Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 3.11 Когнитивная теория Р. Солсо

  • КУРС ЛЕКЦИЙ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА АКТИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ Тема 1.1 Введение в дисциплину.

  • Тема 1.2 Активность как предмет исследования

  • Рисунок 1 – Основы активности

  • Целевая

  • Инструментальная

  • Рисунок 2 – Формы активности

  • Вопросы для самопроверки

  • Хх. УМК Губарева-Зубарева оригинал2. Учебнометодический комплекс по дисциплине Психология активности и поведения для студентов, обучающихся по специальности 123 01 04


    Скачать 2.26 Mb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс по дисциплине Психология активности и поведения для студентов, обучающихся по специальности 123 01 04
    Дата21.10.2022
    Размер2.26 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУМК Губарева-Зубарева оригинал2.pdf
    ТипУчебно-методический комплекс
    #746410
    страница2 из 24
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
    Тема 3.9 Бихевиоризм и проблема поведения.
    Центральная тема бихевиоризма. Положения, теории. Сущность бихевиоризма. Основная задача.
    Тема 3.10 Социально-когнитивная теория Бандуры.
    Понятие научения в теории. Детерминанты регуляции поведения.
    Косвенное подкрепление и самоподкрепление.
    Саморегуляция, самоконтроль,самоэффективность.
    Поступки позитивные, поступки негативные. Неадаптивное поведение. Адекватное поведение. Понятие самоэффективности личности.
    Тема 3.11 Когнитивная теория Р. Солсо.
    Когнитивные характеристики. Модель когнитивной психологии.
    Сфера когнитивной психологии. Основные направления исследований в когнитивной психологии. Интеллект: человеческий, искусственный.
    Возрождение когнитивной психологии.
    Тема 3.12 Социальное поведение.
    Сфера социального поведения. Поведенческий акт, действие, поступок, деяние. Целостное, целенаправленное поведение. Виды социального поведения. Социальная регуляция поведения личности.
    Внешние факторы регуляции поведения. Внутренние регуляторы поведения. Динамика внешней и внутренней регуляции поведения.
    Механизмы социальной регуляции поведения.

    КУРС ЛЕКЦИЙ
    1. ХАРАКТЕРИСТИКА АКТИВНОСТИ В
    ПСИХОЛОГИИ
    Тема 1.1 Введение в дисциплину.
    Предмет и задачи курса. Основные понятия психологии активности и поведения. Феномен «активность» в пространстве научных взглядов.
    Поведение как предмет психологии. Соотношение понятий «активность» и
    «поведение».
    Понятие «активность» в сфере научных знаний неоднозначно, и в должной мере не освещается ни в общенаучных, ни в философских, ни в специальных психологических энциклопедиях и словарях. Однако практически всегда активность выступает как универсальное свойство, присущее всему живому. Но в одних случаях она соотносится с поведением; в других сопоставляется с деятельностью; в третьих определяется по составляющим ее компонентам.
    Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях.
    «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля содержит следующее определение активности: «Активный — это деятельный, действующий, жизненный, живой, не косный».
    В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова активностью называется «активная, энергичная деятельность».
    В «Кратком психологическом словаре» термин «активность» обозначается как «всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика, источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром, способность к самостоятельной силе реагирования... Она характеризуется в большой степенью обусловленностью производимых действий, спецификой внутреннего состояния субъекта».
    В философии понятие активности рассматривается как универсальное, всеобщее свойство материи, выступающее в одних случаях «мерой направленного действия»; в других - «возбужденным состоянием объекта, обусловливающим обратное воздействие на действие», а в-третьих - «способностью материальных объектов вступать во взаимодействие с другими объектами».
    В социологии чаще всего используется понятие социальной активности. Социальная активность рассматривается как явление, как
    состояние и как отношение. В психологическом плане существенным представляется характеристика активности как состояния — как качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию. А также как отношения - как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов.
    В психологии понятие «активность» применяется для обозначения грех неодинаковых явлений:
    1) определенная, конкретная деятельность индивида;
    2) состояние, противоположное пассивности (это не всегда актуальная деятельность, а порой только лишь готовность к деятельности, состояние, близкое к тому, что обозначается термином «уровень бодрствования»);
    3) инициативность, или явление, противоположное реактивности
    (действие субъекта внутренне вовлеченно, а не бездумное реагирование).
    Общим во всех, этих и других вариантах выступает указание на связь активности с энергией и мобилизованностью.
    Научно обоснованный подход к осмыслению понятия активности подготовлен в отечественной психологии идеями Л.С. Выготского, С.Л.
    Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Узнадзе, Н.А. Бернштейна, Н.С.
    Лейтеса, работами К.А. Абульхановой, А.Г. Асмолова, Л И.
    Брушлинского, А.В. Петровского, В.А. Петровского и других исследователей, раскрывших положения о культурно-историческом опосредовании психических процессов, о деятельности, соотношении
    «внешнего» и «внутреннего» и т.п.
    Активность, по мнению Н.С. Лейтеса, выступает «как фактор, характеризующий психические процессы и свойства личности». При этом
    «под психической активностью - в самом общем виде - можно понимать меру взаимодействия субъекта с окружающей действительностью... как в форме внутренних процессов, так и... внешних проявлений».
    Большое значение в науке придается «принципу активности». Н.А.
    Бернштейн (1966), вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в провозглашении определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. В действиях человека существуют безусловные рефлексы, когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом, но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека. В случае полной зависимости от неё мы имеем место с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма.

    В психологии в рамках деятельностного подхода также наблюдается некоторое расхождение в трактовке активности. Психологическая теория деятельности рассматривает макроструктуру деятельности в виде сложного иерархического строения. В её состав включают несколько уровней, в числе которых называют: особые виды деятельности, действия, операции, психофизиологические функции. Особенные виды деятельности в этом случае выступают как совокупность действий, вызываемых одним мотивом. К ним обычно относят игровую, учебную и трудовую деятельность. Их же называют формами активности человека (Ю.Б.
    Гиппенрейтер 1997). Борис
    Ананьев, помимо указанных, к множеству
    «активно-деятельностных форм отношения человека к миру» причисляет также боевую и спортивную деятельность, познание, общение, управление людьми, самодеятельность. Активность, в данном случае, соответствует особенной форме деятельности или особенной деятельности.
    Сергей Рубинштейн выдвинул принцип, согласно которому внешние воздействия вызывают эффект, лишь преломляясь сквозь внутренние условия. Данный принцип противостоял как представлениям о фатальной предопределенности активности со стороны внешних воздействий, так и истолкованию активности как особой силы, не зависящей от взаимодействия субъекта с предметной средой. С данным принципом тесно связаны представления о направленности личности и идея пассивно- активного характера потребностей человека.
    Особый подход к проблеме соотношения «внешнего» и
    «внутреннего» утверждается в работах Алексея Леонтьева. В своей книге
    Деятельность. Сознание. Личность» он предложил формулу активности:
    «Внутреннее (субъект) воздействует через внешнее и этим само себя изменяет».
    Дмитрий Узнадзе в своей теории указывал на наличие зависимости характера активности субъекта от имеющейся у него установки, то есть готовности человека воспринимать мир определенным образом, действовать в том или ином направлении. Активность при этом выступает как направляемая установкой и существующая благодаря установке, как устойчивая к возмущающим воздействиям среды.
    Вызывает интерес трактовка понятия активности В.А. Петровского
    (1996), предлагающего рассматривать личность как подлинный субъект активности. В истории становления деятельности В.А. Петровский выделяет три последовательных этап:
    1-й этап - функционирование (или жизнедеятельность особи как предпосылка деятельности). Функционирование - первое и простейшее проявление жизни - может быть описано в плане взаимодействия субъекта с объектом, в ходе которого обеспечивается целостность присущих
    субъекту телесных структур.
    Функционирование опирается на возможности непосредственного взаимодействия субъекта с его окружением. Отлучение живых тел от источников их существования оказывается гибельным, так как способности к функционированию ещё недостаточно для преодоления возникших барьеров;
    2-й этап — деятельность как условие выживания субъекта.
    Деятельность снимает присущие предыдущей ступени развития ограничения. Посредством деятельности субъект получает возможность достичь предмет, прежде удаленный от него, но необходимый для функционирования;
    3-й этап - активность как высшая форма развития деятельности. В процессе развития человека возникают новые, вспомогательные формы взаимодействия с миром, нацеленные на обеспечение и поддержание самой возможности деятельности субъекта. Эти формы движения складываются внутри предшествующих деятельностей и, перерастая в деятельность, носящую самоподчиненный характер, они становятся тем, что может быть названо активностью субъекта.
    По мнению К.А. Абульхановой-Славской (1991), посредством активности человек решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности. Мобилизуя активность в необходимых, а не в любых формах, в нужное, а не в любое удобное время, действуя по собственному побуждению, используя свои способности, ставя свои цели. Тем самым, оценивая активность как часть деятельности, как ее динамическую составляющую, реализуемую ситуативно, то есть в нужный момент времени.
    В 70-е годы, в начале разработки проблемы активности в отечественной психологии, интерес исследователей к категории активности был обусловлен также неприятием некоторых тенденций в общественной жизни, формировался особый взгляд на человека, преодолевающего барьеры своей природной или социальной ограниченности существа.
    Поведение как предмет психологии
    Психика, поведение и деятельность
    Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что для живых существ в зависимости от уровня их психического развития характерно поведение различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только
    способностью реагировать на изменения внешней среды, но и способностью формировать мотивированное
    (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.
    Одной из важнейших проблем, которой занимается психология, является проблема генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека . Направление в науке, занимающееся исследованиями в этой области, получило название: социобиология (в США) и этология человека (в Европе). Среди ученого сообщества в настоящее время есть и сторонники этого направления, есть и его противники, так как отсутствуют убедительные, прямые доказательства непосредственной генетической детерминированности большинства видов и форм поведения человека.
    Поиски ответа на вопрос, что же на самом деле зависит от среды, а что – от генотипа, начались с появления работы английского ученого
    Ф. Гальтона «Наследование таланта и характера» (1865). В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. развернулись исследования хромосом человека, что положило начало второму этапу разработки проблемы генетической обусловленности психики и поведения. Область науки, занимающейся исследованиями в этом направлении, называется генетикой поведения.
    Все живые организмы, стоящие на более высокой ступени эволюционного развития, отличаются от организмов, стоящих на более низких ступенях, степенью активности. Жизнь во всех ее формах связана с движениями, и по мере ее развития приобретает все более совершенные формы. Активность человека может быть самой разнообразной. Кроме видов и форм, характерных для живых организмов, стоящих на более низкой эволюционной ступени, она содержит особую форму, называемую деятельностью.
    Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива, это реальная связь субъекта (человека) с объектом (предметом), в которую необходимым образом включена психика.
    Деятельность человека носит не только потребительский, но и продуктивный характер. Она отличается от вызванной лишь естественными потребностями активности животных тем, что порождается и потребностями в познании, творчестве, в самосовершенствовании и др.
    Человеческая деятельность отличается от активности животных по формам и способам организации. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных. Такие
    умения и навыки приобретаются человеком в результате сознательного целенаправленного обучения.
    Таким образом, главные отличия деятельности человека от активности животных можно обозначить пятью основными признаками.
    Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения.
    Поведение не всегда является целенаправленным, а также не предполагает создания определенного продукта и часто носит пассивный характер.
    Деятельность же всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Если поведение, как правило, спонтанно, хаотично, то деятельность организованна, систематична.
    В психологии выделяют следующие основные характеристики деятельности:
    мотив, цель, предмет, средства
    Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. Мотивы деятельности человека очень разнообразны: органические, материальные, социальные, духовные и др.
    Цель – это продукт деятельности. Целью может быть либо реальный физический предмет, либо знания, умения и навыки, либо результат творчества, например произведение искусства, мысль, теория.
    Предмет – это то, с чем человек непосредственно имеет дело во время той или иной деятельности, например, предметом трудовой деятельности переводчика является предназначенный для перевода текст, летчика – самолет, повара – пищевые продукты, а предметом учебной деятельности студента – знания, умения и навыки.
    Средства – это те инструменты, которые использует человек во время той или иной деятельности. Чем более совершенными являются средства деятельности, тем более продуктивной и качественной становится сама деятельность.
    Структура деятельности (Действия – это относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему замыслу.)
    Любая деятельность имеет определенную структуру. В психологии выделяют основные виды деятельности: общение, игра, учение и труд.
    Основные свойства деятельности:
    ♦ предметность – свойственна в развитой форме лишь человеческой деятельности; проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, фиксированной в схемах действия, понятиях языка, ценностях, социальных ролях и нормах;
    ♦ субъектность – выражается в обусловленности психического образа субъекта прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, мотивами.

    Деятельность имеет социальную, общественно-историческую природу и всегда носит опосредованный характер. Результатом человеческой деятельности являются какие-либо преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке.
    Литература:
    1. Абаев, Н.В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в
    Средневековом Китае / Н.В. Абаев. – Новосибирск, 1983.
    2. Гримак, Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности / Л.П. Гримак. – М.: Политиздат, 1989. – 319 с.
    3. Ждан, А.Н. История психологии: от античности к современности /А.Н.
    Ждан.– М.: Педагогическое общество России, 2002. – 512 с.
    4. Лобазова, О.Ф. Религиоведение / О.Ф. Лобазова. – М.: Дашков и К, 2002.
    – 384 с.
    5. Радхакришнан, С. Индийская философия / С. Радхакришнан. – М.:
    Психол. ин-т РАО, 1956. – 328 с.
    6. Соколов, М.В. Очерки истории психологических воззрений в России в
    XI–XVIII веках / М.В. Соколов. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963.
    – 420 с.
    7. Фрейджер, Р. Теории личности и личностный рост / Р. Фрейджер. – М.:
    Мир, 2004. – 658 с.
    Тема 1.2 Активность как предмет исследования.
    Понятие активности. Произвольная и непроизвольная активность.
    Единицы активности. Нормативность и индивидуальность активности.
    Типология активности.
    Понятие «активность» в сфере научных знаний неоднозначно, и в должной мере не освещается ни в общенаучных, ни в философских, ни в специальных психологических энциклопедиях и словарях. Однако практически всегда активность выступает как универсальное свойство, присущее всему живому, но в одних случаях она соотносится с поведением; в других сопоставляется с деятельностью; в третьих определяется по составляющим ее компонентам.
    Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. такие, как активный
    человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы.
    «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля содержит следующее определение активности: «Активный – это деятельный, действующий, жизненный, живой, не косный» [63].
    В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова активностью называется «активная, энергичная деятельность». В «Кратком психологическом словаре» термин «активность» обозначается как
    «всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика, источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром, способность к самостоятельной силе реагирования... Она характеризуется в большой степени обусловленностью производимых действий, спецификой внутреннего состояния субъекта»
    [63].
    В философии понятие активности рассматривается как универ- сальное, всеобщее свойство материи, выступающее в одних случаях
    «мерой направленного действия»; в других – «возбужденным состоянием объекта, обусловливающим обратное воздействие на действие», а в- третьих – «способностью материальных объектов вступать во взаимодействие с другими объектами».
    В социологии чаще всего используется понятие социальной активности. социальная активность рассматривается как явление, как состояние и как отношение. В психологическом плане существенным представляется характеристика активности как состояния – как качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию. А также как отношения – как более или менее энергичная самодеятельность, направленная на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов.
    В психологии понятие «активность» применяется для обозначения трех неодинаковых явлений:
    1) определенная, конкретная деятельность индивида;
    2) состояние, противоположное пассивности (это не всегда актуальная деятельность, а порой только лишь готовность к деятельности, состояние, близкое к тому, что обозначается термином «уровень бодрствования»);
    3) инициативность, или явление, противоположное реактивности
    (действие субъекта внутренне вовлечено, а не бездумное реагирование)
    [63].
    Общим во всех этих и других вариантах выступает указание на связь активности с энергией и мобилизованностью.
    Научно обоснованный подход к осмыслению понятия активности подготовлен в отечественной
    психологии идеями Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева,
    Д.Н. Узнадзе, Н.А. Бернштейна, Н.С. Лейтеса, работами К.А.
    Абульхановой, А.Г. Асмолова, А.В. Брушлинского, А.В. Петровского, В.А.
    Петровского и других исследователей, раскрывших положения о культурно-историческом опосредовании психических процессов, о деятельности, соотношении «внешнего» и «внутреннего» и т. п.
    Активность, по мнению Н. Лейтеса, выступает «как фактор, характеризующий психические процессы и свойства личности». При этом
    «под психической активностью – в самом общем виде – можно понимать меру взаимодействия субъекта с окружающей действительностью... как в форме внутренних процессов, так и... внешних проявлений».
    Большое значение в науке придается «принципу активности». Н.А.
    Бернштейн (1966), вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в провозглашении определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. В действиях человека существуют безусловные рефлексы, когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом, но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека. В случае полной зависимости от неё мы имеем место с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма.
    В психологии в рамках деятельностного подхода также наблюдается некоторое расхождение в трактовке активности. Психологическая теория деятельности рассматривает макроструктуру деятельности в виде сложного иерархического строения. В её состав включают несколько уровней, в числе которых называют: особые виды деятельности, действия, операции, психофизиологические функции. Особенные виды деятельности в этом случае выступают как совокупность действий, вызываемых одним мотивом. К ним обычно относят игровую, учебную и трудовую деятельность. Их же называют формами активности человека (Ю.Б.
    Гиппенрейтер 1997). Б.Г. Ананьев, помимо указанных, к множеству
    «активно-деятельностных форм отношения человека к миру» причисляет также боевую и спортивную деятельность, познание, общение, управление людьми, самодеятельность. Активность, в данном случае, соответствует особенной форме деятельности или особенной деятельности.
    С.Л. Рубинштейн выдвинул принцип, согласно которому внешние воздействия вызывают эффект, лишь преломляясь сквозь внутренние условия. Данный принцип противостоял как представлениям о фатальной предопределенности активности со стороны внешних воздействий, так и истолкованию активности как особой силы, не зависящей от
    взаимодействия субъекта с предметной средой. с данным принципом тесно связаны представления о направленности личности и идея пассивно- активного характера потребности человека [47].
    Особый подход к проблеме соотношения «внешнего» и
    «внутреннего» утверждается в работах А.Н. Леонтьева. В своей книге
    «Деятельность. Сознание. Личность» он предложил формулу активности:
    «Внутреннее (субъект) воздействует через внешнее и этим само себя изменяет» [27].
    Д.н. Узнадзе в своей теории указывал на наличие зависимости характера активности субъекта от имеющейся у него установки, то есть готовности человека воспринимать мир определенным образом, действовать в том или ином направлении. Активность при этом выступает как направляемая установкой и существующая благодаря установке, как устойчивая к возмущающим воздействиям среды.
    Вызывает интерес трактовка понятия активности В.А. Петровского
    (1996), предлагающего рассматривать личность как подлинный субъект активности. В истории становления деятельности В.А. Петровский выделяет три последовательных этап:
    - 1-й этап – функционирование (или жизнедеятельность особи как предпосылка деятельности).
    Функционирование – первое и простейшее проявление жизни – может быть описано в плане взаимодействия субъекта с объектом, в ходе которого обеспечивается целостность присущих субъекту телесных структур.
    Функционирование опирается на возможности непосредственного взаимодействия субъекта с его окружением. Отлучение живых тел от источников их существования оказывается гибельным, так как способности к функционированию ещё недостаточно для преодоления возникших барьеров;
    - 2-й этап – деятельность как условие выживания субъекта. Де- ятельность снимает присущие предыдущей ступени развития огра- ничения. Посредством деятельности субъект получает возможность достичь предмет, прежде удаленный от него, но необходимый для функционирования.
    - 3-й этап – активность как высшая форма развития деятельности. В процессе развития человека возникают новые, вспомогательные формы взаимодействия с миром, нацеленные на обеспечение и поддержание самой возможности деятельности субъекта. Эти формы движения складываются внутри предшествующих деятельностей и, перерастая в деятельность, носящую самоподчиненный характер, они становятся тем, что может быть названо активностью субъекта [34].
    В.А. Петровский и А.В. Петровский также ввели в психологию новое понятие «надситуативная активность», определяя ее в качестве движущего
    момента деятельности: «В актах выхода субъекта за рамки ситуации через преодоление обусловленных ею ограничений, иначе говоря, в явлениях надситуативной активности, с отчетливостью выступает момент движения деятельности, то есть то, что мы обозначаем как собственно активность субъекта». Здесь речь идет о надситуативной активности, в которой преодолевается ситуация за счет повышения активности субъекта, обеспечивающей «выход за пределы ситуации».
    По мнению К.А. Абульхановой-Славской (1991), посредством активности человек решает вопрос о согласовании, соизмерении объективных и субъективных факторов деятельности. Мобилизуя активность в необходимых, а не в любых формах, в нужное, а не в любое удобное время, действуя по собственному побуждению, используя свои способности, ставя свои цели. тем самым, оценивая активность как часть деятельности, как ее динамическую составляющую, реализуемую ситуативно, то есть в нужный момент времени.
    В 70-е годы, в начале разработки проблемы активности в отечественной психологии, интерес исследователей к категории активности был обусловлен также неприятием некоторых тенденций в общественной жизни, формировался особый взгляд на человека, преодолевающего барьеры своей природной или социальной ограниченности существа.
    Общая характеристика активности
    Рассматривая человека как субъекта активности, выделяются внутренние и внешние характеристики ее строения.
    Когда речь идет об активности субъекта, исследователи обычно ставят следующие вопросы: для чего и в чьих интересах осуществляется активность, в каком направлении и посредством чего. Иначе говоря, рассматривается мотивационная, целевая и инструментальная основы активности (рис. 1).
    Мотивационная
    Целевая
    Инструментальная
    Рисунок 1 Основы активности

    Мотивационная основа активности. живое существо, будучи активным, воспроизводит разнообразные жизненные отношения с миром. субъект активности представляет собой:
    - «Индивидуальное я» человека и то, что он совершает, коренится в его собственных интересах и нуждах: «я поступаю так, потому что я хочу этого». Однако не всегда подлинным субъектом активности выступает сам человек, а скорее нечто в нем самом, что на поверку оказывается интересами и ожиданиями другого человека, который выступает истинным субъектом его активности. Например, абитуриент, поступающий в вуз, возможно, объясняет окружающим и себе самому, что его выбор сугубо самостоятелен и не зависит от каких-либо сторонних влияний. Проходит время – наступает разочарование. Он вынужден признаться, что выбор профессии был продиктован родителями или друзьями. При этом указания других людей не были осознаны им в качестве «директив». За этим признанием – критическая работа сознания, направленная на отделение
    «голоса» других людей от его собственного.
    - «я другого во мне», когда «присутствие» другого ощутимо и мо- жет переживаться как своего рода вторжение в свой внутренний мир.
    Вместе с тем возможны ситуации, когда интересы другого вполне совместимы с собственными интересами человека. Следовательно позиция
    «я другого во мне» не означает непременно жертвенности, самоотречения.
    Последнее отмечается лишь тогда, когда интересы другого ставятся выше собственных.
    - субъект активности «надиндивидуален», он не отождествим ни с кем из людей конкретно, но в то же время он имеет отношение к каждому, выражая собой то, что должно быть свойственно всем людям –
    «человеческое в человеке»: совесть, разум, добро, честь, красоту, свободу.
    Когда активность человека продиктована этими ценностями, говорят, что ее субъектом является «всеобщее я» в человеке. «Индивидуальное я» здесь слито с «я другого (других)».
    - субъект активности безличен и отождествляется с природным телом индивида («не я»): он погружается при этом в стихию природного. В психологических концепциях это активное начало обозначают термином
    «Оно» (З.Фрейд) и рассматривают как средоточие сил любви (инстинкт продолжения рода) и смерти (инстинкт разрушения, агрессии). «Не я», однако, при таком взгляде не исчерпывается сугубо биологическими побуждениями: творчество, альтруизм и даже религиозные устремления иногда рассматривают как проявления чисто природного начала [63].
    Понимание мотивационных основ активности не исчерпывается, однако, лишь обращенностью к различным интерпретациям субъектности человека как деятеля в четырех его ипостасях: «индивидуальное я», «я другого во
    мне», «всеобщее я», «не я». Необходим анализ потребностей, которые удовлетворяет субъект, действуя в мире.
    Потребности. Ради чего же человек становится активным? Ответ на этот вопрос обычно дает знание актуальной потребности субъекта деятельности. Потребность – это состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий существования и выступающее источником его активности.
    Момент зависимости, представленный в потребности, фиксируют термином «потребностное состояние» (А.Н. Леонтьев), имея в виду, что индивид выступает скорее как пассивное, «страдающее» существо.
    Активный же момент потребности заключен в устремлениях индивида удовлетворить потребность как бы то ни было.
    К человеческим потребностям относятся:
    - витальные нужды и устремления (от vita – жизнь): необходимость в пище, воде, во сне, телесных контактах, чувстве безопасности, продолжении рода и т.п.;
    - социальные интересы: необходимость принадлежать к группе других людей, вступать в эмоциональные контакты, обладать определенным статусом, лидировать или подчиняться и т.п.;
    - экзистенциальные побуждения: «быть субъектом собственной жизни», творить, чувствовать самоидентичность, подлинность своего бытия, развитие и т.п. [63]
    Целевая
    основа
    активности.
    Процесс удовлетворения потребностей субъекта предполагает достижение им тех или иных целей.
    Цель – это то, к чему стремятся, что намечено достигнуть, предел, намерение, которое должно быть осуществлено. Цель деятельности есть предвосхищение ее результата, образ возможного как прообраз действительного. Важно различать цели и мотивы активности человека. В мотивах, так же как и в целях, предвосхищено возможное будущее. но оно соотносится с самим субъектом; в мотивах как бы записано, чем является активность для субъекта, что должно произойти с ним самим. Цели активности ориентированы вовне, в них предвосхищен результат, который должен существовать объективно. Цели, воплощаясь в продуктах активности, не теряют при этом своей принадлежности к миру субъекта: они субъективны по форме, но объективны по своему содержанию. В то время как в мотивах идеально представлен сам субъект, в целях активности представлен ее объект, а именно: что должно быть произведено, чтобы мотивы активности были реализованы. В отличие от мотивов, цели человеческой активности всегда сознаваемы. Цель есть предвосхищаемый в сознании результат, доступный пониманию самого субъекта, а также – других людей. Мотивы же – это достояние прежде
    всего самого субъекта, они могут быть представлены уникальными и глубинными его переживаниями, далеко не всегда находящими отклик и понимание у кого-либо еще. следует различать конечную цель и промежуточные цели.
    Достижение конечной цели равнозначно удовлетворению потребности.
    Иногда осуществление этой цели совершается в идеальном плане, а не практически. К промежуточным относятся цели, намечаемые человеком в качестве условия достижения цели конечной. Рассматривая сложные виды деятельности, можно заметить, что достижение конечной цели опосредствуется многими промежуточными, причем в первую очередь выдвигаются конечные цели, а в последнюю – те, которые должны быть достигнуты в первую очередь. Искусство построения деятельности и определяется во многом способностью человека в мыслях идти от конечных к первоочередным целям, а в действии – в противоположном направлении: от первоочередных, через цепь промежуточных, к конечным.
    Процесс постановки цели обозначается как целеобразование. ни мотивация деятельности, ни ее цели не могли бы быть воплощены в ее результате, если бы человек не использовал определенные инструменты преобразования ситуации, в которой протекает деятельность.
    Инструментальная основа активности. Процесс осуществления деятельности предполагает использование человеком определенных средств в виде всевозможных приспособлений, инструментов, орудий.
    Циркуль, кисть, компьютер, слово, сказанное врачом пациенту или учителем ученику, – все это примеры инструментов активности в широком смысле. Органы человеческого тела также относятся к категории таких средств: в конечном счете, все операции, осуществляемые вовне, связаны с двигательной активностью самого индивида.
    При использовании тех или иных инструментов человек про- думанно или автоматически опирается на имеющиеся у него пред- ставления о том, как действовать с ними, как применять их. Каждое из таких представлений может рассматриваться как внутренняя образующая действий, совершаемых во внешнем плане. совокупность таких внутренних образующих характеризует то, что может быть названо инструментальной основой деятельности. Другим именем для обозначения инструментальной основы деятельности является часто используемое в последнее время слово «компетентность»; а это понятие в свою очередь в большинстве работ педагогической ориентации раскрывается как
    «знания», «умения»,
    «навыки».
    Знания в этом ряду не сводятся просто к сведениям о мире, они выступают здесь в своем функциональном аспекте, как предназначенные для чего-то, служащие чему-то. Знания как часть инструментальной
    основы активности тесно взаимосвязаны с навыками.
    Навыки – это освоенные до степени автоматизма способы употребления определенных средств деятельности: внешних орудий или органов собственного тела как проводников активности. навыки, проявляясь в действии, характеризуют его как бы изнутри, в виде последовательно извлеченных из памяти индивида определенных
    «команд», указывающих, что и в каком порядке должно быть сделано для того, чтобы цель действия была достигнута. Данные команды осуществляются вне поля активного внимания; человек действует, как говорят, «машинально».
    На основе знаний и навыков складывается фонд умений человека. К умениям относится освоенная человеком система приемов сознательного построения результативного действия. В отличие от навыков, каждый из которых образован серией автоматически следующих друг за другом
    «команд», обусловленных знаниями человека, умения проявляются в осознанном использовании человеком определенных «команд».
    Каждое новое действие, ставя человека перед необходимостью приобретения нового опыта, объективно расширяет круг человеческих умений; опробование своих возможностей, вновь расширяет их круг и т.д. сферу того, что в точности умеет субъект и чего не умеет, очертить невозможно. В том случае, когда человек сам пытается это сделать, то есть определить грань между доступным и недоступным ему в деятельности, его активность приобретает характер безграничного самосовершенствования. Так рождается Мастер.
    Все внутренние образующие активности – ее мотивационная, целевая, инструментальная основы – представляют собой более или менее связное целое. В сочетании с внешними проявлениями активности и ответными воздействиями среды они образуют систему [63].
    Итак, жизнь любого человека, представляет собой непрерывный поток активности. Этот поток включает не только разного рода действия или сообщения, но и переживания – психическую активность в виде восприятий, мыслей, чувств и представлений, проплывающих перед нашим внутренним взором в снах и грезах, до действий, произвольно осуществляемых по заранее намеченному плану [е. Klinger, 1971]. В психологии мотивации Х. Хекхаузен выделяет произвольную и
    непроизвольную активность в зависимости от их соответствия намерениям переживающего или действующего субъекта, от контроля их целесообразности и коррекции (или возможности такой коррекции).
    Произвольной активность называют, когда известно, что отдельные ее стадии согласуются с меняющимися условиями ситуации и продолжаются ровно столько, сколько необходимо для достижения
    определенного результата. Это активность, при которой осознаны преследуемая цель, возможность контроля за ходом разворачивающихся процессов [е. Klinger, 1978]. только применительно к подобным единицам активности имеет смысл ставить вопрос «Зачем?» и искать мотивацию.
    Произвольная активность всегда проходит на фоне более или менее отчетливых ожиданий предполагаемого результата деятельности или возможных последствий такого результата [W. Witte, 1976]. Наиболее явно эти ожидания выступают в волевых действиях, однако они прослеживаются и в сугубо импульсивных реакциях. Даже когда волевые действия автоматизируются до уровня навыков, ожидания продолжают имплицитно играть свою роль в регуляции активности, что сразу же становится очевидным при нарушении протекания автоматизма.
    Непроизвольными (или, по меньшей мере, промежуточными) являются единицы активности, связанные с переживаниями типа сна или грезы, когда человек предается размышлениям, как смотрящий спектакль зритель. К непроизвольному поведению относятся как чисто рефлекторные ответы, например мигательный рефлекс и ориентировочная реакция, так и условные сигнальные реакции. следует также выделить единицы поведения, нежданно, наподобие инородного тела, вклинивающиеся в упорядоченную последовательность действия и иногда даже разрушающие ее. Они напоминают то, что в психоанализе обозначалось как ошибочные или симптоматические действия, происходящие с субъектом непредвиденно и необъяснимо [S. Freud, 1901]. Применительно к непроизвольной активности, видимо, лишен смысла вопрос «Зачем?», поскольку ей нельзя приписать никакого намерения. Это, однако, не значит, что подобная активность беспричинна, нецелесообразна и не поддается объяснению. Ее объяснение связано с ответом на вопрос
    «Почему?», а не «Зачем?», например с раскрытием причинных зависимостей организмических процессов [R. Peters, 1958] [65].
    Типология активности
    Итак, активность – это не кратковременный акт проявления, выражения личности, ее позиции. Активность – это постоянное разрешение субъектом проблем его жизнедеятельности, даже при отсутствии выраженных форм действия, поведения. Пространство активность – пассивность существует как поле борьбы мотивов, выбора форм действий, утверждения принципов и т.д., где пассивность занимает важное место в выработке позиции субъекта. Активность/пассивность представляет собой сложно структурированное состояние, присущее в разных формах каждому индивиду. Поэтому очень важно различать
    разные типы, уровни и формы проявления активности.
    При рассмотрении человеческой активности выделяются и анализируются самые разные ее уровни и типы:
    - физиологический (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.А.
    Ухтомский и др.);
    - психофизиологический (К. Анохин, Н.А. Бернштейн, М.В. Бодунов,
    Э.А. голубева, А.И. Крупное, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицын);
    - психический (М.Я. Басов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.С.
    Лейтес, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др.);
    - социальный (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Б.Ф.
    Ломов, Е.В. Шорохова и др.);
    - субъектный (В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, В.О. Татенко,
    В.Э. Чудновский) [63].
    К дифференциации форм активности подходы в психологии также различны.
    Так, Ананьев Б.Г. выделял три основные формы человеческой активности: познание, труд и общение, которые проявляются в процессе жизнедеятельности в связи с решением определенных задач, в конкретных поступках.
    Как особая форма активности выделяется техническое и научное творчество, рассматриваемое многими исследователями (Э.С. Чугунова,
    Е.С. Кузьмин, А.Л. Журавлев, А.И. Китов, Б.Ф. Ломов и др.).
    К формам активности также относят: рефлексию и поведение (В.И.
    Секун); ценностно-ориентационную, преобразовательную или творческую, коммуникативную, художественную (М.С. Каган); практическую, когнитивную
    (А.А.
    Грачев); информационно-коммуникативную, побудительную (Г.М. Андреева, Л.А. Карпенко, Б.Ф. Ломов) (рис. 2).
    Рисунок 2 Формы активности

    По мнению Д.Н. Узнадзе, формы активности образуют опреде- ленную иерархию:

    активность индивида – общение, потребление, удовлетворение любознательности, игра;

    активность субъекта – удовлетворение эстетических потребностей, развлечения, уход за другими и за собой, выполнение общественных требований;

    активность личности – художественное творчество, спорт умственный и физический, обслуживающий труд, общественная деятельность [63].
    А.В. Брушлинский все вышеназванные формы называет видами активности, дополняя их созерцанием.
    Кроме того, в современной психологической литературе активность человека подразделяется на произвольную и непроизвольную формы ее проявления.
    В исследованиях К.А. Абульхановой-Славской выделены типы активности, различающиеся по признакам: устойчивость–неустойчивость, уверенность–неуверенность, преобладание либо сочетание инициативы и ответственности. При этом для характеристики активности личности исследователь пользовалась такими показателями, как удовлетворенность
    – неудовлетворенность (действиями), стремление к успеху – избегание неудачи, уровень притязаний.
    По ее мнению, активность представляет собой личностный уровень, способ и качество удовлетворения высших ценностных потребностей личности, которая ищет, создает или преобразует условия их удовлетворения в соответствии с позициями личности, ее ценностями и предъявляемыми к ней требованиями. «Активность – это и способ выражения потребностей личности, в котором уже интегрируются представления личности о своих способностях и возможностях. Здесь личность формулирует свое «право» на удовлетворение потребности, которое и выражается в определенном уровне притязаний».
    Исходя из этого понимания активности, исследователь полагает, что она носит не универсальный, а индивидуализированно-типологический характер. единые структуры и тенденции активности складываются в некоторые варианты, которые мы называем типами.
    Одни личности преимущественно опираются на внешние социально- психологические опоры, другие – преимущественно на внутренние, третьи оптимальным или противоречивым образом их соединяют и т.д. Первые регулируются механизмами подражания, поддаются внушению, действуют адаптивным образом, вторые опираются на собственные критерии, саморегулятивны, уверены в своих действиях, автономны в своих
    решениях и т.д.
    Указанная типология, помимо притязаний и саморегуляции
    (характера внешних и внутренних опор, определяющих степень автономии механизмов саморегуляции), включает удовлетворенность, то есть отношение к результату.
    Итак, К.А Абульханова-Славская в своем исследовании активности личности раскрыла и обосновала различные типы личности, отличающиеся по характеру проявления активности, определяемой исследователем по взаимосвязи между проявлениями инициативы и ответственности:
    I. Гармонический тип. К нему относятся люди, для которых связь между инициативой и ответственностью оказалась наиболее оптимальной.
    Лица данного типа, выдвигая инициативу, принимали на себя ответственность за ее выполнение. Замыслы по реализации инициативы были проблемными и конструктивными.
    II. Продуктивный тип. К нему относятся лица, которые, выдвигая проблемную инициативу для решения задачи, не видели себя исполнителями инициативы, однако ввиду увлеченности брали на себя ответственность.
    III.
    Рефлексивный тип, представители которого обладали гиперответственностью, повышенным контролем, самокритичностью. Но эти качества ослабляли инициативу. В результате люди данного типа проявляли несамостоятельность, ища поддержки со стороны.
    IV. Исполнительский тип, к которому относятся лица, принимаю- щие на себя ответственность за решение задачи, но не проявляющие самостоятельность на стадии исполнения. Они при этом прибегают к помощи инструкций или подражания, гася свою инициативу.
    V. Функциональный тип личности, который характеризуется тем, что люди не принимают на себя ответственность, однако ориентируясь на социально-психологическое окружение и воспользовавшись готовыми способами исполнения заданий, не проявляя самостоятельности, они активны при реализации готового решения, то есть обнаруживают продуктивность.
    VI. Созерцательный тип, к которому относятся лица, выдвигающие сложные конструктивные инициативы, но не берущие на себя ответственность за их исполнение, не проявляющие самостоятельности.
    Лица данного типа отличаются стремлением заявить о себе. Проявление собственного «я» гасит возможность реализации выдвигаемых инициатив
    [63].
    Таким образом, инициатива, ответственность и различные формы их связи выступают как разные способы моделирования пространства активности
    (проблемно- или личностно-конструктивные) с
    преобладающим использованием внутренних или социально- психологических критериев, опор и т.д. наиболее высокий уровень активности проявляется при гармоническом и продуктивном сочетании инициативы и ответственности с сохранением автономии личности.
    В.А. Петровский обосновал особый тип проявления активности субъекта – надситуативную активность, которая «характеризует тенденцию субъекта действовать над порогом внешней или внутренней ситуативной необходимости, выходить из рамки исходной ситуации...».
    Определяя описанные случаи выхода из ситуации как явления над- ситуативной активности, В.А. Петровский выделяет два их уровня:
    1) как явления «сверхситуативности», то есть избыточности действий субъекта по отношению к тем требованиям ситуации, которые определяют критерии эффективности его поведения и принимаются им за исходные;
    2) надситуативная активность может выступать на уровне «контр- ситуативности». «Это случай, когда субъект действует вопреки побуждениям, ограничивающим возможности свободного развития его...
    Всякое контрситуативное действие сверхситуативно (избыточно), но, разумеется, не всякое действие, выполняемое над порогом ситуативной необходимости, является действием, направленным на преодоление ситуативных ограничений... Именно в случае контр-ситуативности говорится о факте выраженного несовпадения процессов реализации деятельности на заданном уровне и процессов развития деятельности, иначе говоря, о факте обособления момента активности в самостоятельный момент движения...» [34].
    Главная особенность явлений надситуативной активности состоит в том, «что субъект, действуя в направлении реализации исходных требований ситуации, выходит за границы этих требований; моменты активности предстают при этом как бы обособленно в фактах «выхода» субъекта за рамки ситуации».
    Итак, в настоящее время не существует единого подхода к дифференциации активности, как в определении ее сущности, так и в подходах к типологии. В ряде случаев по одним и тем же признакам выделяются формы, в других – типы, в третьих – виды или уровни активности. То есть отсутствует четкая иерархия подразделения и взаимосвязи форм, типов, видов, уровней активности, что приводит к подвижности, неустойчивости существующей классификации активности.
    Вопросы для самопроверки

    1. Что понимается под активностью с точки зрения психологии?
    2. Ради чего становится активным человек? Каковы основные его потребности?
    3. Какие этапы в становления деятельности выделял В.А.
    Петровский?
    4. Укажите три основы активности, в русле которых идет ее изучение.
    5. Какова проблема типологии активности?
    6. Перечислите основные типологии активности (В.И. Секун),
    (М.С. Каган), (А.А. Грачев), (Б.Ф. Ломов).
    7. Какие два вида активности, в зависимости от намерения субъекта, выделял Х. Хекхаузен?
    8. Какова иерархия форм активности, приведенная Д.Н. Узнадзе?
    9. Какие типы личности, отличающиеся по характеру проявления активности, выделяла К.А. Абульханова-Славская.
    10. Какова суть явления надситуативной активности (В.А.
    Петровский)?
    Литература:
    1. Алексеева, Л.Ф. Психология активности личности / Л.Ф. Алексеева. – новосибирск, 1996.
    2. Леонтьев, А.н. Деятельность. сознание. Личность / А.н. Леонтьев. –
    М.: смысл, 2004. – 352 с.
    3. Петровский, А.В. Основы теоретической психологии / А.В. Пе- тровский, М.Г. Ярошевский. – М.: ИнФРА-М, 1998. – 528 с.
    4. Петровский, В.А. К психологии активности личности / В.А. Пе- тровский // Вопросы психологии. – 1975. – № 3. – с. 26–38.
    5. Рябоконь, Н.В. саморегуляция поведения личности / Н.В. Рябоконь. –
    Минск: ИУ, 1998. – 106 с.
    6. Фурманов, И.А. социально-психологические проблемы поведения: курс лекций для студентов отделения психологии / И.А. Фурманов. –
    Минск: БГУ, 2002. – 91 с.
    7. Хайкин, В.Л. Активность (характеристики и развитие): учеб.-метод. пособие / В.Л. Хайкин. – М.: МПсИ, 2000. – 448 с.
    8. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – сПб.:
    Питер, 2003. – 860 с.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    написать администратору сайта