Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание 3.

  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Основная литература 8 [221]; 10 [19-20]; 11[145-146]; 14[229-230].Дополнительная литература

  • 2.3.6 ЦИТИРОВАНИЕ Задание1.

  • Учебнометодический комплекс по дисциплине Русский язык для студентов Казнту имени К. И. Сатпаева по специальностям 050709 металлургия


    Скачать 1.49 Mb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс по дисциплине Русский язык для студентов Казнту имени К. И. Сатпаева по специальностям 050709 металлургия
    Анкорumk_metallurg_9_1007.doc
    Дата23.03.2017
    Размер1.49 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаumk_metallurg_9_1007.doc
    ТипУчебно-методический комплекс
    #4117
    страница16 из 24
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   24

    Задание 2. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

    Доля черной и цветной металлургии в общем объеме промышленного производства Казахстана составляет более 10 %. Многолетние исследования технологии и состояния оборудования листопрокатного производства, проводящиеся в КазНТУ им. К.И.Сатпаева, охватывают широкий круг вопросов, связанных с надежностью оборудования, возможностью создания принципиально новых технологий и механизмов, совершенствования существующих агрегатов, оптимизации технологии.

    Металлургия, как отрасль, входящие в нее комбинаты, заводы, и, в частности, прокатное производство, относятся к сложным открытым искусственным системам, к которым применим системный анализ. Одним из методов системного анализа прокатного производства является сквозная оценка надежности агрегатов линии прокатного стана, использованная нами при анализе оборудования НШСГП-1700 ИСПАТ-Кармет.

    Крупное металлургическое оборудование является высоконадежным и уникальным и вследствие этого за срок наблюдения происходит малое количество однотипных отказов. Практика сбора и анализа статистических данных в металлургическом (в частности, в прокатном) производстве свидетельствует о том, что получить достоверные данные о состоянии отдельных участков технологии или оборудования можно только при достаточно длительном сроке наблюдения.

    Следует отметить, что в научных трудах проблему в форме постановки задачи научно -исследовательской работы выдают за результат, вытекающий, главным образом, из анализа и обобщения научно-технической литературы, но не как результат опыта работы специалистов конкретного производства. Статистический анализ состояния металлургического оборудования и технологии позволяет математическими методами достоверно выявить научно - технические проблемы производства.

    На основании вышесказанного можно предложить следующую формулировку: научно -технической проблемой металлургического производства является статистически достоверно выявленное узкое место в технологии или в работе оборудования.

    В зависимости от обобщенности и значимости научно-технические проблемы можно разделить на следующие четыре уровня:

    1. Задачи, для решения которых не требуется изменения технологии или замены существующего оборудования. Для их решения используются традиционные для данной отрасли, общеизвестные методы и приемы, которые не дают резкого увеличения производительности технологии или установленных агрегатов. С преодолением этих проблем происходит постепенное (экстенсивное) накопление положительных качеств, улучшение свойств системы.

    2. Проблемы, для преодоления которых привлекаются приемы и методы из других областей науки и техники. В результате такого рода работ появляются новые технологии или новые агрегаты. Разрешение проблем данного уровня качественно изменяет технологию и оборудование со значительным, интенсивным увеличением производительности, качества продукции, надежности оборудования.

    3. Задачи, в которых примерно задан результат, но на исходном этапе работы совершенно неизвестны пути решения. В результате проведения научно - исследовательских работ получают много новых сведений, а иногда, и открытие новых эффектов, которые, в свою очередь, могут быть основой для технологий или принципов создания оборудования.

    4. К наиболее сложным проблемам следует отнести те из них, в которых ставится задача отказа от привычных технологий и материалов и переход на новые. Решение таких проблем связано с ломкой привычных взглядов, представлений, с закрытием старых производств и созданием новых. Как правило, решение задач такого уровня выходит за рамки науки и техники и становится социальной или даже политической проблемой.

    2.1. Составьте текстуальный конспект текста, пользуясь при этом способами компрессии (сжатия) текста: а) трансформацией и переформулированием предложений с целью концентрации содержания; б) сокращением слов и словосочетаний – терминов, марок изделий, приборов, машин и т.д.; в) исключением контекстуальных единиц, не несущих основной информации, – предложений, абзацев; г) исключением смысловых фрагментов – обоснования выдвинутых тезисов, доказательств, примеров, подкрепляющих теоретические доказательства, повторений, уточнений, рассуждений различного рода: о цели, значении работ данного типа, о направлениях развития науки, процессов выведения формул; информации, содержащейся в заголовке, и т.д.
    Задание 3. Выделите в тексте чужую речь. Какие формы чужой речи используют авторы?
    Алмаз

    "В мире минералов самим прекрасным является самое про­стое", - эти слово великого Гёте как нельзя точнее выражают суть самого знаменитого, самого ценного из минералов - алмаза. Он состоит из чистого углерода, как и его "неблагородный" родственник - обыкновенный уголь, но носит множество пышных титулов: "король "камней", "красивейший цветок света", "сгус­тившийся свет солнца, охлаждённый временем".

    На языках народов мира, знакомых с алмазом, его имя звучит по-разному, но отражает главную особенность камня: несокрушимый, неодолимый, победитель металлов. Он действительно наиболее твёрдый из известных нам минералов и обладает несо­мненными достоинствами: прозрачностью, сильным блеском, вели­колепной цветовой игрой - все краски радуги прячутся под его холодной прозрачной поверхностью. В глубь веков уходит дата открытия первого месторождения в Индии. Со временем месторождения сверкающего алмаза множи­лись - Бразилия, Южная Африка, Намибия, Конго, Венесуэла, Калимантан…

    Ювелирные, то есть пригодные для огранки, алмазы не всегда безукоризненно чисты и прозрачны. Самые редкие среди них бесцветные, идеально прозрачные, чуть-чуть голубоватые, лишённые трещин и включений. О таких алмазах говорят, что они чистой воды. Основная масса ограночных алмазов окрашена - слабо или интенсивно - в желтый, розовый, голубой, зелёный цвета. Из окрашенных камней особо славится серо-стальной с ос­трым блеском и исключительной "игрой" алмаз, удостоенный собственного имени - тиффаниит.

    Алмаз не всегда был королем камней. Лишь изобретение в ХV веке бриллиантовой огранки голландцем Людвигом ван Беркемом вызволило таившуюся в нём феерию красок, бликов.

    Бриллиант - дитя мастерства и математики. Самым опытным мастерам доверяют разметку кристаллов. Нужно не только убрать из камня трещинки, пятнышки, помутнения, но и точно рассчи­тать и наметить будущие грани. Если мастер ошибётся, алмаз не станет бриллиантом.

    Первые бриллианты были скромно сияющими звездочками с десятком граней. Нынешние "короли камней" украшены доброй сотней граней. И это не предел. Поиск совершенства продолжа­ется.

    В основе классических- типов огранки алмазов лежит вось­мигранник. А инженер Максимо-Эльбе решил пересчитать оптиче­ские свойства алмаза, взяв за основу несимметричную площадку будущего бриллианта с девятью, одиннадцатью и т.д. гранями. Результат превзошел ожидания: "непарный" бриллиант, или "импариант", оказался очень эффектным, ярким, праздничным. Дело в том, что в простом бриллианте отражённый лучик света выхо­дит через одну грань, а в "импарианте" - через две, и перели­вающаяся цветовая радуга поучается гораздо шире и ярче.

    При первичной обработке ювелирных алмазов - обкалывании - всегда велики отходы, остается много крошек и пластинок не­правильной формы. Мелкие крошки гранит пирамидкой - "розой". Из общей массы сырья весом в один карат, а это всего 0,2 грам­ма получается около трёхсот сверкающих капелек-"розочек". Их используют как бордюр для обрамления крупных камней. А вот пластинкам из "отходов" раньше не находили достойного приме­нения. Но было так до поры до времени.

    В 60-х годах появились сообщения о завершении тринадцатилетних поисков нового типа, огранки, получившего имя "принцесса". Плоскую пластинку алмаза с лицевой стороны шли­фуют и полируют, а с "изнанки" рассекают У-образными канав­ками. Эффект такой огранки поразителен! Ослепительные: цветовые волны заливают поверхность камня при малейшем повороте.

    "Принцесса" обладает массой и других несомненных преиму­ществ - требует небольшого расхода сырья, позволяет нам бо­лее полно использовать алмазные отходы и, что самое важное, дает возможность стандартизировать производство бриллиантов любой формы и размера.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    1. Конспект – это сокращенная запись информации. В конспекте должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются кратко самыми яркими примерами. Цель конспектирования – выявление, систематизация и обобщение наиболее ценной (для конспектирующего) информации. Письменная фиксация этой информации в форме не предназначенного для публикации вторичного текста избавляет составителя конспекта от необходимости повторно обращаться к первоисточнику.

    Конспект обладает признаками текста: тематическим, смысловым и структурным единством. Тематическое и смысловое единство конспекта выражается в том, что все его элементы прямо или опосредованно связаны с темой высказывания, заданной первоисточником, и с установкой пишущего (зафиксировать индивидуальную информацию с возможным последующим восстановлением ее). В конспекте также выделяются структурно-смысловые части (в большинстве случаев даже графически), но выбор таких смысловых частей, как и их порядок, производен. Связанность не является обязательным признаком конспекта, так как опущенные связи существуют в памяти пишущего, могут быть восстановлены при «развертывании» информации.

    При конспектировании происходит компрессия первичного текста. Запись позволяет восстановить, развернуть исходную информацию, при этом отбирается только нужный и важный материал. Различают конспект-план, конспект-схему, текстуальный конспект.

    При составлении конспекта нужно стремиться к форме связного пересказа, ясности, краткости. Связующим звеном при составлении конспекта должна быть внутренняя логика изложения. Они должны содержать не только положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры, для лучшего запоминания и убедительности. Правильно составленный конспект свидетельствует о высоком уровне понимания прочитанного текста по специальности. Конспектирование книги или статьи отличается от конспектирования лекций. При работе с печатным текстом темп работы зависит от умения, опыта читающего. Можно остановиться, прочитать ещё раз, подумать, что не удаётся сделать при записи лекции. Следует стремиться записывать своими словами, так как изложенная таким образом мысль уже переработана в сознании читающего и сформулирована им.

    Большая роль при написании конспекта отводится плану. Формулировка пунктов плана может быть различной.

    Чтобы написать конспект, необходимо: 1) выделить смысловые части, где собрана информация по теме; 2) в каждой смысловой части сформулировать микротему с опорой на ключевые слова и ключевые фразы; 3) выделить в каждой части главную и дополнительную информацию. главная информация фиксируется в конспекте, избыточная убирается; 4) записать важную информацию своими словами или с использованием цитат и сокращений.

    При конспектировании надо записать все выходные данные источника (год, место издания, автор, название). На странице выделить поля, лучше справа и слева. Слева отмечаются страницы оригинала, структурные разделы, формулируются основные проблемы. Справа записываются собственные выводы, ссылки на другие источники. В центральной части страницы записывается краткое изложение содержания текста. Оно включает цитаты, факты, расчеты.

    3. Выделяют три способа конспектирования: 1) цитирование (полное или частичное) основных положений текста; 2) передача основных мыслей текста «своими словами»; 3) смешанный вариант.

    Все три варианта предполагают использование сокращений. Выбор формы конспекта зависит от объема и характера инфор­мации, а также цели конспектирования. Если конспект создает­ся для дальнейшего использования в курсовой или дипломной работе, обычно выбирается первый или смешанный варианты. Если необходимо законспектировать главу учебника или статью для запоминания и устного ответа на экзамене, используется второй.

    Для конспектирования можно использовать следующие значки и сокращения слов:

    Внутритекстовые знаки

    Внетекстовые знаки

    <= ′потому что, так как′

    8 ′противоположны, противопоставлены

    => ′следовательно′

    ? ′вызывает вопрос, спорно

    → ′поэтому

    ! ′абсолютно согласен

    = ′равны, это есть ′

    + ′положительная оценка

     ′примерно равны, похожи′

    − ′отрицательная оценка′

    > < ′больше, меньше′

    ŃВ ′нота бене, обратить внимание


    Стандартные сокращения, используемые при конспектировании:

    вар-нт - вариант

    прим-ие - примечание

    в-во (-ва) - вещество

    св-во (-ва) - свойство

    гл-ый (-ая, -ое, -ые) - главный

    сод-е - содержание

    зав-сть - зависимость

    соед-ие - соединение

    зав-ть (-ит, -ят) - зависеть

    ч-к - человек

    изм-ие (-ия) – изменение

    эк-ка - экономика

    инф-ия - инфляция

    явл-е - явление


    С первых же дней учебы в университете студенту приходится писать конспекты лекций и конспектировать тексты рекомендованной научной литературы. Но далеко не каждый студент знает, что такое конспект, обычно так называя любую краткую запись.

    Каковы же особенности составления конспекта? Прежде всего, нужно стремиться к форме связного пересказа, ясности, краткости. Связующим звеном при составлении конспекта должна быть внутренняя логика изложения. Они должны содержать не только положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры, для лучшего запоминания и убедительности.

    Основная литература

    8 [221]; 10 [19-20]; 11[145-146]; 14[229-230].

    Дополнительная литература

    15 [33-34]; 16 [21-23]; 17 [55-56]; 20 [7-11].

    Контрольные вопросы

    1. Какую запись называют конспектом?

    2. Какими способами может осуществляться конспектирование?

    3. Какая пос­ледовательность работы рекомендуется при написании конспекта?
    2.3.6 ЦИТИРОВАНИЕ

    Задание1. Прокомментируйте оформление цитат в тексте. Какой вид цитирования использован?

    История алюминиевой медали

    Одна из многочисленных загадок, оставшихся нам в наследство от металлургов древности, связана с алюми­нием. Промышленное производство этого металла, насчи­тывающее немногим более ста лет, немыслимо сегодня без электролиза. Именно это обстоятельство заставляет историков техники ломать голову над весьма загадочным для них фактом. В Китае сохранилась гробница известно­го полководца Чжоу Чжу, умершего в начале III века. Срав­нительно недавно древнее захоронение неожиданно стало объектом пристального внимания со стороны металловедов. Чем же заинтересовал военначальник далекого прошлого со­временных ученых?

    Собственно говоря, интересовал их не он, а его гробница, точнее некоторые ее металлические украшения. Когда крупицы древнего металла подвергались спектраль­ному анализу, результат оказался столь неожиданным, что анализ пришлось несколько раз повторить. И каждый раз беспристрастный спектр неопровержимо свидетельствовал о том, что сплав, из которого древние мастера выполнили орнамент, содержит 85% алюминия. Но каким же образом удалось получить в III веке этот металл? Ведь с электри­чеством человек тогда знаком был разве что по молниям, а они вряд ли «соглашались» принять участие в электро­литическом процессе. Значит, остается предположить, что в те далекие времена был известен какой-то другой спо­соб получения алюминия, к сожалению, утерявшийся в веках.

    Впрочем, по мнению некоторых ученых человек мог познакомиться с электролизом задолго до опытов Гальвани и Вольта, открывших эру электричества на рубеже XVIII и XIX столетий. Основанием для таких утверждений послужила странная находка археологов. В 30-х годах нашего ве­ка, проводя раскопки под Багдадом, они нашли пустотелый цилиндр с сильно окислившимся железным стержнем. Какую же роль играли когда-то эти предметы, возраст которых оценивается в два тысячелетия?

    Исследователи, получившие багдадскую находку, дол­го ломали голову и в конце концов пришли к довольно смелому выводу: этот прибор, в который древние арабы заливали щелочной раствор, служил источником электричес­кого тока, используемого, например, для электролитического золочения металлических изделий.

    Если эта версия правильна, то, значит, приоритет в создании гальванического элемента придется отдать безымянным "электротехникам" Двуречья, жившим и творив­шим еще до начала нашей эры.

    Первым, кому, по-видимому, удалось получить метал­лический алюминий, был датский ученый Ханс Кристиан Эр­стед. Б 1825 году в одном из научных журналов он опуб­ликовал свою статью, в которой писал, что в результате проведенных им опытов образовался "кусок металла, цве­том и блеском несколько похожий на олово". Однако жур­нал этот не очень известен и сообщение Эртеда осталось почти незамеченным. Да и сам ученый, поглощенный работами по электромагнетизму не придавал своему открытию большого значения.

    Спустя два года в Копенгаген к Эрстеду приехал моло­дой, но уже известный химик Фридрих Белер. Эрстед сооб­щил ему, что не намерен продолжать опыты по получению алюминия. Вернувшись домой в Германию, Велер немедленно занялся этой проблемой, весьма заинтересовавшей его, и уже в конце 1827 года опубликовал свой метод получения нового металла. Правда, метод Велера позволял выделять алюминий лишь в виде зерен величиной не более булавочной головки, но ученый продолжал эксперименты до тех пор, пока не сумел, наконец, разработать способ получения алюминия в виде компактной массы. На это ему потребова­лось. .. 18 лет.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   24


    написать администратору сайта