Главная страница
Навигация по странице:

  • Рисунок 14 – Психологическая модель рефлексии

  • Уровни рефлексии.

  • Формы рефлексии.

  • Рисунок 15 – Общий механизм рефлексии

  • Вопросы для самопроверки

  • Хх. УМК Губарева-Зубарева оригинал2. Учебнометодический комплекс по дисциплине Психология активности и поведения для студентов, обучающихся по специальности 123 01 04


    Скачать 2.26 Mb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс по дисциплине Психология активности и поведения для студентов, обучающихся по специальности 123 01 04
    Дата21.10.2022
    Размер2.26 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУМК Губарева-Зубарева оригинал2.pdf
    ТипУчебно-методический комплекс
    #746410
    страница9 из 24
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   24
    Тема 2.4 Рефлексия как форма активности личности
    Люди ищут себя везде, только не в себе самих. В. Ключевский
    Понятие рефлексии и ее сущность. Виды и уровни рефлексии.
    Рефлексивный механизм и его этапы.
    1. Понятие рефлексии и ее сущность
    Рефлексия всегда привлекала внимание мыслителей еще со времен античной философии, в частности Аристотель определял рефлексию как
    «мышление, направленное на мышление». Этот феномен человеческого сознания изучается с различных сторон философией, психологией, логикой, педагогикой и т.д.
    Рефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад) – это одна из разновидностей актов сознания человека, а именно акт сознания, обращенный на свое знание.
    Рефлексию еще часто связывают с интроспекцией. Один из родоначальников метода интроспекции английский философ Дж. Локк считал, что существуют два источника всех человеческих знаний: первый – это объекты внешнего мира; второй – деятельность собственного ума.
    На объекты внешнего мира люди направляют свои внешние чувства и в результате получают впечатления (или идеи) о внешних вещах.
    Деятельность же ума, к которой Локк причислял мышление, сомнение, веру, рассуждения, познание, желания, познается с помощью особого внутреннего чувства – рефлексии. Рефлексия по Локку – это «наблюдение,
    которому ум подвергает свою деятельность» [20]. Он указывал на возможность «удвоения» психики, выделяя в ней два уровня: первый – восприятие, мысли, желания; второй – наблюдение или созерцание структур первого уровня. В связи с этим под интроспекцией часто понимают метод изучения свойств и законов сознания с помощью
    рефлексивного наблюдения. Иными словами, всякая рефлексия, которая направлена на изучение закономерностей, свойственных психике каждого человека, является интроспекцией, а в свою очередь, индивидуальное самонаблюдение, не имеющее такой цели, – только рефлексией.
    В отечественной психологии вопросов рефлексии касались почти все авторы существующих психологических концепций. В настоящее время складываются традиции исследования рефлексивных процессов в отдельных областях психологии. Для раскрытия психологического содержания различных феноменов рефлексия рассматривается в рамках подходов к исследованию:
    - сознания (Выготский Л.С., Гуткина Н.И., Леонтьев А.Н., Пушкин
    В.Н., Семенов И.Н., Смирнова Е.В., Сопиков А.П., Степанов С.Ю. и др.);
    - мышления (Алексеев Н.Г., Брушлинский А.В., Давыдов В.В., Зак
    А.З., Зарецкий В.К., Кулюткин Ю.Н., Рубинштейн С.Л., Семенов И.Н.,
    Степанов С.Ю. и др.);
    - творчества (Пономарев Я.А., Гаджиев Ч.М., Степанов С.Ю.,
    Семенов И.Н. и др.),
    - общения (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Кондратьева С.В. и др.); ♦
    личности (Абульханова-Славская К.А., Анцыферова Л.И., Вы- готский Л.С., Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б. и др.) [55].
    Л.С. Выготский, например, считал, что «новые типы связей и соотношений функций предполагают в качестве своей основы рефлексию, отражение собственных процессов в сознании».
    Психологической концепцией, в которой рефлексии отводится ведущая роль в самодетерминации человека, является субъектно- деятельностный подход С.Л. Рубинштейна. Он подчеркивал, что
    «возникновение сознания связано с выделением из жизни и непосредственного переживания рефлексии на окружающий мир и на самого себя».
    С понятиями «рефлексия» и «самосознание» С.Л. Рубинштейн связывал определение личности. Давая различные определения личности, он указывал: «Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим «я». «Я» – это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании... Личностью, как мы видим, человек не рождается;
    личностью он становится. Поэтому, чтобы понять путь своего развития, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? – что я сделал? – кем я стал?» [48]. Все три позиции «Я», которые находятся в центре понимания личности С.Л. Рубинштейном, являются, несомненно,
    рефлексивными. В данной концепции рефлексия имеет не только функции анализа того, что было, но и представляет собой реконструкцию и проектирование своего «я», жизненного пути и в итоге – жизни человека.
    По словам Я.А. Пономарева, рефлексия выступает одной из главных характеристик творчества. Человек становится для самого себя объектом управления, из чего следует, что рефлексия, как «зеркало», отражающее все происходящие в нем изменения, становится основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста.
    Среди современных разработчиков тории рефлексивной деятельности следует отметить А.В. Карпова, И.Н. Семенова и С.Ю.
    Степанова.
    В подходе А.В. Карпова рефлексивность выступает как
    метаспособность, входящая в когнитивную подструктуру психики, выполняя регулятивную функцию для всей системы, а рефлексивные процессы – как «процессы третьего порядка» (считая процессами первого порядка когнитивные, эмоциональные, волевые, мотивационные, а второго порядка – синтетические и регулятивные) [20]. В его концепции рефлексия представляет собой наивысший по степени интегрированности процесс; она одновременно является способом и механизмом выхода системы психики за собственные пределы, что детерминирует пластичность и адаптивность личности.
    А.В. Карпов пишет: «способность к рефлексии можно понимать, как умение реконструировать и анализировать понимаемый в широком смысле план построения собственной или чужой мысли; как умение выделять в этом плане его состав и структуру, а затем объективировать их, прорабатывать соответственно ставящимся целям».
    В данном подходе рефлексия является синтетической психической реальностью, которая является одновременно процессом, свойством и состоянием. По этому поводу А.В. Карпов отмечает: «Рефлексия – это одновременно и свойство, уникально присущее лишь человеку, и состояние осознания чего-либо, и процесс репрезентации психике своего собственного содержания» [20].
    Многие авторы указывают на то, что именно включение рефлексивных функций в деятельность ставит индивида в позицию исследователя по отношению к собственной деятельности и не сводится ни к одной из них.
    Рефлексия выполняет определенные функции, ее наличие:

    ♦ позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление (связь с саморегуляцией мышления);
    ♦ позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность;
    ♦ рефлексия позволяет найти ответы задач, которые без ее применения решению не поддаются.
    Психологическую модель рефлексии можно представить в виде схемы (рис. 14).
    Рисунок 14 Психологическая модель рефлексии
    В работах А.В. Карпова, И.Н. Семенова и С.Ю. Степанова описывается достаточно много видов рефлексии.
    С.Ю. Степанов и И.Н. Семенов [55] выделяют следующие типы рефлексии и области ее научного исследования:
    - Кооперативная рефлексия имеет прямое отношение к психологии управления, педагогике, проектированию, спорту. Психологические знания данного типа рефлексии обеспечивают, в частности, проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности. При этом рефлексия рассматривается как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, как его «выход» во внешнюю, новую позицию как по отношению к прежним, уже выполненным деятельностям, так и по отношению к будущей, проектируемой деятельности с целью обеспечения взаимопонимания и согласованности действий в условиях совместной деятельности. При таком подходе акцент ставится на результаты рефлексирования, а не на процессуальные моменты проявления этого механизма;
    - Коммуникативная рефлексия – рассматривается в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи
    с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении. Она выступает как важнейшая составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется А.А.Бодалевым как специфическое качество познания человека человеком.
    Коммуникативный аспект рефлексии несет ряд функций:
    ● познавательную;
    ● регулятивную;
    ● функцию развития.
    Эти функции выражаются в смене представлений о другом субъекте на более адекватные для данной ситуации, они актуализируются при противоречии между представлениями о другом субъекте общения и его вновь раскрывающимися индивидуальными психологическими чертами.
    - Личностная рефлексия исследует собственные поступки субъекта, образы собственного «я» как индивидуальности. Анализируется в общей и патопсихологии в связи с проблемами развития, распада и коррекции самосознания личности и механизмов построения Я-образа субъекта.
    Выделяются несколько этапов осуществления личностной рефлексии:
    – переживание тупика и осмысление задачи, ситуации как нерешаемых;
    – апробирование личностных стереотипов (шаблонов действия) и их дискредитация;
    – переосмысление личностных стереотипов, проблемно- конфликтной ситуации и самого себя в ней заново [55].
    Процесс переосмысления выражается, во-первых, в изменении отношения субъекта к самому себе, к собственному «я» и реализуется в виде соответствующих поступков, и, во-вторых, в изменении отношения субъекта к своим знаниям, умениям. При этом переживание конфликтности не подавляется, а обостряется и приводит к мобилизации ресурсов «я» для достижения решения задачи.
    На взгляд Ю.М. Орлова, личностный тип рефлексии несет функцию самоопределения личности.
    Личностный рост, развитие индивидуальности, как сверхличностного образования, происходит именно в процессе осознания смысла, который реализуется в конкретном сегменте жизненного процесса. Процесс же самопознания, в виде постижения своей я-концепции, включающей воспроизведение и осмысление того, что мы делаем, почему делаем, как делаем и как относились к другим, и как они относились к нам и почему, посредством рефлексии ведет к обоснованию личностного права на изменение заданной модели поведения, деятельности, с учетом особенностей ситуации.
    - Интеллектуальная рефлексия – предметом ее являются знания об
    объекте и способы действия с ним. Интеллектуальная рефлексия рассматривается преимущественно в связи с проблемами организации когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения по решению типовых задач.
    В последнее время, помимо этих четырех аспектов рефлексии, выделяют:
    ● экзистенциальную;
    ● культуральную;
    ● саногенную.
    Объектом исследования экзистенциальной рефлексии являются глубинные, экзистенциальные смыслы личности.
    Рефлексия, возникающая в результате воздействия эмоциогенных ситуаций, ведущих к переживанию страха неудачи, чувства вины, стыда, обиды и т.п., приводящая к уменьшению страдания от негативных эмоций, определяется Ю.М. Орловым как саногенная. Ее основная функция заключается в регуляции эмоциональных состояний человека.
    Н.И. Гуткина [20] при экспериментальном изучении выделяет следующие виды рефлексии:
    - Логическая – рефлексия в области мышления, предметом которой является содержание деятельности индивида.
    - Личностная – рефлексия в области аффективно-потребностной сферы, связана с процессами развития самосознания.
    - Межличностная – рефлексия по отношению к другому человеку, направлена на исследование межличностной коммуникации
    Отечественные ученые С.В. Кондратьева, Б.П. Ковалев выделяют следущие виды рефлексии в процессах педагогического общения:
    - Социально-перцептивная рефлексия, предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались об учащихся в процессе общения с ними.
    - Коммуникативная рефлексия – заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие («я – глазами других»).
    - Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.
    Е.В. Лушпаевой описывает такой ее тип, как «рефлексия в общении», который представляет собой «сложную систему рефлексивных отношений, возникающих и развивающихся в процессе межличностного взаимодействия».
    Автор выделяет следующие компоненты в структуре «рефлексия в общении»:

    - личностно-коммуникативная рефлексия (рефлексия «я»);
    - социально-перцептивная (рефлексия другого «я»);
    - рефлексия ситуации или рефлексия взаимодействия [20]. Наиболее общими способами рефлексирования являются выражение уверенности, предположения, сомнения, вопросы. При этом все виды рефлексии активизируются при условии создания установки наблюдать и анализировать собственное познание, поведение и понимание этого поведения другими.
    Уровни рефлексии. А.В. Карповым выделены различные уровни рефлексии в зависимости от степени сложности рефлектируемого содержания:
    1-й уровень – включает рефлексивную оценку личностью актуальной ситуации, оценку своих мыслей и чувств в данной ситуации, а также оценку поведения в ситуации другого человека;
    2-й уровень предполагает построение субъектом суждения относительно того, что чувствовал другой человек в той же ситуации, что он думал о ситуации и о самом субъекте;
    3-й уровень включает представление мыслей другого человека о том, как он воспринимается субъектом, а также представление о том, как другой человек воспринимает мнение субъекта о самом себе;
    4-й уровень заключает в себе представление о восприятии другим человеком мнения субъекта по поводу мыслей другого о поведении субъекта в той или иной ситуации.
    Формы рефлексии. Рефлексия собственной деятельности субъекта рассматривается в трех основных формах в зависимости от функций, которые она выполняет во времени: ситуативная, ретроспективная и перспективная рефлексия.
    Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и
    «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия «здесь и теперь». Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.
    Ретроспективная рефлексия служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом.
    Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, поиска причины собственных неудач и успехов.

    Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.
    Субъект деятельности может быть представлен как отдельным индивидом, так и группой.
    Исходя из этого, И.С.Ладенко описывает внутрисубъектные и
    межсубъектные формы рефлексии.
    Во внутрисубъектных формах различают:
    ● корректирующую;
    ● избирательную;
    ● дополняющую.
    Корректирующая рефлексия выступает средством адаптации выбранного способа к конкретным условиям.
    Посредством избирательной рефлексии производится выбор одного, двух или более способов решения задачи.
    С помощью дополняющей рефлексии производится усложнение выбранного способа посредством добавления к нему новых элементов.
    Межсубъектные формы представлены:
    ● кооперативной;
    ● состязательной;
    ● противодействующей рефлексией.
    Кооперативная рефлексия обеспечивает объединение двух или более субъектов для достижения ими общей цели.
    Состязательная рефлексия служит самоорганизации субъектов в условиях их соревнования или соперничества.
    Противодействующая рефлексия выступает средством борьбы двух или более субъектов за преобладание или завоевание чего-либо[20].
    Академик М.К. Тутушкина раскрывает смысл понятия рефлексии, исходя из характера ее функций, – конструктивной и контрольной. С позиции конструктивной функции рефлексия – это процесс поиска и установления умственных связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области; активизация рефлексии для включения ее в процессы саморегуляции в деятельности, общении и поведении. С позиции контрольной функции рефлексия – это процесс налаживания, проверки и использования связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области; механизм отражения или использования результатов отражения для самоконтроля в деятельности или общении.
    Опираясь на работы Б.А. Зейгарник, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова, автор выделяет три формы рефлексии, различающиеся по объекту работы:

    ● рефлексия в области самосознания;
    ● рефлексия образа действия;
    ● рефлексия профессиональной деятельности, причем, первые две формы являются основой для развития и формирования третьей формы.
    Рефлексия в области самосознания – это такая форма рефлексии, которая непосредственно сказывается на сформированности сензитивной способности человека. Она различается тремя уровнями:
    1) первый уровень связан с отражением и последующим самостоятельным конструированием личностных смыслов;
    2) второй уровень связан с осознанием себя как самостоятельной личности, отличной от других;
    3) третий уровень предполагает осознание себя как субъекта коммуникативной связи, анализируются возможности и результаты собственного влияния на окружающих.
    Рефлексия образа действия – это анализ технологий, которые применяет личность для достижения тех или иных целей. Рефлексия образа действия ответственна за правильное использование тех принципов действий, с которыми человек уже знаком. Этот анализ представляет собой рефлексию (в чистом виде) как ее представляют в классической психологии, когда непосредственно после какого-либо поступка рефлексирующий анализирует схему действия, собственные ощущения, результаты и делает выводы о совершенстве и недостатках.
    3. Рефлексивный механизм и его этапы
    В психологических исследованиях общий механизм рефлексии обычно описывается в виде модели «рефлексивного выхода» субъекта за пределы совершаемого в деятельности или «установления отношения» между ее различными структурными образованиями (производными от позиций участвующих в ней кооперантов) с целью преодоления возникающих в ней «разрывов» и остановок. Выход субъекта в метаплан деятельности (т.е. в план тех принципов, которые лежат как бы вне ее и вместе с тем, которые регулируют ее протекание или на которых она строится) осуществляется либо через занятие по отношению к ней внешней позиции, либо через осознание норм, исходных абстракций, и категорий мышления, или экспликацию эталонов оценки и контроля действия, или выделение ориентиров и инвариантов деятельности.
    Рефлексивное восполнение «разрывов» в деятельности обеспечивает ее воспроизводство и репродукцию в сходных условиях (рис. 15) [5].

    Рисунок 15 Общий механизм рефлексии
    Впервые этапы процесса рефлексии выделил Г.П. Щедровицкий:
    1) исследование ситуации;
    2) выявление затруднений в деятельности;
    3) установление причин затруднений;
    4) критика старой нормы;
    5) выработка новой нормы [69].
    А.А. Тюков выделил шесть этапов в последовательности работы рефлексивного механизма:
    1. Рефлексивный вывод – осуществляется тогда, когда другими средствами и способами невозможно познать другого человека и самого себя.
    2.
    Интенциональность
    (интенция
    – направленность)
    – направленность на объект рефлексирования, выделение его среди других объектов.
    3. Первичная категоризация – выбор первичных средств, с помощью которых осуществляется рефлексирование.
    4. Конструирование системы рефлексивных средств – выбранные первичные средства объединяются в некоторую систему, что дает возможность более целенаправленно и обоснованно проверить рефлексивный анализ.
    5. Схематизация рефлексивного содержания – проводится за счет использования разных знаковых средств: образов, символов, схем, языковых конструкций.
    6. Объективизация рефлексивного описания – оценка и обсуждение
    полученного результата; в случае, когда результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается вновь.
    С.Ю. Степанов и И.Н. Семенов понимали механизм рефлексии с точки зрения личностно-смысловой обусловленности, а именно «как
    переосмысления и перестройки субъектом содержаний своего сознания, своей деятельности, общения, т.е. своего поведения, как целостного
    отношения к окружающему миру».
    В процессе переосмысления они выделяют 5 этапов (фаз):
    1) актуализация смысловых структур «я» при вхождении субъекта в проблемно-конфликтную ситуацию и при ее понимании;
    2)
    исчерпание этих актуализировавшихся смыслов при апробировании различных стереотипов опыта и шаблонов действия;
    3) их дискредитация вплоть до полного обессмысливания в контексте обнаруженных субъектом противоречий;
    4) инновация принципов конструктивного преодоления этих противоречий через осмысление целостным «я» проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней как бы заново – собственно фаза
    «переосмысления»;
    5) реализация этого заново обретенного целостного смысла через последующую реорганизацию содержаний личного опыта и действенное, адекватное преодоление противоречий проблемно-конфликтной ситуации
    [55].
    Итак, рефлексирование – это сложная деятельность, требующая времени, усилий, определенных способностей. Однако именно рефлексия позволяет сделать процесс самопознания более целенаправленным и осознанным.
    Вопросы для самопроверки
    1. Какова суть понятия «рефлексия»?
    2. Назовите функции рефлексии.
    3. Какие компоненты включает в себя психологическая модель рефлексии?
    4. Какие типы рефлексии определяют С.Ю. Степанов и И.Н.
    Семенов?
    5. Какие виды рефлексии определяет Н.И. Гуткина?
    6. Перечислите уровни рефлексии.
    7. Рефлексия в области самосознания – это…
    8. Дайте характеристику механизму рефлексии.

    9. Какие этапы выделяются в механизме рефлексии?
    10. Какие этапы рефлексии выделил Г.П. Щедровицкий?
    Литература:
    1. Анисимов, О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования / О.С. Анисимов. – М., 1991.
    2. Карпов, А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельно- сти / А.В. Карпов. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 424 с.
    3. Плигин А.А. Рефлексия как психологический феномен и проблемы ее развития у школьников. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pligin.ru/articles/pligin_refleksia2009.htm
    4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – сПб.: Питер, 2002. – 720 с.
    5. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. человек и мир / С.Л. Рубин- штейн. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.
    6. Степанов, С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования
    / С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов // Вопросы психологии. – 1985. – №3. – с.
    31–40.
    7. Щедровицкий, Г.П. Рефлексия и ее проблемы / Г.П. Щедровицкий.
    – М., 1975.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   24


    написать администратору сайта