Главная страница

ТиМэкологического обраэования. Учебное пособие Урал гос пед унт. Екатеринбург, 2004. 279 с


Скачать 1.69 Mb.
НазваниеУчебное пособие Урал гос пед унт. Екатеринбург, 2004. 279 с
АнкорТиМэкологического обраэования.doc
Дата13.04.2017
Размер1.69 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТиМэкологического обраэования.doc
ТипУчебное пособие
#4749
страница3 из 18
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. ИДЕИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕ­ЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Зарождение идей экологического образования в зарубежных педагогических системах. Отражение экологических идей в отечественных курсах школьного естествознания и истории дошкольной педагогики в России (вторая половина XIX — начало XX в.). Русская прогрессивная педагогика о значении природы в образовании и воспитании детей (К.Д,Ушинский, Е.Н.Водовозова, Е.И.Тихеева). Подходы к определению задач и содержания природоведческой работы дошкольных учрежде­ний в программных документах 30-50 х годов. Научная разра­ботка теоретических основ содержания и методики ознаком­ления детей с природой (60-80-е гг.). Основные направления развития теории и методики экологического образования в современной педагогической практике. Разработка концепции экологического образования школьников (70-е гг.). Переосмыс­ление содержания и методики ознакомления дошкольников с природой, становление теории экологического образования детей дошкольного возраста (80-90-е гг.).

Понимание современного состояния любой науки нахо­дится впрямой зависимости от знания истории ее возникнове­ния и развития.

Выдающиеся представители зарубежной педагогики Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо, ИХ. Песталоцци, отводи­ли природе важную роль в воспитании и обучении детей.

Чешский педагог Я.А. Коменский важным средством ум­ственного воспитания считал природу. Основа познания мира - это чувственное восприятие в процессе системы наблюдений за природными явлениями. Основа педагогической теории Коменского - природосообразность воспитания. Он пробовал устано­вить закономерности воспитания путем аналогии с естественными законами природы. В содержание знаний, необходимых ребенку шести лет, он включал: «... названия деревьев и некото­рых более известных и более часто встречающихся трав и цве­тов..., так же различия животных..., что такое поле..., гора, луг, лес, река...». Я.А. Коменский выделил «золотое правило» дидактики: «Все что только возможно представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия — зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, дос­тупное осязанию - путем осязания...». Указывая на необходи­мость подготовки дошкольника к усвоению целостной системы знаний, к выделению сходных явлений и предметов, Коменский выделил следующее:

  • Природа влияет на развитие сенсорики, обогащает знаниями
    и формирует нравственные качества.

  • Дошкольнику дается научная система знаний, доступная его
    пониманию.

  • Изучение окружающего мира основывается на принципах
    наглядности движения от простого к сложному, с учетом ак­тивности и сознательности.

  • Ознакомление с природой проходит под руководством
    взрослого.

Таким образом, Я.А. Коменский определил способы по­знания окружающего мира, объем и содержание знаний о при­роде для детей дошкольного возраста и принципы обучения.

Французский просветитель - писатель Жан Жак Руссо - идеолог теории свободного воспитания, основой которого явля­ется принцип природосообразности. В его системе природе от­водится ведущая роль в воспитании детей. В книге: «Эмиль или о воспитании» Руссо подчеркивал особое значение природы в сенсорном развитии детей. Как и Коменский, на первый план он выдвигает чувственный опыт ребенок. Руссо считал, что сам процесс познания природы должен проходить на основе собст­венного наблюдения и опыта, путем проб и ошибок. Таким образом, ведущую роль в познании Руссо отводил самостоя­тельному изучению ребенком природы.

Швейцарский педагог - демократ ИХ. Песталоцци, как и Руссо, считал природу одним из решающих факторов умствен­ного, нравственного, сенсорного воспитания. В отличие от Рус­со Песталоцци рассматривал сенсорное и умственное воспита­ние в тесном единстве и считал природу одним из решающих факторов именно умственного (а не только сенсорного и нрав­ственного) развития ребенка. По теории Песталоцци изучение явлений природы должно проходить с помощью наблюдений. Выделение существенных свойств в наблюдаемых предметах и явлениях, их осмысление и выражение в речи составляют осно­ву логического мышления.

Песталоцци считал необходимым учить детей использо­вать полученные знания о природе в их практической деятель­ности, в труде. Важным для современного понимания использо­вания природы в воспитании детей является указание Песталоц­ци на необходимость руководства процессом познания природы со стороны взрослых. Без помощи воспитателя ребенок не спо­собен разобраться во всем многообразии окружающего мира.

Одним из крупнейших представителей буржуазной педа­гогики первой половины 19 века был Ф. Фребель. Фридрих Фребель, ученик и последователь Песталоцци. Он создал свою оригинальную педагогическую систему общественного дошко­льного воспитания. Считал, что воспитание ребенка должно проходить в тесной связи с природой, т.к. природа является важным средством всестороннего развития детей. По его мне­нию, постоянные наблюдения, изучение явлений живой и нежи­вой природы развивают у дошкольников наблюдательность, совершенствуют их чувственное восприятие мира, учат думать.

Ф.Фребель отмечал о целесообразности обучения детей не только наблюдениям, но и осуществлению ухода за растениями и животными как важного источника знаний и опыта, как дей­ственного средства нравственного воспитания. Для развития нравственных качеств личности дошкольника, трудовых умений и навыков он рекомендовал создавать в детском саду участки. В своем произведении «Детский сад» gh писал о необходимости создания условий для самостоятельного выращивания растений детьми: «... чтобы они на опыте из неуместной рассадки узнали, что и с растениями следует обходиться только внимательно и правильно». Ф.Фребель отмечал о благотворном влиянии при­роды на образование и воспитание тех «кто рано открывает свое сердце и ум для неё».

В работах социалиста-утописта Роберта Оуэна прослежи­валась идея о необходимости воспитания детей в согласии с природой. В своем произведении «Жизнь Роберта Оуэна, напи­санная им самим», он формулирует принципы воспитания в школе Нью-Ланарка. Важной частью образования Р. Оуэн счи­тал прогулки, организуемые с целью ознакомления детей с про­дукцией садов, огородов, полей и лесов, с домашними живот­ными и с естествознанием вообще.

Прогрессивный деятель народного образования Франции, теоретик дошкольного образования Полина Кергомар пропаган­дировала необходимость формирования у детей истинных представлений о природе. Она отмечала, что ребенок должен знать название животного, пищу, которую употребляет и «... насколько возможно, его нрав и привычки. Нужно, чтобы дети знали названия деревьев, в тени которых они играют, и особен­ности, по которым они узнают деревья одной породы...».

Итальянский педагог Мария Монтессори признавала ог­ромное влияние природы на физическое воспитание ребенка и развитие любознательности. Как и Руссо, Монтессори считала природу средством сенсорного воспитания. Она особо выделя­ла, что в процессе наблюдений и труда в црироде у детей воспи­тываются положительные моральные качества и заботливое отношение к живым существам.

Анализ зарубежной педагогической литературы показы­вает, что вопросы о роли природы в воспитании детей, содер­жание знаний о природе находились в центре внимания педаго­гов.

Большой вклад в становление современной методики оз­накомления детей с природой внесли представители русской прогрессивной педагогики XIX века. Образование и воспитание рассматривалось ими не только как процесс передачи званий подрастающему поколению, но и как формирование направлен­ности личности ребенка, его отношения к действительности. А.ИХерцен, В.Г.Белинскйй, Н.Г. Чернышевский, Н.А.Доб­ролюбов считали, что знакомство с родной природой долж­но занять ведущее место в воспитании и обучении детей. Осо­бое значение они придавали формированию у детей реалистиче­ских представлений о природе, то есть рассматривали природ­ные явления в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. По их мнению, одна из основных задач воспитания - дать детям возможность применять свои знания на практике.

Известный русский педагог К.Д.Ушинский считал приро­ду великой воспитательницей, которая оказывает существенное влияние на формирование патриотизма, эстетических чувств. Он высоко ценил роль естествознания в первоначальном обуче­нии детей, считая, что логика явлений природы наиболее дос­тупна познанию, способствует развитию образного и логического мышления, формирует любознательность и наблюдательность.

К.Д. Ушинский считал, что использование природы в вос­стании детей должно строиться на принципах народности. Он выделил задачу научить детей наблюдать, то есть обогащать де­ти яркими образами, которые становятся элементами мыслительных процессов,

Ушинский определил требования к отбору материала о

природе, последовательность ознакомления детей с миром природы. В книге «Родное слово» Ушинский знакомит с явлениями природы, животными, растениями. Ознакомление начинается с домашних животных, затем дети учатся различать домашних и диких животных, знакомятся с птицами и четвероногими жи­вотными, разделением их на классы. Четвероногие разделялись по виду корма: травоядные и плотоядные; птицы - на домашних, хищных и певчих. Растения он группировал по классам: грибы, травы, цветы. Растения: хлебные, огородные, ягодные и плоды. Деревья: плодовые, простые и кустарники. Таким образом, Ушинский определил содержание знаний о природе. Он подчеркивал необходимость формирования у ребенка системы приро­доведческих знаний, построенной на знакомом детям материале. К.Д.Ушинский определил и способы наблюдения. Он вы­делил два условия развития наблюдательности: наглядность )бучения, изложение материала в системе и последовательно­сти. Ушинский предлагал вначале учить детей отыскивать, пе­речислять и излагать в порядке признаки предметов, которые находятся перед детьми. Важным этапом проведения наблюде­ния он считал сравнение предметов: начиная с различий, а затем со сходством. Он отмечал, что необходимо соблюдать последо­вательность в постановке вопросов.

Идеи К.Д Ушинского нашли свое отражение в работах его последователей. В.И. Водовозов в своих книгах дает знания по общим вопросам природоведения. В 1866 году А.С. Симонович издает книгу «Детский сад», где рассматриваются вопросы под­готовки детей по естествознанию к школе.

Дальнейшее развитие проблемы в России находит свое отражение в работах Е.Н. Водовозовой. Книга «Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до поступления в школу» выдержала семь изданий. В книге разработано содержание наблюдения природы и предложены рассказы для чтения. Особое место Е.Н.Водовозова отводил природе в сенсорном воспитании я развитии наблюдательности. Она считала необходимым учить детей наблюдать -отмечать, существенное и малосущественное, вырабатывать привычку. делать из наблюдения правильные выводы. Лучшим средством развития наблюдательности она считала прогулки и экскурсии в природу. Е.Н. Водовозова считала необходимым использование активных методов по ознакомлению с природой, и ведущее ме­сто отводила взрослым. Большую роль она отводила труду в природе, самостоятельности детей в уходе за растениями Е.Н.Водовозова рекомендовала организовать наблюдения за растениями и животными непосредственно в помещении: про­водить различные опыты, показывать свойства предметов, от­ношения и объяснить причины отдельных явлений. Содержание наблюдений, методы, рекомендуемые Е.Н. Водовозовой, были направлены на создание у ребенка правильного понимания при­роды, интереса и любознательности. Таким образом, Е.Н. Водо­возова внесла много нового в разработку проблемы содержания и методов экологического образования.

Идеи педагогов прошлого о воспитательной ценности общения ребенка с природой развили и обобщили русские педа­гоги-натуралисты А.Я. Герд, геолог, основоположник москов­ской научной школы, А.П. Павлов и многие другие. Они созда­ли ряд оригинальных пособий по методике естествознания, в которых обосновывалась организация учебной деятельности школьников с учетом взаимосвязи научных знаний и чувствен­ного восприятия природных объектов и явлений. Например, в 1902 году была введена программа по природоведению, состав­ленная профессором Лесного института Д.ККайгородовым. В ней предлагалось изучать природу по "общежитиям" (сад, поле, река, луг, лес). Учащиеся должны были изучать растительный мир и неорганическую среду во взаимосвязи, только по сезонам (впервые вводится принцип сезонности) и только на экскурсиях в природу, (так как природу надо изучать живую, красивую, настоящую, а не засушенную в гербариях и коллекциях.

Последователь Д.Н.Кайгородова - русский педагог-естественник В.В.Половцев в работе "Основы общей методики естествознания" предложил ввести "биологический метод" изу­чения естествознания (1907 год). Суть его заключается в том, что в процессе ознакомления с явлениями природы должны вскрываться доступные детям данного возраста связи и отношения, которые существуют в природе и доступны непосредственному наблюдению.

В советской школе природоохранительное образование осуществлялось по двум направлениям: одно из них связано с изучением вопросов охраны природы на уроках и экскурсиях, другое - во внеклассной и внешкольной деятельности.

На Первом Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию выдвигалась задача «приблизить природу к ребенку». Создать в дошкольных учреждениях условия для ознакомления школьников с животными и растениями. Но вместе с тем от­мечалось недостаточное использование наблюдений за природой, недооценка её роли в развитии ребенка. В «Инструкции по ведению очага и детского сада» (1919г.) впервые ставилась задача научить детей любить и беречь природу. Для осуществления этого, предусматривалось создание в детском саду аквариумов, террариумов, содержание животных, выращивание растений и цветов. При этом детям предоставлялась самостоятельность в уходе за растениями и животными.

На Втором Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию 1921г. были определены средства, приближающие ребёнка к природе:

  • Устройство экскурсий и прогулок

  • Работа детей в саду, огороде, цветнике и в уходе за живот­ными.

  • введение в обиход дошкольной работы живого материала для наблюдений над ним.

На Третьем съезде был определен главный метод изучения ребёнком природы - доступное исследование окружающей среды путём систематических упражнений внешних чувств. В 1924 году Наркомпрос ставил задачу изучения природы края , для этого был использован исследовательский метод . Предполагалось выяснять влияние производства на окружающую среду при помощи экскурсий, в живом уголке.

На Четвертом Всероссийском съезде по дошкольному вос­питанию (1928г.) рекомендовалось преподавательскую работу вести по определенным организующим моментам, сосредоточив основное внимание на организационных занятиях.

Таким образом, решения съездов по дошкольному воспитанию оказали существенное влияние на развитие и становление методики экологического образования. Первые и последующие про­граммные документы включали содержание знаний о природе, определяли основные методы ознакомления с ней.

В целом в 20-ЗО-е годы XX столетия большое внимание уделялось проведению многочисленных экскурсий в природу, практическим, исследовательским и лабораторным работам. Повсеместно организовывались экскурсионные биологические станции, педагогические биостанции, станции юных натурали­стов. Но постепенно естествознание было сведено к сельскохо­зяйственной практике.

Лишь с 1932 года в основу изучения природы в ДОУ был по­ложен принцип научного содержания, начали разрабатываться воспитательные аспекты. Первый проект программы, в котором были определены цели и задачи дошкольного природоведения, вышел в 1932г

В ЗО-е годы началась индустриализация страны. В это время у детей воспитывалось потребительское отношение к природе. Изучалось; сколько спичек можно сделать из одного дерева, для чего людям нужны леса, поля, реки и другие подобные вопросы.

В 30-40 годы XX столетия вопросы влияния природы на воспитание получили более глубокую теоретическую обосно­ванность. Стали более детально изучать влияние общения с природой на всестороннее развитие детей. Основной вклад в разработку вопросов был внесен Е.И. Тихеевой, Л.К. Шлегер, В..А. Сухомливским и др.

Е.И. Тихеева подчеркивала силу воспитательного влияния природы на ребенка. Она считала природу неиссякаемым источником, из которого дети черпают содержание игр, наблюде­ний, труда. По её мнению, чем больше органов чувств участву­ют в восприятии природы, чем активнее при этом дошкольник, тем полнее он познает окружающее. Как и К.Д. Ушинский, Е.И.Тихеева считала, что мир природы таит большие возможно­сти для развития у детей наблюдательности. Она предложила средства, формы и методы познания окружающей среды, реко­мендации к проведению экскурсий, бесед, требования к уголку природы. Большое значение Е.И.Тихеева придавала отбору зна­ний для дошкольников и планированию работы. В предложен­ном ею плане-программе материал о природе выделен в специ­альную главу- План предусматривает усложнение материала от одного возраста к другому, соблюдение таких принципов, как сезонный, краеведческий. Е. И. Тихеева предложила целостный подход к изучению природы, что является наиболее полезным и доступным для детей дошкольного возраста. Вместе с тем она переоценивала роль природы в эстетическом воспитании, счи­тая, что только она дает образцы «вечной и неизменной красо­ты».

Л. К. Шлегер к факторам, влияющим на развитие ребенка, относит и природу. Как и Е. И. Тихеева, она рекомендует ис­пользовать экскурсии, однако не считает обязательным предва­рительную подготовку к ним. Богатые педагогические возмож­ности видела Шлегер в беседах. «Привычка беседовать в опре­деленном направлении,- пишет она, - вырабатывает в ребенке способность к активному, т. е. сознательному наблюдению, что составляет громадный шаг вперед в развитии его душевных сил. Работа сознания всегда связана с возможностью делать какие-нибудь .выводы из своих наблюдений». Она считала, что зна­ния, полученные детьми, должны воплощаться в их творческой деятельности.

Л. К. Шлегер совместно с С. Т. Шацким подготовила ма­териал для бесед с дошкольниками. Авторы, придерживаясь сезонного принципа, знакомили детей с неживой и живой при­родой. Для каждой темы были подобраны дидактический и на­глядный материал, задания детям. Содержание бесед давалось в соответствии с особенностями возраста. Несмотря на недостат­ки рекомендованных бесед (некоторая бессистемность, четко не прослеживалась зависимость изменений живой природы от не­живой и т. д.), они сыграли положительную роль в отборе со­держания обучения дошкольников при ознакомлении их с при­родой.

Большое наследие в области воспитания дошкольников средствами природы оставил нам выдающийся советский педа­гог В.А.Сухомлинекий. Он придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка. "Чело­век был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к бо­гатству духовной культуры,- говорил Сухомлинский.- Мир, ок­ружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безгра­ничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе ... ".

В книге "Сердце отдаю детям" Сухомлинский дает учите­лям совет: "Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследовате­лями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами." Он отмечает, что "вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке - дело значительно более сложное, чем провести уроки."

Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа - это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

В.А.Сухомлинский отмечал, что сама природа не воспи­тывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. "Меня поражало,- говорит Сухомлинский - что восхищение де­тей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой - это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности.". Сухомлинский предлагает для реального во­площения этого положения в действие создать живой уголок, где все дети примут участие в уходе за животными, организо­вать "птичью" и "звериную" лечебницы, сажать деревья. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. Сухомлинский пишет: "Опыт пока­зывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".

Таким образом, опыт работы В.А..Сухомлинского в «Школе радости» подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а основой воспитания чело­вечности, доброты, бережного и заботливого отношения ко все­му живому являются знания об окружающем.

В 40-60-е годы продолжаются исследования в области оп­ределения значения природы во всестороннем воспитании до­школьников, установления связи природоведческих знаний с практической деятельностью детей, разработки активных мето­дов познания окружающего мира (Э. И. Залкинд, С.А.Веретенникова, 3. Д. Сизенко-Казанец, Л. Е. Образцова, Л.Ф. Мазурина, Р. М. Басе и др.).

В 70-80-е годы продолжается совершенствование методи­ки. Дальнейшее развитие получают вопросы влияния природоведческих знаний на развитие ребенка, поиски путей их систе­матизации, изучение возможностей усвоения дошкольниками существующих в природе взаимосвязей, воспитание положи­тельного отношения к природе, желания трудиться, заботиться о живых существах, беречь природное окружение (П. Г. Саморукова, С. Н. Николаева, В. Г. Грецова-Фокина, Н. Ф. Виноградова, Е. И. Золотова и др.).

В начале 70-х годов стало уделяться усиленное внима­ние проблеме охраны природы, что привело к активной пропа­ганде экологических знаний. В это время появился теория: "природоохранительное просвещение".

К концу 70-х годов в науке широкое распространение получило понятие "комплексная, социальная, глобальная эколо­гия", отражающее сущность исследований по взаимодействию человека и общества в целом с природой. Поэтому вместо "при­родоохранительного образования" стали говорить об «экологи­ческом образовании».

В 70-80-х годах исследователями И. Д.Зверевым. И.Т.Суравегиной, А.Н.Захлебным и др. были сформулированы основные принципы экологического образования:

  • Междисциплинарный подход в формировании экологиче­ской культуры.

  • Систематизированность и непрерывность изучения экологи­ческого материала.

  • Единство интеллектуального и эмоционально-волевого на­чала в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды.

  • Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе.

Основоположник экологического образования в России И.Д.Зверев, отмечал, что знания о природе являются общеди­дактической основой её охраны, то есть только на основе зна­ний можно убедить детей в необходимости заботливого отно­шения к природе, её богатствам, И. Д. Зверев подчеркивал, что необходима концентрация усилий ученых в разработке условий формирования экологической ответственности. К этим услови­ям он относил:

  • -гуманизацию образования в целях формирования общече­ловеческого приоритета сохранения среды жизни;

  • -активизация экологического движения;

  • -применение знаний в практической деятельности как эле­мента экологической культуры;

  • -преодоление разрыва между знаниями, сознанием, эмоция­ми, отношением и деятельностью;

  • -создание вариантов содержания и форм экологического
    образования в изменяющихся условиях.

Д. Н. Кавтарадзе, отмечает, что главное в экологическом об­разовании — формирование соответствующего мировоззрения, формирование экологического сознания. Он отмечает, что мно­гие проведенные существующие в стране исследования по ох­ране природы рассматривают природные ресурсы, но не приро­ду. Для формирования активного экологического сознания, вос­питания бережного и заботливого отношения к природе необхо­димы знания в сочетании с практической деятельностью по ох­ране природы: огораживание муравейников, спасение мальков, птенцов. В процессе этого воспитываются милосердие, чело­вечность, умение сочувствовать и сопереживать.

Г. Д. Гачев подчеркивает, что «на природу нельзя отныне смотреть только как на материал и сырье труда. Природу надо воспринимать как «самоценность.»

Таким образом, в педагогической теории стала разрабаты­ваться новая область - теория и методика экологического обра­зования, вырабатывающая содержание, принципы, методы, формы экологического образования.

Теоретической основой методики экологического воспита­ния дошкольников является ряд исследований в области дошко­льной педагогики. Это работы И. А. Хайдуровой, С. Н. Нико­лаевой, Е. Ф. Терентьевой, 3. П.Плохий,Н.Н.Кондратьевой,А.М.Федотовой, Л.С.Игнаткиной,Т.В.Христовской,И.А.Комаровой,Т.Г.Табунашвили и др.

Главная направленность этих исследований - отбор и систе­матизация экологически значимого содержания знаний о приро­де для детей дошкольного возраста и младшего школьного воз­раста. Авторами показано, что дети 5-7 лет способны усваивать знания, отражающие закономерные явления природы: связь живого организма со средой обитания, его приспособленность к ней, рост и развитие, связи в сообществах живых организмов.

А.М.Федотовой установлено, что дошкольникам и младшим школьникам легче усваивать обобщенные представления о группах не родственных животных и имеющих морфофункциональное сходство.

Исследование Н.Н.Кондратьевой, автора программы эколо­гического образования детей дошкольного возраста «Мы», по­казало, что отношение к животным и растениям у детей 7-8 лет неоднозначно. Прежде всего, это проявление интереса к живым существам, желание вступать в контакт и общаться с ними. Н.Н., Кондратьева выявила, что отношение детей к живому отли­чается повышенной эмоциональностью и познавательной на­правленностью, которая сочетается с экспериментированием над живыми существами.

А.Н.Потапова подчеркивала, что очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребенка щадящее, оберегающее и за­ботливое отношение к природе. Чтобы у ребенка появилось желание беречь другие живые существа, они должны существо­вать вокруг него в достаточном количестве. Ведущая роль в овладении детьми знаниями о природе отводится воспитателю.

В работе Л.Унучек «Воспитываем бережное отношение к природе» выявлено, что экологические знания раскрывают за­висимости, существующие в природе, и способствуют форми­рованию осознанного отношения к природе.

Э.И.Залкинд считает, что воспитание положительного от­ношения к живым существам должно основываться на взаимо­связи между полученными детьми знаниями и практической деятельностью по выращиванию растений и охране природы.

М.К.Ибрагимова пишет, что общение с животным вызывает у ребенка большие эмоциональные переживания, которые со­храняются в памяти, оставляют хорошие воспоминания, добрые чувства. Ребенку следует предоставлять беспрепятственный дос­туп к животным, давать возможность налаживать сними кон­такт. Причиной неправильного обращения детей с живыми существами М.К.Ибрагимова считает отсутствие знаний и соответствующих навыков. На отношение к животным влияет и уро­вень отношения ребёнка к окружающим.

Экологическое воспитание - это воздействие на сознание людей в процессе формирования личности с целью выработки социально-психологических установок и активной гражданской позиции, бережного отношения к совокупности природных и социальных благ.

По данным А.Емельяненко длительное участие дошкольни­ков в уходе за животными помогает не только воспитывать чув­ство ответственности, любовь ко всему живому, но и расширять знания детей. Таким образом, чувство деятельной любви и соот­ветствующее ему поведение развивается постепенно на основе знаний от положительно-эмоционального отношения к созна­тельно-направленной деятельности.

Исследование И. А. Хайдуровой доказывает, что старшие дошкольники способны усваивать представления общего характера об экологических зависимостях в природе.

Таким образом, содержание и методика ознакомления дошкольников с природой были переосмыслены к 80-м годам XX в. 80-90-е гг. можно считать периодом становления теории экологического образования детей дошкольного возраста.. С принятием постановления "Об экологическом образовании обу­чающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации" (30.03.1974 № 4/1-6) экологическое образование посте­пенно становится важнейшим направлением в работе учебно-воспитательных учреждений, в том числе и детских садов.

2.2.СТРАТЕГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Основные направления развития дошкольного экологического образования на современном этапе. Создание системы непрерывного экологического образования как основное направление' его совершенствования. Концепции экологического образования и воспитания дошкольников.

В 90-е годы с выходом в свет законов РФ «Об охране ок­ружающей природной среды» и «Об образовании», "Указа Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (1992 г.) постановления «Об экологическом образовании обучающихся в образователь­ных учреждениях Российской Федерации» (30.03.1997 № 4/1-6) экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений. Разработки по усовершенствованию программ по экологическому образованию дошкольников ведут такие видные ученые, как Н.Н.Кондратьева Л.М.Маневцова С.Н.Николаева, НА. Рыжова и др.

В России создана законодательно-правовая база, обеспе­чивающая экологизацию образования и воспитания в дошко­льных учреждениях. Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН и ратифицированная в 1990 г. Российской Федерацией провозгласила четыре основных требо­вания:

  • Право ребенка на жизнь.

  • Право на развитие (образование, отдых, досуг, участие в культурной жизни).

  • Право на защиту.

  • Право на активное участие в жизни общества (право на ин­формацию и свободу выражения мнения, свобода слова, совести, религии).

Ниже приводится список законодательных и норматив­ных документов, обеспечивающих экологизацию образования и воспитания в дошкольных учреждениях.

  • Конституция РФ.

  • Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (от 3 июля 1998 г).

  • Материалы Межправительственной конференции по обра­зованию в области окружающей среды (14-26 окт. 1977 г., Тб.)-

  • Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" "1034-1 от 19.04.1991 в ред. Закона РФ от 02.06.93"50764, Федерального Закона "89-ФЗ от 19.06.95.

  • Федеральный Закон "Об охране окружающей природной среды". "2060-1 от 19.12.1991 (ред. От 02.06.1993 "5076- 1).

  • Программа действий: Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Женева. Центр "За наше общее будущее". 1993.

  • Конвенция о доступе к информации и участии общественно­сти в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. ООН. Экономический и Социальный Совет. Европейская экономическая комиссия. Орхус 23-25 авг. 1998.

  • Постановление Правительства РФ "1208 от 03.11.94 "О ме­рах по улучшению экологического образования населения".

  • Дошкольное образование в России. (Сборник действую­щих нормативно-правовых и научно-методических материалов).
    Под ред. Р.Б. Стеркиной. М.: ACT. 1997. 336 с.

  • Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России.
    (Материалы первоначального доклада Российской Федерации
    Комитету по правам ребенка ООН). М. 1993.

  • Федеральный Закон "Об информации, информатизации и
    защите информации". 20.02.95 г. "24-ФЗ.

  • Федеральный Закон "Об общественных объединениях".

  • Федеральный Закон "Об экологической экспертизе" "174-
    ФЗ от 23.11.95.

  • Федеральная целевая программа "Дети Чернобыля" на 1998-
    2000 г.г., входящая в ФЦП "Дети России". Утверждена поста­новлением Правительства РФ "1207 от 19.02.97.

• В 90-х годах XX в. под влиянием ряда объективных факторов (смена государственного устройства, процессы демо­кратизации в обществе, пересмотр идеологических позиций, активная интеграция России в мировое сообщество) измени­лись стратегии экологического образования. Можно выделить следующие тенденции в развитии экологического образования.

1. Гуманизация образования, означающая создание усло­вий для свободного и гармоничного развития личности ребенка (Закон РФ «Об образовании, 1992).

Гуманизм в широком смысле - исторически изменяющая­ся система воззрений, признающая ценность человека как лич­ности, его право на свободу, развитие и проявление своих спо­собностей. Принцип гуманизации исходит из признания лично­сти каждого ребенка высшей социальной ценностью.

Гуманизация процесса экологического образования пред­полагает:

- свободу выбора через организацию широкого поля дея­тельности для активного познания, взаимодействия с природой, социальных контактов, творчества детей; личностную ориентацию образовательно-воспитательного процесса в направлении, обеспечивающем удовлетворение ведущих жизненных потребностей ребенка, полноценное развитие, личностное самоутверждение, самовы­ражение в разных видах деятельности;

- создание условий эмоционально-положительного ком­форта в процессе изучения природы, который развертывается как субъективно переживаемая, увлекательная, интересная дея­тельность, укрепляющая чувство доверия ребенка к миру.

2. Гуманитаризация образования, направленная на при­оритетное развитие общекультурных компонентов в содержа­нии образования.

Гуманитарные науки исследуют то, что сотворено людьми (культура, искусство). Гуманитарное познание ориентировано па индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям. В противоположность этому «есте­ственнонаучный» традиционно рассматривается как ценностно-нейтральный. Мир классической науки сам по себе лишен со­страдания, заботы и других субъективных человеческих качеств и чувств, нуждается в дополнении человеческими ценностями и смыслами. Стремление заложить в содержание начального есте­ствознания основы наук привело к формированию у детей кар­тины мира, лишенной человека. Гуманизация, по сути, направ­лена на формирование «очеловеченной» картины мира.

Гуманитаризация распространилась на методы обучения и. способы познания детьми окружающего мира. Гуманитарное познание, в отличие от естественнонаучного, предполагает пе­реход от факта к смыслу, от предмета к его ценности, от объяс­нения к пониманию. А понимание - это не только знание, но и соучастие, сопереживание другому. Понимание основано на заинтересованном отношении и связано с личным опытом, нравственными установками, ценностными ориентациями. В практике экологического образования стали широко использо­ваться приемы «вживания в образ» изучаемого объекта, «эмпатии», «выражения личностного отношения» и др.

3. Вариативность образования, которая отражает его ори­ентированность на индивидуальные запросы разных людей, а также интересы социальных групп. Разработаны вариативные программы экологического образования и воспитания детей, обеспечивающие развитие разных сфер личности ребенка.

  1. Технологизация обучения детей, которая предполагает проектирование образовательного процесса, исходя из конкрет­ных условий и ориентируясь на заданный результат, предусмат­ривает четкую алгоритмизацию и диагностику деятельности учащихся. При новой парадигме образования педагог выступает больше в роли организатора самостоятельной активной позна­вательной деятельности детей. Среди разнообразных педагоги­ческих технологий наиболее адекватными задачам экологиче­ского образования являются: технологии обучения в малых
    группах сотрудничества, исследовательские технологии (метод проектов и др.), технологии «игрового моделирования», ТРИЗ-технологии.

  2. Регионализация образования, направленная на удовле­творение образовательных потребностей жителей каждого кон­кретного региона России. Несмотря на общность политических и экономических процессов, происходящих в разных регионах нашей страны, между ними имеются большие различия в при­родных условиях, в структуре экономики, характере хозяйст­венной деятельности, в традициях и культуре населения. Регио­нальный компонент содержания необходимо учитывать при отборе учебного материала.

В настоящее время в России действует система непрерыв­ного экологического образования, первым звеном которой явля­ется ДОУ. Ребенок, начиная с дошкольного возраста, включает­ся в систематическое экологическое образование, с учетом пре­емственности. Работа дошкольных учреждений в системе не­прерывного экологического образования улучшает координа­цию дошкольных учреждений с другими организациями, что позволяет получить более эффективные результаты.

Экологическое образование дошкольников по своему со­держанию и методам отличается от других звеньев системы экологического образования, что, прежде всего, обусловлено психофизиологическими особенностями данного возраста. С точки зрения дошкольного экологического образования важно целостное восприятие окружающего мира (ребенок еще не вы­деляет себя из окружающей среды), которое с возрастом теряет­ся.

В 1998-99 г.г. творческий коллектив московских ученых, педагогов и специалистов Центрального совета Всероссийского общества охраны природы разработали научно-практические рекомендации по комплексной экологизации деятельности до­школьных учреждений «ДЕТСКИЙ САД - ЭТАЛОН ЭКОЛО­ГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» (Т.В, Потапова и др.).

В рекомендациях отмечается, что экологическое образо­вание как база перехода общества на путь устойчивого развития должно трактоваться в широком смысле слова как междисцип­линарная реформа всей системы образования на всех уровнях и для всех возрастов, вооружающая каждого индивидуума спо­собностями решать жизненные задачи, опираясь на ЭКОЛОГИ­ЧЕСКИЙ ПОДХОД к ним.

Национальный план действий по охране окружающей среды РФ на 1999-2001 г.г. предусматривает разработку и внедрение новых подходов к содержанию и организации экологического образования. Основные направления государственной политики в этой области включают:

  • организацию всеобщего непрерывного экологического об­разования и обеспечение широкого экологического просвеще­ния всех социальных групп населения;

  • распространение достоверной экологической информации СМИ, издание экологической литературы и учебно-методических пособий;

  • развитие общественных экологических движений детей, молодежи, взрослого населения;

  • информирование широких, слоев населения о возможных путях экологизации производственной и непроизводственной деятельности;

  • разъяснение экономических аспектов взаимоотношений природы и общества: разрушать природу не только аморально, но и экономически невыгодно;

  • усиление подготовки специалистов по техническим вопро­сам экологизации производственной и непроизводственной дея­тельности;

• расширение просветительской деятельности по устойчивому

развитию.

К настоящему времени разработано несколько концепций и множество программ экологического образования и воспитания дошкольников.

Концепция и программа Т.В. Потаповой "Надежда" (ком­плексная программа подготовки дошкольников к обучению основам экологии, природопользования и правам человека).

В основу Концепции авторы положили целостное представ­ление о ДОУ как информационно-культурной и хозяйственной структуре, способной реализовать основные принципы устойчи­вого развития и стать в этом отношении для местного населения образцово- показательной действующей моделью - "эталоном экологической культуры". К обеспечению экологической безо­пасности и созданию условий для воспитания экологической культуры детей в ДОУ важно привлечь как можно более широ­кий круг организаций.

Основные цели дошкольного экологического образования и воспитания:

  • Развить в ребенке восприимчивость к явлениям в своей среде обитания.

  • Обеспечить ребенка знаниями о природе и о месте чело­века в окружающем его мире,

  • Дать навыки общения с дикой природой и творениями ума и рук человечества.

  • Привить нравственные принципы, моральные и этиче­ские нормы человека будущего, способного жить в гар­монии с обществом и окружающей средой.

• Заложить основу для обучения правам человека.
Специфика работы с дошкольниками:

• полноценное экологическое образование и воспитание

можно дать ребенку только в обстановке, насыщенной образца­ми экологически грамотной деятельности старших, причем, при условии, что старшие придают этой деятельности необходимое эмоциональное сопровождение и дают ей экологически грамот­ное объяснение на доступном для ребенка языке;

дети не в состоянии самостоятельно оценить экологиче­ское состояние окружающей обстановки, изменить ее или сме­нить, поэтому взрослые должны реализовать все возможности для максимального ее улучшения и защиты ребенка от реально существующих экологических опасностей.

Принципы обеспечения экологического образования и вос­питания ребенка в дошкольном детстве:

• максимальное обеспечение экологической безопасности ребенка; создание для ребенка максимально эффективной эколого-развивающей среды.

Мероприятия, обеспечивающие экологическую безопасностью и экологическое просвещение детей и взрослых:

Сбор и анализ информации об экологической безопасности места и оборудования ДОУ.

  • Организация непрерывного экологического мониторинга
    Витания, водоснабжения, санитарно-гигиенического состояния помещений и территории ДОУ.

  • Обеспечение максимального видового разнообразия флоры и фауны на территории и в помещении ДОУ.

Создание экологической лаборатории в ДОУ или (и) вневе­домственного местного центра поддержки эколого-воспитательной работы ДОУ.

• Сбор и анализ информации об эколого-образовательных программах, разработка на их основе собственных программ.

Содержание работы по воспитанию экологической культу­ры.

  • Приобщение детей к здоровому образу жизни.

  • Созидательная работа детей с бросовым материалом (при­родным и вторичным сырьем).

  • Активное участие детей в природоохранной и природо- восстановительной деятельности, оборудовании и дизайне поме­щения и территории.

Концепция и программа С.Н. Николаевой "Юный эколог». . Николаева делает акцент в экологическом воспитании до­школьников на их ознакомлении с живыми организмами и при­родными системами (сообществами). Доказывает, что на основе представлений о взаимосвязях в природе, специфики живого у детей закладываются правильные формы отношения к природе: интерес к её познанию, готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются.

С.Н. Николаева подчеркивает, что понимание специфики живого, постоянное общение с животными, выращивание рас­тений - это необходимые условия для воспитания у детей забот­ливого, гуманного отношения к природе.

В содержание экологических знаний о живых существах С.Н.Николаева включила следующее:

1 .Знания о связи растений с внешней средой.

2.Размножение, рост и развитие растений.

3.Многообразие растений.

4.Связь животных с внешней средой.

5,Размножение, рост и развитие животных.

6.Многообразие животного мира.

Ведущим методом экологического воспитания
СН.Николаева определяет наблюдение. Она выделила требова­ния к ним, разработала циклы наблюдений за обитателями
уголка природы, определила типы занятия по ознакомлению с
природой: первично-ознакомительные; углубленно-

познавательные; обобщающие; комплексные. С.Н. Николаева отмечает, что в воспитании любви к природе большую роль играют прогулки, экскурсии, детские праздники, игры с приро­доведческим знанием, и условия её реализация в детском саду. Его издано много пособий для воспитателей и родителей по ор­ганизации работы по экологическому воспитанию в детском саду и дома.

Концепция и программа Н.А. Рыжовой "Наш дом - при­рода". Н.А. Рыжовой определен комплекс задач в области эко­логического обучения, воспитания и развития ребенка:

• формирование системы элементарных научных эко­логических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознан­но-правильного отношения к природе);

развитие познавательного интереса;

• формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для са­мого ребенка поведения;

  • воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

  • формирование умений и навыков наблюдений за при­родными объектами и явлениями;

  • формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общении с природой);

  • освоение элементарных норм поведения по отноше­нию к природе, формирование навыков рационального приро­допользования в повседневной жизни;

  • формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной
    деятельности в ближайшем окружении;

  • формирование элементарных умений предвидеть по­следствия некоторых своих действий по отношению к окру­жающей среде.

Н.А. Рыжова выделяет принципы отбора содержания экологического образования дошкольников:
целостность отражает целостное восприятие дошкольником окружающего мира и единство ребенка с миром при­роды;

конструктивизм - экологическое образование базиру­ется только на нейтральной, положительной или отрицательно-положительной информации.

Содержание программы включает несколько блоков: «Вода», «Воздух», «Растения», «Животные», «Я и природа», которые позволяют педагогу дать ребёнку в увлекательной для него форме знания о природе, её законах, взаимосвязях природ­ных объектов. Знания являются средством для формирования у детей экологического мировоззрения, заботливого и ответст­венного отношения к природе.

С целью экологического образования, воспитания в де­тях эмоционального отношения к природе, сочувствия к ней Н.А. Рыжова разработала экологический проект «Дерево». Его реализация предусматривает интегрированный подход: дети много рисуют, сочиняют сказки, участвуют в играх, слушают музыку. При этом все виды деятельности связаны с результата­ми наблюдений ребят за деревьями.

Концепция и программа Н.Е. Черноивановой «Экология ДО экологии» направлена на культурно-экологическое образова­ние дошкольников средствами фольклора. Цель - развитие у ребенка основ экологической культуры на основе постижения самоценности природы. Отличительной особенностью содержания программы является ее культурологическая основа, обеспе­чивающая интеграцию экологического и фольклорного аспектов, что помогает ребенку многогранно познавать мир природы. В программе смещены акценты с охранительных тенденций в дошкольном экологическом образовании к природосозидающим, суть которых состоит в приобретении способов и опыта взаимодействия с природой на основе осознания ее самоценно­сти, сохранения, созидания и воспроизведения природных бо­гатств.

Таким образом, в наши дни вопросы экологического воспитания детей приобрели новую актуальность. Многие современные концепции и программы направлены на экологиче­ское образование детей. Несмотря на определенные различия в подходах к реализации экологического образования, большин­ством специалистов признается необходимость включать рас­смотрение экологических проблем практически во все учебные программы.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


написать администратору сайта