Главная страница
Навигация по странице:

  • II. СТИЛИСТИКА РЕСУРСОВ Тема 1. ФОНОСТИЛИСТИКА

  • 1.2. Орфоэпическая стилистика

  • Основные особенности двух норм произношения

  • Произношение отдельных грамматических форм

  • Культура речи. макет кривошапова романенко. Учебнометодическое пособие для студентов филологических специальностей Тирасполь 2015 удк 811. 116. 1 Ббк 81. 2 Рус5я2 С80 Составители


    Скачать 1.24 Mb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие для студентов филологических специальностей Тирасполь 2015 удк 811. 116. 1 Ббк 81. 2 Рус5я2 С80 Составители
    АнкорКультура речи
    Дата28.04.2022
    Размер1.24 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файламакет кривошапова романенко.pdf
    ТипУчебно-методическое пособие
    #502969
    страница2 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
    Литература
    1. Балли Ш. Французская стилистика. – М, 2001.
    2. Барлас Л.Х. Русский язык. Стилистика- М, 1998.
    3. Бондалетов В.Д. и др. Стилистика русского языка- М, 1977.
    4. Будагов Р.А. Литературные языки и языковые стили. – М, 1997.
    5. Васильева АН. Курс лекций по стилистике русского языка. Общие понятия стилистики. Разговорно-обиходный стиль речи. – М, 1976.
    6. Валгина НС. и др. Теория стилей русского языка. – М, 1994.
    7. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М, 1993.
    8. Гвоздев АН. Очерки по стилистике русского языка. – М, 1995.
    9. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М, 1997.
    10. Кожина МН. Стилистика русского языка. – М, 1997.
    11. Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий- Свердловск, 1991.
    12. Ожегов СИ. Лексикология. Лексикография. Культура речи. – М,
    1974.
    13. Тезисы Пражского лингвистического кружка // Пражский лингвистический кружок- М, 1967.
    14. Харченко В.К. Разграничение оценочности, образности, экспрессии и эмоциональности слова. – РЯШ, 2006, № 3. – С. 67-68 15. Шмелев ДН. Русский языки его функциональные разновидности- М, 1997.

    — 13 —
    II. СТИЛИСТИКА РЕСУРСОВ
    Тема 1. ФОНОСТИЛИСТИКА
    Предметом изучения фоностилистики является стилистическая (как функциональная, таки экспрессивно-эмоционально-оце- ночная) окраска звуков, ударения, интонации, вариантов произношения. В рамках фоностилистики выделяют собственно фоностилистику, изучающую звуки речи сточки зрения их разнообразных стилистических функций (фоника);
    – орфоэпическую стилистику, основным предметом изучения которой являются орфоэпические варианты, стили произношения акцентологическую стилистику интонационную стилистику. Фоника
    В фонике изучаются типы звуковых повторов по сходству артикуляционных и акустических качеств звуков (ассонанс, аллитерация, а также по месту расположения звуков в строке, фразе, фрагменте текста (анафора, эпифора, эпанафора, кольцо звукоподражательные слова, слова-ономатопеи в аспекте их стилистических функций.
    Напомним, что звукоподражательные слова – это неизменяемые слова, которые своим звуковым составом воспроизводят издаваемые человеком, животными, предметами звуки, а также разнообразные явления природы, сопровождаемые звуками. Оно- матопея (др.-греч. óνοματοποιΐα словотворчество) – слово, являющееся звукоподражанием, возникшим на основе фонетического уподобления неречевым звукокомплексам. Чаще всего ономато-

    — 14 —
    пеической является лексика, прямо связанная с существами или предметами – источниками звука например, глаголы квакать, мяукать, кукарекать, тарахтеть
    .
    Приведем описание стилистических функций звукового повтора Изобразительная звуковая живопись) функция заключается в передаче ассонансом или аллитерацией образных звуковых впечатлений, имитирующих звуки окружающего мира. Например:
    Полночной порою в болотной глуши
    Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
    К. Бальмонт
    Аллитерация звука ш, ономатопея шуршат имитируют шорох камышей.
    Экспрессивно-изобразительная функция связана со звуковым символизмом, суть которого заключается в передаче не звуковых, а зрительных, осязательных, кинетических впечатлений посредством ассонанса и аллитерации, ономатопей и звукообразных слов. Звуки изображают не звуковую, а другие стороны действи- тельности:
    Сейчас глаза мои сомкнутся,
    Я крепко обнимусь с землей.
    В. Высоцкий
    В приведенном примере интересна передача движения смы- каемых век при помощи консонантного ряда, состоящего в основном из смычных согласных б, п, м. На первый план выступает артикуляционная характеристика звуков. Смыкание губ при произнесении звукам связывается по ассоциации с образом закрытых глаз. Можно проследить развитие этого образа на лексическом уровне. Выражение сейчас глаза мои сомкнутся – иносказательное обозначение смерти смысл фразы я крепко обнимусь с землей, также связанный с темой смерти, усиливает ощущение тесного слияния тела с землей. Образы сомкнутых век, соприкосновения с землей, переданные лексическими (сомкнутся, обнимусь си фонетическими средствами, символизируют смерть. Так взаимодействуют уровни языковой системы в поэзии, где внешнее выражение (звуки) подключается к воплощению общего смысла произведения —
    Эмоционально-экспрессивная функция, заключающаяся в передаче звуковыми средствами чувств и настроений, также опирается на символическую сторону звуков (звуковой символизм. Выхожу один я на дорогу.

    Сквозь туман кремнистый путь блестит.
    Ночь тиха, пустыня внемлет богу,
    И звезда с звездою говорит...
    М. Лермонтов
    В строфе ассонанс звуков у и о передает настроение грусти, совпадающее по эмоциональному напряжению с переживаниями лирического героя стихотворения.
    Ассонанс звуков и, э помогает ощутить величие и гармонию окружающего мира, а мотив грусти вплетает мотив мечты, отрешенности, который найдет завершение в последней строфе:
    Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея, Про любовь мне нежный голос пел.
    Надо мной чтоб, вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел.
    М. Лермонтов
    Кроме ассонанса, мотив мечты поддерживает аллитерация сонантов л, мн Традиция деления звуков на грубые и нежные, эстетические и неэстетические развивалась на основе учения МВ. Ломоносова, до сих пор не утратившего своего значения. Идею о связи звучания речи с ее смыслом Ломоносов выразил в труде Краткое руководство к красноречию (1748): частое повторение
    письмени аспособствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины, также и внезапного страха учащение письмен е, и, ѣ, ю – к изображению
    нежности,
    ласкательства, плачевных или малых вещей через
    япоказать можно приятность, увеселение, нежность и склонность через о, у, ы – страшные и сильные вещи гнев, зависть, боязнь и печаль звуки к, п, т, б, г, д имеют произношение тупое и нет в них ни сладости, ни силы, ежели другие согласные к ним не припряжены, и потому могут только служить в том, чтобы изобразить ... действия тупые, ленивые и глухой звук имеющие ...».

    — 16 Предельно абсолютизировали роль звуковой семантики футуристы. Однако такая абсолютизация уводила поэзию в сторону формального экспериментаторства.
    Смысловая функция звукописи заключается в выделении ассонансом и аллитерацией, а также лексически центрального зву- кообраза.
    Слезливое море вокруг разлилось, И вот принимаю я слезную ванну,
    Должно быть, по морю из собственных слез
    Плыву к слезовитому я океану.
    В. Высоцкий
    Звукообраз слез поддержан аллитерацией звуков з, с, л, ассонансом звука [о].
    Вот он, удел желанный Всех, кто в пути устали, Ветер благоуханный
    Пью я сухими устами,
    Ветер благоуханный.
    С. Есенин
    Звукообраз ветра, воздуха, появившийся уже в I строфе стихотворения, усилен гармоническим повтором сходных и одинаковых в акустическом и артикуляционном отношении звуков и звукосочетаний усу, ус, х, ух, ст. Очевидно, следует произносить [хто], что может быть объяснено характером звукописи – аллитерацией звуках Серией звуковых подобий [лан], [ал], ан, [ам], [уд], [ут], уст поддержан звукообраз удела желанного.
    Композиционная функция заключается в разном звуковом оформлении каждого нового художественного образа:
    Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов аллитерация звуков з, р. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки аллитерация звуков л, к, с желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою аллитерация звуков к, х, р повтор созвучия [ерх]); белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности аллитерация звуков к, п занесенный бог весть откуда

    — 17 колос пшеницы наливался в гуще аллитерация звуков с, ш, ц, щ) (Н. Гоголь).
    Задание. Найдите в тексте звуковые повторы и определите их функции. Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила А. Пушкин. И я 6 заслушивался волн,
    И я глядел бы, счастья полн,
    В пустые небеса;
    И силен, волен был бы я,
    Как вихорь, роющий поля,
    Ломающий леса.
    А. Пушкин. Да здравствуют нежные девы
    И юные жены, любившие нас!
    А. Пушкин. Что за чудные извивы
    На коре вокруг дупла!
    А под ивой как красивы
    Золотые переливы
    Струй дрожащего стекла!
    А. Фет.
    5. Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
    Лучи у наших ног в гостиной без огней.
    Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
    Как и сердца у нас за песнею твоей.
    А. Фет.
    6. Ты помнишь ли мягкие тени
    Ложились неслышно кругом,
    И тихо дрожали сирени
    Под нашим открытым окном...
    К. Фофанов. Вползи ко мне змеей ползучей, Вглухую полночь оглуши, Устами томными замучай, Косою черной задуши.
    А. Блок

    — 18 —
    8. Весною слышен шорох снов
    И шелест новостей и истин.
    Б. Пастернак. И все терялось в снежной мгле
    Седой и белой.
    Свеча горела на столе,
    Свеча горела.
    Б. Пастернак. Я вольный ветер, я вечно вею, Волную волны, ласкаю ивы,
    В ветвях вздыхаю, вздохнув немею, Лелею травы, лелею нивы.
    К. Бальмонт.
    11.
    Смуглый отрок бродил по аллеям
    У озерных глухих берегов,
    И столетие мы лелеем
    Еле слышный шелест шагов.
    А. Ахматова.
    12. Изведать то, чего не ведал сроду, глазами, ртом и кожей пить простор. Кто в океане видит только воду,
    тот на земле не замечает гор.
    В. Высоцкий. Сгину я – меня пушинкой ураган сметет с ладони,
    и в санях меня галопом повлекут по снегу утром, вы на шаг неторопливый перейдите, мои кони,
    хоть немного, но продлите путь к последнему приюту!
    В. Высоцкий.
    14.
    А когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется, и когда наши кони устанут под нами скакать,
    и когда наши девушки сменят шинели на платьица, не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять...
    В. Высоцкий

    — 19 —
    15. Я полмира почти через злые бои
    прошагал и прополз с батальоном,
    а обратно меня за заслуги мои
    санитарным везли эшелоном.
    В. Высоцкий. Полгода не балует солнцем погода, и души застыли подкоркою льда,
    и, видно, напрасно я жду ледохода,
    и память не может согреть в холода.
    В. Высоцкий. Желтый клен глядится в озеро, Просыпаясь на заре.
    За ночь землю подморозило, Весь орешник в серебре. Запоздалый рыжик ежится,
    Веткой сломанной прижат. На его озябшей кожице Капли светлые дрожат.
    Тишину вспугнув тревожную В чутко дремлющем бору, Бродят лоси осторожные,
    Гложут горькую кору.
    О. Высотская.
    18. Все притаилось. все изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептали хлопал одинокий, крупный лист лопуха. И. Тургенев.
    1.2. Орфоэпическая стилистика
    В орфоэпостилистике исследуются особенности произношения гласных и согласных звуков изучаются правила произношения отдельных грамматических форм, слов иноязычного происхождения, имен собственных в соответствии стем или иным стилем речи.
    Произносительные нормы начинают складываться на основе московского говора, влияние которого возросло к концу XVIII в,

    — 20 когда уже устарел высокий ораторский стиль славянской речи. К началу в. сложилась московская орфоэпическая норма. При изучении произведений МВ. Ломоносова, АН. Радищева и других поэтов начала XIX вписавших высоким риторическим слогом, важно уметь распознавать в тексте элементы архаического произношения, что поможет студенту, как будущему учителю, правильно интерпретировать литературное произведение в школе.
    Основные признаки архаического произношения следующие буквенное проговаривание окончаний прилагательных в родительном падеже нощнаго, святаго;
    – оканье дорога, порядок [у]-фрикативное: мо[у]гла, бо[у]а;
    – произнесение э на месте о после мягких согласных под ударением бер[э]за, м[э]д.
    «Младшая» норма в основном развивалась на основе петербургского варианта произношения, который уже к середине XIX в. начинает конкурировать с московскими оказывать на него влияние. Главное отличие петербургского варианта заключалось в усилении книжного,
    «буквенного» произношения, которое не считалось общепризнанной нормой вплоть до XX в. Старомосковское произношение сохранялось на сцене Московского художественного театра, Малого театра, культивировалось среди актеров и части купечества, поэтов и писателей (В.Я. Брюсов, П.М. Третьяков, СИ. Мамонтов, К.С. Станиславский, ИМ. Москвин, СИ. Морозов, МС. Щепкин, МН. Ермолова, О.О. Садовская, ММ. Тарханов,
    В.И. Качалов и др.).
    Основные особенности двух норм произношения

    п/п
    «Старшая» норма
    «Младшая» норма
    1.
    Эканье (еканье п[э]так, п[э]тух,
    цв[э]ты,
    пр[э]красный
    (петербургский вариант, сохранившийся в высоком стиле)
    Иканье: п[и]так, п[ц]тух, цв[и]ты,
    пр[и]красный
    (московский вариант, имевший давнюю традицию)
    2.
    Мягкое долгое [жж`]: вожжи, дрожжи, е[жж‘]y, брю[жж`]ать
    Твердое долгое
    [жж]: вожжи, дрожжи, е[жж]у,
    брю[жж]ать

    — 21 —

    п/п
    «Старшая» норма
    «Младшая» норма
    3.
    Бифонемное [шч] – [шч]астье,
    ле[шч] устаревший петербургский вариант произношения)
    Мягкое долгое [шш`] –
    [шш`]астье, ле[шш`]
    4.
    [γ] фрикативное в отдельных словах
    бла[γ]о, бла[γ]одать, то[γ]да, все да, ино[γ]да
    Буквенное произношение
    5.
    На месте к перед глухими к, п, т произносится звук х х полю, х тому, х кому

    Буквенное произношение
    6.
    Перед г, б, д – фрикативное городу, [γ ] бою, [γ] дому
    В соответствии с фонетическим законом ассимиляция по звонкости г бою, г городу, г дому
    7.
    Обязательное ассимилятивное смягчение зубных перед губными, губных перед мягкими губными зверь, дверь, [в`мятина]
    Твердое произношение
    [зверь], дверь, вмятина. Ассимилятивное смягчение зубных з, с перед л слива, [воз`ле]
    Твердое произношение
    [слива], [возле]
    9.
    Прогрессивная ассимиляция по мягкости звуков т, р первый,
    че[т`ве́р`х], ве[р`х`]
    Твердое произношение
    10.
    Обязательное смягчение всей группы согласных перед в
    торже[c`т`в]енный, женственный, бе[ц`т`в]ие.
    Также встречалось смягченное [ж`н`], [ж`д`]: художник, прежде (данная особенность относится к влиянию Петербурга)
    Твердое произношение
    торже[cтв]енный, женственный, бе[цтв]ие.
    Буквенное произношение
    11.
    [шт] в словах что. чтобы
    Иногда встречается произнесение
    [чт] как отражение влияния буквенного принципа
    12.
    [шн] в словах кроше[ш]ный, башма[ш]
    ный, моло[ш]ная, було[ш]ная,
    коне[ш]но, наро[ш]но, сливо[ш]
    ный, огуре[ш]ный, балалае[ш]ник,
    гре[ш]невый, лодо[ш]ник, кирпи[ш]
    ный и др только [чн] в словах книжных безоблачный, вечность, наконечник, циничный, Только в ряде слов сохранилось произношение [шн]: коне[ш]но,
    ску[ш]но, яи[ш]ница, горчи[ш]ник, сердешный (друг, скворе[ш]ник. Встречаемое иногда произнесение ч в соответствии с буквенным принципом произнесения не рекомендуется. Следует иметь ввиду —

    п/п
    «Старшая» норма
    «Младшая» норма
    личный и др в словах сравнительно позднего происхождения, например, возникших в советскую эпоху маскировочный, съемочный, поточный, точный (метод в словах, имеющих родственные образования сч речной, дачный, удачный, ночной
    разграничения стилистического характера сердешный друг – сердечная мышца
    (научн.).Некоторые женские отчества также произносятся с [шн]: Савви[ш]на, Лукини[ш]на
    Фомини[ш]на и т. п.
    13.
    После шипящих в первом предударном слоге на месте а произносится звук ы или э ш[ы]ры,
    ш[ы]ги, ж[ы]ра
    Произносится аза исключением некоторых слов лош[ы]дей, ж[ы]
    смин, ж[ы]кет, рж[ы]ной, ж[ы]
    леть
    Произношение отдельных грамматических форм
    14.
    Произношение [ут] в окончаниях
    3-го лица глаголов 2 спряжения:
    хо[д’ут], но[с’ут]
    Буквенное произношение
    хо[д’ят], носят. После г, к, х в суффиксе ива вместо и произносится звук ъ, заднеязычные произносятся твердо
    постук[ъ]вать, помалк[ъ]вать,
    размах[ъ]вать
    Буквенное произношение
    постук[и]вать,
    помалк[и]вать, размах[и]вать
    16.
    В прилагательных на
    -кий, -гий, -хий после заднеязычных произносится ъ велик[ъ]й,
    пег[ъ]й, тих[ъ]й
    Буквенное произношение
    велик[и]й, пегий, тих[и]й
    17.
    Постфиксы -сь, -ся произносятся с твердым с улыбаю[с], смею[с]
    Мягкое произношение
    улыбаю[с`], смею[с`]
    18.
    Окончание –ый в прилагательных мужского рода единственного числа произносится как ъ стар[ъ j],
    нов[ъ Буквенное произношение стары
    j], новы Произношение существительных единственного числа в именительном и предложном падежах различается. В именительном падеже произносился звук, близкий к э, в предложном – близкий к и поле
    – И.п., в пол[и] – П.п.
    Произношение не различается

    — 23 —

    п/п
    «Старшая» норма
    «Младшая» норма. Окончания прилагательных множественного числа –ие, –ые произносятся как [ыjъ], [иjъ], [иjъ]:
    cmap[ыjъ], xopош[ыjъ], син[иjъ]
    Произносится [иjь],[ыjь]:
    cmap[ыjь], xopош[ыjь],
    син[иjь]
    Еще впервой половине XX в. многие черты московского произношения считались обязательной нормой строгой разновидности нейтрального и высокого стилей произношения. Однако с распадом старомосковских норм и с ростом тенденции
    «побуквенного» произношения понятие стиля произношения стало соотноситься с понятием типа произнесения. Высокому стилю произношения соответствует полный тип произнесения, свободной разновидности нейтрального стиля и разговорному стилю – неполный.
    Основные признаки высокого стиля произношения аканье, эканье;
    – твердое произношение согласных перед э в заимствованных словах фонетика, сонет, интеграл, асептика произношение о в предударных слогах ряда заимствованных слов поэт, ноктюрн, роман, бокал нередко примета манерной речи произношение [j] в окончаниях –ие, –ые: нов[ыjь],стар[ыjь];
    – отдельные звукосочетания произносятся без нулизации звука бездна, здравствуй отсутствие различий в степени редукции гласных в первом предударном слоге ив остальных безударных слогах при очень замедленном темпе произнесения в ораторском стиле и при пении г[а]
    в[а]рит М[а]сква; Что ст[а]ишь, к[а]ча[йа]сь, тонк[айа] р[‘а]бина?
    Основные признаки разговорного стиля произношения гласные в безударных слогах подвергаются высокой степени редукции вплоть до полного исчезновения звука, те. до его нули- зации: со[рк]овые сороковые, [фта]карточка фотокарточка неслоговые согласные заменяются слоговыми блю[ч]ко
    (блюдечко), [б]дожди подожди исчезают целые звукосочетания Map’ Ванна Мария Ивановна, наскат’ надо сказать, чек человек

    — 24 —
    – выпадают согласные звуки к[а]да когда, друг[уу] без j);
    – усиливается ассимиляция согласных по твердости-мягкости: светлый, армия следствием быстрого темпа произношения являются синкопа пропуск срединных звуков, аферезис – пропуск начальных звуков, апокопа – пропуск конечных звуков. Часто проглатываются конечные звуки различных частей речи уж уже, чтоб чтобы,
    здрас’ здравствуйте, Ван Ваня, Свет (Света).
    От разговорного следует отличать просторечный стиль произношения, находящийся внелитературной нормы, однако в свое время на базе городского мещанского просторечия Москвы формировались орфоэпические нормы. К числу фактов просторечного произношения относятся, например, такие скр[ы]пка,
    ц[а]лует,
    гр[ы]б, в[ы]шня и др. [21, 22].
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта