Главная страница

Исаков. 2014_Исаков ВБ_Правовая аналитика_Учебно-методическое пособие. Учебное пособие для студентов старших курсов и слушателей магистратуры Четвертое издание Москва 2014 2


Скачать 4.38 Mb.
НазваниеУчебное пособие для студентов старших курсов и слушателей магистратуры Четвертое издание Москва 2014 2
АнкорИсаков
Дата08.05.2023
Размер4.38 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла2014_Исаков ВБ_Правовая аналитика_Учебно-методическое пособие.pdf
ТипУчебное пособие
#1114819
страница16 из 17
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17
Аркадий Мамонтов, «Россия-1»: «Почему люди дают информацию? Первое — это личный мотив, чаще всего — месть, а на втором месте стоит выгода. Значит, как говорили римляне, — смотри, кому выгодно».
Сотрудник телекомпании НТВ: «Человек обижен, возможно, на что-то другое, но его всегда можно раскрутить, потому что внутренне он все равно желает герою зла. Пусть скажет неоднозначно: «Он, конечно, мой друг и человек неплохой, но он человек со странностями».
Вы отрежете все и оставите только «он человек со странностями». И дальше вам нужно будет найти нейтральных людей, которые готовы просто свидетельствовать, что его видели в этих самых «странных ситуациях».
Идеальные контрагенты — бывшие друзья, которые остались в провинции, а человек уехал и стал звездой. Вот, например, друг детства Валерия Леонтьева, который теперь всем каналам говорит, что Леонтьев в детстве был геем. В провинции у каждой звезды найдется такой обиженный. Там как считают: плохие уехали, хорошие остались».
Сотрудник телекомпании НТВ: «Часто, кстати, это неожиданно происходит.
Записываешь с кем-то невинное совершенно интервью, а он вдруг: «Да вообще вы многого не знаете». Эпохальное было интервью с певицей Анастасией, ни о чем вообще. Но поскольку она в процессе набухивалась, то в финале вдруг ни с того ни с сего начала признаваться в дикой ненависти к Алле Пугачевой, которая всю жизнь ее задвигала. И это интервью в золотую копилочку пошло. Есть синхроны, которые на века. Например, у Пугачевой это фраза «Кто во всем виноват? Музыканты, евреи и педерасты», у Березовского — «Человек в кепке — врун, болтун и хохотун». Ими все пользуются потом».

213
Позитивные свидетели
Обязательно поговорите с несколькими людьми из близкого окружения героя, которые уважают и ценят его, не уточняя, что вы готовите фильм-разоблачение.
В процессе интервью аккуратно подведите к нужным вам темам и задавайте вопросы таким образом, чтобы даже самый искренний ответ свидетеля в фильме мог прозвучать двояко.
Сотрудник телекомпании НТВ: «Например, вы хотите обвинить человека в педофилии. Контрагент вам говорит: «Да он педофил!» Дальше вы находите сердобольную бабушку-соседку, которая умильно говорит: «А у него все время в квартире мальчики, ребятишки, он добрый такой». Даете это сразу после слов контрагента, и главным свидетелем против героя становится именно эта бабушка, потому что она искренняя».
Сотрудник телекомпании НТВ: «Ну вот про Леонтьева я сюжет делал. Все, кто про него говорил, начинали с безмерного к нему уважения, а заканчивали тем, какой он пластичный, как он любит женственные наряды, какой он мягкий. И манеры обходительные, и вообще он такой необычный — «ну на эстраде». И тут же даешь школьную учительницу, которая без всякой задней мысли вспоминает, как он любил своего одноклассника: «С Андрейкой они были не разлей вода. Все делали вместе. И из дома, и домой. Вот дружить умел!» «Дружить умел» ты на хрен вырезаешь, а до этого все отлично. И никто ничего плохого сказать не хотел.
Самый обычный человек может выглядеть крайне таинственно, если
снять его в темной комнате и правильно подсветить. То же касается и
предметов — в схожей ситуации даже обычный булыжник будет
выглядеть необычно
Раскрутить собеседника
Даже самая сенсационная информация, сказанная в камеру спокойным тоном, в подобных фильмах работает плохо. Для того чтобы добиться максимального эффекта, попытайтесь вывести интервьюируемых из равновесия. Используйте методы психологического давления: разозлите собеседника, нагрубите ему или, наоборот, войдите в доверие.
Сотрудник телекомпании НТВ: «Человек спокойно говорит: «Тут хранятся останки жены, которую я убил». Вы включаете дурака: «Подождите, я не понимаю, какие вообще останки? Чьи?»
Он начинает чуть раздражаться. Вы продолжаете: «Подождите, вы можете нормально сказать, что это такое тут лежит? Мне в Москве сказали, что тут что- то интересное, а вы даже и объяснить толком не можете!» В итоге человек выходит окончательно из себя и орет тебе в камеру: «Да как вы не понимаете-то, тут лежат останки жены, которую я убил!» Берете и отрезаете ровно то, что нужно.

214
Сотрудник телекомпании НТВ: «Был гениальный синхрон Виталия Вульфа, в котором вообще непонятно, о чем он говорит, и который в итоге никуда не пошел. Зато девушка, которая записывала интервью, вообще не в курсе была, о чем речь, и она все переспрашивала: «Кто это, о ком вы?» Он терпел-терпел, а в итоге как выпалит: «Дорогуша, вы темны, как тундра!» И эту конкретно фразу
«Русские сенсации» использовали потом».
Фриказоид
Положительный персонаж, на интервью с которым журналисты едут с радостью: будет орать, плеваться в камеру и делать все, что нужно съемочной группе.
Украшение любого сюжета или фильма.
Сотрудник телекомпании НТВ: «Спрашиваешь у продюсера: «Че за чувак?»
Он тебе: «Ну это фриказоид». Все, значит, съемка нормально пройдет. Таких часто через знакомых участковых ищут. Звонишь, спрашиваешь: нет у вас психов, которые вот на такой теме зациклены, — чаще всего хоть у кого-нибудь, да есть.
Эти и плакать, и молиться готовы».
Сотрудник телекомпании НТВ: «Это такие психи, которые вдруг появляются среди фильма и орут в камеру: «Убивец, христопродавец! Стольких переубивал, гадюка!» И дальше, не знаю, убегают в лес. Ну и зритель так на секундочку ох…вает».
Комментатор
Негативный персонаж, интервью с которым журналисты записывают с неохотой.
Очень серьезно относится к себе и своей должности, ни в коем случае не будет кричать в камеру, выдавать сенсации или эмоциональные воспоминания. Чаще всего в роли комментаторов выступают юристы, сотрудники милиции, чиновники
— то есть те люди, которые готовы выступать в фильме только с официальных позиций. Стоит взять интервью хотя бы у одного комментатора, это придаст вашему фильму или сюжету больший вес. Куски интервью комментаторов должны быть очень короткими и максимально бессодержательными — вам нужно только его лицо и должность, а вовсе не сложные размышления, которые только утомят зрителя.
Сотрудник телекомпании НТВ: «Это чувак, который серьезно относится к себе, говорит только по делу, на разводки не поддается. И из всех его умных рассуждений войдет что-то типа: «Э-э-э, мне кажется, все это беспредел…» Все, спасибо, отработали».
Слив
Компрометирующая героя информация в виде документов, фотографий или видео, которую вы получаете тайно от третьих лиц. Для того чтобы получать подобные документы и сведения регулярно, нужно иметь своих людей в ведомствах, а также в разнообразных сферах обслуживания. Участковые, медсестры, официанты, горничные, депутаты, работники МЧС — лучшие друзья журналистов, которым необходим слив для работы.

215
Сергей Доренко, главный редактор радиостанции РСН: «Когда я руководил информационной службой Первого канала, у меня были специальные журналисты, прикрепленные к ведомствам: один из них дружил с МЧС, в баню с ними ходил. Ему всегда первому звонили, когда самолет куда бы то ни было летел, и его всегда брали с собой. Было двое журналистов, которые ходили в баню с милицией. Была жена кого-то из РЖД — она нам несла информацию оттуда. Эти притаскивают много барахла, добра и часто слива друг на друга».
Сотрудник телекомпании НТВ: «Нужно сначала отсидеть с человеком ночь под коньяк, и он становится твоим приятелем. Ему уже самому прикольно тебе информацию слить. Он уже как бы не сливает, а тебе помогает».
Любой ответ героя можно подставлять к любому вопросу, даже если
этот вопрос ему вообще никто не задавал. После этого в дело вступает
специалист по монтажу
Достать эксклюзив
Ради уникальных кадров под видом обслуживающего персонала, водителя или продавца попасть в дом или офис к герою и снять нужное видео. В последнее время этот прием используется все реже: даже самые сенсационные заявления делаются под нейтральное архивное видео.
Сотрудник телекомпании НТВ: «Сейчас можно показать все что угодно, снятое с вертолета, и сказать, что это именно тот объект, который тебе нужен, — зритель поверит. Вот если ты с вертолета снимешь, как перед чуваком в шеренгу выстраивается вся его челядь, а он по очереди плюет им в лицо — тогда есть смысл, и это круто. В противном случае можно обойтись любыми архивными съемками. Бывают, конечно, феноменальные ситуации, когда тебе нужно снять, например, видео под фразу, которую ты придумал заранее: «И это последний гвоздь в крышку гроба»; все гвозди уже вбили, а оператор протормозил. Ну что, тогда приходится подходить и говорить: «Так, давайте-ка еще раз поднимем гроб и сделаем вид, что вбиваем гвоздь в крышку».
Факты и суд
Если вам не удалось достать серьезный компромат на героя в виде документальных свидетельств, это еще не повод отказываться от идеи фильма.
На самом деле факты, документы и серьезные свидетельства в подобных фильмах факультативны. У журналистов нет цели посадить героя в тюрьму, снять с должности или рассказать о нем правду. Главный смысл — развлечь или запугать зрителя, а значит, факты смело можно заменять домыслами, а реальное видео — постановочным или похожим видео из архивов. Самые спорные мысли и слова, напрямую обвиняющие героя в преступлении, вкладывайте в уста спикеров. Лучшая форма обвинительного закадрового текста — риторические вопросы и метафоры. Вместо того чтобы сказать «герой — убийца и вор», скажите: «В чьи руки текли эти реки денег и почему из его окружения каждый день загадочно исчезали люди?» Чем менее конкретен текст обвинения, тем меньше риск судебного прецедента.

216
Сотрудник телекомпании НТВ: «Скажем, диктор Полянский и безымянный автор сценария фильма про Лужкова ничего не утверждают впрямую. Они как бы оценивают слова предыдущего спикера. Тот говорит: «Лужков потратил 105 миллионов на инвалидов, а 250 миллионов на пчел». А диктор подхватывает: «Но зачем пчелам такие деньги?» И нужный градус есть, и судебной перспективы нет.
Вообще же никакой специальной фактуры и фактов в таких фильмах обычно нет.
Ну для тех, у кого нет интернета и «Коммерсанта», это может быть свежаком. Но вообще это чисто ритуальная штука: показали по телевизору — подорвали доверие».
Сергей Доренко: «Это вообще не расследования, это памфлеты. И у них есть один существенный изъян: для того чтобы иметь право на яростный памфлет, у автора должны быть седые яйца. Я имею в виду, что у автора должен быть какой- то моральный авторитет. Он должен сказать: «Братцы, так правильно, а так — нет». Человек, который так говорит, не должен быть голосом из помойки, он должен открыто смотреть в глаза. Если ты неистовый Виссарион, это блистательно, только тогда не прячься за углом».
Темная комната
Если вам в фильме не хватает фактуры или материала, попробуйте записать интервью героев или подводки ведущего в темной комнате. Даже самому рядовому эпизоду это придаст таинственности и поможет увеличить художественное напряжение. Осветить в таком случае нужно только фигуру говорящего и стол с предметом. Излюбленный прием журналиста Аркадия
Мамонтова, которым он наиболее удачно воспользовался в фильме «Шпионы».
Аркадий Мамонтов: «Это ход телевизионный. Можно положить камень на стеклянный стол в залитой светом комнате и все показать, но это же тайная история. Здесь есть интрига, поэтому — фонарь, камень, темная комната».
Архивы
Снять достаточное количество видео для фильма-компромата никогда не получится. Самый верный способ — собрать архивы. Кроме архива собственной компании ищите среди друзей, знакомых, коллег, дружественных каналов, в
YouTube или на рынках вроде Горбушки. Семейные архивы с довольным и танцу- ющим героем в кадре придадут обвинительному тексту особый эмоциональный эффект.
Сотрудник телекомпании НТВ: «Во всем фильме может не быть ни одного свежего кадра. Правильная интонация, текст, кое-что из YouTube натаскал — и сенсация готова. Так было с фильмом про Лужкова, который полностью сделан на архивах. Такие фильмы часто делаются типа за сутки: дают в четверг вечером команду — делаем про Лукашенко к субботе. Какой там эксклюзив? Нужно перелопатить огромное количество материала и сделать из него максимальный трэшак».

217
Текст
Текст должен быть написан максимально просто, но не прояснять ситуацию до конца и как можно больше интриговать зрителя. На протяжении всего текста задавайте как можно больше сенсационных вопросов. (Под чью дудку на самом деле пляшет Алина Кабаева?! Почему его конкуренты всегда платили кровью?)
Чем больше таких вопросов в тексте, тем больше у зрителя ощущение, что ответ будет такой же сенсационный, как и вопрос.
Сотрудник телеканала «Россия-1»: «Зрителя нужно подготовить к жареному факту, это закон жанра. Даже если вы с ходу ему скажете: «Мэр Лужков — вор»,
«Англичане — шпионы», это не сработает. А вот если вы перед этим его разогреете: «Откуда у мэра деньги на новый замок во Франции? Почему его жена главный застройщик Москвы? Неужели на деньги налогоплательщиков могут строить только ульи для пчел?» И ответы у вас какие-то невнятные: выдернутый из контекста Лужков, человек спиной и еще какой-нибудь невнятный хрен, но это не важно. Потому что зритель эти вопросы уже услышал, и ответы ему теперь уже очевидны».
Дикторский голос
Для озвучения необходимо подобрать правильный дикторский голос. Это один из самых важных элементов фильма-компромата, и ошибиться с ним нельзя. Лучше всего подойдет голос, который будет вызывать у зрителя подсознательные ассоциации — либо с диктором советского телевидения, которому он привык доверять, либо с голосом из криминальных сводок. Самый надежный способ — взять диктора, который уже хорошо знаком зрителю по другим программам.
Сотрудник телекомпании НТВ: «В первом фильме про Ходорковского в кадре был журналист Алексей Малков, так вот ему сказали: «Все отлично. Только тебя в кадре не надо». Вместо него взяли диктора Полянского, который про маньяков и убийц рассказывает, и доля сразу же подскочила. Потому что что бы ни сказал диктор Полянский, даже невинное «но зачем пчелам столько денег?!», все — у зрителя на подсознательном уровне сразу: «Вор. Вор. Вор».
Сотрудник телеканала «Россия-1»: «Какому-то там журналисту в кадре могут просто не поверить. А когда ведущего нет, закадровый голос звучит так, как будто героя обвиняет практически вся страна».
Умение грамотно вывести героя из себя и заставить вопить в камеру
входит в число обязательных навыков создателя фильма-компромата
Склейка
Неважно, на какой именно вопрос отвечал герой, на монтаже вы можете поставить ответ в то место, которое больше соответствует вашему замыслу.
Оставляйте в монтаже только самые яркие куски интервью героев, объяснять и вдаваться в детали не стоит — это только собьет зрителя.

218
Сотрудник телекомпании НТВ: «Гениальный был в одном сюжете лайв Сергея
Безрукова. За кадром говорят: «Почему актер Сергей Безруков не общается с собственной бабушкой?» Появляется Безруков и произносит только одну фразу:
«Ну а смысл?!» Естественно, изначально он говорил это о том, что нет смысла снимать фильм «Бригада-2».
Сотрудник телеканала «Россия-1»: «Часто можно промотать интервью, найти место, где человек мычит или запинается, и подставить куда угодно. Мол,
«он и сам не находит слов, чтоб ответить, почему он так поступил тогда».
Монтаж
Монтаж фильма-компромата должен быть максимально динамичным. В противном случае есть шанс, что зритель отвлечется на детали и поймет, что тезис А практически не связан с тезисом Б. Есть другой вариант: делать повествование ровным и очень неспешным — в духе разоблачительных шедевров советской пропаганды. Такого метода на российском телевидении придерживается в основном Аркадий Мамонтов.
Аркадий Мамонтов: «Нас все заставляют делать быстро: хоп-хоп, жена
Лужкова деньги свистнула; Пугачева на Галкине, а рядом пляшет Киркоров. Все это в стиле Маяковского, никому не интересно. Я предпочитаю неспешный стиль
Пушкина».
Сотрудник телекомпании НТВ: «Зритель постоянно должен догонять, что происходит, тогда он не обращает внимание на детали. Пока он начинает соображать, как вот та фигня, которую они сейчас сказали, связана вот с тем фактом, ему уже бьют в глаза отбивкой и фигачат дальше. В «Чрезвычайном происшествии» было неписаное правило: кадр длится полторы секунды максимум. Синхрон — одно предложение. Два, если какой-то феноменальный синхрон. А чаще всего вообще междометия».
Источники
Если по каким-то причинам вы не можете разглашать источники информации, на которой был построен ваш фильм, ссылайтесь на сотрудничество с федеральными властями и следствием, которые помогали вам в разработке фильма, или придумайте конспирологическую теорию о тайных ресурсах, раскрывать которые не просто запрещено, но еще и опасно.
Аркадий Мамонтов: «Информацию для моего фильма о мафии мы нашли на специальном интернет-ресурсе. Есть такие интернет-ресурсы, я вам много не буду говорить об этом. Кроме того интернета, которым мы пользуемся, есть еще другой, параллельный интернет: поговорите с хакерами, они вам много интересного расскажут на этот счет».
Текст: Лена Ванина. «Большой город», № 20 (265), 13 декабря 2010 года
Источник: http://www.bg.ru/article/8653/

219
Словари аналитической графики
Схематизация, схемы – одно из главных средств в работе аналитика. Разработка схемы позволяет представить проблему во всей ее полноте, восстановить пропущенные или забытые элементы и детали, понять их взаимосвязь, дает толчок к поиску разнообразных концептуальных подходов к теме. Не случайно один из принципов работы аналитика выглядит так: «Если не знаешь, как подойти к проблеме – нарисуй ее».
Практика преподавания курса «Правовая аналитика» показала, что слушатели используют при построении схем самые разнообразные средства: типовые квадратики, кружочки, стрелочки; образы русских былин и сказок; образы из популярных мультфильмов, кино- и телесериалов; намозолившие глаза рекламные образы, слоганы, штампы и т.д. Но лишь немногие знают, что существует строгий язык схем, специально разработанный для научных и практических целей, который позволяет выразить мысль аналитика максимально наглядно, полно, точно.
Выше был показан один из популярных инструментов аналитической деятельности – интеллектуальные карты. В настоящем разделе даются рекомендации по использованию графического языка нескольких других аналитических инструментов – методологических схем, схем причинности и мер воздействия, топологических и дорожных карт.
Язык методологических схем
8
8
При подготовке данного раздела использован источник:
Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М., 1991.

220
Организованное пространство, рамка
Организованное пространство, место
Неорганизованное пространство, неструктурирован- ный объект
Рамка, скобка

221
Рассмотрение объекта в нескольких рамках, аспектах
Направление, процесс
Составной, сложный процесс
Процесс, натолкнувшийся на препятствие

222
Совокупность разнонаправленных процессов
Нестационарный процесс
Человек, субъект, участник
(Методологическая морковка)

223
Человек, субъект, участник
Человек, субъект, участник
Человек и табло сознания

224
Группа людей
Группа людей
Объединенная группа людей, коллектив

225
Управление группой
Управление и рефлексия

226
Иерархия в управлении
Рассмотрение объекта с разных сторон
Преобразование одного объекта в другой

227
Переход из одного пространства в другое
Производственная структура: преобразование материала в продукт
Образовательная структура: образовательный
«инкубатор»

228
Язык анализа причин и мер воздействия
Объект анализа – явление, происшествие, процесс и т.д.
Ствол дерева причинности, главная причина
Ветви причинности, их иерархия

229
Объединение равнозначных причин
Объединение неравнозначных причин
Круги причинности по их значимости (первый, второй, третий)

230
Взаимосвязь причин и комплекса мер воздкействия

231
Язык аналитических «топологических карт»
9
При разработке аналитических
«топографических карт» приведенные ниже значки и изображения используются в условном смысле:
Жилые строения, масштабные
Жилые строения, немасштабные
Разрушенные строения, масштабные
Разрушенные строения, немасштабные
Радио, телемачты (средства связи)
Вышка легкого типа (место обозрения местности)
Метеостанция
Часовня, церковь
Кладбище
Памятник
9
В данном разделе использован материал с сайта «Мир путешествий и приключений» http://www.outdoors.ru/map/index.php

232
Колодец
Источник
Каменная стена (искусственное препятствие)
Граница, ограда
Железная дорога, двухпутная
Брод
Шоссе с мостом
Шоссе с трубой под ним
Перевал на шоссе
Дорога грунтовая
Дорога лесная
Тропа
Просека

233
Зимняя (сезонная) дорога
Смешанный лес (густой)
Бурелом
Лес вырубленный
Болота непроходимые
Болота проходимые
Ручей
Река
Вход в пещеру, грот
Крупный камень, скала
Россыпь камней
Холм, курган или бугор, масштабные
Холм, курган или бугор немасштабные

234
Обрыв масштабный
Обрывы немасштабные
Яма масштабная
Ямы немасштабные
Карниз скальный
Карниз снежный
Кулуар
Полугоризонтали

235
Методическое сопровождение
Литература ко всему курсу
Базовые учебные пособия
Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. М., РУСАКИ, 2004. – 512 с.
Курносов Ю.В. Аналитика как интеллектуальное оружие. М., РУСАКИ,
2012. – 613 с.
Системный анализ и аналитические исследования: руководство для профессиональных аналитиков / А.И.Ракитов, Д.А.Бондяев, И.Б.Романов,
С.В.Егерев, А.Ю.Щербаков. – М. – 2009.
Монографии и статьи
Абовский Н.П. Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений. Серия «Информатизация России на пороге XXI века». - М.: СИНТЕГ,
1998. - 312 с.
Акофф Р. Искусство решения проблем. — М., 1982.
Алыпшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. — М.: Московский рабочий,
1971.- 296 с.
Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. — М., 1976.
Аналитическая деятельность в госучреждениях. // Открытая политика. -
1997. -№ 11.
Анисимов О.С. Стратегическое управление и государственное мышление.
М., 2006.
Арнольд В.И. Теория катастроф. — М., 1990.
Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. - М.: УРСС, 2002.
Ахромеева Т.С, Курдюмов СП., Малинецкий Г.Г. Парадоксы мира нестационарных структур// Математика, кибернетика. — 1985. — с.85.
Аэроянц Э.А., Харитонов А. С, Шелетин Л.А. Немарковские процессы как новая парадигма // Вопросы философии. — 1999. — № 7. — С. 94-104.
Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов / Пер. с англ. — М.:
Прогресс, 1981.- 288 с.
Белов
В.С.
Информационно-аналитические системы.
Основы проектирования и применения. М., 2004.
Бенерджи Р. Теория решения задач. Подход к созданию искусственного интеллекта / Пер. с англ. — М.: Мир, 1972.

236
Берков В. Ф. Структура и генезис научной проблемы. — Минск, 1983.
Берталанфи Л., фон. Системные исследования. — М., 1969.
Блауберг И.Б., Юдин Э.Г. Системный подход в социальном познании.
Исторический материализм как теория социального познания и деятельности. —
М., 1972.
Богданов А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука) : В 2-х кн.
— М.: Экономика, 1989. — 351 с.
Борисов А.Н., Алексеев А.В., Меркурьева Г.В. и др. Обработка нечеткой информации в системах принятия решений. — М.: Радио и связь, 1989.-304 с.
Боттом Н.Г., Галатти P.P. Коммерческая разведка и контрразведка:
Практическое пособие. — Новосибирск: Диамант, 1994. — 416 с.
Брукс Ф. Как создаются программные системы / Пер. с англ. — СПб.:
Символ-Плюс, 1999. - 304 с.
Бурьяк А. Аналитическая разведка. М., Мир, 2000.
Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. — Благовещенск: БГК им.
И.А. Бодуэнаде Куртенэ, 2000.
Варшавский К.М. Организация труда научных работников. —
М.Экономика, 1975;
Васкевич Д. Стратегии клиент-сервер: Руководство по выживанию для специалистов по реорганизации бизнеса. — К.: Диалектика, 1996.-384 с.
Венда В.Ф. Системы гибридного интеллекта: Эволюция, психология, информатика. — М.: Машиностроение, 1990. — 448 с.
Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М., 1987.
Вилисов М.В., Журавлев Д.А. Российская фабрика мысли. М., Научный эксперт. – 2013. – 64 с.
Винер Н. Кибернетика. — М.: Советское радио, 1968.
Войтов А.Г. Философское основание теоретической науки. — М., 1999.-
200 с.
Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа.
— СПб.: СПбГТУ, 1997.
Волкова В.Н., ДенисовА.А. Основы теории систем и системного анализа.-
СПб.: СПбГТУ, 1997 и др.
Волькенштейн М.В. Энтропия и информация. — М., 1986.
Гвишиани Д.М., Лисичкин В.А. Прогностика. — М., 1968.
Герасимов И.Г. Структура научного исследования. — М., 1985.
Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. — М., Совершенство,
1998.
Горбачев В.В., Харитонов А. С. Гармонизация процессов в рамках модели статистической симметрии. — Экономика природопользования. - 1999. - № 6. - С.
8-12.
Гордукалова Г.Ф. Анализ информации. Методы, технологии, организация.
М., Профессия, 2009. – 512 с.
Гроза
П.И.
Организация и методика проведения научно- исследовательских работ. - М., 1988;
Даллес А. ЦРУ против КГБ. Искусство шпионажа. / Пер. с нем. — М
Центрполиграф, 2000. — 427 с.

237
Длужневский В.В, Ломако А.Г. и др. Экспертные системы и средства их поддержки для ПЭВМ : Информационный бюллетень по зарубежным материалам.
Вып. 1.— МО СССР , 1990. — 67 с.
Дорожкин A.M. Научный поиск как постановка и решение проблем. — Н.
Новгород, 1995.
Доронин У.У. Разведывательное и контрразведывательное обеспечение финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Пособие для семинарских занятий по курсу «Экономическая и информационная безопасность» в Тульском государственном Университете. — Тула: Риф, 2000. - 116 с.
Доронин А.И. Бизнес-разведка. М., Ось-89, 2003.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии /
Пер. с фр. — М.: Наука, 1990.— 575 с.
Евин И.А. Синергетика искусства. — М., 1993.
Жариков Е.С. Научный поиск. — Киев, 1967.
Информатика: Учебник / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 768 с.
Искусственный интеллект: В 3 кн. — Кн.1. Системы общения и экспертные системы: Справочник / Под ред. проф. Э.В. Попова. — М.: Радио и связь, 1990. — 464 с.
Искусственный интеллект: В 3 кн. — Кн. 2. Модели и методы: Справочник
/ Под ред. проф. Д.А. Поспелова — М.: Радио и связь, 1990.— 304 с.
Искусственный интеллект:
Применение в интегрированных производственных системах / Под ред. Э. Кьюсиака. — М.: Машиностроение,
1991.- 544с.
Кара-Мурза С.Г. Проблемы организации научных исследований. — М.:
Наука, 1981;
Карпович В.Н. Проблема. Гипотеза. Закон. — Новосибирск, 1980.
Квэйд Э. Анализ сложных систем / Пер. с англ. — М.: Советское радио,
1969. – 520 с.
Кеннет Бейли. Социология и новые системные теории: к теоретическому синтезу. — М., 1994.
Компьютеры и познание: очерки по когитологии. — М.: Наука, 1990.- 126 с.
Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. — М., 1987.
Конотопов П.Ю. Методика предобработки сообщений средств массовой информации // VII Санкт-Петербургская Международная Конференция
«Региональная информатика — 2000» («РИ-2000»), Санкт-Петербург 5—8 ноября
2000 г.: Тезисы докладов. Часть 2. — СПб., 2000.
Конотопов П.Ю. Мультипликативная модель генерации сообщений вторичными источниками и проблема фильтрации субъективных оценок /, VII
Санкт-Петербургская Международная Конференция «Региональная информатика -
2000» («РИ-2000»), Санкт-Петербург, 5-8 ноября 2000. Тезисы докладов. Часть 2.
— СПб., 2000.
Крисевич B.C., Кузьмич Л.А. и др. Экспертные системы для персональных компьютеров: Справочное пособие.— Минск: Выш. шк.. 1990.- 197 с.
Крофорд Верной. Три кита успеха. — СПб.: Питер Паблишинг, 1997.- 192 с.

238
Кузнецов И.Н. Информация: сбор, защита, анализ. Учебник по информационно-аналитической работе. М., Яуза, 2001.
Куприян А.П. Методологические проблемы социального эксперимента. —
М., 1971.
Курдюмов СП., Малинецкий Г.Г. Синергетика — теория самоорганизации, идеи, методы, перспективы // Математика, кибернетика. — 1983. - № 2.
Кутепов В.Г. Проблема и задачи в системе познания. — Фрунзе, 1988.
Лапин В.А., Харитонов А.С К поиску технологий управления устойчивым развитием России // Городское управление. — 2000. — № 3. - С. 28-35.
Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. — М.: Высшая школа, 1967.
Лефевр В.А. Космический субъект. — М.: Ин-Кварто, 1996.
Лефевр В.А. Формула человека. — М.: Прогресс. 1991.
Ли ДА. Уголовно-статистический учет: структурно-функциональные закономерности. — М.: Русский мир, 1998.
Логика научного исследования. — М., 1975.
Лорожкин А.М. Научный поиск как постановка и решение проблем. — Н.
Новгород, 1995;
Максимов В.И., Корноушенко Е.К. Знания — основа анализа // Банковские технологии. — 1997. — № 4.
МатюшкинА.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М,
1972.
Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США / Под ред. Е.И.
Розенталь. — М.: Прогресс, 1966. — 462 с.
Меерзон Л.С. Проблемы научного факта. — Л., 1972;
Месарович М., Такахара Я. Общая теория систем: математические основы
/ Пер. с англ. — М.: Мир, 1978. — 311 с.
Методология оценки и выбора проектов исследований и разработок :
Научно-аналитический обзор. — М., 1981.
Михайлов Ю.Б.
Математические основы повышения точности прогнозирования количественных характеристик процессов (в технике, экономике, экологии, социологии, бизнесе). — М.: Научтехлитиздат, 2000.
Моисеев Н.Н Вернадский и современность // В кн.: В.И. Вернадский.
Живое вещество и биосфера. — М., 1994.
Моисеев Н.Н. Математические задачи системного анализа. — М.: Наука,
1981.- 487 с.
На пути к теории научного знания. — М.: Наука, 1984;
Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Реальность нереального. — М.: Мир идей,
1995.
Нежданов И.Ю. Аналитическая разведка для бизнеса. М., Ось-89, 2008.
Никифоров В.Е. Проблемная ситуация и проблема: генезис, структура, функции. — Рига, 1988.
Николис П., Пригожин И. Познание сложного. — М., Мир, 1990.
Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления. — Минск: Попурри,
1996. – 240 с.
Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка /
Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1988. — 320 с.
Нойштадт P., Мэй Э. Современные размышления (О пользе истории для тех, кто принимает решения). — М.: Ad marginem, 1999. — 383 с.

239
Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. -
М.: УРСС, 2001.
Петров Ю.А., Никифоров А.Л. Логика и методология научного познания.
— М., 1982.
Плэтт В. Стратегическая разведка. Основные принципы. — М.: Форум,
1997. - 376 с.
Пойа Д. Как решать задачу. — Учпедгиз, 1959.
Поппер К. Логика и рост научного знания. — М., 1983.
Построение экспертных систем / Под ред. Ф. Хейса-Рота, Л. Уотермана,
Д. Лената / Пер. с англ. — М.: Мир, 1987. — 441 с.
Прангишвили И.В., Абрамова Н.А., Спиридонов В.Ф. и др. Поиск подходов к решению проблем. — М.: Синтег, 1999. — 284 с.
Прангшивши И.В. Системный подход и общесистемные закономерности.
— М.: Синтег, 2000. — 528 с.
Пригожим И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. — М., 1986.
Пригожин И. Переоткрытие времен // Вопросы философии. -1989. - № 8.
Пригожин И. Р. От существующего к возникающему. — М., 1985.
Пригожин И., Николис Ж. Биологический порядок, структуре и неустойчивость // Успехи физических наук. — 1973. — Т. 109. — Вып.3.
Пригожин И.Р., Стенгерс И. Время, хаос, квант. — М., 1994.
Приобретение знаний / Под ред. Осуги С, Саэки Ю. / Пер с слое. -М.:Мир,
1990.-304 с.
Расторгуев СП. Инфицирование как способ защиты жизни. Вирусы: биологические, социальные, психологические, компьютерные. - М.: Агентство
«Яхтсмен», 1996. — 336 с.
Ребане К.К. Энергия, энтропия, среда обитания. — Таллин. 1984.
Режабек Е.Я. Научный поиск и его этапы. — Ростов н/Д, 1972.
Резников Б.А. Системный анализ и методы системотехники. Ч. 1. -
Методология системных исследований. Моделирование сложных систем. — МО
СССР, 1990.
Ронин Р. Своя разведка: способы вербовки агентуры, методы проникновения в психику, форсированное воздействие на личность, технические средства скрытого наблюдения и съема информации Практическое пособие. —
Минск: Харвест, 1998. — 368 с.
Ростовцев Ю.Г. Основы построения автоматизированных систем сбора и обработки информации: Учебник. — СПб.: ВИКА им А.Ф. Можайского, 1992. —
717с.
Рузавин Г.И. Логика и методология научного поиска. Обзор англо- американской литературы. — М., 1986.
Рузавин Г.И. Методология научного исследования. — М.: ЮНИТИ, 1999;
Саати Т. Принятие решений, методы анализа иерархии / Пер. < англ. —
М.: Радио и связь, 1993. — 320 с.
Саати Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем /
Пер. с англ. — М.: Радио и связь, 1991. — 224 с.
Саврасов Ю. С. Оптимальные решения. — М.: Радио и связь, 2000. — 152 с.
Садовский В.И. Основания общей теории систем. — М.: Наука. 1974.-259 с.

240
Семиотика: Сборник трудов в двух томах/Под ред. Степанова Ю.С. —
Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэнаде Куртенэ, 1998. — 634 с.
Словарь терминов по информатике на русском и английском языках / Под ред. Михайлова А.И.. — М.: Наука, 1971. — 369 с.
Степин В. С. Идеалы и нормы в динамике научного исследования //
Идеалы и нормы научного исследования. — Минск, 1981.
Сухотин А.К. Парадоксы науки. — М., 1978.
Тарас А.Е., Заруцкий Ф.Д. Подготовка разведчика: система спецназа ГРУ.
- Минск: Харвест, 1998. - 608 с.
Тейз А., Грибомон П., Юлен Г. и др. Логический подход к искусственному интеллекту. От модальной логики к логике баз данных. — М.:Мир, 1998.-494 с.
Тейз А., Грибомон П., Юлен Г. и др. Логический подход к искусственному интеллекту: От модальной логики к логике баз данных / Пер. с франц.М.: Мир,
1998. - 449 с.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. — М., 1987.
Томпсон Дж. М.Т. Неустойчивость и катастрофы в науке и технике. — М.,
1985.
Турчин В.Ф. Феномен науки: Кибернетический подход к эволюции. 2-е изд. - М.: ЭТС, 2000. - 368 с.
Тьюринг А. Может ли машина мыслить. — М., 1960.
Тюшкевич С.А. Военная наука на пороге XXI века // Военная мысль. -
1997.- № 6. - С. 21-22.
Уемов А. И. Общая теория систем. Аналогический и параметрический варианты // Природа. — 1975. — № 11.
Уотермен Д. Руководство по экспертным системам: Пер. с англ. —
М.:Мир, 1989.-388 с.
Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. — М., 1986.
Философия науки / Под ред. Купцова В,И.: В 2-хт. — М.: Наука, 1995.
Флешман Б.С. Основы системологии. — М.: Радио и связь, 1982. — 368 с.
Флоренский П.А. Философия, наука, техника. — Л., 1989.
Хакен Г, Синергетика. Иерархия неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах. — М., 1985.
Хакен Г. Синергетика. — М., 1994.
Харитонов А. С. Об одном из основных противоречий фундаментальной науки // Полигнозис (Ин-т микроэкономики). — 2000. — № 1. — С. 139-141.
Харитонов А. С. Феномен статистической симметрии // Экономика природопользования (ВИНИТИ). — 1999. — № 6. — С. 3—12.
Хейес-Рот Ф., Уотерман Д., Ленат Д. Построение экспертных систем. - М.,
1987.
Чернавский Д.С. Синергетика и информация // Математика, кибернетика.
— 1990. — № 5.
Шелепин Л.А. Вдали от равновесия // Физика. — 1987. — № 8. — С. 26.
Шеннон К. Математическая теория связи // Работы по теории информации и кибернетике. — М., 1963.
Шеннон К. Предсказание и энтропия печатного текста // Работы по теории информации и кибернетике: Пер с англ. — М.: Издательство иностранной литературы, 1963.

241
Штеренберг М.И. Синергетика и биология // Вопросы философии. —
1999. - № 2.
Щедровицкий Г.П. Схемы мыследеятельности — системно-структурное строение, смысл и содержание // Системные исследование. Методологические проблемы: Ежегодник. — М., 1987.
Эбелинг В. Образование структур при необратимых процессах — М, 1979.
Эйген М., Винклер Р. Игра жизни. — М., 1979.
Эрлих А. Технический анализ товарных и финансовых рынков:
Прикладное пособие. 2-е изд. — М.: Инфра-М, 1996. — 176 с.
Эшби У. Р. Конструкция мозга. — М., 1962.
Эшби У.Р. Введение в кибернетику. — М., 1959.
Юрченко Ю.И. Алгебра живых систем и математическая экономия. —
Ставрополь: Кн. изд-во, 1994. — 119 с.
Яковлев И.Г. Информационно-аналитические технологии и политическое консультирование // Полис. — 1998. — № 3.
Bertalanffy L, von. General system theory — critical review // Systems
Behavior/Ed, by Beishon J. and Peters G. — London, New-York, Hagerstown, San-
Francisco: Harper and Row publishers, 1972. — P. 30—50.
Betts R.K. Intelligence Warning: Old Problems, New Agendas // Parameters. -
Spring 1998. - P. 26-35.
Brown R.F. Compartmental system analysis: state of the art// IEEE Trans, on
Biomedical Engine. - 1980. -V. BME-27. - № 1. - P. 1-11.
Brzezinski Z. Between Two Ages. America's Role in The Technotronic Era. -
New York, 1970.
Brzezinski Z. The Grand Chessboard (1997); Out of Control (1993); The Grand
Failure (1989); Game Plan (1986), Power and Principle (1983).
Friedman Richard S. Open Source Intelligence (Review Essay) // Parameters.
— Summer 1998. — P. 159—65. [electronic resource] / US A: College, Carlisle, available on http://carlisle-www.army.mil/usawc/paraerte/ 98summer/sum-essa.htm,
1998.
Hanckock A. Communicational planning for development.—Toronto, 1989.
Henry R. Military Theory and Information Warfare // Parameters. — Autumn 1998.-P.
121-35.
Hunter RE. NATO in the 21st Century: A Strategic Vision // Parameters. —
Summer 1998.-P. 15-29.
Jenkins G.M. The system approach // System Behavior (Second Edition) / Ed. by Beison J. and Peters G. — London, New-York, Hagerstown, San Franzisco: Harper and Row Publishers. — 1972. — P. 78—114.
Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United
States.— Princeton, 1962.
McFarland G., Rudmik A. Object-Oriented Database Management Systems: A
Critical Review.— NY: DoD Data&Analysis Center for Software. - 1994. - 120 p.
Zipf G.K. Human behavior and the principle of least effort. — Addison-Wesley
Press, 1949.

242
Темы докладов и эссе
Эссе (франц. essai - попытка, проба, очерк, от лат. exagium - взвешивание) – творческая работа небольшого объема и свободной композиции, выражающая индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующая на исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, свежее, субъективно окрашенное мнение о чем-либо и может иметь научный, философский, историко- биографический, публицистический, литературно-критический или чисто беллетристический характер. Эссеистический стиль отличает образность, афористичность и установка на разговорную интонацию и лексику. Широкое использование эссе в учебном процессе – элемент «фирменного стиля»
Государственного университета-Высшей школы экономики.
Жанр эссе допускает не только написание текста, но и устное выступление с ним на семинарском занятии. В этом случае эссе уже становится докладом. Естественно, что при произнесении эссе в устной форме оценивается как содержание эссе, так и стиль его преподнесения.
Темы эссе привязаны к содержанию темы занятия и должны работать на углубление изучаемого материала. В случае если по каким-то причинам выступить на семинаре не удалось, эссе должно быть сдано в письменном виде преподавателю, ведущему занятия. В этом случае рекомендуемый объем эссе – 5-
6 страниц текста.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


написать администратору сайта