Главная страница

Учебнометодическое пособие Белгород 2020


Скачать 1.9 Mb.
НазваниеУчебнометодическое пособие Белгород 2020
Дата06.10.2022
Размер1.9 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаTeoria_gosudarstva_i_prava_2020.pdf
ТипУчебно-методическое пособие
#717841
страница18 из 21
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21
Тема 19. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
План
1. Понятие, структура и виды правосознания.
2. Правовая культура: понятие и структура.
3. Правовое воспитание: понятие, формы, методы.
4. Правовой нигилизм и правовой идеализм.
Категории: правосознание, интеллектуальная сторона правосознания, поведенческая сторона правосознания, правовое воспитание, правовая куль- тура, правовой нигилизм, юридическое мышление граждан, юридическое мировоззрение.
Литература
1. Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосовани- ем 12.12.1993] : [с учетом попр., внес. Законами РФ о поправках к Конститу- ции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-
ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2014. –
4 авг. – № 31. – Ст. 4398.
2. О статусе судей в Российской Федерации : закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 // Российская газета. – 1992. – 29 июля. – № 170. –
Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
3. О прокуратуре Российской Федерации : федер. закон от 17.01.1992
№ 2202-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – 20 нояб. – № 47. – Ст. 4472. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
4. Об арбитражных судах Российской Федерации : федер. конст. закон от
28.04.1995 № 1-ФКЗ // Российская газета. – 1995. – 16 мая. – № 93. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru
5. Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности /
Е. В. Аграновская. – М., 1988. – 142 с.
6. Байниязов Р. С. Правосознание и правовой менталитет в России /
Р. С. Байниязов. – Саратов. – 2001. – 296 с.
7. Бельский К. Т. Социалистическое правосознание / К. Т. Бельский. – Яро- славль, 1979. – 384 с.
8. Бирюков С. В. Правовая культура : учебное пособие для вузов / С. В. Би- рюков.
— Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 126 с.
9. Лукашёва Е. А. Социалистическое правосознание и законность /
Е. А. Лукашёва. – М. : Юрид. лит., 1973. – 344 с. – Гл. 2, § 2; гл. 4, § 2.
10. Марченко М.Н. Теория государства и права [Текст] : учебник / М.Н. Мар- ченко.
— 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Проспект : Изд-во Московского ун-та, 2018.
— 636, [1] с.
11. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права / Н.И. Матузов,
А.В. Малько.
— М.: Юристъ., 2016. – 512 с.

208 12. Нечевин Д. К. Право и нравственность: научно-правовой и исторический анализ : монография / Д. К. Нечевин, Л. М. Колодкин, Е. В. Кирдяшова ; под редакцией Д. К. Нечевина.
— Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 203 с.
13. Семитко А. П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс /
А. П. Семитко. – Екатеринбург, 1998. – 312 с.
14. Смоленский М.Б, Борисов Г.А., Мархгейм М.В., Тонков Е.Е. Теория го- сударства и права : учебник / М.Б. Смоленский, Г.А. Борисов, М.В. Марх- гейм Е.Е. Тонков.
— 2-е изд., стер. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. – 478 с.
Темы докладов и рефератов
1. Правосознание в системе общественного сознания.
2. Структура правосознания.
3. Формы правосознания.
4. Правовая культура юриста.
Методические рекомендации
При подготовке к вопросу о понятии правосознания необходимо исхо- дить из того, что это одна из форм общественного сознания, взаимодейст- вующая с другими – политической, нравственной, религиозной формами. Ус- танавливая специфику правосознания, нужно показать особенности объекта отражения (право, правовые явления и др.), способность опережать наличные институты государства и права, выполнять регулирующую роль.
Правосознание – это совокупность представлений, идей, концепций,
теорий и чувств, выражающих отношение людей, социальных общно-
стей и групп к действующему и желаемому праву и правовым явлениям.
Признаки правосознания:
 это самостоятельная форма общественного сознания, тесно взаимо- действующая с политическими, нравственными, религиозными, националь- ными и другими формами;
отражает явления правовой действительности;
 содержанием правового сознания являются теории, чувства, эмо- ции, регулирующие поведение людей в юридически значимых ситуациях;
 включает представления о развитии права;
 осознание правовых явлений осуществляется посредством специ- альных юридических понятий;
 служит источником правовой активности.
В соответствии с определенными в учебной литературе критериями на- зовите виды правосознания. Центральное место при ответе на вопрос занима- ет определение правосознания.
Правовое сознание состоит из двух основных элементов:

правовая психология,

правовая идеология.
Правовая психология это отношение к праву на эмоциональном
уровне в виде настроений, переживаний и чувств.

209
Активной частью правосознания выступает правовая идеология, непо- средственно влияющая на законодательство, юридическую практику и пото- му входящая в национальную правовую систему страны.
Правовая идеологияэто совокупность понятий и представлений о
праве и правовых явлениях в обществе.
По сравнению с правовой психологией, содержанием которой высту- пают психологические переживания людей, идеология характеризуется целе- направленным, как правило, научным либо философским осмыслением права как целостного социального института в качестве самостоятельного элемента общества (общественно-экономической формации, культуры, цивилизации).
Функции правосознания – это направления его воздействия на об-
щественные отношения.
Различают следующие функции правосознания:

познавательная,

оценочная,

регулятивная.
Познавательная функция правосознания заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит познание жизни.
Оценочная функция правосознания состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым.
Правовая оценка – это деятельность субъектов права как граждан, так и правоприменителей по установлению (отождествлению) различных жизнен- ных обстоятельств и их социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о праве, законности, должном поведении.
Регулятивная функция правосознания реализуется через систему мо- тивов, ценностных ориентации, правовых установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения и имеют особые механизмы фор- мирования.
Особую значимость в реализации регулятивной функции правосозна- ния имеет правовая установка.
Правовая установка готовность, предрасположенность субъекта к правомерному или противоправному поведению, складывающаяся под влия- нием ряда социальных и психофизиологических факторов.
Правовое сознание существует в различных видах, выделение которых возможно на основе следующих критериев.
По субъекту правосознание различают:
 индивидуальное,
 групповое,
 общественное.
Индивидуальное правосознание это совокупность правовых знаний, оценок, чувств и эмоций, присущих каждому отдельному человеку.
Групповое правосознание отражает интересы различных социальных групп (например, государственных служащих, женщин, молодежи, пенсио- неров и т. д.).

210
Общественное правосознание – общественно-правовые идеи, теории, принципы, которые признаются большинством общества.
По глубине отражения правовой реальности правосознание бывает:
 обыденное,
 научное,
 профессиональное.
Обыденное (эмпирическое) правосознание массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности.
Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жиз- ни людей, их практического опыта.
Профессиональное правосознание понятия и представления, скла- дывающиеся в среде профессионалов-юристов.
Понятия, идеи, убеждения юристов формируются на основе юридиче- ской практики и во многом под влиянием юридической науки (идеологии), которая, в свою очередь, выделяет профессиональное сознание юристов в предмет специального анализа.
Научное правосознание идеи, концепции, взгляды, выражающие тео- ретическое освоение права.
Рассмотренные классификации правосознания позволяют сделать вы- вод, что в правосознании конкретного человека могут присутствовать опре- деленные элементы из различных видов правосознания. Так, правосознанию ученого-юриста свойственно сочетание элементов научного и эмпирического правосудия. Правосознанию юриста-практика также присуще подобное соче- тание, только в другом соотношении. Научное правосознание может быть и индивидуальным, и групповым, когда общие правовые взгляды, воззрения разделяют представители одной научной школы.
Правовая культура – это качественное состояние правовой жизни
общества, выражающееся в достигнутом уровне правовой деятельности,
правового развития субъектов и правосознания.
Понятия «правовая культура» и «правовое сознание» близки по своему содержанию, однако они не тождественны. Понятие правового сознания рас- крывает процессы отражения в сознании людей существующих в правовой жизни различных правовых явлений и включает в себя теории, знания, оцен- ки, ценностные ориентации, выражающие отношение общества и индивида к праву.
Структура правовой культуры:
 познавательный (гносеологический) аспект;
 ценностно-ориентационный;
 деятельностный (поведенческий).
Познавательный аспект составляют правовые воззрения людей на разнообразные аспекты правовой жизни, объем и качество знаний принципов и норм права.
Ценностно-ориентационный аспект правовой культуры представлен правовыми ценностями, ценностными ориентациями, правовыми установка- ми, характерными для носителя правовой культуры.

211
Деятельностный аспект включает набор правомерных действий, представляющих собой практическое отношение субъектов к праву и право- вым явлениям, и направленных на соблюдение, исполнение и использование субъективных прав и юридических обязанностей.
Правовая культура выполняет ряд функций:
 познавательную,
 регулятивную,
 правовой социализации,
 оценочную,
 коммуникативную,
 прогностическую.
Познавательная функциязаключается в том, что через восприятие и осмысление государственно-правовых явлений у индивидов, социальных групп формируются необходимые правовые знания, представления, на осно- ве которых они вступают в правоотношения для осуществления своих задач.
Регулятивная функция обеспечивает устойчивое, динамичное функцио- нирование всех элементов правовой системы, а значит, и общества в целом.
Функция правовой социализации состоит в способности правовой культуры обеспечивать передачу накопленного опыта, определенных право- вых знаний, ценностей, принципов, норм правовой жизни от одного поколе- ния к другому.
Оценочная функция правовой культуры направлена на «измерение», оценку права, законности, правопорядка, правовых отношений, других пра- вовых явлений.
Коммуникативная функцияпозволяет установить как непосредствен- ную связь между гражданами в правовой сфере, так и косвенное «общение» с не знакомыми нам современниками.
Прогностическая функция выражается в способности правовой куль- туры предвидеть возможные направления развития правовой системы.
В зависимости от носителя правовой культуры выделяют правовую
культуру:

личности,

группы,

общества.
Правовая культура личности является компонентом правовой
культуры общества, отражает степень и характер ее развития, обеспе-
чивающего социализацию и правомерную деятельность индивида.
Правовая культура группы – необходимая предпосылка и созидатель- ное начало правового состояния общества, его составная часть.
Правовая культура общества – характеризует уровень развития право- вой реальности, является условием обеспечения свободы и безопасности личности, прав человека.
По степени познания правовых явлений и использования их в пра-
вовой деятельности выделяют:

обыденный уровень правовой культуры,

212

профессиональный,

теоретический.
Обыденный уровень ограничен повседневным опытом жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями.
Профессиональный уровень складывается у лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью.
Теоретический уровень представляет собой научные знания о право- вых явлениях.
Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность госу-
дарства, общественных организаций, отдельных граждан по формирова-
нию правовой культуры и правового опыта, обеспечивающих соблюдение,
исполнение и использование юридических норм.
Структура правового воспитания:
 субъекты воспитания, т. е. органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.;
 объекты воспитания – граждане, трудовые коллективы, социальные общности людей и т. д.;
 содержание воспитания;
 формы правового воспитания (конкретные способы организации воспитательного процесса);
 методы правового воспитания (приемы, средства разъяснения пра- вовых идей и принципов).
Правовое обучение предполагает передачу, накопление и усвоение правовых знаний, принципов и норм.
Правовая пропаганда осуществляется через радио, телевидение и дру- гие средства массовой информации. Она включает беседы на юридические темы: «круглые столы» специалистов в области права; дискуссии по актуаль- ным юридическим проблемам с привлечением сотрудников судов, правоох- ранительных органов, адвокатов, ученых-правоведов; тематические передачи
«Человек и закон»; комментирование нового законодательства специалиста- ми и др.
Значительная роль в правовом воспитании отводится юридической
практике, которая способствует передаче правовой информации, знаний по- средством участия граждан в правоприменительном процессе.
Методы правового воспитания: убеждение, поощрение, угроза прину- ждения, предусмотренная законодательством, и другие приемы педагогиче- ского, эмоционального воздействия на воспитуемых.
Правовой нигилизм – это негативное отношение к праву вплоть до
полного отрицания его возможности решать социальные проблемы.
Нигилизм (в переводе с лат. – отрицание) выражает негативное отно- шение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взгля- дам, идеалам, отдельным или всем сторонам человеческого бытия.
Общей (родовой) чертой всех форм нигилизма является отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание шире, оно органически при- суще человеческому сознанию, диалектическому мышлению. Поэтому дале-

213
ко не всех, кто что-либо отрицает, можно считать нигилистами. В противном случае сам термин «нигилизм» теряет свой смысл и растворяется в более объемном понятии – «отрицание».
Правовой нигилизм – разновидность социального нигилизма как родо- вого понятия. Сущность его – в общем негативно-отрицательном, неуважи- тельном отношении к праву, законам, нормативному порядку.
Формы правового нигилизма:

Прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативно-правовых актов.

Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридиче- ских предписаний.

Конфликт законов, издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов.

Подмена законности политической целесообразностью.

Конфронтация представительных и исполнительных структур власти.

Массовые нарушения прав человека.

Отсутствие в общественном сознании ценностного отношения к праву.
Особенности современного правового нигилизма:

демонстративный агрессивный характер;

массовость, широкая распространенность не только среди граждан, социальных и профессиональных групп, слоев, но и в официальных государ- ственных структурах.

многообразие форм проявления – от криминальных до легальных
(легитимных);

оппозиционная и популистская направленность, регионально- национальная окраска.
Основные пути преодоления правового нигилизма:
 проведение научно обоснованной правовой политики, ориентиро- ванной на приоритетность прав личности;
 повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания;
 совершенствование законодательства;
 профилактика правонарушений;
 упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины;
 уважение и всемерная защита прав личности;
 массовое просвещение и правовое воспитание населения;
 подготовка высококвалифицированных кадров юристов.
Правовой идеализм (юридический фетишизм) представляет собой
завышенное представление о праве, характеризующееся преувеличением
его роли и возможностей в жизни общества и государства.
По своему содержанию и способу выражения правовой идеализм пря- мо противоположен правовому нигилизму, однако их роднят негативные по- следствия для правовой жизни общества. Он представляет собой переоценку

214
роли права и его возможностей, убежденность, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы. Однако право – не всесильно, а правовые методы регулирования требуют соответствующих условий для реализации.
Особенности правового идеализма:
 возлагаются большие надежды на право, переоцениваются его воз- можности;
 имеет скрытый характер;
 отсутствуют механизмы преодоления преувеличенных представле- ний о праве, не разработаны способы их устранения;
 приводит в результате к разочарованию в возможностях права.
Правовой идеализм имеет те же субъективные причины, которые ха- рактерны и правовому нигилизму: правовая безграмотность, низкий уровень правосознания и правовой культуры, и т.д.
Пути преодоления правового идеализма во многом аналогичны путям преодоления правового нигилизма.

215
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21


написать администратору сайта