Главная страница
Навигация по странице:

  • 11. Семья как субъект социально-культурной деятельности

  • Вопросы для самопроверки

  • 12. Ресурсная база социально-культурной деятельности

  • Вайсеро К.И. Основы СКД. учебное пособие. 2016. Учебное пособие для студентов университета, обучающихся по направлению подготовки 38. 03. 04 Государственное и муниципальное управление


    Скачать 2.26 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов университета, обучающихся по направлению подготовки 38. 03. 04 Государственное и муниципальное управление
    Дата29.12.2019
    Размер2.26 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаВайсеро К.И. Основы СКД. учебное пособие. 2016.pdf
    ТипУчебное пособие
    #102546
    страница7 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    Вопросы для самопроверки
    1. Чем определяется субъектно-объектная принадлежность соци-
    альных групп в социально-культурной деятельности?
    2. Какие социальные группы всегда являются субъектами социально-
    культурной деятельности?
    3. Что для социальной группы означает быть объектом социально-
    культурного воздействия?
    4. Какова формальная структура творческого коллектива?
    5. Что является предметом труда творческого коллектива?
    6. Перечислите особенности социально-культурной деятельности
    творческого коллектива.
    7. Назовите специфические черты функционального взаимодействия
    членов творческого коллектива.
    8. Перечислите особенности самого творческого коллектива.
    9. Что такое эффективность социально-культурной деятельности
    творческого коллектива, и по каким критериям она оценивается?

    72
    11. Семья как субъект социально-культурной деятельности
    Семья как первичный институт передачи жизненного опыта играет в культурном развитии людей одну из важнейших ролей. Социально- культурная деятельность учреждений культуры направлена на решение этой важной социальной задачи путём гармонизации семейных отно- шений, культурного развития родителей, супругов и детей. Ценности, обретаемые в семье, являются настолько важными, что их наличие может обеспечить человеку психологический комфорт даже при очень неблаго- приятных жизненных условиях. Гармоничная семья помогает переносить неприятности на работе, материальную и финансовую неустойчивость, болезни и многое другое.
    Семья как социальный институт общества чаще всего рассматривается в социально-экономическом и бытовом аспекте. Однако нельзя не говорить и о важности социально-культурного значения семьи, потому что первое, что она даёт человеку, – это ценности, не существующие вне семьи. Семью как особый социально-культурный феномен следует рассматривать только тогда, когда она включает в себя минимум три личности: мужчину, жен- щину и ребенка. Это так называемая «малая семья». Большое значение в передаче социально-культурного опыта имеет «большая семья» – роди- тели мужа и жены, братья, сестры, другие близкие и дальние родствен- ники, друзья. При этом важно, чтобы люди, составляющие семью, обща- лись достаточно часто и регулярно, и главное – обладали хотя бы самой общей, но сходной системой семейных ценностей.
    Основной задачей семьи как субъекта социального взаимодействия является формирование у близких людей системы семейных ценностей, содействующих сплочению супруга, родителя, ребенка. Важнейшими семейными ценностями, которые необходимо формировать, являются
    «дом», «уважение», «забота», «любовь» и «взаимопомощь». При этом под понятием «дом» понимается и Родина в широком плане, и населённый пункт, где находится семья, и квартира, где проживают её члены.
    Семейные ценности, как правило, тесно переплетены с ценностями профессиональной деятельности. Это обстоятельство обуславливает

    73 11. Семья как субъект социально-культурной деятельности особенности организации и осуществления социально-культурной дея- тельности с семьями и в семье.
    Формирование ценности этих понятий достигается разработкой целе- направленных социально-культурных мероприятий или включением соот- ветствующих номеров в программу других мероприятий. Значительное влияние на формирование у членов семей системы семейных ценностей имеют такие сложные формы социально-культурной деятельности, как тематические концерты, спектакли, тематические вечера.
    Тематические концерты могут быть посвящены значимости супруже- ской жизни, роли женщины (мужчины) в современном обществе, соци- альным аспектам детства. Подбор номеров концертной программы осу- ществляется с учётом задачи конкретного мероприятия. Участие в таких концертах также помогает раскрытию творческого потенциала и детей, и взрослых членов семьи.
    В спектаклях этой направленности основу сюжетной линии должны составлять семейные отношения между супругами, родителями и детьми, старшим и младшим поколением. Драматургический конфликт спектакля наиболее образно позволяет разобраться в сложных вариантах семейных взаимоотношений.
    Содержание программы тематических вечеров для членов семей, дет- ских тематических утренников должно включать элементы семейного воспитания, образцы внутрисемейного поведения, примеры значения гармонии семейных отношений для профессионального самовыражения взрослых членов семьи.
    К другим формам социально-культурной деятельности, влияющим на формирование семейных ценностей, можно отнести дни семьи (молодой семьи), тематические кинопоказы, кинолекционные вечера, конкурсно- игровые программы, родительские конференции, дни семейного отдыха, вечера-портреты, содержательную основу которых составляют проблемы семейной жизни. При подготовке подобных мероприятий сценарная и режиссёрская идеи должны быть подчинены основной задаче – формиро- ванию системы семейных ценностей, направленных на укрепление семьи.
    Наиболее действенными формами профессиональной деятельности по приобщению к семейным ценностям являются проводимые в трудовых коллективах социально-культурные мероприятия, на которых подчерки- вается роль семьи в повышении эффективности трудовой деятельности члена семьи. Положительное воздействие на ценностно-ориентационную

    74 11. Семья как субъект социально-культурной деятельности направленность работников играет привлечение членов их семей к под- готовке и участию в вечерах чествования лучших специалистов, вечерах вопросов и ответов, экскурсиях в музеи, художественные галереи и на выставки профессионального творчества.
    Основную роль в формировании у членов семей системы семейных цен- ностей играют те формы социально-культурного воздействия, в которых преобладают психологические механизмы убеждения и внушения. Алго- ритм и содержание этого процесса состоит из четырех этапов: ознаком- ления, соотнесения, принятия и закрепления.
    На этапе ознакомления работа учреждения культуры должна быть направлена на развитие у членов семей культуры восприятия художе- ственных образов, оценку их культурно-ценностной ориентации, создание атмосферы эмоциональной семейной близости. В результате этого члены семьи должны сформировать вокруг себя социально-культурную среду, адекватную ценностям семейной жизни в насущных социальных условиях.
    На этапе соотнесения осуществляется показ ценностной направлен- ности художественных образов, встречающихся в социально-культурной среде того места, где живет семья. Здесь же необходимо показывать эмо- циональную привлекательность образов, отражающих истинные ценности семейной жизни. С помощью содержания и эстетической формы этих образов также следует поддерживать социальные ценности профессио- нальной деятельности.
    На этапе принятия благодаря тщательно подготовленным сложным социально-культурным мероприятиям следует производить когнитивный и эмоциональный «захват» психики в целях окончательного формиро- вание культурных предпочтений членов семей. Основой этих предпо- чтений должны быть социальные ценности семьи и ценности профессио- нальной деятельности.
    На этапе закрепления надо производить повторное соотнесение и под- тверждение уже принятых ценностей в качестве своих культурных пред- почтений. В итоге всей работы у членов семей должно сформироваться осознание социально-культурной адекватности семейной жизни.
    Кроме функции формирования ценностей жизни семья играет большую роль в побуждении своих членов к добросовестному исполнению своих трудовых и служебных обязанностей. Эта мотивация осуществля- ется через стимулирование адекватных действий и путём формирования смысла трудовой деятельности.

    75 11. Семья как субъект социально-культурной деятельности
    Мотивами, побуждающими осознанно, со смыслом работать во благо своей семьи, являются интересы, склонности, намерения и цели. Следует помнить, что никто, кроме родственников, не знает так хорошо интересы, склонности, намерения своих близких. Учёт этих факторов при органи- зации работы с семьями позволяет повысить эффективность социально- культурной деятельности.
    Первым шагом в этом направлении является развитие у членов семьи интереса к трудовой деятельности или службе друг друга, а также перерас- тание этого интереса в склонность к всемерной поддержке трудовых усилий близкого человека. Существующий мировой опыт свидетельствует, что эффективно себя показывают социально-культурные мероприятия, в ходе которых используются эстетическая привлекательность образов, модальная комплексность психологического воздействия, экспрессия, симпатия и антипатия, знакомые с детства символы, игра. Среди форм социально- культурной деятельности следует отметить познавательно-развивающие
    (занятия в клубных любительских объединениях, экскурсии, лекции, выставки технического творчества, корпоративные вечера, просмотры хро- никальных кинофильмов) и ритуально-обрядовые мероприятия.
    Побудительный потенциал намерений формируется в ходе социально- культурной деятельности путём показа и смыслового обоснования пер- спективных и этапных целей трудовой деятельности, развития культурных и профессиональных склонностей. Наиболее эффективными формами работы в этом направлении являются тематические кинопоказы, кино- вечера, просмотр видеофильмов, концерты, вечера чествования, вечера семейного отдыха, встречи сотрудников с участием супругов и детей, мас- совые сюжетные игры с привлечением членов семей.
    Следующим шагом побуждения к добросовестному исполнению тру- довых обязанностей является развитие средствами социально-культурной деятельности системы семейных мотивов-стимулов. В качестве этих мотивов рассматриваются влечения, страсти, желания, ситуативные пси- хофизиологические потребности. Одним словом, это чаще всего скрытые, иногда не до конца осознаваемые побудительные силы, которые имеют сильное влияние на поведение человека. Также, как и в случае с ценно- стями, об истинных стимуляторах активности человека могут знать или догадываться только близкие люди – супруги, дети, родители. Исполь- зование семейного потенциала – одно из важнейших направлений социально-культурной деятельности, организуемой с семьями.

    76 11. Семья как субъект социально-культурной деятельности
    Эта работа в ходе социально-культурной деятельности должна произ- водиться путём прямого побуждения членов семей к оказанию помощи своему близкому человеку через формирование у него представления о приоритетах объектов влечения. В качестве психологических стимулов должны выступать имеющие смысловое значение слова (словосочетания) номеров культурной программы и неосознаваемые элементы звукового, зрительного и кинестетического воздействия. Эти элементы направ- лены на вызов у членов семей эмоциональных реакций, пробуждающих жизненную активность близких людей. Результатом такого воздействия может быть формирование у них необходимого настроя, стремления к самовыражению, удовлетворение ситуативных потребностей в отдыхе, расслаблении, воодушевлении и др. Наиболее эффективными формами социально-культурной деятельности по стимулированию членов семей являются концерты, кинофильмы, тематические вечера, клубные беседы, обсуждение художественных произведений.
    Следующей задачей семьи как субъекта социально-культурной деятель- ности является развитие подрастающего поколения, повышение культур- ного уровня членов семьи. При решении этой задачи деятельность учреж- дения культуры должна быть направлена на умственное развитие детей, расширение их кругозора, запаса знаний. Необходимо всеми формами социально-культурной деятельности прививать ребенку любовь к чтению, стремление постоянно учиться. Учреждения культуры вместе с родите- лями должны учить ребенка чувствовать и понимать прекрасное в жизни, в природе и искусстве, способствовать развитию художественного вкуса, содействовать проявлению творческих способностей детей.
    Большое влияние на развитие детей и подростков оказывают массовые сюжетные игры. Различают несколько видов сюжетных игр, проводимых учреждениями культуры: поисковые, туристские игры и походы, позна- вательные игры (путешествия, эстафеты), подвижные игры (в основном спортивные), интеллектуальные состязания и игры по типу КВН.
    Наиболее распространёной формой работы с подростками является деятельность кружков и клубных объединений. Большое значение как для детей, так и для взрослых имеют такие мероприятия, проводимые в рамках кружковой работы, как дни показа, соревнования, фестивали, отчётные концерты. Для физического развития детей должны быть обо- рудованы и оснащены спортивными снарядами и инвентарём спортивные залы и площадки. В клубных объединениях для развития детей старшего

    77 11. Семья как субъект социально-культурной деятельности подросткового возраста необходимо организовывать встречи с представи- телями разных профессий, экскурсии на природу, посещение культурных мест.
    Важнейшим условием функционирования семьи являются дружные отношения между мужем и женой, между родителями и детьми, атмос- фера взаимного уважения друг к другу. Гармонизация внутрисемейных отношений – следующая задача социально-культурной деятельности.Как показывает опыт, большое количество родителей ощущают недостаток педагогических знаний и нуждаются в квалифицированной педагогиче- ской помощи. Эту помощь и призваны оказывать государственные и муни- ципальные учреждения культуры.
    Квалифицированная популяризация педагогических знаний среди взрослых членов семей должна осуществляться по следующим направ- лениям: а) ознакомление родителей с содержанием основных технологий воспитания детей (умственного, нравственного, эстетического и физиче- ского); б) ознакомление родителей с основами педагогики как науки, мето- дикой семейного воспитания, вопросами детской психологии; в) повы- шение общего интеллектуального уровня родителей.
    В ходе проводимой работы следует разъяснять родителям основные принципы воспитания: воспитание в коллективе и через коллектив, соче- тание требовательности и уважения к воспитанникам, систематичность и последовательность воспитательного воздействия, а также методику их осуществления в процессе семейной жизни. Большое внимание следует уделять ознакомлению родителей с вопросами возрастной психологии, с закономерностями физиологического и психологического развития детей разных возрастных категорий. Интерес родителей вызовут мероприятия, посвящённые режиму жизни детей разных возрастов, предупреждению и лечению детских заболеваний, контролю родителей за умственным, нравственным и физическим развитием детей.
    Методика популяризации педагогических знаний в учреждениях куль- туры включает формы и методы работы, позволяющие с наибольшей эффективностью вести работу среди родителей. Основными методами работы являются устная популяризация педагогических знаний, демон- страция произведений искусства, использование печатных изданий, теле- видения, радио, кино, современных информационных систем. Формами популяризации педагогических знаний являются лектории для родителей, университеты педагогических знаний, родительские конференции, вечера

    11. Семья как субъект социально-культурной деятельности вопросов и ответов, устные журналы, дни родителей, дни семейного отдыха, экскурсии родителей, клубы родителей, кружки по отдельным проблемам семейного воспитания, групповые консультации и индивиду- альные беседы специалистов (врачей, педагогов, психологов, работников правоохранительных органов) с родителями.
    Рекреация и обеспечение психологического комфорта должна осу- ществляться учреждениями культуры в различных формах органи- зации семейного отдыха. Основная задача таких мероприятий состоит не только в повышении культурного, педагогического уровня родителей, но и в стремлении наполнить время отдыха семьи разнообразным, инте- ресным содержанием. В программу такого мероприятия должны быть включены элементы развлекательного характера: подвижные и компью- терные игры, аттракционы, кинопутешествия, встречи с интересными людьми, выступления семейных коллективов.
    Учреждения культуры должны оказывать содействие семьям как субъ- ектам социально-культурной деятельности в организации и проведении ритуально-обрядовых мероприятий при рождении детей, их инициации
    (крещении, обрезании и пр.), заключении брачных союзов, чествовании юбиляров и награжденных, погребении умерших. Методика организации ритуально-обрядовых мероприятий должна в обязательном порядке учи- тывать национальную, социально-психологическую, профессиональную и возрастную специфику участников.
    Вопросы для самопроверки
    Дайте характеристику семье как социально-культурному инсти-
    1.
    туту общества.
    Охарактеризуйте основные задачи семьи как субъекта социально-
    2.
    культурной деятельности.
    Перечислите наиболее эффективные формы социально-культурной
    3.
    деятельности, используемые в семейном воспитании.

    79
    12. Ресурсная база социально-культурной деятельности
    Ресурсная база социально-культурной деятельности – совокупность нормативных, кадровых, финансовых, материальных, технических, твор- ческих, организационных и других ресурсов, обеспечивающих эффек- тивное проведение социально-культурных мероприятий.
    Элементами ресурсной базы социально-культурной деятельности явля- ются:
    – нормативно-правовая база;
    – кадровый ресурс и система подготовки специалистов;
    – финансовый ресурс;
    – материально-технический ресурс;
    – творческий ресурс;
    – организационные условия деятельности.
    Важнейшее значение имеет нормативно-правовая база социально- культурной деятельности учреждений культуры. Под нормативно- правовой базой понимается совокупность правовых и нормативных доку- ментов, регулирующих как саму социально-культурную деятельность, так и её всестороннее обеспечение.
    Деятельность культурных центров, дворцов культуры, театров, музеев, студий, клубов и библиотек города Москвы осуществляется на основе сле- дующих правовых актов:
    – Конституции Российской Федерации;
    – федеральных законов:
    – «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;
    – «О библиотечном деле»;
    – «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской
    Федерации»;
    – «О народных художественных промыслах»;
    – «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
    – «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате
    Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»;

    80 12. Ресурсная база социально-культурной деятельности
    – «О государственной поддержке кинематографии в Российской Феде- рации»;
    – «О национально-культурной автономии»;
    – «Об архивном деле в Российской Федерации»;
    – «О вывозе и ввозе культурных ценностей»;
    – Закона города Москвы «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры».
    Кроме того, к нормативной базе социально-культурной деятельности относятся различные подзаконные акты Правительства Российской Феде- рации, Правительства города Москвы, касающиеся проблем организации и проведения культурной деятельности, положения и уставы учреждений культуры.
    Важнейшим ресурсом социально-культурной деятельности является кадровый ресурс. Работники учреждений культуры относятся к трём основным категориям:
    – руководители учреждений и подразделений;
    – специалисты и творческие работники;
    – технический и вспомогательный персонал.
    От подготовленности специалистов первых двух категорий кадро- вого ресурса в значительной мере зависит успех деятельности учреж- дений культуры. Работники, относящиеся к техническому и вспо- могательному персоналу, всесторонне обеспечивают достижение результатов.
    Профессиональная подготовка руководителей – менеджеров социально-культурной деятельности – осуществляется на стыке куль- туры и управления. Менеджер социально-культурной деятельности должен обладать такими профессионально важными качествами, которые обеспечивают выполнение социально значимых задач сред- ствами культуры и искусства. Серьезным подспорьем для повышения профессиональной квалификации специалистов социально-культурной деятельности является обмен опытом между учреждениями культуры, учебно-методические сборы и семинары, регулярно проводимые на феде- ральном, региональном и местном уровнях.
    Менеджер социально-культурной деятельности является основным кадровым звеном всей системы социально-культурной деятельности. Он отвечает за организацию и проведение этой работы в государственных и муниципальных учреждениях культуры.

    81 12. Ресурсная база социально-культурной деятельности
    В его обязанности входит работа по следующим направлениям:
    – планирование и организация социально-культурной деятельности в различных условиях профессиональной деятельности людей;
    – организация работы и руководство самим учреждением культуры;
    – планирование и проведение социально-культурных мероприятий по месту жительства, развитие самодеятельного творчества населения и культурно-шефских связей между предприятиями и организациями своего района;
    – взаимодействие с органами государственного и муниципального управления на местах, учреждениями культуры, общественными, твор- ческими объединениями, мастерами культуры в интересах эстетического воспитания граждан;
    – выработка предложений и участие в наглядно-художественном оформлении окружающей социально-культурной среды;
    – изучение и удовлетворение эстетических интересов и запросов населения.
    Руководителям учреждений культуры в отношении кадрового ресурса предоставлены права принимать на работу и увольнять с работы пер- сонал, определять его численность и утверждать штатные расписания, устанавливать должностные оклады и доплаты за совмещение про- фессий, расширение зон обслуживания или увеличение объёма выпол- няемых работ, определять порядок, показатели и размеры премиро- вания.
    Для успешной организации социально-культурной деятельности огромное значение имеет финансовый ресурс. Денежные средства требу- ются при проведении культурных мероприятий, для содержания и экс- плуатации помещений учреждений культуры, оплаты труда штатных работников и привлекаемых специалистов.
    Согласно постановлению Правительства РФ № 609 от 26 июня 1995 го- да «Об основах хозяйственной деятельности и финансирования органи- заций культуры и искусства» (с изменениями и дополнениями) источни- ками финансирования социально-культурной деятельности являются:
    – ассигнования из государственного и регионального бюджетов, еже- годно определяемые органами власти;
    – сборы от продажи билетов, реализации творческой продукции, других видов хозяйственной деятельности и оказания платных услуг населению;

    82 12. Ресурсная база социально-культурной деятельности
    – поступления от проведения работ и мероприятий, оказание услуг по договорам с государственными, частными и общественными органи- зациями и предприятиями;
    – поступления из фондов развития культуры и искусства.
    По своему содержанию расходы на организацию социально-культурной деятельности делятся на нормированные и ненормированные. Финан- совое нормирование выражается в установлении единых измерителей затрат денежных средств по объектам финансирования, имеющим одина- ковые производственные признаки и объём деятельности. Кроме нормиро- ванных расходов, учреждения культуры осуществляют текущие ненорми- рованные расходы на приобретение и ремонт музыкальных инструментов, культурно-досугового имущества, оформительские работы, организацию культурно-массовых мероприятий и др.
    К материальным и приравненным к ним расходам относятся начис- ления на заработную плату, коммунальные, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки, приобретение книг для библиотек, инвентаря, оборудования и прочие расходы. Накопленные и неисполь- зованные средства фондов учреждений культуры в доход федерального или регионального бюджета не сдаются, а остаются в их распоряжении и используются по назначению в новом бюджетном году.
    Потребность в денежных средствах на социально-культурную деятель- ность исчисляется методом прямого подсчёта по сложившимся нормам расходов (исходя из количества намечаемых мероприятий). Учреждение культуры имеет самостоятельное финансовое хозяйство, составляя на каждый год финансовую смету, включающую доходную и расходную часть. За выполнение финансовой сметы несёт ответственность руководи- тель учреждения культуры.
    Все средства, поступающие в учреждения культуры из различных источников, включаются в доход учреждений и составляют их единый фонд финансовых средств. В учреждениях культуры за счёт средств общего дохода формируются следующие фонды: творческо-производственного и социального развития; заработной платы; материального поощрения; оплаты труда.
    Большое значение для успешной деятельности учреждений культуры имеет материально-технический ресурс:
    – недвижимый– здания, сооружения, обустроенная прилегающая тер- ритория и закреплённый земельный участок;

    83 12. Ресурсная база социально-культурной деятельности
    – движимый – специальное оборудование, техника, инвентарь для про- изводства культурных благ и обеспечения социально-культурной деятель- ности.
    Учреждение культуры и его структурные подразделения должны быть размещены в специально предназначенных или приспособленных зда- ниях и помещениях, доступных для населения, и оснащены средствами цифровой коммуникации. По размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, противо- пожарной безопасности, безопасности труда и быть защищены от воздей- ствия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности воздуха, запыленности, загрязненности, шума, вибрации и т. д.). В учреж- дении культуры должны быть приняты меры по обеспечению безопас- ности посетителей и персонала, защиты материальных ресурсов.
    Современный дом культуры, музей должны обладать необходимым количеством помещений, должным образом оборудованных для прове- дения социально-культурных мероприятий, текущей работы персонала.
    Осуществление этой деятельности производится в целях сохранения и восстановления зданий, где располагаются учреждения культуры.
    Должно быть обеспечено соответствие технического состояния зданий и их интерьеров современным эксплуатационным требованиям. Необхо- димо постоянно проводить реконструкцию внутренних и наружных ком- муникаций, систем пожарно-охранной сигнализации и автоматического пожаротушения. Учреждения культуры надо оснащать современным свето- и звукотехническим оборудованием и музыкальными инструмен- тами.
    Здания учреждений культуры должны проектироваться с учётом кли- матических, сейсмических и других условий. Они должны располагаться, как правило, в центральной части населённого пункта, либо района города.
    Само здание должно содержаться в хорошем состоянии, подходы к нему, прилегающая территория должны быть благоустроены, озеленены и кра- сиво оформлены.
    Помещения учреждения культуры делятся на три основные группы:
    – помещения для массово-зрелищной работы (зрительный зал, сцена, артистические и гримерные комнаты);
    – помещения для клубно-кружковой работы;
    – хозяйственно-обслуживающие помещения.

    84 12. Ресурсная база социально-культурной деятельности
    Особое значение имеет функциональное оборудование: мебель, худо- жественные произведения, убранство и «одежда сцены», технические сред- ства, электрооборудование, противопожарное и санитарно-техническое оборудование. Отделка и убранство учреждения культуры должно отве- чать четырем основным требованиям: всё должно быть удобно, уютно, красиво и просто.
    Творческий ресурс социально-культурной деятельности состоит из творческого потенциала её участников, а также наличия и возможности использования произведений культуры и искусства при организации и проведении культурной работы среди населения. Создание творческого ресурса – одна из самых трудных и значимых задач руководителя учреж- дения культуры.
    Путями формирования творческого потенциала социально-культурной деятельности в учреждении культуры являются:
    – отбор и привлечение к участию в социально-культурных мероприя- тиях людей, имеющих способности к музыкальному, танцевальному, худо- жественному и другому творчеству;
    – развитие творческих способностей у лиц, проявляющих интерес к социально-культурной деятельности;
    – популяризация творческих кружков и коллективов самодеятельного народного и технического творчества;
    – предоставление условий для индивидуального культурного творче- ства и самовыражения.
    Формированию творческого потенциала способствует деятельность, направленная на создание в учреждении культуры фондов и запасов раз- личных культурных ценностей и атрибутов социально-культурной дея- тельности: книг, журналов, справочников, партитур, сценариев, пьес, записей музыкальных и литературных произведений, кино-, видеоматери- алов, сценических костюмов, грима, элементов художественного оформ- ления и бутафории. Немаловажным направлением является формиро- вание в ходе социально-культурной деятельности творческой атмосферы среди участников. Огромную роль в этом деле играет творческий настрой самого руководителя учреждения культуры.
    Организационные условия обеспечивают взаимодействие всех вышепе- речисленных ресурсов для успешного осуществления деятельности. Они включают в себя целеполагание, планирование, реализацию, координиро- вание, мотивацию и контроль социально-культурной деятельности.

    12. Ресурсная база социально-культурной деятельности
    Организационные условия создаются для наиболее оптимального достижения целей деятельности путём конкретизации её задач, доведения их до участников и исполнителей, распределения функциональных обя- занностей, обеспечения необходимыми материальными, финансовыми и информационными ресурсами, организации творческих (рабочих) мест и чёткого взаимодействия.
    Таким образом, ресурсная база – это совокупность нормативных, кадровых, финансовых, материальных, технических, творческих, органи- зационных и других ресурсов, обеспечивающих эффективное проведение социально-культурных мероприятий.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта