Культура речи. макет кривошапова романенко. Учебнометодическое пособие для студентов филологических специальностей Тирасполь 2015 удк 811. 116. 1 Ббк 81. 2 Рус5я2 С80 Составители
Скачать 1.24 Mb.
|
Упражнения Задание 1. Найдите приметы архаического произношения. Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна (…) 2. В безмолвии внимай, вселенна: Се хощет лира восхищена Гласить велики имена. В полях кровавых Марс страшился, Свой меч в Петровых зря руках, И стрепетом Нептун чудился, Взирая на российский флаг. М. Ломоносов. К тебе душа моя вспаленна, К тебе, словутая страна, Стремится, гнетом где согбенна Лежала вольность попрана (…) 5. И будет, вслед гремящей славы Направя бодрственно полет — 25 На запад, юг, восток державы Своей ширить предел нонет Тебе предела ниотколе... А. Радищев. 6. Ион мне грудь рассек мечом (…) 7. И бога глас ко мне воззвал. А. Пушкин. Задание 2. В следующих фрагментах найдите примеры ста- ромосковского и петербургского произношения. И смолк тот голос милый Ни радостей, ни песен нет С тех пор в душе унылой. А. Плещеев. 2. Питают здравый ум и вместе учат нас, Сколь много гибнет книг, на свет едва родясь. А. Пушкин. Я помню, любимая, помню Сиянье твоих волос. Не радостно и нелегко мне Покинуть тебя привелось. С. Есенин. 4. И видно сквозь орешник В вечерней чистоте Лишь небо да скворечник На согнутом шесте. А. Белый. Ты и во сне необычайна, Твоей одежды не коснусь, Дремлю – и за дремотой тайна, И втайне ты почиешь, Русь. А. Блок. Любимая Меня вы не любили. Не знали вы, что в сонмище людском Я был, как лошадь, загнанная е мыле, Пришпоренная смелым ездоком. С. Есенин. — 26 — 7. Как мало надо этим брадачам, Чья жизнь в сплошном картофеле и хлебе. Чего же я ругаюсь по ночам На неудачный, горький жребий? С. Есенин. 8. Днепра стал темен брег отлогий. Соперники одной дорогой Все вместе едут целый день. А. Пушкин. Ненастье обложило мили. Огонь фонарный желт и тощ. Весь Лондон, словно лошадь в мыле, Упорно ломится сквозь дождь. П. Антокольский. 10. И ты, мой юный, мой печальный, Уходишь прочь. Привет тебе, привет прощальный Шлю в эту ночь. А. Блок. Ногу стройно облегает башмачок, Стан струится беспокойно И жемчужна смуглость щек. И. Бунин. Задание 3. Найдите примеры старомосковского и петербургского произношения, отметьте особенности высокого, разговорного, просторечного, архаичного произношения. О, если б мимолетный дух, Во мгле вечерней тихо вея, Меня унес скорей, скорее Туда, туда, на теплый Юг. Ф. Тютчев. 2. Вся эта ночь у ног твоих Воскреснет в звуках песнопенья. Но тайну счастья в этот миг Я унесу без выраженья. А. Фет. — 27 — 3. Вот злато-кипрское вино, За здравье выпьем светловласых, Как сердцу сладостно оно Нам с поцелуем уст прекрасных! Г. Державин. 4. Беру перо – им начертать Могу лишь имя незабвенной; Одну тебя лить прославлять Могу на лире восхищенной... В. Жуковский. Какое счастие с весной воскреснуть ясной! В глазах любви еще прелестнее весна. К. Батюшков. 6. Накинь мой плащ широкой, Мечом вооружись И в полночи глубокой Внезапно постучись... К. Батюшков. 7. В последний раз твой образ милый Дерзаю мысленно ласкать, Будить мечту сердечной силой И с негой робкой и унылой Твою любовь воспоминать. А. Пушкин. Притворной нежности не требуй от меня Я сердца своего не скрою хлад печальный. Ты права, в нем уж нет прекрасного огня Моей любви первоначальной. Е. Баратынский. 9. Светлее зеркальных зыбей, Звезды прелестнее рассветной, Пышнее ленты огнецветной, Повязки сладостных дождей Твои надежды... Н. Языков — 28 — 10. Незримо летящее время И каждый считаемый миг Не в них ли скрывается семя И жизни, и песен моих?.. Н. Щербина. Нет, я не изменил. До старости глубокой Я тот же преданный, я раб твоей любви, И старый яд цепей, отрадный и жестокий, Еще горит в моей крови. А. Фет. 12. Едва пчелиное гуденье замолчало, Уж ноющий комар приблизился, звеня. Каких обманов ты, о сердце, не прощало Тревожной пустоте оконченного дня? А. Анненский. 13. Теперь на нас одних с печалью Глядят бревенчатые стены. Мы брать преград не обещали, Мы будем гибнуть откровенно. Б. Пастернак. Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Б. Пастернак. И шлю депеши в Центр из Тюмени я: «Дела uдyт, все боле-менее!..» Мол, роем землю, но пока у многих мнение, Что меньше более у нас, а больше «менее». В. Высоцкий. Мы не шагаем по росе все наши оси, тонны все в дугу сгибают мокрое шоссе. В. Высоцкий — 29 — 17. Родился я в тыща каком-то году в банано-лиановой роще. В. Высоцкий. Спасите, спасите О ужас, о ужас Я больше не вынырну, если нырну. Немного проплаваю, чуть поднатужусь, но силы покинут, и я утону. В. Высоцкий. Очи черные, как любил я вас Но прикончил я то, что впрок припас. В. Высоцкий. Я крикнул по-таукитянски: Виват, что значит по-нашему – «здрасьте!» В. Высоцкий. Я больше не буду покорным, клянусь, уж лучше лежать на земле!.. Ну что ж он не слышит, как бесится пульс: бензин – моя кровь – на нуле! В. Высоцкий. Задание 4. Из приведенных выше примеров выберите те, где произношение является отражением определенной орфоэпической нормы, и те, в которых произношение выполняет стилистическую функцию служит средством стилизации, речевой характеристики, придает речи возвышенную, торжественную окраску или, напротив, сниженную. Акцентологическая стилистика Для правильной расстановки ударения необходимо отличать акценты, соответствующие определенной норме произношения, от акцентов, обусловленных тем или иным стилистическим заданием, например передающих особенности речи персонажа или вызванных необходимостью сохранения ритмического единства — 30 — Упражнения Задание 1. Поставьте ударение в словах. Дайте стилистическую интерпретацию акцентным вариантам: Верны слуги – слуги верны, стройны тополи – тополя стройны, языковой – языковый, чудной – чудный, начался, принялся, гналась, отнял, прожила, клялась, родилась, брала, взята, на холме, добыча, компас, шасси, девица, договор, кета, квартал, звонишь, баловать, ракурс, духовник, призывник, агент, агрономия, алкоголь, аргумент, аристократия, благовест, вероисповедание, ветеринария, вечеря, газопровод, генезис, диспансер, досуг, дремота, Евангелие, жалюзи, засуха, знамение, иконопись, искра, испокон, каталог, каучук, километр, кремень, корысть, ломота, немота, некролог, нефтепровод, обеспечение, патриархия, пасквиль, приговор, приданое, процент, рефлексия, свекла, статуя, созыв, средства, танцовщик, толика, тошнота, узаконение, фетиш, цемент, шофер, щавель, эксперт, валовой, кедровый, лубочный, меновой, митинговый, кухонный, ненецкий, незаконнорожденный, наведенный, оптовый, подростковый, портовый, согнутый, тигровый, украинский, Пластов, Пешков, Обухов, Юсупов, Языков, Коненков, Огарев, Мелехов, Озеров, Ожегов, Билибин, Басаргин, Епанчин, Сухотин, Растопчина, Одоевский, Ладыженский, Писемский, Вяземский, Козак, Дубина, Баран, Козел, Рыба. Задание 2. Разграничьте факты словесной акцентировки, соответствующие устаревшей норме, высокому или, наоборот, разговорному (просторечному) стилю речи. Какими еще причинами может быть вызвано перемещение акцентов. И мнится мне, кричат долины, реки, холмы, Каким огнем мой духи чувствия жегомы. Г. Державин. 2. Не искушай меня без нужды Возвратом нежности твоей Разочарованному чужды Все обольщенья прошлых дней! Е. Баратынский. — 31 — 3. Она меня очаровала, Я в ней нашел все красоты, Все совершенства идеала Моей возвышенной мечты. Н. Языков. Река – как зеркало, и вся блестит звездами А там-то... голову закинь-ка да взгляни: Какая глубина и чистота над нами! А. Фет. 4. Я посетил твое кладбище, Подруга трудных, трудных дней И образ твой светлей и чище Рисуется душе моей. Н. Некрасов 5. Я желал бы быть сучочком, Чтобы тысячам девочкам На моих сидеть ветвях. Г. Державин. 6. Опять влюбленный выйду в игры, огнем озаряя бровей загиб. Что же! И в доме, который выгорел, иногда живут бездомные бродяги! В. Маяковский. 8. Много лет погодя как богатство открою: душный зной августовских цветов, над багульником и над высокой травою несмолкаемый звон паутов. И. Авраменко. 9. И гортанные звуки Понеслись, Словно в серебре смуглые руки Обвились... А. Блок. Хорошо цветку на поле, Любо пташечке на небе. А. Дельвиг. — 32 — 11. Я скачу, ноя скачу иначе по камням, по лужам, по росе. Говорят он иноходью скачет, это значит – иначе, чем все. В. Высоцкий. Мы говорим не штормы, а шторма слова выходят коротки и смачны. «Ветра» – не ветры – сводят нас сума, из палуб выкорчевывая мачты. В. Высоцкий. Идут белые снеги, как по нитке скользя. Жить и жить бы на свете, да, наверно, нельзя. Е. Евтушенко. 1.4. Интонационная стилистика Среди языковых средств, изучаемых в фоностилистике, важное место занимает интонация. Интонация – это ритмико-мелоди- ческий рисунок речи, служащий в предложении (высказывании) средством выражения синтаксических значений и эмоционально- экспрессивной окраски. Основными компонентами интонации являются мелодика, ритм, интенсивность, тон, пауза, темп, тембр и все типы ударения, за исключением словесного. Е.А. Брызгунова выделила семь основных типов интонационных конструкций (ИК) для односинтагменной фразы. На горе стоит лес. ИК-1 2. Где выбыли вчера? ИК-2 3. Садитесь. Прошу Вас! ИК-2 4. Он приедет завтрак нам? ИК-3 5. Она давно ушла. ИК-1 6. А где выбудете отдыхать в этом году? ИК-4 7. Отличный спектакль! ИК-5 — 33 При произнесении фраз надо следить, чтобы они в точности соответствовали отмеченному справа типу ИК. При иной модуляции голоса изменится значение фраз и соответственно тип ИК. Так, например, одна и та же фраза Ваш пропуск (пример Е.А. Брызгуновой) может быть произнесена по типу ИК (при выдаче документов, ИК-2(вам возвращают документ с уточняющим вопросом) или ИК (при проверке документов). Интонация в простых высказываниях в значительной степени зависит от лексики. В предложениях, осложненных различными конструкциями, а также в сложных высказываниях роль интонации в основном сводится к установлению иерархии смысловой важности отдельных частей предложения. Так, например, ИК служит сигналом конца повествовательного предложения или привносит оттенок констатации в неконеч- ную синтагму: Уклонение от очередного призыва на действительную военную службу / наказывается лишением свободы / на срок от одно- го года до трех лет. (Официально-деловой стиль) Среди простых соединений неорганической химии привести случай изомерии не так легко. Научный стиль) В фильме режиссера Юрия Егорова Простая история есть такой эпизод. Публицистический стиль) Я свое раннее детство / помню в жалких обрывках. Д. Фур- манов). (Разговорный стиль) В первые два дня Петькина пребывания на даче / богатство и сила новых впечатлений / (…) смяли его маленькую и робкую душонку. Л. Андреев. (Художественный стиль) Тексты строгих стилей – научного и официально-делового – изобилуют именно такими интонационными конструкциями, что придает речи монотонный характер. В разговорной и художественной речи ИК в неконечной синтагме многосинтагменной фразы 8. Как он рисует! ИК-5 9. Почему брат не позвонил (недоумение) ИК-6 10. Какой кофе вкусный! ИК-6 11. Хорошо было за городом! ИК-7 — 34 встречается реже, главным образом вначале прозаической строфы сложного синтаксического целого) повествовательного типа. Близка к констатирующей пояснительная мелодема, которая также оформляется по типу ИК, но отличается более неспокойным, прерывистым понижением тона. Эта мелодема встречается впервой части сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным: Применительно к лингвистической семантике / следует признать справедливым утверждение, / что значение языкового знака отражает наивное понятие о предметах и явлениях мира. Научный стиль) С целью устранения монотонности речи первая синтагма может оформляться по типу ИК или ИК, те. по типу начинательной мелодемы. Замена возможна во фразах с повествовательной (констатирующей) мелодемой. Начинательная мелодема характерна для первой части бессоюзного предложения. При этом в зависимости от типа ИК первой части меняется смысл высказывания. Так во фразе Свисток свистнул / поезд тронулся первый такт, произносимый в соответствии с ИК, передает информацию о хронологии событий произносимый с ИК, сообщает о событии, непосредственно связанном с предыдущим. В многосинтагменных фразах довольно часто встречаются противительная, императивная, уточняющая, восклицательная, перечислительная, вопросительная мелодемы. Противительная мелодема похожа на ИК вопроса-уточнения, произнесенного с оттенком удивления, и встречается в предложениях с противительными отношениями между частями Слева – в полном разливе заря, справа – над горами висит запоздалый месяц. Г. Федосеев) Для официально-делового стиля из-за такой его стилевой черты, как точность, мелодика уточнения, переспроса нетипична. Особенностью мелодемы вводности является ее противопоставленность интонации основного предложения. Для нее характерен мелодический однотон, который к концу фразы может постепенно повышаться, как при ИК, или понижаться, как при ИК — 35 — Мелодема вводности сигнализирует о выраженной субъективной модальности, имеющей место в индивидуализированных стилях и жанрах. Она также связана с функцией доказательности в научном стиле (вводные слова типа во-первых, во-вторых, итак и др.): Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. И. Тур- генев) Императивная мелодема характерна для побудительных син- тагм и обращений вначале синтагмы, чаще она соответствует ИК интонационная крыша) с повышением голосового тона на гласном первого центра и понижением на гласном второго центра. Как правило, уровень тона постцентра ниже уровня тона предцентро- вой части Дорогой мой друг, принеси воды. Обособленным структурам, выраженным деепричастным, причастным оборотом, предложно-падежной конструкцией, в основном присуща восходяще-нисходящая мелодика, при которой тон начала следующей после обособленного оборота синтагмы равен тону конца предшествующей синтагмы или ниже его, а тон конца обособленной синтагмы ниже тона ее начала или кульминанта: А на дворе, унылый и докучный, Раздался колокольчик однозвучный М. Лермонтов Молю, винить тебя не смея, // Отдай мне радость и покой. А. Пушкин) Такая мелодема называется уточня- ющей. Близка к начинательной перечислительная мелодема, которая сигнализирует о наличии однородных членов предложения или однородных предложений. Ее выражение, походка, платье, прическа говорили ему, что она из порядочного общества, замужем, в Ялте первый рази одна, что ей скучно здесь. А. Чехов) В эмоционально окрашенной речи нередко встречаются восклицательная и вопросительная мелодемы, свойственные аналогичным типам предложений. Ударение Важным компонентом интонации является фразное, тактовое и выделительное ударение. Как известно, при прямом порядке слов в повествовательной фразе тема предшествует реме и акцент — 36 падает на последнее слово фразы или синтагмы. Словорасполо- жение с конечным размещением акцентов характерно в основном для эмоционально неокрашенной речи, те. для строгих стилей. Как отмечает И.И. Ковтунова, принцип построения стилистически неокрашенной речи прост предложение начинается стемы высказывания и кончается ремой» [18, с. 15]. Именно на рему приходится наиболее сильное ударение (фразное). При обратном порядке слов в повествовательной фразе перемещаются соответственно и акценты. Обычно выделяют две функции порядка слов синтаксическую и стилистическую. Синтаксическая функция выражается, во-первых, в перераспределении смысловой нагрузки, связанной с делением фразы на рему и тему. Л.Г. Барлас приводит такой пример: «В предложении «Каштанка стала обнюхивать тротуар А. Чехов) сообщается нечто о действиях Каштанки. Оно отвечает на вопрос Что делала Каштанка?» – ответ Стала обнюхивать тротуар, так что тема в нем – Каштанка, а рема – стала обнюхивать тротуар. В варианте этого предложения Стала обнюхивать тротуар Каштанка» уже иное коммуникативное значение здесь говорится о том, кто стал обнюхивать тротуар. Оно отвечает на вопрос Кто обнюхивал тротуар – ответ «Каштанка», так что тема – Стала обнюхивать тротуара рема – Каштанка. В данном случае порядок слов служит для выражения актуального членения [3, с. 236]. Во-вторых, синтаксическая функция порядка слов проявляется в изменении их синтаксической роли в предложении. Так, в следующих примерах меняется синтаксическая функция переставленных местами слов. Утро туманное. – Туманное утро. Мать любит дочь. – Дочь любит мать. В данном примере изменение порядка слов не влечет перестановки акцентов фразное ударение приходится, как и обычно, наконец фразы. Если с перестановкой слов создаются добавочные смысловые, экспрессивно-эмоциональные оттенки, меняется ритмико-мелоди- — 37 — ческий рисунок, то следует говорить о стилистической функции обратного порядка слов, те. об инверсии. При инверсии меняются местами рема и тема, что влечет перестановку акцентов. Сравним фразы: Подошла |