Главная страница
Навигация по странице:

  • К.А. Цатурова История физической культуры в РоссииУчебно-методическое пособие г. Нижний Новгород 2001 год

  • Содержание ГЛАВА 1.

  • ГЛАВА 3.

  • ГЛАВА 1 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА У НАРОДОВ НАШЕЙ СТРАНЫ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVIII ВЕКА

  • 1.2. Физическая культура в эпоху первых политических образований

  • Урарту (

  • 1.3. Физическая культура в Киевском Государстве и русских княжествах в период феодальной раздробленности ( IX - X 1 V

  • "Поучении детям

  • Вопросы для самопроверки

  • Цатурова. Учебнометодическое пособие г. Нижний Новгород 2001 год


    Скачать 0.54 Mb.
    НазваниеУчебнометодическое пособие г. Нижний Новгород 2001 год
    АнкорЦатурова.doc
    Дата27.05.2017
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЦатурова.doc
    ТипУчебно-методическое пособие
    #8161
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту

    К.А. Цатурова

    История физической культуры

    в России

    Учебно-методическое пособие

    г. Нижний Новгород

    2001 год

    УДК 7а6.072 (или 7а6 (Оа) (07) Ц224) Цатурова Клара Андреевна - История физической куль­туры в России. Учебно-методическое пособие, 2000г., с. 128

    Печатается по рекомендации кафедры УИФК Совета Нижегородского филиала СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта.

    Учебно-методическое пособие представляет собой систематизированное изложение истории физической культуры в России с древнейших времен до наших дней. Пособие последовательно знакомит с основными этапами формирования и развития физической культуры в Древней Руси, Московском государстве, Российской империи, России советской и постсоветской. Изложение событий доведено до конца XX века. По каждому историческому этапу сделаны краткие выводы и даны вопросы для самопроверки. Структура пособия и содержание учебного материала соответствуют программным требованиям курса истории физической культуры. Пособие предназначено для студентов физкультурных учебных заведений.

    Рецензенты:

    Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор В.М. Выдрин

    Кандидат педагогических наук, доцент Т.М. Антонова

    ISBN - 5 - 7065 - 8

    © Цатурова К.А. - доцент, кандидат педагогических наук. 2000.

    Содержание

    ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА У НАРОДОВ НАШЕЙ СТРАНЫ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVIII ВЕКА…………………………………5

    1. Элементы физической культуры в первобытном обществе…………..5

    2. Физическая культура в эпоху первых политических образований….6

    3. Физическая культура в Киевском Государстве и русских княжествах в период феодальной раздробленности (XV - XVII вв.)…………………… 9

    4. Физическая культура в Русском централизованном государстве (XV -XVII вв.)……………………………………………………………………….13

    ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

    В РОССИИ ХУШ ВЕКА……………………………………………………...18

    1. Физическая культура в период образования Российской империи…18

    2. Физическая культура в дворянской империи

    ХУШ века……………………………………………………………………...22

    ГЛАВА 3. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ В
    ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В………………………………………………..29

    ГЛАВА 4. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ ВО
    ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ……………………… 34

    1. Развитие научно-теоретических основ физического воспитания…...34

    2. Физическая подготовка в армии……………………………………...38

    3. Физическое воспитание учащейся молодежи………………………...40

    4.4. Развитие спорта и международные связи
    российских спортсменов ………………………..44

    4.5. Физическая культура и спорт накануне и в годы первой мировой войны………………………………………………………………………...55

    ГЛАВА 5. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙСИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ………………………………………..60

    5.1. Физическая культура в годы гражданской войны…………………61

    1. Физическая культура в 20-е годы…………………………………..65

    2. Физическая культура в 30-е годы………………………………….72

    3. Физическая культура накануне и в годы

    Великой Отечественной войны……………………………………………83

    ГЛАВА 6. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ………………………………………………………89

    1. Восстановление и дальнейшее развитие массового физкультурного движения (1945-1959 гг.)………………………………………………….89

    2. Новый этап в развитии социалистической физической культуры (1960-1990 гг.)…………………………………………………………….98

    3. Физическая культура в постсоветской России…………………..117

    Литература……………………………………………………………..128

    ГЛАВА 1

    ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА У НАРОДОВ

    НАШЕЙ СТРАНЫ С ДРЕВНЕЙШИХ

    ВРЕМЕН ДО XVIII ВЕКА

    1.1. Элементы физической культуры в первобытном обществе

    Возникновение и первоначальное развитие физической культуры у народов, проживавших на территории нашей страны, относится к самому раннему периоду человеческой истории - первобытному обществу. Археологические раскопки и этнографические исследования показывают, что уже в древности, у народов, живших в условиях первобытной общины, применялись различные физические упражнения и игры, связанные с охотничьей, земледельческой, скотоводческой деятельностью, с бытом и культовыми обрядами.

    Представление об элементах первобытного физического воспитания дают и рисунки на камне - петроглифы, сделанные древними охотниками и рыболовами. Такие рисунки найдены на стоянках первобытных людей у Онежского озера и Белого моря. На них - изображения фигурок в беге, передвижении на лыжах, стрельбе из лука, танцевальных движениях и играх. Характер некоторых изображений дает основание полагать, что уже тогда появились простейшие формы передачи опыта - обучение физическим упражнениям, основанное на подражании трудовым действиям. Постепенно подражательные игры заменялись символическими. В игры вводились предметы, не имевшие прямого отношения к труду - бабки, свайки, клюшки, набивные мячи и пр.

    Судя по этнографическим материалам, у многих сибирских и дальневосточных племен широко использовались в воспитательных целях коллективные состязания в беге, прыжках, плавании, гребле, метаниях. У манси и нанайцев, проживавших в тайге, популярны бьши игры в медведя, у ненцев, занимавшихся оленеводством - игры в оленя, сопровождавшиеся действиями с арканом. У осетинского народа - восхождения на горные вершины и переход по качающейся перекладине через горные реки и т.п. Эти сведения дают представление о том, как зарождалась физическая культура у народов, проживавших на территории нашей страны. Каждый из них внес свой вклад в становление и развитие отечественной системы физического воспитания.

    1.2. Физическая культура в эпоху первых политических образований

    Возникнув в условиях первобытной общины, многие физические упражнения и игры в усовершенствованном виде применялись в быту племенных союзов скифов, сарматов, восточных славян и в древних рабовладельческих государствах Закавказья, Средней Азии и Северного Причерно­морья. Здесь они использовались уже в целях не только трудовой, но и военной подготовки. Скифы и сарматы, имевшие поселения на севере Черного моря и кочевавшие по прикаспийским и приазовским степям, были прекрасными наездниками, отлично владели различными видами наступательного и оборонительного оружия, что достигалось специально организованным военно-физическим воспитанием юношества. Римский писатель V века Апполинарий Сидоний писал о скифах: "У них страшные и верные руки, наносящие легкими копьями неизбежную смерть".

    Сарматская система воспитания походила на скифскую. Сарматы также были отличными наездниками, в совершенстве владели мечом и шитом, умело вели рукопашный бой, о чем сообщает древнеримский историк Корнелий Тацит. Сарматские женщины не уступали мужчинам в искусстве верховой езды, в стрельбе из лука, метании дротика.

    У всех племен во времена празднеств практиковались состязания всадников, призовая стрельба из лука, конные игры и единоборства. В некоторых захоронениях были найдены каменные, костяные и глиняные фигурки, предназначенные специально для игр.

    Своеобразием отличалось физическое воспитание у древних славян. К V-VI векам они образовали политический союз племен в целях отражения опустошительных набегов кочевых племен. Наряду с трудовой, большое внимание уделялось военно-физической подготовке. Воспитание детей осуществлялось всей родовой общиной.

    По свидетельству многих авторов, славяне отличались высоким ростом, силой и закалкой. Современники отмечали их выносливость в ходьбе и беге, плавании, гребле. Известно, что в ответ на набеги варягов они совершали походы на парусниках и ладьях по рекам и морям, доходя до берегов Дании и юга Норвегии, пускались в плавание по Днепру в Черное море и доходили до Крита.

    Основной формой занятий физическими упражнениями были игрища, которые они устраивали в честь языческих богов Свагора, Ярилы, Перуна, Даждь-бога и других. В про­грамму обычно включались игры с элементами бега и прыжков, борьбы, стрельбы из лука, кулачные бои, игры с животными, изображавшие приемы их приручения, культовые игры - горелки, прыжки через костер, "чур" и др. Различные боевые упражнения, военные танцы и хороводы обязательно исполнялись на тризнах-обрядах погребения павших воинов.

    По мере разложения родовых отношений и появления имущественного неравенства, физическое воспитание стало приобретать классовый характер. Почти у всех народов, совершавших переход к классовому обществу, существовало в той или иной форме рабство. Но наиболее развитые рабовладельческие отношения с признаками рабовладельческого типа физической культуры, сложились в Закавказье, Средней Азии и Северном Причерноморье.

    Древнейшей рабовладельческой формацией в Закавказье было государство Урарту (IX-V вв. до н.э.).Многочисленные войны, которые вело государство, требовали от жителей хорошей военно-физической подготовки. Основной боевой силой была конница, поэтому конное дело было высоко развито. В Урарту имелись даже конные заводы, проводились состязания в езде на колесницах, в скачках, фиксировались результаты прыжков коня с всадником. Кроме того, были развиты фехтование и стрельба из лука.

    Наследниками культуры Урарту, в том числе и физической, стали Армения и Грузия. В Древней Армении, население которой состояло из рабовладельческой аристократии, крестьян-общинников и рабов, основу армии составляло крестьянское ополчение. Поэтому физическое воспитание получали не только рабовладельцы, хотя оно у них было лучше организовано, чем у крестьян. Дети аристократов с 7-8 лет под руководством опытных воинов обучались искусству верховой езды, фехтования, стрельбы из лука, кулачного боя и борьбы. Много времени отводилось охоте и конным играм. На крупных праздниках, таких как Навасард и Вардавар, устраивались состязания с большим числом участников. Для их проведения строились спортивные арены. Жители Армении и Грузии были хорошо знакомы с культурой эллинов и римлян, многое перенимали у них и в области физического воспитания. Известно, что армянские атлеты участвовали в Олимпийских играх и добивались побед. Так, одним из последних олимпиоников был армянский князь Вараздат, выигравший на 291-х играх в 385 г. соревнования по кулачному бою.

    В VII-V вв. до н.э. на севере Черного моря возникли города Ольвия, Херсонес, Феодосия и другие, основанные эллинами как города-колонии. В них применялись многие элементы древнегреческой системы физического воспита­ния, имелись палестры и гимнасии, проводились регулярные тренировки и состязания. Наиболее известные - в честь богов Ахилла и Гермеса. На них состязались атлеты из многих городов. В программе были состязания в беге, прыжках, метании диска и копья, борьбе, кулачном бое, стрельбе из лука, скачках и гонках колесниц. Кроме того, атлеты колоний выезжали в Афины для участия в Панафинейских играх и нередко выходили победителями, награждаясь амфорами с оливковым маслом и зерном. Такие амфоры были найдены участниками археологических экспедиций у Черного моря и хранятся теперь в Эрмитаже.

    1.3. Физическая культура в Киевском Государстве и русских княжествах в период феодальной раздробленности (IX-X1V вв.)

    В IX в. на территории Восточной Европы возникло государство славян, центром которого стал Киев. Образование Киевской Руси знаменовало переход славянских и иных племен, проживавших на этой территории, от первобытных отношений к феодальным. С установлением феодального строя на Руси стал формироваться феодальный тип физической культуры, который характеризовался разделением на физическую культуру господствующих классов и народных масс.

    Киевское Государство возглавлял Великий князь, которому подчинялись князья и посадские мужья, управлявшие отдельными регионами страны. Во время боевых междоусобных действий, для отражения военных набегов и участия в военных походах к основному составу княжеской дружины, состоявшей из феодалов, набирали народное ополчение из крестьян. Поэтому в физическом воспитании не было резкой классовой дифференциации. Феодалы были заинтересованы в хорошей физической подготовке ополченцев и сами нередко занимались ею.

    В X1-XIV вв. Русь вела длительную борьбу за свою независимость с половцами, литовцами, немецкими рыцарями, шведами, поляками, татаро-монголами - более 160 войн, не считая междоусобных. Эта борьба требовала от народа высоких физических качеств - выносливости, силы, ловкости, умения бороться, владеть оружием. Все это в значительной мере определяло военно-прикладную направленность системы физического воспитания, хотя, наряду с военными, в народе широко бытовали физические упражнения, связанные с трудовой деятельностью, зимними и летними развлечениями и играми.

    Ценными источниками, дающими представление о распространенных на Руси физических упражнениях и играх, являются древнеславянские летописи - Ипатьевская, Лаврентьевская и другие, такие литературные памятники как "Повесть временных лет", "Слово о полку Игореве", былины и сказания о русских богатырях, народные пословицы и поговорки. Из них мы узнаем, что на Руси широкой популярностью пользовались борьба, кулачные и фехтовальные бои, стрельба из лука, поднятие и метание камней, бег, ходьба на лыжах, верховая езда, плавание и гребля. В Лаврентьевской летописи есть свидетельство об играх с домашним быком.

    Повсеместно была распространена борьба. Фрески с изображением борцов до сих пор сохранились в Софийском соборе Киева. В ряде княжеств распространилась славяногорицкая борьба.

    Популярны в народе были разнообразные приемы ратоборства. Они включали фехтование на палицах, с копьями, обоюдоострыми мечами, рубку саблями. В фехтовальных поединках применялись дубинки - "ошарашники", дротики-сумецы. Ратоборцы обучались приемам защиты телом, подножкам, уходам и уверткам от ударов, что нашло отражение в пословицах - "не тот борец, кто поборол, а тот, кто вывернулся", "силач силачом, а ловкость и сноровка свое возьмут".

    Особой популярностью на Руси пользовались кулачные бои - поединки - "сам на сам" и групповые - "стенка на стенку". Одиночные бои чаще всего применялись для разрешения споров. В групповых кулачных боях сходились деревня на деревню, улица на улицу, слобода на слободу. Участники делились на "стены" по возрасту - подростки, юноши, взрослые, причем подростки дрались с подростками и не имели права биться с юношами, а юноши - с взрослыми. Существовал целый ряд и других неписаных правил и этических норм, которые строго соблюдались. Например, - "лежачего не бить", "подножек не ставить", "биться лицом к лицу", "со спины не нападать", "заначку в рукавицу не класть", "в схват не браться", "на чужую сторону не переходить" и др. Таких правил насчитывалось около 20-ти, что свидетельствует о попытках регламентировать кулачные бои как средство физического воспитания. В приемах кулачного и фехтовального боя было много сходного с тактическими приемами, используемыми во время боевых действий княжеских дружин.

    Популярность борьбы и кулачного боя в народе подтверждается пословицами "без борца, да бойца - нет венца", "кулачный боец - добрый молодец".

    В зимнее время, особенно в северных княжествах, были распространены катания на санках, коньках, лыжах, игры в снежки, "взятие снежных крепостей". Летом играли в бабки, городки, чурки, набивные мячи; бытовали игры на преодоление сопротивления, с элементами погони и поиска (бег взапуски, "прятки") и др.

    Издревле в народе ценили целебные свойства воды и широко использовали купание, плавание и ныряние в гигиенических и закаливающих целях. Распространенным средством закаливания служили имевшиеся в каждом подворье парные бани с обливанием холодной водой, а в зимнее время - с купанием в проруби.

    Важное прикладное значение имело гребное дело. Гребля широко использовалась в трудовой практике и во время военных походов, что требовало специальной подготовки. Русские дружинники были хорошими гребцами, умело управлялись с парусом. В скандинавских сагах имеется запись о том, что славянский флот из 760 ладей в августе 1136 г. участвовал в морском сражении у норвежского города Конундахалду и захватил его. О размерах ладей можно судить по тому, что в каждой находилось по 44 воина и 2 лошади.

    Несмотря на то, что после крещения официальной религией стало христианство, в большинстве регионов продолжали проводить игрища, посвященные языческим богам. Сложились определенные формы их проведения, дни календаря, например, 16 февраля - день "встречи зимы с весной", 26 июня - день Купалы, Судя по летописным данным игрища, носили массовый характер. Нередко они устраивались на местах исторических битв в память о подвигах героев, а иногда приурочивались даже к христианским праздникам.

    У феодалов, составлявших старшую дружину князя, сложилась своя система военно-физической подготовки. Она основывалась на народных упражнениях и играх, но имела различия в средствах физического воспитания и формах его организации. Важное место в обучении молодых воинов отводилось овладению прикладными навыками в верховой езде, владению всеми видами холодного оружия, охоте с соколами и гончими, облавами на крупного зверя. В качестве средств физической подготовки использовались бег на большие расстояния, упражнения в лазаньи, борьба и кулачный бой.

    Периодически при дворах Великого и удельных князей устраивались "конные ристания", в программу которых входили скачки, рубка на скаку, вольтижировка, стрельба из лука, метание копий, фехтование и борьба. О так называемых "турнирах знати" - "господарских утехах" - организуемых в княжеских дворах и фактах посвящения боярской молодежи в рыцари, упоминается в Ипатьевской летописи.

    Представление о физическом воспитании и физической подготовке феодалов можно составить по сведениям о Владимире Мономахе. Он был крепкого телосложения, физически силен и вынослив. Отличный охотник, он вступал в единоборство с медведями, кабанами, лосями и даже, зубрами. Митрополит Никифор, в одном из писем, упоминает о привычке Мономаха ходить зимой на лыжах. Сам Мономах писал, что сотни, раз скакал из Чернигова в Киев, к отцу, преодолевая за день 140 км. Он со своей дружиной провел 83 дальних похода верхом и на ладьях. В "Поучении детям своим"Мономах, перечисляя важнейшие занятия княжичей на каждый день, называет охоту и верховую езду, рекомендует заниматься физическими упражнениями, развивать в себе силу, ловкость, выносливость и смелость. Он завещал потомкам быть мужественными, не бояться "ни рати, ни зверя". "Поучение" - своеобразное педагогическое сочинение, которое донесло до нас цели и содержание физического воспитания представителей господствующего класса.

    Мономах много сделал для укрепления Киевского государства, объединив три четверти его территории. Но после его смерти междоусобицы обострились. Феодальная раздробленность привела к ослаблению государства. Тяжелым ярмом на плечи народа легло монгольское иго. Русичи были оттеснены завоевателями в лесные дебри северо-востока, оказались в стороне от выгодных торговых путей, были лишены прямых контактов с Европой. В этих условиях Русь смогла, с одной стороны, сохранить свою самобытность, письменность, религию, искусство, культурные традиции, в том числе, и в области культуры физической, с другой - более чем двухвековое иго стало причиной экономической, культурной и политической отсталости.

    1.4. Физическая культура в Русском централизованном государстве (XV-XVII вв.)

    Необходимость освобождения от татаро-монгольского ига, защиты от завоевателей с Запада, потребность выхода к морским торговым путям, объективно способствовали постепенной ликвидации удельной розни и привели в XV веке к объединению русских княжеств. На их территории было создано Русское национальное, а затем и многонациональное централизованное государство во главе с Москвой.

    Укрепление феодальной власти и усиление крепостной зависимости крестьян привели к более заметному обособлению физической культуры господствующих классов от самобытной народной системы физического воспитания. Вместе с тем, объединение земель в единое государство способствовало формированию общенациональной физической культуры. Элементы физической культуры русского народа распространились среди населения вошедших в состав государства территорий. Вместе с тем, некоторые упражнения и игры народов Севера, татар, башкир и других народностей стали применяться у русских. Шел процесс естественного отбора наиболее рациональных форм и методов физического воспитания, регламентации правил проведения состязаний и игр, дифференциации отдельных видов упражнений. Так, выделились разновидности борьбы - в схватку, не в схватку, на поясах (кушаках). То, что не оправдывало себя на практике, постепенно изживалось, то же, что оказывалось ценным - повсеместно распространялось. Помимо традиционных, известных в прошлом средств физического воспитания, получили развитие и новые виды упражнений и игр: катание на качелях, гигантские шаги, ходьба на ходулях, катальные горки, прыжки с подкидных досок, лазанье по столбам, перетягивание каната, лапта, кила - игра, похожая на футбол.

    Однако народная физическая культура развивалась стихийно, самобытно. Закрепощенный народ не имел возможности осуществлять организованное и систематическое физическое воспитание. Более того, окрепшая к тому времени, православная церковь, рассматривала игры и развлечения народа как проявление язычества и объявляла их греховными. Против них были направлены свод церковных законов "Стоглав" (1551 г.), 92-я глава которого именовалась "Об игрищах эллинского беснования", и книга житейских правил "Домострой" (1580 г.). Мусульманская религия, распространенная среди некоторых народов Поволжья, также проповедовала аскетизм, объявляя игры и физические упражнения делом не угодным Аллаху. Против народных форм физического воспитания выступала и светская власть. В 1648 г. царь Алексей Михайлович издал в угоду церкви указ, запрещающий народные игры и забавы. if Содержание физического воспитания феодалов определялось задачами подготовки их к военному делу. Для этого по-прежнему использовались упражнения прикладного характера, прежде всего - верховая езда, фехтование, стрельба из лука, охота. Детей с малых лет готовили к военной службе, которая к этому времени стала для феодалов наследственной обязанностью. Кроме военно-прикладных упражнений в физическом воспитании детей практиковались игры в мяч, шахматы и шашки, катания на санях с гор, на качелях, и другие подвижные игры и забавы.

    Одним из наиболее распространенных развлечений в быту дворян и бояр стали "потехи", на которых выступали борцы, кулачные бойцы, скоморохи-акробаты, канатоходцы, участники поединков с медведем, просто силачи, чаще всего из числа крепостных крестьян.

    Организованная физическая подготовка войск до XVII в. не проводилась. Но уже к началу XVII века, в связи с усовершенствованием огнестрельного оружия и зарождением линейной тактики, возросла роль пехоты. Для ее подготовки русский полководец Скопин-Шуйский разработал в 1647 г. руководство - "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей", в котором предусматривал строевую и физическую подготовку, обучение бегу, плаванию, стрельбе, преодолению препятствий. Особое место в русском войске занимали лыжные рати. По своему характеру обучение русских воинов было более разнообразным, чем основанная на строевой муштре, подготовка войск Западной Европы.

    Рост и укрепление Русского государства повысили потребность в просвещении масс. Появилась медицинская и педагогическая литература, в которой отражались и вопросы физического воспитания. Для развития теории физического воспитания наибольшее значение имел труд ученого монаха Епифания Ошвинецкого, жившего в середине XVII века, - "Гражданство обычаев детских". Выделив в нем главу "О игрании", Славинецкий сделал первую попытку классифицировать игры детей и выяснить их ценность для физического и нравственного воспитания. Он разделил игры на пригодные и непригодные для воспитания. К первым отнес те, которые развивали силу, ловкость, смекалку и другие полезные качества и навыки. Непригодными назвал игры в кости, карты и иные азартные игры, развивающие ко­рысть, тщеславие, принуждающие ко лжи и обману. Славинецкий ошибался, относя к непригодным борьбу, плавание и лазанья, по-видимому, считая их опасными для здоровья и жизни детей. Но в целом его труд был прогрессивным явлением, поскольку отражал идеи новой, гуманистической педагогики.

    Краткие выводы

    Становление и первоначальное развитие физической культуры у народов нашей страны относится к самому раннему периоду человеческой истории.

    Разнообразные физические упражнения и игры, обусловленные трудовой и бытовой жизнью, прошли большой эволюционный путь.

    В процессе длительного развития физической культуры сложились два направления в физическом воспитании: народа и господствующего класса.

    Самобытная народная система физического воспитания служила одной из форм подготовки молодых людей к трудовой и оборонной деятельности. Однако в условиях крепостничества народ не имел возможности занятий физическими упражнениями. Этому препятствовала также и церковь, активно выступавшая против народных физических упражнений и игр.

    Система физического воспитания господствующих классов отражала их классовые стремления и была направлена, в основном, на военно-физическую подготовку. Она располагала лучшими материальными возможностями для организации физического воспитания

    Вопросы для самопроверки: 1. Какие физические упражнения и игры входили в состав самобытной системы физического воспитания у древних народов, проживавших на территории нашей страны до образования Киевской Руси? 2. Как развивалась физическая культура в Киевском государстве и русских княжествах в период феодальной раздробленности? 3. Какие изменения в развитии физической культуры произошли с образованием Русского централизованного государства? 4. Каковы взгляды Епифания Славинецкого на физическое воспитание детей?

      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта