Главная страница

возв.лит. Учебнометодический комплекс по спецкурсу возвращенная литература


Скачать 0.55 Mb.
НазваниеУчебнометодический комплекс по спецкурсу возвращенная литература
Дата19.06.2022
Размер0.55 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлавозв.лит.docx
ТипУчебно-методический комплекс
#603347
страница5 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

Лекция № 9. «АНТИТОТАЛИТАРНАЯ ТЕМА» В ТВОРЧЕСТВЕ В.ШАЛАМОВА

План:

1. Тема трагической судьбы человека в произведениях В.Шаламова.

2. «Колымские рассказы» - философское осмысление лагерного опыта.

3. Значение творчества В.Шаламова.
Варлам Тихонович Шаламов родился 18 июня 1907 года в Вологде, в семье священника. Его отец, Тихон Николаевич, был великолепно образованным человеком, до 1904 года на протяжении ряда лет служил православным миссионером на Алеутских островах. Если от отца Варлам Шаламов унаследует страстный душевный темперамент, то матери будет обязан зарождавшимся в юности чутьем к художественному слову.

В своей автобиографической повести о детстве и юности «Четвертая Вологда» Шаламов рассказывает, как формировались его убеждения, как жажда справедливости стала для него чем-то вроде навязчивой идеи. Среди главных юношеских идеалов завтрашнего писателя были народовольцы, и книги – в диапазоне от Дюма до Канта, он их страстно читает и затем ими же проигрывает их сюжетную линию.

Революционные потрясения 1917 года обернулись для семьи Шаламовых катастрофой. В воспоминаниях писателя события Февральской революции ассоциировались с тем, как "легко рухнул огромный чугунный орел… сорванный с фронтона мужской гимназии", а затем семья была выброшена из своей квартиры, переданной городскому прокурору.

19 февраля 1929 года за участие в распространении неопубликованного завещания Ленина, его "Письма к съезду", в котором, в частности, говорилось об опасности наделения Сталина властью, Шаламов был арестован, заключен в Бутырскую тюрьму, а затем провел три года в Вишерских лагерях, что впоследствии найдет отражение в его "Антиромане" – серии рассказов о Вишере, а также в "колымском" цикле, особенно ярко – в рассказе "У стремени" (1967).

В 1932 году Шаламов возвращается в Москву, пишет рассказы и очерки для различных газет и журналов, но в январе 1937 года вновь арестовывается в рамках того же дела и приговаривается к отбыванию пятилетнего срока в Колымских лагерях. В 1943 году он осуждается на новый – уже десятилетний – срок за то, что дерзнул назвать "злобного эмигранта" Бунина великим русским писателем: обстоятельства допроса по поводу слов о Бунине запечатлены в рассказе "Мой процесс" (1960). В октябре 1951 года Шаламов был освобожден, но на Большую землю смог выехать только в ноябре 1953 года. До 1956 года он работает на торфопредприятии в Калининской области. В 1956 году писатель был реабилитирован и вернулся в Москву.

С Шаламовым-поэтом советские читатели встретились в конце 1950-х годов. А встреча с Шаламовым-прозаиком состоялась лишь в конце 1980-х годов. Тогда словно прорвало плотину: то, что создавалось им в течение двадцати лет, с 1954 по 1973 год, выплеснулось в считанные месяцы. Здесь и воспоминания о двадцатых годах, и автобиографическая повесть "Четвертая Вологда", "Очерки преступного мира", пьеса "Анна Ивановна". Но главное место в шаламовских публикациях заняли рассказы о Колыме - к концу 1989 года издано более ста рассказов. И в то же время проза Шаламова была как бы растворена в огромном вале воспоминаний, записок, документов об эпохе сталинщины. "Но "Колымские рассказы" - явление особое, это, прежде всего, художественная литература, ставшая обвинительным актом советскому тоталитарному режиму. Уникальный голос В.Шаламова прозвучал как свидетельство трагического опыта послереволюционной советской истории и краха гуманистических идей прошлого столетия, завещанных классической русской литературой".

В основу прозы Шаламова лег страшный опыт лагерей: многочисленные смерти, муки голода и холода, бесконечные унижения. В отличие от Солженицына, который утверждал, что такой опыт может быть положительным, облагораживающим, Варлам Тихонович убежден в обратном: он утверждал, что лагерь превращает человека в животное, в забитое, презренное существо. В рассказе «Сухим пайком» заключенный, которого из-за болезни перевели на более легкую работу, отрубает себе пальцы – только бы его не вернули в шахту.

Писатель пытается показать, что нравственные и физические силы человека не безграничны. По его мнению, одна из главных характеристик лагеря – растление. Расчеловечивание, говорит Шаламов, начинается именно с физических мук, красной нитью проходит через все его рассказы эта мысль. Последствия экстремальных состояний человека превращают его в звероподобное существо. Писатель великолепно показывает, как лагерные условия влияют на разных людей: существа с низкой душой еще более опускаются, а свободолюбивые не теряют присутствия духа.

Человек в нечеловеческих условиях — так можно обозначить сквозную тему “Колымских рассказов” В.Шаламова. Попадая в лагерь, человек как бы теряет все, что связывает его с нормальной средой обитания, с прежним опытом, который теперь неприменим. Так у В.Шаламова появляются понятия “первая жизнь” (долагерная) и “вторая жизнь” — жизнь в лагере. Писатель не щадит читателя, в его рассказах появляются страшные подробности, которые невозможно воспринимать без душевной боли, — холод и голод, порой лишающие человека рассудка; гнойные язвы на ногах; жестокий беспредел уголовников, считавшихся в лагерях “друзьями народа” в отличие от политических заключенных, прежде всего интеллигентов, которых называли “врагами народа” и которые были отданы в полную власть уголовникам.

Заслуга Шаламова в том, что он нашел адекватную форму этой жизни, жизни на пределе, за пределом, за грани жизни и смерти... Рассказы его предельно спрессованы, сжаты словно пружина, которая остро распрямляется в сознании, в сердце и в душе читателя. Шаламов показал нам запредельную жизнь, по ту сторону добра и зла, и только так ее можно было показать - без излишних эмоций, без психологических изысков, потому что любое лишнее слово кажется кощунством. Сурово, лаконично, точно. В лаконизме этом лежит спрессованный до предела гнев и боль автора. Эффект воздействия его прозы на читателя состоит в контрасте сурового спокойствия рассказчика, кажущегося спокойствия повествования и взрывного, сжигающего содержания.

Лаконизм, как именовали художественную манеру письма Шаламова некоторые исследователи, приводил к тому, его рассказы сравнивали с этнографическими очерками. Шаламов как будто стыдится рассказывать об увиденном более живо, «художественно». Сжатость и насыщенность его рассказа - как винтовочный выстрел пронзает читателя. Закончив один рассказ, Шаламов тут же открывает следующую страницу истории Колымы. Евгений Евтушенко назвал Шаламова «Пименом Гулага», который «и добру внимая отнюдь не равнодушно, и написал ад изнутри, а вовсе не из белоснежной кельи».
Лекция № 10. ТВОРЧЕСТВО А.РЫБАКОВА

План:

1. Художественный мир А.Рыбакова.

2. «Дети Арбата» - центральное произведение писателя.

3. Значение творчества А.Рыбакова.
Анатолий Наумович Рыбаков (1911-1998) – видный русский писатель. Настоящая фамилия – Аронов. Родился 1 (14) января 1911 года в Чернигове, в семье инженера. Окончив в Москве среднюю школу, он пошел на завод, работал грузчиком, затем шофером. Поступил на автодорожный факультет Московского института инженеров транспорта, однако окончить его Рыбаков не успел – по политическому обвинению его выслали из столицы с отметкой в паспорте «минус» (ее обладателю не разрешалось жить в больших городах).

Школа, пионерский отряд, комсомольская работа, труд рабочего на заводе, вузовская аудитория, работа инженера, боевой путь воина-фронтовика — вот что дало Анатолию Рыбакову знание жизни, а острый писательский взгляд помог ему обобщить виденное и пережитое и создать ряд интересных произведений.

После войны А.Рыбаков обращается к литературной деятельности, начав писать приключенческие повести для юношества — повесть «Кортик» (1948) и её продолжение — повесть «Бронзовая птица» (1956). Юношеству были адресованы и следующие повести — «Приключения Кроша» (1960) с продолжением «Каникулы Кроша» (1966). Первый роман, написанный Рыбаковым, был посвящен людям, хорошо ему знакомым, — «Водители» (1950; Сталинская премия, 1951). Роман «Екатерина Воронина» (1955) имел большой успех. В 1964 году публикует роман «Лето в Сосняках». В 1975 году вышли продолжение повестей «Кортик» и «Бронзовая птица» — повесть «Выстрел» и фильм по ней — «Последнее лето детства».

В 1978 году увидел свет роман «Тяжёлый песок». Роман повествует о жизни еврейской семьи в 1910—40-х годах в одном из многонациональных местечек на севере Украины, о яркой и всепреодолевающей любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии Холокоста и мужестве гражданского сопротивления. Это вершинное произведение писателя соединило все краски его художественной палитры, добавив к ним философичность, тягу к историческому анализу и мистическую символику (образ главной героини, прекрасной возлюбленной, затем жены и матери Рахили на последних страницах является как полуреальное олицетворение гнева и мести еврейского народа).

Роман «Дети Арбата», написанный ещё 60-х годах и опубликованный только в 1987 году, был одним из первых о судьбе молодого поколения трид-цатых годов, времени больших потерь и трагедий, роман воссоздает судьбы этого поколения, стремясь раскрыть механизм тоталитарной власти, понять «феномен» Сталина и сталинизма. В 1989 году вышло его продолжение — роман «Тридцать пятый и другие годы». В 1990 году — роман «Страх», в 1994 году — «Прах и пепел». В тетралогии использованы элементы биогра-фии автора (Саша Панкратов).

А.Рыбаков ещё в 1950-е годы начал работать над романом «Дети Арбата». В 1964 году отнёс его в «Новый мир». Твардовский прочёл рукопись за сутки и очень хотел её напечатать. Роман анонсировали на 1966 год, автору даже заплатили аванс, но не пропустили. «Дети Арбата» были опубликованы только в 1987 году, в журнале «Дружба народов». Роман стал символом перестройки. И принёс автору мировую славу.

Антитоталитарная тема в русской литературе, возникшая во второй половине 50-х годов прошлого века, не потеряла своего значения в наше время, хотя личности писателей, трудившихся в этом направлении, порой вызывают больше интереса, чем их произведения. Основанный на личных переживаниях Рыбакова роман «Дети Арбата» и продолжающая его трилогия «Тридцать пятый и другие годы», «Страх», «Прах и пепел» воссоздает судьбы поколения 1930-х годов, стремясь раскрыть механизм тоталитарной власти. В данных произведениях писателя художественный вымысел весьма своеобразным образом соединяется с исторической реальностью, содержится оригинальная интерпретация роли отдельных исторических личностей – прежде всего, Иосифа Сталина – в развернувшихся в 30-е годы ХХ столетия массовых репрессиях, жертвами которых стали многие тысячи ни в чем неповинных людей. История Саши Панкратова — это (в значительной мере) история самого Рыбакова. Другой главный герой здесь — Иосиф Виссарионович Сталин.

Роман «Дети Арбата» в русской литературе ХХ века относится к числу немногих, которое было бы основано на таком страстном стремлении рассказать правду. И это стремление отнюдь не уменьшает силу художественности романа. Напротив, оно усиливает ее, потому что никогда писатель не выдумает более прекрасного и мощного, чем правда. Роман прогрессивен, так как без знания и понимания прошлого нельзя двигаться вперед. Это неопровержимо установил еще Пушкин, взявшись за перо историка и понимая, что изучение прошлого – порука за развитие литературы. В романе «Дети Арбата» счастливо совпадают высокий идейный замысел и совершенство художественного воплощения.

Данный роман – это масштабное историко-социальное полотно, написанное неторопливой реалистической кистью художника, поставившего перед собой трудную, но благородную, а подчас и мучительную задачу исследования «белых пятен» на карте истории. Такие пятна недопустимы, ибо сама их незаполненность волей-неволей заполняется при помощи воображения – либо опасной, искусственно взвинчиваемой страшилкой, либо не менее опасной идеализацией.

Художественное наследие А.Рыбакова оставило яркий след в современной русской литературе. Своеобразный подход к освещению исторических событий, к оценке исторических личностей, оригинальность художественного стиля принесли писателю необычайную популярность в читательской среде. В то же время творчество писателя имеет огромное научно-познавательное и воспитательное значение. Оно вызывает особый интерес у современной молодежи, которая, знакомясь с поэтическим миром известного писателя, обогащается духовно, учится правильно распознавать «светлые» и «темные» стороны жизни и выводить им достойную оценку. С этой точки зрения многогранный художественный опыт Рыбакова всегда будет притягивать к себе внимание читателей.

Незаурядный художественный талант А.Рыбакова проявился, прежде всего, в области объективного освещения весьма драматических событий, имевших место в истории России в ХХ веке, в честном служении гуманистическим идеалам, которые были заложены еще русскими писателями 19 века. Творчество Рыбакова буквально проникнуто гражданским мужеством, высокой духовностью и постоянным стремлением к истине.

Свое призвание писатель видел в улучшении психологического климата в стране, в оздоровлении духовной и нравственной атмосферы. В этом он видел залог демократизации общества, избавления его от порочного наследия лжи и лицемерия.
Лекция № 11. ЛИРИКА А.ГАЛИЧА

План:

1. Романтическое двоемирие в поэзии А.Галича.

2. Основные темы лирики поэта.

3. Значение творчества А.Галича.
Русский поэт, сценарист, драматург, автор и исполнитель песен Александр Аркадьевич Галич (настоящая фамилия Гинзбург) родился 19 октября 1918 года в Екатеринославе (ныне Днепр, Украина). В 1920 году семья Галича переехала в Севастополь, а в 1923 году перебралась в Москву.

Литературную деятельность начал очень рано: как участник поэтической «бригады» газеты «Пионерская правда» был учеником поэта-романтика Э.Багрицкого.

В поэзии Александра Галича четко просматрива­ются черты романтического двоемирия. С одной стороны, мир псевдожизни, лжи и пошлости. Здесь по ночам вышагивают свой па­рад гипсовые памятники вождю всех времен и народов: «Им бы, гипсовым, человечины — Они вновь обретут величие!». Здесь «мол­чальники вышли в начальники, потому что молчание — золото». Здесь «под всеми словесными перлами / Проступает пятном немо­та». Здесь «старики управляют миром». Здесь бог говорит человеку: «Иди и убей!..». В сущности, это мир смерти.

С другой стороны, мир художников-мучеников, Пастернака, Мандельштама, Ахматовой, Хармса, Зощенко, Михоэлса и дру­гих, кому посвящен цикл Галича «Литераторские мостки». Даже загнанные судьбой и эпохой в угол, лишенные не только поэти­ческих, но и элементарных человеческих прав, персонажи этого цикла воплощают для Галича образцы святости и духовного вели­чия. Так, например, в одном из лучших стихотворений этого цик­ла «Без названия» Галич рисует Ахматову в тот момент, когда она вынуждена сочинять казенные вирши во славу Сталина. Под его пером этот акт превращается в трагическое самопожертвование поэта во имя спасения сына: «По белому снегу вели на расстрел / Над берегом белой реки./ И сын Ее вслед уходящим смотрел / И ждал — этой самой строки». Заглавная буква в местоимении отсылает к евангельской традиции, и все это стихотворение в це­лом явно перекликается с ахматовским «Распятием» (из «Реквие­ма»), В образе Христа, поднимающегося на крест, выступает не Он, а Она — Ахматова, отводящая от сына смерть ценой отказа от поэтического дара. Вот почему «Ангел стоял у нее за спиной и скорбно качал головой».

Фольклорное начало, черты уличной городской песни и романса, особенности рассказов бывалых людей, разговорная стихия очередей, лестничных и дворовых встреч и посиделок органически сливаются в творчестве Галича с высокой литературной традицией, библейскими лейтмотивами, заклинаниями. Строчки, образы, ритмы стихов Б.Пастернака, А.Ахматовой, О.Мандельштама, Д.Хармса и других органично входят в структуру авторской песни Галича, углубляя поэтический контекст, связывая разные эпохи, судьбы, приобщая автора и его слушателей к трагическому пути русской и мировой литературы.

Важна для поэзии Галича и тема памяти о погибших, убитых, о трагических судьбах миллионов людей. Герой песни «Облака», бывший заключенный, радуясь пенсии, не может забыть о двадцати лагерных годах, память о них навеки осталась в спокойных облаках, плывущих в Абакан. В «Балладе о Вечном огне» поэт, говоря об официально-казенной памяти о Неизвестном солдате, просит людей вспомнить и о миллионах неизвестных, погибших в лагерях: «Над сибирской тайгою; над Камой, над Обью / Ни знамен, ни венков не положат к надгробью! / Лишь, как вечный огонь, как нетленная слава, / Штабеля! Штабеля! Штабеля лесосплава!».

Интересно, что Галич обостряет контрасты тем, что о «пош­лом мире» он пишет в стиле «высокой поэзии». Так, стихотворе­ние об оживших памятниках называется «Ночной дозор», не только сюжетом, но и ритмически напоминая балладу Лермонтова «Воз­душный корабль». «Баллада о сознательности», в которой Егор Петрович Мальцев излечивается от диабета после того, как в га­зетах было объявлено, «что больше диабета в стране Советской нет», сопровождается подзаголовком «подражание Хармсу». «Бал­лада о том, как одна принцесса раз в два месяца приходила по­ужинать в ресторан “Динамо”» явственно отсылает к блоковской «Незнакомке». И наоборот: стихотворение «Памяти Б.Пастер­нака» строится на контрасте между цитатами из пастернаковских стихов и натурализмом хамской речи: «А зал зевал, а зал скучал — Мели, Емеля! Ведь не в тюрьму и не в Сучан, Не к “высшей мере”!». Посвященное Мандельштаму «Возвращение на Итаку» сталкивает цитаты из Мандельштама с вульгарным романсом про Рамону. Поэтический плач по Зощенко перемежается «матерщин­ным субботним загулом шалманчика», где «шарманка дудела про сопки маньчжурские».

Такие стилевые диссонансы характерны для Галича: они обнажа­ют несовместимость двух миров, вынужденно сосуществующих в одном времени и пространстве и вступающих в гротескные комби­нациимира духа, поэзии, красоты, человечности и советского урод­ства, хамства, убогости.

При всей реалистической конкретности тем, сюжетов и деталей в песнях Галича является поэтом романтического плана. В основе его творчества лежит романтическая антитеза: частной жизни личности, душе, интересам и переживаниям противостоит вся мощь тоталитарной бесчеловечной государственной системы, все «автоматное столетие»; свободному творчеству — официозное искусство, правде — ложь, добру — зло во всех его проявлениях, палачам — их жертвы («Облака», «Заклинание», «Ночной дозор», «Мы не хуже Горация» и др.). Сатирически обличая зло, принимающее порой фантасмагорические очертания, Галич скорбит по погибшим, тоскует по идеалу и верит в добро и правду.

Свобода лирического героя Галича оборачивается мучительной зависимостью от советского мира, во-первых, потому, что она может быть реализована только в акте противостояния этому миру; во-вторых, потому, что только в социальном порядке, основан­ном на насилии и лжи, свобода «быть просто самим собой» на­полняется высокой трагической героикой. И еще, конечно, пото­му, что страшный и смешной гротескный мир, в котором живут герои Галича, это мир, с которым сам поэт навсегда соединен болезненной, невыносимой любовью:«Разве есть земля богоданней,/ Чем безбожная та земля?!» — восклицает он в «Песне исхода», и этот оксюморон в полной мере характеризует всю поэзию Галича.
Лекция № 12. ТВОРЧЕСТВО В.ВЫСОЦКОГО

План:

1. Судьба и творчество Высоцкого.

2. Особенности бардовской поэзии.

3. Тематические циклы.
Владимир Семенович Высоцкий (1938-1980) родился в Москве. Его творческая деятельность началась в 60-е годы. Он был актером, работал в Театре на Таганке, писал песни для спектаклей и кинофильмов, снимался в кино.

Поэзия Высоцкого разнообразна - это лирика, сатира, баллада. Песни серьезные, смешные, трагические, песни – спектакли, песни – репортажи, пародии, стилизация, частушки, песни – диалоги.

Во многих стихотворениях поэт пишет о себе, о своих жизненных взглядах, убеждениях. Яркий пример тому стихотворение «Я не люблю»:

Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю время года,

Когда веселых песен не пою.

Тема «преступления и наказания» - одна из вечных в русской классической литературе, всегда поднимавшей голос против несправедливости, против преступного общества. Высоцкий продолжал эту гуманистическую традицию. «Тюремные» и «лагерные» мотивы волновали его на протяжении всей творческой биографии. Главной причиной, направляющей людей «по преступному пути», по мысли поэта, является господствующее в обществе беззаконие. Персонаж песни «Рецидивист» оказывается жертвой очередной кампании и арестован для выполнения «семилетнего плана». В романе «Фартовый» рассказана типичная история жертвы политического доноса. А в песне «Банька по-белому» Высоцкий приходит к трагически – афористическому обобщению: Сколько веры и лесу повалено…

Предельной обобщенностью отмечен и лирический герой этой песни. Кто он, этот человек с «наколкой времен культа личности», профилем Сталина «на левой груди»? Высоцкий преднамеренно отказывается от однозначных примет, чтобы передать мысли и настроение одного из десятков тысяч тех, чьи судьбы были искалечены бесчеловечным режимом.

Богато представлены в поэзии Высоцкого фольклорные мотивы: персонажи русских сказок, мифологические существа времени язычества, нечисть западноевропейского фольклора (вампиры).

«Аналогом» творчеству Владимира Высоцкого можно назвать творчество народное, потому что отличительной особенностью и того, и другого является многоаспектность, соответствующая многогранность самой жизни, отсутствие какой – либо реализации.

Во всех тематических пластах творчества Высоцкого обнаруживается общая проблемная, философская закономерность. Сходный тип конфликта, фигура героя, вступающего в опасны спор с общим мнением, мы находим и в тематическом цикле, представляющие собой аллегорические истории о животных. «Аллегорическая фауна»: влюбившийся в Антилопу Жираф, взбунтовавшийся козел, затравленный Волк – нужна была Высоцкому для большей экспрессивности, броскости образа и сюжета. Не случайно одной из самых личных, глубоко исповедальных песен стала «Охота на волков», появившаяся как раз тогда, когда Высоцкий был, подвергнут циничной травле в прессе:

Русь из сил - и из всех сухожилий,

Но сегодня – опять как вчера:

Обложили меня, обложили –

Гонят весело на номера!

Автор прибегает к смелой трансформации жизненной реальности. Волк, естественно, не может нарушить традиций, но человек обязан их нарушать, если они разошлись с нравственными нормами. Поэт занят поиском истинных, неоспоримых ценностей. Поэтому его всегда интересуют экстремальные ситуации, в которых сущность человека проявляется с особой отчетливостью. Поэт не просто рассказывает о суровых испытаниях - он и читателей подвергает серьезному испытанию, погружая в атмосферу драматизма, а то и трагического ужаса, как, например, в знаменитой песне «Спасите наши души»:

Спасите наши души!

Мы бредим от удушья.

Спасите наши души!

Спешите к нам.

Песня имеет очевидный подтекст: речь идет о духовном «удушье» времени, о растлевающей души господствующей лжи, о необходимости спасения людей в нравственном смысле. Но наличие второго плана не отменяет значимости основного сюжета, более того, взаимодействуя, два плана создают интенсивный эмоциональный резонанс.

Главный нерв поэзии Высоцкого – не утихающая ни на минуту совесть. Каждой строкой стихов, каждой нотой песен он рассказывал о себе и о времени – то весело, то очень серьезно, не боясь ни иронии, ни патетики, страшась и не допуская только одного – фальши.

Герои многих песен Владимира Высоцкого герои необычные, выделяющиеся среди других. Они поставлены в различные обстоятельства: и комические, и драматические. Подобно другим бардам, Высоцкий начал своё творчество с «блатных», или «уличных» песен. Однако и в них уже проявилось своеобразие авторской манеры. Достаточно вспомнить такие песни как «Татуировка», «Тот, кто раньше с нею был…» и другие. Элементы жаргона в этих песнях немногочисленны, используются только для того, чтобы создать привычную для персонажа среду. Позже, уже когда Высоцкий обрел опыт в поэзии, в его творчестве появились серьезные темы: любовь, прошедшая война.

Значительное в поэзии Владимира Семеновича занимает сатира, в которой поэт высмеивает различные пороки, хамство, сплетничество:

Ходят сплетни, что не будет больше слухов,

И ходят слухи, будто сплетни запретят…

Люди разных профессий поражались тому, как точно он схватил суть проблем, как точно проникал в чужие для него сферы, как досконально знал предмет, о котором писал.

Высоцким написано более 600 стихотворных текстов. Хотя при жизни поэта они не были изданы, можно сказать, что все наследие поэта составляет большую и стройную книгу. Автор интуитивно стремился выразить многогранность мира, найти гармонию элементов. Характерностью текстов Владимира Высоцкого является их сюжетность. Еще в начале творческого пути Высоцкий строит их «как новеллы, чтобы что-нибудь происходило». Как позднее отмечали критики, «в песнях Высоцкого русская поэзия шагнула навстречу прозе», и речь здесь идет именно о сюжетности. Высоцкий в своем творчестве использует многообразие способов организации стиха, языковых средств выразительности. Индивидуальна и трактовка тем.

Феномен Высоцкого состоит в том, что его произведения не только дают читателю возможность размышлять, делать собственные выводы о мире, жизни, но и требуют активного сопереживания. Они обращены и к разуму, и к чувству, а многообразие тематики и способов выражения позволяют утверждать, что творчество поэта будет востребованным во многие годы.

В своих стихах и песнях Высоцкий сумел передать склад ума и образ мыслей русского народа. Он выражал какую-то удаль, отчаянность, сумбур жизни своего народа и в то же время широту. Это поэтичное и в тоже время насмешливое и мудрое отношение к жизни делало его песни очень жизненными. О Высоцком можно говорить бесконечно…Его творчество и сейчас интересно и актуально, оно «живет» в народе. Произведения поэта можно услышать не только из окон квартир, машин и в походах у костра, но и за полярным кругом, в кабине самолёта и даже в космосе.  В его произведениях неистощимая сила, не показная нежность и размах души человеческой, а ещё в них есть память, память пройденных дорог и промчавшихся лет, историческая память.
Лекция № 13. ПОЭЗИЯ Б.ЧИЧИБАБИНА

План:

1. Истоки творчества Б.Чичибабина.

2. Основные мотивы лирики поэта.

3. Трагедийность поэзии Б.Чичибабина.
Борис Алексеевич Чичибабин (урожденный Полушин; 9 января 1923,  Кременчуг — 15 декабря 1994Харьков) — украинский советский поэт, лауреат Государственной премии СССР (1990).

Большую часть жизни прожил в Харькове. Уникальность творческой манеры Чичибабина определяется гармоничным сочетанием истинного демократизма с высочайшей культурой стиха, ясности «содержания» — с изощрённостью «формы», которая, однако, никогда не затрудняет восприя-тия его стихов. Афористичность формулировок и проникновенный лиризм позволяют обоснованно возводить генезис чичибабинской поэтики к двум таким несхожим по манере классикам русской словесности, как Некрасов и Фет.

Б.Чичибабин - один из видных русских поэтов второй половины ХХ века, творчество которого отличалось глубиной философских размышлений, историзмом и отразило напряженную атмосферу эпохи. Поэт прошел суровое испытание в виде сталинских репрессий, но не сломался духовно, сумел сохранить в себе человеколюбие и патриотизм.

Борис Чичибабин – один из выдающихся поэтов-философов ХХ века. Его творчество отличается повышенным вниманием к извечным вопросам бытия – жизни и смерти, любви и ненависти, свободы и насилия, однако поэт всегда пытается соотнести с ними проблемы своего времени, оценивая его с позиции непреходящих ценностей. Большое влияние на мировидение и творчество поэта оказали идеи Н.Бердяева, Г.Сковороды, Л.Толстого, В.Соловьева, Г.Померанца и др.

Особое место в художественной системе поэта занимает Бог. Это – своеобразный центр всего мира писателя. К нему ведут все его моральные и эстетические искания, все нити его образов и мотивов, и даже композиционное построение стихотворений. Свои произведения автор строит как своеобразный диалог с Богом, разговор с собой и человечеством о самом Главном – о проявленности Бога в мире, о соответствии человека и людской жизни в целом Божественной сути, образу и подобию Божьему. Чичибабин понимал Бога по-своему. Он для него был везде – во всех явлениях природы, истории, бытия в целом. Он – в человеке, но Он и над ним как высший нравственный критерий, моральный идеал.

В поэзии Чичибабина философски осмысляется сложный путь человека во второй половине ХХ века. Поэт отразил и трагедию сталинских репрессий, и период хрущевской “оттепели”, и времена застоя, и “перестройку”, и крушение СССР, и создание новых независимых государств. В лирике писателя отчетливо выделяются два плана: конкретный (связанный с историческими реалиями, с биографией его и его страны, народа) и обобщенный (философский, позволяющий приподняться над действительностью и оценить ее с точки зрения Вечности).

В лирике Чичибабина отчетливо проявляются такие устойчивые темы: любовь как способ постижения мира, поэт и предназначение его искусства, история и ее осмысление в связи с Вечностью, с Богом. Лирический герой Чичибабина есть отражение авторских поисков и одновременно он – оппонент писателя, его второе “я”, и обобщенный образ всего поколения художника.

Следует отметить связи поэта с русской классической литературой (развитие традиции изображения “маленького человека”, связь поэзии с историей, тема пророческой миссии поэта, обращение к классическим жанрам лирики и др.), а также влияние на художественную систему Чичибабина модернизма (синтез философии и литературы, приоритет человеческого “я”, понимание личности как особенного неповторимого мира, утверждение творящего начала в человеке и др.).

Трагический ХХ век не мог не создать трагедийную поэзию. Довоенные советские десятилетия демонстрируют выдающиеся трагедийные стихотво-рения классиков: Маяковского, Пастернака, Мандельштама, Ахматовой, Цветаевой... Многосторонне обнажались трагические глубины личного и общественного существования. Молодая русская поэзия после Великой Оте-чественной войны тоже не бедна трагическими мотивами, их мы находим у всех крупных поэтов. Несомненно, трагизмом пропитано все творчество И.Бродского, об этом уже немало написано. Но параллельно развивалось творчество и других трагедийных поэтов, из них один из самых значитель-ных – Борис Чичибабин.

Чичибабину много материала дали личные беды – арест, лагерь и потом жизненные, административные неурядицы; всю первую половину жизни его преследовали любовные трагедии; очень ранила эмиграция друзей-евреев; в конце жизни на душу обрушился развал Советского Союза; трагедийны были и личные глубинные напряжения, например, противостоя-ние дружественной, компанейской натуры и творчески-психологического одиночества. Но в целом по своей органике поэт не был трагедиен.
Основной пафос поэзии Чичибабина – это пафос трагический. Его творчество отразило трагедию своего поколения, духовный распад в обществе, крушение веры и моральных устоев, драму человека, попавшего в сложные условия эпохи второй половины ХХ века. Но вместе с тем поэзия писателя и жизнеутверждающая, она несет свет, радость духовной жизни, веру в победу гармонии и вечных истин, утверждение Божьих заповедей.

Поэзия Чичибабина — широкий и импульсивный разговор с миром. Для него не существует проблемы самовыражения в том смысле, в каком ее канонизировали эгоцентрики и мистификаторы собственной исключительно-сти; он открыт миру таким, каков он есть, а мир открыт ему, и между ними возникают тысячи контактов, они искрят, вспыхивают, дымятся, сгорают,

В большом собрании политических стихотворений Чичибабина, писавшихся на протяжении всей жизни, конечно, много трагического, но поэт старался всеми способами противостоять любым видам зла. Последний период творчества, начавшийся с «перестройки», принес особенно много политических стихов, и всюду поэт и себя, и читателя как бы удерживал от полного отчаяния и давал хотя бы искорки надежды. И только одно стихо-творение абсолютно антикатарсиально: «Плач по утраченной родине». Поэт не видит никакой перспективы, описывая развал страны и отделение Украины от России.
Творчество Чичибабина следует рассматривать не фрагментарно, а во всей полноте и явной противоречивости, которая представляет собой форму более глубокой, более сложной цельности, в качестве одного из самых боль-ших и самых человечных поэтов второй половины ХХ века.
Лекция № 14. АВТОБИОГРАФИЗМ ПРОЗЫ С.ДОВЛАТОВА

План:

1. Становление творчества писателя.

2. Художественный мир С.Довлатова.

3. Автобиографическое начало прозы писателя.
Сергей Донатович Довлатов (1941-1990) – личность для современной литературы, несомненно, культовая и неоднозначная. О творчестве и жизни этого автора написано множество статей и работ, порой противоречивых и полемичных. Кто-то называет его одним из самых талантливых авторов третьей волны эмиграции, а кто-то вешает на писателя ярлыки «лагерного вертухая» (Андрей Седых) и «литературного поденщика» (Владимир Бонда-ренко). Но какими бы полярными ни были эти оценки, с тем, что творческий путь и книги Довлатова уникальны, поспорить невозможно – достаточно упомянуть тот факт, что это единственный русский писатель, чьи произве-дения регулярно выходили в самом престижном американском литературном журнале «Нью-Йоркер».

Сергей Довлатов родился в 1941 году в Уфе, с 1944 года жил в Ленинграде. Первые свои рассказы он начал писать после возвращения из армии, где с 1962 по 1965 год он служил в системе охраны исправительно-трудовых лагерей. После демобилизации автор поступил на факультет журналистики, работал корреспондентом в заводской многотиражке. В 1972-1976 гг. жил в Таллинне, работал в газете "Советская Эстония", экскурсо-водом в Пушкинском заповеднике Михайловское. В 1976 году он вернулся в Ленинград, сотрудничал в журнале "Костер". Писал прозу, но из многочис-ленных попыток напечататься в советской прессе ничего не вышло. Набор его первой книги был уничтожен по распоряжению КГБ. С конца 60-х годов Довлатов публикуется в самиздате, а в 1976 году некоторые его рассказы были напечатаны на Западе – за это он был исключен из Союза журналистов СССР. В 1978 году из-за преследования властей Довлатов эмигрировал в Вену, а затем переселился в Нью-Йорк. Там одна за другой выходят книги его прозы. К середине 80-х годов автор добился большого успеха, его произведения стали публиковаться в журнале «Нью-Йоркер». В 1990 году автор скончался от сердечной недостаточности, так и не успев вернуться на родину для представления первой своей опубликованной в Ленинграде книги.

Важной особенностью как литературной, так и общественной жизни страны 60-х годов ХХ века являлась полемика, основная цель которой состояла в том, чтобы отстоять право писателей на отражение правды об отрицательных сторонах жизни, о реальном положении вещей в Советском Союзе. Сергей Довлатов сумел показать реальность, сумел сохранить свободу личности, запечатлевая своих героев свободомыслящими, реально существующими людьми.

Он открыл новый путь описания реальности – через смех, через абсурдные ситуации. Его герои не ограничены в действиях, решениях, они живые, настоящие. Лишь комическое может дать нам силу выдержать груз трагизма. Сергей Довлатов искал самого себя, руководствуясь особой внутренней нравственной системой: печальные рассказы переигрывал на мажорный лад, и этот театр его внутреннего «я» оказывался богаче, шире. В сфере иронии человек никогда не совместится с моралью, а о духовно-миссионерских чувствах не может быть и речи. Для Довлатова они существуют вместе: человек и его мораль.

Сергей Довлатов сам превратил свою биографию в литературное произведение. Читатель Довлатова знает о его жиз­ни гораздо больше, чем может рассказать самый осведомленный биограф. Семья (цикл «Наши»), учеба в университете, исключе­ние, служба во внутренних войсках (книга «Зона»), первые лите­ратурные опыты, литературный андеграунд, группа «Горожане» (в которую помимо Довлатова входили Б.Вахтин и Вл.Марамзин), ленинградская литературная среда конца 1960-х годов, общение с Бродским («Невидимая книга»), работа журналистом в Эстонии (цикл «Компромисс»), редактором в детском журнале «Костер», публикация неудачной (официозной) повести-очерка в журнале «Юность», запрет на публикацию сборника его расска­зов, бесконечные отказы из советских издательств и журналов, работа экскурсоводом в Пушкинском заповеднике (повесть «За­поведник»), эмиграция («Филиал», «Иностранка»), краткая, но бурная история жизни и гибели газеты «Новый американец», ре­дактируемой Довлатовым («Невидимая газета»); литературный успех в США, публикации в журнале «Нью Йоркер» (где до Дов­латова из русских писателей печатался только Набоков) — все эти сюжеты, иной раз с многочисленными вариа-циями, описаны самим Довлатовым. Довлатовский автобиографизм при этом очень литературен. Не случайно его проза вызывает такое множество ассоциаций. Так, И.Серман, подчеркивая, что «главный герой довлатовской про­зы — он сам», тут же сравнивает этого героя с таким литератур­ным персонажем, как Остап Бендер, А.Генис и П.Вайль встраивают автобиогра-фического героя Довлатова в ряд «лишних людей» русской классической литературы.

И это не случайно. Внешне не выходя за пределы реалистиче­ского жизнеподобия, Довлатов вместе с тем обнажает именно ли­тературную сторону жизни — неосознанно следуя постмодернист­скому принципу «мир как текст». Работа с автобиографическим материалом, где достоверность рассказа подтверждена фотогра­фией на форзаце книги, придает этому сочетанию особую остро­ту и парадоксальность. В этом смысле Довлатов, начинавший пи­сать на исходе 1960-х годов, не продолжает, а отталкивается от «исповедальной прозы» «оттепели». В этой прозе герой был лите­ратурной тенью своего поколения, его полномочным представи­телем. У Довлатова жизнь автора представляет собой отражение сугубо литературных, нередко фантасмагорических сюжетов и кол­лизий.

Читая Довлатова, мы проводим время в свете, который является тоже неотъемлемой частью драмы жизни, и этот свет помогает нам отыскивать в себе человека, отыскивать в себе некоторые зачатки милосердия, так незаметно позаимствованные у прекрасного прозаика — Сергея Довлатова.

Сергей Довлатов смиряется с абсурдностью мира, как с явлением более милосердным, нежели жестокая действительность. Мир абсурда отличается от реального упорядоченного мира своей нечеловеческой хаотичностью. Это мир хаоса, но не агрессивного. В нем можно, если и не пережить всю свою жизнь заново, то хотя бы спастись, переждать эти тяжелые времена. Мир абсурда не может приносить человеку столько страданий, сколько приносит ему реальный мир. Потому что мир абсурда — это мир быстрых перемен.

В мире, в котором все совершается быстро, герой не успевает печалиться, в этом высшее проявление абсурдного гуманизма. Довлатов всегда хотел, чтобы его читали со слезой. Для этого он выставлял «часто неуместные и чуждые тексту всхлипы в рассказе». Эти всхлипы, ни в коем случае не переходящие ни во что серьезное, характеризуют автора как приверженца милосердия быстрых перемен. Рассказ за рассказом, история за историей, где события бегут в мгновенной смене, позволяет определить довлатовское время как время ускоренное. Он мало прожил, потому что жил очень быстро. Но много пережил, потому что всегда торопился.

Лекция № 15. ЛИРИКА Д.САМОЙЛОВА (1920-1990)

План:

1. Истоки творчества поэта.

2. История России в поэзии Д.Самойлова.

3. Основные мотивы лирики поэта.
Русский поэт Давид Самуилович Самойлов (настоящая фамилия Кауф-ман) родился 1 июня 1920 года в Москве в семье врача Самуила Абрамовича Кауфмана. Псевдоним поэт взял после войны в память об отце.

В 1938 году Давид Самойлов окончил среднюю школу и поступил в Московский институт философии, истории и литературы (МИФЛИ) – объединение гуманитарных факультетов, выделенное из состава МГУ. Первая поэтическая публикация Самойлова благодаря его педагогу Илье Сельвинскому появилась в журнале «Октябрь» в 1941 году. Стихотворение «Охота на мамонта» было опубликовано за подписью Давид Кауфман.
В годы войны было издано два сборника стихов Самойлова, датированных 1944 годом, а также поэтическую сатиру на Гитлера и стихотворения про удачливого солдата Фому Смыслова, которые он сочинял для гарнизонной газеты и подписывал «Семен Шило». Послевоенное произведение «Стихи о новом городе» было опубликовано в 1948 году в журнале «Знамя». Самойлов считал необходимым, чтобы впечатления жизни «отстоялись» в его душе, прежде чем воплотиться в поэзии. Регулярные публикации его стихов в периодической печати начались в 1955 году. До этого Самойлов работал как профессиональный переводчик поэзии и как сценарист на радио. В 1958 году Самойлов издал свою первую поэтическую книгу «Ближние страны», лирическими героями которой были фронтовик в произведениях «Семен Андреич», «Жаль мне тех, кто умирает дома...» и ребенок в произведениях «Цирк», «Золушка» и «Сказка». Художественным центром книги стали «Стихи о царе Иване», в которых впервые в полной мере проявился присущий Самойлову историзм. В этом поэтическом цикле воплотился исторический опыт России и одновременно – жизненный опыт поэта, в котором своеобразно отразились традиции пушкинского историзма.

Поэтическое мировосприятие и стиль Самойлова, основанные на глубоком чувстве истории и преемственности культурных традиций, являются в основном реалистическими, с некоторой долей фантастического романтизма, родственными главным образом гармоническому мировосприятию и стилю Пушкина и Ахматовой. Самойлов и современность воспринимает как историю. Он не идет по горячим следам событий и тем более не стремится опередить время; ему «обычно необходим хронологический разрыв, и значительный, между впечатлением и его поэтическим воплощением» для того, чтобы субъективно воспринятое и пережитое несколько отстранилось, обрело внутренний строй и внешнюю рельефность, свойства исторического объекта. Именно потребность во временной дистанции объясняет, почему первая книга поэта вышла только 13 лет спустя после войны, почему проходят годы между появлением его первой и второй, второй и третьей книг, почему, наконец, Самойлов количеству опубликованных произведений предпочитает их качество.

С первых же шагов поэзии Самойлов обращается и к более отдаленному историческому прошлому России, причем это национальное прошлое олицетворяется для него не столько именами царей и политических деятелей, сколько именами любимых поэтов: Державина, Батюшкова, Пушкина, Дельвига, Блока. Еще в первой книге поэта критика отметила глубокое постижение духа и смысла исторического прошлого в небольшом цикле «Стихи о царе Иване». В книге «Дни» появляются шедевры исторической поэзии Самойлова: стихотворение «Пестель, Поэт и Анна» и «Блок. 1917». В первом из них, давая выразительную характеристику Пестелю и Пушкину, Самойлов показал различие в восприятии и постижении жизни политиком и поэтом: Пестель, считающий, по словам Пушкина, что любовь «полезна лишь для граждан умноженья», постигает жизнь разумом, а Пушкин — сердцем, и его восприятие оказывается полнее, богаче и глубже, чем у однолинейного политика Пестеля.

Со временем, кроме исторической поэзии, в творчестве Самойлова все большую роль начинает играть лирика пейзажная, медитативная, философская и любовная. Незадолго до смерти поэт предается размышлениям о любви в цикле «Беатриче», изданном сначала отдельно, а затем вошедшем в книгу стихов «Горсть».

Лирика Самойлова в своем развитии постоянно тяготела, с одной стороны, к медитативности, а с другой — к повествовательности. Тяготение к повествовательности объясняет, почему поэт на протяжении всей своей творческой жизни плодотворно работал в жанре драматической поэмы. Поэмы связаны в основном с излюбленными им историческими темами: недавней истории — войне и послевоенному времени посвящены поэмы «Ближние страны», «Чайная», «Снегопад» и «Юлий Кломпус», послепетровским временам — «Сухое пламя» и «Сон о Ганнибале», эпохе Александра I и декабристов — «Струфиан». Неопределенны по времени действия «Цыгановы», «Последние каникулы» и «Старый Дон Жуан». Весьма интересна по содержанию и по форме эпико-буколическая поэма, или, по-другому, эпическая идиллия «Цыгановы», в которой Самойлов попытался показать бытийные основы крестьянской жизни и положительные стороны русского национального характера.

Немалый интерес представляет проза поэта, составившая книгу «Памятные записки». Здесь дан богатый автобиографический материал, осмысление литературной жизни, в особенности той, участником которой был сам Самойлов. Среди воспоминаний о молодых поэтах фронтового поколения выделяется очерк «Друг и соперник», посвященный Б.Слуцкому. Содержательны заметки об А.Ахматовой, Б.Пастернаке, П.Антокольском, И.Эренбурге, Н.Заболоцком, М.Петровых, Вс.Иванове, А.Солженицыне и др. писателях.


ГЛОССАРИЙ


Акмеизм – литературное направление, возникшее в России в 1912 году, отличающееся конкретностью, строгим соотношением формы и содержания, точностью и красотой эпитетов, полновесностью слова в плотной, литой строфе. «Акмеизм – это былая тоска по мировой культуре» - О.Мандельштам. Представители: А.Ахматова, Н.Гумилев, С.Городецкий, М.Кузмин, О.Мандельштам.

Аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ.

Антиклерикальный – против течения, стремящегося к укреплению политического и культурного влияния церкви.

Антитеза – резко выраженное противопоставление понятий или явлений. («Отцы и дети» И.С.Тургенева).

Афоризм – краткое выразительное изречение.

Гипербола – чрезмерное преувеличение каких-либо свойств изображаемого предмета с целью усиления впечатления. (Например, у Н.В.Гоголя: «Редкая птица долетит до середины Днепра»).

Гротеск – предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер; изображение людей и животных в преувеличенном уродливо-комическом виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным.

Дипломатический (язык) – искусный и тонкий в отношениях с другими; тонко рассчитанный, уклончивый.

Драма – один из основных родов художественной литературы, предназначенный для постановки на сцене.

Жанр – род произведений в области какого-нибудь искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. Например, литературный жанр.

Завязка – начало противоречия (конфликта), составляющего основу сюжета; исходный эпизод, момент, определяющий последующее развертывание действия художественного произведения.

Идея – мысль, общее понятие.

Идиллия – поэтическое произведение, изображающее идеализированную безмятежную жизнь на лоне природы.

Имажинизм – модернистское течение в поэзии 1910-1920-х годов.

Классицизм – направление в литературе 17-19 веков.

Комедия – один из основных видов драмы, в котором действия и характеры трактованы в формах смешного или проникнуты комическим.

Композиция – построение художественного произведения, определенная система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в произведении.

Конфликт – столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении.

Критерий – мерило оценки, суждения.

Лирика – один из трех основных родов художественной литературы наряду с эпосом и драмой.

Литературный язык – обработанная форма общенародного языка, обладающая письменно закреплёнными нормами.

Литота – троп, противоположный гиперболе. Это образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления. (Например, «мальчик с пальчик», «мужичок с ноготок»).

Метафора – применение слова или выражения в переносном смысле на основании некоторого сходного признака. (Например, «алмазная роса», «плач вьюги»).

Народность литературы – правдивое, высокохудожественное изображение общезначимого в жизни народа; популярность широкого распространения литературных произведений в народе.

Нигилист – приверженец нигилизма, революционно настроенный человек.

Ода – торжественное стихотворение, посвященное какому-нибудь историческому событию или герою.

Патетика – наличие патетического тона, страстного, взволнованного, исполненного пафоса.

Перифраза – выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова.

Поэма – крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.

Проблема – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.

Проблематика – совокупность проблем.

Просторечие – слова и грамматические формы массовой городской разговорной речи, используемые в литературном языке как стилистическое средство для придания речи шутливого, пренебрежительного, иронического, грубоватого оттенка.

Прототип – реальное лицо, послужившее писателю образом для создания литературного типа.

Рассказ – малое по объему прозаическое произведение.

Реализм – направление в литературе и искусстве, стремящееся дать наиболее адекватное отражение действительности.

Рецензия – отзыв на научную работу или художественное произведение перед их публикацией.

Риторика – теория ораторского искусства.

Рифма – звуковой повтор в конце стихов.

Роман – большое эпическое литературное произведение, характеризующееся многообразием действующих лиц и сложностью сюжета.

Романтизм – направление в искусстве конца 18 – первой половины 19 в., выдвигающее на первый план индивидуальность, наделенную идеальными устремлениями.

Сатира – литературное произведение, обличающее отрицательные явления действительности.

Силлабо-тонический – о стихосложении: основанный на определенном количестве слогов с чередованием ударных и неударных слогов.

Символизм – литературное направление конца 19 – начала 20 в, основанное на ассоциативных образах, иносказаниях.

Стиль – совокупность приёмов использования средств общенародного языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики; слог.

Стиль – способ изложения, склада речи.

Строфа – это группа строк, объединенных в ритмическое целое по их содержанию, способу рифмовки и интонации.

Сюжет – система событий, составляющая содержание действия литературного произведения.

1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта