Культура речи. макет кривошапова романенко. Учебнометодическое пособие для студентов филологических специальностей Тирасполь 2015 удк 811. 116. 1 Ббк 81. 2 Рус5я2 С80 Составители
Скачать 1.24 Mb.
|
женщина. – Женщина подошла. Инверсируемый член предложения забирает с собой фраз- ное ударение, поэтому во второй фразе фразное ударение, как ив первой, приходится на слово женщина. Однако не меняется ни синтаксическая роль слова женщина в предложении, ни ре- математическое деление фразы ремой является в обоих случаях слово женщина. Инверсия – это расположение темы и ремы в обратном порядке с целью усиления экспрессивности речи. При этом перемещаются тактовые или фразные акценты, но основной смысл предложения не изменяется. И.И. Ковтунова выделила следующие типы инверсированных высказываний. С разговорной окраской. В препозицию выносится информативно значимый компонент, несущий наиболее сильный акцент Интересную принесли книгу мне. Насчет газа меня беспокоит вопрос. С народно-поэтической окраской (фольклорно-повествова- тельной. В начало фразы выносится рема – глагольное сказуемое Устала бедная птица. Слабеет взмах ее крыльев ныряет ее полет. Взвилась бы она к небу. ноне свить же гнезда в этой бездонной пустоте И. Тургенев). 3. С эпической окраской. В начало фразы выносится сказуемое, выраженное глаголом с семантикой движения, действия, состояния. Такое словорасположение характерно для повествования или описания и придает тексту эпический оттенок. Если в предложениях есть детерминант, то при инверсии он передвигается в середину или вконец предложения. Если предложение выражает одно понятие (предложение с нерасчлененной предикативной группой, то препозиция глагольного сказуемого в нем воспринимается как норма. Наступил день. Примером фразы с эпической окраской может служить предложение Громыхают паровозы, передвигая составы к пакгаузами обратно, резко лязгают лебедки, нагружая или опустошая — 38 корабли, стучат молоты, вызывая звон железа, свистят катера, гудят большие пароходы, точно перекликаясь между собою А. Новиков-Прибой). В предложениях с детерминантом при полной или частичной инверсии фраза приобретает рамочное оформление Незавидный был у него (Кирилла) отпуск. (Ср: У Кирилла был незавидный отпуск) (В. Тендряков). 4. С поэтической окраской. Поэтическая окраска свойственна предложениям с обратным порядком слов, в которых отсутствует экспрессивная интонация. Инверсирование только лексическое. Такой тип словорасположения встречается в стихотворной речи ив стилизованной прозе В поле чистом серебрится // Снег волнистый и рябой А. Пушкин Проходили через Глупов войска пешие, проходили войска конные М. Сал- тыков-Щедрин). Обычно инверсируются прилагательные-опре- деления. Ф разное ударение может быть снято вследствие равноакцент- ности полноударных слов, например, в поэзии, рассчитанной на мелодическое, напевное воспроизведение в устной речи. По синим волнам океана, Лишь звезды блеснут в небесах, Корабль одинокий несется, Несется на всех парусах. М. Лермонтов Основное назначение инверсии в поэзии – сохранять размер стиха и способствовать смысловому выделению отдельных слов. В отличие от прозаического текста смысловое выделение чаще достигается не акцентировкой важного в смысловом отношении слова, а его расположением в стихотворной строке. Сильными позициями для слова в стихе являются начало стиха конец стиха конец полустишия самостоятельная строка. Средствами выделения слова в стихе также являются знаки препинания, графические выделения (курсив, разрядка, шрифт и т. д — 39 — Тон На характер мелодики, кроме логического, эмфатического, фразного, тактового ударения, влияет степень понижения и повышения голосового тона. Тон служит одним из средств дифференциации функциональных стилей. Для художественной, разговорной речи, экспрессивных жанров публицистики характерно разнообразие степеней подъема и падения голоса. В отличие от произвольного монотона как средства речевой выразительности в художественной речи, непроизвольный монотон, обедненное, однообразное мелодирование речи характерно для строгих стилей русского языка. Условно уровни тона обычно представляют тремя основными «плоскостями»: верхней, средней и нижней. Обычно в плоскости верха передаются такие эмоциональные состояния, как беспокойство, неуверенность состояния, связанные с ожиданием будущего, с вымыслом, игрой, легкомыслием и подобными им. В плоскости низа обычно звучат фрагменты текста, передающие уверенность, достоверность, положительность, реальность, глубину чувства, содержательность. В первом случае принято говорить об эксцентрическом тоне, а во втором – о концентрическом, связанном с выражением глубоких чувств. Степени мелодического подъема или падения часто обозначают музыкальными терминами секунда, терция, квинта, октава. Приведем примеры на каждый тип мелодического интервала. Интервал секунды интервал между двумя соседними звуками в музыке. Длительное использование этого интервала приводит к монотону, который встречается в основном в так называемых проходных местах текста. Наблюдается в повествовании, описании, рассуждении: Глубокой ночью по обводной полосе подмосковного военно- го аэродрома медленно прохаживались, негромко разговаривая, комиссар государственной безопасности Леонид Иванович Стар ков и подполковник Михаил Степанович Марков. В. Ардамат- ский). 2. Интервал терции интервал в два тона в музыке) встречается в повествовании, рассуждении, когда необходимо проявить живой интерес, повышенное внимание к чему-либо, кому-либо: — 40 Осел увидел Соловья И говорит ему «Послушай-ка, дружище, Ты, сказывают, петь великий мастерище..». И. Крылов. 3. Интервал квинты интервал в три с половиной тона) характерен для речи, эмоционально окрашенной в большей степени, чем при интервале терции. Чаще встречается в вопросительных предложениях Что дам тебе в заклад Свиную кожу А. Пушкин, но возможен также в повествовательных фразах, несущих, помимо смысловой информации, эмоционально-экспрессивную, те. передающую одновременно с фактом сложное по своему составу чувство: Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову – с тебя сорву. И. Крылов. 4. Интервал октавы встречается в вопросительной или утвердительной фразе, произнесенной с высокой степенью аффектации, категоричности, в восклицательных предложениях, выражающих высокую степень восхищения и другие чувства Буря Скоро грянет буря М. Горький Эх, кони, кони, что за кони Вихри ли сидят в ваших гривах Н. Гоголь). Тональные переходы связаны в художественной речи с выражением определенных психологических состояний и настроений. Плавностью тональных переходов отмечены фрагменты текста, передающие торжественность, глубокое чувство, нежность, теплоту, имитирующие плавное движение предметов окружающего мира, например, набегание волн, полет птицы и др. Мелодика включает нисходяще-восходящее движение голосового тона (волна обратная) и восходяще-нисходящее (волна прямая): Эх, тройка птица тройка, кто тебя выдумал знать, убой- кого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. Н. Гоголь — 41 Фрагмент из лирического отступления из поэмы Н. Гоголя Мертвые души (XI глава, как и все в целом лирическое отступление, отмечен певучестью звучания, которая в музыковедении обозначается как легато (высшая степень певучести – кантилена. В приведенном примере легато не только передает чувство восхищения, но и вызывает представление о широком пространстве. Таким образом, тональность, как и любое иное средство интонации, может выполнять изобразительную, эмоционально-экспрессивную и экспрессивно-изобразительную функции. Вот пример использования легатов экспрессивно-изобразительной функции: Чайка с криком бросалась между волнами, плавно скользя поводе в их ухабы, выносилась на новой волне до высокого гребня и взлетала вся в брызгах и пене. И. Бунин). Полет чайки над морем передается плавными переходами от низкой тональности к более высокой (нисходяще-восходящая ин- тонация). Речь прерывистая, отражающая высокую степень взволнованности, словно имитирующая затрудненность дыхания, может быть представлена скачкообразными переходами от одного уровня тона к другому (стаккато – отрывисто. Например, к стаккато в поэме С. Есенина «Пугачев» тяготеет речь главного героя: А казалось. Казалось еще вчера... Дорогие мои. дорогие. хор-рошие... На изменении уровня тона могут строиться не только мелодические такты (мелодические стопы, которые представляют собой сочетание подъема и спада голосового тона, так называемую волну, но и более развернутые отрезки текста. Примером ровного, постепенного повышения уровня тона на протяжении довольно большого отрезка текста может служить период. Период греч. круг, обход, круговращение) – очень распространенное простое предложение или сложное предложение, характеризующееся со стороны содержания значительной полнотой и законченностью выражения мысли, единством темы, а со стороны интонации – распадением на две части повышение(греч. пр’отазис) и понижение(ап’одозис). Первая часть произносится с постепенным нарастанием тона голоса, затем следует пауза, после которой происходит заметное понижение тона. Такое интонационное оформление образует как бы кольцо, круг период открывается и замыкается одинаковым тоном. Приведем пример периода: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ли в многолюдный храм, Сижу ль средь юношей безумных, – Я предаюсь своим мечтам. А. Пушкин. Кроме постепенного повышения голосового тона, на первой части периода может наблюдаться и усиление звучания (крещендо): Как океан меняет цвет, Когда в нагроможденной туче Вдруг полыхнет мигнувший свет, Так сердце под грозой певучей Меняет строй, боясь вздохнуть, И кровь бросается в ланиты, И слезы счастья душат грудь Перед явленьем Карменситы. А. Блок. Обычно знаком тонального переломана письме является тире, нов последнем примере для выражения большей экспрессии протазис лучше продлить до последней строки Перед явленьем Карменситы» (музыкальной иллюстрацией этого периода может служить вступление к части Танец из Кармен-сюиты Ж. Бизе-Р. Щедрина). С понижением или повышением тона часто бывает связано изменение силы звучания речи. Сила звучания Сила звучания речи определяет ее динамику и тесно связана с ударностью. Тихое (пиано) или, наоборот, громкое (форте) звучание отдельных фрагментов текста служит передаче чувств, настроений, мыслей автора. Степень градации силы звучания по традиции обозначается музыковедческими терминами крещендо (усиливая), «морэн- до (замирая, «каляндо» (стихая, «субито» (внезапно, без плавного перехода) и др. Так, при выражении резкого всплеска эмоций сила голоса будет стремиться к возрастанию, к выражению усилия, причем без — 43 предварительного плавного перехода (субито форте. О таких изменениях силы тона обычно сигнализируют междометия и междо- метные фразы: Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила, Дева печально сидит, праздный держа черепок. Чудо! не сякнет вода, изливаясъ из урны разбитой. Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит. А. Пушкин Крещендо обычно встречается впервой части периода, атак- же при градации: Найду. Загоню. Доконаю. Замучу В. Маяковский. Для передачи элегической задумчивости, душевного покоя авторы нередко используют такой синтаксический строй, который помогает ощутить ослабление звучания (диминуэндо): Не знаю, где приют своей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла... Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий, В котором ты в сырую ночь ушла.. А. Блок Диминуэндо означает конец выражения мысли, уход, поэтому обычно встречается в конечной синтагме фразы. Тембр Тембр – это природная или произвольная окраска речи. Впер- вом случае тембр связан с особенностями устройства речевого аппарата говорящего. Во втором – является дополнительным выразительным средством, придающим тем или иным фрагментам текста особый эмоциональный колорит. Чувство гнева, активность в выражении мысли, категорический приказ и другие сильные эмоции могут быть переданы при помощи сухого, резкого, жесткого тембра. Наоборот, страдание, нежность, душевность окрашены в речи мягким, светлым тембром. Диапазон тембральных окрасок может быть очень широким. Вот самые основные окраски тембра, представленные в виде парных противоположностей: темный (глухой) – светлый (ясный) узкий (сжатый) – широкий (открытый — 44 тяжелый – легкий твердый (жесткий) – мягкий спокойный – живой холодный– горячий До настоящего времени тембр почти не изучен. Не каждый текст может иметь ярко выраженную тембровую окраску, однако такие элементы интонации, как динамика, темп, ритм, мелодика, паузы всегда присутствуют в нем. Ритм Ритм – это равномерное чередование напряжения и ослабления, ускорения и замедления и т. д. (ритм танца, музыки, работы, речи и т. п.). В стихотворении термины ритм и метр различа- ются. В силлабо-тоническом стихосложении метр – это условная схема расположения ударных и безударных слогов, ритм – фактическое их расположение. Средством внесения разнообразия в ритмико-метрическую схему стиха являются пиррихии и спондеи. В стихе, кроме слога, единицами ритма являются стихотворная строка, строфа, звуки звукосочетание. Ритм в стихе, как и мелодика, подчиняет себе синтаксис. В целях достижения большей выразительности поэты стремятся разнообразить ритм стихотворной речи всеми доступными им средствами. Кроме уже названных пиррихиев и спондеев, изменения в ритмический рисунок вносят логические ударения, паузы, мена размеров, чередование коротких и длинных стихов в строфе. Одним из первых художников слова, обогативших русскую поэзию новыми ритмами, был А. Фет. Глубоко анализируя особенности ритмико-мелодической структуры стихов А. Фета, Б.Я. Бухштаб останавливается намного- строчных фетовских строфах с удвоенными и утроенными рифмами, необычными стиховыми размерами: «Строфу, написанную длинным размером, он А. Фет] заключает одностопным, даже односложным стихом: Лесом мы шли по тропинке единственной В поздний и сумрачный час. Я посмотрел запад с дрожью таинственной Гас. — 45 Оригинальный эффект дает и обратный прием удлинение последнего стиха строфы: Она ему – образ мгновенный, Чарующий ликом своим, Он – помысл ее сокровенный; Да кто это знает, да кто это выскажет им? В русской поэзии вообще необычны строфы, в которых короткие стихи предшествуют длинным, вроде: Как мошки зарею, Крылатые звуки толпятся С любимой, мечтою Не хочется сердцу расстаться (А. Фет сочетает строки, различные не только по количеству стоп, но и по их роду, – притом стоп не только трехсложных анапеста и дактиля: Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих кленов шатер. Только в мире и есть, что лучистый Детски задумчивый взор. дактиля и амфибрахия: В пене несется поток, Ладью обгоняют буруны, Кормчий глядит на восток И будит дрожащие струны. Опыты такого рода делались и до А. Фета. Но А. Фет соединяет и ямб с амфибрахием: Давно в любви отрады мало: Без отзыва вздохи, без радости слезы; Что было сладко – горько стало, Осыпались розы, рассеялись грезы. Оставь меня, смешай с толпою! Но ты отвернулась, а сетуешь, видно, И все еще больна ты мною... О, как же мне тяжко и как мне обидно! Такое соединение – двухсложного размера с трехсложным – невозможно в системе русского классического стиха оно основано на ином ритмическом восприятии присоединении эти строки ощущаются и читаются не как ямб и амфибрахий, а как строки четыре- хударного стиха. Здесь в ямбических строках, для того чтобы они соизмерялись с амфибрахическими, не может быть пиррихиев; ни один сильный слог не может быть произнесен без ударения, как в нормальном ямбе.(...) А. Фет выходит здесь за пределы классического русского стиха, идя к акцентному стиху XX в. (Огромную роль в создании гармонического стиха играют соотношения ритма и синтаксиса. (Часто стихотворение строится на параллельных вопросительных предложениях с одними тем же вопросом, начинающим каждую строфу или каждое двустишие (например, стихотворения Почему, Отчего со всеми я любезна. Мелодически богаты стихотворения, в которых вопросы чередуются с восклицаниями, причем краткие предложения в один стих сменяются длинными, захватывающими несколько стихов и выравнивающими интонацию, например: Зачем уснувшего будить к тоске бессильной? К чему шептать просвет, когда кругом темно, И дружеской рукой срывать покров могильный С того, что спать навек в груди обречено? Ведь это прах святой затихшего страданья! Ведь это милые почившие сердца! Ведь это страстные, блаженные рыданья! Ведь это тернии колючего венца! Большую роль в создании мелодии у А. Фета (как в последнем примере) играют словесные повторы. Часты повторы целых стихов – обычно в концах строф, без изменений (как в стихотворении Мы встретились вновь после долгой разлуки) или с вариациями (как в стихотворении Солнца луч промеж лип были жгучи высок. Часта форма кольца, как в стихотворении Фантазия, где последняя строфа повторяет первую [9, с. Ритм прозы, в отличие от ритма стиха, строится не на периодической повторяемости ударных и безударных слогов, а на ритмическом чередовании болеекрупных единиц (такты, фразы, — 47 прозаические строфы, текстовые фрагменты и более крупные композиционные части, например, главы). В прозаическом тексте разнообразие ритма обусловлено динамикой самого образа. Яркими средствами ритмизации художественной прозы являются синтаксические повторы (анафора, эпифора, стык, кольцо, синтаксический параллелизм, хиазм (обратный параллелизм, эллиптические и парцеллированные конструкции, конструкции с именительным темы (сегментированные конструкции, анаколуф, прием умолчания, степень распространенности предложений, периоды, инверсия и другие. Встречаемые ив строгих стилях фигуры речи выполняют в основном функцию логического выделения отдельных синтагм, фраз, лексем привлекают внимание читателя поддерживают нормы единообразного оформления документа, например, в офици- ально-деловом стиле собирают воедино части целого (период в научном стиле). В художественной литературе основные функции фигур речи – экспрессивная, заключающаяся в расширении выразительности художественного текста, и эстетическая. Экспрессивно-праг- матическая функция реализуется ритмико-синтаксическими фигурами, которые широко используются в публицистических жанрах репортаж, очерк, фельетон и др.). В художественной речи ритм часто связан с передачей эмоционального состояния повествователя, лирического героя. |