Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Научные основы социально-культурной деятельности

  • Вопросы для самопроверки

  • Вайсеро К.И. Основы СКД. учебное пособие. 2016. Учебное пособие для студентов университета, обучающихся по направлению подготовки 38. 03. 04 Государственное и муниципальное управление


    Скачать 2.26 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов университета, обучающихся по направлению подготовки 38. 03. 04 Государственное и муниципальное управление
    Дата29.12.2019
    Размер2.26 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаВайсеро К.И. Основы СКД. учебное пособие. 2016.pdf
    ТипУчебное пособие
    #102546
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    Вопросы для самопроверки
    В каких формах изначально проявлялась социально-культурная
    1.
    активность древних людей?
    Какую роль играли магические и религиозные действия для раз-
    2.
    вития социально-культурных отношений древних людей?
    В каких древних государствах социально-культурная деятель-
    3.
    ность достигла наибольшего развития?
    Каким основным способом передавалась социально-культурная
    4.
    информация у древних славян?
    Какое событие оказало сильное влияние на развитие социально-
    5.
    культурных явлений на Руси в IX–XIII веках?
    В какой исторический период и откуда начало активно проникать
    6.
    европейское искусство на территорию Московской Руси?
    Какие основные направления социально-культурной деятельности
    7.
    существовали в России петровской эпохи?
    В какой исторический период значительно ускорились процессы
    8.
    культурного взаимовлияния различных социальных слоёв российского
    общества?
    Какие клубные формы организации культурного досуга начали рас-
    9.
    пространяться в России в начале ХХ века?
    Какое название имела особая система социально-культурной
    10.
    деятельности, сформированная в советской России в 20-х – 40-х годах
    ХХ века?
    Какие формы социально-культурной активности были распро-
    11.
    странены в среде послереволюционной русской эмиграции?
    Какие новые типы культурно-досуговых учреждений были соз-
    12.
    даны в СССР в 30-е годы ХХ века?
    Какие направления составляли основное содержание работы
    13.
    учреждений культуры в период Великой Отечественной войны?
    В каком году было создано Министерство культуры
    14.
    СССР?

    1. История развития социально-культурной деятельности
    В какой послевоенный период происходит бурное развитие куль-
    15.
    турной самодеятельности населения страны?
    Какие социально-культурные явления стали популярными в совет-
    16.
    ском обществе со второй половины 80-х годов ХХ века?
    Когда
    были
    сняты
    идеологические
    запреты,
    устра-
    17.
    нены ограничения в выборе направлений и форм культурной ра-
    боты?
    Почему государственное участие в деятельности по сохра-
    18.
    нению и развитию культуры, организации культурного досуга населения
    в 90-х годах ХХ века было минимальным?
    Что повлияло на изменение целей культурной политики совре-
    19.
    менной России в начале ХХI века?
    Какова цель современной культурной политики города Москвы?
    20.

    14
    2. Научные основы социально-культурной деятельности
    Мнения учёных относительно научной принадлежности социально- культурной деятельности неоднозначны. Ясно одно – социально- культурная деятельность является составной частью общей культуры человеческого общества. Кроме отражения и изменения социальных отно- шений людей, социально-культурная деятельность одновременно выпол- няет значимую сервисную функцию. Этим обуславливается разнообразие подходов к научному изучению и обоснованию социально-культурных явлений.
    В рамках философской науки социально-культурная деятельность предстает как система постоянно развивающегося универсального знания.
    Наиболее проработанным является философское понимание влияния социально-культурных факторов на развитие личности. С позиции фило- софской науки конкретная личность может выразить свою социальную сущность лишь в индивидуальной форме. В связи с этим, культурная активность для личности представляет собой единство социального и индивидуального, сущности и существования. Становление личности происходит в процессе усвоения социального опыта и ценностных ориен- таций общества. Этот процесс, по мнению философов, носит ярко выра- женный культурный контекст.
    Социально-культурная деятельность выступает условием форми- рования личности на всех трёх основных путях:стихийном, целена- правленном и через самоформирование. В первом случае она выступает внешним фактором случайных воздействий, во втором – осуществляет целенаправленное воздействие по приобщению личности к культурным ценностям общества, в третьем – играет роль регулятора внешних воз- действий, показывает рамки социально поведения, даёт представление о существующих нормах, правилах, ценностях и приоритетах.
    Педагогические основы социально-культурной деятельности – это совокупность знаний, раскрывающих особенности процессов обучения, воспитания и развития в ходе социально-культурной активности людей.
    Обучениев процессе социально-культурной деятельности представляет

    15 2. Научные основы социально-культурной деятельности собой организованную, целенаправленную активность по распростра- нению общекультурных и специальных знаний, формированию навыков и умений, необходимых для жизни и успешного труда. Обогащение новыми знаниями, умениями и навыками происходит как в ходе специ- альных занятий, репетиций, так и самостоятельно – на примере культурно- художественных образов. Для такого обучения характерны следующие признаки: целесообразность, многофункциональность, активность взаимо- действия, творческая направленность, направленность от простого к слож- ному, высокая мотивация участников.
    Под воспитанием в социально-культурной деятельности понимается деятельность по целенаправленному формированию у её участников опре- делённых личностных качеств. Этому способствуют положения, нормы, знания, традиции, установки, которые позиционируются средствами куль- туры и искусства. Результатом процесса воспитания являются уровень воспитанности и социально-культурная адекватность личности.
    Технология воспитательного воздействия в процессе социально- культурной деятельности может быть представлена следующим образом.
    Первично, в ходе подготовки или проведения социально-культурных мероприятий, происходит обогащение участников необходимой суммой знаний. Затем создаются условия для их осмысления и постепенного превращения в конкретные взгляды и установки. После этого необхо- димо организовать реализацию полученных знаний и сформированных взглядов в практических действиях и поступках человека. Особое зна- чение на этом этапе имеет выработка положительного отношения к социально-культурным мероприятиям как условию собственного раз- вития. Затем на основе сформированных убеждений и установок про- исходит выработка личностно и профессионально значимых позиций к обществу, своей деятельности, другим людям и индивидуального стиля поведения в различных жизненных ситуациях. В качестве средств воспитания могут выступать учебная литература, художественные про- изведения, средства массовой информации, выставочные и музейные экспозиции, спортивные сооружения и инвентарь, различные объекты природы и технические средства.
    Психологический смысл социально-культурной деятельности заключа- ется в том, что человек, приобщаясь к произведениям культуры и искус- ства, стремится удовлетворить свои потребности в культурном развитии и творческом самовыражении. Благодаря эстетическому воздействию

    16 2. Научные основы социально-культурной деятельности средств культуры изменяется душевное состояние, оно принимает форму оптимальной гармонии с природой, высшими нравственными идеалами, общественно-групповыми явлениями и утилитарными потребностями человека. Психологическая структура социально-культурной деятельности состоит из потребностей, мотивов её проведения или участия в ней, целей
    (как для организаторов, так и для участников), собственно действий и опе- раций по её организации, проведению и участию в ней и результата (как на организационном, так и на личностном уровне).
    Под психологическими механизмами социально-культурного воздей- ствия понимается взаимозависимое влияние эмоционально-чувственной, познавательной и мотивационно-волевой сфер (при приоритетном зна- чении первой) психики человека в целях достижения им состояния социально-культурной адекватности. Предполагается функционирование психологических механизмов убеждения, подражания, внушения и зара- жения в процессах приобщения к ценностям человеческой жизни, моти- вации адекватного поведения и деятельности людей средствами культуры и искусства и их социально-культурной идентификации.
    Творческий коллектив сферы культуры имеет следующие психологи- ческие особенности. Он должен постоянно творчески саморазвиваться.
    В творческом коллективе предъявляется повышенная требовательность к профессиональным качествам друг друга. Отмечается повышенная спо- собность членов творческого коллектива к самоорганизации. В коллек- тиве присутствует атмосфера творческой состязательности при высоком постоянстве коллективных ценностей, норм и установок. Эмоциональные факторы играют значительную роль во внутригрупповых социально- психологических процессах.
    Социально-культурное воздействие осуществляется в целях фор- мирования необходимых в человеческой жизни мотивов и изменения отрицательных (нежелательных) мотивов поведения и деятельности людей на положительные мотивы. Процесс социально-культурного приобщения к ценностям жизни состоит в формировании вокруг чело- века активной, адекватной ценностям человеческой жизни социально- культурной среды и ознакомление с её культурными ценностями. Под социально-культурной идентификацией личности понимается социа- лизационный процесс приобретения и усвоения человеком норм, цен- ностей, ролей и качеств, адекватных требованиям окружающей жизни.
    Происходит уподобление и отождествление с другими людьми или с

    17 2. Научные основы социально-культурной деятельности художественными образами, а также приписывание им своих черт и свойств в целях создания вокруг себя комфортной культурно-психо- логической среды.
    Социологические основы социально-культурной деятельности – это знания, раскрывающие взаимовлияние культурных и общественных явлений. В настоящее время эти явления изучаются, как правило, в рамках социологии досуга. Социологическое понимание функций культуры: ком- муникативная – накопление и трансляция социального опыта; регуля- тивная – создание ориентиров и системы контроля человеческих дей- ствий; интегрирующая – создание системы значений, ценностей и норм как важнейшего условия стабильности социальных систем. По мнению социологов, существует два основных процесса изменений в культуре: а) саморазвитие, происходящее стихийно, методом проб и ошибок или планомерно; б) заимствование другой культуры, которое бывает добро- вольным, вынужденным или насильственным. Социализация – процесс формирования социальных качеств (знаний, навыков, ценностей) путём усвоения индивидом социально-культурного опыта.
    Культурология является важной научной основой социально- культурной деятельности. Развитие человека, по мнению культурологов, осуществляется путём создания и распространения культурных ценно- стей. В ходе социально-культурной деятельности происходит распростра- нение старых и создание новых культурных ценностей. Основными сфе- рами производства и существования культурных ценностей являются быт, идеология, религия и художественная культура (искусство). Бытовая куль- тура остаётся основополагающей для формирования культуры личности.
    Её специфическая особенность состоит в том, что она вырабатывает про- стые, естественные, но вместе с тем и основополагающие ценности, такие, как труд, семья, родина, уважение к старшим, нормы поведения и т. п. Быт является хранителем исторической памяти культуры, поскольку он зна- чительно устойчивее идеологии, религии и даже искусства и изменяется гораздо медленнее, чем они.
    Выделяются следующие типы эмоционально-ценностных ориентаций человека в культуре: а) достижение абсолютной гармонии мира и чело- века; б) эпичность и драматизм (безусловное принятие мира и себя в нём); в) трагизм и юмор (трагизм конфликта между высшими ценностями и его преодоление с помощью юмора); г) героика (изменение мира в соответствии с идеалом) и инвектива (отрицание неидеальной системы

    18 2. Научные основы социально-культурной деятельности ценностей); д) романтика (мечта о героическом) и сатира (символическое
    «уничтожение смехом» чужих ценностей); е) сентиментальность (худо- жественно выраженное сочувствие) и цинизм (абсолютная ценность собственного «я»); ж) ирония (скептическое отрицание без утверждения противоположного).
    Массовая культура основана на мировоззрении, признающем необ- ходимым развитие людей путём полной унификации стиля мышления, деятельности и искусства. В таких формах, как «индустрия развле- чений», «индустрия досуга», она, как правило, даёт людям желанное психологическое расслабление. Для рынка продуктов массовой культуры свойственна простота, примитивизм, развлекательная направленность, обращение к инстинктам. Контркультура – это реакция на массовую культуру отдельных слоёв общества, состоящая в желании выделиться.
    Содержанием искусствоведения как науки является исследование круга проблем, связанных с происхождением искусства как особого вида духовно-практической деятельности человека. Искусствоведение помогает понять образную сущность искусства, его социальные и куль- турные функции, закономерности, исторические этапы развития, а также производит критический анализ создаваемых произведений. Специфика социально-культурной деятельности заключается в том, что в качестве предметов труда в ходе её организации и проведения используются про- изведения искусства. Поэтому, закономерности искусствоведения как науки должны быть в обязательном порядке учтены организатором социально-культурных мероприятий.
    Объектами научных исследований в рамках искусствоведения явля- ются не только результаты культурно-эстетической деятельности людей во все периоды существования и развития искусства, но и функциониро- вание всех художественных ценностей, их влияние на художественную жизнь народов, стран и континентов, на формирование художественной культуры личности и общества. Искусствоведение изучает также место и роль искусства в общении людей, в установлении взаимопонимания между ними и обмене художественными ценностями. Всё познанное и оцененное выступает в искусстве с позиции основных эстетических категорий «прекрасного», «возвышенного», «трагического» и «комиче- ского».
    В ходе социально-культурной деятельности под искусством чаще всего подразумевается мастерство передачи художественной

    19 2. Научные основы социально-культурной деятельности информации зрителю или слушателю посредством только одного или совокупности трёх средств (медий): изобразительного искусства; музыки; танца. Совокупность этих средств создаёт многомедийные виды искусства: театр, балет; оперу, кинематограф и др. Литература представ- ляет собой особый вид искусства. Её природа заключается в передаче художественной информации при помощи письма. Литературные произ- ведения используются в социально-культурной деятельности в качестве драматургической основы проводимых мероприятий.
    Экономические основы социально-культурной деятельности – это знания, направленные на повышение эффективности работы учреждений культуры за счёт использования возможностей рыночной экономики.
    Эта работа осуществляется через экономическую поддержку, стимули- рование и нормирование в целях реализации целенаправленной куль- турной политики государства. Экономическая деятельность учреждения культуры определяется нормативно установленными целями его дея- тельности, личностной и производственной необходимостью. В первую очередь, она направлена на обеспечение функционирования творческого процесса. Одной из задач экономической деятельности учреждений культуры является финансовое и материальное обеспечение целевых программ, ориентированных на воспитание и повышения культурного уровня граждан.
    Экономический потенциал учреждений культуры складывается из бюджетного финансирования и доходов от осуществления культурной деятельности на хозрасчётной основе. Экономический потенциал учреж- дения культуры зависит от состояния материально-технической базы, ресурсов и профессионализма творческих работников. Важным усло- вием экономической эффективности учреждения культуры является материальная состоятельность жителей.
    Правовые основы социально-культурной деятельности – это знания законодательных документов и подзаконных актов, регламентиру- ющих организацию и проведение социально-культурной деятельности.
    В Уставе ЮНЕСКО провозглашается положение, что на все народы в целях поддержания человеческого достоинства возлагается священная обязанность широкого распространения культуры и образования среди всех людей на основе справедливости, свободы и мира. В Конституции
    Российской Федерации (статья 44) закреплено право граждан России на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры.

    2. Научные основы социально-культурной деятельности
    Это положение является основополагающим правовым актом для орга- низации и проведения социально-культурной деятельности в нашей стране. Конкретное правовое регулирование отдельных отраслей социально-культурной деятельности осуществляется законодательными и нормативными правовыми актами.
    Вопросы для самопроверки
    По каким основным путям с точки зрения философии происходит
    1.
    формирование личности в процессе социально-культурной деятельности?
    Какие педагогические процессы функционируют в ходе социально-
    2.
    культурной деятельности?
    Какова технология воспитательного воздействия в процессе
    3.
    социально-культурной деятельности?
    В чём заключается психологический смысл социально-культурной
    4.
    деятельности?
    Какова психологическая структура социально-культурной деятель-
    5.
    ности?
    Какие психологические механизмы участвуют в процессах
    6.
    социально-культурного воздействия?
    Каковы психологические особенности творческого коллектива сферы
    7.
    культуры?
    Каково социологическое понимание функций культуры?
    8.
    Что такое социализация?
    9.
    Как связана культурология с социально-культурной деятельно-
    10.
    стью?
    В качестве чего используются произведения искусства в ходе
    11.
    социально-культурной деятельности?
    Почему в социально-культурной деятельности под искусством
    12.
    чаще всего подразумевается мастерство передачи художественной
    информации?
    На что направлена экономическая деятельность учреждения куль-
    13.
    туры?
    Из чего складывается экономический потенциал учреждений куль-
    14.
    туры?
    Что такое правовые основы социально-культурной деятельности?
    15.

    21
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта