Логика специально. Учебнометодическое пособие по логике разработано в соответствии с требованиями типовой программы по логике мо рб от 14 сентября 2010 г регистрационный номер тд сг. 016тип
Скачать 1.01 Mb.
|
6. АРГУМЕНТАЦИЯ На основе дедуктивной и индуктивной логики строится теория аргументации, которая, в определённом смысле, завершает курс логической науки, является его высшим пунктом. Аргументация – это логическое обоснование значения тех или иных суждений (высказываний), которое следует из других, ранее известных высказываний. Аргументация играет определяющую роль в научном познании, применяется как в повседневной жизни, так и в разных видах профессиональной деятельности. 6.1. Структура и основные виды аргументации В структуре аргументации выделяют три основных части: тезис, аргументы, демонстрация. Рассмотрим их подробнее. Тезис (греч. θεσις) – это суждение, значение которого (истинное или ложное) нуждается в обосновании. Например, «Сократ смертен» (как это обосновать, если он ещё не умер?). В науке в качестве тезиса чаще всего выступают некоторые гипотетические положения о причинах наблюдаемых явлений, которые необходимо проверить, проведя дополнительные исследования, либо соотнеся с какой-либо общепринятой, ранее доказанной теорией. Аргументы (лат. argumentum) – это суждения, из которых выводится значение тезиса. Продолжая предыдущий пример: «потому что Сократ человек, а все люди смертны». Разумеется, значение самих аргументов уже должно быть известно заранее; это, как правило, устоявшиеся научные положения, общезначимые концепции, либо «протокольные высказывания» о непосредственно наблюдаемых фактах. Демонстрация (лат. demonstratio) – это логическая связь между тезисом и аргументами. В приведённом выше примере, это первая фигура простого категорического силлогизма, модус «barbara». Именно для этого мы изучаем фигуры и модусы простого категорического силлогизма, методы 66 индуктивного умозаключения Бэкона-Милля и т.п. теоретические положения логической науки. Необходимо особое внимание уделять наличию демонстрации во всякой аргументации, иначе можно ошибочно принять за аргументы любые случайные высказывания, например: «В треугольнике три стороны; дважды два – четыре; следовательно, подозреваемый виновен» (на самом деле никакого следования здесь нет). Аналогичные, но гораздо более сложные и не столь очевидные примеры, часто встречаются в профессиональной деятельности инженерно-технического специалиста. Основные виды аргументации – это доказательство и опровержение. Рассмотрим их подробнее. 6.2. Логические операции доказательства и опровержения Доказательство – это логическая операция, которая в ходе аргументации подтверждает истинность исходного тезиса. Например, в физике, наблюдая за движением небесных тел, доказывают истинность закона всемирного тяготения, или теории относительности Эйнштейна. В биологии, исследуя костные останки (окаменелости) вымерших животных и человекоподобных существ, доказывают истинность теории естественного отбора Ч.Дарвина (сам он с этой целью во время кругосветного путешествия изучал популяцию мелких птиц-вьюрков на тихоокеанских островах). Основные виды доказательств – прямое и косвенное. Впрямом доказательстве истинность тезиса выводится из истинности аргументов (см. примеры аргументации, приведёные выше); в косвенном – истинность тезиса выводится из ложности аргументов. В свою очередь, косвенные доказательства подразделяются на апагогические (reductio ad absurdum, сведение к нелепости) и разделительные. В апагогическом доказательстве истинность тезиса следует из ложности контрадикторного (противоречащего, см. параграф 3.2; рис. 10) высказывания (по закону исключённого третьего, см. параграф 4.3). Например, чтобы доказать тезис «Все студенты нашей группы изучают логику», нужно в качестве аргумента сформулировать антитезис: «Некоторые студенты нашей группы не изучают логику» и раскрыть его ложность (проверить, что таких студентов нет по списку, по учебному плану и т.п.). Если они действительно отсутствуют, тем самым подтверждается истинность исходного тезиса, так как из двух контрадикторных суждений одно всегда истинно, а второе всегда ложно, третьего не дано (см. соответствующий закон логики). 67 В разделительном доказательстве истинность тезиса обосновывается через modus tollendo ponens (отрицающе-утверждающий модус условно-категорического силлогизма, см. параграф 5.5). При этом заключение данного силлогизма выступает как тезис, а первая и вторая посылки – как аргументы. Опровержение – это логическая операция, которая в ходе аргументации раскрывает ложность исходного тезиса. Например, адвокат опровергает предположение прокурора о виновности подсудимого, демонстрируя его «алиби», отсутствие на месте преступления. Учёный в ходе диспута опровергает суждения оппонента, показывая, что они не соответствуют наблюдаемым фактам, проведённым экспериментам (назовите примеры, связанные со своей основной специальностью). Основные виды опровержения – касаются тезиса (прямое и косвенное), аргументов и демонстрации. В первом случае опровержение тезиса (прямое) производится через условное допущение его истинности и рассмотрение полученных следствий (ложность которых проявляется с непосредственной очевидностью). Косвеное опровержение тезиса производится через доказательство истинности контрадикторного ему антитезиса (по закону исключённого третьего, см. выше). Опровержение аргументов строится через modus tollens (отрицающий модус условно-категорического силлогизма; см. параграф 5.5). При этом заключение силлогизма выступает в качестве тезиса, а первая и вторая посылки – аргументов. Опровержение демонстрации раскрывает отсутствие логической связи между тезисом и аргументами (см. выше). Оно обычно выражается в нарушении одного из правил силлогизма (см. параграф 5.3), искажении его формы, особенно в сложном и сокращённом виде (см. параграф 5.4), логической конструкции непосредственных умозаключений (см. параграф 5.2), либо вообще отсутствии какой-то связности и последовательности мысли. Как правило, в основе неправильных выводов лежат те или иные логические ошибки, рассмотрим их подробнее. 68 6.3. Основные виды логических ошибок: софизмы и паралогизмы На протяжении многих столетий развития логики как науки, человечество накопило большое количество знаний о наиболее типичных логических ошибках, существует их достаточно подробная классификация, зафиксированы общеизвестные наглядные примеры. В ходе дискуссии с точки зрения позиции оппонентов логические ошибки подразделяются на два вида: софизмы и паралогизмы. Различие между ними заключается в намерениях собеседников: софизмы – это преднамеренные логические ошибки, паралогизмы – не преднамеренные (таким образом, одна и та же ошибка может относиться как к первому, так и ко второму разряду). Очень часто люди, не обладающие достаточно высокой логической культурой, не привыкшие контролировать свои слова, не изучавшие логику в рамках вузовской программы, в ходе спора поддаются негативным чувствам, эмоциям, утрачивают логическую нить рассуждений, кричат, горячатся, оскорбляют собеседника и т.п. Ошибки, которые они при этом совершают, называются паралогизмами и носят непреднамеренный характер. В подобном случае собеседник должен обратить особое внимание на логику собственных рассуждений (чтобы не поддаться негативному примеру, поскольку агрессивные эмоции очень заразительны, легко передаются от одного человека к другому). Касательно содержания высказываний оппонента – необходимо доброжелательно указать на их логическую несостоятельность и раскрыть суть обнаруженных нарушений (для этого нужно старательно изучать теоретические положения науки логики, все предыдущие параграфы, а также,- систематически применять полученные знания на практике). Однако иногда бывает, что оппонент слишком хорошо овладел логической наукой, однако употребляет её отрицательным образом: не озабочен поиском истины, а вместо этого специально вводит в рассуждения логические ошибки, чтобы запутать менее искушённого собеседника, сбить его с толку, перехватить инициативу в споре, показать другим его мнимую некомпетентность в обсуждаемых вопросах. В данном случае имеют место софизмы, которые в настоящее время считаются обычным обманом, логически некорректным способом отстаивания своей точки зрения (подобно коррупционным действиям, запугиванию, открытому насилию и т.п.; об этом говорили ещё античные философы Сократ, Платон и Аристотель, которые вели с софистами непримиримую полемику, стремились к объективной истине). Софизмы не имеют положительной эвристической ценности, не приближают к осознанию правильного положения дел, дают софисту только мнимую сиюминутную победу над простым доверчивым человеком. Кроме 69 того, позиция софиста в нравственном смысле оскорбительна для собеседника, он как бы считает себя выше в интеллектуальном отношении, надеется достичь успеха простым примитивным обманом, косвенно предполагает глупость, необразованность, умственную неразвитость оппонента. Борьба с софизмами (и софистами) выходит за рамки логической науки: необходимо сразу прерывать дискуссию и переходить к адекватным активным действиям (к примеру, вызвать работников охраны правопорядка, составить протокол по факту мошенничества, особенно если имели место финансовые потери, передать дело в суд для привлечения нечестного субъекта к материальной ответственности). Если же рассматривать логические ошибки в содержательном смысле, то можно использовать классификацию, предложенную Аристотелем в работе «О софистических опровержениях», дополненную впоследствии средневековыми схоластами и философами Нового времени. С этой точки зрения, ошибки можно разделить на «связанные с речью» и «связанные непосредственно с логическим мышлением», а последние – на «ошибки дедукции» и «ошибки индукции». «Ошибки дедукции» подразделяются, в свою очередь, на «ошибки тезиса», «ошибки аргументов» и «ошибки демонстрации»; «ошибки индукции» - на «ошибки наблюдения» и «ошибки вывода» (рис. 50). Рассмотрим их подробнее. Касательно ошибок, связанных с речью, Аристотель выделяет шесть их видов: это двусмысленность имени, двусмысленность предложения, соединение, разъединение, различие ударения, сходство формы выражения. Двусмысленность имени (омонимия), как уже упоминалось выше (см. параграфы 1.2; 1.3; 2.3; 4.1; 5.3), связана с ограниченностью количества слов любого естественного языка и бесконечным разнообразием явлений окружающей действительности, в результате чего разные вещи могут иметь одинаковые названия. Даже близкие по значению слова могут допускать вариации смысла. На этом основаны софизмы «рогач», «отец щенков», «не знает своего отца» и т.п. (см. параграф 1.3). Ещё примеры: «сидящий стоит», «больной здоров»; тот, кто встал – стоит, а встал сидящий, следовательно – сидящий стоит, а это невозможно (смешиваются понятия «сейчас сидит» и «сидел раньше»); тот, кто выздоровел – здоров, а выздоровел больной, следовательно – больной здоров (смешиваются понятия «болен сейчас» и «болел раньше»; можно для ясности сказать иначе: не «выздоровел больной», а «выздоровел тот, кто раньше был больным, а когда он выздоровел, то уже стал не больным, а здоровым»). «Молчащий говорит», «лежащий ходит»; например, про ребёнка можно услышать: «он уже говорит» (умеет говорить), «он уже ходит» (умеет ходить); но сейчас он молчит и лежит в кровати; получается, что «молчащий говорит», «лежащий ходит», а это невозможно 70 (смещаны понятия «умеет что-то делать» и «делает в настоящее время»). Бороться с омонимией необходимо с помощью определения (логической дефиниции, см. параграфы 2.3; 2.4; 4.1). Двусмысленность предложения (амфиболия) особенно часто встречается в письменной речи, при отсутствии знаков препинания, но может возникнуть и в устном произношении при невнятности интонации. Всем известный пример: «казнить нельзя помиловать»; аналогичные примеры – «желание врагов захватить» (кто кого желает захватить, мы врагов, или враги нас), «платье задело весло» (кто кого задел, платье зацепилось за весло, или гребец веслом зацепил платье), «он рисовал её красками» (к примеру, художник рисовал картину красками, а не карандашом; либо он рисовал красками не своими, а чужими, принадлежащими ей, какой-то женщине). Соединение (синтез) основано на различии признаков части и целого. К примеру: «Не существует числа, одновременно чётного и нечётного. Но число «пять» - это число «два» (чётное) и число «три» (нечётное). Следовательно – число «пять» не существует» (на самом деле признаки, присущие частям – числам 2 и 3, не распространяются на целое – число 5). Этот приём – разделить целое на части, выявить у них какие-то признаки, а затем опять соединить эти признаки в рамках первоначального целого,- позволяет делать абсурдные выводы с целью запутать собеседника. Разъединение (диайресис) строится аналогично, но в обратном направлении: «Сократ плохой музыкант, следовательно – Сократ плохой, и Сократ - музыкант» (в действительности, Сократ не плохой, а хороший (человек), и Сократ не музыкант, а философ). Различие ударения (просодий) тоже часто встречается в письменной речи, а также – при невнятности устной: зАмок (крепость) и замОк (на двери), сОрок (цифра 40) и сорОк (птиц). Часто подобная двусмысленность встречается применительно к собственным именам, особенно при переводе их на иностранный язык. Это характерно также, когда за основу в одном случае берут произношение слова, а в другом - его написание: «битва при Агрикурте» и «битва при Азенкуре» (это одно и то же сражение); «графиня Салисбюри» и «графиня Солсбери» (название романа); «РобинзОн» и «РОбинсон» (литературный персонаж), «Киркегард» и «Кьеркегор» (известный философ), «Тао-тхе-кинг» и «Дао-дэ-цзин» (китайский философский трактат). В случае подобных затруднений нужно использовать единую общеупотребительную форму (даже не вполне правильную); подробно разъяснять разночтения, исходя из контекста; чётко ставить ударения, специально это делать в письменной речи. Сходство формы выражения (схема лексиос, лексическая схема): исходя из внешнего сходства частей речи, делается неправомерный вывод об 71 их сходстве содержательном, например: «строить», «резать» оканчивается на частицу «-ть» и означает действие, следовательно – «здравствовать» тоже означает действие (на самом деле - это не действие, а качество, «быть здоровым», «обладать здоровьем»). «Количество», «качество». «действие», «претерпевание» - известные и общеупотребительные философские категории из работы Аристотеля с соответствующим названием («О категориях»). Таковы основные виды ошибок, связанных с речью. Ошибки, связанные непосредственно с мышлением подразделяются, как сказано выше, на ошибки дедукции и ошибки индукции (рис. 50). Среди ошибок дедукции применительно к тезису обычно используется собирательное название «подмена тезиса» (ignoratio elenchi). Суть этого приёма состоит в том, что, затрудняясь найти аргументы в пользу какого- либо тезиса, этот тезис незаметно подменяют другим положением, которое легче доказать. Находя аргументы в пользу этого нового тезиса, затем, столь же незаметно, возвращаются к первоначальному тезису, рассматривая его уже в качестве доказанного (на самом деле это не так, все приведённые аргументы касались совершенно другого тезиса). Существует два основных вида подмены тезиса: это «аргумент к личности» и «чрезмерное доказательство». Аргумент к личности (argumentum ad hominem – обращение к человеку, его личностным качествам) состоит в том, что, не имея аргументов в пользу истинности (либо ложности) какого-либо положения, переходят на личность того, кто это положение сформулировал. Говорят, например, что это заслуженный, всеми уважаемый человек, авторитетный в данной области специалист, который никогда не ошибался, всегда говорил только правду и т.п.; следовательно, его теория истинна (либо наоборот, безнравственный, не достойный внимания субъект, не способный понять суть обсуждаемого вопроса; следовательно, и на этот раз он ошибается). В действительности, логическое следование здесь отсутствует, все аргументы касались только личностных качеств респондента, а вовсе не истинности (либо ложности) того, о чём он говорит. Чрезмерное доказательство (qui nimium probat, nihil probat – кто много доказывает, ничего не доказывает) заключается в перескакивании на какие- либо частности или предварительные условия, если трудно доказать общие положения. К примеру, если нельзя уличить преступника непосредственно, что именно он совершил инкриминируемое деяние, начинают говорить, что он мог его совершить в принципе. Он был в этом заинтересован, находился на месте преступления, уже привлекался к ответственности по другим правонарушениям, вёл подозрительный образ жизни и т.п. Следовательно, делается вывод, именно подозреваемый является преступником (на самом деле, это вовсе не следует из приведённых многочисленных аргументов). 72 Существует также большое количество ошибок, связанных с самими аргуметами. Рассмотрим их подробнее. Основная ошибка (error fundamentalis) состоит в том, что логически правильные частные выводы делаются из ложной, либо неопределённой большей посылки, которая берётся в качестве основного аргумента (соответственно, и тезис останется ложным, или неопределённым, не смотря на полную формально-логическую правильность рассуждения в целом). К примеру, средневековые схоласты (см. параграф 1.3), исходя из библейских текстов как божественного откровения, «абсолютной истины», делали вполне корректные частные выводы относительно существования небесных ангелов, способности святых творить чудеса и т.п. Однако «истинность» священных текстов есть предмет религиозной веры, а не доказательного научного знания, следовательно, сделанные из них логические выводы тоже сохраняют неопределённое значение. Как разновидность основной ошибки можно рассматривать аргумент по умолчанию (argumentum du silence), когда доказательство строится через энтимему (см. параграф 5.4), заключение которой рассматривается как тезис, а один из аргументов (ложный) в посылках не называется (якобы для краткости) как общеизвестный и само собой разумеющийся. К примеру: «Иванов изучает логику, потому что все студенты нашей группы изучают логику» (если на самом деле Иванов не является студентом нашей группы, о чём умалчивается, то это будет ложный вывод, хотя и логически формально правильный). Переход от ограниченного к неограниченному, от частного к общему (a dicto secundum quid ad dictum simpliciter) имеет в основе неправильный вид непосредственного умозаключения по логическому квадрату (см. параграф 5.2), когда вывод делается через субординацию (подчинение) не только от общего к частному (как должно быть), но и от частного к общему. Например: «Некоторые студенты нашей группы не сдали зачёт по логике. Иванов – студент нашей группы. Следовательно, Иванов не сдал зачёт по логике, так как уже говорилось, что все студенты нашей группы не сдали зачёт по логике» (в действительности говорилось не о всех, а только о некоторых студентах, т.е. Иванов вполне может относиться к той части группы, которая успешно сдала зачёт по логике). Чтобы избежать подобной ошибки, требуется особая внимательность к подробностям, поскольку по прошествии длительного времени (либо в общирных рассуждениях, случаях усложнённой аргументации и т.п.) бывает сложно вспомнить, о чём именно шла речь; как говорится, «то ли он шапку украл, то ли у него шапку украли». Соединение двух вопросов в одном (plurium interrogationum ut unis) неправомерно сочетает два разных положения так, что, обсуждая одно из 73 них, тем самым непроизвольно затрагивают второе. К примеру, следователь спрашивает подозреваемого, о чём он думал, когда совершал преступление; где он взял и куда дел орудие преступления и т.п. Тот отвечает: «Я не хотел»; «орудие купил, а потом потерял»; тем самым он косвенно признал, что именно он совершил факт преступления (поскольку сама постановка вопроса содержит два пункта: совершил ли подозреваемый преступление, а если совершил, то о чём он при этом думал и куда дел орудие). Иногда подобной уловке предшествует предварительная подготовка: «Давайте без длинных рассуждений, короче, да или нет: эти нарушения всё ещё продолжаются?» (на самом деле такая постановка вопроса логически не корректна, поскольку ответить «да» или «нет» невозможно, надо ещё выяснить, были ли указанные нарушения ранее, если они продолжаются, или не продолжаются). Круг в доказательстве (circulus in demonstrando) напоминает ошибку круга в определении (см. параграф 2.4), только речь идёт не об определяемом (Dfd) и определяющем (Dfn), а о тезисе и аргументах: тезис доказывается через аргументы, которые сами ещё не подтверждены, и доказываются с помощью тезиса. Бывает и элементарная тавтология (повторение), например: «это невозможно, потому что оно не имеет возможности для существования»; «в работе нет логических ошибок, потому что автор не делал логических ошибок при её написании» и т.п. Кроме ошибок в аргументации, есть ещё ошибки в демонстрации. Они включают в себя все нарушения логической формы умозаключения, в частности, правил силлогизма и т.п. (см. параграфы 5.2 – 5.5). Ошибки индукции включают в себя ошибки наблюдения и ошибки обобщения (логического индуктивного вывода). Ошибки наблюдения связаны с несовершенством человеческого восприятия в физическом и психологическом смысле: сюда входят дефекты зрения, слуха и других индивидуальных органов чувств, иллюзии, галлюцинации, сновидения; слабая память; привычные стереотипы сознания, которые заставляют видеть то, чего нет на самом деле; завышенные ожидания и т.п. Также эти ошибки связаны с неспособностью субъекта чётко описать увиденные факты, отразить их в строгих «протокольных высказываниях»; с неумением пользоваться точными измерительными приборами, либо поломкой этих приборов, в результате чего они дают неверные показания. Избежать такого рода затруднений можно только непрерывно совершенствуя научный инструментарий и многократно перепроверяя полученные результаты, с привлечением дополнительных исследовательских ресурсов, выдерживая конструктивную критику со стороны научного сообщества и т.п. Именно для этого наука как социальный институт содержит сложную систему информационного обмена, 74 подчиняющуюся строгим правилам научной публицистики, морально- этической ответственности учёного. Ошибки обобщения (вывода) бывают двух видов: предвосхищение основания (поспешное обобщение) и неверная причина. Предвосхищение основания (petitio principii), или поспешное обобщение, часто встречается в неполной индукции, когда неверный обобщающий вывод делается из недостаточного количества исходных фактов, служащих его основанием. К примеру, если в научной работе встречаются отдельные ошибки, будет неправильно сделать вывод, что вся работа неверна. Неверная причина (fallacia fictae necessitatis – ошибка ложной последовательности; pro causa – non causa: причина – не причина; post hoc ergo propter hoc: после этого, следовательно, вследствие этого) имеет место тогда, когда причинно-следственную связь усматривают в случайном последовательном совпадении двух явлений действительности по времени. К примеру: зима наступает после лета, следовательно - лето есть причина зимы (на самом деле причина смены времён года состоит в годичном цикле обращения Земли вокруг Солнца). Эта ошибка лежит также в основе различных суеверий, примет, предзнаменований и т.п. Избежать подобных несоответствий в научном познании позволяют методы индуктивного умозаключения Бэкона-Милля (см. параграф 5.6). |