Вайсеро К.И. Основы СКД. учебное пособие. 2016. Учебное пособие для студентов университета, обучающихся по направлению подготовки 38. 03. 04 Государственное и муниципальное управление
Скачать 2.26 Mb.
|
Вопросы для самопроверки Что такое социально-культурная политика государства? 1. Назовите сущностные признаки современной социально-культурной 2. политики государства. Назовите субъекты культурной политики России. 3. Какова роль национальных и конфессиональных факторов в государ- 4. ственной культурной политике? Назовите направления современной социально-культурной политики 5. государства в ближайшей перспективе. 59 9. Личность человека как субъект... 9. Личность человека как субъект и объект социально- культурной деятельности, социально-культурная адекватность личности Субъектно-объектная принадлежность человека как участника социально-культурной деятельности определяется рядом обстоятельств. В большей степени она зависит от мотивов, целей и форм его участия в процессе социально-культурной деятельности. Люди, использующие условия и результаты социально-культурной деятельности в интересах другой деятельности (управленческой, экономической, политической и пр.), чаще всего позиционируют себя в качестве субъектов первой. Наиболее ярко этот вариант субъектно-объектных отношений прояв- ляется на социальном уровне. Органы государственного и муниципаль- ного управления, политические партии, общественные организации, их руководители являются «заказчиками» того «продукта», который должны «произвести» творческие личности, и «употребить» зрители (население). Субъектами деятельности в данном случае выступают органы управ- ления в лице их руководителей, а объектами – все остальные участники социально-культурной деятельности. На социально-психологическом уровне мы можем рассматривать несколько иной вариант субъектно-объектных отношений. В малых социальных группах (трудовых коллективах, семьях, группах общения), то есть везде, где присутствует тесный психологический контакт, одни и те же люди могут быть как субъектами, так и объектами социально- культурной деятельности. В момент активного участия, при органи- зации мероприятий, исполнении номеров, человек выступает в качестве субъекта деятельности. В это время от него зависит большинство пара- метров социально-культурного воздействия: достижение цели, количе- ственные и качественные показатели работы, эстетические факторы и др. Но пройдёт время, изменится роль человека в этом процессе, и он станет «потребителем» того, что представят другие участники. На личностном уровне все участники социально-культурной деятель- ности всегда являются её субъектами. Для каждого человека существует 60 9. Личность человека как субъект... собственный смысл его активности в этой деятельности. К примеру, руко- водитель социально-культурного проекта, кроме достижения прагмати- ческих, утилитарных результатов, может получать удовольствие как от процесса организации работы, так и от эстетических аспектов социально- культурной программы. С другой стороны, можно заставить чело- века посетить культурное мероприятие, но он останется равнодушным к увиденному и услышанному. Создаваемые художественные образы не затронут струны его души. На личностном уровне проявляется большин- ство параметров эффективности социально-культурной деятельности. Личность – это субъект активности к окружающей действительности, к собственным реальным жизненным деяниям. Она представляет собой свободное, целеустремленное, целостное и развивающееся существо, выра- жающее себя в эмпирических формах, в том числе и в формах культурно- художественного творчества. Как и личность, субъектом собственной активности являются социальные группы – творческие коллективы, зани- мающиеся социально-культурной деятельностью. Характерными чертами личности являются участие в работе кол- лектива, различных групп и кружков, например, художественной само- деятельности, занятия спортом, техническим, литературным и худо- жественным творчеством. Социальная активность в творчестве имеет многоцелевое предназначение и служит существенным дополнением ко всем видам человеческой деятельности в плане развития интересов, наме- рений и стремлений людей. Такой подход позволяет понять механизмы их творческой активности, факторы и закономерности всей социально- культурной деятельности. В науке существует большое количество теорий личности. Среди пси- хологических теорий наибольший интерес представляют исследования А. Г. Асмолова, рассматривающего личность как результат взаимодействия природы и общества. По мнению С. Л. Рубинштейна, личность – «сово- купность внутренних условий, через которые преломляются внешние воз- действия». Структура личности, по мнению В. И. Ковалева, включает в себя направленность, характер, возможности и систему управления. К. К. Пла- тонов понимает личность как дееспособного члена общества, осознающего свою роль в нём. В монистической структуре личности В. Ф. Моргуна ведущую роль играет уровень освоения личностью деятельности, а также позитивные и негативные эстетические переживания по этому поводу. 61 9. Личность человека как субъект... Г. Е. Зборовский и Г. П. Орлов рассматривают личность как систему и выделяют в ней две подсистемы, в которых развиваются два мира лич- ности:внутренний и внешний. Внутренний представляет собой мир сознания, скрытый от других, зачастую непонятный и неосознанно «живущий» для самой личности. Внешний же мир – деятельностный, открытый для других людей, позволяющий им не только наблюдать внешние проявления личности, но и дающий возможность прони- кать в её внутреннюю жизнь, догадываться о том, какие страсти овла- девают человеком. Внутренний и внешний миры тесно взаимосвязаны друг с другом. Внутренние мотивы, потребности, интересы, ценностные ориентации и другие побуждают внешнюю активность и деятельность, ведущую к их же развитию и проявлению на новом, более высоком уровне. Эта взаимосвязь позволяет понять механизмы творческой активности личности человека, рассматриваемые в соответствии с задачами иссле- дования применительно к социально-культурной деятельности. Человек является существом деятельным, но он не просто реагирует на окружа- ющую среду, а познает её в процессе практики и отражает в продуктах художественного творчества – произведениях искусства, рисунках, поделках, музыкальном и вокальном исполнении. Исходным пунктом его деятельности как субъекта творчества являются объективные условия жизни, порождающие систему потребностей, интересов, мотивов, цен- ностных ориентации, т. е. всё то, что называетсямотивационной сферой личности. Реальные условия окружающей социально-культурной среды переходят на субъективный, личностный уровень. Социально-культурная среда, стимулирующая или сдерживающая развитие культуры, способствует, соответственно, формированию у человека мотивационного механизма, побуждающего или подавляю- щего творчество. В качестве объективных данных этого процесса могут выступать отношение к профессиональной деятельности, уровень дис- циплинированности, служебная и социальная активность, а также зани- маемый человеком социальный статус и выполняемые социальные роли. Переход реальных условий жизнедеятельности на личностный уро- вень представляет собой результат действия трёх механизмов: а) мотивации социальной деятельности человека, его потребностей в виде интересов; 62 9. Личность человека как субъект... б) формирования диспозиционной структуры личности или преобразо- вания её интересов в цель деятельности; в) индивидуального поведения и отношений. Однако, не только окружающая среда переходит на личностный уро- вень, но и происходит обратный процесс – перевод внутреннего мира в предметы культуры. При этом в социально-культурной деятель- ности человек реализует свое личностное начало не столько индивиду- ально, сколько через социальные группы. Виды проявления социально- культурной активности людей многообразны, они являются формой удовлетворения различных потребностей в культурном развитии. Сами потребности культурного развития зависимы не только от окру- жающей социально-культурной среды, но и от накопленной человечеством социально-культурной информации, от её востребованности в данный период. Л. С. Выготский считал, что «…продукты культуры (прежде всего – слово, которое всегда выполняет также и знаковую функцию), будучи независимыми от индивида и его сознания, творениями, опосред- ствуют высшие (культурно-исторические) формы психической активности этого индивида». Потребности применительно к личности рассматриваются в науке как исходные побудители её деятельности, отражающие объективные условия существования индивида, являющиеся одной из наиболее важных форм его связи с окружающим миром. Эта связь может проявляться в форме естественных (нужда в еде, одежда и т. п.) и социальных потребностей (необходимость в различных формах деятельности и общения). Социальные потребности могут быть как материальными, так и духов- ными. Наиболее оптимальным вариантом является соответствие потреб- ностей и возможностей их удовлетворения. Несоответствие окружа- ющей социально-культурной среды реальным потребностям людей ведёт к развитию альтернативных видов их активности, в том числе и не только творческих. Опыт показывает, что низкий уровень социально- культурной деятельности ведёт к развитию культурной деградации людей. Творческая активность людей обусловлена также интересом, пред- ставляющим собой осознанную потребность, её конкретное выражение. Например, эстетические потребности могут осознаваться и выражаться в интересе к природе, музыке, танцам и другим явлениям и предметам, представляющим прекрасное в окружающей жизни. 63 9. Личность человека как субъект... Выделяется четыре типа интереса личности: – интерес-отношение; – интерес-действие; – интерес-установка; – интерес-ориентация. Применительно к социально-культурной деятельности первый тип интереса проявляется в отношении людей к культурным ценностям. Их значимость для личности выступает показателем глубины такого инте- реса. Исследования показывают, что большинство людей – участников социально-культурной деятельности – имеют свое отношение к существу- ющим культурным ценностям. Во втором случае осуществляется практическое действие, участие в освоении культурных ценностей. Человек проявляет интерес к музыке, участию в самодеятельном художественном творчестве и т. п. Такой тип интереса выявлен примерно лишь у 12% людей. Третий тип характеризует устойчивость интереса к конкретным куль- турным ценностям, независимо от изменившихся условий. В основном он присущ девушкам и юношам (65%), а также людям старше 35 лет (44%). Четвертый тип выражает избирательность людей по отношению к нормам и ценностям культуры. Исследования показывают, что к дан- ному типу относятся лишь 4% людей, большинство из которых профес- сиональные работники культуры, руководители творческих коллективов, преподаватели вузов, часть студентов. Данные типы интересов можно рассматривать в качестве детерминант (источников) культурного развития личности человека. Развитие предрас- положенности людей к занятию культурным творчеством предполагает принятие ими существующих в обществе ценностей, норм и образцов культурной жизни, а также включение в деятельность по их хранению и распространению. Кроме того, требуется устойчивость интереса к тра- диционной культуре России, независимо от изменяющихся социальных условий, что обеспечивается избирательностью ценностных ориентаций. Направленность личности на определённые ценности, предпочти- тельное отношение к ним показывает ценностные ориентации человека в культуре. При этом принятие одних и отказ от других культурных ценностей нередко приводит к противоречиям и конфликтам личност- ного, социально-психологического и социального характера. Выявлено, что в трудовых коллективах значительное количество конфликтных 64 9. Личность человека как субъект... ситуаций между сотрудниками объясняется противоположностью их куль- турных пристрастий. Это свидетельствует о том, что ценностные ориен- тации людей в культуре значительно определяют содержательный аспект потребностей, интересов и мотивов жизнедеятельности человека. Потребности, интересы, отражаясь в сознании личности, преломляются через его ценностные ориентации и приводят к формированию конкретных внутренних побудителей действия, которые принято называть мотивами деятельности. Мотив – обязательный компонент социально-культурной деятельности. Он побуждает её участников к созданию и распространению культурных ценностей, а творческий коллектив – к совместной деятель- ности. Мотив соотносится с общей целью социально-культурной деятель- ности. Особое значение имеет соотнесение мотива групповой творческой деятельности с индивидуальными мотивами её участников. По мнению 75% профессиональных исполнителей, желание удовлетво- рить эстетические потребности зрительской аудитории, доставить людям удовольствие от концерта и т. п.,повысить их эмоциональный настрой является мотивом деятельности творческого коллектива, а удовлетворение потребностей в самовыражении, самоутверждении и творческом общении участников концертной программы является их индивидуальным мотивом. При этом 46% людей, относящихся к активным участникам социально- культурной деятельности, считают, что именно от руководства зависит гармонизация мотивов тех, кто посещает учреждение культуры. Понятие «социализация личности» обычно трактуется как процесс усвоения человеком социального опыта. Этот процесс предполагает как включение личности в систему общественных отношений, так и самостоя- тельное воспроизводство индивидом этих отношений. Социализация обу- словлена разнообразными социальными, социально-психологическими, психолого-педагогическими факторами. Среди них необходимо различать целенаправленные усилия общества и его различных социальных инсти- тутов по развитию личности (т. е. собственно воспитание), влияние среды или ближайшего окружения на человека, и собственную активность лич- ности, избирательно относящейся к своему окружению, к его нормам и ценностям, к педагогическим воздействиям, самовоспитанию и саморе- гулированию поведения. Социально-культурная деятельность часто рассматривается как само- стоятельная подсистема общей системы социализации личности, соци- ального воспитания и образования людей. Одновременно её считают 9. Личность человека как субъект... важнейшей функцией государственных (управленческих) и негосудар- ственных структур, сферой приложения усилий многочисленных обще- ственных движений и инициатив, средством рационального использо- вания свободного времени различных групп населения. Социально-культурная адекватность людей – соответствие требо- ваниям окружающей социальной среды психических свойств, качеств и состояний личности, сформированных или приобретённых в результате социально-культурного воздействия. Социально-культурная адекватность личности проявляется в виде: – знаний о культурных идеалах и понимании их социального зна- чения; – представлений о культурных ценностях и тенденциях их развития; – способности к выделению в многообразии художественных произве- дений тех, которые следует считать в качестве своих культурных ценно- стей; – положительного изменения мотивов поведения под влиянием усво- енных культурных ценностей; – соответствия эмоционального состояния вектору направленности эмоционального воздействия средств культуры и искусства. Вопросы для самопроверки Чем определяется и как проявляется субъектно-объектная принад- 1. лежность участников социально-культурной деятельности? Охарактеризуйте основные мнения отечественных и зарубежных 2. учёных о понятии личности как субъекта активности. Как в ходе социально-культурной деятельности возникают и удо- 3. влетворяются потребности культурного развития людей? Как проявляется интерес личности в ходе социально-культурной 4. деятельности? Что такое мотив личности и как он связан с участием человека 5. в социально-культурной деятельности? Как связана социализация личности человека с социально-культурной 6. деятельностью? Охарактеризуйте социально-культурную адекватность людей. 7. 66 10. Социальные группы как субъекты и объекты социально-культурной деятельности Социальные группы также, как и отдельные люди, могут выступать как в качестве субъектов, так и объектов социально-культурной деятель- ности. Их субъектно-объектная принадлежность определяется целями, формами и содержанием их участия в социально-культурной жизни. Особенности творческих коллективов как социальных групп про- являются в трёх наиболее значимых аспектах − творческом, социально- психологическом и организационно-управленческом. Первый аспект выра- жается в творческом саморазвитии, стремлении к тесному творческому общению, творческой согласованности действий и творческом взаимопо- нимании. Второй − в обострённом чувстве творческой индивидуальности, творческой состязательности и творческом лидерстве, высокой значимости эмоциональных факторов во внутригрупповом взаимодействии, референт- ности, коллективистской идентификации, надситуативной активности. Такие качества как повышенная способность к самоорганизации, целенаправлен- ность, мотивированность, целостность (интегрированность), структуриро- ванность, организованность, согласованность, результативность отражают организационно-управленческие особенности творческих коллективов. Достижение творческих и хозяйственных результатов творческих коллективов должно быть согласовано с выполнением основных обще- ственно значимых функций. Главная задача, стоящая перед творческим коллективом, – это удовлетворение потребностей личности и общества в качественной культурной «продукции», имеющей свою социальную зна- чимость. Решение этой задачи возможно в условиях адекватной социально- культурной среды. В центре внимания управленческой деятельности руководителей кол- лективов должно находиться социальное взаимодействия участников твор- ческого процесса. Критерием эффективности управления в творческой сфере является высокая степень удовлетворённости членов коллектива своей деятельностью, возможностями для творческого самовыражения и самореализации. 67 10. Социальные группы как субъекты и объекты социально-культурной деятельности Основной организационной особенностью творческих коллективов явля- ется тот факт, что актёры, режиссёры, другие работники зачастую не явля- ются штатными единицами. Несмотря на такую структурную аморфность, и постоянные, и приглашённые работники представляют собой единый творческий коллектив, поскольку в процессе творчества имеется высокая плотность и частота контактов. Здесь работает принцип – «каждый перио- дически работает с каждым». Социальная значимость данной сферы деятельности обусловлена воз- можностью удовлетворения информационных, коммуникационных, эсте- тических интересов и потребностей большого количества людей. Деятель- ность российских творческих коллективов осуществляется в специфическом социокультурном пространстве, характеризующемся разбросом ценностей и интересов. Особенности социальной среды и специфика творческих коллективов определяют особенности управления их деятельностью. Структурно, с учётом прямого и косвенного государственного регулирования деятель- ности, управление состоит из четырех уровней: федерального, региональ- ного, муниципального и непосредственного. На федеральном уровне осуществляется законодательное регулиро- вание, основывающееся на Конституции РФ и федеральных законах; на региональном уровне происходит контроль соблюдения федерального зако- нодательства и местное регулирование с учётом особенностей конкретного региона; муниципальный уровень управления непосредственно обеспе- чивает ведение хозяйственной деятельности через распределение муници- пальных ресурсов. Непосредственное руководство осуществляет опера- тивное управление с учётом целей конкретного учреждения культуры. При комплектовании коллектива надо учитывать не только профес- сиональные качества работников, но и другие важные аспекты – возраст, моральный портрет, психологическую совместимость участников. Индиви- дуальные особенности творческих работников, их склонности, интересы, манера работы (творческий почерк) и др. должны ставиться во главу угла. Увлечённость творчеством и относительная удовлетворённость пси- хологической и материальной составляющей деятельности является зача- стую достаточной мотивационным фактором для эффективного функцио- нирования творческих коллективов. Опасность представляет недооценка доли вклада того или иного члена творческого коллектива в конкретный результат. Существует также необходимость более требовательно 68 10. Социальные группы как субъекты и объекты социально-культурной деятельности относиться к системе планирования деятельности творческого коллектива. Распределение работ внутри творческих коллективов должно осущест- вляться с учётом их специфики. Формальная структура творческого коллектива строится, как правило, следующим образом: – творческий руководитель – лицо, определяющее творческую направлен- ность готовящихся мероприятий; он может сочетать эту деятельность с реше- нием организационных вопросов и вопросов материального обеспечения; – солисты – члены творческого коллектива, имеющие самостоятельные концертные номера, «художественная элита», их выступления обеспечива- ются другими членами коллектива; – артисты и исполнители художественных произведений (музыканты, певцы, танцоры, чтецы, актёры и др.); – члены постановочной группы, обеспечивающие музыкальное, голо- совое и танцевальное сопровождение номеров концертной программы. Предметом труда творческого коллектива является создание сцениче- ских и массовых социально-культурных мероприятий, направленных на поднятие духа и удовлетворение культурно-эстетических потребностей людей, формирование у них мотивации к социальному взаимодействию. Всё это позволяет говорить о том, что совместная социально-культурная деятельность творческого коллектива имеет свои особенности. Важной особенностью этой деятельности является обязательное наличие в ней творческой целесообразности, которая достигается включением в репертуар коллектива таких художественных произведений, которые спо- собны заинтересовать зрительскую аудиторию и вызвать у зрителей опре- делённые эмоциональные переживания. Концертные номера должны иметь такое смысловое содержание, которое отражало бы в себе целевую направ- ленность жизнедеятельности большинства пришедших на мероприятие людей. Творческая целесообразность достигается расширением количества жанров номеров, что ведёт к развитию зрительского кругозора и усилению творческого начала совместной деятельности. Особенностью социально-культурной деятельности творческого кол- лектива является также и отличие управления процессом самого творче- ства. Процесс управления направлен, прежде всего, на создание условий для полнокровной творческой деятельности всех членов коллектива. Необ- ходимость в управлении творческим процессом членов художественных коллективов ставит их совместную деятельность на качественно новый 69 10. Социальные группы как субъекты и объекты социально-культурной деятельности уровень сложности. В индивидуальной творческой деятельности поэтов, писателей, художников, композиторов человек сам планирует и организует свои действия, интенсивность и объём работы. Он редко ставит их в зави- симость от действий других людей. Социально-культурная деятельность же не возможна без установления чётких связей между её участниками. Следующая особенность социально-культурной деятельности творче- ского коллектива заключается в постоянном стремлении участников к тес- ному творческому общению. Даже небольшой временной перерыв в общении ведёт к снижению художественных показателей концертных выступлений. Постоянное творческое общение позволяет членам коллектива не только улучшать качество подготовки номеров программы, но и лучше познавать друг друга. Результатами творческого общения следует считать ценности, нормы и установки коллектива. Отличительной особенностью совместной социально-культурной дея- тельности творческого коллектива является специфика процессов функци- онального взаимодействия его членов, которая проявляется в общей моти- вации. Особенность данного явления обусловлена тем, что невозможно подготовить качественное культурное мероприятие в одиночку. Репертуар большинства творческих коллективов включает в себя концертные номера, исполняемые группой людей. Даже формальная структура творческого кол- лектива определяется с учётом совместных творческих действий. Однако, одного желания работать вместе недостаточно для постановки качественных социально-культурных мероприятий. Необходимо в ходе предварительных репетиций объединить, совместить индивидуальный труд каждого члена творческого коллектива. Подготовка и репетиции кон- цертных номеров имеют огромное значение для эффективного достижения цели. Поэтому объединение, совмещение или сопряжение индивидуальных усилий, направленных на образование единого целого произведения, про- исходит в творческом коллективе по-особому, путём взаимного творческого переплетения и заимствования. Социально-культурная деятельность в различных творческих коллек- тивах осуществляется в условиях различной интенсивности связей людей друг с другом. Эта интенсивность зависит как от характера планируе- мого социально-культурного мероприятия, размера группы, так и от сло- жившихся в коллективе межличностных отношений, сработанности и т. п. В социально-культурной деятельности творческого коллектива чаще всего проявляется активная (действенная) взаимосвязанность людей через 70 10. Социальные группы как субъекты и объекты социально-культурной деятельности средства совместных действий. Она характеризуется наибольшим совпаде- нием личностно значимого, группового и общественно ценного содержания. Специфической чертой функционального взаимодействия следует счи- тать стремление её участников к активной, действенной взаимосвязанности. Это объясняется тем, что средства совместных действий для всех членов коллектива едины. Коллективистская взаимосвязанность возникает в твор- ческих группах более высокого уровня развития. Она напрямую связана с уровнем ценностно-ориентационного единства членов группы. Следующей специфической чертой функционального взаимодействия является разделение единого процесса творческой деятельности коллек- тива на отдельные функционально связанные части и их распределение между участниками. В коллективе, созданном для проведения социально- культурной деятельности, распределение индивидуальных обязанностей происходит, как правило, не по приказу, а в зависимости от способностей, интересов и желаний его членов. Разделение творческой деятельности зависит также от соответствия профессионального мастерства исполни- телей содержанию той функции, которую он должен выполнять. Социально-культурная деятельность творческого коллектива требует координированного, согласованного выполнения распределённых и взаи- мосвязанных действий. Согласование и координация индивидуальных твор- ческих усилий участников – одна из специфических черт их функциональ- ного взаимодействия. В коллективе этим занимается его художественный руководитель, режиссёр или ведущий специалист. Согласование предусма- тривает определённую последовательность действий и учитывается при разработке творческих планов, сценариев, проектов и репертуара в целом. Характерными особенностями самого творческого коллектива, как было сказано ранее, являются творческое саморазвитие, повышенная требователь- ность к профессиональным качествам своих членов, постоянное стремление к повышению мастерства, способность к самоорганизации, наличие твор- ческой зависти, постоянство коллективных ценностей, норм и установок, высокая значимость эмоциональных факторов общения. Эффективность социально-культурной деятельности творческого коллек- тива – соответствие результата работы требованиям, предъявляемым к ней со стороны государства, субъекта федерации, их руководителей, а также населения. Эффективность работы творческого коллектива оценивается по количественному и качественному критериям, а также критерию удовлет- ворённости. В основе количественного критерия – количество проведённых 10. Социальные группы как субъекты и объекты социально-культурной деятельности культурных мероприятий, выполнение плана, охват аудитории; качествен- ного критерия – выполнение нормативных задач, тематическое и жанровое разнообразие мероприятий, помощь в формировании социально-культурной адекватности; критерия удовлетворённости – удовлетворение культурных потребностей и запросов людей. При оценке эффективности социально-культурной деятельности твор- ческого коллектива главную роль играет результат. Особое значение имеет субъективная оценка своей деятельности самими членами коллектива и людьми, на которых было направлено социально-культурное воздействие. Уровень их социально-культурной адекватности выступает основным кри- терием оценки эффективности коллектива как субъекта деятельности. Субъектами социально-культурной деятельности всегда являются кол- лективы, основной целью деятельности которых является создание и рас- пространение культурных ценностей: органы государственного и муници- пального управления, учреждения культуры, самодеятельные творческие коллективы. Большинство социальных групп становятся субъектами социально- культурной деятельности во время активного участия их членов в социально-культурных мероприятиях. Если социально-культурные меро- приятия организуются другими коллективами, то такие социальные группы выступают в качестве объекта социально-культурного воздействия. |