Главная страница
Навигация по странице:

  • Самосовершенствование – как развитие индивидуальности личности, его факторы, условия организации.

  • Отношение личности к природе, искусству.

  • Жизненные цели, жизненный стиль.

  • Массовая культура и индивидуальность.

  • Основная литература

  • Позиции и сферы самоутверждения.

  • Уверенность и творчество как условие самореализации личности.

  • Понятие о гражданственности и казахстанском патриотизме.

  • Религия как часть духовной культуры общества и личности.

  • Литература См. п.1.7 №№

  • самопознание испр. Учебнометодический комплекс по дисциплине Самопознание Для студентов специальности 5B050300 Психология, Дефектология, Педагогика и методика начального обучения


    Скачать 1.21 Mb.
    НазваниеУчебнометодический комплекс по дисциплине Самопознание Для студентов специальности 5B050300 Психология, Дефектология, Педагогика и методика начального обучения
    Анкорсамопознание испр.doc
    Дата13.12.2017
    Размер1.21 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файласамопознание испр.doc
    ТипУчебно-методический комплекс
    #11235
    страница5 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
    Тема 6. Я и мир. Самопознание и самосовершенствование личности на основе самопознания и саморазвития.

    Самопознание и самосовершенствовании личности. Самопознание умение анализировать черты своей личности, характера, устройство черт и то, каким образом они реализуются в разных ситуациях. «Я» – это и способность реализовать черты и качества личности с целью решения жизненных задач.

    Понимание процесса развития индивидуальности, выработка умения управлять чертами через ситуации саногенного мышления и воображения.

    По Ю. Орлову, самопознание – это не постижение таинства души, но «воспроизведение и осмысление того, что мы делали, как и почему относимся к кому-то, как и почему относятся к нам». Это не созерцание, а размышление о себе, деятельное, активное. Самопознание следует начинать с анализа черт. Черта – это стабильность стереотип поведения. Наше поведение определяется чертами, и наоборот. Но поведение определяется и ситуацией.

    Самосовершенствование. Две позиции:

    1) это развитие воли, способность заставлять себя делать то, чего не хочется, преодолевать себя ради чего-то важного. Ю. Орлов называет этот путь «путь насилия».

    2) Самосовершенствование состоит в развертывании своей индивидуальности на пути к достижению цели; управление своими желаниями, стремлениями, эмоциональными способностями. Самосовершенствование направлено на то, чтобы увидеть последствия своего участия в жизни. Оно зависит от:

    - целенаправленности личности;

    - знания своих механизмов психологической защиты;

    - понимания поступков и характера;

    - реализма частных целей;

    - гармонии черт;

    - регуляции эмоций; т.д.

    Самосовершенствование – как развитие индивидуальности личности, его факторы, условия организации. Организация самосовершенствования. Выбор объекта. Моральная поддержка окружающих. Сравнение себя не с окружающими, а собой. Самообязательства. Самоприказ. Знаки для напоминания. Извлечение пользы из удовольствий и неприятностей. Непривязанный труд (радость от труда).

    Потребность в успехе. В основе успеха – потребность в удовлетворении результатом своих дел, если они превосходят прошлый уровень исполнения, соответствуют некоторому социальному стандарту успеха, свойственного обществу.

    Стандарт достижений определяется уровнем притязаний человека, особенностями его личности, опытом. Потребность в достижении и статусе. Наслаждение успехом и страдание от неудач. Сколько потребностей вовлечено в деятельность, столько способов к удаче/неудаче. Анализ потребностей посредством саногенного мышления.

    Теория А. Адлера: от комплекса неполноценности – к личностному росту. А. Адлер – психолог и личность. Стремление человека к самосовершенствованию – врожденное (по Адлеру). По своему содержанию и форме всегда зависит от цели. Цель: позитивная, негативная. Комплекс неполноценности. Сильное чувство неполноценности может затруднять развитие и саморазвитие. Умеренное побуждает ребенка расти, стать таким же сильным, добрым,… стремление к развитию способностей, совершенствованию, к превосходству. Чувство превосходства. Стремление к превосходству – в процессе эволюционном. Чтобы эффективно адаптироваться, надо совершенствоваться. В противном случае организм может исчезнуть.

    Отношение личности к природе, искусству. Субъективность отношения человека к природе выражается в структуре и своеобразии этого отношения. Недаром говорят, что познать личность - значит выявить ее отношения к действительности.

    В современной науке наиболее обстоятельный ответ на этот вопрос можно найти у С. Д.Дерябо и В.А. Ясвина, которые данной проблеме уделяют особое внимание. Прежде всего авторы показывают, что в основе субъективного отношения к природе лежит запечатленность в тех или иных объектах и явлениях потребностей человека. В силу этого одни объекты безразличны для личности, другие стимулируют пристрастное отношение.

    Опираясь на собственные теоретические и экспериментальные исследования, С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин выявляют базовые параметры субъективного отношения к природе, параметры второго порядка, модальность и интенсивность субъективного отношения к природе, наконец, выделяют разновидности субъективного отношения к природе в виде своеобразной типологии.

    В качестве базовых параметров субъективного отношения к природе выделяются:

    широта: фиксирует в каких именно объектах и явлениях природы запечатлены потребности человека; одних привлекают только определенные явления природы, животные, других - самые разнообразные объекты, природа в целом;

    интенсивность: указывает в каких сферах и в какой степени проявляются субъективные отношения к природе;

    степень осознанности: выявляет в какой мере личностью осознается запечатленность своих потребностей в объектах и явлениях природы, другими словами, насколько она отдает себе отчет в этом.

    К параметрам второго порядка авторы относят:

    • эмоциональность: характеризует отношение человека по оси «рациональное - эмоциональное»; у одних людей преобладает чисто эмоциональное отношение, часто не контролируемое, у других эмоции сопровождаются пониманием своего отношения, высоким уровнем самоконтроля;

    • обобщенность: характеризует субъективное отношение по оси «частное - общее»; например, любовь только к своему домашнему животному или любовь ко всем животным данного вида или любовь к природе в целом;

    • доминантностъ: описывает субъективное отношение к природе по оси «незначимое - значимое»; для одних людей более значимы отношения к людям, для других - отношения к состояниям внутреннего мира, для третьих - отношение к природе и т.п.;

    • когерентность (от лат. - находящийся в связи): характеризует отношение по оси «гармония -дисгармония»; это степень согласованности всех отношений личности: например, любовь к природе у лесника может как сочетаться с его отношением к своей профессии, так и не сочетаться;

    • принципиальность: описывает субъективное отношение по оси «зависимое - независимое»; непринципиальным, например, является отношение человека, который любит своего питомца, но не вмешивается в процесс, когда другие люди истязают животных;

    • сознательность: характеризует субъективное отношение по оси «неосознанное - сознательное»: сознательность проявляется в способности, с одной стороны, осознавать свое отношение к чему-то, с другой - ставить цели в соответствии со своим отношением, проявлять тот или иной уровень активности по ее достижению.

    Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо - сравни выражение "литература и искусство") и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими - художественно-образными - формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово "искусство" относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле. Определение отличительных признаков искусства и его роли в жизни людей вызывало острые разногласия на протяжении всей истории культуры. Искусство объявлялось "подражанием природе" - и "свободным формотворчеством"; "воспроизведением действительности" - и "самопознанием Абсолюта", "самовыражением художника" - и "языком чувств"; особого рода игрой - и особого рода молитвой. Такие разногласия объясняются многими причинами: различием философских позиций теоретиков (материалистических или идеалистических), их идеологических установок, опорой на различные виды искусства и творческие методы (например, на литературу или на архитектуру, на классицизм или реализм), наконец, объективной сложностью строения самого искусства Эта сложность, многогранность структуры искусства не осознаётся и некоторыми теоретиками, которые определяют сущность искусства то как гносеологическую, то как идеологическую, то как эстетическую, то как творчески-созидательную и т. д.

    Жизненные цели, жизненный стиль. Жизненные цели. Это «мост, защита» (Адлер) между неудовлетворенным «сейчас» и совершенным будущим. Реалистичные и нереалистичные жизненные цели.

    Жизненный стиль. А. Адлер: это уникальный способ, выбранный каждым человеком для достижения своей жизненной цели; это стиль приспособления к жизни, взаимодействия с жизнью. Влияние схемы апперцепции, она определяет его поведение. Однако, человек сам может выбирать, что включать в свое жизненное восприятие, а чего избегать.

    Преодоление чувства неполноценности (сотрудничество, осуществление общего дела). Чувство неполноценности и личностный рост.

    Недостаток общения – к усилению чувства неполноценности; к невротическим стилям жизни.

    Ситуации детства, которые могут привести к изоляции, недостатку социального интереса, к стилю жизни, основанному на чрезмерном личном превосходстве.

    1) органическая неполноценность;

    1. избалованность;

    3) отверженность.

    Чрезмерное стремление к превосходству как компенсация чувства неполноценности; как проявление аутоагрессии; как следствие фрустрации.

    Массовая культура и индивидуальность. С завершением формирования индустриального общества и его зрелостью обычно связывают и становление массовой культуры. Прямыми предпосылками этого процесса являются постепенное повышение статуса городского населения, более широкое вхождение различных слоев общества в активную гражданскую жизнь. Зарождение массовой культуры можно отнести еще к тому времени, когда стали появляться доступная литература и «картинки» для простого люда. Но зрелый этап начинается с момента распространения в западных странах закона об обязательной грамотности. Однако вопреки ожиданиям народ не понес с базара Белинского и Гоголя, а обратился к беллетристике, комиксам и т.п. В 1895 году был изобретен кинематограф, ставший средством массового искусства, близкого всем, не требующего даже элементарной грамотности для своего восприятия. К этому же периоду относится широкое распространение фотографии, превратившейся в массовое средство информационного реализма. Третий важнейший сдвиг был связан с изобретением и внедрением граммофонной записи, что породило еще один раздел массовой культуры – легкую музыку, захватившую радиовещание, а затем и все формы звукозаписи и разделившую с экранным творчеством славу развлечения широких масс. Интенсивного развития все средства массовой культуры получили сначала в Америке, а затем и в Западной Европе в 20-х, сначала в период послевоенного бума, а затем «великой депрессии», когда как иногда полагают, в условиях массового разорения, безработицы, нищеты и отчаяния именно «Голливуд спас Америку от социальных потрясений». К 60-м годам ХХ века технические возможности массовой культуры многократно возросли. Так первое выступление Битлз в США в Карнеги-холл, слушали не только 2 тыс. посетителей зала, но и 73 миллиона человек по телевидению. Позднее подобные мероприятия становились доступны почти половине жителей земли.

    Массовая культура ведет не только к введению еще одного типа и варианта культуры, к изменению самого типа функционирования культуры. В социальном плане массовая культура тесно связана с необратимыми процессами урбанизации и тем разрывом традиционных форм социальности, патриархальных связей между людьми и поколениями, которые до той поры обеспечивали устойчивые локальные мирки с привычными ориентациями, дополняемые религиозными ценностями. Новые типы производства требовали большей рекреации в сторону художественной культуры.

    Функциональность массовой культуры можно определить по нескольким измерениям: во-первых, она отвечает потребностям многообразной и сложной ориентации в условиях необходимости освоения различных ролей, меняющихся в зависимости от ситуации, быстрых перемен в характере производства, образе жизни и т.п. Конечно часто это процесс происходит через «банализацию» и упрощению объяснительных обстоятельств и причин к хорошо узнаваемым различиям «свои», «чужие» и т.п. Обращаясь к низовым и повседневным сферам поведения. Массовая культура утверждает понятные и стереотипные представления о человеческих отношениях, не требуя усилий человека на преодоления самого себя. Она обращается к жизненным инстинктам, срабатывающим как условия постоянного жизнеобеспечивания. Таким образом, первичная функция этой культуры обеспечить социализацию и витальность человека в условиях усложненной, изменчивой, неустойчивой, ненадежной среды большого города, приучить к новым социальным ролям и ценностям, способом регуляции своего поведения и деятельности в разнообразной обстановке, снятия психологического напряжения и решения конфликтных ситуаций. Огромному контингенту людей прежде всего молодежи, эта культура дает функционально пригодные представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми, путях реализации свои стремлений.

    Другая важнейшая функция массовой культуры – удовлетворить потребность в рекреации и отвлечь индивида от интенсивной гонки в сферах жизненного успеха. Это не только господствующие в культуре развлекательные жанры. Ее наиболее существенным механизмом составляет расширяющееся потребление в самых разных сферах, обеспечивающее хотя и унифицированный, но постоянно обновляемый и вариативный образ жизни. Сила массовой культуры заключена в том, что она не отделена от потребления. Пища, одежда, и т.п. все поступает к человеку через механизму через механизмы массовой культуры, в которой нормативные и престижные стороны переплетены с функциональными.

    Основная литература: 2,3,4,5,9,12,13.

    Дополнительная литература: 31,32,34, 36,39.
    Тема 7. Я и общество. Механизмы саморегуляции и самоутверждения личности и их роль в саморазвитии.

    Понятие о механизмах самоутверждения личности, их роль в саморазвитии личности. Самоутверждение – процессы управляемого самой личностью осознания и завоевания своего места в обществе, соответствующего представления личности о себе (Г.К. Селевко). Это стремление к высоким результатам и движение по ступеням самосовершенствования. Это естественное для человека и общественно ценное качество. Самоутверждение и прогресс общества.

    Все средства и способы самоутверждения направлены на стремление к признанию, к положительной оценке окружающих. Средства (поступки, деятельность, общение с другими людьми).

    Формы самоутверждения. Формы самоутверждения и положительное изменение личности («я имею успех»; «я признан»; «я имею власть, влияние»).

    Стремление к успеху как желание выделиться, расширить свои возможности, получить лучшие результаты, выше стандартных. Потребность к самовыражению. Относительный характер потребности в самовыражении. Это повышает ответственность, уровень притязаний. Уверенность как фактор успеха. Стремление приобрести определенный статус, авторитет в глазах окружающих. Тип человека (любит работу, психологически чувствует людей, старается заслужить их поддержку, уважение). Стремление к власти (управлять другими, влиять на них, наслаждаться могуществом). Самоутверждение как соревнование с другими переходит в сравнение с самим собой, стремление быть лучше, чем ранее, быть довольным самим собой, быть уверенным в своих силах, способностях, уважать самого себя.

    Позиции и сферы самоутверждения. Потребности в самоутверждении – как «инстинкт жизни (желание действовать, улучшать, радоваться, побеждать, получать, отдавать)».

    Формы уничижения («я не успешен», «я не признан»; «я не имею влияния»). Ничто так не предвещает неудачу, как заведомое ее ожидание.

    Регуляция самоутверждения. Личность осуществляет это через деятельность. Если самоутверждение не наступает через положительную деятельность, человек ищет самоутверждения через негативную деятельность.

    Роль самооценки, похвалы, поддержки, эмоциональной стабильности личности в процессе самоутверждения.

    Сферы самоутверждения. Социальное, личностное, профессиональное, нравственно-духовное самоутверждения. Позиции самоутверждения. Разновидности социальных положений в обществе; на работе (официальные роли; неофициальные роли); в семье.

    Социальные притязания – это стремление достижения определенного социального положения, социальной роли, которую человек считает для себя более соответствующей. Виды социальных притязаний. «Наше самоощущение в мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить?»

    Социально-приемлемые позиции: адекватность самооценки, утверждение себя в группе через деятельность, устойчивая ориентация на участие в жизни, стремление найти причину в себе. Позиции самоутверждения: верность своим принципам; сохранение уверенности в себе; умение подавлять эгоистические порывы; соблюдение принятых социальных норм; уважение в каждом личности, положительных качеств; сопротивление отрицательным жизненным обстоятельствам.

    Самоутверждение и общение. Особенности вербального общения. Особенности невербального общения. Психологические позиции и установки в общении. Деловое общение. Коллектив и общение. Самоутверждение во взаимоотношении полов; в профессии; в сфере нравственных отношений. Самовыражение и нравственность.

    Уверенность и творчество как условие самореализации личности. Уверенность. Уверенное поведение как разновидность успешного поведения (А. Адлер). Уверенное поведение как способность открыто говорить о чувствах, требованиях, устанавливать контакты, начинать и заканчивать беседу, открыто выражать позитивные и негативные чувства, уметь сказать «нет», т.д. Умение противостоять и атаковать как прямое и честное выражение собственного мнения. Выражение собственной ответственности.

    Неуверенное поведение. Страх критики, контакта, общения, чувство вины за уверенные поведенческие реакции, чрезмерная конформность и осторожность.

    Уверенное поведение и агрессия. Лидерство и самовыражение, самоутверждение. Лидер – я имею успех»; «я признан»; «я имею власть, влияние»).

    Склонность к лидерству. Лидерство – черта характера, которая заключается в стремлении и умении завоевать в определенных ситуациях роль руководителя, организатора, авторитета. Лидер – созидатель; лидер-разрушитель; официальный и неофициальный; лидер-инициатор, лидер-умелец, т.д. Качества лидера, их развитие. Роли лидера. Самопрезентация и самоутверждение.

    Конфликт – как форма самоутверждения. Понятие о конфликте, его стадиях, видах. Причины конфликтов. Поведение в конфликте. Пути эффективного выхода из конфликтов – как результат самовыражения. Программа самоутверждения.

    Понятие о гражданственности и казахстанском патриотизме. В современном обществе одним из приоритетов воспитания является формирование человека, способного жить в гражданском обществе. Гражданственность рассматривается исследователями как сложнейшее личностное образование, основными элементами которого являются гармонически сочетающееся патриотические, интернациональные чувства, нравственна и правовая культура, выражающееся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государству. Более определенно относительно этого понятие высказывается Г.Н. Филонов: «Гражданственность это комплекс субъективных качеств личности, проявляющееся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально- ролевых функций: осознанной законопослушности, патриотической преданности, в служении Родине, и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно- бытовых, межнациональных и межличностных отношений». Данное определение сводит воедино смысл гражданственности: патриотизм, нравственность, правовая культура.

    Современные казахстанские исследователи определяют гражданственность как сложное интегральное, полиструктурное, системообразующее качество личности. Главными компонентами являются национальное самосознание, национальное достоинство и гордость, преемственность историко- культурных и трудовых традиций народов коренной национальности и других народов, проживающих в государстве. В содержание понятия гражданственность входят мировоззренческий компонент, внутренняя свобода, гражданская активность, готовность к социально- необходимому труду, ответственность, сознательность и др. Основными понятиями, которые составляют структурные основания гражданственности, являются мораль, право, свобода, честь, достоинство и др.

    В процессе формирования личности гражданственность выступает в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с другими качествами. К их числу относятся любовь к Родине, долг по защите ее от врагов, ответственность и гордость за героические традиции своего народа и другие компоненты, которые составляют суть понятия «патриотизм». Патриотизм- это определенное отношение к территории, на которой живет и трудится определенный народ или народы с их историей, культурой, языками. Это нравственный политический принцип, социальное чувство, содержанием которого являются любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

    Анализ современных исследователей указывает на неоднозначность трактовки термина «патриотизм». Это объясняет многовариативность его использования. Гражданский патриотизм характеризуется вместе с правовым государством и гражданским обществом, в условиях, которых каждый человек должен ощущать себя гражданином своей страны, ответственным за все происходящее, неравнодушным к ущемлению прав человека и гражданина. Такой патриотизм является источником гражданского мужества. Сущность патриотизма заключается в неразрывной связи с личностью, которая представляет собой высшую ценность.

    Религия как часть духовной культуры общества и личности. Религия (латин.- набожность, святыня) – одна из форм отражения действительности в определённых образах, представлениях, понятиях; главным, определяющим признаком религии является вера в реальность сверхъестественного. В самом общем виде можно сказать, что религия есть форма духовной жизни общества, группы, индивида, способ духовной практики освоения мира и область духовного производства. Религии вообще не было и нет, исторически существуют конкретные религии – христианство, ислам, буддизм, иудаизм и др. В настоящее время религии представаляют собой сложное социальное образование, включающее религиозное сознание, религиозный культ, религиозные организации.

    Религиозная культура представляет собой сложное, комплексное образование. Религиозная культура – это совокупность имеющихся в религии способов и приёмов осуществления бытия человека, которые реализуются в религиозной деятельности и представлены в её продуктах, несущих религиозные значения и смыслы, передаваемых и осваиваемых новыми поколениями.

    Под влиянием религии складываются религиозные философия, мораль, искусство и т.д. Религиозная философия, исходя из религиозных мировоззренческих предпосылок, использует понятийный аппарат и язык теологии (богословия), решает гносеологические, социологические и другие проблемы. Религиозная мораль 0- это развиваемая и проповедуемая религией система нравственных представлений, норм, понятий, чувств, ценностей, наполняемых конкретным (христианским, исламским и др.) содержанием. Религиозное искусство представляет сбой область созидания, восприятия и трансляции художественных ценностей, в которых «живут» религиозные символы.

    По отношению к обществу религия выполняет целый ряд функций:

    - Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней определённых взглядов на человека, общество, природу.

    - Компенсаторную - восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей – в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования.

    - Коммуникативную - обеспечивает общение верующих как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях.

    - Регулятивную - с помощью определённых идей, ценностей, установок, стереотипов, традиций, обычаев, религиозных институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин.

    - Интегрирующе-дезинтегрирующую функцию, которая имеет двойственное значение. Интеграционная способствует сохранению, дезинтеграционная – ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом.

    - Культуротранслирующую - способствует развитию определённых слоёв общей культуры (письменности, искусства и т.д.), обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного культурного наследия от поколения к поколению.

    - Легитимирующе-разлегитимирующую - означает узаконение (благославление) некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.) отношений, норм, образцов как должных или, наоборот, утверждение неправомерности каких-то из них и формирует соответствующее отношение к ним. Оценке (максиме) придаётся обязательный и непреложный для верующих характер.

    Литература

    См. п.1.7 №№ 1,2,6,7,8,9,11,12,13, 18, 21,22,24, 28, 30, 34,38,39.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта