Главная страница

Культура речи. макет кривошапова романенко. Учебнометодическое пособие для студентов филологических специальностей Тирасполь 2015 удк 811. 116. 1 Ббк 81. 2 Рус5я2 С80 Составители


Скачать 1.24 Mb.
НазваниеУчебнометодическое пособие для студентов филологических специальностей Тирасполь 2015 удк 811. 116. 1 Ббк 81. 2 Рус5я2 С80 Составители
АнкорКультура речи
Дата28.04.2022
Размер1.24 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файламакет кривошапова романенко.pdf
ТипУчебно-методическое пособие
#502969
страница6 из 20
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Задание 3. Выберите для анализа одно из стихотворений А. Фета, установите зависимость ритмической структуры от характера строф, размера, длины стихов, синтаксических построений, типов предложений по цели высказывания. Отметьте звуковые, лексические, синтаксические повторы (анафора,
эпифора, стык, кольцо, придающие разнообразный характер
ритмико-мелодическому рисунку фетовских стихов (Как ясность безоблачной ночи, Тихая звездная ночь, Словно робкие струны воркуют гитар, Туманное утро и др

— 59 Проанализируйте сточки зрения ритма стихи А. Блока, С. Есе-

нина, Б. Пастернака, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Высоцкого, А. Вознесенского.
Задание 4. В следующих примерах выделите синтаксические приемы, являющиеся средством ритмизации прозы, стихотворной речи, средством логического выделения, стандартизации, оформления поля тональности и т. д. Отбывание наказания в воспитательно-трудовых колониях назначается:
несовершеннолетним мужского пола, осуждаемым впервые к лишению свободы за преступления, не являющиеся тяжкими, или осуждаемым впервые к лишению свободы на срок не свыше трех лет за тяжкие преступления, а также несовершеннолетним женского пола – в колониях общего режима;
несовершеннолетним мужского пола, ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы, а также осуждаемым к лишению свободы на срок свыше трех лет за тяжкие преступления, – в колониях усиленного режима. (Уголовный кодекс. Если определение относится к имени существительному, имеющем при себе приложение, оно согласуется с главным словом сочетания (Если определение относится к сочетанию личного имении приложения типа композитор Пахмутова, определение обычно согласуется с ближайшим именем существительным. (Л. Рахма- нин).
3. В правильно построенном определении всегда можно различить 1) указание на ближайший род, к которому относятся предметы данного вида 2) указание на отличительные признаки, которыми данный вид выделяется среди других видов предметов, относящихся к тому же роду. (Л. Рахманин).
4. В антонимических оппозициях находят свое выражение явления противоположности вещей и понятий (день-ночь), в при- вативных семантических оппозициях – родо-видовые отношения
(месяц-январь) и отношения части-целого (сутки-ночь), в эквипо- лентных – явления соподчиненности понятий (январь–март и другие названия месяцев. (Э. Кузнецова).

— 60 —
5. Может ли лектор вовремя лекции пользоваться РЯ? Может это будет означать считаю вас моими друзьями или все мы братья или сейчас я вам скажу такое, что говорится только между своими. (М. Панов. Разговорная речь отличается высоким автоматизмом на реплику сразу отвечаем репликой, на высказывание – высказыванием, нет времени на сознательный отбор языковых средств, на их стилистическую шлифовку. Из-за этого нормы разговорного языка остаются неосознанными недаром его открыли совсем недавно. Трудное дело – сознательное описание того, что остается вне ясного поля сознания. (М. Панов. Разговорный язык пуглив и капризен. Он появляется только в особых условиях общения. Ему нужны три условия. Во-первых, чтобы речевое общение было неподготовленным. Если заранее обдумывают, что потом скажут, да еще тщательно составляют текст речи, да заучивают его (или записывают) – разговорного языка ждать нельзя. Во-вторых, чтобы речевое общение было непосредственным, прямо со слушателем. Может быть, и по телефону, чтобы между говорящими были неофициальные отношения приятельские, дружеские, родственные, отношения хороших знакомых. Это – важнейшее требование разговорного языка. М. Панов. Остановимся на названии название дается рассказу, конечно, не зря, оно несет в себе раскрытие самой важной темы, оно намечает ту доминанту, которая определяет собой все построение рассказа. (Л. Выготский).
9. Что представляет собой содержание рассказа или его материал, взятый сам по себе – так, как он есть Что говорит нам та система действий и событий, которая выделяется из этого рассказа как его очевидная фабула Едва ли можно определить яснее и проще характер всего этого, как словами житейская муть. (Л. Выгот- ский).
10. Японский дом – настолько самобытное сооружение, что трудно сказать, кто на кого повлиял то ли обитатель этого жилища выразил через него свою жизненную философию то ли, наоборот, дом сформировал своеобразные привычки тех, кто в нем живет.
(...)

— 61 Японский дом – это прежде всего крыша, опирающаяся на каркас из деревянных стропил и опор. (В. Овчинников).
11. Итак, наслаждаться искусством – значит для японцев вслушиваться в несказанное, любоваться невидимым. Таков жанр сумие – словно проступающие сквозь туман картины, сделанные черной тушью на мокрой бумаге, живопись намеков и недомол- вок.
Таковы хайку – стихотворения из единственной фразы, из одного поэтического образа. (Таков театр Ноо, где все пьесы играются на фоне одной и той же декорации в виде одинокой сосны и где каждое движение актера строго предписано и стилизовано. (В. Овчинников).
12. К берегу подходил пароход. Пароход назывался Тамара. Он уверенно шлепал поводе плицами колес. Подносом у Тамары росли сивые пушистые усы пены. Красный флаг стремился оторваться от мачты. Пароход подходил. На палубе его стояли люди и пулеметы. У людей были усталые лица, но стояли они твердо, будто припаяны были к палубе.
К Покровску причаливала революция. (Л. Кассиль).
13. Легендарный подводники человек трагической судьбы Александр Маринеско удостоен звания Героя Советского Союза. Понадобилось почти полвека для того, чтобы справедливость восторжествовала. Вдумайтесь около полувека – таков интервал между подвигом и наградой, венчающей его.
Александр Маринеско... Теперь уже не вспомнить, от кого впервые услышал это имя. Толи знакомый юноша, учившийся в мореходке, вовремя каникул с восторгом говорило подводном асе, то ли кто-то из кишиневских писателей рассуждал вслух А почему бы не заинтересоваться Александром Маринеско?» (М. Ха- зин).
14. Вдруг дверь отворилась и, скользя, влетел адвокат (...) – Запонку потерял, – воскликнул он, быстро, как пес, дыша, – Задел обо что. должно быть. когда с милой Эммочкой... шалунья всегда. за фалды. всякий раз как зайду. я, главное, слышал, как что-то... ноне обратил. смотрите, цепочка, очевидно, очень дорожил. ну, ничего не поделаешь. может быть, еще. я обещал всем сторожам. а досадно. (...) При этом он глазами таки рыскал по углам

— 62 камеры. Видно было, что его огорчала потеря дорогой вещицы. Это видно было. Потеря вещицы огорчала его. Вещица была дорогая. Он был огорчен потерей вещицы. (В. Набоков).
15. Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходили дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
К. Бальмонт.
16. Если сердце вдруг останавливается...

на душе беспокойно и весело...
Точно сердце с кем-то уславливается...
а жизнь свой лик занавесила...
Но вдруг Нет свершенья, новый круг, Сердце тронуло порог, Перешло – и вновь толчок, И стучит, стучит, спеша,
И опять болит душа, И опять над ней закон Чисел, сроков и времен, Кровь бежит, темно звеня, Нету мочи, нету дня.
Трепет, ропот, торопь, стук, И вдруг Сердце опять останавливается...
Вижу я очи Твои, Безмерная, под взором
Твоим душа расплавливается... – о, не уходи, моя Единая и Верная,
овитая радостями тающими, радостями знающими
Все.
3. Гиппиус.
Задание 5. Проанализируйте тексты сточки зрения их фо-
нетико-интонационного оформления

— 63 Текст Представлялся березовый лес. Где он его видел. Огромные стволы, прямые и белые, как колонны. И тяжело дышит где-то водокачка фу-фу, фу-фу!.. Тропинка узкая-узкая, а по бокам болото, и какие-то высокие красные цветы на нем, и бабочка кружится большая, белая, с темными глазами. Ближе, ближе и больше. Садится около, смотрит. Это Галя. Ветки над ней, как резные арабески, и лес – точно огромная церковь с высокими частыми колоннами, и слышно пение.
Где-то идут и поют, медленно, торжественно, и ладаном пахнет...
Большое и серое закачалось перед глазами, точно туман, и все пропало. Баба с двойным подбородком. Что ей нужно По какому праву она здесь. Лекарство. Отчего. Тяжелая ложка стучит по зубам, что-то противное вливается внутрь. Его лечат. Отчего лечат (С. Сергеев-Ценский).
Текст Было поздно вечером, когда они сидели на взморье над гава- нью.
От берега видны были одни черные силуэты, от моря – огни на судах, тысячи огней – белых, красных, зеленых. Небо было чистое, звездное, и огни на судах были ярче звезд и казались тоже звездами, только спустившимися на землю, молчаливыми, чуткими.
Море и небо сливались водно. Вставали влажные воспоминания. Веяло вечным, преджизненным и большим...
Они говорили о чем-то красивом, о чем-то важном, и души их были одно, как море и небо. И горели в них огни, и веяло сказкой.
Но он не сказал ей тогда того, что было нужно.
Они сидели рядом в опере, высоко на балконе. Внизу толпа,
но они одни, и для них звуки. Звуки эти заполнили все весь огромный зал, весь театр, весь мир. И звуки эти все красочные,
сверка- ющие, пахучие, точно живая душа мира, точно то, что выжато из мира художником и мощно брошено в воздух, полное смысла и блеска. (С. Сергеев-Ценский).
Текст Не знаю, сколько пройдет лет, – только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая

— 64 волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. Зачем вы приехали Кого выищете спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца он будет стоять и протягивать к тебе pуки.
«Здравствуй, Ассоль! – скажет он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали. Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом. (А. Грин).
Текст Не умея писать, но преступным чутьем догадываясь о том, как складываются слова, как должно поступить, чтобы слово обыкновенное оживало, чтобы оно заимствовало у своего соседа его блеск, жар, тень, само отражаясь в нем и его тоже обновляя этим отражением так что вся строка – живой перелив догадываясь о таком соседстве слов, я, однако, добиться его не могу, а это-то мне необходимо для несегодняшней и нетутошней моей задачи. Не тут Тупое
«тут», подпертое и запертое чертою твердо, темная тюрьма, в которую заключен неуемно воющий ужас, держит меня и теснит. Но какие просветы по ночам, какое – Он есть, мой сонный мир, его не может не быть, ибо должен же существовать образец, если существует корявая копия. Сонный, выпуклый, синий, он медленно обращается ко мне. Это как будто в пасмурный день валяешься на спине с закрытыми глазами и вдруг отражается темнота под веками, понемножку переходит в томную улыбку, а там в горячее ощущение счастья, и знаешь это выплыло из-за облаков солнце. Вот с такого ощущения начинается мой мир постепенно яснеет дымчатый воздух, – и такая разлита в нем лучащаяся, дрожащая доброта, так расправляется моя душа в родимой области. – Но дальше, дальше – да, вот черта, за которой теряю власть. Слово, извлеченное на воздух, лопается, как лопаются в сетях те шарообразные рыбы, которые дышат и блистают

— 65 только на темной, сдавленной глубине. Ноя делаю последнее усилие, и вот, кажется, добыча есть, – о, лишь мгновенный облик добычи Там – неподражаемой разумностью светится человеческий взгляд там на воле гуляют умученные тут чудаки там время складывается пожеланию, как узорчатый ковер, складки которого можно так собрать, чтобы соприкоснулись любые два узора на нем, – и вновь раскладывается ковер, и живешь дальше, или будущую картину налагаешь на прошлую, без конца, без конца – с ленивой, длительной пристальностью женщины, подбирающей кушак к платью,
– и вот она плавно двинулась по направлению ко мне, мерно бодая бархат коленом, – все понявшая и мне понятная. – Тамтам оригинал тех садов, где мы тут бродили, скрывались там все поражает своей чарующей очевидностью, простотой совершенного блага там все потешает душу, все проникнуто той забавностью, которую знают дети там сияет то зеркало, от которого иной раз сюда перескочит зайчик. (В. Набоков).
Текст На лесной опушке белыми пятнами вкропились втемную зелень молодые тополи, и издали было видно, как безостановочно дрожали их чуткие листья.
Но лес вдоль дороги молчал.
В глубокой бездне его ветвей было много замкнутой тайны, уходящей вдаль.
Там, где сходились синие тени, внизу у корней, казалось,
кра- дучись, шли куда-то тонкие стволы, шли тихо, прячась один за другого, и пропадали в глубине.
Узкая, ровная дорога вонзалась в лес острой стрелой.
Дымили избы пахло навозом. Грязная курносая баба загоняла во двор с улицы грязного поросенка, и бегала за ними швыряла в него комьями земли и палками. Поросенок визжали визжала баба, и с обеих сторон улицы смотрели на них серые низкие рубленые избы, похожие на почерневшие от дождей гнилые копны. С. Сергеев-Ценский).
Текст Через месяц мы повенчались. Через году нас родился сын.
На третий год она бросила меня и, пустая, жадная, тоскующая, пошла искать новых впечатлений, а мальчик остался

— 66 Он растет, мой маленький мальчик, славный и умный, и, по целым часам наблюдая его, я переживаю сам вместе с ним его увлечение карточной архитектурой, большими деревянными лошадьми с оборванными хвостами, оловянными солдатиками и курносой моськой.
Я смотрю на него и вижу, что он анализирует и творит я смотрю на него и верю, что, когда я умру, он будет жить – не так жить, как прожил я, тускло и слепо, не так жить, как живут около меня тысячи людей, атак, как будут жить будущие люди.
Я смотрю на него и верю мы были животными – он будет человеком мы были каторжниками, прикованными к тачкам, – он будет свободен.
Жизни нелепых случайностей и ненужных смертей должен быть конец – я верю. Верю Верю!
Если нельзя забыть, нужно верить.
Он вступит на порог той жизни, где нет лжи, нет случайностей, нет страданий. Он вступит и победит – я верю!
А пока он старательно вырывает хвосты у деревянных лошадей и ломает тупые штыки у оловянных солдатиков.
И взгляду него при этом сосредоточенный и серьезный. (С.
Сергеев-Ценский).
Текст Театр уж полон ложи блещут;

Партер и кресла – все кипит;
В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит. Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
А. Пушкин

— 67 Текст Еще амуры, черти, змеи

На сцене скачут и шумят;
Еще усталые лакеи
На шубах у подъезда спят;
Еще не перестали топать.
Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать;
Еще снаружи и внутри
Везде блистают фонари;
Еще, прозябнув, бьются кони,
Наскуча упряжью своей,
И кучера, вокруг огней,
Бранят господ и бьют в ладони, А уж Онегин вышел вон;
Домой одеться едет он.
А. Пушкин.
Текст Были святки кострами согреты И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью.
По Неве иль против теченья, Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка В Летнем тонко пела флюгарка,
И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл.
Оттого, что по всем дорогам Оттого, что ко всем порогам
Приближалась медленно тень.
Ветер рвал со стены афиши Дым плясал вприсядку на крыше
И кладбищем пахла сирень.
И царицей Автодьей заклятый Достоевский и бесноватый,
Город в свой уходил туман.
А. Ахматова.

— 68 Литература. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М, 2002.
2. Аванесов Р.И. Вопросы русского сценического произношения // Культура речи на сцене и на экране. – М, 1996.
3. Барлас Л. Г. Русский язык. Стилистика Пособие для учителей. – М,
1998.
4. Блинов И.Я. Выразительное чтение и культура устной речи. – М,
2006.
5. Блохина Л.П., Потапова Р.К.Просодические характеристики речи.
– М, 1990.
6. Богородицкий В.А. Общий курс русской грамматики. – М.–
СПб, 2005.
7. Брызгунова Е.А. Интонация. Основные понятия // Русская грамматика М, 1990.
8. Бунина МС, Василенко И.А., Кудрявцева И.А. и др. Современный русский язык. – М, 2002.
9. Бухштаб Б.Я., Фет А.А. Очерк жизни и творчества. – Л, 1990.
10. Винокур ГО. Русское сценическое произношение. М, 2008.
11. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка:
Учебное пособие для вузов по спец. Журналистика. – М, 2006.
12. Жирмунский В.М. Теория стиха. – М, 2005.
13. Журавлев А.П. Содержательность фонетической формы поэтического текста // Вопросы стилистики. Вып. 8. – Саратов, 1974.
14. Златоустова Л.В. Интонация и просодия в организации текста // Звучащий текст. – М, 2003.
15. Иванова-Лукьянова Г.И. О ритме прозы // Развитие фонетики современного русского языка. Фонологические подсистемы. – М, 2001.
16. Иртлач С.Ш. Интонационно-мелодическая природа сценической речи. – Л, 2000.
17. Климов Н.Д. О понятии неупорядоченного ритма // Общение структура и процесс. – М, 2002.
18. Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слови актуальное членение предложения. – М, 1996.
19. Ломоносов МВ. Краткое руководство к красноречию // Полн. собр. соч. – М, 1992. – Т. 7 20. Николаева Т.М. Фразовая интонация славянских языков. – М,
2007.

— 69 —
21. Панов МВ. Остилях произношения // Развитие современного русского языка. – М, 2003.
22. Панов M.B. Современный русский язык. Фонетика. – М. Пешковский А.М. Интонация и грамматика // Избранные труды.
– М, 1999.
24. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М,
2006.
25. Практические занятия по современному русскому языку Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2 Рус. язи лит / Сост. ОП. Ермакова. – М, 1995.
26. Реформатский А.А. Фонологические этюды. – М, 2005.
27. Розенталь Д.Э., Теленкова МА. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М, 2005.
28. Русское сценическое произношение / Под ред. СМ. Кузьминой.
– М. 1996.
29. Самойлов Д.С. Книга о русской рифме. – М, 1993.
30. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. – Л. Трубецкой НС. Основы фонологии. – М, 1990.
32. Тынянов ЮН. Проблема стихотворного языка. – М, 1995.
33. Цеплитис Л.К. Анализ речевой интонации. – Рига, 1994.
34. Черемисина ИВ. Методика и синтаксис русской синтагмы // Синтаксис и стилистика. – М, 1996.
35. Черемисина Н.В. Русская интонация поэзия, проза, разговорная речь. – М, 1999.
36. Щерба Л.В. О нормах образцового русского произношения // Избранные работы по русскому языку. – М, 1997.
37. Эйхенбаум Б.М. – О поэзии. – М, 1995.

— 70 Тема 2. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


написать администратору сайта