Главная страница
Навигация по странице:

  • §3. Основные модели соотношения философии и частных наук

  • Кохановский ВП Основы философии науки. Учебное пособие для аспирантов ростовнадону феникс 2004 оглавление от


    Скачать 3.38 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для аспирантов ростовнадону феникс 2004 оглавление от
    АнкорКохановский ВП Основы философии науки.doc
    Дата13.02.2017
    Размер3.38 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКохановский ВП Основы философии науки.doc
    ТипУчебное пособие
    #2665
    страница25 из 46
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   46
    §2. Классификация методов

    Многообразие видов человеческой деятельности обусловли­вает многообразный спектр методов, которые могут быть класси­фицированы по самым различным основаниям (критериям). Преж­де всего следует выделить методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы практической, материальной деятель­ности. В настоящее время стало очевидным, что система мето­дов, методология не может быть ограничена лишь сферой науч­ного познания, она должна выходить за ее пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. При этом необходимо иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер.

    Что касается методов науки, то оснований их деления на груп­пы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формаль­ные и содержательные, эмпирические и теоретические, фунда­ментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т. п. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов естествознания и методов социально-гума­нитарных наук. В свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и ме­тоды изучения живой природы и т. п. Выделяют также качествен­ные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т. д.

    В современной науке достаточно успешно «работает» много­уровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени общности и широте применения).

    I. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая

    318

    философская концепция имеет методологическую функцию, явля­ется своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэто­му философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы, как аналитический (харак­терный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.

    Нередко философские системы (и соответственно и их мето­ды) сочетались и «переплетались» между собой в разных «пропор­циях». Так, диалектический метод Гегеля был соединен с идеа­лизмом, у Маркса (как, кстати, и у Гераклита) — с материализ­мом. Гадамер пытался совместить герменевтику с рационалисти­ческой диалектикой и т. д. Философские методы — это не «свод» жестко фиксированных регулятивов, а система «мягких» принци­пов, операций, приемов, носящих всеобщий, универсальный ха­рактер, т. е. находящихся на самых высших (предельных) «эта­жах» абстрагирования. Поэтому философские методы не описы­ваются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации.

    Следует четко представлять себе, что философские методы за­дают лишь самые общие регулятивы исследования, его генераль­ную стратегию, но не заменяют специальные методы и не опреде­ляют окончательный результат познания прямо и непосредствен­но. Опыт показывает, что «чем более общим является метод науч­ного познания, тем он неопределеннее в отношении предписания конкретных шагов познания, тем более велика его неоднозначность в определении конечных результатов исследования»99.

    Но это не означает, что философские методы вовсе не нуж­ны. Как свидетельствует история познания, «ошибка на высших этажах познания может завести целую программу исследования в тупик. Например, ошибочные общие исходные установки (ме­ханизм-витализм, эмпиризм-априоризм) с самого начала предоп­ределяют искажение объективной истины, приводят к ограничен­ному метафизическому взгляду на сущность изучаемого объекта»100. Все возрастающую роль в современном научном познании иг­рает диалектика-материалистическая методология. Она реаль­но функционирует не в виде жесткой и однозначной совокупнос-

    319

    ти норм, «рецептов» и приемов, а в качестве диалектической и гибкой системы всеобщих принципов и регулятивов человечес­кой деятельности — в том числе мышления в его целостности.

    Поэтому важная задача диалектико-материалистической ме­тодологии состоит в разработке всеобщего способа деятельности, в развитии таких категориальных форм, которые были бы макси­мально адекватны всеобщим законам существования самой объек­тивной действительности. Однако каждая такая форма не есть зеркальное отражение последней, и она не превращается автома­тически в методологический принцип.

    Чтобы стать им, всеобщие диалектические положения долж­ны принять форму нормативных требований, своеобразных пред­писаний, которые (в сочетании с регулятивами других уровней) определяют способ действия субъекта в познании и изменении реального мира. Объективная детерминированность диалектико-логических принципов, как и вообще всех социальных норм, слу­жит основанием для последующего субъективного использова­ния их в качестве средства познания и практического овладения действительностью.

    Диалектический метод нельзя, разумеется, сводить к универ­сальным логическим схемам с заранее отмеренными и гаранти­рованными ходами мысли. Однако ученых интересуют, строго говоря, не сами по себе категории «развитие», «противоречие», «при­чинность» и т. п., а сформулированные на их основе регулятив­ные принципы. При этом они хотят четко знать, как последние могут помочь в реальном научном исследовании, каким образом они могут способствовать адекватному постижению соответству­ющей предметной области и познанию истины. Вот почему все чаще приходится слышать от ученых призывы к созданию при­кладной философии — своеобразного моста между всеобщими ди­алектическими принципами и методологическим опытом реше­ния конкретных задач в той или иной науке.

    Проиллюстрируем сказанное на примере некоторых важней­ших принципов диалектического метода101.

    320

    1. Объективность — философский, диалектический принцип, ос­нованный на признании действительности в ее реальных за­кономерностях и всеобщих формах. Основное содержание дан­ного принципа можно представить в виде следующих требо­ваний: а) исходить из чувственно-предметной деятельности (практики) во всем ее объеме и развитии; б) осознать и реали­зовать активную роль субъекта познания и действия; в) исхо­дить из фактов в их совокупности, и уметь выражать логику вещей в логике понятий; г) выявить внутреннее единство (суб­станцию) предмета как глубинную основу всех его формооб­разований; д) умело выбрать адекватную данному предмету систему методов и сознательно, последовательно реализовы­вать ее; е) рассмотреть предмет в соответствующем социо­культурном контексте, в рамках определенных мировоззрен­ческих ориентации; ж) подходить ко всем процессам и явле­ниям конструктивно-критически и действовать в соответствии с логикой данного предмета.

    2. Всесторонность — философский, диалектический принцип по­знания и иных форм деятельности, выражающий всеобщую связь всех явлений действительности. Включает в себя следу­ющие основные требования: а) вычленение предмета иссле­дования и проведение его границ; б) его целостное «многоас­пектное» рассмотрение; в) изучение в чистом виде каждой из сторон предмета; г) осуществление познания как процесса, развертывающегося вглубь и вширь, в единстве интенсивной и экстенсивной его сторон; д) вычленение сущности, главной стороны предмета, субстанционального его свойства. Прин­цип всесторонности наиболее тесно связан с философским принципом конкретности и общенаучным принципом систем­ности.

    3. Конкретное (конкретность) (от лат. concrete — сгущенный) — философская категория, выражающая вещь или систему вза­имосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и свя­зей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпи­рическом этапе) или как мысленно-конкретное (на теорети­ческом этапе). На основе этой категории развертывается диа­лектический принцип конкретности, включающий ряд требо­ваний: а) «вывести» данное явление из его субстанционально­го признака (главной, существенной стороны) и воспроизвес-

    321

    ти его как диалектически расчлененное целое; б) проследить преломление общего в единичном, сущности в явлениях, за­кона в его модификациях; в) учесть многообразные условия места, времени и другие обстоятельства, изменяющие бытие этого предмета; г) выявить специфический механизм взаимо­связи общего и единичного; д) рассмотреть данный предмет в составе более широкого целого, элементом которого он явля­ется.

    1. Историзм — философский, диалектический принцип, явля­ющийся методологическим выражением саморазвития дей­ствительности в плане его направленности по оси времени в виде целостного непрерывного единства таких состояний (вре­менных периодов), как прошлое, настоящее и будущее. Дан­ный принцип включает в себя следующие основные требова­ния: а) изучение настоящего, современного состояния пред­мета исследования; б) реконструкция прошлого — рассмотре­ние генезиса, возникновения последнего и основных этапов его исторического движения; в) предвидение будущего, про­гнозирование тенденций дальнейшего развития предмета.

    2. Противоречия принцип — диалектический принцип, имеющий основой реальные противоречия вещей и сводящийся к следу­ющим основным требованиям: а) выявление предметного про­тиворечия; б) всесторонний анализ одной из противополож­ных сторон данного противоречия; в) исследование другой про­тивоположности; г) рассмотрение предмета как единства (син­теза) противоположностей в целом на основе знания каждой из них; д) определение места противоречия в системе других противоречий предмета; е) прослеживание этапов развития данного противоречия; ж) анализ механизма разрешения про­тиворечия как процесса и результат его развертывания и обо­стрения. Диалектические противоречия в мышлении, отра­жающие реальные противоречия, необходимо отличать от так называемых «логических» противоречий, которые выражают путаницу и непоследовательность мысли и запрещены зако­нами формальной логики.

    При неверной реализации и применении принципов диалек­тики возможны многочисленные искажения их требований, а зна­чит, отклонения от пути к истине и возникновение заблуждений. Это, в частности, объективизм и субъективизм (в многообразных

    322

    своих формах); односторонность или субъективистское объедине­ние случайно «вырванных» сторон предмета; игнорирование его сущности или подмена ее второстепенными, несущественными моментами; абстрактный подход к предмету без учета определен­ных условий места, времени и других обстоятельств; некритичес­кое его рассмотрение; модернизация или архаизация прошлого; отождествление (смешение) предпосылок возникновения предмета с ним самим; понимание разрешения противоречия как «нейтра­лизации» его сторон и ряд других.

    Не потерял своей актуальности (особенно в социально-гума­нитарных науках) принцип материалистического понимания ис­тории. Его «зачатки» можно обнаружить у Сен-Симона, О. Конта и Гегеля, но систематическую разработку он получил у К. Маркса и Ф. Энгельса. Сущность этого принципа выражается в формуле «Общественное бытие определяет общественное сознание» и сво­дится к следующим основным положениям:

    1. Основа жизни общества — общественное бытие людей («ин­дустрия», материальное производство, экономика, труд).

    2. Общественное сознание вторично, производно от обществен­ного бытия и обусловлено последним не прямо и непосред­ственно, а очень опосредованно и лишь в конечном счете.

    3. Общественное сознание получает относительную самостоя­тельность, т. е. развивается по своим собственным законам, и оказывает обратное активное воздействие на развитие об­щественного бытия.

    4. Развитие общества есть естественный поступательный про­цесс развертывания общественно-экономических формаций, который совершается по объективным законам.

    5. Реальная история есть результат деятельности людей в раз­личных ее формах (народные массы, личности, классы, об­щественные организации и т. п.).

    Следует сказать о том, что на важное методологическое зна­чение принципа материалистического понимания истории указы­вают некоторые крупные западные философы и социологи. Так, К. Поппер резко отрицательно относился к революционным взгля­дам Маркса. Но, как человек науки, он разделяет Марксов «"эко­номизм" (или «материализм»), т. е. утверждение, согласно кото­рому экономическая организация общества, организация нашего

    323

    обмена веществ с природой является фундаментальной для всех социальных институтов, особенно для их исторического разви­тия. Это утверждение, по моему мнению, совершенно верно... экономизм Маркса представляет весьма ценный прогресс в ме­тодах социальной науки (курсив наш. — В. К.)»102.

    II. Общенаучные подходы и методы исследования, которые .получили широкое развитие и применение в современной науке.

    Они выступают в качестве своеобразной «промежуточной ме­тодологии» между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общена­учным понятиям чаще всего относят такие понятия, как «инфор­мация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность», «вероятность» и др.

    Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, «сплавленность» в их содержании отдельных свойств, при­знаков, понятий ряда частных наук и философских категорий. Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их формализа­ции, уточнения средствами математической теории символичес­кой логики.

    Если философские категории воплощают в себе предельно воз­можную степень общности — конкретно-всеобщее, то для обще­научных понятий присуще большей частью абстрактно-общее (оди­наковое), что и позволяет выразить их абстрактно-формальными средствами. Важным критерием «философичности» того или иного «мыслительного формообразования» является его необходимое «участие» в решении основного вопроса философии (во всем его объеме).

    На основе общенаучных понятий и концепций формулируют­ся соответствующие методы и принципы познания, которые и обес­печивают связь и оптимальное взаимодействие философии со спе­циально-научным знанием и его методами. Особенно бурно в пос­леднее время развивается такая общенаучная дисциплина, как си­нергетика — теория самоорганизации и развития открытых цело­стных систем любой природы — природных, социальных, когни­тивных (познавательных). Среди основных понятий синергетики такие понятия, как «порядок», «хаос», «нелинейность», «неопреде­ленность», «нестабильность», «диссипативные структуры», «бифур-

    324

    кация» и др. Синергетические понятия тесно связаны и перепле­таются с рядом философских категорий, особенно таких как «бы­тие», «развитие», «становление», «время», «целое», «случайность», «возможность» и др.

    Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего «промежуточного характера», они опосредствуют взаимо­переход философского и частнонаучного знания (а также соответ­ствующих методов). Дело в том, что первое не накладывается чисто внешним, непосредственным образом на второе. Поэтому попытки сразу, «в упор», выразить специально-научное содержа­ние на языке философских категорий бывает, как правило, некон­структивным и мало эффективным.

    III. Частнонаучные методы — совокупность способов, прин­ципов познания, исследовательских приемов и процедур, приме­няемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, хи­мии, биологии и социально-гуманитарных наук.

    IV'. Дисциплинарные методы — система приемов, применяе­мых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-ни­будь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фун­даментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, ко­торые имеют свой специфической предмет и свои своеобразные методы исследования.

    V. Методы междисциплинарного исследования как совокуп­ность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методоло­гии), нацеленных главным образом на стыки научных дисцип­лин. Широкое применение эти методы нашли в реализации ком­плексных научных программ.

    Таким образом, методология не может быть сведена к како­му-то одному, даже «очень важному методу». «Ученый никогда не должен полагаться на какое-то единственное учение, никогда не должен ограничивать методы своего мышления одной-единственной философией»103.

    Не есть также простая сумма отдельных методов, их «меха­ническое единство». Методология — сложная, динамичная, цело­стная, субординированная система способов, приемов, принци-

    325

    пов разных уровней, сферы действия, направленности, эвристи­ческих возможностей, содержаний, структур и т. д.

    Рассмотрим более подробно роль философии и обществен­ных методов в научном познании.
    §3. Основные модели соотношения философии и частных наук

    Решение вопроса о соотношении философии и частных наук можно свести к двум основным моделям (типам): а) абсолюти­зация одной из этих сторон (метафизический подход): б) взаи­мосвязь, взаимодействие (союз) обеих сторон (диалектический подход).

    Характеризуя первый тип, следует выделить две главные его формы: спекулятивная (от лат. — наблюдаю, созерцаю), умозре­ние и позитивизм (от лат. — положительный).

    Спекулятивное умозрение строило свою «абсолютную модель» мира, не опираясь в должной мере на частнонаучное знание (ко­торое не всегда было достаточно развитым). Это — тип концепту­ального знания, которое выводится без обращения к опыту, к фак­там, только при помощи рефлексии, т. е. направляя мышление на осмысление собственных форм путем рассмотрения самого зна­ния как такового. Наиболее характерные виды спекулятивного умозрения — натурфилософия (философия природы) и филосо­фия истории.

    Натурфилософия — преимущественно умозрительное истол­кование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием и натурфилософией, как и место самой натурфилософии в системе философского знания, менялись в ис­тории философии. В античности фактически сливалась с зачатка­ми естественнонаучных знаний и обычно именовалась физикой. Натурфилософия была важнейшей составной частью философ­ских систем Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт и др.), разраба­тывалась представителями немецкой классической философии (особенно Шеллингом и Гегелем).

    Несмотря на свой умозрительный характер, натурфилософия смогла выдвинуть ряд ценных продуктивных идей: атомистика античности (Левкипп, Демокрит и др.), идеи развития и «поляр-

    326

    ности», принцип целостности природы (Шеллинг, Гегель), един­ства материи, движения, пространства и времени (Гегель), иерар­хии форм движения материи (Гегель) и ряд других.

    Философия истории — раздел философии, связанный с пре­имущественно умозрительной интерпретацией исторического про­цесса и исторического познания. Цель, содержание и проблема­тика философии истории существенно изменялись в ходе истори­ческого развития: от умозрительных представлений (вплоть до середины XIX в.) к синтезу философского и исторического зна­ния; от простого описания исторических фактов и событий к рас­крытию их внутреннего смысла, прояснению «общего плана» (за­кономерностей) истории, выявлению ведущих тенденций и на­правлений мировой истории.

    Уже в античной философии содержались определенные пред­ставления о прошлом и будущем человечества, однако они еще не складывались в законченную систему взглядов. Начиная с XVI— XVII вв. философия истории становится одним из главных разде­лов философских систем. Ее становление как самостоятельной философской дисциплины исторически связано с именами Воль­тера, Вико, Гердера, Сен-Симона и особенно Гегеля.

    Несмотря на умозрительность, схематизм, идеализм и мета­физичность (наиболее ярко проявившиеся у Гегеля), представите­ли философии истории смогли сформулировать целый ряд раци­ональных, позитивных идей, не потерявших своего значения по сей день. Среди них — идеи о закономерном ходе истории как процессе, о прогрессе в истории и его критериях, о единстве исто­рического процесса и многообразии его форм, о взаимосвязи сво­боды и необходимости и др. Были сформулированы «зачатки» ма­териалистического понимания истории и показана необходимость исторического, диалектического подхода к ее исследованию.

    Позитивизм (от лат. positivus — положительный) — философ­ское направление, основанное на принципе, что все подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных (частных) наук и синтети­ческого объединения этих результатов. Философия же, как осо­бая наука, претендующая на самостоятельное исследование дей­ствительности, не имеет права на существование. «Наука — сама себе философия» — вот кредо позитивизма.

    327

    Основоположник позитивизма, французский ученый О. Конт (о ком выше шла речь), уже в 30-х гг. XIX в. провозгласил реши­тельный разрыв с философской («метафизической») традицией. Он считал, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Это, по его мнению, не исключает синтеза частнонаучного знания, за которым можно сохранить старое название «фи­лософия». Последняя сводится, таким образом, к общим выво­дам из естественных и социально-гуманитарных наук.

    Эти идеи Конта были развиты далее на последующих этапах эволюции позитивизма — в махизме (эмпириокритицизме) и в неопозитивизме (логическом позитивизме). Так, видный пред­ставитель последнего Л. Витгенштейн считал, что философия не является одной из наук и слово «философия» должно означать нечто, стоящее под или над, но не рядом с науками. По его мне­нию, цель философии — логическое прояснение мыслей. Мыс­ли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия при­звана делать ясными и отчетливыми.

    Если философия Витгенштейном и признается возможной, то только лишь как «критика языка». Ее основная задача — борьба с дезориентирующим воздействием неправильного обращения с языком, которое, по его мнению, является источником всякого рода псевдопроблем (среди которых и проблема объективной ре­альности).

    Таким образом, по мнению неопозитивистов, предметом фи­лософии должен быть язык (прежде всего язык науки) как способ выражения знания, а также деятельность по анализу этого знания и возможностей его выражения в языке. «Метафизика» (филосо­фия) рассматривается не просто как ложное учение, а как лишен­ное смысла с точки зрения логических норм языка. Противопос­тавляя науку философии, представители неопозитивизма счита­ли, что единственно возможным знанием является только специ­ально-научное знание. Традиционные философские вопросы объяв­лялись неопозитивизмом бессмысленной «метафизикой» на том основании, что они формулируются с помощью терминов, кото­рые являются псевдопонятиями, ибо определения последних не поддаются проверке.

    Вместе с тем позитивизм оказал значительное влияние на ме­тодологию естественных и гуманитарных наук. Среди его дости-

    328

    жений: критика чисто умозрительного философствования; выяв­ление роли знаково-символических средств научного мышления, соотношения теоретического аппарата и эмпирического базиса на­уки; анализ природы и функций математизации и формализации знания; стремление подключить философию к изучению знания, убрав из нее «общие слова», неясные рассуждения, усложненный язык, полумистические понятия («абсолютный дух», «чистый ра­зум» и т. п.).

    Крупные представители естественных и гуманитарных наук, хотя и отвергали в своем большинстве позитивизм, но и указыва­ли на его рациональные, продуктивные аспекты. Так, один из создателей квантовой механики В. Гейзенберг писал: «Всякий охот­но присоединится к требованиям прагматиков и позитивистов — тщательность и точность в деталях, максимальная ясность язы­ка». Но тут же Гейзенберг подчеркнул, что «нужно думать и о широких взаимосвязях», ибо будет «утерян компас, по которому мы можем ориентироваться»'. Вот это «отсутствие думания о ши­роких взаимосвязях» (это «думание» и дает философия) — серьез­ная ограниченность позитивистских концепций. Из других одно-сторонностей, слабостей последних следует отметить такие как: сведение философии к частнонаучному знанию, а последнего — к анализу языка науки; абсолютизация роли искусственного языка и формальной логики в познании; агенетизм, антиисторизм — исследование лишь готового, «ставшего» знания и его формаль­ной структуры без обращения к возникновению (генезису) и раз­витию знания, игнорирование социокультурного контекста пос­леднего и др. Указанные недостатки стремились преодолеть пред­ставители постпозитивизма, возникшего в 60-е гг. XX в., — Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд и др.

    Вопрос о соотношении философии и науки решался не только метафизически односторонне (умозрение и позитивизм), но и ди­алектически. Наиболее характерными здесь являются: а) диалек­тически-идеалистический подход (Шеллинг и особенно Гегель); б) диалектико-материалистический подход (Энгельс и последую­щее развитие этого подхода).

    Диалектическая натурфилософия Шеллинга возникла как от­вет на потребность в философском осмыслении массы новых есте-

    1 Гейзенберг В. Физика и философия: Часть и целое. М., 1990. С. 329.

    329

    ственнонаучных результатов, которые были получены к концу XVIII в. Особенно быстро в этот период прогрессировала теория электричества (Кулон, Гальвани, Вольта и др.). Опираясь на есте-твеннонаучные открытия своего времени, Шеллинг сформулировал идеи целостности и развития природы, ее «полярности» («на­сыщенности» противоречиями), всеобщей связи ее явлений и др. Говоря о необходимости союза философии и частных наук, Гегель писал, что необходимо, чтобы философия согласовыва­юсь с действительностью и опытом — это «пробный камень» истинности философского учения. «Возбужденное опытом, как радражителем», мышление затем поднимается в свою «чистую стихию», развивается из себя. При этом Гегель остроумно замечает, го единственно лишь мышление должно называться «инстру­ментом философии», а не термометры, барометры и т. п. «философские инструменты», выступает против так называемых «фи­лософских принципов сохранения волос» и т. п.

    Диалектика как Логика и теория познания, согласно Гегелю, не отбрасывает в сторону эмпирическое содержание частных наук, а признает его, пользуется им и делает его своим собственным содержанием. Она также признает всеобщее в этих науках, зако­ны, принципы и т. п., но она вводит в эти категории другие — философские — категории и удерживает их. Различие, таким об­разом, состоит лишь в этом изменении категорий. Отсюда Гегель делает свой знаменитый вывод о том, что «всякая наука есть при­кладная логика».

    Великая заслуга Гегеля состояла в том, что он подверг крити­ке господствующий в его время метафизический метод мышле­ния и обосновал необходимость применения в частных науках ди­алектики.

    Ф. Энгельс осуществил глубокое диалектико-материалистическое переосмысление философии Гегеля с учетом обобщения важнейших результатов развития естественных и гуманитарных наук. На материале прежде всего естествознания Энгельс пока­зал, что в природе сквозь хаос бесчисленных изменений прокла­дывают себе путь диалектические законы развития. Это положе­ние уже не было умозрительным, а опиралось на большое коли­чество фактов. Особенно большое значение в этом отношении имели сделанные в 30—50-х гг. XIX в. три великих открытия —

    330

    закон сохранения и превращения энергии, теория клетки и кон­цепция Дарвина.

    Эти и другие открытия «удостоверили диалектику в природе» и показали, что все в природе в конце концов совершается диалек­тически, а не метафизически. А это значит, что представители частных наук, согласно Энгельсу, должны перейти от метафизи­ческого метода мышления к диалектике как «высшей форме мыш­ления». И притом пользоваться ею не стихийно, а сознательно, с пониманием законов диалектического мышления.

    Выступая против «плоской эмпирии», презирающей всякую теорию и относящейся с недоверием ко всякому мышлению, Эн­гельс подчеркивал, что «презрение к диалектике не остается без­наказанным. Сколько бы пренебрежения ни высказывать ко вся­кому теоретическому мышлению, все же без последнего невоз­можно связать между собой хотя бы два факта природы или ура­зуметь существующую между ними связь»104.

    Оригинальные и интересные идеи о соотношении науки и фи­лософских учений высказал наш выдающийся естествоиспыта­тель и мыслитель В.И. Вернадский. Так, он отмечал, что одно­временно сосуществуют многие различные, независимые и раз­нообразные, сходные и несходные, противоречащие философс­кие системы и концепции, и что выбор между ними на основе истинности одной из них не может быть логически сделан. Сила философии — в ее разнородности и в большом диапазоне этой разнородности. Поэтому не может быть и речи о согласовании философских концепций и о нахождении какого-нибудь единого, общего, всеобнимающего представления.

    В основе философии лежит примат человеческого разума, ко­торый есть ее верховный судья, законы разума определяют ее суж­дения. Это есть верховное начало знания.

    Ученый не может не считаться с работой философа, должен критически использовать его достижения, но не может придавать ей того же значения, какое он придает основной части своего спе­циального знания — анализу фактов, эмпирическим обобщени­ям, научным гипотезам и теориям и т. п.

    Наука и философия находятся непрерывно в теснейшем кон­такте, так как в известной части касаются одного и того же объекта

    331

    исследования — внешней им реальности. Граница между филосо­фией и наукой — по объектам их исследования — исчезает, когда дело идет об общих вопросах естествознания («философия науки»). Современная философская мысль Запада пока слабо отразила вхождение в научную западную мысль чуждой ей философии Востока, великих живых восточных философских построений105.

    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   46


    написать администратору сайта