Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Границы моральной ответственности личности за свое здоровье.

  • 4. Здоровье и болезнь. Внутренняя картина болезни.

  • Типы реакций больного в зависимости от «значения» болезни

  • Отражение болезни в психике человека

  • 5. Врач как человек. Здоровье врача.

  • Модус социальных достижений.

  • Влияние ЭВ на профессиональную позицию и личность врача.

  • Честность и правдивость.

  • Методичка по биоэтике. Учебное пособие для студентов медицинских вузов часть 1 Краснодар 2004 Л. И. Ломакина В. А. Породенко


    Скачать 1.14 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов медицинских вузов часть 1 Краснодар 2004 Л. И. Ломакина В. А. Породенко
    АнкорМетодичка по биоэтике
    Дата23.11.2021
    Размер1.14 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМетодичка по биоэтике.doc
    ТипУчебное пособие
    #280337
    страница6 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

    2. Здоровье и образ жизни.
    Народная мудрость гласит, что человек умирает не от определенной болезни, а от своего образа жизни.

    По определению ВОЗ, образ жизни – это способ существования, основанный на взаимодействии между условиями жизни и конкретными моделями поведения индивида.

    То есть, образ жизни – это способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни – это деятельность людей в определенной среде обитания. Образ жизни включает основные виды деятельности человека (активность трудовая, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная, общение и бытовые взаимоотношения).

    Очевидно, разные условия жизни предполагают различные модели «здорового» поведения. Образ жизни формируется обществом или группой, в которой живет человек, поэтому формирование здорового образа жизни не есть задача медицины, и в то же время принципы здорового образа жизни – прерогатива медицины и других наук о человеке.

    В описании образа жизни присутствуют 4 категории: экономическая (уровень жизни, материальное благополучие), социологическая (качество жизни – степень социальной и духовной свободы индивида), социально-экономическая – уклад жизни, социально-психологическая – стиль жизни (тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчивые, воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности).

    Здоровый образ жизни- это образ жизни, основан­ный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищаю­щий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позво­ляющий до глубокой старости сохранять нравственное, психиче­ское и физическое здоровье.

    В таблице 7 представлены компоненты здорового и нездорового образа жизни.

    Таблица 7

    Человек – образ жизни


    Здоровый образ

    Нездоровый образ

    Активная жизненная позиция

    Социальная пассивность

    Удовлетворенность работой, физический и

    духовный комфорт

    Неудовлетворенность жизненной ситуацией, переутомление

    Экономическая и материальная независимость

    Злоупотребление алкоголем, курением, наркоманией

    Психофизиологическая удовлетворенность в семье

    Нарушение семейной ситуации

    Регулярная физическая и двигательная активность

    Гиподинамия

    Полноценный отдых

    Неполноценный отдых

    Сбалансированное питание

    Нарушенный режим питания

    Высокая медицинская активность

    Низкая медицинская активность


    Медицинская активность – это область гигиенического, медицинского обучения, воспитания, образования, медицинской информированности, психологической установки в отношении здоровья.

    Какое место занимает медицинская активность в формировании здорового образа жизни? Огромное, если учесть, что это деятельность личности, направленная на охрану, укрепление, воспроизводство здоровья как своего (личного, персонального), так и других людей (общественного здоровья). Медицинская активность включает:

    - посещение медицинских учреждений, выполнение медицинских советов и предписаний;

    - поведение при лечении, профилактике, реабилитации;

    - участие в охране общественного здоровья, забота о здоровье других;

    - преодоление вредных привычек, традиций, обычаев и т.д.

    Так вот, давайте еще раз продумаем свои жизненные задачи и цели и ответственность за свое здоровье.
    3. Границы моральной ответственности личности за свое здоровье.
    Здоровье очень часто занимает в иерархии ценностей человека далеко не первое место, которое отводится материальным благам жизни, карьере, успеху и т.д. Хотя именно здоровью должно принадлежать первое место в иерархии потребностей врача как человека, которому предстоит выполнение социально-трудовых функций при максимальной продолжительности активной жизни, сохранение генетического материала, воспроизведение полноценного потомства, обеспечение сохранения и развития здоровья данного и будущих поколений.

    Охрана собственного здоровья - это непосредственная обя­занность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружаю­щих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным обра­зом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

    Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться активным образом жизни, закаливанием, занятиями физ­культурой и спортом, соблюдением правил личной гигиены и др.

    Болезнь понимается как реализация в определен­ных жизненных условиях специфического личностного профиля человека, который является индивидуальным для каждого человека, определяется его конституцией, наследственностью, отношением к своему здоровью и т. д. В этом смысле можно говорить об аутопатологии – ответственности человека за собственное заболевание.

    Врач не может заставить человека вести здоровый образ жизни, он может только научить и помочь желающим обрести здоровье. В связи с этим важно уточнить - что является этической обязанностью человека в отношении предупреждения болезни, поддержания и восстановления своего здоро­вья?

    Ввиду того факта, что здоровье является одним среди многих благ, а обязанность заботиться о здоровье - только одной из многих обязанностей, специалисты в области биомедицинской этики придерживаются следующей формулировки:

    «Индивидуальные лица обязаны использовать ординарные, но не экстраординарные средства поддерживания и восстановления их здоровья».

    Этот принцип ординарных/экстраординарных средств первона­чально разрабатывался еще католическими моральными теологами 16-го столетия. Сначала он возник вследствие того, что некоторые виды лечения, даже общепринятые, были настолько мучительными, что было бы неразумно обязывать человека подвергаться им. Со временем, этот принцип стал общим и превратился в принцип про­порциональности.

    Разъяснение ординарного и экстраординарного делает понятным, что в действительности это есть только вид пропорциональности.

    «Ординарное средство», например, не имеет значения обще­принятого, обычного или повседневного. Скорее оно означает средст­во, которое, приняв все во внимание, приносит больше пользы, чем вреда.

    «Экстраординарное средство» не имеет значения необычно­го, редкого или экзотического. Это такое средство, которое, приняв все во внимание, будет производить больше вреда, чем пользы.

    Например, применение слабого транквилизатора, было бы экстраординарным в случае пациента, побочной реакцией кото­рого на лекарственное средство была бы ярость. С другой стороны, имплантация искусственного сердца может быть ординарным сред­ством, если это единственный способ, который человеку можно продлить жизнь на достаточно долгий срок и привести ее в хорошее состояние.

    Терминология «ординарного/экстраординарного» может запуты­вать и поэтому формулировка принципа ответственности пациента в вопросах здоровья гласит: «Заботься о своей здоровье, если только принимая все во внимание, это не производит больше вреда, чем пользы».

    Выражение «принимая все во внимание» является важным, потому что оно отличает обязанность пациента не только от обязанности профессионала здравоохранения, но также от обязанности заместите­ля пациента, которые не должны принимать все во внимание.

    Выражение «принимая всё во внимание» подчеркивает необ­ходимость сбалансировать все обязательства пациента. Оно подра­зумевает не только воздействия на себя самого, но также на семью и общество; не только боль, стоимость и выгоды здоровья, но смысл жизни и качество жизни, как пациент это понимает.

    Медицинское обслуживание, которое едва сохраняет пациента живым, несмотря на то, что его расходы доводят семью до финансовой нищеты и эмо­ционального изнурения, не обязательно является хорошим делом. Действительно, пациент может обоснованно считать его злом, что­бы избегать. Подобным образом, лечение, как, например перелива­ние крови, которое противоречит религиозному долгу, не было бы благом, не говоря уже об обязательном благе.

    В этом контексте следует подчеркнуть, что врач, или другой по­ставщик медицинских услуг, не может принимать такие решения хо­тя бы только потому, что не знает всех обстоятельств, которые отно­сятся к данному решению пациента. Более того, врач не вправе оценивать смысл и ценность жизни за другого человека, решать какое качество жизни пациента становится для него недостойным или не соответствующим здоровому образу жизни.

    Таким образом, анализ с позиций биомедицинской этики категорий здоровья, здорового образа жизни, болезни и ответственности личности за охрану своего здоровья вновь обращает нас к принципу уважения автономии личности и приоритета прав человека.
    4. Здоровье и болезнь. Внутренняя картина болезни.
    Болезнь – это любое субъективное или объективное отклонение от нормального физиологического состояния.

    Когда мы говорим о болезни, то четко представляем – речь идет о патологическом процессе. При этом больной человек теряет оптимальную связь со средой, т.е. происходит ухудшение социального статуса, что противоречит не только интересам больного, но и общества. Поэтому учение о болезни далеко опередило учение о здоровье в практической медицине. Однако разработка только учения о болезни не может решить задачу достижения здоровья населения.

    Между состоянием здоровья и болезни выделяют переходное, так называемое «третье состояние», которое характеризуется «неполным» здоровьем. Речь идет об отклонениях в состоянии здоровья, которые еще не укладываются в конкретную нозологическую модель.

    «Третье состояние» в свою очередь включает в себя 2 состояния: предболезнь (снижение резервов здоровья и возможность развития патологического процесса без изменения силы действующего фактора) и неманифестированный патологический процесс.

    Границы третьего состояния очерчены довольно четко: здоровье – болезнь. Что же касается возможности определить границу между предболезнью и началом неманифестированнного патологического процесса, то на сегодняшний день эта проблема разработана недостаточно.

    Таким образом, у человека возможно существование, по крайней мере, четырех состояний: здоровье, предболезнь, болезнь в скрытой форме, болезнь в виде клинических проявлений.

    Каждый больной переживает свою болезнь по-своему. То значение, которое имеет личность больного для течения болезни, слово врача, которое может оказать серьезное влияние на судьбу больного, - все это продолжает играть первостепенную роль в современной медицине и позволяет лечить не только болезнь и ее симптомы, а больного человека.

    В этом плане огромное значение имеет изучение внутреннего мира больного, так называемой внутренней картины болезни (ВКБ).

    В истории медицины внимание к понятию внутренней картины болезни (ВКБ) связано с 50-ми годами XX века. Во время войны наблюдались как массовые такие явления: отсутствие хронических болезней (болезней мирного времени), разный темп за­живления ранений у людей военных и гражданских, у людей, которые хотели жить и которые не стремились к жизни. После войны у людей длительное время сохра­нялся военный синдром, типичный для участников любых войн. Суть его в том, что у человека, пережившего военные сражения, через определенные промежутки вре­мени происходило обострение самосознания, ему начина­ли сниться кошмары, он заново начинал все переживать. Эффективное средство для снятия синдрома войны — психотерапия, в критических ситуациях — примене­ние мощных психотропных средств. Позднее появились работы, которые использовали понятие, введенное для исследовательских целей А.Р. Лурией и А. Гольдшейдером, понятие внутренней картины болезни.

    В одних случаях ВКБ направляет поведение пациента на преодоление болезни, а в дру­гих, наоборот, она является тем фактором, который создает отрицательные эмоции и усугубляет течение болезни.

    В таблице 8 представлены различные реакции больных на информацию о заболевании («значение» болезни).

    Таблица 8

    Типы реакций больного в зависимости от «значения» болезни


    «Значение» болезни

    Типы реакции

    Болезнь-угроза или вызов

    Противодействие, тревога, уход

    Болезнь-утрата

    Депрессия, ипохондрия, попытки привлечь к себе внимание, нарушение режима

    Болезнь-выигрыш или избавление

    Безразличие, жизнерадостность, враждебность к врачу

    Болезнь-наказание

    Угнетенность, стыд, гнев


    Наиболее распространенными эмоциональными реакциями на болезнь являются тревога, горе, депрессия, стыд, чувство вины.

    Реакции преодоления болезни могут на интеллектуальном уровне характеризоваться преуменьшением либо пристальным вниманием ко всем ее проявлениям. На поведенческом уровне может преобладать борьба, капитуляция или попытки ухода.

    Современная медицина и медицинская психология рассматривают следующие про­блемы, связанные с ВКБ:

    1. Наличие ВКБ как отношения человека к собст­венному заболеванию связано с реальными или мнимы­ми поражениями органов человека.

    2. ВКБ обязательно характеризуется присутствием наблюдателя и сочув­ствующего человека, то есть ВКБ обязательно связана с внешним или внутренним диалогом человека. Это пе­реживание, которое ориентировано на другого: на себя как на другого, обладающего внутренней картиной здоровья, или на другого чело­века как присутствующего, как лечащего.

    3. ВКБ не зависит от течения самой болезни, то есть она может воспроизводиться в виде фантомных болей или создаваться при объективном отсутствии медицин­ских симптомов. Она предполагает восприятие челове­ком самого себя как страдающего, как требующего уча­стия другого человека — лечащего.

    4. ВКБ обладает высокой степенью устойчивости, так как является есте­ственным продолжением одного из устойчивых образо­ваний сознания человека — внутренней картины здоровья.

    Внутренняя картина здоровья (ВКЗ) — это самоощу­щение человека, переживание своей возможности к автономному существованию, переживание себя как существующего, как обладающего силой духа и силой тела, непроницаемостью для других (плотностью). Так, если слепоглухонемого ребенка с рождения носить все время на руках, то его тело не приобретет даже автономной терморегуляции, так как он не был отдален от матери, у него не была запущена в действие присущая ему как человеческому существу ВКЗ.

    ВКБ — это отражение ВКЗ. Люди, которые чувству­ют источник силы внутри себя, болеют реже, чем те, кто видит источник силы в других людях.

    Когда было зафиксировано существование ВКБ и ее характеристики, в современной медицине стало развиваться представ­ление о влиянии мыслей о смерти на здоровье человека, которое стало определять многие действия врачей (например, решение вопроса о том, надо ли сообщать человеку информацию о степени тяжести его болезни, о прогнозе заболевания и т.д.).

    В результате большого числа исследований, описанных в книге Ф. Арьеса «Че­ловек перед лицом смерти», было показано, что совре­менный человек страшно боится смерти, и он настоль­ко инфантилен, что стремится оттолкнуть смерть на границу сознания, хотя она становится доступной, «при­рученной». Каждый знает, как достичь собственной смерти, уже дети знают, как лишить жизни себя и дру­гого человека. В то же время считается приличным уходить от разговоров о смерти. В концепции смерти сама смерть воспринимается как несуществующая. В свое время поэт Н. Коржавин писал о том, что «если смерти нет, то и жизни нет».

    Вытеснение смерти из сознания человека приводит к тому, что во ВКБ, когда возникает болезнь, отсутствует реальный образ того, с чем человек должен бороться. Чтобы в ВКБ выстроить такую концепцию смерти, где есть борьба с ней, человек должен видеть источник собст­венной силы в себе. Он один на один не может бороть­ся со смертью, для этого должен присутствовать как бы Внутренний Наставник, который создает дополнитель­ный источник энергии для человека, чтобы он мог воздей­ствовать на собственную жизнь и смерть.

    Когда человек начинает вступать в отношения со своей смертью, смерть начинает материализовываться, и тогда человеку легче сопротивляться. Это доказано работами многих психотерапевтов.

    В истории изучения ВКБ было много вариантов понимания субъективных характеристик заболевания, они обозначались разными авторами несхожими тер­минами, но все описывали одно и то же явление. Систе­матизация этих данных представлена в таблице 9.

    Таблица 9

    Отражение болезни в психике человека

    Термин, автор, год


    Содержание термина


    Характеристика содержания переживания больного

    Ауто-классическая картина болезни. А. Гольдшейдер (1926)


    Создается самим боль­ным на основе его ощу­щений и переживаний, связанных с его физичес­ким состоянием


    Два уровня картины болезни: 1) «сенситивный» — основан на ощу­щениях и 2) «интеллек­туальный» — результат размышлений о своем физическом состоянии

    Внутренняя картина болезни. А.Р. Лурия (1944;1977)


    Все то, что испытывает и переживает больной — его общее самочувствие, само­наблюдение, его представ­ление о своей болезни; это сочетание восприятий и ощущений, эмоций, аффек­тов, конфликтов, психичес­ких травм и переживаний

    Выделяет те же уровни переживания. Особое значение отводит ее ин­теллектуальной части


    Переживание болезни. В. В. Ковалев (1972)


    Общий чувственный и эмоциональный фон, на котором проявляются ощущения, представления, связанные с болезнью

    Выделены 6 типов пе­реживания болезни: депрессивный, дистимический, ипохондричес­кий, фобический, истероидный, эйфорически-анозогнозический

    Реакция адаптации. Е.А. Шевалев (1936)


    Комплекс приемов, выраба­тываемых личностью в це­лях преодоления сознания неполноценности, пережи­ваний ограничения своих физических и психических возможностей для преодо­ления изменившегося само­чувствия и различных про­явлений болезни

    Реакции компенсаторного типа; псевдоаутичного характера; псевдо-компенсаторного ха­рактера. Они определя­ются концепцией бо­лезни, которую создает пациент

    Позиция к болезни. Л.П. Фрумкин, И. А. Мизрухин (1970)


    Это реакция личности по отношению к болезни


    Наиболее важна реакция больных на существен­ные симптомы, обраща­ющие патогенетическую сущность болезни

    Отношение к болезни. Л.Л. Рахлин (1971)


    Сознание болезни, то есть гнозис болезни; сдвиг в психике; отношение к за­болеванию


    Важные составляющие: восприятие своей болез­ни; ее оценка и пережи­вания по ее поводу



    Сегодня понятие ВКБ в медицине охватывает раз­нообразные стороны субъективной стороны заболева­ния и включает несколько уровней отражения болезни в психике заболевшего человека. Перечислим их:

    — чувственный уровень ощущений;

    — эмоциональный, связан с различными видами реагирования на отдельные симптомы, заболевание в целом и его последствия;

    — интеллектуальный или когнитивный, который связан с представлением, знанием больного о своем заболевании, размышлениями о его причинах и возмож­ных последствиях, то есть собственная концепция бо­лезни, которую человек начинает развивать по отноше­нию к заболеванию;

    — мотивационный, связанный с отношением боль­ного к своему заболеванию, с изменением поведения и образа жизни в условиях болезни и актуализацией де­ятельности по возвращению и сохранению ВКЗ.

    Между этими компонентами возможны различные соотношения. В современных работах по изучению ВКБ анализируются переживания человека как особый вид активности, возникающий при формировании ВКБ. Суть этой активности состоит в том, чтобы преодолеть дис­сонанс, вызванный болезнью как в организме, так и в психике человека, этот диссонанс еще называют соматопсихическим.

    Переживание, связанное с построением ВКБ, направ­лено на упорядочение своего внутреннего мира, чтобы восстановить душевное равновесие, нарушенное болезнью, справиться с критической ситуацией. ВКБ и отражает достижение этого равновесия за счет переживания.

    В модели ВКБ выделяют несколько структур.

    1. Функцио­нальная структура. Она осно­вывается на долговременной памяти человека, сохра­няющей информацию о болезни, обо всех ограничениях, которые она накладывает на деятельность организма и личности, в центральных отделах мозга, и таким обра­зом создает церебральное информационное поле болез­ни.

    Церебральное информационное поле болезни способно влиять на ин­формационные процессы мозга, контролирующие состо­яние внутренней среды организма и поведения, кото­рое ведет к адаптации или дезадаптации.

    Психологическая зона информационного поля болез­ни формируется на основе доминирующих мотиваций, эмоций и связанных с заболеванием представлений.

    2. «Схема тела». Благодаря деятельности «схемы тела» (это важней­ший мозговой аппарат, одним из главных звеньев ко­торого является таламо-париетальная система) ощуще­ния человека и состояние его организма получают пространственную отнесенность, и человек может опре­делить их эмоциональный тон. Другими словами, он может сказать, где болит и как болит. «Схема тела» постоянно формирует и сопоставляет движущийся и неподвижный образы тела, а также образы будущих движений. Благодаря «схеме тела» человек овладевает движениями, воспринимает других людей, совершенству­ет двигательные навыки. Образы тела становятся пред­метом самопознания и самосознания («Какой я? Как выгляжу? Каким я могу стать?» и т. п.).

    При нарушении этих процессов может возникнуть недооценка или переоценка заболевания.

    Существуют несколько уровней развития «схемы тела»: физиологический, психологический и социальный. Физиологический связан с пережива­нием ощущений, идущих от организма (приятно—не­приятно, комфортно—дискомфортно и т.п.). Психоло­гический определяется представлениями, воображением, мышлением человека о свойствах его тела, что создает пристрастность в восприятии одних органов и игнори­рование других. Социальный включает моральные оцен­ки, стандарты моды, ролевые ожидания, что рождает такое явление, как социальная престижность заболева­ния, выражающаяся даже в метафорах, например «цар­ская болезнь».

    Для понимания ВКБ следует иметь в виду, что психо­логический образ тела имеет большее значение, чем сен­сорный, так как в большей степени определяет поведение больного человека, и имеет важное значение для прогно­за заболевания и формирования жизненных планов.

    3. Информационная модель болезни. Кроме «схемы тела» больной формирует информаци­онную модель болезни. Она в зависимости от болезни может развиваться очень быстро или очень медленно. В нее обычно входят два блока: сенсорно-эмоциональ­ный и логический. Сенсорно-эмоциональный основан на непосредственных впечатлениях и переживаниях, вызванных болезнью, а в логический блок включается еще и информация, которую больной использует для понимания причин возникновения болезни и описания ее признаков, то есть концепция болезни.

    Во ВКБ концепции болезни могут быть реальные или ложные. Реальные модели тоже отличаются сте­пенью адекватности в отражении расстройства и дина­мики заболевания. Среди ложных моделей встречают­ся мнимые болезни или симуляции. При аггравации (преувеличении признаков болезни) модель болезни частично фиктивная, а при симуляции и ятрогении — полностью фиктивная. У симулянта нет церебрального информационного поля болезни, а ее психологическое поле является фиктивным, тогда как у больного с психогенным расстройством основой фик­тивной модели болезни являются матрицы долговре­менной памяти, сформированные в результате внуше­ния или самовнушения. Они-то и содержат психогенную информацию.

    4. Модель прогноза заболевания — одна из составля­ющих ВКБ, так же как и модель ожидаемых результа­тов лечения. Они носят явно адаптационный характер и формируются на основе тех медицинских знаний, которые хочет, может и умеет использовать больной человек.

    Модель прогноза заболевания может включать ори­ентацию как на выздоровление, так и на смерть или на инвалидность.

    5. Модель ожидаемых результатов лечения создает­ся самим больным, но в отличие от других образую­щих ВКБ в ней большое значение имеет воздействие врача или окружающих людей, которые оказывают на человека влияние. Эта модель во многом определяет отношение больного к врачу — степень доверия, уро­вень открытости и т.п. Во время лечения у больных формируются психологические модели полученных ре­зультатов лечения. Это то эмоциональное содержание оценки результатов лечения, которое связано со сличе­нием модели ожидаемых результатов и модели полу­ченных результатов. Эти эмоции могут быть причиной свертывания или разрушения модели ожидаемых ре­зультатов лечения, что приведет к отказу от лечения данным методом или от лечения вообще, может стать причиной депрессии.

    Диагностика ВКБ. Конкретный сбор информации о ВКБ начинается с выслушивания жалоб больного в беседе с ним. Преж­де всего выясняется, что заставило больного обратить­ся к врачу: дискомфорт, тревога за состояние здоровья, невозможность трудиться и т.п.

    Всегда важно помнить о том, что язык жалоб боль­ного отличается от объективных медицинских крите­риев. Понимание ВКБ, как и психотерапевтический контакт, возможны, если врач и больной говорят на од­ном языке, но именно врачу в первую очередь необходимо понимать своего пациента. Во всех случаях важен врачебный деонтологический подход при иссле­довании ВКБ.

    При выявлении ВКБ нужно изучать уровни осо­знания ее элементов и источники их формирования: личный опыт переживания; суждения других больных с аналогичным заболеванием; использование научной и научно-популярной литературы; впечатления и мне­ния окружающих людей немедицинских специальнос­тей и т.п.

    ВКБ тесно связана с механизмами принятия реше­ния и системой ценности личности. Для больного цен­ность симптомов болезни имеет не клинический, а лич­ностный характер, поэтому они во ВКБ имеют место отличное от клинической картины болезни. Изучение этого различия является существенным основанием для принятия решения о стратегии воздействия на больного с целью создания у него адекватной «схемы тела».

    Важно знать представление больного об ожидае­мом результате лечения, времени его появления и путях достижения желаемого результата. Это дает возмож­ность определить наличие у больного веры в цели лече­ния, узнать источники его надежды на выздоровление.

    ВКБ может существовать в виде образа или в виде логического утверждения. У некоторых групп больных с длительно текущи­ми заболеваниями ВКБ содержит компонент, связанный с тревогой. Если тревога выражена, то ВКБ нестабильна, в ней превалирует отри­цательная модель прогноза.

    Большинство практически здоровых людей сохра­няют ВКБ после перенесенного заболевания в своей па­мяти в обобщенном, свернутом виде. Это имеет адап­тивное значение и позволяет в то же время строить адекватные отношения с больными людьми.

    В заключении следует особо отметить, что врачу следует формировать в первую очередь внутреннюю картину здоровья, которая является ресурсом личностного индивидуального существова­ния. Врачу необходимо поощрять здоровье, а не болезнь, то есть не лишать больного возможности самому заботиться о себе, обязательно обращать внима­ние на любое улучшение состояния; заниматься с боль­ным какой-то деятельностью, не относящейся к болез­ни; продолжать проводить время с больным, когда он начнет поправляться. Лучше помогайте, чем «спасайте»... Помогать тоже надо уметь, чтобы поддержка не превра­тила больного в беспомощного ребенка.
    5. Врач как человек. Здоровье врача.

    В XVII веке голландским врачом Ван Туль-Пси была предложена символическая эмблема медицинской деятельности — горящая свеча. "Светя другим, сгораю сам" — этот де­виз предполагает высокое служение, самоотверженную отдачу всего себя профессии и другим людям, прило­жение всех своих физических и нравственных сил. При­чем "сгорание" не значит опустошение, исчезновение этих сил, они постоянно возобновляются при получе­нии удовлетворения от своего дела, осознания своего места в профессии, при повышении мастерства и посто­янном собственном личностном развитии.

    В то же время профессия врача и работа врача сама по себе создает состояние стресса. Нормальный рабочий стресс (эустресс) может переходить в дистресс, который требует лечения или – лучше – профилактики.

    Исследования разных лет свидетельствуют, что психоэмоциональный дистресс (срыв) чаще наблюдается у молодых врачей, чем пожилых, у женщин чаще, чем у мужчин. Наркомания у врачей встречалась несколько лет назад в 30 раз чаще, чем в среднем у остального населения, а самоубийства (на первом месте психиатры, на втором – анестезиологи) в 2-3 раза чаще, чем у других профессионалов (А.П. Зильбер, 1998).

    Основные стресс-факторы, с которыми может повседневно сталкиваться врач, особенно в условиях медицины критических состояний, - это:

    - срочность действий в условиях ограниченного времени;

    - необходимость быстро переключаться с одного больного на другого с разной патологией;

    - физическая усталость,

    - нередкая смерть больных;

    - ведение «безнадежного» больного;

    - чувство бессилия при несовершенстве медицины;

    - нередкая ограниченность средств и методов лечения из-за дефектов организации;

    - потребность в систематическом пополнении знаний;

    - профессиональные вредности и др.

    Все это может приводить к острым и хроническим заболеваниям медицинского персонала, усталости, психо-эмоциональным срывам и развитию «синдрома эмоционального выгорания» (СЭВ).

    Обращение к проблеме эмоциональной дезадаптации профессионалов (вследствие непереносимых эмоциональных перегру­зок) произошло в сфере психологии труда — после появления в англоязычной литературе результатов исследования так называемого "Синдрома Эмоцио­нального Сгорания" как специального вида профес­сионального заболевания лиц, работающих в системе человек — человек (психологов, психиатров, учите­лей, священников и др.).

    Термин "эмоциональное сгорание" введен аме­риканским психологом Х.Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состоя­ния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоцио­нально перегруженной атмосфере при оказании про­фессиональной помощи.

    Но эмоци­ональное выгорание означает опустошение еще не до конца наполнившегося сосуда, бессилие при желании приложения усилий, исчезновение или деформацию эмо­циональных переживаний, которые являются неотъем­лемой частью жизни.

    Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насы­щенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Эмоции, как правило, амбивалентны: удовлет­ворение по поводу успешного лечения, чувство собственной значимости, сопричастно­сти другим людям, одобрение и уважение коллег; но и сожаление, угнетение из-за неправильного диагноза или ошибки в лечении, зависть к преуспевающим колле­гам, разочарование в профессии и т.п.

    Существует классификация профессий по "критерию трудности и вредности" деятельности (по А.С. Шафра­новой):

    1. Профессии высшего типа — по признаку необхо­димости постоянной внеурочной работы над предметом и собой (просвещение, искусство, медицина).

    2. Профессии среднего (ремесленного) типа — под­разумевают работу только над предметом.

    3. Профессии низшего типа — после обучения не требуют работы ни над собой, ни над предметом.

    Естественным будет отнести профессию врача к профессиям высшего типа. Но, кроме этого, хотелось бы выделить совершенно особую специфику врачебного труда.

    Врач на уровне эмоционального переживания по­стоянно имеет дело со смертью. Она может выступать для него в трех формах:

    1) реальная (бесполезность реанимационных меро­приятий, смерть на столе хирурга ...);

    2) потенциальная (когда от результатов деятельно­сти врача, от его профессионализма зависит здоровье, а, возможно, и жизнь человека). Смерть как угроза, как потенциальная возможность постоянно присутствует в деятельности врача, вызывая сильнейшее эмоциональ­ное напряжение;

    3) фантомная (в виде ее могут выступать жалобы на состояние здоровья мнительного человека, страх и тревога хронического больного, взаимоотношения с род­ственниками тяжелобольных и даже представление о смерти в общественном сознании).

    В каждом из этих случаев для врача существует проблема невключения своих чувств в ситуацию. Это далеко не всегда удается, потому что со всеми этими образованиями (реальной, потенциальной и фантомной смертью) ему просто необходимо строить отношения. Естественно, что только эмоционально зрелая, целост­ная личность в состоянии решать эти задачи и справ­ляться с подобными трудностями.

    Профессиональная позиция врача строится прежде всего на отношении к жизни вообще — пози­тивном (жизнеутверждающем) или негативном (жизнеотрицающем), к себе и другим людям. Именно отношение к себе, умение ставить перед собой цели достижения определенного уровня профессионального и личностного совершенствования, нравственная зрелость личности позволяют не толь­ко успешно осуществлять профессиональную деятель­ность, но и избегать состояния «утраты себя», которое может быть вызвано психотравмирующим влияни­ем профессии.

    Ученые выделяют три модуса человеческого бытия, которые определяют, как использует и про­являет человек различные индивидуальные особенности в процессе жизнедеятельности и к чему это приводит — развитию, стагнации или регрессу:

    1. Модус служения. Основное жизненное отноше­ние — любовь к другим людям, что позволяет челове­ку выходить за пределы своих актуальных, наличных возможностей.

    2. Модус социальных достижений. Основное отно­шение к жизни — это соперничество, что обуславлива­ет повышенную тревожность, неуверенность в себе. Часто это является препятствием для успешного ста­новления профессионала.

    3. Модус обладания. Другой человек является толь­ко объектом, средством для достижения собственных целей, нравственные преграды отсутствуют, что делает истинный профессионализм просто невозможным.

    Интересно, что модус обладания не является причи­ной эмоционального выгорания, потому что прежде, чем что-либо потерять или растратить, надо это иметь. Модус социальных достижений может являться причиной формирования СЭВ (синдрома эмоциональ­ного выгорания), когда личность не в состоянии осуще­ствлять по-прежнему профессиональную деятельность (обнаруживает невозможность работать, руководствуясь принципами конкуренции, добиваясь повышения слу­жебного положения или признания собственных зас­луг в глазах окружающих).

    Парадокс в том, что именно модус служения часто инициирует возникновение и развитие симптомов эмо­ционального выгорания. Почему это происходит? Слож­ный вопрос. При модусе служения профессионал изна­чально обладает позицией жизнеутверждения, сам структурирует свою профессиональную позицию, руко­водствуясь принципами практической этики, но может «расплачиваться» болезнями (СЭВ – плата за сочувствие).

    Возможно, влияние социальных факторов, перечислен­ных ниже, оказывается одной из причин деформации профессионалов:

    — непризнание истинных заслуг врача;

    — ограничение его права на свободу выбора (стиля жизни, направления научного исследования и т.п.);

    — несоответствие нравственно-этических требо­ваний к профессии реальной ситуации на рабочем ме­сте.

    — ограничение активности профессионала по овла­дению новыми знаниями, препятствие к внедрению новых технологий и прогрессивных методов (когда "инициатива наказуема");

    — принижение социального статуса профессии (в том числе и в материальном плане), ее значимости;

    — семейно-бытовые проблемы.

    В этом случае врач испытывает разочарование вслед­ствие несовпадения реальной профессиональной ситу­ации с идеальными представлениями о ней (иллюзии медработников).

    Выделяют различные факторы, играющие суще­ственную роль в эмоциональном выгорании. Представляется возможным выделить три типа факторов в возникновении Синдрома Эмоционального Выгорания у врачей.

    1. Социальный фактор (его особенности мы рассмат­ривали выше).

    2. Личностный фактор. Как мы уже говорили, "сго­рают", как правило, не изначально равнодушные и без­участные к своей работе, и не те, кто в профессиональ­ной деятельности реализуют модус социальных дости­жений или обладания, а, наоборот, профессионалы, для которых деятельность изначально значима, сознатель­но выбрана, предполагает известное эмоциональное от­ношение, ориентацию на других людей, то есть реали­зующие модус служения. Сочувствующий, увлекающий­ся врач-идеалист, ориентированный на других, при недостаточной связи с реальностью, неумении оцени­вать критически неблагоприятные факторы, низкой устойчивости к стрессорам медицинских профессий (таким, как боль, страдания, болезнь и смерть) может стать носителем быстро прогрессирующего СЭВ. Но существует и противоположное мнение. «Авторитаризм» и «низкая степень эмпатии» в сочета­нии с фанатичной преданностью делу ("я всю жизнь мечтал стать врачом") и реакцией на стресс, агрессив­ностью и апатией (унынием) при невозможности дос­тичь в короткий срок желаемых результатов может инициировать возникновение симптомов СЭВ.

    3. Фактор среды (места работы). Огромное значе­ние имеет взаимоотношение с коллегами в коллективе и то, создается или нет ситуация "движения рука об руку", активного совместного решения профессио­нальных задач в рамках гуманистического ценностно­го подхода. Коллектив (нередко — включая админи­страцию) может снижать мотивацию деятельности своим общим негативным или равнодушным отно­шением к ней («им все равно уже ничем не поможешь», «зачем что-то объяснять этим олигофренам, если они ничего не понимают» и т.п.). Кроме того, условия рабо­ты могут не способствовать успешному осуществлению профессиональных задач: переполненные палаты, отсутствие медикаментов, общая низкая материально-техническая база, отсутствие у врача своего кабинета, где он мог бы сосредоточиться или расслабиться, час­тые ночные дежурства и отсутствие полноценного от­дыха после них.

    Диагностика СЭВ у врача включает три группы признаков. Социальные признаки: отдаление от друзей, семьи, общества; неадекватное или нехарактерное поведение; импульсивность, азарт, растрачивание сил; разводы, семейные и сексуальные проблемы; конфликты с законом, алкоголизм, наркомания.

    Состояние здоровья: ухудшение самочувствия; пренебрежение гигиеной; склонность к несчастным случаям; многочисленные жалобы на здоровье; увеличение реальных и мнимых болезней.

    Профессиональные признаки: небрежность в работе и записях; неадекватное назначение медикаментов и дозировок; неадекватная реакция на срочность; ухудшение квалификации; жалобы на больных и на персонал;

    склонность к сплетням и группировкам.

    Влияние ЭВ на профессиональную позицию и личность врача.

    Содержательные характеристики СЭВ можно описать через изменения профессиональных и лич­ностных качеств (их деформацию), присутствие кото­рых просто необходимо для успешного осуществления профессиональной деятельности и личностного роста.

    Авторитет врача. Профессионал с СЭВ неизбежно утрачивает свой авторитет как у пациентов, так и кол­лег. Авторитет связан прежде всего с профессионализ­мом и личным обаянием. Когда врач из-за равноду­шия и негативного отношения к своей работе не в состоянии вдумчиво, внимательно выслушать жалобы пациента, допускает врачебные ошибки или проявляет агрессивность и раздражительность — он утрачивает доверие к себе как профессионалу и уважение своих пациентов и коллег.

    Оптимизм врача. Пациент должен чувствовать здо­ровый оптимизм врача, а не основанный на желании поскорее закончить обследование: «что вы волнуетесь зря, все у вас нормально, можете идти». И наоборот, под влиянием выгорания врач демонстрирует циничное, часто жестокое отношение, преувеличивая последствия, например, несвоевременной явки в больницу. (Часто это происходит из-за желания «наказать» пациента за соб­ственную эмоциональную несостоятельность.)

    Честность и правдивость. При тревоге, беспокойстве и неуверенности, вызванных СЭВ, врач утрачивает спо­собность к правдивому и честному изложению инфор­мации о состоянии здоровья человека. Либо он излиш­не щадит психику больного человека, заставляя его пребывать в неизвестности, либо, наоборот, утрачивает необходимую меру в подаче диагностической или ле­чебной информации.

    Слово врача. Слово оказывает огромное суггестив­ное влияние на любого человека, а тем более слово вра­ча для его пациента. Профессионал с СЭВ, переживаю­щий чувства бессмысленности, безнадежности и вины, неминуемо передаст эти чувства своим пациентам в слове, интонации, эмоциональной реакции.

    Гуманизм врача. Обусловлен ценностным и целос­тным подходом к другому человеку. Врач, утративший содержание своей психической реальности, перестает обращаться к этому содержанию в других людях, обес­ценивая таким образом как себя, так и их.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта