по форме, так и по функциям.
Взаимодействие государства и права проявляется в том, что, с одной стороны, государство формирует и изменяет право, отменяет, реализует и ох- раняет его, а с другой стороны, право воздействует на государство, устанав- ливает компетенцию и права его органов, упорядочивает его деятельность.
Баланс между государством и правом наиболее выдержан в демокра- тических государствах.
Государство иличность: взаимнаяответственность. Взаимная от- ветственность государства и личности – важнейший самостоятельный принцип правового государства.
Устанавливая в законодательной форме пределы свободы общества и личности, само государство также не свободно от ограничения предела собственных решений и действий.
Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком и обществом.
Если защита человека, его прав и свобод от посягательств со сторо- ны государства является задачей демократически конституированного об- щества, то защита человека, его прав и свобод от общества с его разнооб- разными, пользующимися политическим влиянием группами, которое так- же способно посягать на человека, его права и свободы – обязанность го- сударства.
Интересы защиты человека, его прав и свобод требуют от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможных нарушений прав и свобод человека в повседневной жизни.

188
Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права.
Необходимо усиление гарантий эффективности судебной защиты.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека требуют су- щественных усилий государства также в материальной и духовной сферах.
Речь идет об обеспечении гражданам прожиточного минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования и здравоохранения.
Признание человека, его прав и свобод является высшей ценностью.
Для реализации этого принципа важны социальные функции каждого че- ловека, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов обще- ства. В демократическом обществе становление личности происходит в условиях свободы, заключенной в определенные рамки. Это, в частности, правовая надстройка общества. Через нее принцип признания человека высшей ценностью формирует у индивида определенные нормативные представления о сущности личности, несущие на себе отпечаток той пра- вовой культуры общества, в условиях которой они возникли.
Все это обеспечивается системой гарантий, которые исключают про- извол государства над личностью.
Что к ним относится?
1.
Ответственность президента перед народом и методы воздействия на него в случае нарушения (импичмент).
2.
Ответственность правительства перед президентом и парламентом.
3.
Уголовная, дисциплинарная и другие виды ответственности долж- ностных лиц за нарушения прав и свобод личности
4.
Отчет народных избранников перед избирателями.
5.
Свобода печати и т. п.
Личность также отвечает за свои действия перед государством. Ме- ры принуждения носят правовой характер и должны соответствовать тяже- сти совершенного правонарушения.
Отношения личности и государства строятся на основе взаимной от- ветственности за действия в отношении друг друга.
Соотношение обществаигосударства. Общество – это историче- ски сложившаяся, постоянно развивающаяся система отношений между людьми, продукт взаимодействия людей в процессе их совместной жизне- деятельности.
Государство – это особым образом организованный разряд людей, систематически занимающихся управлением общества, особый вид управ- ления этим обществом, обеспечивающий территориальное, юридическое, политическое и духовное единство населения.
Государство выступает как официальный уполномоченный предста- витель всего общества.

189
Таким образом, государство – это только часть общества, его поли- тический элемент. В обществе оно играет ведущую роль, так как занимает центральное положение.
По характеру государства мы судим об обществе: развитое, отсталое, демократическое, свободное и т.д.
Государство по отношению к обществу выступает как средство управления, ведения общих дел, обеспечивает порядок и безопасность. По отношению к противникам общества – как внешним, так и внутренним – как орудие подавления и насилия.
Общество возникло раньше государства и поэтому имеет более раз- витую историю своего развития. Государство, рожденное обществом, в хо- де своего развития приобретает самостоятельность, впрочем, достаточно условную, степень этой самостоятельности постоянно изменяется и зави- сит от условий их взаимодействия, так как в различных обществах степень самостоятельности государства от общества различна.
Гражданское общество: понятие, структура, признаки.
Впервые письменное упоминание о гражданском обществе можно найти в трудах Аристотеля. Он писал, что прежде чем определить, что есть государство, необходимо выяснить понятие «гражданин», ибо государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество.
Большое внимание уделялось разработке проблем гражданского об- щества в трудах Г. Гроция, Д. Гоббса, Ф. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Л. Мон- тескье и др.
Огромную роль в исследовании гражданского общества сыграл
Г. В. Гегель. Исследованию гражданского общества посвящено большое число научных изданий. Его исследованием занимались и продолжают за- ниматься сотни ученых.
Несмотря на это, его структура, признаки и институты и по настоя- щее время находятся в стадии развития и изучения.
К каким же результатам и выводам пришли ученые на настоящем этапе?
Гражданскоеобществоможноопределитькаксовокупностьсе-
мейных, нравственных, национальных, религиозных, социальных, экономи-
ческихотношенийиинститутов, спомощьюкоторыхудовлетворяются интересыличностиисоциальныхгрупп.
Иначе можно сказать, что гражданское общество представляет собой необходимый и рациональный способ сосуществования людей, основан- ный на разуме, свободе, праве и демократии.
Структура гражданского общества охватывает:
1)
семью;
2)
сферу воспитания и негосударственного образования;
3)
собственность и предпринимательство;
4)
общественные объединения и организации;
5)
политические партии и движения;

190 6)
негосударственные средства массовой информации;
7)
церковь.
Этот список не исчерпывающий, его можно продолжить.
Отметим ряд существенных признаков, которые присущи граждан- скому обществу.
Во-первых, это общество социального рыночного хозяйства, в кото- ром обеспечены свобода экономической деятельности, предприниматель- ства, труда, разнообразие и равноправие всех форм собственности и равная их защита, общественная польза и добросовестная конкуренция.
Во-вторых, это общество, которое обеспечивает социальную защи- щенность граждан, достойную жизнь и развитие человека.
В-третьих, это общество подлинной свободы и демократии, в кото- ром признается приоритет прав человека.
В-четвертых, это общество, построенное на основе принципов само- управления и саморегулирования, свободной инициативы граждан и их коллективов.
В-пятых, «открытость» гражданского общества.
Рассмотрев ранее структуру гражданского общества, мы можем сде- лать вывод, что важнейшими структурными элементами гражданского об- щества являются:

добровольно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей (семья, различные ассоциации, хозяйственные корпора- ции и другие общественные объединения);

совокупность негосударственных (то есть неполитических) обще- ственных отношений;

производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы и традиции;

сфера самоуправления свободных индивидов и их организаций, защищенная от вмешательства государственной власти.
Эти элементы рассматриваются либо как общественно-политические категории, либо как самостоятельные конституционные (государственно- правовые) институты, закрепляющие существенные черты и признаки гра- жданского общества. Среди них можно выделить следующие институты: а) институт основ экономических отношений; б) институт основ социальных отношений; в) институт основ духовно-культурных отношений; г) институт основ политических отношений.
Подытоживая сказанное, отметим, что степень зрелости гражданского общества и всех его институтов является тем критерием, который характеризу- ет стабильность и прочность конституционного строя. Поэтому закрепление в конституционных нормах основ гражданского общества позволяет юридически обеспечить независимость общества от государства, предусмотреть гарантии от незаконного вмешательства последнего в дела общества, установить границы и пределы государственного воздействия на общественные отношения.

191
Вопросы длясамопроверки
1.
В чем Вы видите главное отличие права от государства?
2.
Что сближает право и государство в качестве важнейших общест- венных институтов?
3.
Каким образом государство воздействует на право?
4.
Какова роль государства в формировании права и его защите?
5.
Определите направление влияния права на государства.
6.
Можно ли рассматривать право как средство формирования госу- дарственных структур?
7.
В чем проявляется коммуникационная роль права в отношениях между государством и населением?
8.
Как решается вопрос о соотношении государства и права в Рес- публике Беларусь?
9.
Определите степень влияния международного права на внутриго- сударственное право.
10.
Как выглядит история проблемы соотношения государства и пра- ва в сфере политико-правовых воззрений?
11.
В чем Вам видится главное противоречие между государством и правом?
ТЕМА
23.
ПРАВОВОЕ
ГОСУДАРСТВО
Идея правовогогосударствависторииполитико-правовоймыс-
ли
. Характеристикиправовойгосударственности. Практическаяреа-
лизация идейправовогогосударства.
Соотношение правовогогосударстваигражданскогообщества.
Элементы гражданскогообщества.
Права человекакакосновополагающаякатегория. Проблемы защиты правчеловекананациональномимеждународномуровне.
Практика формированияправовойгосударственностивРеспуб-
лике
Беларусь. Общиепроблемыстановленияправовогогосударства в
постсоциалистическихобществах.
Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются:

признание и защита прав и свобод человека и гражданина;

верховенство правового закона;

организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.
Рассматривая современное состояние идей правового государства, следует избегать преувеличения их роли и степени распространения. В на-

192 стоящее время правовое государство выступает идеалом, лозунгом, кон- ституционным принципом и не получает своего полного воплощения в ка- кой-либо стране. Реальная политическая практика государств, провозгла- сивших себя правовыми, нередко расходится с нормами конституции.
Для второй половины XX в. в конституционной организации госу- дарства характерно сочетание правового принципа с социальным, что дает формулу социальногоправовогогосударства. Об этом говорит ст. 1 Кон- ституции Республики Беларусь.
Идея утверждения права (или закона) в общественной жизни уходит корнями в глубокую древность – в тот исторический период, когда возник- ли первые государства. Для того чтобы упорядочить социальные отноше- ния с помощью права, государство должно было конституировать себя за- конодательным путем, то есть определить правовыеосновыгосударствен-
нойвласти.
Ряд идей правовой государственности появился еще в античном ми- ре, а теоретически развитые концепции и доктрины были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя.
Значительное влияние на формирование теоретических представле- ний, а затем и практики правовой государственности оказали политико- правовые идеи и институты Древней Греции и Древнего Рима, античный опыт демократии. Идею единения силы и права в организации Афинского государства на демократических началах проводил в своих реформах уже в
VI в. до н. э. Солон. Мысль о том, что государственность вообще возможна лишь там, где господствуют справедливые законы, последовательно от- стаивали Сократ, Платон и Аристотель.
Самое раннее из дошедших до нас определений государства как пра-
вовогосообществапринадлежит Цицерону. В своем труде «О государст- ве» он писал о том, что государство (respublica) есть дело народа как «со- единения многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». В дальнейшем идеи государства как пра- вового сообщества получают теоретическое обоснование в Новое время в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ф. Вольтера,
Ш. Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо. В частности, Локк в своем учении о госу- дарстве обосновал законность сопротивления всякому произволу власти.
На качественно новую ступень обоснование идеала правового госу- дарства было поднято в теории родоначальника классической немецкой философии И. Канта (1724 – 1804). Согласно знаменитому определению государства, сформулированному Кантом в «Метафизике нравов», оно представляет собой «объединение множества людей, подчиненных право- вым законам». Хотя Кант не употреблял еще термина «правовое государ- ство», он использовал такие близкие по смыслу понятия, как «правовое

193 гражданское общество», «прочное в правовом отношении государственное устройство», «гражданско-правовое состояние». Особенность кантовского определения заключалась в том, что основополагающим признаком госу- дарства здесь было названо верховенствоправовогозакона.
Под влиянием идей Канта в Германии сформировалось представи- тельное направление, сторонники которого сосредоточили свое внимание на разработке теории правового государства. К числу наиболее видных пред- ставителей этого направления принадлежали: Р. фон Моль (1799 – 1875),
К. Т. Велькер (1790 – 1869), О. Бэр (1817 – 1895), Ф. Ю. Шталь (1802 – 1861),
Р. фон Гнейст (1816 – 1895).
Введенный в научный оборот Р. фон Молем термин «правовое госу- дарство» (по-немецки – Rechtstaat) прочно утвердился в немецкой юриди- ческой литературе в первой трети XIX в.
В дальнейшем этот термин получил широкое распространение, в том числе и в дореволюционной России. Среди видных сторонников теории правового государства были Б. Н. Чичерин, П. И. Новгородцев, М. М. Ко- валевский, Н. М. Коркунов, Б. А. Кистяковский и др. В России, имевшей давние и прочные связи с университетами Германии, немецкая юридиче- ская терминология использовалась вообще без перевода, и теоретиков пра- вового государства первое время называли рехтштатистами.
В англоязычной литературе термин «правовое государство» не исполь- зуется. Его эквивалентом в известной мере является термин «Rule of Law»
(господство, правление права), который впервые в этом смысле использовал
А. В. Дайси (1835 – 1922) в работе «Основы конституционного права».
На конституционном уровне формула правового государства в соче- тании с принципом социальности впервые прямо была зафиксирована в
Основном законе ФРГ 1949 г. и в Конституции Испании 1978 г. К настоя- щему времени в той или иной форме она закреплена в конституциях цело- го ряда государств, хотя в действительности идеал правового государства еще не достигнут ни в одной стране.
B. C. Нерсесянц определяет правовоегосударствокак «правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений, с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина».
Итак, признаками правового государства можно считать:

ограничение государственной власти правами и свободами чело- века и гражданина (власть признает неотчуждаемые права граждан);

верховенство права (правового закона) во всех сферах обществен- ной жизни;

конституционно-правовую регламентацию принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

наличие развитого гражданского общества;

194

правовую форму взаимоотношений (взаимные права и обязанно- сти, взаимная ответственность) государства и гражданина;

верховенство закона в системе права;

соответствие норм внутреннего законодательства общепризнан- ным нормам и принципам международного права;

прямое действие конституции;

возвышение суда.
В Конституции Республики Беларусь поставлена задача построения правового государства (ст. 1) и закреплены все основополагающие принци- пы правовой государственности. Понятно, что гражданам Беларуси и бело- русскому государству на этом пути придется решать много проблем. И важ- нейшей из них является формирование зрелого гражданского общества.
Права человека
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   46


написать администратору сайта