Методичка по биоэтике. Учебное пособие для студентов медицинских вузов часть 1 Краснодар 2004 Л. И. Ломакина В. А. Породенко
Скачать 1.14 Mb.
|
- Конвенция Совета Европы о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины (1996).2-я группа - принципы получения медицинской помощи и ее организации, права граждан, стариков, инвалидов: - Двенадцать принципов предоставления медицинской помощи в любой национальной системе здравоохранения (1963, 1983); - Декларация о жестоком обращении с пожилыми людьми и стариками. (1989, 1990); - Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе (1994); - Лиссабонская декларация о правах пациента (1981); - Заявление о доступности медицинской помощи (1988); - Список заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади (1986, 1988, 1991). 3-я группа - права пациентов и лиц, страдающих определенными болезнями, права заключенных: - Заявление о праве женщины на использование контрацепции (1994); - Декларация (Женевская) людей, живущих с позитивными результатами теста на антитела ВИЧ. Лондон /Женева, июль, 1998; - Федеральный закон от 30 марта 1995 г. №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»; - Афинская клятва (Международный совет тюремной медицинской службы) – принята 10 сентября 1979 г.; - Декларация (Токийская) (Рекомендации по позиции врачей относительно пыток, наказаний и других мучений, а также негуманного или унизительного лечения в связи с арестом или содержанием в местах заключения). Принята 29-ой ВМА, Токио, Япония, октябрь 1975. 4-я группа - общественное положение врача, его обучение, обязанности, материальное обеспечение и безопасность труда, права и свободы: - Декларация V всемирной конференции ВМА по проблемам медицинского образования (1991); - Декларация о независимости и профессиональной свободе врача (1986); - Декларация о правах человека и свободе личности практикующих врачей (1985); - Мадридская декларация о профессиональной автономии и самоуправлении врачей (1987); - Заявление о свободе контактов между врачами (1984); - Резолюция о групповой медицинской практике (1988). 5-я группа - профессиональные нарушения и ответственность врача: - Заявление о пособничестве врачей при самоубийствах (1992); - Заявление о профессиональной ответственности врачей при лечении лиц, больных СПИДом (1988). 6-я группа - этические нормы, посвященные отдельным видам медицинской деятельности: - Декларация о трансплантации человеческих органов (1987); - Резолюция по вопросам поведения врачей при осуществлении трансплантации человеческих органов (1994); - Заявление о торговле живыми органами (1985); - Заявление о трансплантации эмбриональных тканей (1989); - Заявление об искусственном оплодотворении и трансплантации эмбрионов (1987); - Закон РФ от 22 декабря 1992 г. №4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека»; - Заявление о персистирующем вегетативном состоянии (1989); - Венецианская декларация о терминальном состоянии (1983); - Декларация об эвтаназии (1987); - Декларация (Копенгагенская). Принята 3-им Ежегодным Совещанием Европейского Форума фармацевтических ассоциаций и ВОЗ, Копенгаген, Дания, май 1994; - Декларация (Хельсинкская) (Рекомендации для врачей, участвующих в медико-биологических исследованиях на людях) (1964, 1975, 1983, 1989); - Заявление о «телемедицине» и медицинской этике (1992); - Декларация об отношении врачей к лицам, объявившим голодовку (1991, 1992); - Резолюция об участии врача в смертной казни (1981); - Правила на время вооруженных конфликтов (1956, 1957, 1983); - Заявление о вопросах медицинской этики в период катастроф (1994). 7-я группа - отношение и обращение с детьми: - Декларация прав ребенка (1959); - Заявление о пренебрежении родительским долгом и жестоком обращении с детьми (1984, 1089, 1990, 1992); - Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) и др. При определении тактики решения различных проблем медицинской этики и биоэтики здравоохранение передовых стран руководствуется основными этическими и правовыми документами. Целый ряд этических документов общего характера отражает принципы биомедицинской этики. К таким, например, относится «Женевская декларация», принятая и 1948 г. Всемирной медицинской ассоциацией и представляющая собой текст присяги, которую приносят врачи стран - членов Всемирной медицинской ассоциации. Принятый в 1949 г, «Международный кодекс медицинской этики», который более подробно излагает нормы профессиональной медицинской морали. Кроме того, разработаны документы, регламентирующие проведение экспериментов на человеке, (около 30); генетические исследования, отношение к абортам, права доноров и реципиентов при трансплантации органов и др. Документом международного права является конвенция «О правах человека и биомедицине», принятая в ноябре 1996 г. Парламентской ассамблеей Совета Европы. Конвенция посвящена защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины (Конвенция о правах человека и биомедицине). Этот важный документ разрабатывался с 1990 г. Поначалу речь шла о конвенции по биоэтике, однако в окончательном тексте было решено отказаться от применения этого термина (хотя в обиходном, неофициальном словоупотреблении ее часто продолжают именовать именно так). Одна из основных причин такого изменения — то, что Конвенция является юридическим документом, так что употребление в нем слова «этика» может вводить в заблуждение. Иными словами, нормы, заложенные в Конвенции, имеют не только силу морального призыва — каждое государство, присоединившееся к ней, берет на себя обязательство воплотить эти нормы в собственном законодательстве. Более того, государство обязано не просто провозгласить их, но и обеспечить их реальное выполнение, что, как мы знаем, особенно актуально для России, поскольку в нашей стране разрыв между записанными в законе нормами и реальной практикой может быть сколь угодно велик. Соответствующие инстанции Совета Европы получают право контролировать соблюдение норм Конвенции в каждой из подписавших ее стран. В настоящее время из 40 стран - членов Совета Европы более 20 присоединились к Конвенции. Россия пока еще не подписала ее, но дело здесь не в каких-либо принципиальных возражениях, а всего лишь в неповоротливости отечественной бюрократии. Насколько известно, наши заинтересованные ведомства выступают за присоединение к Конвенции, однако как раз отсутствие у нас государственного органа, разрабатывающего и реализующего политику в этой области, и является одним из главных препятствий к подписанию Конвенции. Следует при этом иметь ввиду, что, согласно действующему в нашей стране законодательству, международные договоры и соглашения, в которых участвует Россия, имеют приоритет перед внутрироссийскими законами. Это значит, во-первых, что при отсутствии в нашем законодательстве соответствующих норм, международные нормы имеют на территории России прямое действие. Во-вторых, если та или иная норма внутреннего законодательства вступает в противоречие с международно принятой нормой, то руководствоваться надлежит последней. Охарактеризуем более подробно «Декларацию прав ребенка» (1959) и основанную на ней «Конвенцию ООН о правах ребенка» (1989). Главная цель Конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка. Определяя права детей по различным аспектам, она устанавливает и правовые нормы ответственности государства, вводит специальный механизм контроля — Комитет ООН по правам ребенка и наделяет его высокими полномочиями. Статьи 1-4 фиксируют один из основных принципов Конвенции - приоритетность интересов детей перед интересами общества; подчеркивают необходимость недискриминационного подхода и обозначают законодательные и административные гарантии государств но обеспечению указанных в Конвенции прав. Статья 6 определяет права детей на жизнь. В статьях 20 - 26 излагаются права детей особо депривированных категорий и обязанности государства по защите и помощи таким детям, сиротам и лишенным родительского попечения, беженцам, неполноценным в умственном или физическом отношении; перечисляются права всех детей на соответствующий уровень медицинского обеспечения, а нуждающихся детей — социальной помощи. В нашей стране в июле 1998 г. вышел Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», призванный установить основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ (статьи 7, 15, 71, 72, 80). (Напомним, согласно закону, ребенок — лицо до достижения им возраста 18 лет). В 1992 г. принят закон РФ «О трансплантации органов и тканей», закон РФ «О психиатрической помощи гарантиях прав граждан при ее оказании», в 1993 г. — «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», в 1995 г. - закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией)». Эти законы, пройдя экспертизу авторитетных международных здравоохранительных и правозащитных организаций, впервые включили в себя немало прогрессивных и гуманных норм, в частности специальные статьи посвящены правам пациента, медицинской тайне, эвтаназии и др. Тема 1.2. Основные этические теории, исторические модели и принципы моральной медицины. Цель: рассмотреть основные этические теории и философские направления с позиций современной медицины и ее исторических моделей. ПЛАН 1. Типы этических теорий в истории культуры. 2. Биоэтика и традиции русской философии. 3. Общая характеристика исторических моделей и принципов моральной медицины. 1) Модель Гиппократа и принцип «Не навреди». 2) Модель Парацельса и принцип «Делай добро». 3) Деонтологическая модель и принцип «соблюдения долга». Литература Биоэтика: проблемы и перспективы. // Вопросы философии, 1994. - № 3. (А.П.Огурцов. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы). Биоэтика: принципы, правила, проблемы. – М.: Эдиториал УРСС, 1998. – 472 с. Введение в биоэтику /Под ред. Б.Г.Юдина, П.Д.Тищенко. - М.: Прогресс-Традиция. - 1998. - 384 с. Михайлова Е.П., Бартко А.Н. Биомедицинская этика: Теория, принципы и проблемы. - М.: ММСИ, 1996. - 239 с. Орлов А.Н. Клиническая биоэтика: Учебное пособие. – М.: Медицина, 2003. – 360 с. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. - 1997. - 224 с. (Глава 1,2). ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ 1. Типы этических теорий в истории культуры В истории культуры существуют разнообразные этические теории, использующие разные основания для объяснения сущности нравственных отношений. Все существующие этические теории можно разделить на два типа - религиозный (консервативный) и прагматический (либеральный), между которыми имеется логическое противостояние (табл. 4). Таблица 4. Типы этических теорий
Натуралистическо-прагматический тип этических теорий ведущее место отводит экономической пользе. Несложные экономические расчеты приводят к выводу, что «больной — паразит общества». Именно это суждение становится исходным и определяющим в той новой «морали для врачей», которую предлагал Ф.В. Ницше (Фридрих Вильгельм Ницше (1844 - 1900), крупный немецкий философ). В 36 фрагменте «Сумерек кумиров» Ницше пишет: «Мораль для врачей. Больной — паразит общества. В известном состоянии неприлично продолжать жить. Прозябание в трусливой зависимости от врачей и искусственных мер после того, как потерян смысл жизни, право на жизнь, должно бы вызывать глубокое презрение общества. Врачам же следовало бы быть посредниками в этом презрении — не рецепты, а каждый день новая доза отвращения к своему пациенту... Создать новую ответственность, ответственность врача, для всех случаев, где высший интерес к жизни, восходящей жизни, требует беспощадного подавления и устранения вырождающейся жизни — например, для права на зачатие, для права быть рожденным, для права жить... Не в наших руках воспрепятствовать нашему рождению: но эту ошибку — ибо порою это ошибка — мы можем исправить. Если уничтожаешь себя, то делаешь достойное величайшего уважения дело: этим почти заслуживаешь жить... Общество, что я говорю — сама жизнь имеет от этого большую выгоду, чем от какой-нибудь "жизни" в отречении, бледной немочи и другой добродетели...». Основные установки натуралистическо-прагматической этики обосновывают и придают смысл новым «этическим» стандартам либеральной формы биомедицинской этики: «моральность убийства» («правомерность» эвтаназии или право умереть «легко» вопреки природным процессам); экономическая и демографическая целесообразность «прогностического» контроля медицинской генетики за «здоровьем населения»; «генетическая политика», «генетическое наступление» на наследственные заболевания с целью «коррекции естественного отбора»; пренатальная диагностика как средство «искусственного отбора»; просчета «цены» трансплантологического продления жизни; «моральность отключения жизнеподдерживающей аппаратуры» и завершение жизни по критериям «смерти мозга»; продолжение жизни, даже когда это право забирает природа (реанимация ради реанимации); «технология деторождения» — право рожать детей, даже когда это право не дает природа; уничтожение жизни (аборты) на эмбриональном уровне как новый вид бизнеза, процветающего за счет «беременных» доходов; «рациональное планирование семьи»; право изменить свой пол вопреки природе, и т. д. и т. п. Критики либеральной биоэтики подчеркивают ее связь с натуралистическо-прагматическими теориями и определяют эту связь как имморализм (лат. im (не) + moralis (нравственный), т. е. противостояние традиционному морально-этическому сознанию, которое специфично для религиозной этики. Религиозный (консервативный) тип этических теорий опирается на принципы милосердия, человеколюбия, священности жизни и законов природы. Вспомним, что первая модель социального института здравоохранения как деятельного проявления милосердия и человеколюбия была реализована в христианских монастырях. В христианской этике «мера» моральности дана в Библии и в утверждении существования «нравственного закона внутри нас». Для Канта, например, этим внутренним законом, т. е. высшей нравственной ценностью, является долг, подчинение которому и составляет собственно моральный поступок. Моральная медицина исторически и традиционно опирается на христианские ценности. В современном обществе огромной силой является международная организация медицинской помощи и милосердия – «Красный Крест», на которую уповают сегодня в каждом неблагополучном районе мира. В рамках консервативных типов этических теорий традиционно обсуждаются: - нравственные качества врача; - бескорыстная и безотказная помощь больному; - приоритет интересов больного; - поддержание жизни и облегчение страданий до последнего; - следование принципу «Светя другим сгораю сам»; 2. Биоэтика и традиции русской философии. Этика составляла ядро русской философии, в которой можно выделить три направления: бессмертие души и ответственность человека за земные дела -этика бессмертия; одушевленность Вселенной, космоса, (панпсихизм) – этика жизни; этика как борьба со смертью, т.е. с хаотичными силами природы во имя утверждения жизни. 1. Этика бессмертия. В основе данного направления лежит философия православия, которая отстаивает идеи воскресения человека после Страшного суда и бессмертия души человека. Новая жизнь после Воскресения – продолжение земной жизни, поэтому человек ответственен за все дела своей земной жизни. Идеи православия лежали в основании этических размышлений таких русских философов, как Н.Ф. Федоров, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С. Булгаков, С.Л. Франк и др. Все они стремятся укоренить этику в ценностях христианства, обсуждают проблемы теоретической этики — жизнь и смерть, эсхатологичность человеческой истории, место человека в космосе, победа над смертью. В.С. Соловьев видит в нравственном одухотворении природы путь утверждения добра. Д.И. Менделеев (Менделеев Дмитрий Иванович - гениальный русский химик, физик и натуралист, 1834-1907) предложил концепцию этической гносеологии, на которой основывается этика научных исследований в медицине. Гносеология, т. е. наука о познании, по мнению Менделеева, должна включать в себя этические регулятивы. В работе «От критицизма к этической гносеологии» Д. И. Менделеев (в противовес неокантианской идее о ценностной нейтральности науки) проводит принципиально иной подход — этической нагруженности любого знания, т. е. акцент на этической оценке любых форм знания и методов науки. 2. Этика жизни. В отечественной философской мысли существует направление, которое можно охарактеризовать как этику взаимной солидарности, милосердия и справедливости, основанную на религиозных и философских ценностях буддизма. Наиболее известным представителем этого направления является Н. К. Рерих (Рерих, Николай Константинович, 1874 - живописец исторического жанра и пейзажист) — создатель так называемой «Живой Этики». Согласно Н. К. Рериху, наша планета вступила в эпоху Огня, где возрастает роль психических энергий и вообще космических энергий. Овладение психической энергией предполагает нравственное преобразование природы. К. Э. Циолковский (Константин Эдуардович Циолковский, «отец русской космонавтики», учитель, изобретатель, просветитель, 1857 – 1935) — основатель космонавтики, также связывал свою «космическую этику» с буддизмом и развивал философию панпсихизма, которая исходит из идеи одушевленности Вселенной, допущения бессмертия духовных атомов, блуждающих в мире и переселяющихся в разные организмы. Циолковский рассматривает этику как путь преодоления смерти и человеческих страданий, как путь одухотворения природы. Ведущим принципом этики является требование, чтобы «все живое благоденствовало», ведь «жизнь непрерывна, смерти нет». П. Бадмаев (Бадмаев, Петр Александрович –врач, основавший в Петербурге лечебную школу тибетской медицины), основавший в Петербурге лечебную школу тибетской медицины, стремился ознакомить общественность России и с этической теорией, и с медицинской практикой Тибета. Он перевел основной трактат по тибетской медицине «Худ-ши». В «Этике тибетских врачей» П. Бадмаев подчеркивал, что «традиции врачебного сословия требуют от каждого врача шести условий: быть вполне способным для врачебной деятельности, быть гуманным, понимать свои обязанности, быть приятным для больных, не отталкивать их от себя своим обхождением, быть старательным в делах, быть ознакомленными с науками». Основное требование к врачам заключается в «исполнении долга». 3. Этика, как борьба со смертью (натуралистическое направление). Это направление ориентируется на естественные науки, на биологию прежде всего. Представителей этого направления объединяет стремление осмыслить жизнь как природно-исторический феномен и обосновать этику из идеи борьбы со смертью. Наиболее известным представителем этого направления в начале ХХ в. был Николай Алексеевич Умов (выдающийся русский физик, профессор Московского университета, 1846 - 1915 г.). Он развивает комплекс идей, обосновывающих этику жизни, исходя из того, что жизнь специфична по своей организации и для ее постижения недостаточно физикалистских понятий и методов. Специфика жизни заключается в ее антиэнтропийности. Основная цель этики - в стремлении устранить бедствия человеческой жизни с помощью действенного вмешательства в жизнь природы, в превращении хаотических сил природы в организованные, «стройные». Он выдвигает заповедь новой этики: «…Твори и созидай на основе научного знания…». Тем самым Н. А. Умов задает в этике новый ориентир - ориентир борьбы с силами хаоса, беспорядка во имя утверждения жизни. В это же самое время Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921), русский князь, революционер, теоретик анархизма, разрабатывает этику альтруизма. Кропоткин критикует теорию Ч. Дарвина, ее принцип борьбы за существование. Он дополняет этот принцип принципом взаимопомощи в животном мире: «Взаимная помощь - важнейший фактор эволюции»: этические нормы укоренены в природном мире, истоки альтруизма - в инстинкте взаимопомощи и общительности, присущем уже животным. В 1903 г. Виктор Викторович Вересаев (Смидович), русский писатель, врач, подчеркивал, что «нет ни одной науки, которая приходила бы в такое непосредственно-близкое и многообразное соприкосновение с человеком, как медицина». Он видел главную задачу этики «во всестороннем теоретическом выяснении вопроса об отношении между личностью и врачебною наукою в тех границах, за которыми интересы отдельного человека могут быть приносимы в жертву интересам науки». Обсуждая возможность экспериментов на людях и ограничение их прав, Вересаев особо подчеркнул: «вопрос о правах человека перед посягающею на эти права медицинскою наукою неизбежно становится коренным, центральным вопросом врачебной этики». Безнравственная государственная политика в СССР в области медицины практически объявила этические нормы пережитком буржуазной медицины и глупыми предрассудками, что, по мнению Вересаева, «на практике, в рядовой массе врачей, ведет к ужасающему легкомыслию и к возмутительнейшему пренебрежению к самым законным правам больного». Тоталитаризм подавлял права человека и стремился разрушить профессиональную этику врачей, не допуская даже обсуждения проблем профессиональных этических норм и, тем более, философских проблем медицинской этики. Но он не смог подавить философско-этических размышлений. В годы жестокого тоталитарного режима Сталина написаны: работа В. Ф. Войно-Ясенецкого «Дух, душа, тело» (опубликована уже после смерти хирурга-епископа), труд В. И. Вернадского «Научная мысль как планетное явление», рукопись Д. П. Филатова «Норма поведения, или мораль с естественно-исторической точки зрения», статья А. А. Любищева «Основной постулат этики» и др. В это же самое время В. И. Вернадский разрабатывает учение о переходе биосферы в ноосферу, т.е. сферу, созданную человеческим разумом, воплощенным в науке и технике. Вопрос о биосфере – ключевой в рождении нового мышления, глобальной нравственности. Таким образом, в русской мысли можно наблюдать стремление преодолеть разрыв нравственности и жизни, укоренить этику в жизни и вывести из нравственных начал и право, и познание, и даже религию. Важнейшей чертой этических размышлений в России является стремление понять единство факторов эволюционного процесса и этических ценностей, осмыслить жизнь во всей целостности ее проявлений. Жизнь была понята как антиэнтропийный процесс. Жизнь - это борьба со смертью и неорганизованностью природы, борьба за утверждение ноосферы, за торжество духа над материей, все это разные формулировки общего исходного принципа этики. В таблице 5 представлены проблемы медицины в контексте русской философской мысли. Таблица 5 Проблемы медицины в контексте направлений русской философии
3. Общая характеристика исторических моделей и принципов моральной медицины Современная биомедицинская этика существует в различных формах, которые исторически опираются на модель Гиппократа, модель Парацельса и деонтологическую модель. Сформировавшаяся в ХХ веке биоэтика, в свою очередь, представлена двумя формами — либеральной и консервативной, также лежащими в основе современных моделей моральной медицины. Для того чтобы разобраться в морально-этических и ценностно-правовых принципах современной биомедицинской этики, следует хотя бы кратко охарактеризовать особенности трех исторических модели и присущие им принципы моральной медицины. 1) Модель Гиппократа и принцип «Не навреди» Принципы врачевания, заложенные «отцом медицины» Гиппократом (460-377гг. до н.э.), лежат у истоков врачебной этики как таковой. В своей знаменитой «Клятве», Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом, обязательства перед учителями, коллегами и учениками, гарантии непричинения вреда, оказания помощи, проявления уважения, справедливости, об отрицательном отношении к эвтаназии, абортам, об отказе от интимных связей с пациентами, заботе о пользе больного, о врачебной тайне и др. Рекомендации и положения «Клятвы» объединены одной целью – «Не навреди» и являются принципами модели Гиппократа. Отношение врача к больному и здоровому человеку, изначально ориентированное на заботу, помощь, поддержку, безусловно, является основной чертой профессиональной врачебной этики и реальным критерием и для выбора профессии и для определения меры врачебного искусства. Кроме того, современную медицину, которая рассматривает проблему взаимоотношения врача и пациента с акцентом на правах пациента, социальные гарантии государства и профессиональные обязательства медицинского сообщества, можно назвать «моделью Гиппократа». «Клятва» Гиппократа не потеряла своей актуальности и по настоящее время, более того, она стала эталоном построения многих этические документов. Например, Клятва российского врача, утвержденная 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России (Москва, ноябрь 1994), содержит близкие по духу и даже по формулировке принципы. 2) Модель Парацельса и принцип «Делай добро» Другая модель врачебной этики сложилась в средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (Парацельс, Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм – прославленный врач, натурфилософ и алхимик эпохи Возрождения (1493-1541гг.). Парацельс считается родоначальником создания химических лекарств и психотерапевтического воздействия. Модель Парацельса характеризуется двумя основными моментами: утверждением патерналистского начала в медицине и акцентом на внушающем (суггестивном) характере воздействия личности врача на пациента. 1. В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм - эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс. В духе того времени отношения врача и пациента подобны отношениям духовного наставника и послушника, так как понятие pater (лат. - отец) в христианстве распространяется и на Бога. Вся сущность отношений врача и пациента определяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественное происхождение, ибо всякое Благо исходит свыше, от Бога. Само лечение – это целебный, божественный контакт врача и больного. Эта «целебность» и «божественность» определена добродеянием врача, направленностью его воли к благу больного. Основным моральным принципом данной модели, является принцип «делай добро», благо, или «твори любовь», благодеяние, милосердие. Врачевание — эти организованное осуществление добра. Добро же по сути своей имеет божественное происхождение. Парацельс учил: «Сила врача — в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа лекарства — любовь». 2. В средние века медицина не могла не отражать христианские проблемы взаимоотношения души и тела. Средневековое понимание собственно болезни — это прежде всего состояние переживания боли. Но боль, так же, как и радость, благодарность, это человеческое чувство, управляемое душой. Под влиянием христианской антропологии Парацельс рассматривал физическое тело человека «лишь как дом, в котором обитает истинный человек, строитель этого дома; поэтому рассматривая и изучая этот дом, нельзя забывать главного строителя и истинного хозяина — духовного человека и его душу». Считается, и не без достаточных оснований, что христианское понимание души способствовало становлению суггестивной терапии (терапии внушения), как необходимой и эффективной составляющей любого терапевтического воздействия. При этом особенно велика роль фактора доверия - успешность лечения во многом определяется верой пациента во врача. Таким образом, модель Парацельса — это учет эмоционально-психических особенностей личности, признание глубины ее душевно-духовных контактов с врачом и включенности этих контактов в лечебный процесс. 3) Деонтологическая модель и принцип «соблюдения долга» В основе данной модели лежит принцип «соблюдения долга» (deontos по-гречески означает «должное»). «Соблюдать долг» — это значит выполнять определенные требования, правила, предписания морального порядка. Устанавливаются своды правил медицинским сообществом, социумом, а также собственным разумом и волей врача. Для каждой врачебной специальности существует свой «кодекс чести», обязательный к исполнению. Несоблюдение правил чревато дисциплинарными взысканиями или даже исключением из врачебного сословия. Деонтологическая модель врачебной этики — это совокупность «должных» правил, соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Наборы точно сформулированных правил поведения разработаны практически для каждой медицинской специальности. Многочисленные советские издания по медицинской деонтологии периода 60-80-х годов представляют собой перечень и характеристику этих правил практически по всем медицинским областям. Примером может служить двухтомник «Деонтология в медицине» (Под ред. Б.В. Петровского. - М.: Медицина, 1988). Когда правила поведения точно сформулированы, принцип «соблюдения долга» не признает оправданий при уклонений от его выполнения, в том числе аргументы «приятно – неприятно», (к примеру: оказание медицинской помощи «бомжу»); «полезно - бесполезно» (реанимационные меры у безнадежно больного) и т. п. Идея долга является определяющим основанием действий врача. Если врач способен действовать по безусловному требованию «долга», то он соответствует избранной им профессии, если нет, то он должен покинуть данное профессиональное сообщество. Истоки представлений о «должном» находятся в религиозно-нравственном сознании, для которого характерно постоянное соизмерение, соблюдение себя с «должным» и осуществление оценки действия не только по результатам, но и по помыслам. Примером деонтологической модели в медицине может служить хирургическая деонтология. Академик Н. Н. Петров, основоположник отечественной онкологии, в 1946 г. в работе «Вопросы хирургической деонтологии» выделял следующие правила: — «хирургия для больных, а не больные для хирургии»; — «делай и советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы при наличной обстановке для самого себя или для самого близкого тебе человека»; — «для душевного покоя больных необходимы посещения хирурга накануне операции и несколько раз в самый день операции, как до нее, так и после»; — «идеалом большой хирургии является работа с действительно полным устранением не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного»; — «информирование больного», которое должно включать упоминание о риске, о возможности инфекции, побочных повреждений» и др. С точки зрения Н. Н. Петрова, «информирование» должно включать не столько «адекватную информацию», сколько внушение «о незначительности риска в сравнении с вероятной пользой операции». Таким образом, деонтологическая модель в медицине предписывает врачу точные правила поведения, не допускающие отступления и не учитывающие личностные ценности врача или больного или нюансы межличностных отношений. |