Флиер - Культурология для культурологов. Учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей 2 издание, исправленное и дополненное Москва 2009 удк ббк ф
Скачать 1.47 Mb.
|
Социология культуры СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРЫ (Учебный текст) Со времени разложения первобытного общества, начала разделения труда и социально-функциональной дифференциации в человеческих коллективах возникла и соответствующая стратификация культуры, определяемая различием социальных функций разных групп людей. Это было связано с доступными материальными средствами и социальными благами, формирующейся идеологией, политическими и социальными интересами и т.п. Социальная стратификация культур заключается в том, что у разных сословий формируются разные образы жизни, разные картины мира (даже при наличии единой религии, разные сословия дают ей разную интерпретацию, оправдывающую их существование), разные системы образов социальной престижности, системы социальных притязаний и даже специфические языки коммуникации. Подобное разделение было не одномоментным событием; процесс такого рода дифференциации занял несколько тысячелетий. Например, разложение первобытного общества и начало разделения труда относится к периоду неолита, начавшемуся примерно 10 тысяч лет назад; сложение первых аграрных цивилизаций и социально-функциональная дифференциация населения – это уже этап, занявший пять тысячелетий (3 тысячелетие до н.э. – Ближний Восток; 2 тысячеление до н.э. – Китай и Индия; 1 тысячелетие до н.э. – Греция и Рим; 1 тысячелетие н.э. – Западная Европа; конец 1 – первая половина 2 тысячелетия н.э. – Восточная Европа, кочевая Азия и доколумбова Америка, вторая половина 2 тысячелетия н.э. – Африка). Но все это было только началом. Социокультурная стратификация развивалась и изменялась на протяжении всей последующей истории, и только с XVII-XVIII веков н.э. в наиболее развитых странах она стала приобретать, а в XIX-XX веках, наконец, приобрела тот вид, который соответствует сегодняшним реалиям. Совершенно очевидно, что на сегодняшнем дне этот процесс не завершится и, вполне возможно, что к середине XXI века картина социальной стратификации уже изменится. Каждое сословие по мере своего исторического развития формирует и свою сословную субкультуру, в наибольшей мере отражающей особенности образа жизни, социального статуса и иерархии, свойственные тому или иному сословию. Сословные субкультуры – это функционально стратифицированные сегменты общей культуры того или иного исторического сообщества. Они включают в себя как общие элементы, свойственные всей культуре данного народа (например, язык), так и свои специфичные черты, характерные только для данного сословия. Многие из этих сословных черт культуры могут иметь и интернациональный характер, как, например, культура средневекового европейского рыцарства. Следует отметить, что в современной науке нет единой общепризнанной классификации общества по сословиям. Вариант, предлагаемый вашему вниманию, лишь один из многих возможных. В его основу положена идея рассмотрения сословий не как наследственных состояний людей (наследование сословного статуса было свойственно для эпохи аграрных цивилизаций; в привычной для нас марксистской классификации – рабовладельческой и феодальной формациях), а как объединений людей, исполняющих определенные социальные функции. Вместе с тем, формирование сословий не следует путать с разделением труда, заключавшемся в выделении специализированных областей деятельности (профессий). Сословия – это группы людей, объединенные общностью социальных функций в обществе, и большинство из них состоят из представителей многих профессий, выполняющих общие социальные функции, хотя и на разном уровне квалификации. А вот по уровням квалификации выделяются классы. Класс – это социальная общность людей, объединенных отношением к средствам производства (владельцы или наемные работники), уровнем образования и квалификации. Т.е., упрощая, можно сказать, что сословия представляют собой членение общества в горизонтальной проекции по функциям, а классы – в вертикальной – по уровням квалификации (см. таблицу).
Проблема функциональной дифференциации населения тесно связана с пониманием самого феномена культуры. Одним из возможных ракурсов рассмотрения культуры является взгляд на нее, как на наиболее общую систему упорядочения деятельности людей и их миропредствлений. Культура – это порядок – в умах и поступках людей. Но этот порядок возникает сам собой (в форме обычаев) только в малых социальных группах – коллективах людей, лично знающих друг друга и регулярно общающихся между собой. В тех случаях, когда речь идет о больших социальных группах – например, народах, – требуемый порядок устанавливается специальным образом (преимущественно – политическими, отчасти религиозными и экономическими средствами). Коли так, то значит первая социальная функция, которую мы выделяем, – это установление и поддержание порядка в деятельности и социальном поведении людей. Эту функцию осуществляют специалисты, которых можно условно назвать политической элитой. В это сословие входят люди, обеспечивающие порядок политическими и правовыми средствами (управляющие обществом и вершащие суд), и те, кто обладает правом применять насилие (обычно вооруженное) ради обеспечения порядка. Имеется в виду государственное и муниципальное руководство, судебная система, армия, полиция, система спецслужб. Политическая элита – это первое сословие, субкультуру которого мы будем рассматривать. Но раз существуют те, кто устанавливает порядок, значит, в противовес им существуют и те, кто этот порядок нарушает (иначе против кого бы требовалось применять силу?). Таких нарушителей в любом обществе очень много и столь же много форм нарушения порядка – от революционной деятельности до уголовной, от терроризма до бродяжничества. Этот слой нарушителей порядка обобщенно называют криминальной средой, которая тоже имеет свою специфическую криминальную субкультуру. Но люди не только поддерживают и нарушают порядок. Им нужно еще есть и пить, им нужны орудия труда, оружие, система бытового обслуживания и т.п. Требуется налаженная система распределения товаров и их обмена, система распределения социальных благ, вознаграждения за труд и пр., что делается преимущественно с помощью денег. Обеспечение общества всем этим осуществляют два сословия. Продуктами питания нас обеспечивает в основном крестьянство, которое в функциональном плане может быть названо сословием сельских производителей, а товарами промышленного производства, бытовыми услугами и оборотом денег нас обеспечивает сословие городских материальных производителей (мещане, буржуа, пролетарии). В отличие от крестьянства, которое в социальном отношении высоко однородно, городские материальные производители, напротив, чрезвычайно многообразны по своему социальному составу. Это сословие можно условно разделить на несколько групп: верхушку – крупных предпринимателей, банкиров и т.п., вплоть до владельцев гигантских транснациональных империй (нефтяных, машиностроительных, электронных, информационных и др.); средний слой – руководители подразделений на производстве или сфере обслуживания, а также бизнесмены среднего достатка (владельцы ресторанов, магазинов, небольших гостиниц и пр.); низший – технический персонал с высшим образованием (инженеры, экономисты, менеджеры, врачи, летчики и т.п.); промежуточный слой – мастера, медсестры и другие работники со средним специальным образованием; и нижайший – наемные работники, подготовка которых происходит уже в процессе работы (промышленные или строительные рабочие, санитары, повара, машинисты) или вообще не получающие какой-либо специальной подготовки (продавцы, официанты, кассиры, уборщицы и т.п.). При всем различии своих социальных возможностей (прежде всего отношения к средствам производства – владельцы и наемные работники), уровней жизни и пр. все они объединены единством социальных функций: производством инструментария деятельности, промышленных товаров бытового потребления, сбытом, финансовым оборотом, техническим и социальным обслуживанием как масс населения, так и начальников различного ранга. Но человечеству нужны не только продукты и товары. Ему нужны еще и знания об окружающем мире. А соответственно те, кто эти знания добывает – ученые; те, кто знаниям обучает – преподаватели; те, кто их рефлексирует (выстраивает на их основе системную картину мира) – философы и богословы. Но люди еще и эмоциональные существа. Им мало только интеллектуальных знаний о мире, а требуются еще и высоко эмоциональные образные отражения Бытия и представлений о Бытии. Эту задачу решают писатели, художники и иные деятели искусства, а так же священнослужители. Показательно, что до XVIII века искусство преимущественно являлось частью религиозного культа (это в Европе; а у многих народов Востока и Африки оно остается таковым и поныне), т.е. функционально религия и искусство очень близки (с точки зрения удовлетворения психологических потребностей человека). Есть и еще одна потребность – в информации. Раньше она была нужна только начальникам, ибо на ее основе принимались руководящие решения. Сейчас она нужна каждому человеку, чтобы правильно ориентироваться в событиях окружающего мира. Соответственно развилась и система массовой информации, как и профессия ее добывателей и трансляторов – журналистов. Таким образом, из ученых, преподавателей, философов, священнослужителей, деятелей искусства и журналистов постепенно образовывалось еще одно сословие – городских интеллектуальных производителей. В прошлом (в аграрную эпоху) сословия представляли собой, если и не организованные, то, по крайней мере, наделенные особыми правами и относительно замкнутые касты, воспроизводившиеся преимущественно биологически (т.е. сословный статус передавался по наследству – от отца сыну). Переход из одного сословия в другое (социальная мобильность) был теоретически возможен, но практически для этого требовалось совершить что-то выдающееся (чтобы из рядовых воинов попасть в рыцари) или пойти на чрезвычайный риск (переехать из деревни, где всегда можно было как-то прокормиться, в город, в условия очень высокой профессиональной конкуренции, где шансы достойного жизнеустройства у вчерашнего крестьянина весьма малы). Практически единственным надежным способом повысить свой социальный статус для крестьянина было только монашество, а для горожанина – священство, но и здесь требовалось преодолеть немало сложных препятствий. Карьеры, подобные Меньшикову (из конюхов – в светлейшие князья и генералиссимусы) или Ломоносову (из государственных крестьян – в академики), в минувшие века можно было пересчитать по пальцам. Ситуация радикально переменилась с переходом на индустриальную стадию развития. Этот переход первыми осуществили Голландия и Англия (на рубеже XVI-XVII веков), Франция и США (в конце XVIII века), большая часть стран Европы (кроме Балканского полуострова), Россия, Япония и Канада (в течение XIX века) и еще около 20 стран (в течение XX века). Сословное жизнеустройство в индустриальных странах не то, чтобы исчезло совсем, но радикально переменило свой характер. В целом сословия продолжали выполнять свои традиционные функции, но они перестали быть замкнутыми «мирами»; переход из одного сословия в другое стал зависеть только от личной инициативы и способностей каждого человека (и в первую очередь от образования, которое он получил). Переменилась и социальная значимость некоторых сословий и входящих в них профессиональных групп. Функции политической элиты перешли от земельной аристократии к демократически избираемым политикам и непомерно разросшемуся чиновничьему аппарату. Крестьянство, во-первых, крайне сократилось в своем числе (большинство переехало в города), во-вторых, его функции производителей продовольствия в большой мере взяли на себя крупные продовольственные фирмы, которые закупают сырье в странах с преобладающим крестьянским населением и выбрасывают его на рынок в уже технически переработанном виде, и, в-третьих, сохранившееся небольшое сельское население индустриально развитых стран превратилось в фермерство и по своей культуре сильно сблизилось с низшей стратой городских материальных производителей. В сословии городских интеллектуальных производителей резко выросло число и значимость научной прослойки. Наука стала соперничать с промышленностью как средство производства. Еще более серьезные перемены произошли с переходом на постиндустриальную стадию развития. Самым ценным производимым товаром теперь стали знания и информация. Разрыв между социальной значимостью (и соответственно оплатой) умственного и физического труда увеличился в несколько раз. И, наконец, произошла еще одна социальная революция: в наиболее развитых странах когорта политической элиты (во всяком случае – высших управленцев) стала пополняться за счет ученых (чего в истории не было никогда). Элитарная субкультура Под этими словами обычно подразумевают особенную утонченность, сложность и высокую качественность данной культуры. Но это не самая важная черта элитарной субкультуры (тем более, что эти качества культуре элиты придают обслуживающие ее интеллектуалы). Ее главная функция – производство социального порядка (в виде права, власти, структур социальной организации общества и органов легитимного насилия в интересах поддержания организации и порядка). Для создания обосновывающей этот порядок идеологии (в формах религии, социальной философии и политической мысли), что обычно непосильно для самих политиков, как правило, нанимают ангажированных представителей сословия городских интеллектуальных производителей, значительная часть которых всегда «кормится» заказами властьимущих. Исторически элитарная субкультура родилась на исходе первобытности в процессе формирования так называемых «вождеств» – первой формы управления позднепервобытными племенами. Естественно, что вожди в одиночку не могли справиться со всеми функциями управления и стали обрастать, воинами, исполнявшими необходимые насильственные действия, а со временем и функциональными помощниками, контролировавшими выделенную каждому область жизни племени. Так рождалось то, что со временем превратилось в монарха, его постоянную дружину (гвардию) и двор, фактически исполнявший функции правительства. Разумеется, в каждой конкретной стране все это имело свои специфические формы. С переходом на индустриальную стадию развития, монархию заменило демократически избираемое правление в лице парламентов, президентов и назначаемых ими правительств; суды тоже приняли более демократическую форму. Армия и правоохранные структуры давно уже социально расслоились на три группы: генералитет, принадлежащий к политической элите; офицерство, находящееся на «полпути» к этому статусу; и солдаты и сержанты, которые в армии, конечно, к элите не принадлежат, а вот в полиции и особенно в службах специального назначения даже рядовые обладают такими полномочиями, что могут быть вполне отнесены к стражам порядка высокого разряда. Конечно, сейчас нам трудно представить себе рядового милиционера представителем элиты; но вспомните, как еще 70 лет назад любой сержант госбезопасности был полным и неограниченным хозяином над Дмитрием Шостаковичем и Михаилом Булгаковым, рядовой эсэсовец мог как угодно издеваться над Зигмундом Фрейдом и Альбертом Эйнштейном и т.п. Я думаю, что полномочия американского полицейского сегодня фактически равны описанным ситуациям. В конечном счете, все упирается в заплату: российскому милиционеру платят так мало, что он готов на все за взятку; а британский, французский или американский полицейский получают столько и так дорожат своей работой, что навряд ли рискнут брать взятку, а их полномочия по отношению к рядовым гражданам дают им право выступать как представителям правительства, т.е. членам политической элиты. Элитарную субкультуру отличают такие качества: - очень высокий уровень профессиональной специализации (подготовка политиков, дипломатов, юристов, военных, работников правоохранных структур – всегда была сколь элитной, столь и дифференцированной по многим профилям сферой образования); - высочайший уровень социальных притязаний личности (любовь к власти, богатству и славе считается «нормальной» психологией элиты, и профессиональная конкуренция в среде элиты, видимо, самая жесткая); - хотя эпоха наследственных монархий и аристократических привилегий уже миновала, воспроизводство высшего слоя политической элиты осталось в большой степени фамильным, а это обязывает представителей высшего слоя элиты давать своим детям соответствующее воспитание и образование, чтобы они могли наследовать своим отцам профессионально; - разрыв между обыденной и специализированной составляющими этой социальной субкультуры в аграрную эпоху был не велик. Усвоенные с детства знания и навыки аристократического воспитания, как правило, позволяли без дополнительного обучения исполнять обязанности рыцаря, придворного, чиновника любого ранга и даже монарха. Такая ситуация продержалась в Европе до XVIII века, когда существенно возросли требования к профессиональной подготовленности исполнителей элитарных функций, что привело к возникновению соответствующих учебных заведений (военных, дипломатических, политико-административных); - уровень гуманитарной эрудированности представителей политической элиты в существенной мере зависит от национальных традиций. Скажем в России и в США представители элиты (даже высшего государственного руководства) традиционно отличались очень низким гуманитарным уровнем. Напротив, в Европе и на Востоке хороший уровень гуманитарной эрудиции высшей прослойки элиты всегда считался обязательным. В истории России были только два генерала – Денис Давыдов и Юрий Андропов (имевший чин генерала КГБ), писавшие стихи. В Японии – это считается нормальным для любого высокопоставленного чиновника, а тем более – военного. Французский президент Шарль де Голь был блестящим знатоком ренессансной живописи и архитектуры, английский премьер Уинстон Черчилль (в молодости – гусарский офицер) был почти профессиональным знатоком средневековой литературы (что не помешало ему стать изобретателем танка и автором идеи использования самолета в качестве бомбардировщика, о чем мало кто знает) и т.п. Сравним это с советскими лидерами, гордившимися тем, что они «университетов не кончали». Впрочем, для представителей политической элиты по всему миру высокая гуманитарная культура – это все-таки исключение. |