Главная страница

русский книга. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Уровень С1 Алматы 2020 2 удк 811. 161. 1276(075. 8)


Скачать 1.48 Mb.
НазваниеУчебное пособие для студентов медицинских вузов. Уровень С1 Алматы 2020 2 удк 811. 161. 1276(075. 8)
Дата20.10.2021
Размер1.48 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файларусский книга.pdf
ТипУчебное пособие
#251483
страница4 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9
Тема №6.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ.
РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ И ЕГО ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Задание 1. Прочитайте текст.
Классификация
функциональных стилей речи
Для выражения многочисленных оттенков мыслей, чувств современного человека, его представлений и знаний об окружающем мире в литературном языке сформировались различные функциональные разновидности речи, или функциональные стили речи.
Функциональные стили речи – это совокупность языковых средств, то есть слов, словосочетаний, устойчивых выражений, клише, стереотипов, грамматических и синтаксических конструкций, которые присущи определённому типу текстов.
Под определённым типом текстов подразумеваются заявление, доверенность, автобиография, научная, газетная или журнальная статья, аналитический обзор, рассказ и др. В газете или журнале это может быть раздел, посвящённый спортивной или экономической хронике, это может быть метеорологический обзор и др. Все указанные тексты являются представителями разных функциональных стилей речи.
Для каждого функционального стиля существует определённый перечень языковых средств (то есть слов, словосочетаний, грамматических и синтаксических конструкций), которые отграничивают один стиль от другого.
И мы никогда не спутаем, например, детектив с аналитической статьёй в газете, или статью, посвящённую парфюмерии в журнале «Космополитен», с научной статьёй, где обсуждаются достоинства и недостатки нового лекарственного препарата. Это пример того, как мы сталкиваемся в повседневной жизни, во время учёбы, на работе, в быту с представителями определённого функционального стиля речи, с его закономерностями, особенностями и порядком построения.
Традиционными и социально значимыми сферами деятельности человека считаются: научная, деловая (административно-правовая), общественно- политическая, художественная. Соответственно им выделяются и книжные
стили
речи: научный, официально-деловой, публицистический, художественный.
Книжным стилям противопоставляется разговорный стиль. Это стиль неофициальной речи, в основе которого лежит сфера бытовых отношений и общения.
Задание 2. Рассмотрите кластер к понятию Функциональные стили речи.

39
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ
Разговорный стиль
Книжные стили
Художественный
Публицистический
Официально -
Научный
cтиль
стиль
деловой стиль
стиль
Классификацию функциональных стилей нередко связывают с функциями языка. Так, известна классификация стилей на основе трех функций языка:
общения, сообщения и воздействия. Рассмотрите таблицу.
Общественные функции языка
Функциональные стили речи
1. Функция общения
Разговорный стиль
2. Функция сообщения
Официально-деловой стиль
Научный стиль
3. Функция воздействия
Публицистический стиль
Художественный стиль
И разговорный, и книжные стили имеют две формы реализации в речи -
письменную и устную.
Задание 3. Проведите вопросно-ответную беседу по содержанию прочитанного текста.
Задание 4. Прочитайте текст.
Разговорный стиль речи
Разговорный стиль речи противопоставляется книжному стилю в целом.
Разговорный стиль связан с выполнением основной функции языка – функции общения. Слова разговорного стиля отличаются красочностью и большой смысловой ёмкостью, способностью использоваться в нескольких смыслах.
Рассмотрите приведённую ниже таблицу, обратите внимание на разницу между разговорным и книжными стилями речи.

40
Разговорный стиль
Книжные стили
(научный, публицистический,
официально-деловой,
художественный)
1. Используется в непринуждённых беседах обычно со знакомыми людьми в семейно-бытовой, неофициальной сфере общения.
1. Используются почти исключительно в обстановке официального общения.
2. Используется устная и письменная
(whatsap) диалогическая форма общения, реже в виде монолога.
2.Используются в виде монолога, в письменной или устной форме.
3. Не готовится заранее, носит экспромтный характер, т.е. создаётся в момент говорения.
3. Готовятся заранее, продумываются.
4. Имеет различные отклонения от норм литературного языка: повторы, самоперебивы, паузы.
4. Подчинены законам литературного языка.
Задание 5. Составьте вопросы к прочитанному тексту.
Задание 6. Ознакомьтесь с таблицей.
Языковые особенности разговорного стиля
Орфоэпические и
лексические
особенности
разговорного
стиля речи.
1. Урезанный тип произношения.
а) Грит вместо говорит; здрасте вместо здравствуйте,
я пшёл вместо я пошёл, слышь вместо слышишь, глянь
вместо погляди. б) Надя – Надия, Куна, Куня – Куаныш,
Таке – Таирхан, Такось – Танат.
2. Быстрая смена интонаций, тембра, темпа, переливы интонационных красок, cвободное соединение частей предложений: Мы шли, был дождь; Метро сюда?
Остановка здесь? Да замолчи ты! Молчать! Да-а.
3. Большой процент нейтральной конкретной общеупотребительной и разговорной лексики: диван,
кровать, спать, одеваться, кран, докторша.
4. Общественно-политические и общенаучные термины, номенклатурные наименования: революция,
администрация, аким, университет, анализ, радиация

41
5. Эмоционально-оценочная разговорная лексика:
работяга, безголовый, бедняга, дармоед.
6. Застывшие образные средства: с ума сойти можно
от этой информатики; я сейчас быка бы съел.
7. Профессионализмы, жаргонизмы, просторечные слова: У нас сегодня четыре пары. С большими окнами.
Морфологические
особенности
разговорного
стиля речи
1.Частотность именительного падежа, личных местоимений, указательных местоимений и наречий, частиц: Там библиотека такая. Книги, и дверь
открыта. Третий этаж.
2. Отсутствие деепричастий, использование только страдательных причастий прошедшего времени: Ты же
мне сломанный стул дала! Это сшито или готовое?
3. Свободное использование временных форм глагола:
И там мы встретились. А мы сидим, вернее, стоим,
болтаем там.
4.Использование глагольных междометий: бац, брык,
бултых, бульк, бух, грох, дёрг, жах, зырк.
5. Частотность междометных фраз: Ой ли? Ну и сила!
Вот это да!
Синтаксические
особенности
разговорного
стиля речи
1. Свободный порядок слов: Ну, мы, естественно, в
заработке там теряли. Потому что простыми
рабочими были. Я там токарь был.
2. Короткие простые предложения: Мы жили на даче.
На даче вот жили мы. Всегда уезжали рано на дачу.
Ещё у нас доктор был.
3.Застывшие конструкции, вопросно-ответные построения, односоставные и неполные предложения:
Того и гляди убегут. Смотри не проговорись. Вот это
денёк. Тоже мне товарищ. Кто-кто, а он всё знает.
Следует помнить, что особенности разговорной речи и разговорного стиля не должны переноситься в официальную устную, тем более – письменную речь. Использование присущих разговорному стилю элементов в других стилях
(публицистическом, художественном) должно быть стилистически оправдано!
Задание 7. Составьте кластер к понятию Языковые особенности разговорного
стиля.

42
Задание 8. Разбейтесь по парам и составьте диалог «Разговор студентов о
будущей профессии» с учётом орфоэпических, лексических, морфологических и синтаксических особенностей разговорного стиля речи.
Задание 9. Переведите на казахский и английский языки предложения.
Разговорный стиль речи противопоставляется книжному стилю в
целом. Он связан с выполнением основной функции языка – функции общения.
Слова разговорного стиля отличаются красочностью и большой смысловой
ёмкостью (способностью использоваться в нескольких смыслах).
Задание 10. Запишите в тетради приведённые ниже слова, определите значения суффиксов в выделенных словах, составьте с ними предложения по специальности.
Ядро – ядрышко (клетки), шея – шейка (мочевого пузыря), желудок –
желудочек (сердца), ресницы – реснички (эпителия), канал – канальцы
(почек), родник – родничок (черепа), голова – головка (бедренной кости),
чашка – чашечка (почек).
Задание 11. Выделите словообразовательные суффиксы и приставки глаголов и прилагательных оценочного значения, составьте с ними предложения:
толстенький, сладенький, толстущий, широченный, губастый, очкастый,
вихрастый, везучий, кусачий, малюсенький, дерябнуть, хлобыстнуть,
щегольнуть,
измаяться,
прикупить,
подшучивать,
пошаливать,
приговаривать.
Задание 12. В приведённых синонимических парах укажите слова разговорного стиля речи, составьте с ними предложения: громада – махина,
десерт – сладкое, ребячество – детство, прореха – дыра, жара – жарища,
специалист – знаток, заново – сызнова, дешёвый – грошовый, значительный –
порядочный, пустой – бессодержательный, бегать – носиться, бездельничать
– лентяйничать, бить – колотить, болеть – хворать, чертыхаться –
браниться, шарить – искать, добром – по-хорошему.
Задание 13. Разбейтесь по парам и прочитайте диалог врача с пациентом.
Укажите, какие особенности разговорного стиля речи встречаются в диалоге.
Доктор: Пожалуйста, садитесь!
Пациент: Добрый день, доктор.
Доктор: И Вам добрый день! Что Вас беспокоит?
Пациент: Уже несколько дней у меня сильная боль в горле, мне становится
очень больно, когда я говорю и уже даже больно есть. Скорее всего, это
небольшая простуда…
Доктор: Жар есть?
Пациент: Вчера вечером температура была 37.8, сегодня такой нет.

43
Доктор: Давайте взглянем на горло: откройте рот. Эх, да, горло сильно
раздражено и миндалины немного воспалены. Кашель есть?
Пациент: Да, и каждый раз, когда кашляю, горло начинает болеть ещё сильнее.
Доктор: Понимаю. Скорее всего, у Вас начальная форма тонзиллита.
Пациент: И что же следует делать?
Доктор: Оставайтесь дома в течение нескольких дней, неделю принимайте
вот эти антибиотики, одну таблетку утром, другую вечером после еды. Вы
курите?
Пациент: Да, курю.
Доктор: Тогда постарайтесь не курить в ближайшие дни. Будет очень полезно
для горла, если иногда будете выходить на улицу, но избегайте
переохлаждения. Если миндалины будут болеть, ешьте только мягкую пищу.
Через два-три дня вы почувствуете себя лучше.
Пациент: Спасибо большое, доктор.
Доктор: Всегда рад помочь. Придёте ко мне, если ситуация не улучшится. До
свидания!
Пациент: Хорошо, до свидания!
Задание 14. Сделайте морфемный анализ слова Переохлаждение.
Задание 15. Составьте синквейн к слову Простуда.
Задание 16. Укажите признаки разговорного стиля в следующих примерах:
- Костя! Сколько можно?! Опять рюкзак на полу посреди коридора!
- Я вчера себе купил новую мышь, новую «клаву», а «вебки» в торговом центре
мне не понравились. Что-то непонятное там ... Посмотрю на неделе в другом
магазине. А пока «перебьюсь» без камеры.
- Видать, сосед снова зарплату пропил. Ишь, соседка его «пилит» ещё со
вчерашнего дня.
- И куда это наш Максим подевался?
- Ира! Ира! Подожди нас на углу, мы через минуту будем! Да скоро, скоро,
подожди!
- Говорил, что в субботу пойдём все вместе в кино, а теперь дал задний ход.
Лень, мол, одолела. Хоть бы наскрёб денег, пошли бы мороженого поели. Все-
таки выходные…
- А я его не люблю, вот не люблю, и все! И не полюблю никогда. И в чём же я
виновата?
- Видно, сериал про фей по телевизору начался. Этот ваш, «Винкс». Я смотрю:
хоть бы одна девочка во дворе на площадке играла. Только что были, а теперь
нет. Всех как будто корова языком слизала.
Задание 17. Сделайте синтаксический разбор предложения.

44
Разговорный стиль используется в непринуждённых беседах со
знакомыми людьми, не готовится заранее,
носит экспромтный характер,
имеет различные отклонения от норм литературного языка
.
СРОП
Задание 1. Прочитайте текст.
Стилистически
окрашенные языковые единицы
Слово может нести стилистическую информацию и поэтому не может употребляться повсеместно, а используется только при определённых условиях.
В языке существуют стилистически нейтральные слова, то есть слова с нулевой стилистической окраской, которые могут свободно использоваться в различных сферах, стилях и условиях общения, не привнося в высказывание особого стилистического признака, например: идти, обмануть, будущий,
душистый, глаза, надежда.
Наряду со стилистически нейтральными словами существуют
стилистически окрашенные слова – это слова с высокой или низкой стилистической окраской.
Стилистическая окраска слова – это свойство, которое дополняет его основное, предметно-логическое значение.
Сравните:
Высокая
стилистическая
окраска
Нулевая стилистическая
окраска (стилистически
нейтральные слова)
Низкая
стилистическая
окраска
очи
глаза
гляделки, шары, бельма
лик
лицо
рожа, морда, рыло, харя
длань
рука
лапа, клешня
кара, расплата,
возмездие
наказание
нагоняй, взбучка,
головомойка
вкушать
есть
жрать, лопать, хавать,
рубать
Употребление слова в текстах определенного стиля приводит к тому, что слово несёт на себе окраску деловой, официальной, научной, публицистической или другой речи. Например, слова социальный, имидж, предвыборная кампания
относят к публицистическому стилю; слова синхрофазотрон, гипертония,
фонема – к научному; слова работодатель, клиент, вышеназванный,
воспрещается – к официально-деловому и т.п.

45
Задание 2. Сравните синонимы.Укажите, какую стилистическую окраску они имеют. Составьте 3 предложения разговорного характера, используя приведённые ниже слова.
Нагой – голый
Аргументировать – доказывать
Благовонный, благоуханный – душистый
Вкушать – есть
Сетовать – жаловаться
Радеть – беспокоиться
Промедление – задержка
Курчавый, кучерявый – кудрявый
Врать – лгать
Препятствовать – мешать
Упование, чаяние – надежда
Тщетно – напрасно
Сулить – обещать
Надуть – обмануть
Единоборство – борьба
Коновал, зубогляд - врач, стоматолог
Задание 3. Сопоставьте синонимичные слова, которые различаются своей стилистической окраской. Определите, какие из них относятся к разговорному стилю речи: обличье – облик, напасть - злоключение, потеха - развлечение,
переделка - преобразование, вояка - воин, глазник - окулист, врун - лжец,
большущий - гигантский, растранжирить - расточить, плакаться –
сетовать.
Задание 4. Составьте диалог о проблемах современного студенчества, организовывая речь в соответствии с функциональным стилем, учитывая орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические особенности разговорного стиля речи.
СРО
Задание 1. Подготовьтесь к беседе на тему: «Дифференциация функциональных стилей и характеристика их основных признаков»

46
Тема №7.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ И ЕГО
ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
Задание 1. Ознакомьтесь с таблицей.
Художественный стиль речи
Определение
стиля
Художественный стиль речи
(или литературно- художественный стиль) - это язык литературы и искусства.
Цель
художественного
стиля
Цель художественного стиля – воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей, слушателей или зрителей.
Функции
художественного
стиля
1. Эстетическая. В художественном произведении слово не только несёт определённую информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов.
2. Воздействующая. Чем ярче и правдивее образ героя, тем сильнее он воздействует на читателя.
3. Коммуникативная. Через символы и образы автор общается с читателем, выражает свои мысли, чувства и эмоции.
Три речевых
плана в языке
художественного
произведения
1. Авторское повествование. В авторском повествовании реализуется нормативный литературный язык с широким использованием нейтральных языковых средств.
2. Авторская характеристика. В характеристике автором персонажей чаще всего используются экспрессивно
(выразительно) и стилистически окрашенные языковые единицы литературно-разговорной речи.
3. Речь персонажей, действующих лиц. В речи персонажей для речевой характеристики героев автор может использовать литературные и нелитературные элементы разговорной речи (просторечные, с оттенком упрощения, грубоватости, диалектные и др.).
Жанры
художественного
стиля (тип
художественного
произведения)
1. Эпические (прозаические) жанры: сказка, рассказ, повесть, роман, эссе, новелла, очерк, фельетон.
2. Лирические (поэтические) жанры: стихотворение, ода, басня, сонет, мадригал, эпиграмма, эпитафия, элегия.
3. Драматические жанры: драма, комедия, трагедия, мистерия, водевиль, фарс, феерия, мюзикл.

47
Задание 2. Проведите вопросно-ответную беседу по содержанию таблицы.
Задание 3. Переведите на казахский и английский языки отрывок из текста.
Цель художественного стиля - воздействовать на эмоции человека,
читающего произведение. Он используется для передачи художественных
образов и явлений, эмоций и чувств, это способ самовыражения писателя.
Задание 4. Сделайте морфемный анализ слова Воздействовать.
Задание 5. Сравните описания операции в художественном и научном текстах.
Определите, какое из них относится к художественному стилю. Дайте свои пояснения.
Меня ждут. Румл и Зелёный моются.
Перед окном развесили рентгеновские
снимки, чтобы фиксировать ход
операции. Я тру щёткой руки.
Объясняю врачам, как я мыслю себе
вмешательство в целом. Ребёнка
подготовили к операции сидя. В вену
начали
капать
анестезирующее
вещество.
Операция

это
хирургическое
вмешательство, предпринимаемое в
лечебных целях.
Задание 6. Ознакомьтесь с таблицей.
Языковые особенности художественного стиля
Лексические
особенности
художественного стиля
1) использование всех пластов русской лексики во всём её многообразии и со всеми её значениями: употребление просторечий и диалектизмов, слов высокого, поэтического стиля, жаргонных, грубых слов, профессионализмов, деловых оборотов речи, публицистики;
2) наличие многозначных слов всех стилевых разновидностей речи;
3) широкое употребление народно-поэтических слов, эмоциональной и экспрессивной лексики, синонимов, антонимов.
Фразеологические
особенности
художественного стиля
использование фразеологизмов разговорного и книжного характера.

48
Словообразовательные
особенности
художественного стиля
1) использование разнообразных средств и моделей словообразования;
2) использование индивидуально-авторских неологизмов: завороть, молоткастый,
прозаседавшиеся, прознобь.
Морфологические
особенности
художественного стиля
1) более частое использование конкретной лексики, чем абстрактной:
2) незначительное употребление существительных среднего рода по сравнению с существительными мужского и женского рода;
3) частотность глаголов;
4) широкое употребление прилагательных и наречий.
Синтаксические
особенности
художественного стиля
1) использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств;
2) использование стилистических фигур речи для усиления выразительности высказывания
Задание 7. Составьте кластер к понятию Языковые особенности
художественного стиля.
Задание 8. Ознакомьтесь со стилистическими фигурами речи, которые используются в художественном стиле речи.
Стилистические фигуры речи
- это обороты речи, применяемые для выразительности высказывания
а) анафора - повторение одинаковых звуков, слов, выражений в начале разных отрезков речи:
Я не люблю себя, когда я трушу,
И не люблю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в неё плюют.
Я не люблю манежи и арены… В. Высоцкий б) эпифора - повторение одинаковых звуков, слов, выражений в конце разных отрезков речи:
Самое лучшее и дорогое - Родина.
Горе твоё - это наше горе, Родина.
Правда твоя - это наша правда, Родина.
Слава твоя - это наша слава, Родина! Р. Рождественский в) эллипсис - сокращение фразы, при котором автор заставляет читателя домыслить то слово или оборот, который умышленно им пропущен, вовлекает читателя в творческий процесс, что создает эффект сопереживания и участия:

49
Привольем пахнет дикий мёд,
Пыль – солнечным лучом,
Фиалкою – девичий рот,
А золото – ничем. А. Ахматова г) антитеза - резкое противопоставление прямо противоположных явлений, понятий, мыслей:
Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой. А. Пушкин д) параллелизм - тождественное или одинаковое синтаксическое построение отрезков текста или предложений:
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка. М. Лермонтов е) градация - расположение ряда слов в порядке нарастания или ослабления эмоции или смысла:
Пришел, увидел, победил. Юлий Цезарь
ё) инверсия - перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении:
Были все готовы завтра бой затеять новый. М. Лермонтов ж) хиазм - крестообразное изменение последовательности элементов в двух параллельных рядах слов:
Мы живём не для того, чтобы есть,
а едим для того, чтобы жить. Сократ.
Во всех приведённых примерах художественный текст обладает авторским своеобразием, то есть индивидуальным стилем автора. Это характерные особенности языка произведений одного автора, заключающиеся в выборе героев и собственно авторского текста. Авторский стиль характерен для любого крупного писателя или поэта.
Задание 9. Укажите, какая стилистическая фигура речи используется в стихотворении К.Симонова для усиления выразительности высказывания.
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придёт,

50
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждёт.
Задание 10. Прочитайте и озаглавьте отрывок из рассказа врача. Укажите, каковы его языковые особенности.
Врач живёт своей работой. У большинства врачей есть только одно хобби – работа. Чем больше времени ты отдаёшь профессии, тем большим специалистом становишься. Если ты недавно закончил медицинский институт, то должен и дневать, и ночевать на работе. Ведь ты хочешь всё узнать и попробовать. Тебе надо развиваться, набирать опыт.
А если ты стал профессионалом, уважаемым доктором, то времени на частную жизнь не будет. Либо ты востребован, либо у тебя есть свободное время.
Врачи живут своей работой без оглядки на часы и проведённое на работе время. Офисный работник в 18.00 встаёт и идет домой. У него начинается личное время! А мы вот недавно делали сложную операцию, которую начали в десять утра, а закончилась она в одиннадцать вечера. А завтра уже опять на работу!
Я планирую свое время. Но если мы едем всей семьёй в отпуск, я заранее узнаю, какие в этой стране есть клиники, известные врачи, и перед отъездом списываюсь с ними. Потом обязательно выкраиваю время от экскурсий и пляжа, чтобы посетить клинику, посмотреть, познакомиться, поучиться. И вернуться домой не только с загаром, но и с новыми впечатлениями и новыми знаниями о медицине в другой стране. Везде есть свои особенности, организация работы, технические приёмы, просто мелочи, которые особенно важны в нашей работе.
Сейчас наступило такое время, что нельзя довольствоваться тем, что ты знаешь и умеешь. Мир не стоит на месте. Развиваются технологии, совершаются новые открытия.
Профессия дарит интереснейший и огромный круг общения. Среди моих пациентов бедные и богатые, успешные и не очень, молодые и старые. Потому что болеют все. Болезнь не разделяет по социальному статусу, по менталитету, уровню образования. Ты видишь абсолютно все слои общества. Очень разные характеры и привычки. Болезнь накладывает определённый отпечаток на человека. И врач это видит, т.к. жизненный опыт опережает своей информативностью результаты получаемых анализов и исследований.
Задание 11. Подготовьте пересказ прочитанного текста.
Задание 12. Сделайте синтаксический разбор предложения.
А мы вот недавно делали сложную операцию, которую начали в десять
утра, а закончилась она в одиннадцать вечера.

51
Задание 13. Прочитайте текст.
Выразительно-изобразительные средства языка
В художественном стиле кроме стилистических фигур речи для усиления выразительности высказывания используются выразительно-
изобразительные средства языка, тропы. Это слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи:
Мета фора – троп, основанный на сходстве двух явлений: Природой здесь
нам суждено в Европу прорубить окно. Хвост поезда.
пи тет – красочное, образное определение в переносном значении.
Подчёркивает наиболее существенные признаки определяемого предмета.
Выражается преимущественно именем прилагательным (робкое дыхание, парус
одинокий, весёлый ветер, золотая осень), но также наречием (горячо любить), существительным (веселья шум), числительным (вторая жизнь).
Гипе рбола – явное или намеренное преувеличение: я говорил это тысячу
раз; нам еды на полгода хватит.
Сравне ние – одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Чаще всего сравнение оформляется в виде сравнительных оборотов, начинающихся с союзов как, точно, словно, будто,
как будто, что: Любовь, как истина, темна и, как полынь, горька.
Аллего рия (иносказание) – условное изображение абстрактных понятий посредством конкретного художественного образа:
Грустит соловей у поверженной розы,
Надрывно поёт над цветком.
Но льёт и садовое пугало слёзы,
Любившее розу тайком.
Айдын Ханмагомедов
Задание 14. Вспомните ваше любимое стихотворное произведение, укажите, какие выразительно-изобразительные средства языка в нём используются.
СРОП
Задание 1. Прочитайте рассказ врача Фёдора Углова.
Сердце хирурга
После бессонной ночи, проведённой у койки тяжёлого больного, оперированного мною, я возвращался домой. Дышалось легко, свободно, и хоть солнце ещё не взошло, пряталось где-то за высокими домами, оно угадывалось в игре золотистых бликов, пробегающих по оконным стёклам, по тонкому утреннему ледку лужиц на асфальте.
Радостно было видеть бодрые, повеселевшие лица прохожих – без оружия, без противогазных сумок. Надписи на стенах зданий – с указателями

52 ближайших бомбоубежищ, с предупреждением об угрозе артобстрела – были уже вчерашним днем, тускнели, не подновляемые за ненадобностью краской, и со спокойной деловитостью бежали по улицам автофургоны, помеченные такими будничными и такими дорогими словами: «Хлеб», «Продукты»,
«Овощи»…
Как волновал он, послеблокадный Ленинград!
У трамвайной стрелки пожилая женщина в брезентовой куртке, по виду заводская работница или строитель, удерживала за плечи рыдающую девушку, а та вырывалась и сквозь слёзы твердила: «Нет, нет, нет!..»
Я подошёл к ним, спросил, не нужна ли помощь – я врач…
– Никто не поможет мне, никто! – крикнула девушка.
– Глупая! Сумасшедшая! Легла бы под трамвай! – Женщина ругалась и в то же время успокаивала девушку, говорила, что теперь, когда одолели войну, можно поправить любую беду…
– Да, да! – поддержал я, хотя по сбивчивым словам девушки, по затруднённому и специфическому дыханию понял всю безнадёжность состояния её здоровья и всё же сказал твёрдо: «Не делайте глупостей, мы вас вылечим!» Назвал адрес нашей клиники.
На что надеялся я, обещая незнакомой мне тогда Оле Виноградовой исцеление, избавление от невыносимых мук? Утешить её, удержать от необдуманного поступка – это было, пожалуй, единственное желание. Ведь мы ещё не делали операций, которые могли бы вылечить Олю, мы только нащупывали пути к ним.
Задание 2. Объясните, почему рассказ называется Сердце хирурга.
Задание 3. Составьте вопросы к тексту.
Задание 4. Укажите, каковы языковые особенности данного рассказа, имеются ли в нём слова и выражения для усиления образности языка.
Задание 5. Составьте синквейн к слову Пациент.
СРО
Задание 1. Прочитайте отрывок из произведения М. Ауэзова «Путь Абая», укажите его жанр и языковые особенности. Назовите выразительно- изобразительные средства языка, которые используются в произведении.

53
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта