Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Экономические учения средневековья

  • 3. Первые экономические школы и направления

  • 4. Классическая политическая экономия

  • 5. Марксистская политическая экономия

  • Основные категории и понятия

  • Контрольные вопросы

  • Учебно методическое пособие


    Скачать 1.86 Mb.
    НазваниеУчебно методическое пособие
    Анкорekonom_teor_uch_posobie_ispr_2.doc
    Дата14.08.2018
    Размер1.86 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаekonom_teor_uch_posobie_ispr_2.doc
    ТипМетодическое пособие
    #22926
    страница16 из 18
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18
    Тема 20. Истоки экономической мысли
    и первые школы и направления

    1. Экономические взгляды мыслителей эпохи Древнего мира

    Эпоха Древнего мираявляется для экономической науки, как впрочем, и для других наук, лишь первой ступенькой развития. В период появления первых государственных образований и становления государственных форм управления экономикой началась систематизация экономической мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. Поэтому не случайно принято считать, что экономическая наука зародилась именно на Древнем Востоке – в колыбели человеческой цивилизации.

    Самыми известными представителями того периода являются древнегреческие философы Ксенофонт (430–355 гг. до н. э.), Платон (428–347 гг. до н. э.) и Аристотель (384–322 гг. до н. э.).

    Экономические взгляды Ксенофонта изложены в работе «Домострой», подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Определяя предмет домоводства, он характеризовал его как науку о ведении и обогащении хозяйства.

    Одной из важных экономических проблем, рассмотренных Ксенофонтом, является разделение труда. Он придерживался привычного для своего времени противопоставления умственного и физического труда. По его мнению, гражданина полиса достоин только умственный труд. Основной отраслью Ксенофонт считал земледелие как наиболее достойный вид занятия и противопоставлял его ремеслам, торговле как занятиям, пригодным только для рабов. Впрочем, и в сельском хозяйстве свободным гражданам надлежит осуществлять только управление и контроль.

    Ксенофонт отмечал, что разделение труда способствует росту его производительности. Важным достижением была мысль о том, что разделение труда зависит от объема рынка. В крупных городах человеку достаточно знать одно ремесло или даже отдельные его операции. В мелких городах, чтобы прокормится, человеку нужно выполнять различные работы.

    Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей, т. е. того, «чем человек умеет пользоваться». Ксенофонт одним из первых выделил две стороны товара: полезность товара (потребительную стоимость) и способность товара к обмену (меновую стоимость). Деньги он рассматривал, прежде всего, как богатство, но признавал и функцию денег как средства обращения.

    Основные произведения Ксенофонта: «Домострой», «О доходах».

    Знаменитый греческий философ Платон специально не занимался экономическими вопросами, но затрагивал их в своих политических сочинениях, касающихся совершенствования системы государственного устройства.

    Идеи Платона получили выражение в проекте идеального государства. По мнению Платона, люди наделены от природы неодинаковыми способностями, поэтому разделение труда, обязанностей – естественное явление. В идеальном государстве жители должны распределяться на три сословия: философы (правители), воины, ремесленники. Рабы находятся вне социальной структуры общества. Правители и воины, по его мнению, не должны иметь частной собственности, чтобы ничто не отвлекало их от ежедневных забот об общественном благе. Напротив, крестьяне и ремесленники могут быть частными собственниками, так как это побуждает их лучше трудиться.

    Как и Ксенофонт, Платон считал земледелие единственным видом деятельности, достойным гражданина полиса. Экономическую основу государства он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуатации рабов.

    Что касается торговли, то отношение Платона к ней было неоднозначным. С одной стороны, главным условием стабильности государства он считал его самодостаточность. С другой стороны, допускал мелкую торговлю, которую считал полезной для экономического развития, отмечая, что именно в процессе торговли товары становятся соизмеримыми, и происходит это посредством денег. При этом цены на товары должны контролироваться государством, чтобы исключить возможность получения высокой торговой прибыли, что ведет к чрезмерному имущественному расслоению, росту социальных конфликтов, ослабляющих государство. Среди функций денег Платон выделял функции средства обращения и сокровища. К накоплению денег, в отличие от Ксенофонта, он относился резко отрицательно, считая, что оно может нарушить традиционную структуру полиса.

    Основные произведения Платона: «Государство», «Законы».

    Дальнейшее развитие экономическая мысль античности получила в трудах Аристотеля – знаменитого древнегреческого философа, ученика Платона.

    Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, Аристотель рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Все, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое, а все, что расшатывало хозяйство, относилось к разряду явлений противоестественных. С этой точки зрения оценивалось богатство и его источники.

    Аристотель выделяет две сферы хозяйственной деятельности – экономику и хрематистику. Производство необходимых для жизни продуктов – естественная сторона хозяйственной деятельности, именуемой «экономикой». Совокупность средств, необходимых для удовлетворения насущных жизненных потребностей, составляет «истинное богатство». Подобная форма богатства естественна и небезгранична. В противоположность ей деятельность, направленная исключительно на обогащение – противоестественная сторона хозяйственной деятельности, заслуживает осуждения, ее он называет хрематистикой. Данная форма богатства не имеет предела.

    Согласно концепции Аристотеля об экономике и хрематистике следует двойственная характеристика обмена. Если обмен рассматривается как акт удовлетворения потребностей, то потребительную стоимость товара можно отнести к категориям сферы экономики, с другой стороны, если обмен символизирует акт наживы, это позволяет отнести меновая стоимость к категории хрематистики.

    С этих же позиций Аристотель анализирует этапы эволюции форм торговли и денежного обращения. Так, ранние формы торговли (прямой товарообмен, товарообмен посредством денег) он относил к сфере экономики, а движение торгового капитала, когда товарообмен осуществляется с приращением первоначально авансированных денежных средств – к сфере хрематистики.

    Рассматривая отношения обмена, Аристотель отмечает, что различные товары, участвующие в обмене, должны быть каким то образом уравнены. Он считал, что в действительности различные вещи не могут стать соизмеримыми, но могут быть соизмеримы потребности людей в этих вещах, т. е. фактически полезности товаров. Он выделил особую функцию денег как меры стоимости.

    Основные произведения Аристотеля: «Политика», «Никомахова этика».
    2. Экономические учения средневековья

    Своеобразие экономической мысли средневековья ярко отразилось в экономических учениях католицизма. Католическая церковь провозглашала правомерность существования крепостничества с помощью церковных правил, так называемых канонов церкви. Наиболее полно идеи канонистов изложены у итальянского богослова, аристократа Фомы Аквинского (1224–1265), создавшего обширное сочинение «Сумма богословий». Он рассматривал такие проблемы, как собственность, торговля, «справедливая цена», процент.

    Ф. Аквинский видел основу хозяйства в частной собственности и полагал, что человек от природы имеет право на присвоение богатства. Отсюда собственность, приобретаемая для удовлетворения необходимых нужд, является естественным и необходимым институтом человеческой жизни. Накопление же золота и серебра, которые по своей природе считаются «искусственным богатством», не могло соответствовать нравственным и прочим нормам общества.

    Признавая, что торговать ради прибыли в общем постыдно, Ф. Аквинский допускает торговую прибыль, если она служит источником средств существования для торгующего или используется на честные цели (помощь бедным, религиозные и другие общественные нужды и т. п.).

    Важное место в его учении занимает теория «справедливой цены». С одной стороны, «справедливой ценой» является цена, основанная на трудовых затратах, с другой – он доказывает правомерность отступления от этой цены, если она не гарантирует каждому участнику обмена приличное его рангу существование. Один уровень благосостояния цена должна обеспечить ремесленнику, другой – церковнослужителю, третий – феодалу. Таким образом, если первый принцип справедливости базировался на признании равенства всех участников обмена, то второй это равенство отрицал.

    С теорией «справедливой цены» тесно связаны рассуждения Ф. Аквинского о прибыли и проценте. Получение земельной ренты он полностью оправдывал, однако подобно своим предшественникам, отрицательно относился к крупной торговле, ростовщичеству. Взимание процента он связывал с продажей того, чего не существует в природе. В дальнейшем Ф. Аквинский делает попытки найти компромиссное решение данного вопроса и трактует процент как вознаграждение кредитору за риск неуплаты, за предоставление отсрочки должнику в платеже его долга, а так как должник получает прямую выгоду в виде прибыли, используя чужие деньги, он должен поделиться ею с кредитором. Таким образом, он оправдывает взимание процента.
    3. Первые экономические школы и направления

    Вытеснение натурально хозяйственных отношений рыночными экономическими отношениями охватывает исторический отрезок «переходного времени» примерно с XVI по XVIII в. Этот период в экономической литературе называют обычно периодом меркантилизма(от итальянского слова «мерканте» – торговец, купец). Главное внимание меркантилистов сосредоточено на торговле, сфере обращения. Наиболее видные представители меркантилизма – Уильям Стаффорд, Томас Мен, Антуан Монкретьен, Антонио Дженовези.

    Одной из главных черт меркантилизма является отождествление богатства с золотом и серебром, а источником богатства считалась внешняя торговля. Меркантилисты считали задачей каждой страны увеличение богатства общества, а в осуществлении этой задачи ведущую роль отводили государству. Именно государство посредством административных мер и экономической политики может способствовать притоку в страну золота и серебра, заботиться об активном внешнеторговом балансе.

    В своем развитии меркантилизм прошел две стадии. Первая – ранний меркантилизм (XVI в.), связанный с утверждением монетарной системы. Вторая – зрелый меркантилизм, получивший название мануфактурной системы (XVII в.).

    Для монетарной системы характерна концепция денежного баланса. Ее видный представитель Уильям Стаффорд понимал под денежным балансом сопоставление ввоза и вывоза золота и серебра. Если ввоз превышал вывоз, то баланс активный, в противном случае – пассивный. Задача накопления денежных богатств решалась, главным образом, административными мерами, обеспечивавшими жесткую регламентацию денежного обращения, внешней торговли. Категорически запрещался вывоз денег за пределы данного государства, строго контролировалась деятельность иностранных купцов, ограничивался ввоз зарубежных товаров, устанавливались высокие пошлины и т. д.

    Наиболее известным представителем зрелого меркантилизма является Томас Мен. Вместо административных методов накопления на первый план выдвигаются экономические методы. Меркантилисты отказались от запрещения вывоза золота за пределы страны, от жесткой регламентации денежного обращения. Разрабатываются меры для стимулирования внешней торговли, основным правилом которой считалось превышение вывоза над ввозом (идея активного торгового баланса). Вывоз поощряется, а ввоз иностранных товаров должен облагаться пошлинами. Такие экономические меры получили позже название «протекционизма».

    С критикой меркантилистской концепции выступили физиократы. Физиократия в буквальном переводе с древнегреческого – «власть природы». По их мнению, богатство создается исключительно в сельском хозяйстве, так как только земля способна приносить доход, превышающий первоначальные затраты. Физиократы ввели понятие «чистого продукта», который рассматривается как приращение материального богатства, в создании которого участвует труд земледельца наряду с природой. В других сферах народного хозяйства не создается. Ремесленник лишь меняет форму продукта, производимого в сельском хозяйстве. То, что физиократы называли чистым продуктом, позже получило название ренты.

    Представители данного течения исходили из того, что законы экономики естественны и государство не должно вмешиваться в экономическую жизнь.

    Физиократы делили все общество на производительный класс (земледельцы), непроизводительный класс (ремесленники, торговцы, чиновники) и класс собственников. Модель экономических отношений между этими классами представлена в знаменитой «Экономической таблице», автором которой является основатель школы физиократов Франсуа Кенэ.

    Дальнейшее развитие данная концепция получила в творчестве Анн Роберт Жака Тюрго. Он приходит к более широкой трактовке ценности. Ценность – это оценка, которую люди придают предметам, удовлетворяющим их потребности. Измерителем ценности является цена.

    Тюрго признает промышленную и торговую прибыль. Подобно тому как земля приносит ренту, так и деньги, вложенные в дело, должны приносить не меньший доход. Он считал, что капитал приносит доход, который распадается на часть, возмещающую издержки создания продуктов (в т. ч. оплата труда рабочих), и другую часть, составляющую прибыль на капитал (предпринимательский доход и земельная рента).
    4. Классическая политическая экономия

    Классическая политическая экономия возникла в Англии в XVII в. Классической ее называют прежде всего за подлинно научный характер многих ее теорий и методологических положений, лежащих и в основе современной экономической науки. Ее основатель – Уильям Петти. Предметом изучения политической экономии, по его мнению, является анализ проблем сферы производства, так как создание и приумножение богатства происходит исключительно в отраслях материального производства.

    Петти выделяет четыре фактора производства: земля и труд – основные, квалификация работника и средства его труда – не основные. Таким образом, он рассматривал два мерила стоимости – труд и землю.

    Важное место в его трудах занимает трудовая теория стоимости. Он различал рыночные и естественные цены. Естественная цена, или стоимость, определяется затраченным на производство товара трудом. Рыночная или политическая цена меняется в зависимости от соотношения спроса и предложения.

    Опираясь на трудовую теорию стоимости, Петти рассматривал ренту как разницу между стоимостью товара и заработной платой, которая необходима для поддержания жизни работника.

    Петти сделал существенный шаг вперед в вопросе о цене земли. По его мнению, она должна представлять капитализированную ренту, т. е. сумму годовых рент за определенное число лет.

    То, что У. Петти высказал в форме догадок, Адам Смит (1723–1790) обосновал как систему, развернутую концепцию, изложенную в знаменитом труде ученого «Исследование о природе и причинах богатства народов». В нем он выделяет предмет изучения экономической науки – экономическое развитие общества и повышение его благосостояния.

    При объяснении экономических явлений А. Смит исходит из предположения о неизменности природы человека. В основе всех экономических процессов лежит эгоизм. Общее благо складывается вследствие действий отдельных индивидов, каждый из которых стремится к своей выгоде. Экономические отношения людей формируются спонтанно. В его учении впервые показана огромная роль свободного рынка как регулятора производства. Именно от него пошло ставшее крылатым выражение «невидимая рука рынка». Не отвергая полностью участие государства в экономической жизни и контроль со стороны государства, Смит отводит ему роль «ночного сторожа», а не регламентатора и регулятора экономических процессов.

    Источником богатства Смит считает производство, условием роста богатства выдвигает повышение производительности труда, которое объясняется разделением труда. Само разделение труда обусловлено естественной склонностью людей к обмену, а глубина разделения труда связана с объемом рынка. В товаре он выделяет две составляющие: меновую ценность и потребительную ценность. При этом труд выступает как источник и мера ценности. Смит выделяет три основных вида дохода: заработную плату, прибыль и ренту.

    Он впервые ввел категории валового и чистого дохода. Валовый доход – это совокупный общественный продукт, включающий все материальные затраты, в том числе и повторно учитываемые при последовательной переработке на разных стадиях технологического процесса. Чистый доход – это только вновь созданная ценность.

    Помимо этого Смит внес значительный вклад в теорию стоимости, учение о доходах, капитале, происхождении денег, об экономической политике государства.

    Самым крупным экономистом эпохи промышленного переворота в Англии был Давид Риккардо (1772–1823). Он строит свою концепцию на трудовой теории стоимости. Полезность он рассматривает как необходимую предпосылку ценности, то есть то, что не имеет полезности, не может иметь меновой ценности.

    Риккардо выводит закон денежного обращения: при неизменности количества товаров и их цены количество денег, необходимых для обращения, зависит от ценности денег. Так, он приходит к количественной теории денег, к выведению ценности денег из их количества.

    Основной проблемой политической экономии Риккардо считал проблему распределения. Источник всех доходов – труд. Величина и соотношение доходов отдельных классов определяются не их вкладом в создание благ, а совершенно другими факторами. Теория заработной платы Риккардо сводится к положению о том, что оплата труда регулируется стоимостью минимума средств существования рабочих и не может на длительный срок подняться над этим уровнем. Рассматривая взаимосвязь между размерами прибыли и заработков рабочих, Рикардо пришел к выводу, что рост номинальной заработной платы ведет к уменьшению прибыли.

    Особое место в его трудах занимает теория земельной ренты. По мнению Риккардо, природа в создании ренты не участвует и не определяет уровень цен. На рынке не может существовать различных цен на одинаковую продукцию. Цена на зерно, выращенное в благоприятных для земледелия районах, устанавливается на уровне, соответствующем величине затрат на худших землях. В результате производители, находящиеся в наилучших условиях, то есть имеющие лучшие земли, получают дополнительный доход – земельную ренту.

    Определенный вклад был внесен Риккардо в теорию о внешней торговле, и прежде всего принцип сравнительных преимуществ. Согласно его учению от международного обмена выигрывают все страны, потому каждая страна получает возможность экономить затраты своего труда, специализируясь на производстве тех товаров, которые в данной стране выгоднее производить, но не по сравнению с другими странами, а по сравнению с производством других товаров в данной стране.

    Французский экономист Жан Батист Сэй (1767–1832) вошел в историю экономической мысли как автор теории полезности. Он выдвинул новое предположение о том, что в производстве создается полезность, а полезность определяет ценность вещи. Труд не является единственным источником богатства. В создании полезности участвуют три самостоятельных фактора: труд, капитал, земля, с деятельностью которых связано все производство. Сэй закрепил за каждым фактором часть совокупного общественного продукта: за трудом – заработную плату, за капиталом – прибыль, за землей – ренту.

    Широкое распространение получила теория рынков Сэя. Он пришел к выводу, что поскольку каждый продавец одновременно является покупателем, общий кризис сбыта невозможен, возможны лишь частные диспропорции; каждый заинтересован в благополучии всех, процветание одного производства благоприятно для всех других производств; те слои населения, что только потребляют, ничего не производя, не способствуют богатству страны, а разоряют ее.

    Последний тезис опровергает другой последователь А. Смита – Томас Роберт Мальтус (1766–1834), приобретший широкую известность сочинением «Опыт о законе народонаселения». Он провозгласил, что главная и постоянная причина бедности не в плохом правлении и не в неравномерном распределении богатства, а в диспропорции между ограниченными ресурсами природы и притязаниями умножающегося населения. В связи с этим одной из главных причин войн Т. Мальтус считал «недостаток места и продовольствия». Население, по его расчетам, удваивается каждые 25 лет, возрастая в геометрической прогрессии, а средства существования при самых благоприятных условиях не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии. Отсюда следует, что помощь нуждающимся беднякам не имеет смысла, так как это приведет к еще большему демографическому «взрыву».

    Представители классической школы очертили круг фундаментальных проблем, сформулировали основные задачи, стоящие перед экономической наукой, создали исследовательский инструментарий, без чего невозможно было бы ее дальнейшее развитие.
    5. Марксистская политическая экономия

    В 30–40 х гг. XIX в. шел процесс быстрого роста капиталистических отношений в странах Западной Европы. Промышленный переворот коснулся Франции, Германии, США, России. Это означало невиданное до тех пор развитие производительных сил. К тому времени капитализм показал не только свое экономическое превосходство над феодализмом, но также и противоречивость своего развития. Переход на машинное производство сопровождался удлинением рабочего дня, повышением интенсивности труда. Все больший размах принимали периодические экономические кризисы, вызывающие массовую безработицу и падение заработной платы рабочих. Это сопровождалось нарастанием конфликта между трудом и капиталом, обострением классовой борьбы, возникновением и развитием рабочего движения в Англии, Франции, Германии, революционными потрясениями.

    Глубокие процессы в экономике и общественной жизни капиталистических стран стали объектом всестороннего анализа Карла Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1820–1895). Источниками марксизма явились немецкая философия (Гегель, Фейербах), французский утопический социализм (Оуэн, Фурье, Сен Симон), классическая политическая экономия (Смит, Риккардо).

    Центральное место в исследовании Маркса занимает его концепция о базисе и надстройке. В общественном производстве люди вступают в определенные, не зависящие от их воли, производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития материальных производственных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический, и духовный процессы жизни вообще. Подчеркивается необходимость соответствия производственных отношений характеру производительных сил, а возникающее между ними несоответствие разрешается социальной революцией. Таким образом, исторический процесс характеризуется как смена общественно эко­но­мических формаций.

    В своем главном труде «Капитал» Маркс исходит из трудовой теории стоимости, внося в нее новые моменты. Любой товар имеет две стороны: потребительную стоимость и меновую стоимость. Как потребительные ценности товары несравнимы. Сопоставимыми их делает то, что все они – продукты труда. Выделяет конкретный и абстрактный труд. Поскольку стоимость создается только трудом, прибыль капиталиста есть результат присвоения продукта труда рабочих. Капиталист покупает не труд, а рабочую силу, то есть способность трудиться. Стоимость рабочей силы определяется затратами на ее воспроизводство: питание, одежду, образование и т. п. Разницу между стоимостью рабочей силы и стоимостью, которую она может создать, Маркс именует прибавочной стоимостью, она является источником прибыли капиталиста. Соотношение прибавочного и необходимого труда характеризует степень эксплуатации рабочих капиталистами.

    Маркс ввел деление капитала на постоянный (представленный в виде средств производства) и переменный (вложенный в рабочую силу). Отношение постоянного капитала к переменному он называет органическим строением капитала и связывает с ним динамику занятости, прибыли и ряда других явлений. В частности, рост органического строения капитала порождает тенденцию к снижению нормы прибыли, рассматриваемой как отношение прибавочной стоимости ко всему авансированному капиталу.

    Чтобы общество существовало, производство должно быть постоянно повторяющимся процессом. Маркс разработал схемы простого (неизменного по масштабу) и расширенного воспроизводства. Все общественное производство он делит на две части: производство средств производства и производство предметов потребления. При простом воспроизводстве сумма переменного капитала и прибавочной стоимости первой части должна равняться постоянному капиталу второй части, а при расширенном воспроизводстве она должна быть больше этого постоянного капитала.

    Маркс отвергает концепцию Сэя о невозможности всеобщих кризисов производства, доказывая неизбежность таких кризисов. Капиталистическое производство он объявляет цикличным, проходящим через фазы кризиса, депрессии, оживления и подъема – к новому кризису.

    В теории Маркса большую роль играет закон концентрации и централизации капитала и производства, теория денег, накопления капитала и др.

    Вклад Ф. Энгельса в марксистское учение о капитализме связан, прежде всего, с анализом тех новых явлений, которые получили распространение после смерти Маркса: акционерных обществ, фондовых бирж и т. п. Значителен его вклад в экономическую теорию будущего коммунистического общества, которое неизбежно должно, по его мнению, сменить капитализм.

    Основные категории и понятия

    Хрематистика, «справедливая цена», меркантилизм, протекционизм, «чистый продукт», политическая экономия, трудовая теория стоимости, экономический либерализм, количественная теория денег, марксизм.

    Контрольные вопросы

    1. Поясните истоки возникновения термина «экономика».

    2. Каким требованиям, по заключению Ф. Аквинского, должна отвечать «справедливая цена»?

    3. В чем сущность меркантилистской концепции внешней торговли?

    4. В чем сущность «чистого продукта», по мнению физиократов?

    5. В чем сущность трудовой теории стоимости?

    6. Как определял А. Смит роль государства в экономической жизни?

    7. В чем сущность теории ренты Д. Рикардо?

    8. В чем сущность теории рынков Ж. Сэя?

    9. Как Т. Мальтус объяснял причины бедности населения?

    10. Что понимал К. Маркс под термином «прибавочная стоимость»?


    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18


    написать администратору сайта