Вайсеро К.И. Основы СКД. учебное пособие. 2016. Учебное пособие для студентов университета, обучающихся по направлению подготовки 38. 03. 04 Государственное и муниципальное управление
Скачать 2.26 Mb.
|
Вопросы для самопроверки По каким основаниям различаются уровни социально-культурных 1. мероприятий? Дайте характеристику уровней социально-культурных мероприятий 2. по содержанию творческих элементов в них. Дайте характеристику уровней социально-культурных мероприятий 3. по степени развития их форм. Дайте характеристику уровней социально-культурных мероприятий 4. по их готовности к практическому использованию. Назовите критерии оценки готовности социально-культурного 5. мероприятия. Перечислите основные формы социально-культурной деятельности. 6. Дайте характеристику конкретной форме социально-культурной 7. деятельности (по выбору). 48 7. Социально-культурная среда и её содержание Для понимания сущности социально-культурной среды принципи- альное значение имеет трактовка составных частей этого понятия в их диалектическом взаимодействии.Основной дидактической единицей в этой связке является слово «среда», которая понимается как окру- жение, обстановка, совокупность условий, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Как видно, это понятие охватывает огромное количество явлений окружающего мира, как с материальной, так и с идеальной его стороны. На протяжении многих лет под социально-культурной средой под- разумевались лишь объекты культуры и досуга, их материальная база, необходимая для удовлетворения духовных запросов людей в сфере свободного времени. Однако, развитая социально-культурная инфра- структура, сеть учреждений культуры, искусства, спорта с широким предложением благ является лишь элементом полноценной, жизненно необходимой человеку социально-культурной среды. Сущность социально-культурной среды можно раскрыть через содер- жание социальных и культурных условий, составляющих это поня- тие. Среди социальных условий ведущее значение играют: – социально-политическая и социально-экономическая обстановка; – социальный (половой, возрастной, профессиональный, рели- гиозный, национальный и др.) состав участников; – цели, ценности, нормы жизни, образцы поведения участников; – окружающий социально-психологический климат; – факторы социального взаимодействия, общения и восприятия. К условиям, составляющим культурную часть социально-культурной среды, относятся: – наличие материальных, духовных культурных ценностей; – возможность их непосредственного использования; – культурно-исторические традиции; – культурно-творческий потенциал людей. 49 7. Социально-культурная среда и её содержание Социально-политическая обстановка как одно из условий, состав- ляющих социально-культурную среду, довольно сильно влияет на культурную активность людей. Достаточно вспомнить, что в годы социально-политических перемен (бунтов, революций, реформ, войн) значительно меняется содержание культурной жизни общества. К при- меру, в годы Второй мировой войны сильное развитие получили такие массовые формы культурной деятельности, как кино, разножанровые концерты, в период массового освободительного движения – митинги- концерты, во время «афганской» и «чеченской» войны – фестивали сол- датской «бардовской» песни. Мирное время благоприятствует развитию игровых форм социально-культурной деятельности, способствует инди- видуальному культурному познанию людей. Органы государственного и муниципального управления как эле- мент государственной системы всегда испытывают на себе влияние изменений социально-политической обстановки в стране. Правда, сле- дует отметить, что это влияние имеет несколько отложенный характер. Иными словами, изменения в социально-культурной среде государ- ства под воздействием этого влияния происходят с некоторым запоз- данием. Социально-экономическая обстановка также влияет на активность развития тех или иных форм социально-культурной деятельности. Экономический рост способствует расцвету сложных, финансово затратных форм, а в годы экономических кризисов наблюдается пре- имущественное развитие достаточно примитивных форм культурной жизни. Например, начало XXI века в России связано с повышением экономической активности. В этот момент можно наблюдать рост посещаемости театральных представлений, дорогостоящих концертов, просмотр качественных кинофильмов, увеличение количества про- грамм культурного и историко-этнографического туризма. Увеличива- ется вложение средств в развитие изобразительного искусства, архи- тектурное оформление зданий и помещений, развитие технических средств культурной деятельности, информатизацию музеев и биб- лиотек. Принято считать, что культурная среда создаётся профессиональ- ными работниками культуры, художниками, дизайнерами, другими представителями творческой интеллигенции, которые призваны предо- ставить человеку некое культурное пространство для их творческого 50 7. Социально-культурная среда и её содержание сотрудничества и взаимодействия. От того, каков их социальный состав, цели, ценности, нормы жизни, образцы поведения, зависит качество социально-культурной среды, окружающей человека. При значительной разнородности полового, возрастного и профес- сионального состава участников социально-культурной деятельности также наблюдается заметное разнообразие этих признаков среди работ- ников государственных учреждений культуры и нештатного актива. Это условие положительно влияет на содержательную композицию создава- емых ими социально-культурных мероприятий. Различие в культурных интересах, пристрастиях, моде создателей культурных ценностей позво- ляет лучше удовлетворить культурные потребности всех участников социально-культурной деятельности. Большое влияние на качество социально-культурной среды имеет также религиозный и национальный состав активных участников социально-культурной деятельности. Эти условия значительно опреде- ляют их жизненные цели, ценности, нормы и поведение, а они, в свою очередь, сильно влияют на форму и содержание создаваемых художе- ственных образов. От направленности этих образов во многом зависит формирование в трудовых коллективах социально-психологического климата, социального взаимодействия, норм общения и восприятие людей друг другом. Социальный состав участников культурной дея- тельности изменчив и зависит от большого числа факторов, начиная от места расположения и заканчивая демографической ситуацией. Наличие и возможность использования материальных и духовных культурных ценностей является главным культурным условием социально-культурной среды, а сами культурные ценности составляют её основу. От того, как, сколько и какие произведения культуры и искус- ства используются, зависит содержание социально-культурного воздей- ствия на людей; оно может быть содержательным, всесторонним или примитивным, односторонним. К условиям, составляющим культурную часть социально-культурной среды, также относятся культурно-исторические традиции и культурно- творческий потенциал людей. В нашей стране имеются устоявшиеся культурно-творческие традиции, своими корнями уходящие в народную культуру. Поэтому создание и проведение социально-культурных меро- приятий с использованием традиционных культурных норм является залогом их эффективности и успеха. 51 7. Социально-культурная среда и её содержание Культурно-творческий потенциал является одним из самых трудно формируемых условий социально-культурной среды. Он зависит не только от наличия определённого количества людей, имеющих задатки к творческой деятельности, но и от кропотливой педагогической работы по развитию этих задатков в творческие способности. Поэтому одной из важнейших задач социально-культурной деятельности является привлечение людей к активному участию в проводимых мероприя- тиях. Социально-культурная среда города Москвы как крупного столич- ного мегаполиса предполагает наличие трёх обязательных элементов: – активных субъектов социально-культурной деятельности в лице представителей власти, руководителей учреждений культуры, исполни- телей, художников, писателей, музыкантов и др.; – социальных групп и отдельных людей – населения, трудовых кол- лективов и людей, участвующих в мероприятиях в качестве зрителей; – процесса социально-культурного взаимодействия (творчества, тре- нировки, воздействия, менеджмента). Социально-культурная среда людей включает в себя множество составных элементов – микросред культурно-досугового общения. К ним относятся: – среда личностного общения (в трудовом коллективе, семье, вне семьи); – среда внеличностного общения (влияние средств массовой инфор- мации, погружение в мир произведений искусства, общение с природой, животными и т. д.); – среда досугового общения по непрофессиональным интересам, вре- менным увлечениям. Существовавший на протяжении многих лет определённый авторитет традиционного Дворца культуры сегодня нуждается в ребрендинге. Многочисленные начинания, предпринимаемые в органах местного самоуправления, – один из самых характерных признаков современной социально-культурной среды на местах. Они разнообразят и повышают качество культурного общения людей. Таким образом, социально-культурная среда – это совокуп- ность социальных и культурных условий, в которых осуществляется социально-культурная деятельность в конкретное время и в конкрет- ном месте. 7. Социально-культурная среда и её содержание Вопросы для самопроверки Что такое социально-культурная среда? 1. Назовите социальные условия социально-культурной среды. 2. Назовите культурные условия социально-культурной среды. 3. Каким образом социально-политическая обстановка влияет на изме- 4. нение характера социально-культурной деятельности? Перечислите обязательные элементы социально-культурной среды 5. города Москвы. Перечислите и раскройте микросреды культурно-досугового 6. общения людей. 53 8. Сущность современной социально-культурной политики государства Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) – совокупность принципов и норм, кото- рыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность госу- дарства в области культуры. Государственная культурная политика Российской Федерации на современном этапе имеет ряд сущностных признаков. В первую очередь, это политика культурного плюрализма в условиях идеологического мно- гообразия (ст. 13 Конституции Российской Федерации). Во-вторых, это политика, обеспечивающая необходимые условия для реализации консти- туционных прав граждан на свободу творчества, доступ к культурным цен- ностям, политика, направленная на сохранение исторического и культур- ного наследия. В-третьих, это политика государственного патернализма в отношении культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (в России 65 этносов относятся к малочисленным, из них 40 – народы Севера, Сибири и Дальнего Востока). В-четвертых, это политика уважительного отношения к иной культуре, обычаям, рели- гиям, множественности региональных и этнических культур, партнёрских отношений государства, бизнеса, гражданского общества. Российская Федерация признает равное достоинство культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целост- ность российской культуры посредством законодательного регулирования федеральной государственной культурной политики и федеральных госу- дарственных программ сохранения и развития культуры. Органы госу- дарственной власти и управления Российской Федерации в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех государственных про- граммах экономического, экологического, социального, национального развития. 54 8. Сущность современной социально-культурной политики государства На государственную культурную политику накладывает свой отпе- чаток и то, что Россия – многонациональное (176 народов и этнических групп), многоконфессиональное (около 70 конфессий, 21 тыс. религиозных организаций) государство. В стране зарегистрировано 15 федеральных национально-культурных автономий (ФНКА), более 300 региональных и местных, более тысячи других национальных общественных органи- заций. Культурно-национальная автономия означает право указанных этни- ческих общностей на свободную реализацию своей культурной само- бытности посредством создания на основании волеизъявления населения или по инициативе отдельных граждан национальных культурных цен- тров, национальных обществ и землячеств. Государственная поддержка национально-культурного развития народов России, реализация Кон- цепции государственной национальной политики Российской Федерации происходит через федеральные и региональные программы развития и сохранения культуры и искусства. Государство через Министерство культуры Российской Федерации ежегодно принимает участие в финанси- ровании мероприятий по поддержке славянской, в первую очередь, рус- ской культуры, а также культур тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России. Государственная поддержка культуры – это не только деньги, которые выделяются на содержание организаций культуры, проведение меропри- ятий, но и формирование правового поля нормативной базы в области культуры, искусства, кинематографии, национальных отношений, содей- ствие развитию многостороннего сотрудничества в этой сфере. Сейчас делается упор на более эффективное использование уже имеющегося потенциала культурного наследия, сохранение единого культурного про- странства и расширение культурного предложения с целью выравнивания возможностей доступа к культурным ценностям россиян, представляющих разные территории, этнические и социальные труппы, формирование социально-ориентированной творческой личности, патриота и гражда- нина, активно участвующего в преобразованиях и модернизации россий- ского общества. В Российской Федерации культурная деятельность является неотъем- лемым правом каждого гражданина независимо от национального и соци- ального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, 55 8. Сущность современной социально-культурной политики государства профессии или других обстоятельств. Права человека в области куль- турной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных дви- жений, политических партий, этнических общностей, этноконфессио- нальных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений. Право человека заниматься творческой деятельностью может осущест- вляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (люби- тельской) основе. Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства. Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценно- стям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законо- дательством Российской Федерации. Лицам, не достигшим восемнад- цати лет, гарантируется право бесплатного посещения музеев один раз в месяц. Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности социально-культурной деятельности, культурных ценностей и благ. В целях обеспечения общедоступности культурной дея- тельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы госу- дарственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны: – поощрять, в том числе через налоговую и ценовую политику, дея- тельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремёс- лами; – создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и мас- сового начального художественного образования, прежде всего, посред- ством гуманизации всей системы образования, поддержки и развития сети специальных учреждений и организаций – школ искусств, студий, курсов, сохранения бесплатности для населения основных услуг библиотек всех ведомств, любительского искусства (самодеятельного художественного творчества); 56 8. Сущность современной социально-культурной политики государства – стимулировать посредством налоговых льгот, кредитов, приори- тетной передачи зданий и другими способами создание и деятельность государственных и негосударственных, в том числе частных организаций культуры, способствовать развитию их материально-технической базы; – осуществлять бюджетное финансирование государственных органи- заций культуры и при необходимости принимать долевое участие в финан- сировании негосударственных организаций культуры; – способствовать развитию благотворительности, меценатства и спон- сорства в области культуры; – осуществлять свой протекционизм (покровительство) в области куль- туры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения; – публиковать для сведения населения ежегодные данные о социально- культурной ситуации. Граждане России имеют право создавать ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения. Органы государ- ственной власти и управления, органы местного самоуправления не вме- шиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государ- ственных и негосударственных организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведёт к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. Российская Федерация признает исключительную роль творческого работника в культурной деятельности, его свободы, моральные, экономи- ческие и социальные права. Государство взяло на себя обязанности: – стимулировать деятельность творческих работников, направленную на повышение качества жизни народа, сохранение и развитие культуры; – обеспечивать условия труда и занятости творческих работников таким образом, чтобы они имели возможность в желательной для них форме посвятить себя творческой деятельности; – способствовать росту спроса со стороны общества и частных лиц на продукцию творчества в целях расширения возможностей творческих работников получать оплачиваемую работу; – совершенствовать систему социального обеспечения творческих работников с учётом специфики творческой деятельности; – способствовать материальному обеспечению, социальной защите, свободе и независимости творческих работников и педагогов, посвяща- ющих свою деятельность традиционной и народной культуре; 57 8. Сущность современной социально-культурной политики государства – совершенствовать систему налогообложения творческих работников с учётом специфики их деятельности; – содействовать творческим работникам в расширении международных творческих контактов; – расширять возможности участия женщин в различных областях культурной деятельности; – реализовать положения принятой ООН Декларации прав ребенка, учитывающие специфику ребенка, занимающегося творческой деятельно- стью; – обеспечивать для творческих работников льготные условия доступа к соответствующим учреждениям образования, библиотекам, музеям, архивам и другим организациям культуры. Реализация культурной политики, учитывающей указанные требо- вания, предполагает практику госзаказа, участие государства в обеспе- чении сферы культуры трудовыми, финансовыми и материальными ресур- сами, создании эффективной правовой базы, принятие протекционистских мер в поддержку отечественной культуры. Культурное наследие народов Российской Федерации, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библи- отек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий худо- жественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат прива- тизации. Министерство культуры Российской Федерации определило, что глав- ными задачами на современном историческом этапе являются: – разработка новой федеральной целевой программы развития куль- туры; – реформа оплаты труда работников отрасли; – совершенствование нормативно-правовой базы, усиление борьбы с пиратством, создание условий для меценатов и спонсоров культуры; – внедрение конкурсно-контрактного принципа трудовых отношений, включая управленческие структуры, директорский корпус; – модернизация информационно-технической и материально-техни- ческой базы отрасли; – совершенствование сотрудничества всех органов исполнитель- ной власти по реализации федеральных программ в сфере куль- туры. |