Вайсеро К.И. Основы СКД. учебное пособие. 2016. Учебное пособие для студентов университета, обучающихся по направлению подготовки 38. 03. 04 Государственное и муниципальное управление
Скачать 2.26 Mb.
|
3. Теоретические основы социально-культурной деятельности Исходные теоретические основы любой науки – это, прежде всего, первичные фактографические знания, включающие понятийно- категориальный аппарат, множество первичных определений и терминов. Понятийный аппарат социально-культурной деятельности – это сово- купность смысловых единиц, выражающих её сущность и содержание осуществления. Социально-культурная деятельность при выполнении своих социальных функций оперирует, в первую очередь, культурологи- ческими понятиями. Их принято считать основными. Вспомогательные понятия социально-культурной деятельности были привнесены в неё из других областей науки и практики. Они расширяют и уточняют основные понятия, связывают культурные аспекты деятельности с её социальным содержанием. В «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» чётко определён понятийный аппарат (тезаурус), который постоянно исполь- зуется в современной теории и практике социально-культурной деятель- ности. Раскрываемые там понятия (термины) имеют принципиальное значение для культурологического аспекта социально-культурной деятель- ности. Остановимся на самых существенных, основных терминах. Культурная деятельность – действия по выявлению, сохранению, фор- мированию, распространению и освоению культурных ценностей. Культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремёсла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко- культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уни- кальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Культурные блага – условия и услуги, предоставляемые организа- циями, другими юридическими и физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей. 22 3. Теоретические основы социально-культурной деятельности Творческая деятельность – создание культурных ценностей и их интерпретация. Творческий работник – физическое лицо, участвующее в процессе выявления, сохранения, создания, распространения и освоения куль- турных ценностей. Культурное наследие – материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также историко-культурные территории и объекты, зна- чимые для сохранения и развития самобытности народов, для мировой цивилизации. Культурное достояние – совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, имеющие общенацио- нальное, общероссийское значение. Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) – совокупность принципов и норм, кото- рыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность госу- дарства в области культуры. Вспомогательные понятия раскрывают особенности организации и про- ведения социально-культурной деятельности в зависимости от конкретной научной или практической обусловленности её действий и операций. Культурные потребности – источник социально-культурной неудо- влетворённости и культурного развития человека. Формируются у чело- века в раннем детском возрасте при помощи культурных средств воз- действия других значимых лиц (членов семьи), телевидения и др. К ним относятся потребности в культурном развитии (познании), эстетические, музыкальные, гедонистические (получения удовольствия), культурного общения и др. При благоприятных жизненных условиях способствуют формированию побуждений (мотивов) к освоению культурных ценностей. Эмоционально-чувственное восприятие культуры – одна из высших психических функций. В результате её реализации в сознании человека формируются культурные образы окружающего мира. Ценностные ориентации личности в культуре – образцы духовной или материальной культуры, имеющие наибольшее значение для человека при формировании его смысловых предпочтений. Культурное воспитание личности – процесс формирования морально- психологических качеств и поведения человека средствами культуры и искусства. 23 3. Теоретические основы социально-культурной деятельности Творческие способности личности – не сводимые к знаниям, умениям и навыкам индивидуальные особенности человека, определяющие успеш- ность, лёгкость и быстроту его творческой деятельности. Делятся на музы- кальные, литературные, художественные и др. Социально-культурная адекватность личности – соответствие требо- ваниям жизни личностных свойств, качеств и состояний, сформированных или приобретённых человеком в результате социально-культурного взаи- модействия. Субъекты и объекты социально-культурной деятельности – люди, коллективы, участвующие в процессе социально-культурного взаимодей- ствия. Субъекты – это активные участники деятельности, они осущест- вляют воздействие на объекты. Человек может быть как объектом, так и субъектом социально- культурной деятельности. На государственном и социальном уровне субъектами являются органы управления, учреждения культуры и их руководители, а отдельные люди и социальные группы явля- ются объектами деятельности. На личностном уровне человек – всегда субъект социально-культурной деятельности. При наличии потреб- ности, он сам определяет цели своего участия в культурной деятель- ности. Принципы социально-культурной деятельности – исходные теоретиче- ские положения, имеющие ведущее значение при её осуществлении. Процессы социально-культурной деятельности – ход развития социально-культурных явлений, последовательная смена состояний людей в результате социально-культурного взаимодействия. В социально-культурной деятельности выделяются следующие яв- ления, составляющие основное содержание её процесса: – творчество (создание культурных ценностей); – тренировка (повышение исполнительского мастерства, репетиции); – воздействие (активное участие в мероприятии); – организация и управление (менеджмент). Процесс воздействия является завершающим этапом общего про- цесса социально-культурной деятельности. Социально-культурное воздей- ствие основано на использовании эмоционально-познавательных факторов (знаний, представлений и идеалов) в целях ввода людей в эмоциональные состояния и побуждение их на определённые поступки, поведение и дея- тельность. 24 3. Теоретические основы социально-культурной деятельности При проведении социально-культурной деятельности основными направлениями процесса воздействия являются: – приобщение к общечеловеческим культурным ценностям; – мотивация (побуждение) на адекватное поведение и деятельность; – социально-культурная идентификация личности. Важнейшими параметрами социально-культурного воздействия являются привлекательность, убедительность и значимость создава- емых культурно-художественных образов. Технологии социально-культурной деятельности – совокупность методов, процессов и способов создания и распространения культурных ценностей. Классификация основных технологий социально-культурной деятельности зависит от характера их воздействия. Культурно-воспитательные технологии направлены на приобщение людей к ценностям общечеловеческой культуры. Культурно-побуждающие технологии подразумевают мотивацию людей к адекватному пове- дению и деятельности. В ходе реализации культурно-познавательных (культурно-развивающих) технологий удовлетворяются потребности человека в познании и развитии. Рекреационно-реабилитационные тех- нологии направлены на восстановление психических и физических сил. Культурно-развлекательные технологии должны вызывать у людей пози- тивные эмоции и получение удовольствия. Ритуально-обрядовые техно- логии обеспечивают осуществление нормативно-поведенческих действий людей. Функции социально-культурной деятельности – круг её обязанностей, определяющих специфику и средства достижения целей. Социально- культурная деятельность осуществляет воспитательную, побужда- ющую, развивающую, информационно-просветительную, творческую и рекреативно-оздоровительную функцию. Методы социально-культурной деятельности – совокупность спо- собов и определённых действий, направленных на наиболее рацио- нальное достижение целей деятельности. Механизмы социально-культурного воздействия – совокупность средств и путей влияния произведений культуры и искусства на сознание и психику человека. Выделяются механизмы убеждения, внушения, под- ражания и заражения. Программа (форма) социально-культурной деятельности – само- стоятельное законченное культурное мероприятие (набор мероприятий), 3. Теоретические основы социально-культурной деятельности которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и оказывает социально-культурное воздействие на людей. Кроме того, к вспомогательным понятиям социально-культурной деятельности относятся и другие понятия, используемые при создании и распространении культурных ценностей. Среди них выделяются кате- гории драматургии и режиссуры, менеджмента и маркетинга социально- культурных мероприятий. Таким образом, понятийно-категориальный аппарат социально- культурной деятельности – это совокупность смысловых единиц, выража- ющих сущность и содержание процесса её осуществления. Вопросы для самопроверки 1. Назовите основные понятия социально-культурной деятельности. 2. От чего зависит использование вспомогательных понятий социально-культурной деятельности? 3. Дайте определение понятийно-категориальному аппарату социально-культурной деятельности. 26 4. Принципы, функции и методы социально-культурной деятельности В настоящее время социально-культурная деятельность, являясь автономным образованием, тесно связана с социальной, бытовой, рели- гиозной, профессиональной, политической и другими видами жизне- деятельности людей. Необходимость в ней продиктована тем, что люди постоянно находятся под влиянием большого количества противоречий духовного, социального, экономического, технического, информаци- онного, личностного, медико-фармакологического и иного характера. Социально-культурная деятельность обладает эффективным потенци- алом для их разрешения. Однако это требует целого комплекса научных знаний и практических навыков. В настоящее время имеется достаточно глубокое научное обоснование социально-культурной деятельности. С философской точки зрения – это важнейшая часть жизнедеятельности людей, одно из условий фор- мирования и развития личности. Отдельные философы считают, что социально-культурное воспитание является одним из факторов целена- правленного формирования духовных потребностей, эмоционального мира людей. В психологии основное внимание обращается на культурно- исторический характер развития психики людей, культурную обуслов- ленность форм передачи человеческих чувств, психологические меха- низмы создания произведений культуры и искусства, культурные основы формирования способностей и потребностей людей. Формирование в ходе культурной деятельности установок личности и коллектива, пси- хологические особенности художественного творчества, социально- психологические аспекты создания художественных произведений также являются предметом психологических исследований. Значение куль- турных факторов в формировании человеческих ценностей, сплочении людей подчеркивали в своих трудах ведущие отечественные психологи. В зарубежной психологии рассматривались различные аспекты вли- яния музыки на поведение людей, восприятия художественных образов, 27 4. Принципы, функции и методы социально-культурной деятельности взаимосвязи культуры и мышления, проведения музыкальной психоте- рапии, культуры поведения как элемента бессознательного разума. Социологи в основном связывают с социально-культурной деятельно- стью реализацию свободы индивидуального выбора человеком занятий, ценностные ориентации и социализацию личности. Педагогика рассматривает социально-культурную деятельность как важную составляющую часть социального воспитания людей, различные аспекты совершенствования профессионального мастерства, пути повы- шения эффективности воздействия средств, форм и методов социально- культурного воспитания в ходе учебно-воспитательного процесса. В исторической науке социально-культурная деятельность исследова- лась с точки зрения её политической, социальной и экономической обу- словленности. Понятие «социально-культурная деятельность» в отечественной науке разработано недостаточно полно. Термин возник относительно недавно. В 90-х годах XX века в Московском государственном универ- ситете культуры и искусств вышел ряд научных трудов, посвящённых проблемам социально-культурной деятельности. Авторы этих изданий (Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников) сделали попытку определить сущ- ность, содержание и параметры социально-культурной деятельности, основное предназначение которой, по их мнению, заключается в про- ведении социальной работы (оказании социальной помощи) средствами культуры и искусства. Параллельно с ними ряд учёных (Воловик А. Ф., Казакова А. Г., Стрельцов Ю. А., Садовская В. С., Ярошенко Н. Н.) стали углублённо раз- рабатывать отдельные направления социально-культурной педагогики, оказывающие и по сей день существенное влияние на процессы развития научного знания в этой сфере. Так, Ярошенко Н. Н. удалось построить целостное научное представление о педагогических парадигмах (сущности, структуре, специфике функционирования) современной социально-культурной деятельности. Им доказано, что зарождение и раз- витие социально-культурной деятельности осуществлялось не только по линии накопления фактов (кумулятивно-эволюционный подход), но и по линии кардинальной смены теоретико-методологических ориен- тиров (научно-революционный подход) развития науки. Смена парадигм в социально-культурном воспитании людей влечёт за собой смену содер- жания и структуры всей социально-культурной деятельности. 28 4. Принципы, функции и методы социально-культурной деятельности В настоящее время природу и назначение социально-культурной дея- тельности, как правило, рассматривают в гуманитарном, организационно- управленческом и экономическом аспектах. В гуманитарном аспекте представлен широкий спектр содержания и современных технологий социально-культурной деятельности, трактуются понятия социальной работы, досуга, социально-культурной сферы (Жарков А. Д., Трио- дин В. Е.). В нём также рассматриваются назначение, принципы и функции, частные и отраслевые методики социально-культурной деятельности, оте- чественный и зарубежный опыт. Организационно-управленческий аспект охватывает понятия менед- жмента в социально-культурной сфере, централизации и децентрализации, демократизма и самоуправления, контроля и отчётности, социально- культурного диагностирования, прогнозирования и проектирования (Мо- салев Б. Г., Тульчинский Г. Л., Чижиков В. М.). В экономическом аспекте преобладающее место в характеристике социально-культурной деятельности занимают такие категории, как «хоз- расчёт» и «рентабельность», «затраты» и «освоение капиталовложений», «эффективность», «самоокупаемость», «материальная обеспеченность». Современная теория рассматривает социально-культурную деятель- ность как процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя по своей природе деятельность, имеющая собственные функции, цели, средства, результат. Социально-культурная деятельность в этом контексте представляется системой со сложной структурой, пере- плетением типов и видов деятельности. На каждом этапе исторического развития виды социально-культурной деятельности упорядочиваются, приобретая определённое значение для человека и общества. Социально-культурная деятельность представляет собой комплекс мероприятий по созданию и распространению культурных ценностей, формированию у людей определенного мировоззрения, удовлетворению культурных потребностей, развитию творческих способностей и созданию комфортной социальной среды. Она осуществляет социальное обеспе- чение профессиональной, бытовой и иной деятельности, используя в каче- стве орудий труда средства культуры и произведения искусства. Среди общих принципов социально-культурной деятельности выделя- ются следующие: – приоритет общечеловеческих культурных ценностей; – социальная детерминация культурного творчества; 29 4. Принципы, функции и методы социально-культурной деятельности – гуманистический характер содержания деятельности, её подчинение интересам, потребностям и установкам человека; – самоорганизация, самоутверждение личности как доминирующий признак участия человека в этой деятельности; – преемственность культурно-исторического, социально-педагогичес- кого и национально-этнического опыта и традиций. В основе принципа приоритета общечеловеческих культурных цен- ностей лежит духовно-мотивационная детерминация участия людей в социально-культурной деятельности. Потребность в культурном раз- витии является источником человеческой активности по освоению и воспроизводству культурных ценностей. В ходе удовлетворения этой потребности происходит развёртывание культурно-исторической про- граммы развития личности. Происходит как формирование социально- культурных связей (один цикл), так и приспособление нейробиологи- ческих параметров (другой цикл) существования. Поэтому, человек, являющийся участником этой программы, независимо от условий его жизнедеятельности, стремится к освоению (воспроизводству) куль- турных ценностей, признаваемых таковыми другими людьми. Принцип социальной детерминации культурного творчества может рассматриваться как с точки зрения значения творчества в соци- альной жизни людей (самовыражение, общение и др.), так и в связи с решением социальных задач профессиональной деятельности. Руко- водители учреждений культуры, чаще всего, считают, что эти задачи появляются в процессе сложного социального взаимодействия людей, нормативных требований и в результате – осложнений, вызванных спецификой жизни людей (социальной неустроенностью, дискомфор- том и др.). Гуманистический характер содержания социально-культурной дея- тельности, её подчинение интересам, потребностям и установкам человека – один из основополагающих принципов. Человек является главным субъектом деятельности. Всё, что ни организуется в ходе про- ведения культурных мероприятий, должно быть содержательно и эмо- ционально направлено на удовлетворение человеческих потребностей. Принцип самоорганизации, самоутверждения личности как домини- рующего признака участия человека в этой деятельности, по мнению большинства творческих работников, является частным проявлением принципа гуманизации содержания культурного досуга. 30 4. Принципы, функции и методы социально-культурной деятельности Принцип единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, тра- диций и инноваций отражает культурно-развивающую направленность социально-культурной деятельности. Взаимозависимость указанных элементов в социально-культурной среде очевидна и достаточно под- робно исследована в педагогической, исторической и социологической науке. В качестве специфического принципа социально-культурной деятель- ности в условиях профессионального труда рассматривается принцип про- фессиональной детерминации и адекватности. Этот принцип формулируется так: социально-культурная деятельность людей в условиях профессионального труда детерминирована имеющи- мися и возникающими в ходе их личностного развития профессиональ- ными потребностями и мотивами. Участие людей в социально-культурной деятельности вызвано комплексом потребностей и побуждений, зависящих от специфики их профессионального труда. При этом надо помнить, что каждый человек имел собственный жизненный вариант развития, у него формировался собственный комплекс наиболее актуальных потребностей и ведущих мотивов. Учёт этих потребностей и мотивов является непре- менным условием организации социально-культурных мероприятий в условиях профессионального труда. Если рассматривать социально-культурную деятельность как часть профессионального труда, то следует отметить, что она направлена на решение профессиональных задач и должна быть полностью им адек- ватна. Социально-культурная деятельность должна способствовать фор- мированию таких качеств личности, которые помогали бы человеку более эффективно выполнять свои служебные обязанности. К основным функциям социально-культурной деятельности относятся: – развивающая; – информационно-просветительная; – культурно-творческая; – рекреативно-оздоровительная. Развивающую функцию социально-культурной деятельности теоре- тики называют генеральной. Эта функция рассматривается через призму деятельности социально-культурных институтов. Другие функции, имея свою цель и направленность, так или иначе, связаны с развитием и само- развитием личности, её социальным самоутверждением. 31 4. Принципы, функции и методы социально-культурной деятельности Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно- просветительной функции. Под термином «просвещение» в данном случае подразумевается педагогическая, образовательная и самообразо- вательная деятельность, направленная на духовное обогащение личности, приобретение определённой системы знаний, получение необходимой информации. Эта функция отличается постоянством и всеобщностью. Поскольку процесс просвещения носит непрерывный характер, каждый человек продолжает повышать уровень своего образования в течение всей жизни. Характерные особенности данной функции, отличающие социально- культурную деятельность от деятельности институтов социального обра- зования (школ, техникумов, колледжей, вузов), состоят в следующем: – она не связана регламентом, а основана на добровольности, инициа- тиве и самостоятельности людей; – обеспечивает удовлетворение культурных (досуговых) интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий; – опирается на широкий арсенал средств, форм и методов приобре- тения знаний, навыков, умений; – продолжает, дополняет и углубляет знания и информацию, полу- ченные в учебных заведениях и из других источников. Культурно-творческая функция способствует решению ряда важных социальных проблем, связанных с реализацией разносторонних твор- ческих способностей человека в социальном, художественном, научно- техническом и самобытном прикладном творчестве. Под социальным творчеством понимается общественная деятельность людей, связанная с осуществлением социальных проектов и инициатив в социально-культурной сфере. Оно предполагает участие в различных формах общественного самоуправления в сфере культуры, досуга и спорта; работу в составе инициативных групп по подготовке и проведению досу- говых программ. Самодеятельное художественное творчество охватывает деятельность любительских театров, хоров, оркестров народных инстру- ментов, духовых оркестров, молодёжных музыкальных, хореографических коллективов. Особую сферу творческой деятельности представляет научно- техническое творчество. Эту деятельность осуществляют общества изо- бретателей и рационализаторов, научно-технические общества, центры культуры и техники, редакции специализированных журналов и др. 32 4. Принципы, функции и методы социально-культурной деятельности Прикладным творчеством являются фольклор, различные виды народных промыслов и ремёсел. Свою специфику имеет рекреативно-оздоровительная функция. Она реализуется в ходе разработки и осуществления множества развлека- тельных, игровых, оздоровительных и досуговых программ. Рекреативно- оздоровительная функция ориентирована на досуг активный и пассивный, организованный (запрограммированный) и неорганизованный, коллек- тивный (в том числе, семейный) и индивидуальный. Общим признаком для всех видов рекреации является создание среды для регулярного неформаль- ного общения людей, игровой деятельности, танцев, проведения зрелищных мероприятий, занятий любительских объединений и клубов по интересам, реализации программ выходного дня (экскурсии, соревнования и т. п.). Вопрос о методах социально-культурной деятельности очень сложный. Дать их чёткую классификацию трудно, да и вряд ли в этом есть практическая необходимость. Важно уяснить сущность понятия «метод», зависимость методов от содержания работы, необходимость творче- ского подхода к выбору методов и приёмов при организации социально- культурной деятельности учреждений культуры в зависимости от обста- новки и решаемых задач. Методами социально-культурной деятельности принято называть сово- купность способов, приёмов воздействия средств культуры и искусства. Методы воздействия тесно взаимосвязаны с применяемыми средствами. К примеру, одним из средств социально-культурного воздействия является живое слово, которое имеет определённое смысловое содержания. Выраже- нием содержания здесь может быть и радиопередача, и конкретный текст исполнителя и др. С помощью живого слова текст, информацию можно донести по-разному – просто прочитать или дать в виде театрализован- ного представления. Методы социально-культурной деятельности, как и формы, всегда свя- заны с содержанием и определяются целями, которые стоят перед органи- заторами мероприятий. В социально-культурной деятельности используются следующие соб- ственные методы: – монтажа; – иллюстрирования; – театрализации; – игры. 33 4. Принципы, функции и методы социально-культурной деятельности Все остальные методы привнесены в неё извне. Так, из психологии в социально-культурную деятельность попали методы убеждения, внушения, подражания и заражения. Они берут свое название по характеру основных психологических механизмов воздей- ствия. В зависимости от используемых средств и анализаторов воспри- ятия, в социально-культурной деятельности применяются наглядные (визуальные), словесные (аудиальные), динамические (кинестетические) и комбинированные методы воздействия. Педагогическая наука рассматривает в качестве методов социально- культурной деятельности методы обучения (словесные, наглядные, прак- тические, инновационные, контрольные), воспитания (убеждение, личный пример, поощрение, принуждение), развития и саморазвития. С термином «метод» связано понятие «методический приём». Каждый метод представляет собой определённую систему приёмов. Иными сло- вами, каждый метод – это совокупность приёмов, объединенных общно- стью задачи и единым подходом к их решению. Приём – это элемент, деталь метода, вспомогательное средство. Каждый из методов приме- няется с помощью различных приёмов. Приём по отношению к данному методу при решении других, более частных задач может стать методом со своими приёмами его применения. В деятельности учреждений культуры методические приёмы исполь- зуются как самостоятельные методы и, в свою очередь, реализуются с помощью определённых методических приёмов. Так, использование в ходе лекции фрагмента из кинофильма – это методический приём, про- слушивание звуковой записи в ходе экскурсии – тоже методический приём. Способы (совокупность средств, сил и приёмов) социально-культурной деятельности зависят от конкретных условий. Очень часто под спосо- бами понимаются варианты осуществления деятельности. Они чаще всего совпадают с формами организации или проведения деятельности (формой мероприятия). Таким образом, общими принципами социально-культурной деятель- ности являются: приоритет общечеловеческих культурных ценностей; социальная детерминация культурного творчества; гуманистический характер содержания деятельности, её подчинение интересам, потреб- ностям и установкам человека; самоорганизация, самоутверждение лич- ности как доминирующий признак участия человека в этой деятельности; 4. Принципы, функции и методы социально-культурной деятельности преемственность культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта и традиций. Специфическим прин- ципом социально-культурной деятельности является принцип профессио- нальной детерминации и адекватности. Основные функции социально-культурной деятельности – раз- вивающая, информационно-просветительная, культурно-творческая и рекреативно-оздоровительная. В социально-культурной деятельности используются следующие собственные методы: монтажа, иллюстриро- вания, театрализации и игры. |