Вайсеро К.И. Основы СКД. учебное пособие. 2016. Учебное пособие для студентов университета, обучающихся по направлению подготовки 38. 03. 04 Государственное и муниципальное управление
Скачать 2.26 Mb.
|
Вопросы для самопроверки В чём заключается сущность социально-культурной деятельности? 1. Дайте характеристику общих принципов социально-культурной дея- 2. тельности. Какова сущность специфического принципа социально-культурной 3. деятельности в условиях профессионального труда? Перечислите основные функции социально-культурной деятель- 4. ности и кратко охарактеризуйте их. Что такое методы социально-культурной деятельности? 5. Назовите собственные методы социально-культурной деятель- 6. ности. Приведите пример использования в социально-культурной деятель- 7. ности методов разных наук. 35 5. Основные концепции, сферы и технологии социально-культурной деятельности Концепция социально-культурной деятельности – это совокупность исходных теоретических положенийо субъектах, объектах, принципах, особенностях, процессах, механизмах, технологиях, условиях осущест- вления и результате социально-культурной деятельности. Функцио- нальное взаимодействие этих положений способствует эффективной организации и проведению социально-культурных мероприятий. Остановимся на содержании основных концепций социально- культурной деятельности. Деятельностная (трудообеспечивающая) концепция рассматривает социально-культурную деятельность как условие обеспечения эффек- тивного профессионального труда. Она основана на утверждении того, что социально-культурное обеспечение является объективной потреб- ностью любой трудовой деятельности. Социально-культурные меро- приятия, согласно этой концепции, осуществляются в соответствии с возрастными особенностями, интересами, физическими способно- стями, интеллектом, желаниями работников и характеризуются добро- вольностью выбора формы участия. Они способствуют восстановлению физического и психического ресурса людей, выполняющих рабочие заданий. Результатом социально-культурной деятельности в данном случае является наслаждение работников самим процессом участия в ней. Довольно рано сложилась медико-биологическая (курортологиче- ская, оздоровительная) концепция социально-культурной деятельности. Основу этой устойчиво функционирующей концепции составляет дея- тельность по разработке механизмов лечения или профилактики заболе- ваний с помощью культурных (культурно-природных) факторов. Этим целям, по мнению разработчиков концепции, служит сеть курортно- рекреационных центров и культурно-оздоровительных зон. Особо выделяется культурологическая концепция социально- культурной деятельности. Во главу угла она ставит содержательное 36 5. Основные концепции, сферы и технологии социально-культурной деятельности наполнение свободного времени. Досуг в этих концепциях воспринима- ется как сфера образования, воспитания личностной и социальной куль- туры, индивидуальных и гражданских качеств, расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями, знакомства с культурно- историческими ценностями и наследием людей. Основная ставка в рамках этой концепции делается на использо- вание культурного комплекса в качестве средства культурного развития и отдыха людей. Культурный комплекс в данном случае представляет собой совокупность множества объектов материальной и духовной куль- туры. Это – памятники архитектуры и архитектурные ансамбли, музеи, где хранятся произведения изобразительного искусства, скульптуры и продукция прикладных ремёсел – все культурные ценности, несущие в себе определённые стиль и вкусы людей, и сами люди с их обычаями, традициями, костюмами, языком, особенностями хозяйственной дея- тельности и быта. Экологическая концепция социально-культурной деятельности является самой молодой. Её авторы выдвигают на первый план роль природных условий как решающего фактора социального и куль- турного развития людей. Экологическая концепция основана на исполь- зовании в этих целях природных компонентов (климата, растительности, водоемов, рельефа и т. д.). Психологическую основу экологической концепции составляет стремление людей сохранить уникальные по своему физическому и эсте- тическому воздействию природные элементы: чистоту воздуха, лесных массивов, водных ресурсов и пляжей, разнообразие фауны и флоры. Кроме того, в рамках этой концепции существуют направления, обосно- вывающие необходимость и возможность преобразования природных условий в места массового и индивидуального отдыха людей. По суще- ству природа превращается в природно-технический комплекс со спе- циально проложенными дорогами, оборудованными пляжами, местами для катания на лодке и ловли рыбы, павильонами со специально подо- бранной фауной и флорой. На современном этапе развития рыночных отношений широкое рас- пространение получила техноэкономическая концепция социально- культурной деятельности. Её суть заключается в создании специальной отрасли культурно-рекреационного обслуживания, развития сферы культурного сервиса, индустрии отдыха и развлечений. Согласно данной 37 5. Основные концепции, сферы и технологии социально-культурной деятельности концепции, социально-культурная деятельность является сферой вло- жения капитала, приносящего прибыль. В центре внимания находится экономическая рентабельность оказываемых услуг, а не гуманистиче- ская направленность деятельности. Социально-управленческая концепция оказывает существенное вли- яние на содержание социально-культурной деятельности в учреждениях культуры, находящихся в ведении органов государственного и муници- пального управления. Приоритетную роль в социально-культурной дея- тельности, по мнению разработчиков концепции, должны играть адми- нистративные методы управления. Поэтому социально-культурную сферу предлагается развивать не по месту жительства, а по месту работы людей. Сущностные особенности всех вышеперечисленных концепций должны быть учтены для определения вектора развития современной концепции социально-культурной деятельности. Во-первых, социально-культурная деятельность является частью обе- спечения профессионального труда. Зачастую её принимают как часть социальной защиты трудовой деятельности людей. Во-вторых, в последние годы наметилась тенденция к использо- ванию учреждений культуры как мест рекреации населения по месту жительства. Следовательно, медико-биологический (рекреационный) аспект социально-культурной деятельности также необходимо учиты- вать при рассмотрении перспектив её развития. В-третьих, если учесть посылку, что социально-культурная дея- тельность – это социальная работа с использованием средств куль- туры и искусства, то культурологический аспект её развития, несом- ненно, является неотъемлемой частью разрабатываемой концепции. Смысловое содержание, сила и убедительность воздействия произ- ведений искусства, эстетическое наслаждение участников – важные с этой точки зрения явления социально-культурной деятельности людей. В-четвертых, в современном высокотехнологичном мире человек всё больше испытывает потребность в общении с природой. Деятель- ность учреждений культуры и раньше учитывала стремление человека к активному отдыху в естественных природных условиях. В последние годы этому важному компоненту деятельности уделяется все большее внимание. Различного рода праздники (Нептуна, леса, природы и т. п.), 38 5. Основные концепции, сферы и технологии социально-культурной деятельности организованные выезды на природу, другие мероприятия подобного рода свидетельствуют о том, что роль природных условий как решаю- щего фактора полноценного досуга и социально-культурной деятель- ности людей постоянно растет. В-пятых, наряду с удовлетворением потребностей культурного раз- вития участников социально-культурная деятельность предоставляет возможности удовлетворения потребностей людей в самоутверждении, в том числе и с помощью получения материального достатка. Норма- тивно закреплено проведение учреждениями культуры мероприятий на платной основе. Из этого следует, что техноэкономическая концепция социально-культурной деятельности, особенно её экономические аспекты должны учитываться при её изучении. В-шестых, при явной непопулярности в настоящее время социально- управленческих концепций, основанных на использовании адми- нистративного ресурса, следует признать, что в условиях жёсткой командной системы работы органов государственного управления тре- буется и такой вариант осуществления социально-культурной деятель- ности. Социально-культурная деятельность является частью общей системы культурной деятельности людей. «Основами законодательства Россий- ской Федерации о культуре» предусмотрено, что важнейшими сферами социально-культурной деятельности являются: – выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памят- ников истории и культуры; – художественная литература, кинематография, сценическое, пласти- ческое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; – художественные народные промыслы и ремёсла, народная куль- тура в таких её проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; – самодеятельное (любительское) художественное творчество; – музейное дело и коллекционирование; – книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная дея- тельность, связанная с подготовкой и выпуском изданий, их распростра- нением и использованием, архивное дело; – телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части соз- дания и распространения культурных ценностей; 39 5. Основные концепции, сферы и технологии социально-культурной деятельности – эстетическое воспитание, художественное образование, педагоги- ческая деятельность в этой области; – научные исследования культуры; – международные культурные обмены; – производство материалов, оборудования и других средств, необ- ходимых для сохранения, создания, распространения и освоения куль- турных ценностей; – иная деятельность, в результате которой создаются, сохраняются, распространяются и осваиваются культурные ценности. Технология социально-культурной деятельности – это совокуп- ность методов, процессов и способов создания и проведения социально- культурных мероприятий в целях удовлетворения культурных потреб- ностей людей или решения задач другой деятельности. Классификация основных технологий социально-культурной деятельности зависит от характера их воздействия. Основными технологиями социально-культурной деятельности являются: культурно-воспитательные; побуждающие; культурно-познава- тельные (культурно-развивающие); рекреационно-реабилитационные (анимационные); культурно-развлекательные; ритуально-обрядовые. В культурно-воспитательных технологиях используются методы, приёмы и средства, направленные на приобщение людей к опреде- лённым ценностям, в побуждающих – на мотивацию их к адек- ватному поведению и деятельности, в культурно-познавательных (культурно-развивающих) – на интеллектуальное развитие личности, в рекреационно-реабилитационных – на восстановление психических и физических сил, в культурно-развлекательных – на вызов позитивных эмоций и развлечение людей, в ритуально-обрядовых – на осущест- вление нормативно-поведенческих действий. Таким образом,основными концепциями социально-культурной деятельности являются деятельностная, медико-биологическая, куль- турологическая, экологическая, техноэкономическая и социально- управленческая концепции. Важнейшие сферы социально-культурной деятельности определены «Основами законодательства Россий- ской Федерации о культуре». Классификация основных технологий социально-культурной деятельности зависит от содержания их воздей- ствия и результата, способствующего выполнению жизненных задач людей. 5. Основные концепции, сферы и технологии социально-культурной деятельности Вопросы для самопроверки Что такое концепция социально-культурной деятельности? 1. Перечислите основные концепции социально-культурной деятель- 2. ности и дайте краткую характеристику их содержания. Как зависит содержание современной концепции социально- 3. культурной деятельности от концепций, имеющихся в отечественной науке? Назовите важнейшие сферы культурной деятельности. 4. Перечислите основные процессы социально-культурной деятель- 5. ности. Дайте характеристику процессу социально-культурного воздей- 6. ствия на людей и его основным направлениям. Дайте характеристику основных технологий социально-культурной 7. деятельности. 41 6. Уровни и формы социально-культурной деятельности Социально-культурная деятельность является обширным и разно- родным явлением. На её организацию, содержание и методику влияет множество факторов. В зависимости от них одинаковые по тематике и форме мероприятия имеют разную степень подготовленности к вос- приятию и воздействию. Уровни социально-культурных мероприятий различаются по следу- ющим основаниям: – содержанию творческих элементов; – степени развития форм; – готовности к практическому использованию. Содержание творческих элементов в действиях, производимых участниками, отражают типологические уровни социально-культурной деятельности. По данному основанию выделяются творческий, репродуктивно-творческий и репродуктивный уровни. Творческий уровень характеризуется преобладанием новых моментов в осуществляемых действиях. На этом уровне у участников социально- культурной деятельности происходит наиболее широкое раскрытие их творческих способностей. Особенно ярко творчество проявляется при создании сценария, написании музыки и текста песен, сочинении стихов, формулировке режиссёрского замысла, звуковом, световом и техническом оформлении социально-культурного мероприятия. К явлениям репродуктивно-творческого уровня относятся такие события социально-культурной деятельности, в ходе которых проис- ходит открытие человеком для себя чего-то нового, что объективно уже не является новым. Большинство операций и действий участников социально-культурной деятельности носят репродуктивно-творческий характер, начиная от разучивания слов литературных произведений и заканчивая построением сценического образа. Репродуктивный уровень социально-культурной деятельности харак- теризуется простым воспроизведением отработанных форм, предметов и способов работы. К этому уровню можно отнести отдельные виды 42 6. Уровни и формы социально-культурной деятельности хозяйственного и технического обеспечения социально-культурных мероприятий: демонстрация кинофильмов, фотопечать, выдача книг, радиотрансляция, учётно-контрольная деятельность. По степени своего развития мероприятия социально-культурной деятельности могут быть отнесены к уровням простых или сложных форм. Уровень простых форм характеризуется малым количеством твор- ческих и организационных усилий, используемых в ходе подготовки, относительной простотой проведения, шаблонностью и однотипностью воздействия. К этому уровню можно отнести такие формы социально- культурной деятельности, как кино- и видеосеансы, экскурсии, занятия в лекториях, вечера вопросов и ответов, лекции, консультации, про- смотры учебных, хроникальных кино- и видеофильмов, встречи с вете- ранами, деятелями науки, литературы и искусства. Абсолютное большинство социально-культурных мероприятий относятся к уровню сложных форм. Например, для подготовки и эффек- тивного проведения тематического вечера необходимо большое коли- чество творческих и организационных усилий, начиная от разработки сценария и заканчивая решением материально-финансовых, транс- портных и информационных задач. Композиционное построение тема- тического вечера предусматривает тщательную драматургическую и режиссёрскую проработку всех его компонентов. Особое внимание уделяется смысловому содержанию используемых понятий, художе- ственных образов, их оригинальности и привлекательности. Меха- низмы социально-культурного воздействия должны быть тщательно проработаны, скомбинированы, а само воздействие должно иметь гар- моничный разножанровый характер. По уровням готовности социально-культурные мероприятия могут быть неподготовленными, сырыми и полностью готовыми. Социально-культурные мероприятия неподготовленного уровня характеризует отсутствие темы, идеи, сюжетно-образной компо- зиции, связи с реальной жизнью, сценографического и художественно- образного решения, монтажной партитуры, неподготовленность сце- нической площадки, исполнителей, ведущих, членов постановочной группы. Сырым социально-культурным мероприятиям свойственны про- счёты в организации (по времени, размещению, встречам, анонси- 43 6. Уровни и формы социально-культурной деятельности рованию и др.), отсутствие координации между отдельными эле- ментами программы, неотрепетированность или низкий уровень исполнения номеров, рассогласованность действий активных участ- ников мероприятия. При этом все основные компоненты (наличие идейно-тематической направленности, композиции, действия, пос- тановочного обеспечения) в социально-культурной программе имеются. Полностью готовыми считаются такие социально-культурные меро- приятия, в ходе подготовки которых были выполнены все подготови- тельные действия, начиная от формулировки цели и заканчивая прове- дением генеральной репетиции. Готовность социально-культурного мероприятия оценивается по трем основным критериям: – формальному – готовность по времени (началу и продолжитель- ности); соответствие запланированной форме и теме; готовность ауди- тории, участников и обеспечивающего персонала; – качественному – готовность содержания, методики и органи- зации; – удовлетворённости – исполнителей, участников, зрителей, руко- водства. Наиболее распространёными формами организации социально- культурной деятельности являются концерты, спектакли, сеансы, показы, просмотры, экскурсии, вечера, выставки, встречи, композиции, конференции, игры, конкурсы, дни, занятия, лекции, консультации и другие мероприятия. Концерт – одна из самых сложных форм социально-культурной дея- тельности, в которой соединены различные жанры сценического искус- ства. Концерты бывают тематическими, театрализованными, юбилей- ными и пр. В тематическом концерте для раскрытия темы используются хор, народный танец, песня, разговорный жанр, пластическая хорео- графия, цирковые номера. В основе сценария театрализованного кон- церта лежит номер – небольшое театрализованное действие, связанное с другими номерами единым тематическим содержанием и сюжетным рядом. Спектакль – театральное представление на основе драматургиче- ского произведения, имеющее собственное сюжетно-образное содер- жание (композицию) и режиссёрское решение. 44 6. Уровни и формы социально-культурной деятельности Сеансы (показы, просмотры) – формы социально-культурной дея- тельности, в которых основным каналом получения информации явля- ется зрительное восприятие художественных образов. Их отличие заключается в том, что до или после показов осуществляется коммен- тирование, после просмотров – обсуждение воспринятого материала, а сеансы проводятся без комментариев и обсуждения. Выделяются кино-, видео-, DVD-сеансы, показы и просмотры, показы моды, пред- метов народного прикладного творчества, старинного оружия, про- смотры собраний картин, диафильмов, слайдов и др. Экскурсия – познавательно-развивающая форма социально- культурной деятельности, отличительной особенностью которой явля- ется пространственное перемещение участников с одновременным показом и объяснением окружающих культурных элементов. Наиболее распространенными являются экскурсии в музеи, художественные галереи и на выставки. Вечер – форма социально-культурной деятельности, сочетающая в себе различные композиционные и технологические элементы. Отли- чительной особенностью вечера является комплексное решение задач воспитания, развития, обучения, развлечения и отдыха людей. Вечера бывают тематическими, литературно-художественными, кинолекцион- ными, чествования, встреч, трудового содружества, вопросов и ответов, отдыха и другими. Наиболее сложной формой является тематический вечер. Он пред- ставляет собой идейно и сюжетно организованную цепь устных высту- плений, театрализованных действий, зрительных образов, связанных между собой определённой композицией и режиссёрским ходом. Как правило, тематический вечер состоит из сценической и массовой части и предполагает участие реальных героев. Разновидностью тематиче- ского вечера является детский утренник. Выставка – форма социально-культурной деятельности, целью которой является демонстрация результатов какой-то деятельности и информирование о путях их достижения. Государственные и муни- ципальные учреждения культуры организуют выставки технического творчества, декоративно-прикладного и художественного искусства, книжных новинок и другие. Встречи – общее название социально-культурных мероприятий, обязательным элементом которых является непосредственное общение 45 6. Уровни и формы социально-культурной деятельности участников. В профессиональной деятельности практикуются встречи с ветеранами (войны, труда), выпускников, с заслуженными деятелями науки, культуры и искусства. Композиция – непродолжительное по времени социально-культурное мероприятие, где в сжатой композиционной форме объединены худо- жественные эпизоды и номера различной жанровой направленности. Постановка композиции, как правило, осуществляется для культурно- художественного акцентирования социального явления, юбилея, торжества. В зависимости от преобладания в них того или иного жанра композиции бывают литературными, музыкальными, хореографическими (танцевальными, балетными), театрализованными, спортивно-игро- выми и др. Конференция – особая познавательно-коммуникационная форма социально-культурной деятельности, предназначенная для постановки и регламентированного обсуждения важных культурных, научных, слу- жебных, образовательных, социальных, правовых и других проблем. Результатом работы конференции является постановление (решение, коммюнике), имеющее рекомендательный характер. Государственные учреждения культуры готовят сами или участвуют в проведении чита- тельских, зрительских, родительских, научных, правовых и иных кон- ференций. Игра как форма социально-культурной деятельности представляет собой основанное на интересе занятие, служащее для развлечения, отдыха, соревнования. Существует множество подходов к классифи- кации игр. В зависимости от перечисленных ниже оснований они бывают: – по количеству участников – индивидуальными, групповыми, мас- совыми; – по возрасту участников – детскими, юношескими, взрослыми; – по направленности содержания – развлекательными, спортив- ными, интеллектуальными, сюжетными, военизированными, театрали- зованными; – по форме организации – представлениями, конкурсами, соревно- ваниями, матчами, забавами, настольными играми и пр. Большинство игр, проводимых в рамках социально-культурной дея- тельности, имеют комбинированный характер. К примеру, массовые сюжетные игры, являющиеся обязательным элементом большинства 46 6. Уровни и формы социально-культурной деятельности традиционных русских народных праздников. Квест – приключенческая игра, организуемая как интерактивное соревнование участников в рамках определённого сюжета. Конкурс – состязательная форма социально-культурной деятель- ности, имеющая целью выявить (выделить) лучших участников или лучшие работы. Они бывают музыкальными, танцевальными, спортивно-игровыми, различных (технических, правовых и пр.) знаний и умений, веселых и находчивых, рисунков, стихотворений. Конкурсы проводятся самостоятельно или являются частью более масштабного социально-культурного мероприятия. Дни – сложные формы социально-культурной деятельности, тема- тическое содержание которых раскрывается в течение определённого периода времени (дня, нескольких дней, недели). В этот период орга- низуются различные мероприятия, посвящённые определённой теме, категории людей, явлению или событию. В условиях профессио- нальной деятельности предусмотрено празднование государственных праздников (праздничных дней) России, профессиональных празд- ников (дней), дней родителей, семейного отдыха, знакомства с книгой, открытых дверей и др. Занятия, лекции, консультации представляют собой образовательные формы социально-культурной деятельности, на которых с помощью средств культуры и искусства решаются учебно-познавательные, раз- вивающие или реабилитационные задачи. Государственные учреж- дения культуры организуют и проводят занятия в радио, видео, теле- визионных клубах и других клубных любительских объединениях, кружках по различным отраслям и жанрам самодеятельного художе- ственного и прикладного творчества, кружках и школах эстетического воспитания, лекториях экономических и правовых знаний. Особую форму социально-культурной деятельности составляет работа клубных (героических профессий, охраны и восстановления памятников культуры, искателей, домохозяек) и спортивных (люби- телей шахмат, футбола) объединений, технических и художественно- прикладных клубов. Таким образом, уровни социально-культурных мероприятий раз- личаются по содержанию творческих элементов, степени развития форм и готовности к практическому использованию. Наиболее распро- странёными формами социально-культурных мероприятий являются |